Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 168319-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос

у Президента РФ
03.06.2009

Номер законопроекта:168319-5
Комментарий законопроекта:по вопросу сокращения количества подписей избирателей при выдвижении федеральных списков на выборах депутатов Государственной Думы, а также освобождения от сбора подписей при определенных условиях политических партий
Дата внесения законопроекта в ГД:28.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/168319-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Дата изменения статуса/фазы:03.06.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:108-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №168319-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления

по вопросу сокращения количества подписей избирателей при выдвижении федеральных списков на выборах депутатов Государственной Думы, а также освобождения от сбора подписей при определенных условиях политических партий

Дата заседания 22.05.2009, номер заседания 96, строк в стенограмме 9892

О проекте федерального закона № 168319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1854 Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении. Вопрос 4. О проекте

1855 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

1856 Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в

1857 поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов

1858 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением

1859 оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы

1860 государственной власти и органы местного самоуправления". Доклад председателя

1861 Комитета по конституционному законодательству и государственному

1862 строительству Владимира Николаевича Плигина.

1863

1864 Пожалуйста.

1865

1866 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект

1867 направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации

1868 Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, касающихся поэтапного сокращения

1869 количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков

1870 кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, а

1871 также освобождения от сбора подписей политических партий, списки кандидатов

1872 которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных

1873 (представительных) органах власти не менее чем в одной трети субъектов

1874 Российской Федерации. Законопроект принят во втором чтении 20 мая, в

1875 установленном порядке прошёл все необходимые экспертизы, замечаний не

1876 имеется. Подготовлен к принятию в третьем чтении.

1877

1878 Спасибо.

1879

1880 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1881

1882 Есть ли какие-то замечания? По мотивам Жириновский Владимир Вольфович

1883 записался. Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1884

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2692 Пункт 4. Записался депутат Жириновский по мотивам голосования от фракции.

2693

2694 Пожалуйста, включите микрофон депутату Жириновскому.

2695

2696 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я рад, что представители фракции КПРФ ещё раз подтвердили,

2697 кто голосовал за позицию отменить единый государственный экзамен. Это тем

2698 более недопустимо, потому что мы являемся государственной властью, - закон

2699 принят Государственной Думой, он будет действовать, а депутаты предлагают его

2700 не исполнять!

2701

2702 Что же касается голосования в третьем чтении проекта закона, по которому

2703 сокращается число подписей, то и при обсуждении в первом чтении мы говорили о

2704 том, что, конечно, это трудная процедура, она практически нереальная -

2705 нереально собрать сто двадцать тысяч подписей, даже сто тысяч. Выборы

2706 проходят у нас в марте, сбор подписей должен идти в основном в январе - это

2707 Новый год, праздники. Поэтому это сокращение практически ничего не даёт,

2708 сложность оформления очень большая - там нужен нотариус, паспортные данные. И

2709 никто не будет впускать к себе в дом человека, чтобы он полчаса сидел и

2710 записывал все необходимые данные.

2711

2712 Но смысл был правильный на первом этапе - чтобы отфильтровать такие

2713 образовавшиеся партии, чьи руководители сидели дома со свидетельствами о

2714 регистрации, а никаких политических структур не было. Поэтому снижение - это

2715 вроде бы путь к демократии. Я думаю, в перспективе, когда устоится

2716 политическая система, подписей будет ещё меньше. В том числе и при выдвижении

2717 кандидатов в президенты. Ни в одной стране мира нет такого - миллион

2718 подписей. Миллион - это чудовищная цифра, это практически невозможно. Во

2719 Франции пятисот подписей достаточно на уровне глав местного самоуправления.

2720 Пятьсот и миллион - сравните! Конечно, это движение вперёд, но оно

2721 практически ничего не даёт тем, кто захотел бы собрать эти подписи. Вот я как

2722 раз и хочу, чтобы всем было ясно, ибо даже если мы когда-нибудь установим сто

2723 тысяч, их всё равно собрать будет невозможно.

2724

2725 А самое главное - работа ЦИК. Ведь я же не зря хотел выступить при обсуждении

2726 проекта календаря работы, мы же хотели обсудить работу ЦИК. Ну как он

2727 работает? Ведь когда Вешняков был, два-три раза в год приглашали лидеров

2728 партий дать свою оценку итогам выборов, в том числе и высказать какие-то

2729 замечания по сбору подписей, если там участвовали партии, которые собирали

2730 подписи. Сейчас вообще ЦИК нет, они сидят там... хуже чем министерство, как

2731 почтовый ящик! Сейчас они собрали избиркомы Центрального федерального округа.

2732 И о чём они с ними говорят? А где позиция политических партий? Чиновники с

2733 чиновниками договариваются, как дальше регулировать процесс регистрации

2734 участников избирательного процесса... (Микрофон отключён.)

2735

2736 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.

2737

2738 Ставлю на голосование вопрос, обозначенный в пункте 4. Третье чтение.

2739

2740 Включите режим голосования.

2741

2742 Покажите результаты.

2743

2744 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 56 сек.)

2745 Проголосовало за 412 чел.91,6%

2746 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2747 Воздержалось 0 чел.0,0%

2748 Голосовало 412 чел.

2749 Не голосовало 38 чел.8,4%

2750 Результат: принято

2751

2752 Принято.

2753

Дата заседания 20.05.2009, номер заседания 95, строк в стенограмме 7453

О проекте федерального закона № 168319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1396 Вопрос 4, блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. О проекте

1397 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

1398 Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в

1399 поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов

1400 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением

1401 оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы

1402 государственной власти и органы местного самоуправления". Доклад председателя

1403 Комитета по конституционному законодательству и государственному

1404 строительству Владимира Николаевича Плигина.

1405

1406 Пожалуйста.

1407

1408 ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному

1409 законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1410

1411 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на

1412 реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному

1413 Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, касающихся поэтапного

1414 сокращения количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных

1415 списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального

1416 Собрания.

1417

1418 Позвольте напомнить. По законопроекту на выборах депутатов Государственной

1419 Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей

1420 избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов,

1421 обязана собирать не менее 150 тысяч подписей избирателей. На выборах

1422 депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия

1423 обязана собирать не менее 120 тысяч подписей избирателей. То есть, таким

1424 образом, есть существенное сокращение по сравнению с действующим порядком.

1425

1426 Также предусмотрено освобождение от сбора подписей политических партий,

1427 списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в

1428 законодательных (представительных) органах государственной власти не менее

1429 чем в одной трети субъектов Российской Федерации. В этом случае не будет

1430 необходимости собирать подписи в поддержку федерального списка кандидатов в

1431 депутаты на выборах в Государственную Думу, а также кандидата, выдвинутого

1432 политической партией, которая представлена не менее чем в одной трети

1433 субъектов Российской Федерации, и при выдвижении кандидата в Президенты

1434 Российской Федерации.

1435

1436 Таблица поправок одна, в ней предлагается одна поправка, которая носит

1437 юридико-технический характер. Прошу проголосовать за таблицу и принять

1438 законопроект во втором чтении.

1439

1440 Спасибо.

1441

1442 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1443

1444 Уважаемые коллеги, есть необходимость обсуждать поправку в таблице, она одна?

1445 Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к

1446 принятию. Кто за? Прошу голосовать.

1447

1448 Включите режим голосования.

1449

1450 Покажите результаты голосования.

1451

1452 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 40 сек.)

1453 Проголосовало за 407 чел.90,4%

1454 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1455 Воздержалось 0 чел.0,0%

1456 Голосовало 407 чел.

1457 Не голосовало 43 чел.9,6%

1458 Результат: принято

1459

1460 Принято.

1461

1462 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона в

1463 соответствии с пунктом 4 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.

1464

1465 Включите режим голосования.

1466

1467 Покажите результаты голосования.

1468

1469 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 15 сек.)

1470 Проголосовало за 407 чел.90,4%

1471 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1472 Воздержалось 0 чел.0,0%

1473 Голосовало 407 чел.

1474 Не голосовало 43 чел.9,6%

1475 Результат: принято

1476

1477 Принято.

1478

Дата заседания 15.04.2009, номер заседания 87, строк в стенограмме 8555

О проекте федерального закона № 168319-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5714 Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 16. Проект федерального закона "О

5715 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

5716 связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения

5717 федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы

5718 Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для

5719 регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы

5720 государственной власти и органы местного самоуправления". Доклад полномочного

5721 представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри

5722 Владимировича Минха.

5723

5724 Пожалуйста, Гарри Владимирович.

5725

5726 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

5727 Государственной Думе.

5728

5729 Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна.

5730

5731 Уважаемые депутаты Государственной Думы, на ваше рассмотрение представляется

5732 ещё одна законодательная инициатива Президента Российской Федерации,

5733 направленная на реализацию тех положений, которые были заявлены в ежегодном

5734 Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008

5735 года.

5736

5737 Как видно из названия законопроекта, предлагается две группы поправок. Первая

5738 группа поправок направлена на то, чтобы обеспечить поэтапное сокращение

5739 количества подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов на

5740 выборах депутатов Государственной Думы. Вторая группа поправок посвящена

5741 тому, чтобы освободить от сбора подписей политические партии, списки

5742 кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в не

5743 менее чем одной трети законодательных (представительных) органов

5744 государственной власти субъектов Российской Федерации.

5745

5746 Для того чтобы эти две идеи реализовать, предлагается ряд взаимосвязанных

5747 системных поправок в три избирательных федеральных закона: во-первых,

5748 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

5749 участие в референдуме граждан Российской Федерации", во-вторых, закон "О

5750 выборах Президента Российской Федерации" и, наконец, закон "О выборах

5751 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

5752

5753 В настоящее время по действующему законодательству, как вы знаете, без сбора

5754 подписей избирателей осуществляется регистрация кандидата либо списка

5755 кандидатов только тех, которые выдвинуты парламентскими партиями, то есть

5756 теми партиями, которые допущены по итогам официально опубликованных

5757 результатов ближайших предыдущих выборов к распределению депутатских

5758 мандатов.

5759

5760 Я в связи с этим хочу вам напомнить, что вы в конце марта текущего года

5761 приняли в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в

5762 отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением

5763 представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания

5764 Российской Федерации, где мы с вами начинаем постепенно легализовывать так

5765 называемые малые партии, то есть те политические партии, которые недобрали до

5766 7 процентов, но преодолели пятипроцентный барьер по количеству голосов

5767 избирателей, поданных в их поддержку. В отношении этих политических партий, я

5768 напомню, мы используем термин "партии, которым переданы депутатские мандаты".

5769 Это тоже, можно сказать, в определённом смысле политические партии, которые

5770 будем считать парламентскими, и, соответственно, они у нас тоже подпадают под

5771 тот правовой режим, который предлагается на ваше рассмотрение.

5772

5773 Законопроектом предлагается установить, что без сбора подписей избирателей на

5774 всех уровнях выборов, включая выборы Президента Российской Федерации,

5775 осуществляется регистрация кандидатов либо списков кандидатов, выдвинутых не

5776 только политическими партиями, которые в соответствии с сегодняшним

5777 законодательством допущены к распределению депутатских мандатов в

5778 Государственной Думе, но и теми политическими партиями, списки которых были

5779 допущены к распределению депутатских мандатов не менее чем в одной трети

5780 законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

5781 Причём это допущение к распределению депутатских мандатов должно быть

5782 зафиксировано применительно к действующим региональным парламентам на день

5783 официального опубликования решения о назначении тех или иных выборов

5784 законодательных органов государственной власти.

5785

5786 Кроме того, когда мы говорим о том, что без сбора подписей избирателей

5787 осуществляется регистрация кандидатов либо списков кандидатов применительно к

5788 партиям, то следует иметь в виду, что это касается также и тех кандидатов или

5789 списков, которые выдвинуты соответствующими региональными или иными

5790 структурными отделениями (подразделениями) этих политических партий, если

5791 таковая возможность предусмотрена уставом этих политических партий. И

5792 регистрация таких кандидатов или списков кандидатов на выборах всех уровней

5793 осуществляется на основании решения, принятого либо политической партией в

5794 целом, либо её региональным отделением или иным структурным подразделением.

5795

5796 Данная новелла позволит расширить перечень политических партий, которые

5797 смогут в таком, скажем, облегчённом варианте зарегистрировать соответствующих

5798 кандидатов или списки кандидатов. Таким образом, это позволит, опять же в

5799 облегчённом варианте, привлечь к политической деятельности на уровне

5800 избирательных кампаний большее число участников политической жизни и,

5801 безусловно, повысит возможность участия в политической деятельности большего

5802 числа избирателей.

5803

5804 Вторая новелла законопроекта, которую я уже озвучивал частично, когда отвечал

5805 на вопросы депутатов при представлении других инициатив Президента Российской

5806 Федерации, заключается в том, что предусматривается поэтапное снижение

5807 количества подписей избирателей, необходимых для регистрации списка

5808 кандидатов в депутаты Государственной Думы. В данном случае речь идёт только

5809 о выборах депутатов Государственной Думы. И напомню, что в настоящее время

5810 требование по минимальному количеству равняется двумстам тысячам, при этом

5811 необходимо в каждом субъекте набрать не более десяти тысяч голосов, или

5812 подписей, в поддержку соответствующего списка избирателей. Предлагается по

5813 следующим выборам, в шестую Государственную Думу, минимальную планку снизить

5814 до ста пятидесяти тысяч человек, а на последующих выборах эту цифру довести

5815 как минимум до ста двадцати тысяч подписей избирателей. При этом требования

5816 применительно к субъекту Российской Федерации снижаются и в том, и в другом

5817 варианте до пяти тысяч: не более пяти тысяч подписей избирателей должно быть

5818 собрано на территории одного субъекта, и место жительства избирателей также

5819 должно находиться на территории данного субъекта Российской Федерации.

5820 Естественно, остаётся требование о том, что данные подписи должны быть

5821 собраны не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

5822

5823 И аналогичное сокращение предлагается применить также и в отношении тех

5824 избирателей, которые проживают постоянно за пределами Российской Федерации. В

5825 настоящее время их количество составляет не более десяти тысяч. Предлагается

5826 эту цифру уменьшить в два раза.

5827

5828 Таким образом, в целом, как вы видите, предлагается с двухсот тысяч

5829 избирателей снизить планочку до ста двадцати тысяч, почти в два раза, что, на

5830 наш взгляд, позволит менее затратно с точки зрения не только финансовой, но и

5831 ресурсной, организационной организовать выдвижение списка кандидатов на

5832 выборах депутатов Государственной Думы. Ну и естественно, снижение

5833 количественных требований к подобным спискам не означает, что мы

5834 предполагаем... Наоборот, мы полагаем, что это позволит повысить требования к

5835 качеству, которые и сейчас предъявляются к этим спискам кандидатов.

5836

5837 С учётом того, что я вам кратко доложил об основных идеях данных

5838 законодательных инициатив президента, предлагаю поддержать и принять данный

5839 законопроект в первом чтении.

5840

5841 Спасибо.

5842

5843 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.

5844

5845 Содоклад от Комитета по конституционному законодательству и государственному

5846 строительству сделает председатель комитета Владимир Николаевич Плигин.

5847

5848 Пожалуйста.

5849

5850 ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному

5851 законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5852

5853 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович

5854 подробно остановился на законопроекте. Действительно, законопроект направлен

5855 на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному

5856 Собранию и предполагает как бы две новеллы.

5857

5858 Прежде всего, систематизируется институт сбора подписей избирателей в

5859 поддержку федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной

5860 Думы. Как вы знаете, институт сбора подписей достаточно широко распространён

5861 в мировой практике. Он реализуется в таких странах, как, например,

5862 Великобритания, Франция, Германия, Финляндия, Китай и многие другие.

5863

5864 Второе. Предполагается освобождение от сбора подписей политических партий,

5865 списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в

5866 законодательных (представительных) органах государственной власти не менее

5867 чем в одной трети субъектов Российской Федерации.

5868

5869 Анализируя данный законопроект, мы полагаем, что первое и второе предложения

5870 направлены на развитие институтов демократии в нашем обществе, а также на

5871 укрепление партийной системы в нашей стране.

5872

5873 Я не буду останавливаться на количественных показателях. Если возникают

5874 какие-то вопросы, буду готов на них ответить. Предлагаем принять данный

5875 законопроект в первом чтении.

5876

5877 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Оставайтесь пока на

5878 трибуне.

5879

5880 Есть ли вопросы у коллег? Два, три вопроса, четыре уже.

5881

5882 Первый вопрос. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.

5883

5884 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

5885

5886 Уважаемый Гарри Владимирович, понятна цель данного законопроекта - это

5887 демократизация института выборов, и с этой точки зрения, я думаю, вряд ли

5888 кто-то будет критиковать в этом зале данный законопроект. Но мы с вами люди

5889 совершенно конкретные. Как вы считаете, каких партий прежде всего коснётся

5890 данный законопроект? Он не касается впрямую сидящих в этом зале. А каких

5891 политических структур в нашей стране он коснётся, на взгляд президентской

5892 администрации, или хотя бы какое количество партий заинтересовано в данном

5893 законопроекте и воспользуется им?

5894

5895 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.

5896

5897 МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, с одной стороны, я бы не хотел

5898 выступать пророком, вопрос достаточно оценочный, но, насколько я понимаю

5899 логику процесса...

5900

5901 Я забыл ещё об одной вещи сказать - о том, что, если закон вступит в силу,

5902 список политических партий, которые будут подпадать под этот критерий - не

5903 менее чем в одной трети субъектов будут допущены к распределению депутатских

5904 мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти,

5905 - должен будет размещаться Центральной избирательной комиссией в течение пяти

5906 дней со дня вступления в силу данного федерального закона. Центризбирком на

5907 своём сайте в сети Интернет опубликует список политических партий, по сути

5908 дела, чисто технически, технологически проведёт эту работу. Таким образом, мы

5909 с вами не будем гадать и прогнозировать, а просто прочитаем об итогах той

5910 работы, которую проделает Центральная избирательная комиссия, и с учётом

5911 этого первого шага поймём, какое количество политических партий у нас

5912 останется неохваченным этой новеллой и должно будет на соответствующих

5913 выборах обеспечивать сбор подписей избирателей.

5914

5915 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5916

5917 Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

5918

5919 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к представителю комитета. Вы так легко

5920 заметили, что эта процедура существует в некоторых европейских странах, но

5921 хотелось бы о количественных показателях услышать. Насколько я понимаю, самый

5922 высокий показатель в России, во всех странах Европы речь идёт, может быть, о

5923 пятистах подписях или о тысяче. Вот эти параметры всё-таки нам скажите: где,

5924 в каких странах мира сбор подписей приближается к российским показателям,

5925 где, например, пятьдесят тысяч, или сто тысяч, или десять? Насколько я знаю,

5926 нигде не выходит за пределы одной-двух тысяч, а бывает даже пятьсот подписей.

5927

5928 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, в Германии право выдвигать

5929 кандидатов на выборах в Бундестаг имеют политические партии. При этом, если

5930 они не представлены в Бундестаге, дополнительно требуется поддержка двух

5931 тысяч избирателей, но в каждой федеральной земле. Таким образом, эти цифры

5932 значительно выходят за те пределы, которые вы только что назвали.

5933

5934 В Финляндии, если мы говорим о президентских выборах, требуется двадцать

5935 тысяч подписей избирателей, то есть с учётом населения страны это очень

5936 существенно. Мне подсказывают, что около пяти миллионов население страны.

5937 Таким образом, это представляется очень существенной цифрой.

5938

5939 Я не говорю о Китае, потому что здесь как бы несколько другие особенности. И

5940 может быть, вам будет это интересно: на выборах президента Польши выдвижение

5941 кандидатов осуществляется непосредственно избирателями, для чего необходимы

5942 подписи не менее ста тысяч избирателей. Таким образом, при населении страны,

5943 по-моему, семьдесят миллионов человек... Не берусь точно сказать. То есть вот

5944 это соотношение с Российской Федерацией совершенно адекватное.

5945

5946 Однако одновременно должен сказать, что, допустим, в Бельгии необходимо

5947 представить пять тысяч подписей, на муниципальных выборах - от ста до

5948 четырёхсот подписей. Я могу продолжить статистику.

5949

5950 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5951

5952 Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.

5953

5954 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

5955

5956 Вопрос и Гарри Владимировичу, и Владимиру Николаевичу. Вопрос такого порядка.

5957 Я не могу понять, вроде как регистрационное управление Минюста проверяет на

5958 соответствие закону "О политических партиях", вообще-то, все параметры

5959 партии, а оглашает списки почему-то Центризбирком. Может, правильнее было бы

5960 поручить Минюсту оглашать списки тех, кто может и кто не может?

5961

5962 И второй вопрос. Гарри Владимирович, скажите, пожалуйста, это президент

5963 тормозит во втором чтении проект закона о реализации его же инициативы в его

5964 президентском послании в части расширения возможностей выборов по спискам в

5965 муниципалитетах? С октября после первого чтения Владимир Николаевич не вносит

5966 законопроект на второе. Вы тормоз или комитет?

5967

5968 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5969

5970 Кто будет отвечать по первому вопросу?

5971

5972 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5973

5974 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста.

5975

5976 МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, если вести речь о том, что Минюст

5977 регистрирует политические партии, то это, безусловно, так. Однако здесь речь

5978 идёт не о регистрации политических партий с точки зрения того, соответствуют

5979 ли они тем количественным и качественным параметрам, которые содержатся в

5980 законе "О политических партиях". Здесь речь идёт о том, что необходимо

5981 проанализировать по итогам выборов в соответствующие законодательные

5982 (представительные) органы субъектов Российской Федерации вопрос о том, кто,

5983 какие политические партии допущены к распределению, какое количество этих

5984 политических партий, в каких субъектах. Эта информация имеется в системе

5985 избирательных комиссий. И абсолютно логично, что эти вопросы отнесены к

5986 компетенции Центральной избирательной комиссии. Министерство юстиции этим не

5987 занимается, это не вопрос о политических партиях, а это вопрос о политических

5988 партиях, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательных

5989 (представительных) органах. Это ответ на первый вопрос.

5990

5991 На второй вопрос, как вы полагаете, будет ли... Я могу ответить вопросом на

5992 вопрос: логично ли полагать, что Президент Российской Федерации тормозит свои

5993 собственные инициативы?

5994

5995 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5996

5997 ПЛИГИН В. Н. Возвращаюсь к первому вопросу. У меня, честно говоря, вызывает

5998 удивление вопрос: зачем член фракции в Государственной Думе, чей

5999 представитель есть в Центральной избирательной комиссии, хотел бы ограничить

6000 компетенцию этого органа и передать его полномочия в несколько другой орган -

6001 орган исполнительной власти? Это действительно не очень понятная постановка

6002 вопроса.

6003

6004 Что касается второго вопроса, то я рад изощрённости ваших попыток вернуться к

6005 обсуждению того вопроса, которому нет места в рамках обсуждения этого

6006 предмета.

6007

6008 Спасибо.

6009

6010 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.

6011

6012 Высветилось: Стальмахов Владимир Александрович. Ошибка? Вопрос хотите задать?

6013 Да, пожалуйста.

6014

6015 Включите микрофон по карточке Стальмахова.

6016

6017 ЦВЕТОВА Л. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6018

6019 Любовь Константиновна, уважаемая, при регистрации... прошу считать

6020 Стальмахова присутствующим.

6021

6022 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6023

6024 Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Николаевич.

6025

6026 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6027

6028 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё. Надо было раньше сосредоточиться, Николай

6029 Фёдорович. Ну задайте свой вопрос, с места вам ответит кто-то.

6030

6031 Пожалуйста, включите микрофон депутату Рябову.

6032

6033 РЯБОВ Н. Ф. Владимир Николаевич, вы произнесли в своём выступлении коротком

6034 такую фразу: укрепление института демократии и укрепление института наших

6035 партий, которые будут участвовать, естественно, в политическом процессе

6036 страны. Что касается укрепления института демократии, тут действительно можно

6037 поспорить, а вот каким образом этот закон повлияет на укрепление института

6038 наших партий? Мне не совсем это понятно. Мне кажется, наоборот, мы, скажем

6039 так, растворим политические партии в этих маленьких партийках.

6040

6041 Спасибо.

6042

6043 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.

6044

6045 ПЛИГИН В. Н. Николай Фёдорович, благодаря тому законодательству, которое было

6046 принято Государственной Думой, с моей точки зрения, произошла достаточно

6047 интересная структуризация политических партий, политического поля России. Мы

6048 очень предметно в прошлый раз при обсуждении вопроса об увеличении доступа

6049 избирателей решали и обсуждали это применительно к демократическим

6050 институтам, поэтому я сегодня специально не говорил об этих вопросах.

6051

6052 Что касается укрепления роли политических партий, то, с моей точки зрения,

6053 создаются дополнительные достаточно интересные стимулы для повышения

6054 активности политических партий на региональном уровне и конкретизации работы

6055 на региональном уровне. Вот тем партиям, которые участвуют в распределении

6056 мандатов в одной трети законодательных (представительных) органов субъектов

6057 Российской Федерации, это даёт достаточно интересные дополнительные

6058 возможности. Кто воспользуется этими дополнительными возможностями

6059 (возвращаюсь к вопросу, который первым здесь был задан)? В данной ситуации

6060 норма рассчитана на неопределённый круг лиц. В настоящее время в политическом

6061 поле Российской Федерации представлены семь политических партий, три

6062 находятся в стадии ликвидации, четыре партии являются парламентскими

6063 партиями. Но тем не менее политическое поле динамично, оно меняется.

6064

6065 Спасибо.

6066

6067 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6068

6069 Вопросы закончились. Присаживайтесь, пожалуйста.

6070

6071 По ведению - Кармазина Раиса Васильевна.

6072

6073 КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Иван Иванович! Я

6074 предлагаю: выступление от партии - до пяти минут, потому что очень большая у

6075 нас повестка.

6076

6077 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Не требуется голосование? Не

6078 требуется.

6079

6080 Так, от фракции КПРФ нет желающих? От ЛДПР? Жириновский Владимир Вольфович,

6081 пять минут.

6082

6083 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот как раз нам представитель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

6084 показывает, кто за демократию. Чего же вы мешаете обсуждать важнейший вопрос

6085 - о политических партиях? Что значит - времени мало у вас? В пятницу будем

6086 обсуждать и потом ещё. Сколько раз мы заканчивали в три часа дня

6087 рассматривать повестку дня?! Не хочется слышать, видимо, критику в свой

6088 адрес. А законы принимаем якобы для развития демократии. Давайте прекратим

6089 ломать регламент нашей работы! Ведь для того, чтобы пропустить вот то, что

6090 предложила депутат Кармазина, мы должны вернуться к утверждению повестки дня

6091 и сказать, что по такому-то пункту регламент будет другой. Но мы должны

6092 следовать жёстко Регламенту. В этом проблема.

6093

6094 То же самое вот здесь со сбором подписей. Я ведь задал вопрос председателю

6095 комитета - он обошёл его, Владимир Николаевич любит обходить. Если реально

6096 просчитать сбор подписей в европейских странах, то мы собираем в десять раз

6097 больше, вот так взять пропорционально население и их нормы - в десять раз! А

6098 вы говорите нам, что приблизительно то же самое. Две тысячи в одной земле в

6099 Германии, а там земель всего семь, допустим, четырнадцать тысяч, а мы сто

6100 сорок тысяч закладываем. Ну, девятнадцать там, сто девяносто... Всё равно это

6101 намного меньше. В Финляндии при выборах президента - это будет триста тысяч

6102 по нашим параметрам, а мы заставляем собирать в семь раз больше, два миллиона

6103 подписей. Надо отвечать всё-таки более объективно, что пока, к сожалению, в

6104 Российской Федерации сбор подписей имеет крепостнический такой оттенок.

6105

6106 Поэтому с удовольствием поддержим снижение, но самое главное, что и в этом

6107 случае будут мешать собирать подписи. И наши граждане ввиду роста криминала

6108 боятся открывать двери своих домов. И здесь присутствует коррупция, когда

6109 вынуждены прибегать к денежному вознаграждению за дачу подписи. И когда нужно

6110 какую-то партию отстранить от участия в выборах, начинают граждан, которые

6111 поставили подпись, вызывать в отделение милиции и заставлять силой отказаться

6112 от подписи. И потом этот отказ от подписи является аргументом, что не все

6113 подписи собраны так, как обозначено в законе, и эту политическую партию

6114 лишают возможности участвовать в выборах в целом в России или в каком-то из

6115 регионов.

6116

6117 Мы парламентские партии не можем защитить. Если парламентским партиям не надо

6118 собирать подписи, то сколько было случаев попыток не зарегистрировать

6119 партийный список в регионах! И даже в центре мы препятствовали тем законом,

6120 которым пытались из-за неправильных данных об имуществе какую-то партию не

6121 допустить к выборам. Поэтому мы рады, что идёт зачистка этого

6122 законодательства, чтобы освободить его от лишних пут. И надо снижать

6123 количество подписей, потому что это ни к чему хорошему не приводит, только к

6124 унижению и коррупции.

6125

6126 И очень часто подписи не собираются реально, а студентов сажают и дают им

6127 переписывать домовые книги или другие данные с адресами, и изображают подписи

6128 граждан. Выборочная проверка, естественно, не может всё это выявить. И всё

6129 чаще это зависит от избиркома! Вкусовые позиции: если партия вызывает угрозы

6130 для каких-то политических сил, то там найдут якобы недостоверные подписи,

6131 даже если они и полностью достоверные, а ту партию, которая в основном

6132 собрала подписи через студентов за деньги, просто переписав какое-то

6133 количество избирателей по спискам, пропустят, не заметив, что нет там

6134 реальных подписей избирателей.

6135

6136 Вот этого мы должны избегать и практически в перспективе перейти к этим

6137 европейским стандартам, пусть постепенно сокращают. Это распространяется

6138 только на три партии: "ПАТРИОТЫ РОССИИ", "ЯБЛОКО" и новые правые. На "ЯБЛОКО"

6139 и на "ПАТРИОТОВ РОССИИ" наплевать некоторым политическим центрам, их как бы

6140 списали. Это против коммунистов делали - "ПАТРИОТОВ РОССИИ", - а "ЯБЛОКО" не

6141 могло объединиться с демократами, они могут быть наказаны за это. Поэтому это

6142 в основном помощь новым правым, которые хотели бы стать ещё одной, уже

6143 третьей пропрезидентской партией: "ЕДИНАЯ...", "Справедливая..." и вот

6144 "Правое дело". Рейтинг показал, что у них всего 1 процент. При 1 проценте

6145 рейтинга как им собрать подписи? Ну, они и сто двадцать, и сто пятьдесят

6146 тысяч не соберут, поэтому, видимо, нам придётся ещё раз к этому закону

6147 возвращаться и ради этой партии спускать планку до двадцати тысяч. Пусть они

6148 попробуют собрать, и вот сколько они смогут собрать, наверное, эту норму мы

6149 установим им перед выборами.

6150

6151 И надо подумать о выборах в Государственную Думу. Нам нужно всё-таки развести

6152 выборы президента и... (Микрофон отключён.)

6153

6154 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.

6155

6156 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Яровая.

6157

6158 Пожалуйста, включите микрофон.

6159

6160 ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6161

6162 Уважаемые коллеги, обсуждаемый сегодня законопроект представлен в рамках

6163 реализации тех идей, которые впервые были озвучены президентом в своём

6164 послании. Конечно же, речь идёт о совершенствовании политической системы и

6165 повышении её конкурентоспособности. Несомненно, что выстраивается единая

6166 логика - логика соотнесения с той численностью, которая предполагается при

6167 регистрации партий, с теми полномочиями, которые имеются сегодня у партий, а,

6168 как вы помните, главное полномочие и главная задача любой политической партии

6169 - это участие в выборах и участие в формировании органов власти. И

6170 несомненно, что вот этот признак соотносимости выдерживается и сегодня в тех

6171 новеллах, которые предложены Президентом Российской Федерации, поскольку на

6172 минимальном уровне на момент выдвижения своих кандидатов партии должны

6173 заручиться поддержкой своих избирателей.

6174

6175 Политическая система России, конечно, совершенствуется и развивается. И мы

6176 понимаем, что сегодня речь идёт об одних партиях, но в процессе развития, в

6177 процессе того, как будет активизироваться гражданская позиция, будут

6178 развиваться и гражданские институты общества, будут появляться новые партии.

6179 Вместе с тем крайне важно обеспечить конкурентные условия и обеспечить

6180 доступность граждан к формированию политической системы уже на том этапе,

6181 когда партии не только заявляют о своей политической позиции, но и

6182 высказывают публичное намерение участвовать в выборах.

6183

6184 Очень важной видится та новелла, которая связана с предоставлением

6185 возможности партиям, которые имеют свои фракции в региональных

6186 законодательных органах власти в одной трети регионов Российской Федерации,

6187 участвовать в федеральных выборах уже без сбора подписей. Почему эта новелла

6188 важна? Прежде всего потому, что она как раз расширяет возможность более

6189 свободной конкуренции и более активного участия именно в региональных и

6190 местных выборах, что является, несомненно, той базовой основой, которая и

6191 формирует политическую систему России.

6192

6193 Вместе с тем снижение того уровня подписей, который сегодня установлен и

6194 действует в законодательстве, тоже видится существенным дополнением, которое

6195 расширяет возможности и для действующих партий, а самое главное, создаёт

6196 возможности для того, чтобы расширить круг тех партий, которые могут

6197 участвовать в федеральных выборах.

6198

6199 В целом законодательная инициатива поддерживается партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и

6200 мы полагаем, что в логике всех тех действий, которые уже предлагались

6201 президентом и поддерживались Государственной Думой, данная законодательная

6202 инициатива также будет способствовать расширению демократических институтов.

6203

6204 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Справедливая Россия". Депутат Емельянов,

6205 пожалуйста.

6206

6207 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия".

6208

6209 Уважаемые коллеги, мы поддерживаем этот законопроект. Мы считаем эту

6210 инициативу очень важной в части либерализации нашей политической системы. В

6211 этом зале, и не только в этом зале, часто звучат выступления по поводу

6212 излишних административных барьеров в бизнесе, но такие же излишние

6213 административные барьеры есть и в политике. Двести тысяч подписей - этот ценз

6214 был необходим в те времена, когда у нас были десятки партий, когда партию

6215 могли создать любые десять человек, когда общественные организации могли

6216 принимать участие в выборах и список партий и общественных объединений,

6217 желающих участвовать в выборах, достигал почти сотни.

6218

6219 В последние годы мы с вами предприняли шаги по совершенствованию политической

6220 системы, по приданию ей зрелости. У нас осталось меньше десятка партий,

6221 причём партию теперь создать не так легко. Организаторы уже на стадии

6222 создания партии должны подтвердить серьёзность общественной поддержки. Сейчас

6223 надо пятьдесят тысяч подписей, через некоторое время нужно будет сорок тысяч

6224 подписей. Таким образом, мы уже на стадии создания партий заложили

6225 определённые механизмы по блокированию маргинальных тенденций в политической

6226 системе. Оставлять ещё один барьер в виде высокого ценза по сбору подписей,

6227 видимо, нерационально, поэтому те предложения, которые сделал президент,

6228 своевременны и правильны.

6229

6230 Действительно, я согласен с предыдущими выступавшими, очень интересная

6231 инициатива по облегчению выдвижения представителей от партий, которые имеют

6232 фракции в одной трети законодательных собраний субъектов. Действительно,

6233 зачем им опять собирать подписи, если они уже доказали, что пользуются

6234 общественной поддержкой?