Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 167856-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних

в первом чтении
02.06.2010

Номер законопроекта:167856-5
Дата внесения законопроекта в ГД:27.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/167856-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:02.06.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3706-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Жириновский Владимир Вольфович, Депутат ГД
Иванов Сергей Владимирович, Депутат ГД
Лебедев Игорь Владимирович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №167856-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних

Дата заседания 02.06.2010, номер заседания 166, строк в стенограмме 7744

О проекте федерального закона № 167856-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних" (внесён депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, И. В. Лебедевым, С. В. Ивановым).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1584 Переходим к блоку "Государственное строительство и конституционные права

1585 граждан". У нас под пунктами 6.1 и 6.2 идут альтернативные законопроекты. О

1586 проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской

1587 Федерации об административных правонарушениях" докладывает депутат

1588 Государственной Думы Максим Станиславович Рохмистров.

1589

1590 РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.

1591

1592 Уважаемые коллеги, законопроект достаточно простой, и в связи с этим вызывает

1593 удивление, почему он с декабря 2006 года находился без рассмотрения. Суть

1594 законопроекта заключается в том, чтобы дополнить статью 5.27 частью третьей,

1595 предусмотрев в ней административную ответственность за нарушения при

1596 использовании труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными

1597 или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах,

1598 которые по своему характеру и условиям, в которых они выполняются, могут

1599 нанести вред их здоровью, безопасности или нравственности, установив

1600 повышенный по сравнению с действующей нормой размер административных штрафов

1601 за данные нарушения. То есть достаточно в тему, потому что в последнее время

1602 мы очень много говорим о детях, о здоровье нации, уделяем большое внимание

1603 Минздравсоцразвития.

1604

1605 Нашу фракцию, ЛДПР, удивляет, почему до сегодняшнего момента у нас не

1606 предусмотрено никакой ответственности за нарушение трудовых прав детей. Это

1607 не предусмотрено ни Уголовным кодексом, ни Кодексом об административных

1608 правонарушениях. Мы считаем, что эта ситуация должна была быть положительно

1609 рассмотрена ещё три года назад, потому что наша страна участвовала в огромном

1610 количестве всяких международных конвенций, которые ратифицировало огромное

1611 количество стран - например, Конвенцию ООН о правах ребёнка сто девяносто

1612 стран ратифицировало. Я не буду перечислять все эти конвенции, я думаю, о них

1613 все знают. Но вот то, что в нашем законодательстве не предусмотрено отдельное

1614 положение о защите трудовых прав детей, - ну, наверное, это тот прокол,

1615 который мы просто обязаны устранить в самое ближайшее время, так как

1616 исследования показывают, что на сегодняшний день трудовые права детей

1617 нарушаются повсеместно. Самое простое - это когда принимают на работу, не

1618 требуя медицинского освидетельствования. При этом у работодателя нет никакой

1619 ответственности, даже когда он привлекает детей на опасные производства. Это

1620 происходит по всей стране, и Москва тоже не является исключением.

1621

1622 Мы считаем, что это просто преступно - не уделять этому сегодня должного

1623 внимания. Тем более, что комитеты в своих заключениях по законопроектам - два

1624 абзаца, а заключения комитетов на многих листах... Я понимаю: всегда очень

1625 сложно написать отрицательное заключение на нужный, необходимый законопроект,

1626 но раз есть установка - значит, есть, и можно назвать бредом труд ведущих

1627 учёных страны, чтобы сказать, что мы сделаем лучше. Ну, это уже стало

1628 практикой, когда необходимые, нужные законы в угоду личным либо политическим

1629 амбициям у нас запаздывают с принятием.

1630

1631 По настоящему законопроекту хотелось бы отметить, что, например, у меня лично

1632 вызывает удивление заключение Комитета Государственной Думы по

1633 конституционному законодательству и государственному строительству, в котором

1634 указывается, что увеличение размера штрафа за нарушение прав работника в

1635 возрасте до восемнадцати лет может привести к обратному эффекту -

1636 повсеместному отказу использовать труд детей. Эта формулировка, вообще,

1637 странная немножко, мне почему-то так кажется. А то, что сегодня детей

1638 используют иногда в три смены... Не надо далеко ходить - зайдите в

1639 "Макдоналдс" и посмотрите, как там работают дети, и вы увидите, какие у них

1640 права и сколько они получают.

1641

1642 Не защищать права несовершеннолетних сегодня, когда!.. Спросите у военных,

1643 которые призыв ведут, - у нас уже 30 процентов детей имеют профессиональные

1644 заболевания, такие, которые раньше появлялись после сорока лет. Поэтому в

1645 армии у нас пригодны служить, ну, может быть, процентов 15-20 без

1646 ограничений, остальные уже имеют те или иные ограничения при прохождении

1647 военной службы, а уж о состоянии здоровья детей и говорить не приходится.

1648

1649 Поэтому я думаю, что хотя бы вот такой небольшой шаг - дать возможность

1650 защитить детей (я же не говорю о том, чтобы всех привлечь завтра, но хотя бы

1651 дать возможность привлекать работодателей к административной

1652 ответственности), наверное, стоило бы поддержать и принять настоящий

1653 законопроект. И я думаю, что в связи со сложившейся ситуацией следующим

1654 законопроектом, инициированным, естественно, "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", должен стать

1655 законопроект о введении уголовной ответственности за нарушение трудовых прав

1656 детей.

1657

1658 Уважаемые депутаты, я прошу вас поддержать настоящий законопроект, несмотря

1659 на то что он три года лежал без рассмотрения, - лучше поздно, чем никогда.

1660 Ситуация с привлечением детей на рынке труда сегодня просто ужасная, поэтому,

1661 уважаемые депутаты, хватит говорить, как говорил ваш председатель, пора

1662 что-то делать, хотя бы что-то.

1663

1664 Спасибо.

1665

1666 Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы

1667 Н. В. Герасимова

1668

1669 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Присаживайтесь,

1670 пожалуйста.

1671

1672 Пункт 6.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс

1673 Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления

1674 повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав

1675 несовершеннолетних". Доклад депутата Государственной Думы Сергея

1676 Владимировича Иванова. Пожалуйста.

1677

1678 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

1679

1680 Уважаемые коллеги, я коротко. Практически аналогичный законопроект. Разница в

1681 том, что он внесён, как говорится, на три года позже, уже в этом созыве, и

1682 здесь предлагается выделить из перечня нарушений трудового законодательства

1683 нарушение трудовых прав несовершеннолетних в самостоятельный состав

1684 административного правонарушения. То есть в том законопроекте это прописано в

1685 общем виде - увеличение наказания за эти нарушения, а здесь мы выделяем

1686 статью 5.27.1 как бы в особенную часть.

1687

1688 В принципе то, что было сказано по первому законопроекту, относится и к этому

1689 тоже. Единственное, хотелось бы, чтобы, когда содокладчик будет выступать,

1690 были указаны причины того, почему этот или первый законопроект нужно будет

1691 отклонить. Вот нам тут в вину ставится, что мы предлагаем меры ужесточения,

1692 но не приводим никакой статистики, поэтому принимать вроде как не стоит.

1693 Хотелось бы услышать от представителя комитета, который будет делать

1694 содоклад, о том, что у нас всё хорошо, всё замечательно, трудовые права

1695 несовершеннолетних не нарушаются, и тогда мы, может быть, отзовём эти

1696 законопроекты.

1697

1698 Спасибо.

1699

1700 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь,

1701 пожалуйста.

1702

1703 С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по

1704 конституционному законодательству и государственному строительству Александр

1705 Петрович Москалец.

1706

1707 МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1708

1709 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Тема внесения изменений в

1710 Кодекс об административных правонарушениях в части установления

1711 ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних была предметом

1712 обсуждения, заметьте, в шести комитетах Государственной Думы, и ими

1713 выработаны следующие решения: Комитет по охране здоровья предлагает

1714 законопроект в представленной редакции не поддерживать, Комитет по вопросам

1715 семьи, женщин и детей рекомендует авторам изменить предлагаемый текст,

1716 Комитет по физической культуре и спорту предложение авторов не поддерживает,

1717 Комитет по делам молодёжи считает целесообразным внесение законопроекта в

1718 новой редакции, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и

1719 процессуальному законодательству предлагает законопроект отклонить, а Комитет

1720 по труду и социальной политике не поддерживает и саму концепцию

1721 законопроекта.

1722

1723 И вот обобщая выводы комитетов-соисполнителей, а также анализируя

1724 представленные авторами законопроектов материалы, Комитет по конституционному

1725 законодательству и государственному строительству рекомендует оба

1726 рассматриваемых законопроекта к отклонению, сводя при этом наши доводы к

1727 следующему.

1728

1729 Первое. Уважаемые коллеги, действующая на сегодня статья 5.27 Кодекса об

1730 административных правонарушениях и так уже устанавливает ответственность за

1731 нарушение законодательства о труде и об охране труда, и указанный состав

1732 охватывает составы правонарушений, предлагаемые законопроектами. При этом,

1733 конечно же, данных, свидетельствующих о неэффективности применения

1734 существующих сегодня санкций за нарушение законодательства о труде и об

1735 охране труда в отношении работников, не достигших восемнадцати лет, не

1736 имеется. Кроме того, мы с вами уже выработали устойчивый подход, при котором

1737 необходимость ужесточения ответственности требует веских обоснований, в том

1738 числе наличия статистических данных об устойчивой тенденции увеличения роста

1739 числа соответствующих административных правонарушений, ввиду несоответствия

1740 правонарушения и установленного за него наказания. Такие сведения и

1741 обоснования в пояснительной записке к законопроекту не представлены, по сути

1742 дела, они заменены гипотетическими рассуждениями по теме детского труда, а

1743 отсюда и законодательные предложения носят искусственный характер.

1744

1745 Теперь второе. Представляется необоснованным предлагаемое авторами

1746 законопроекта многократное увеличение размера административного штрафа,

1747 налагаемого на должностных и юридических лиц, так как, по мнению комитета,

1748 соблюдение работодателями трудовых прав работников в возрасте до восемнадцати

1749 лет должно обеспечиваться претворением в жизнь принципа неотвратимости

1750 наказания за допущенные административные правонарушения.

1751

1752 И третье. Представляется нецелесообразным обособление категории

1753 несовершеннолетних работников при установлении повышенной административной

1754 ответственности за нарушение их прав из группы лиц, нуждающихся в повышенной

1755 социальной и правовой защите, поскольку нарушение различных прав указанных

1756 категорий граждан также потребует внесения в кодекс новых составов

1757 административных правонарушений, устанавливающих повышенную ответственность

1758 виновных в данных нарушениях.

1759

1760 По мнению комитета, вот эти недостатки носят концептуальный характер и делают

1761 невозможным принятие законопроектов в первом чтении. Учитывая изложенное,

1762 Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству

1763 рекомендует указанные законопроекты отклонить.

1764

1765 Спасибо.

1766

1767 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

1768

1769 Уважаемые депутаты, вопросы. Вопросов, уважаемые депутаты, много.

1770

1771 Депутат Останина, пожалуйста, ваш вопрос.

1772

1773 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Петрович, не кажется ли вам, что

1774 отсутствие официальной статистики об эксплуатации детского труда и есть тот

1775 самый повод, который обязывает нас, депутатов, законодательно рассмотреть

1776 вопрос об увеличении наказания должностных лиц и юридических лиц за

1777 эксплуатацию детей? В связи с этим не считаете ли вы, что существующие

1778 административные нормы - 20, 50 тысяч рублей для должностных лиц, 150 и 250

1779 тысяч рублей для юридических лиц - никогда не остановят их, не остановят

1780 использование детского труда? Но вы-то не должны закрывать глаза на то, что в

1781 любом торговом центре, в игорных заведениях используется труд детей, при этом

1782 наносится ущерб не только их физическому, но и нравственному здоровью.

1783

1784 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.

1785

1786 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемая Нина Александровна! Наш основной

1787 довод, комитета, в пользу отклонения данных законопроектов состоит в том, что

1788 сегодня статья 5.27 есть в кодексе, она так и называется - "Нарушение

1789 законодательства о труде и об охране труда". И она не выделяет женщин,

1790 стариков, несовершеннолетних, инвалидов или другую категорию, а объединяет

1791 проблемы всех категорий граждан. И какие здесь санкции? Они достаточно

1792 приличные, вплоть до приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

1793 А если это повторно, то даже режим повторности включён: если повторно

1794 совершено такое административное правонарушение, то может быть и

1795 дисквалификация на срок до трёх лет. Если заглянуть в Уголовный кодекс, то и

1796 там мы найдём по этой теме очень много ответов.

1797

1798 Наше законодательство не оставляет без реагирования эту проблему, а

1799 искусственное выделение - вот давайте теперь несовершеннолетних выделим с

1800 этими же санкциями, но статью обозначим не 5.27, а 5.27 со значком "прим"...

1801 А смысл какой? В этом плане комитет не видит никакой необходимости в том,

1802 чтобы сегодня делить статью по объектам правонарушений.

1803

1804 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

1805

1806 Депутат Кашин Владимир Иванович, ваш вопрос.

1807

1808 КАШИН В. И., фракция КПРФ.

1809

1810 Спасибо.

1811

1812 Александр Петрович, скажите, пожалуйста, - всё-таки не один день готовилось

1813 рассмотрение этого законопроекта - есть ли у вас данные, сколько же у нас

1814 сегодня детей привлекается к профессиональному труду, вообще к труду,

1815 статистика по гибели и так далее? Мы знаем, что сто тысяч сегодня

1816 травмируются за год на производстве, три с половиной тысячи трудящихся

1817 гибнут. Но ведь дети - особая часть. Что здесь происходит в этом плане? И

1818 какие в конце концов дополнительные законодательные меры мы собираемся тогда

1819 вместе с этими шестью комитетами, которые выступили против этого

1820 законопроекта, предпринять, для того чтобы изменить ситуацию в лучшую

1821 сторону?

1822

1823 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.

1824

1825 Пожалуйста, Александр Петрович.

1826

1827 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Иванович! Ну, вообще-то,

1828 вот так оперировать цифрами - сто тысяч травмированы, три с половиной тысячи

1829 погибли... Это цифры не о детском травматизме, не о детской проблеме,

1830 всё-таки не надо сводить здесь всё в одно. Там цифры совершенно другие.

1831 Авторы признались, когда выступали, что у них нет этой статистики и они

1832 хотели бы услышать её от комитета. Я не хотел бы, чтобы сегодня мы пошли на

1833 поводу у авторов законопроекта и комитет отчитывался за недоработки авторов

1834 законопроекта. Давайте вот дадим им слово - я заканчиваю свой ответ на ваш

1835 вопрос, - и пусть они ответят.

1836

1837 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1838

1839 Депутат Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос.

1840

1841 ФЕДОТКИН В. Н. Александр Петрович, с наступлением весны, лета каждый год я

1842 наблюдаю, что резко возрастает число детей на рынках и в Москве, и в Рязани,

1843 детей двенадцати, четырнадцати, пятнадцати лет. Они просто зарабатывают

1844 деньги: с родителями или без таскают ящики с морковкой, ягодами, торгуют

1845 сами, принимают деньги, обвешивают порой, обманывают порой. Рядом пьют, рядом

1846 грязь - какой ущерб, мне, наверное, говорить не надо, вы согласитесь, что из

1847 такого ребёнка большой личности не вырастет.

1848

1849 Отвергая эти два законопроекта (которые действительно нужны, потому что всё,

1850 что вы перечислили, не работает, к сожалению, положение ухудшается), что вы

1851 сами, ваша партия, фракция, предлагаете, чтобы это безобразие - рабский труд

1852 детский - остановить как-то, детей вернуть в русло культуры, образования,

1853 чтобы они отдыхали, читали? Или вы, отвергая, ничего не делаете? Законы

1854 нынешние не работают, вы спорить не будете. Что предлагается взамен этих

1855 законов реально сегодня, чтобы летом... (Микрофон отключён.)

1856

1857 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.

1858

1859 МОСКАЛЕЦ А. П. Здесь, уважаемые коллеги, ничего особенного и придумывать не

1860 нужно, да и вообще, здесь придумывать что-то даже и вредно. И я очень доволен

1861 тем, что комитеты именно в таком ключе высказали своё мнение, потому что

1862 существует на сегодня нормативное регулирование, гарантии соблюдения законов

1863 о труде и об охране труда существуют, они достаточно решают все вопросы. Эти

1864 рычаги спокойно могут сегодня использовать и инспекции по охране труда, и

1865 профсоюзы, прокуратура при осуществлении своей надзорной деятельности.

1866 Поэтому тут проблем никаких и нет. Абсолютно детально вопрос проработан: кто

1867 рассматривает такие вопросы, кто составляет протоколы, кто должен привлекать

1868 к ответственности, какой вид этой ответственности - всё есть. Другое дело,

1869 что, может быть, стоит работать над вопросом правоприменительной практики, но

1870 это уже за пределами этого здания, этого помещения. А если внимательно

1871 почитать все заключения комитетов, то в принципе этот тезис там идёт как

1872 основной.

1873

1874 Спасибо.

1875

1876 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

1877

1878 Депутат Лебедев Игорь Владимирович, ваш вопрос.

1879

1880 ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Александр Петрович, вы в своём выступлении сказали,

1881 что не видите логики в предложении фракции ЛДПР о повышении административной

1882 ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних. Но, с другой

1883 стороны, не так давно Государственная Дума приняла поправки в Уголовный

1884 кодекс, когда повысили уголовную ответственность за преступления против

1885 несовершеннолетних. Объясните тогда, в чём, с вашей точки зрения, логика? Мы

1886 отказываем в повышении административной ответственности за нарушение прав

1887 несовершеннолетних и повышаем при этом уголовную. Ведь зачастую нарушение

1888 трудовых прав в отношении несовершеннолетнего наносит вред здоровью ребёнка

1889 чуть ли не больший, чем уголовное преступление против него.

1890

1891 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.

1892

1893 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Игорь Владимирович, ну, вообще-то, таких слов, с

1894 которых вы начали свой вопрос, я не говорил. Слово "логика" я вообще не

1895 употреблял в своём выступлении, и словосочетания "не вижу логики" тоже не

1896 было. Это вы так свой вывод просто сделали, стыкуя доклад и содоклад.

1897

1898 А что касается принципиального решения вопроса, уважаемые коллеги, давайте,

1899 если уж на то пошло, сопоставим тогда действующие сегодня санкции и

1900 предлагаемые санкции. Ну, вот, например, нарушение трудовых прав

1901 несовершеннолетних. Авторы предлагают санкцию (максимальную беру):

1902 "приостановление деятельности на срок до девяноста суток". Смотрим

1903 существующий закон - то же самое: "приостановление деятельности на срок до

1904 девяноста суток". А что нового? А ничего нового, в общем-то, и нет, просто

1905 диспозиция статьи с такими же санкциями выделена в самостоятельный номер.

1906 Поэтому я и говорил тогда не о логике, а всё-таки об искусственности данной

1907 законодательной инициативы, а законодатель по такому пути работать, в

1908 общем-то, не может и не должен.

1909

1910 Спасибо.

1911

1912 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

1913

1914 У фракции ЛДПР есть ещё желающие задать вопрос? Нет.

1915

1916 Присаживайтесь, Александр Петрович.

1917

1918 Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. Кто желает выступить? Трое желающих

1919 выступить.

1920

1921 Плетнёва Тамара Васильевна, ваше выступление.

1922

1923 ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.

1924

1925 Уважаемые коллеги, Александр Петрович нам сейчас здесь сказал, что аж шесть

1926 комитетов рассмотрели и все высказались против, но никто из вас, наверное, не

1927 удивился: даже если бы все комитеты Государственной Думы рассмотрели, то все

1928 были бы против, потому что они все возглавляются "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" и это

1929 единая позиция, а как там думают другие фракции - это неважно. Я уверена, что

1930 в каждом комитете, где рассматривался этот законопроект, всё равно была

1931 другая точка зрения, потому что вопрос очень важный.

1932

1933 Кроме того, Александр Петрович - профессионал высокого класса, и то, о чём

1934 сейчас он говорил: мол, посмотрите, вот девяносто суток и вот тут девяносто

1935 суток... Ну, извините, мягко говоря, он просто лукавил. В законе

1936 предусмотрены разные наказания за разные деяния и разным предпринимателям.

1937 Там учтено даже то, что если предприниматель не имеет лицензии, то другое ему

1938 наказание за использование детского труда, и так далее. Можно придраться по

1939 юридическим вопросам, но тема-то очень важная, Александр Петрович, мы ведь

1940 говорим о детях.

1941

1942 Вы знаете, когда в первой Думе Ельцин рассказывал о том, как замечательно,

1943 что дети стали мыть машины, что даже у него внук заработал какие-то денежки,

1944 потому что он вымыл машину... Даже не знаю, как он это говорил, в каком

1945 состоянии: в обычном своём или в нормальном. Понимаете, поэтому паспорт,

1946 который выдаётся детям с четырнадцати лет, - это тоже преступление. В

1947 шестнадцать лет паспорт выдавался, с пятнадцати лет возможно было принимать

1948 на работу, но было очень много условий в трудовом договоре. Я вот специально

1949 их выписала, эти условия, посмотрите: продолжительность рабочего дня - она

1950 должна быть строго оговорена для детей, обязательность ежегодных бесплатных

1951 медицинских осмотров - тоже должно быть оговорено, работы, где запрещается

1952 детский труд вообще, должны быть перечислены. А я вам напоминаю, ведь все вы,

1953 наверное, учились в советской школе и помните учебники истории, где был такой

1954 рисуночек (я просто преподавала этот предмет): дети везут тележку в шахтах, в

1955 шахтах! Вот там даже детский труд использовался в первый период, так сказать,

1956 становления капитализма. Наверное, и у нас сегодня становление, и мы

1957 закрываем глаза на всё, что делается с нашими детьми. Нельзя отправлять

1958 ребёнка несовершеннолетнего, даже если он устроился на работу, в командировку

1959 по трудовому договору, нельзя его в праздничные дни заставлять работать,

1960 нельзя в ночное время заставлять работать.

1961

1962 И в советское время был ещё такой пункт, где было записано, что он имеет

1963 право на дополнительный отпуск во время учёбы. Сейчас он почему-то исчез,

1964 этот пункт, наверное, в связи с тем, что мы приняли закон, по которому

1965 работодатель теперь решает, куда можно отпустить ребёнка, заочно учиться, а

1966 куда нельзя, наверное, с этим связано. Влияет ли труд на учёбу? Безусловно,

1967 влияет.

1968

1969 Послушайте, родители некоторые говорят: ребёнок нас кормит. И так очень

1970 многие говорят: он получает даже больше, чем я, я вообще не могу устроиться

1971 на работу, а его вот взяли, потому что ему платить надо меньше, а взрослому

1972 больше, вот его и берут как гастарбайтера. И везде дети работают - уже

1973 сегодня это говорили - и на рынках, и в казино. Я уже не говорю о том, что

1974 делают с детьми негодяи, которые используют их, так сказать, в порнографии и

1975 прочем. Поэтому мы будем за этот законопроект голосовать.

1976

1977 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1978

1979 ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, за оба, какой наберёт большинство, за тот мы будем

1980 голосовать.

1981

1982 И когда представитель комитета нам говорит о том, что нет данных и что мы всё

1983 это типа того что выдумали, я считаю, что это цинизм. Кто эти данные даст,

1984 скажите? Может быть, власть предоставит? Она не предоставит эти данные. Может

1985 быть, сами дети будут рассказывать, где они работают? Тоже не будут. Но, я

1986 думаю, мы с вами все родители и мы с вами видим прекрасно, что наши ребятишки

1987 сегодня, вместо того чтобы учиться, занимаются вот чем. Учителя все говорят,

1988 что те дети, кто подрабатывает, учатся плохо. Даже студенты и то... Мы жизнь

1989 знаем, мы студентами все подрабатывали, и сейчас они тем более подрабатывают,

1990 даже на них это влияет, но они совершеннолетние, а тем более влияет на детей.

1991

1992 Я помню, если в класс кто-то не пришёл утром, то мы вечером должны были идти

1993 домой к родителям и узнавать причину, почему ребёнок не учится. Сегодня

1994 ничего подобного учителя делать не заставляют, никакого всеобуча нет.

1995 Поэтому все наши рассуждения о Международном дне защиты детей, которых вчера

1996 так чествовали, все наши рассуждения о том, что это приоритетные законы,

1997 остаются только разговорами, потому что сегодня мы с вами, особенно фракция

1998 правящей партии, защищаем работодателей, но ни в коем случае не рабочих, и

1999 тем более таких дешёвых, которые для работодателя очень выгодны.

2000

2001 Наша фракция за этот законопроект будет голосовать.

2002

2003 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна, присаживайтесь.

2004

2005 Депутат Лебедев Игорь Владимирович, ваше выступление.

2006

2007 Пожалуйста, включите микрофон.

2008

2009 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.

2010

2011 Уважаемые коллеги, что касается сути представленных законопроектов, то здесь,

2012 наверное, ни у кого из сидящих в этом зале не вызывает сомнения, что

2013 требуется их принятие, поскольку вопрос защиты трудовых прав

2014 несовершеннолетних граждан - это, наверное, один из самых важных вопросов для

2015 развития общества в целом и нашего государства в частности.

2016

2017 Я хотел бы несколько слов сказать всё-таки по форме нашей работы. На первый

2018 взгляд, вроде парадоксальная ситуация: два альтернативных законопроекта

2019 представлены депутатами одной и той же фракции - казалось бы, могли

2020 договориться между собой и принять общее решение. Но ситуация выглядит

2021 следующим образом. Первый законопроект, о котором докладывал коллега

2022 Рохмистров, был внесён в Государственную Думу в 2006 году. Действительно, как

2023 сказал Александр Петрович, все профильные и остальные комитеты были в то

2024 время против принятия данного законопроекта и высказали свои замечания и

2025 пожелания по его усовершенствованию. В течение нескольких лет шла его

2026 доработка, и вот в 2009 году появился второй законопроект, в котором были

2027 учтены все замечания, представленные на тот момент. Но и этот законопроект

2028 постигает та же участь: он предлагается к отклонению.

2029

2030 Возникает вопрос: в чём же дело, если авторы второго законопроекта учли все

2031 замечания, которые были высказаны? Мне кажется, что секрет кроется в другом:

2032 секрет заключается в том, что, видимо, авторы данного законопроекта -

2033 представители не той фракции. На мой взгляд, вот такой, так сказать,

2034 однопартийный подход к принятию законопроектов, когда идеи, предлагаемые

2035 оппозиционными фракциями, отвергаются только потому, что они предлагаются

2036 оппозиционными фракциями, не совсем хороший и вряд ли имеет положительную

2037 перспективу для нашего парламента в целом. Поэтому я обращаюсь к депутатам и

2038 предлагаю всё-таки поддержать представленные законопроекты, потому что ни у

2039 кого не вызывает сомнения, что вопросы, которые в них поднимаются,

2040 заслуживают достойного отражения в Кодексе об административных

2041 правонарушениях.

2042

2043 Что касается выступления Александра Петровича, того, что нет статистики, я

2044 хотел бы всё-таки обратиться к нему с вопросом, может быть, в заключительном

2045 слове он ответит: уважаемый Александр Петрович, а какая нужна статистика?

2046 Если существует хотя бы один пример нарушения трудовых прав

2047 несовершеннолетних, это уже, на наш взгляд, заслуживает того, чтобы

2048 законодатели обратили на это внимание и усилили меру ответственности за

2049 данное правонарушение.

2050

2051 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович.

2052

2053 Депутат Шеин Олег Васильевич, ваше выступление. С места.

2054

2055 Включите микрофон.

2056

2057 ШЕИН О. В. Я хотел дополнить, сказать как раз о статистике, причём сослаться

2058 на такой авторитетный, я полагаю, для коллеги Москальца и других коллег из

2059 фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" источник, как Андрей Константинович Исаев. Дело в

2060 том, что два с половиной года назад здесь, в Думе, проходил "круглый стол",

2061 посвящённый теме детского труда, и как раз коллега Исаев был одним из

2062 основных докладчиков. И приводилась тогда коллегой Исаевым из фракции "ЕДИНАЯ

2063 РОССИЯ" следующая статистика: общее количество работающих детей в стране

2064 составляет 3,4 миллиона человек; только за первые полгода 2007 года выявлено

2065 более восьми тысяч незаконных случаев привлечения детей к тяжёлому, опасному,

2066 вредному труду и производству (это за полгода, за шесть месяцев); за эти же

2067 полгода, за эти же шесть месяцев, пять детей погибли, семнадцать получили

2068 тяжёлые увечья и стали инвалидами. Это та статистика, которая здесь, у нас в

2069 Думе, озвучивалась, причём представителями правящей фракции.

2070

2071 Мы, что абсолютно справедливо и правильно, обсуждаем в этом зале очень много

2072 вопросов, касающихся удочерения, усыновления детей из Российской Федерации

2073 американскими усыновителями, но абсолютно очевидно, что цифры, связанные с

2074 гибелью, цифры, связанные с получением тяжёлых травм и увечий на работе,

2075 которые до конца жизни у этих детей будут, абсолютно сопоставимы, если не

2076 превышают, с теми цифрами по случаям зверского, жестокого обращения с детьми,

2077 о которых мы говорим применительно к усыновлению не всегда порядочными,

2078 нормальными людьми за рубежом.

2079

2080 Что касается заработной платы, официальная статистика такая: детский труд

2081 оплачивается в четыре раза дешевле, чем труд взрослых людей. Это тоже

2082 официальная статистика. Мы подписали соответствующие конвенции Международной

2083 организации труда, у нас есть наши законы, включая Трудовой кодекс, в которых

2084 на самом деле есть соответствующие ограничения, но у нас только санкции

2085 толком в законах не прописаны.

2086

2087 Нам говорят о том, что существуют государственные структуры и ведомства.

2088 Давайте посмотрим ситуацию не по детям, а по взрослым: что, у нас эффективно

2089 работает Роструд, защищая права взрослых работников? Я думаю, неэффективно. Я

2090 полагаю, что мы можем смело сегодня говорить о необходимости вообще

2091 распустить Роструд, потому что во всех конфликтах между работниками и

2092 работодателями эта трудовая инспекция (в кавычках) поддерживает именно

2093 начальство. А что, эффективно работает прокуратура? Слава богу, в прошлом

2094 году, в мае, была инициатива президента, который наконец-то поддержал

2095 "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" и ЛДПР. Мы выступали, Жириновский и наша фракция, за

2096 то, чтобы прокуратуре вернуть право судиться в интересах населения, - и

2097 прокуратура сегодня такое право получила в отношении споров по трудовым

2098 правам граждан. Но что, этого достаточно? Недостаточно, потому что, как

2099 только любой работник начинает туда обращаться, его сразу начинают дожимать

2100 приказами про выговоры, взыскания, после первой жалобы на отсутствие условий

2101 по охране труда,

Дата заседания 21.05.2010, номер заседания 165, строк в стенограмме 5854

О проекте федерального закона № 167856-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления повышенной административной ответственности за нарушение трудовых прав несовершеннолетних" (внесён депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, И. В. Лебедевым, С. В. Ивановым).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

662 ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.

663

664 Уважаемые коллеги, есть просьба автора по пункту 25.1: перенести рассмотрение

665 данного законопроекта на следующее пленарное заседание. Прошу поддержать. Ну

666 и соответственно, видимо, рассмотрение альтернативного законопроекта (пункт

667 25.2) тоже надо перенести на следующее заседание.

668

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

806 Лебедев Игорь Владимирович - по поводу переноса пункта 25.1 на следующее

807 заседание. У нас два альтернативных законопроекта - пункты 25.1 и 25.2.

808 Возражений нет? Переносим пункт 25 целиком на следующее заседание.

809