Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 167805-5 О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

у Президента РФ
29.07.2009

Номер законопроекта:167805-5
Комментарий законопроекта:в части уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
Дата внесения законопроекта в ГД:27.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/167805-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Дата изменения статуса/фазы:29.07.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:216-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №167805-5 О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

в части уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Дата заседания 17.07.2009, номер заседания 106, строк в стенограмме 2562

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (новая редакция статьи).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

670 Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 178

671 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад первого заместителя

672 председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и

673 процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева.

674

675 Пожалуйста, Владимир Сергеевич.

676

677 ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

678

679 Спасибо, Борис Вячеславович.

680

681 Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что указанным законопроектом

682 предлагается изложить в новой редакции статью 178 Уголовного кодекса

683 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции". Предлагается

684 установить ответственность за наиболее опасные виды запрещённых действий,

685 признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, в том числе за

686 установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены

687 товара, ограничение доступа на рынок, необоснованный отказ или уклонение от

688 заключения договора.

689

690 Текст полностью подготовлен к процедуре третьего чтения. Правовое управление

691 Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и

692 юридико-технического характера по данному законопроекту не имеет. Комитет

693 Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и

694 процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять

695 проект федерального закона в третьем чтении.

696

697 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

698

699 Есть ли желающие выступить по мотивам? Депутат Рохмистров.

700

701 Проект федерального закона выносится на "час голосования".

702

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1215 По пункту 5 по мотивам выступает Рохмистров Максим Станиславович.

1216

1217 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Наша

1218 фракция достаточно большое внимание уделяет антимонопольному регулированию, и

1219 сегодня это не последний вопрос в повестке дня, который этот аспект

1220 затрагивает. Наша фракция поддерживает предложения в части усиления

1221 ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В том числе

1222 хотелось бы обратить внимание на то, что борьба с коррупцией зависит именно

1223 от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, потому что

1224 зачастую чиновники используют дырки в законах, когда лишают предприятия и

1225 организации права участвовать в конкурсах, аукционах, заключая прямые

1226 договора, и не несут за это никакой ответственности.

1227

1228 Фракция поддержит настоящий законопроект. Считаем, что Государственная Дума

1229 должна больше уделять этому внимания и как можно серьёзней подходить к

1230 вопросам антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

1231

1232 Спасибо.

1233

1234 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1235

1236 Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О

1237 внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации". Кто

1238 за? Прошу голосовать.

1239

1240 Включите режим голосования.

1241

1242 Покажите результаты голосования.

1243

1244 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 51 сек.)

1245 Проголосовало за 441 чел.98,0%

1246 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1247 Воздержалось 0 чел.0,0%

1248 Голосовало 441 чел.

1249 Не голосовало 9 чел.2,0%

1250 Результат: принято

1251

1252 Принято.

1253

Дата заседания 15.07.2009, номер заседания 105, строк в стенограмме 10413

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (новая редакция статьи; принят в первом чтении 22 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6966 Переходим к пункту 9. Проект федерального закона "О внесении изменения в

6967 статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Владимир

6968 Сергеевич Груздев, первый заместитель председателя Комитета по гражданскому,

6969 уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

6970

6971 ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.

6972

6973 Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменения в статью

6974 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" внесён Правительством России 27

6975 февраля 2009 года, рассмотрен Государственной Думой в первом чтении 22 мая

6976 2009 года.

6977

6978 Указанным законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 178

6979 Уголовного кодекса "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции".

6980 Предлагается установить ответственность за наиболее опасные виды запрещённых

6981 действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, в том числе

6982 за установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены

6983 товара, ограничение доступа на рынок, необоснованный отказ или уклонение от

6984 заключения договора. Указанные изменения обусловлены особенностями применения

6985 норм антимонопольного законодательства.

6986

6987 К законопроекту поступило пятнадцать поправок, они разбиты на две таблицы:

6988 таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и таблицу поправок,

6989 рекомендованных к отклонению. В первой таблице - поправок, рекомендованных к

6990 принятию, - одна поправка, я предлагаю её рассмотреть.

6991

6992 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 включает в себя одну

6993 поправку, которую комитет рекомендует принять. Нет желающих обсуждать эту

6994 поправку? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Пожалуйста, голосуйте.

6995

6996 Пожалуйста, покажите результаты.

6997

6998 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 36 сек.)

6999 Проголосовало за 389 чел.86,4%

7000 Проголосовало против 0 чел.0,0%

7001 Воздержалось 0 чел.0,0%

7002 Голосовало 389 чел.

7003 Не голосовало 61 чел.13,6%

7004 Результат: принято

7005

7006 Таблица принимается.

7007

7008 Таблица 2, четырнадцать отклонённых поправок. Никто не настаивает на

7009 обсуждении? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Пожалуйста, голосуйте.

7010

7011 Покажите результаты.

7012

7013 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 09 сек.)

7014 Проголосовало за 387 чел.86,0%

7015 Проголосовало против 0 чел.0,0%

7016 Воздержалось 0 чел.0,0%

7017 Голосовало 387 чел.

7018 Не голосовало 63 чел.14,0%

7019 Результат: принято

7020

7021 Принимается таблица.

7022

7023 Ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении

7024 изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации".

7025

7026 Включите режим голосования.

7027

7028 Пожалуйста, покажите результаты.

7029

7030 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 43 сек.)

7031 Проголосовало за 400 чел.88,9%

7032 Проголосовало против 0 чел.0,0%

7033 Воздержалось 0 чел.0,0%

7034 Голосовало 400 чел.

7035 Не голосовало 50 чел.11,1%

7036 Результат: принято

7037

7038 Принято.

7039

Дата заседания 22.05.2009, номер заседания 96, строк в стенограмме 9892

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (новая редакция статьи).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3590 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы проголосовали все законы, и у

3591 нас на фиксированное время поставлен пункт 29. О проекте федерального закона

3592 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"

3593 докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации

3594 руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев.

3595

3596 Пожалуйста, Игорь Юрьевич.

3597

3598 АРТЕМЬЕВ И. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

3599 руководитель Федеральной антимонопольной службы.

3600

3601 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему

3602 вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в

3603 статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесённый в

3604 Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Основная цель

3605 внесения изменений в статью 178 Уголовного кодекса - сделать её более

3606 действенной и применимой, нежели это было раньше. Фактически после принятия

3607 статьи 178 в середине 90-х годов по целому ряду причин, заложенных в самой

3608 конструкции статьи, она не применялась. А это значит, что такие важные

3609 действия со стороны государства, как ограничение и пресечение картельных

3610 сговоров, то есть, по сути говоря, сговоров по ценам, когда ряд компаний,

3611 которые доминируют на рынке, сговариваются друг с другом и без всяких

3612 экономических обоснований повышают цены на свою продукцию для наших граждан,

3613 или, скажем, когда они занимаются разделом рынка, когда одна

3614 компания-монополист торгует в Сибири, а другая - в европейской части России,

3615 что тоже неминуемо приводит к повышению цен, или, скажем, когда они

3616 сговариваются на тендерах за государственные закупки, когда цены не падают, а

3617 могут даже в некоторых случаях быть зафиксированы, и таким образом

3618 государство из бюджета вынуждено покрывать аппетиты монополистов и так далее,

3619 - вся эта практика картелей, которая зафиксирована в законодательствах разных

3620 стран (я могу привести в качестве примера Канаду, где эта практика прямо

3621 зафиксирована в статье о мошенничестве), оставалась непресечённой.

3622

3623 Традиционно борьбой с картелями занимаются антимонопольные органы, потому что

3624 конечным итогом такой деятельности является монополизация рынка, повышение

3625 цен, снижение качества товаров, чем наносится огромный ущерб и потребителям,

3626 то есть прежде всего гражданам России, и государству. Для того чтобы эту

3627 ситуацию изменить, в течение последних четырёх лет российское правительство

3628 занималось разработкой статьи 178 Уголовного кодекса, которая сегодня и

3629 представляется вашему вниманию.

3630

3631 Предлагается по примеру других стран, у которых эта практика развита была

3632 достаточно давно, считать картельные сговоры или иные ограничивающие

3633 конкуренцию соглашения одними из наиболее опасных экономических преступлений

3634 и уголовную ответственность за это, которая была номинально введена ещё в

3635 90-е годы, сделать реальной, соответственно, эта деятельность при

3636 взаимодействии антимонопольного органа и правоохранительных органов должна

3637 пресекаться. Вот основная цель статьи 178 - это по двум квалифицирующим

3638 признакам, по размеру ущерба либо незаконно полученного дохода, определить в

3639 случае выявления картелей или ограничивающих конкуренцию согласованных

3640 действий соответствующие меры ответственности, поскольку это является

3641 преступлением уже и сейчас на основании старой статьи Уголовного кодекса (и

3642 везде в мире это так), то есть определить соответствующую степень наказания.

3643

3644 Я сразу хочу сказать, что в составах, которыми занимается антимонопольный

3645 орган, именно картели и согласованные действия являются самыми опасными

3646 нарушениями и преступлениями. И к сожалению, в силу самой монополизации

3647 экономики в каком-то смысле это связано с тем, что приватизация, которая

3648 проходила в 90-х годах, - она проводилась, так сказать, большими кусками и не

3649 сопровождалась демонополизационным эффектом. У нас действительно на очень

3650 многих рынках работают одна, две, три компании. И если руководители этих

3651 компаний встречаются и сговариваются о ценах, и если товар невозможно ничем

3652 заменить (а как заменить бензин, скажем, при низких температурах на

3653 российском Севере или чем можно заменить лекарство, которое для лечения

3654 именно конкретной болезни является единственно возможным?), то потребитель

3655 вынужден платить очень большую цену за эти товары. Соответственно, именно за

3656 эти нарушения предусматривается непосредственное наступление уголовной

3657 ответственности.

3658

3659 Что же касается такой очень широко распространённой практики нарушения

3660 антимонопольного законодательства, как злоупотребление доминирующим

3661 положением, то российское правительство предлагает специальный механизм,

3662 когда только в результате неоднократного нарушения руководителем, физическим

3663 лицом, статьи 10 антимонопольного закона и соответственно статьи 178 в части

3664 злоупотребления доминирующим положением будет наступать уголовная

3665 ответственность. Иными словами, за менее тяжкие, хотя и тоже очень опасные

3666 для экономики нашей страны, правонарушения и преступления ответственность

3667 будет наступать не сразу.

3668

3669 Таким образом, в текст Уголовного кодекса возвращается административная

3670 преюдиция, и спор вокруг административной преюдиции, насколько

3671 административные нарушения могут служить прологом для введения в действие уже

3672 уголовного наказания, продолжался все эти четыре года, пока правительство

3673 обсуждало это с юристами, правоведами, самыми лучшими специалистами нашей

3674 страны. Могу сказать, что однозначной точки зрения по поводу возвращения в

3675 Уголовный кодекс административной преюдиции в настоящее время нет. И вот тот

3676 текст, который мы сегодня имеем, - он возвращает её, потому что так решило

3677 российское правительство, желая смягчить возможную ответственность

3678 предпринимателей за эти не самые страшные и не самые тяжёлые по своим

3679 последствиям нарушения антимонопольного законодательства. В остальном

3680 сохранена та конструкция, которая, собственно, и была принята в середине 90-х

3681 годов в статье 178 Уголовного кодекса. Сразу же хочу подчеркнуть, что

3682 антимонопольный орган не претендует на то, чтобы получить в своё распоряжение

3683 какие-то дополнительные права и полномочия, скажем, право на

3684 оперативно-розыскную деятельность или право на обыски. Ничего мы такого себе

3685 не просим, мы как и были, так и останемся в этом случае экономическим

3686 ведомством, которое в случае выявления признаков преступлений будет

3687 обращаться в Генеральную прокуратуру, в Следственный комитет при прокуратуре

3688 Российской Федерации, в Министерство внутренних дел, которые в соответствии

3689 со своими процедурами дальше уже будут проводить всю эту процедуру на

3690 основании санкций судов и так далее. Наше дело остаётся прежним, мы будем

3691 заниматься тем же, чем мы занимаемся, а именно расследованием этой категории

3692 экономических преступлений, только, если вы это поддержите и, скажем, к осени

3693 эта статья заработает, у нас появится реальная возможность очень серьёзно

3694 добиваться снижения цен в результате пресечения вот этих самых картельных

3695 сговоров, которыми, мы убеждены, российская экономика поражена очень серьёзно

3696 и тяжело. Если в других странах ежегодно раскрываются несколько десятков

3697 крупных, в том числе транснациональных, картелей, то в существовании

3698 международных картелей на территории России сомневаться не приходится. Так

3699 получилось, что мы за пятнадцать лет фактически ничего не смогли предпринять

3700 ни в законодательной сфере, ни на практике для борьбы с этим огромным злом, а

3701 это действительно наша с вами ответственность. Поэтому просим поддержать

3702 проект, который внесло Правительство Российской Федерации, в первом чтении.

3703

3704 Благодарю.

3705

3706 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Игорь Юрьевич.

3707

3708 Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому,

3709 уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Груздева

3710 Владимира Сергеевича.

3711

3712 ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.

3713

3714 Уважаемые коллеги, проектом закона предусматривается возможность привлечения

3715 к уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства,

3716 которые повлекли недопущение, ограничение или устранение конкуренции,

3717 причинили крупный ущерб - на сумму свыше 1 миллиона либо повлекли извлечение

3718 дохода в крупном размере - на сумму свыше 5 миллионов рублей.

3719

3720 Законопроектом предлагается установить ответственность за злоупотребление

3721 доминирующим положением, в том числе за установление и поддержание монопольно

3722 высокой или монопольно низкой цены товара, ограничение доступа на рынок,

3723 необоснованный отказ или уклонение от заключения договора.

3724

3725 Согласно новой редакции статьи 178 Уголовного кодекса злоупотребление

3726 доминирующим положением признаётся уголовно наказуемым при условии, что такое

3727 нарушение имеет признак неоднократности, то есть лицом совершается более двух

3728 таких действий в течение трёх лет, за которые такое лицо было привлечено к

3729 административной ответственности. Тем самым предлагается исключить

3730 возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, впервые совершивших

3731 подобные деяния.

3732

3733 Также предлагается добавить признак причинения особо крупного ущерба и

3734 извлечения дохода в особо крупном размере. Проект сохраняет размер крупного

3735 ущерба, который сегодня установлен статьёй 178 Уголовного кодекса, - 1

3736 миллион рублей. Вместе с тем проект определяет и размер особо крупного

3737 ущерба, под которым признаётся ущерб, сумма которого превышает 3 миллиона

3738 рублей.

3739

3740 Кроме того, законопроектом предусматриваются специальные правила освобождения

3741 от уголовной ответственности лиц, которые своими действиями способствовали

3742 пресечению или расследованию, в том числе раскрытию, преступления при

3743 условии, что в таких действиях не содержится иного состава преступления.

3744

3745 Хочу заметить, что темпы выхода экономики из кризиса зависят не только от

3746 принятия согласованных антикризисных мер, но и от поддержания честной

3747 конкуренции. Сегодня особенно велик соблазн воспользоваться слабостью

3748 конкурента, а дальше начинает действовать принцип домино: упадёт один и

3749 потянет за собой остальных. Введение уголовной ответственности за нарушение

3750 антимонопольного законодательства, на наш взгляд, будет превентивной мерой по

3751 недопущению подобных правонарушений.

3752

3753 Необходимо, однако, отметить, что некоторые положения законопроекта требуют

3754 доработки ко второму чтению. Докладчик в своём выступлении уже сказал, что

3755 законопроект вводит административную преюдицию. При этом законопроект, говоря

3756 о совершении двух нарушений в течение трёх лет, чётко не соотносится с

3757 положением статьи 4.6 Кодекса об административных правонарушениях, согласно

3758 которому лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение

3759 одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении

3760 административного наказания. Ну и вообще, любое административное

3761 правонарушение требует установления факта и даты правонарушения. Законопроект

3762 говорит о длящемся правонарушении.

3763

3764 В своём заключении Верховный Суд также высказал ряд замечаний, но при этом

3765 считает, что необходимо поддержать принятие законопроекта в первом чтении и

3766 учесть эти замечания при его доработке ко второму чтению.

3767

3768 Наш комитет рекомендует Государственной Думе поддержать указанный

3769 законопроект в первом чтении.

3770

3771 Спасибо.

3772

3773 Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы

3774 Н. В. Герасимова

3775

3776 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.

3777

3778 Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Три

3779 вопроса: Багаряков, Федоткин и Рохмистров.

3780

3781 Пожалуйста, Багаряков.

3782

3783 БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.

3784

3785 Уважаемый Игорь Юрьевич, название вашей службы очень такое грозное - ФАС,

3786 функции у неё вполне серьёзные. И сегодня в вашем выступлении несколько раз

3787 звучали слова "картельный сговор" и так далее. Могли бы вы привести пример из

3788 вашей работы: как вы расследовали картельные сговоры на рынке нефтепродуктов

3789 в конце прошлого года, когда цены на нефть упали, а цены на бензин стали

3790 высокими? Это первый вопрос.

3791

3792 И второй вопрос, подобный. Он касается валютного рынка, когда курс доллара

3793 рос, часть банков наживались, зная об этом, и толкали курс доллара вверх.

3794

3795 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

3796

3797 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое за ваши вопросы.

3798

3799 Было возбуждено в общей сложности более двухсот дел в отношении нефтяных

3800 компаний, причём против четырёх из них, крупнейших, по каждой компании, было

3801 возбуждено по два дела: первое - за монопольно высокие цены весной и летом

3802 прошлого года, когда ещё не было серьёзного снижения, а вторая четвёрка самых

3803 крупных дел, где границами рынка были определены границы Российской

3804 Федерации, - за неснижение цен. Эти дела сейчас находятся в судебных органах.

3805 Что касается этих крупных дел, соотношение выигранных и проигранных дел, пока

3806 в первых инстанциях, примерно равное. Штрафные санкции, начисленные нефтяным

3807 компаниям, в общей сложности измеряются примерно 5 миллиардами рублей.

3808 Естественно, они пойдут не в Федеральную антимонопольную службу, если удастся

3809 победить, а в федеральный бюджет. Всего из этих двухсот дел в регионах мы уже

3810 сегодня имеем порядка тридцати положительных решений судов по локальным

3811 рынкам, когда согласованным образом компании сговаривались и повышали цены.

3812 Есть также и проигранные дела.

3813

3814 Поэтому в общем количестве таких дел... Мы, правда, в большей степени из-за

3815 отсутствия такой статьи 178 квалифицируем их часто не по статье 11 о сговоре,

3816 потому что очень трудно предоставить доказательства при отсутствии именно

3817 уголовных составляющих и возможностей со стороны наших смежников - я имею в

3818 виду силовые структуры - проводить оперативно-розыскные мероприятия, а по

3819 статье 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим

3820 положением". Примерно две трети идёт по статье 10, а одна треть - по статье

3821 11. В целом она применяется. В общем, из известных дел, кроме нефтяного

3822 рынка, я могу напомнить вам дела по крупнейшим телефонным компаниям мобильной

3823 связи, например так называемое дело "Мегафона".

3824

3825 Что касается валютного рынка, то в данном случае этот рынок является

3826 абсолютно конкурентным либо в силу федерального законодательства этот рынок

3827 контролируется Центральным банком. Поэтому там просто нет нашей компетенции,

3828 Федеральной антимонопольной службы. К сожалению или нет, но это так сегодня.

3829

3830 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич.

3831

3832 Депутат Федоткин. Ваш вопрос, Владимир Николаевич.

3833

3834 Включите, пожалуйста, микрофон.

3835

3836 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Игорь Юрьевич, вопрос это не новый, он звучал в

3837 стенах Думы многократно, и в нынешнем созыве, и в прежние годы. Вы правильно

3838 говорите, что есть отдельные положения в законопроектах, вы сказали такую

3839 фразу (я даже записал ее): эти положения не применялись государством. Вы не

3840 сказали почему. Про Канаду вы сказали, что там причина - мошенничество, а

3841 какая причина у нас?

3842

3843 В связи с этим второй вопрос: а где гарантия, что, если сегодня мы, допустим,

3844 поддержим этот законопроект, вы хорошо говорили, то же мошенничество или

3845 другая какая-нибудь причина позволят ему работать? То есть: причины, почему

3846 не использовались, и где гарантии.

3847

3848 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.

3849

3850 Пожалуйста, отвечайте.

3851

3852 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Большое спасибо, Владимир Николаевич, за этот вопрос.

3853

3854 Суть в том, что дело по старой редакции статьи 178 не может быть возбуждено,

3855 если антимонопольный орган либо правоохранительные органы не докажут

3856 нанесения прямого непосредственного ущерба компанией в процессе

3857 противоправной деятельности. По соответствующей норме

3858 Уголовно-процессуального кодекса под непосредственным ущербом подразумевается

3859 непосредственное повреждение имущества, ну, то есть кто-то взял топором

3860 разрубил там, я не знаю, стол, стул, телефон, уничтожил что-то, повредил,

3861 уничтожил имущество. В наших же с вами составах, которые мы обсуждаем

3862 сегодня, когда компании сговариваются и повышают цены, они ничего топором не

3863 рубят, иными словами, непосредственный ущерб равен нулю. А статья так

3864 написана, что, раз ущерб равен нулю, возбудить уголовное дело невозможно - и

3865 ни Следственный комитет МВД, ни прокуратура не имели такой возможности. В

3866 этом была причина. После того как мы это осознали, мы в течение четырёх лет

3867 занимались подготовкой новой редакции, которой теперь, помимо критерия ущерба

3868 иного, вводится ещё так называемый критерий незаконно полученного дохода. Мы

3869 умеем его считать, то есть если компания сговорилась, повысила цену, то мы

3870 возьмём разницу между сговорной ценой и реальной у конкурентов, умножим на

3871 оборот проданных товаров и предъявим вам, покажем эту сумму. И если она будет

3872 превышать порог, будет возбуждаться уголовное дело, и здесь ничего сложного

3873 мы не видим. Естественно, на всех стадиях у компании будет возможность

3874 защищать свои интересы. Здесь это делается достаточно чётко и понятно, по

3875 ясной совершенно методике и процедуре.

3876

3877 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3878

3879 Депутат Кашин Борис Сергеевич, ваш вопрос.

3880

3881 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

3882

3883 Игорь Юрьевич, сейчас вся страна встала на уши из-за ситуации с тарифами на

3884 электроэнергетику, которые Чубайс протолкнул, а потом сам ушёл. Но среди

3885 массы проблем, связанных с этим регулированием цен, возникает новая: есть

3886 опасность монополизирования рынка сбытовых услуг, значит, электроэнергии. И я

3887 просто столкнулся с этим в Вологодской области: сильная компания, которая

3888 хочет и могла бы этим заниматься, не может фактически из-за монополизации.

3889 Как вы собираетесь с этой проблемой бороться?

3890

3891 Спасибо.

3892

3893 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Я прежде всего хочу поблагодарить Государственную Думу и Совет

3894 Федерации. Как законодатели, вы нам дали достаточные возможности. Если

3895 источником такой монополизации являются властные структуры, то есть они не

3896 выпускают на рынок конкурентов, ставят административные барьеры, то согласно

3897 статье 15 нашего закона "О защите конкуренции" такого рода действия

3898 (бездействие) являются противоправными и подлежат соответственно судебному

3899 преследованию и по искам антимонопольного органа. Я вам могу сказать, мы

3900 очень много делаем сегодня в этом отношении. Около тысячи судебных процессов

3901 мы проводим ежегодно в отношении энергетических компаний.

3902

3903 Если источником монополизации является само юридическое лицо, компания,

3904 которая, может быть, прямо и не поддерживается властями, может, это носит

3905 характер скрытой поддержки, но она не пускает всеми силами, не даёт точек

3906 присоединения другим компаниям и так далее, то это просто злоупотребление

3907 доминирующим положением, это статья 10 нашего закона, что влечёт за собой

3908 оборотный штраф от 1 до 15 процентов годовой выручки компании. Это такой

3909 штраф, который сейчас заставляет всех совершенно нормально подключать и

3910 работать. Иными словами, практика сложилась, судебная практика положительная,

3911 российские суды поддерживают в данном случае антимонопольный орган. Нам нужны

3912 просто ваши заявления, и мы будем охотно с ними работать.

3913

3914 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3915

3916 Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос.

3917

3918 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Игорь Юрьевич, в своём выступлении вы сказали о

3919 предприятиях, занимающих доминирующее положение, что их ценовая политика для

3920 вас не будет являться самым тяжким преступлением и что их будут привлекать к

3921 ответственности только после неоднократных нарушений, то есть никогда. Вот

3922 это является концептуальной позицией законопроекта или это не является

3923 концептуальной позицией законопроекта?

3924

3925 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3926

3927 Пожалуйста.

3928

3929 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое за этот вопрос.

3930

3931 Это позиция Правительства Российской Федерации, которое рассматривало этот

3932 законопроект и решило следующим образом: в настоящее время при наличии уже

3933 очень многих других составов в Уголовном кодексе, которые могут быть

3934 смежными, в отношении наших составов, антимонопольных, нужно прежде всего

3935 установить прямые и ясные правила привлечения к уголовной ответственности за

3936 самые опасные преступления - за картель и согласованные действия, просто

3937 потому что страна вся очень сильно картелизована, и именно здесь нужно

3938 приложить максимум усилий.

3939

3940 Также обсуждалось, что делать со злоупотреблением доминирующим положением

3941 монополиями, в том числе естественными монополиями. Пришли к выводу, что тот

3942 штраф, который был введён, от 1 процента до 15 процентов, административный,

3943 на юридическое лицо, он сегодня работает достаточно твёрдо, жёстко. Он

3944 приводит к тому, что монополисты опасаются нарушать антимонопольное

3945 законодательство, и такой перелом мы сегодня наблюдаем. Это тот закон,

3946 который вы дали нам в руки 13 мая 2007 года. Значит, с той поры уже можно

3947 проанализировать некоторые результаты. Я думаю, что вы по ценам на бензин

3948 видите некоторую тенденцию: именно под угрозой этих штрафов всё это

3949 происходит - снижение цен.

3950

3951 Такую позицию заняло Правительство России. Я, как официальный представитель,

3952 её разделяю, естественно.

3953

3954 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Игорь Юрьевич.

3955

3956 Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть один

3957 желающий выступить.

3958

3959 Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. С места.

3960

3961 Включите микрофон.

3962

3963 РОХМИСТРОВ М. С. По данному законопроекту. Такой законопроект надо было

3964 принимать ещё в начале 90-х, потому что сама приватизация у нас шла таким

3965 образом, что у нас начали образовываться монополии и так называемые картели,

3966 как сейчас модно называть. Несмотря на то, что закон концептуально в нашем

3967 понимании нужен, его надо бы принять, но с учётом ответа на наш вопрос

3968 фракция не может поддержать настоящий законопроект, поскольку на сегодняшний

3969 день самые опасные и тяжкие преступления против всего народа в этой части

3970 совершают как раз предприятия, занимающие доминирующее положение. Это

3971 охватывает все области жизни и деятельности наших граждан и напрямую

3972 сказывается на их кошельках. Это касается и сельского хозяйства. Мы много

3973 говорим, что его поддерживаем, но не секрет, что, например, у нас одному

3974 предприятию принадлежит 85 процентов производства фосфорных удобрений, и они

3975 неоднократно нарушали антимонопольное законодательство, но доходы этого

3976 предприятия таковы, что плевать они хотели на все штрафы. Наверное, Игорь

3977 Юрьевич скажет, что там были и биржи какие-то организованы, и аффилированные

3978 лица были, и так далее. Я говорю про "Апатит", на этом предприятии было

3979 украдено у государства 25 процентов акций, которые до сих пор непонятно где

3980 находятся, их так и не вернули назад, хотя решения судов есть.

3981

3982 Это касается и электричества, с которым имеют дело каждый день наши люди.

3983 Сегодня бабушки сознание теряют, когда получают счета за электричество. А

3984 "входной билет" за право подключения к сетям? Вот все говорят о доступном

3985 жилье. Да не будет его никогда: 30 процентов коррупция в каждом метре жилья,

3986 30 процентов - электричество, 20 процентов - вода! И всё это цены, которые

3987 устанавливают предприятия, занимающие доминирующее положение. Где вы ещё

3988 возьмёте воду, кроме "Мосводоканала"? Где вы возьмёте электричество? Где вы

3989 возьмёте ещё что-то? И всегда повышение тарифов ЖКХ, о котором кричат все у

3990 нас, - это на 99,99 процента повышение, связанное с повышением цен на услуги.

3991 Что, у нас электричество стало другое? Какое-то оно, электричество, очень

3992 хорошее у нас стало, что вдруг поднимают цены? Необходимость? Что, у нас газ

3993 стал более качественный - цены поднимают на газ? Трубы вон взрываются сейчас,

3994 трубы не перекладывались с советских времён, с 75-го года даже не

3995 мониторились. Что, у нас тепло какое-то... батареи горячее стали? Почему цены

3996 на всё это поднимаются? Вот это как раз то, что каждый день каждого

3997 гражданина касается. И, извините, наша антимонопольная служба говорит, что

3998 это не особо тяжкие преступления, когда предприятия, занимающие доминирующее

3999 положение, делают так, что у нас сегодня сельскохозяйственные производители

4000 могут покупать удобрений в четыре раза меньше и в два раза дороже, чем

4001 сельскохозяйственные производители в той же самой Европе, потому что,

4002 во-первых, и на рынок не поступает должное количество, так как выгоднее на

4003 Запад везти, и на Запад почему-то поставляется дешевле, чем продают на

4004 внутреннем рынке предприятия, занимающие доминирующее положение.

4005

4006 У нас вся экономика построена таким образом, что она полностью зависит от

4007 этих предприятий. И не регулировать ценообразование и считать их преступления

4008 преступлениями не особо тяжкими - вот это, я считаю, самая главная

4009 коррупционная составляющая данного законопроекта, потому что эти предприятия,

4010 занимающие доминирующее положение, могут пролоббировать всё что угодно. И в

4011 данном законопроекте пролоббировано то, что их привлекать к ответственности

4012 не будут никогда. Да плевать они хотели на миллион рублей штрафов!

4013 Посчитайте, какая прибыль у "Мосводоканала" или "Мосэнерго" только за право

4014 подключения. Посчитайте! Конечно, для них эти деньги ничего не значат в

4015 принципе. И единственное, чем можно было их обуздать, - это уголовной

4016 ответственностью. Насколько я понял исходя из ответа на мой вопрос, это

4017 является концепцией законопроекта, то есть не будет это изменяться во втором

4018 чтении. На этом основании наша фракция не может поддержать настоящий

4019 законопроект, потому что с той концепцией и в той редакции, в которой он

4020 представлен, он не решит проблему ценообразования в нашей стране. У нас и

4021 так, извините, всё поставлено с ног на голову. Во всех странах во время

4022 кризиса цены падают - у нас они растут. На всё растут. На всё! И хотя

4023 добились на 3 процента снижения цен на бензин, или на 4, точно не могу

4024 сказать, всё равно у нас бензин стоит дороже, чем в Соединённых Штатах. Когда

4025 цены росли, нам говорили, что они растут пропорционально, а когда цена на

4026 нефть снижается, что-то они пропорционально не падают у нас. Хорошо,

4027 добиваются, но что-то я не видел, чтобы у нас так же упали цены на

4028 электроэнергию. Почему они не падают? И привлечь нельзя к ответственности. На

4029 воду, на тепло, на всё что угодно.... У нас самая энергоёмкая экономика в

4030 мире. О какой конкуренции в мировом масштабе мы можем говорить? Конкурентная

4031 безопасность страны равна нулю, потому что у нас сегодня предприятия,

4032 занимающие доминирующее положение, делают с ценами то, что они хотят. Они не

4033 хотят сворачивать свою доходную часть. И об этом говорят каждый день каждому

4034 человеку в нашей стране цены в магазинах, потому что все повышают цены.

4035 Почему? Потому что выросли цены на энергоносители, а это основная

4036 составляющая цены любой продукции, которую у нас производят, и поэтому они

4037 будут расти. И не понизит антимонопольная служба эти цены кардинально, потому

4038 что себестоимость товара возрастает. Как они понизят, что, ниже себестоимости

4039 будут продавать? Что, если один глупый депутат сказал в правительстве:

4040 давайте не будем кредитовать строительный сектор - они продадут жильё

4041 дешевле... Да не продадут они ниже себестоимости никогда, потому что они не

4042 сумасшедшие! И появятся несколько миллионов обманутых вкладчиков. Вот это

4043 говорит о том, что глупость одного человека, который не знает, что в

4044 себестоимости каждого метра 60 процентов - это как раз коррупция и цены

4045 предприятий, занимающих доминирующее положение, входные билеты так

4046 называемые, бандитские... В 90-е годы перед рынком стояли: хочешь торговать

4047 на рынке, давай денег, а там будешь платить за аренду. Вот у нас с 91-го года

4048 предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке, используют те же

4049 методы - бандитизм, по-другому назвать это никак нельзя.

4050

4051 И, принимая концепцию сегодняшнего законопроекта, мы говорим, что бандиты в

4052 нашей стране в экономической части к ответственности привлечены быть не

4053 могут. Концептуально, я считаю, должно быть прописано в законопроекте, что в

4054 первую очередь к уголовной ответственности привлекаются предприятия,

4055 занимающие доминирующее положение, потому что иначе ничего мы не сделаем.

4056 Будет отчитываться правительство и говорить нам: мы понизили цены на 0,3

4057 процента, а всё остальное - вот у нас себестоимость возросла, поэтому не

4058 можем. И будут цены расти, уровень жизни людей будет падать, будем мы

4059 коверкать бюджет, увеличивая социальную составляющую, пенсии увеличивать, а в

4060 реальном выражении наши люди не получат ничего. И это проблема данного

4061 законопроекта, концепция данного законопроекта.

4062

4063 Наша фракция законопроект поддержать не может, потому что основные враги как

4064 раз эти предприятия, которые занимают доминирующее положение во всех

4065 отраслях. Во всех отраслях есть предприятия, которые занимают доминирующее

4066 положение, они диктуют цены, и все остальные цены, там даже, где есть

4067 конкуренция... Ну как конкурировать, если у них цены на энергоносители

4068 одинаково высокие? У всех вырастет себестоимость, и будут повышать цены

4069 дальше. Мы голосовать за этот законопроект не будем.

4070

4071 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.

4072

4073 Уважаемые представители президента и правительства не желают выступить по

4074 данному законопроекту? Нет. Заключительное слово нужно докладчику? Нет.

4075 Содокладчику? Тоже нет.

4076

4077 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

4078 статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации".

4079

4080 Включите, пожалуйста, режим голосования.

4081

4082 Покажите, пожалуйста, результаты.

4083

4084 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 28 сек.)

4085 Проголосовало за 407 чел.90,4%

4086 Проголосовало против 1 чел.0,2%

4087 Воздержалось 0 чел.0,0%

4088 Голосовало 408 чел.

4089 Не голосовало 42 чел.9,3%

4090 Результат: принято

4091

4092 Принято.

4093

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4945 САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4946

4947 По вопросам с 7-го по 15-й, а также по 17-му и по 29-му я голосовал за.

4948

4949 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович.

4950

Дата заседания 08.05.2009, номер заседания 92, строк в стенограмме 5290

О проекте федерального закона № 167805-5 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за нарушение антимонопольного законодательства).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

451 КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по

452 гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,

453 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

454

455 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы просим перенести

456 рассмотрение 11-го вопроса в связи с отсутствием официального представителя.

457

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

591 Крашенинников Павел Владимирович, как председатель комитета, просит перенести

592 обсуждение 11-го пункта. Нет возражений? Нет. Сегодня мы 11-й вопрос не

593 обсуждаем.

594