Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 173503-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

у Президента РФ
21.12.2009

Номер законопроекта:173503-5
Комментарий законопроекта:об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности
Дата внесения законопроекта в ГД:12.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/173503-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по транспорту
Дата изменения статуса/фазы:21.12.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:336-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №173503-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности

Дата заседания 09.12.2009, номер заседания 128, строк в стенограмме 7955

О проекте федерального закона № 173503-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2234 Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс

2235 Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает первый

2236 заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и

2237 государственному строительству Александр Петрович Москалец.

2238

2239 Пожалуйста.

2240

2241 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предусмотренные

2242 данным законопроектом меры административного правового воздействия в целях

2243 обеспечения необходимого уровня безопасности полётов направлены в том числе и

2244 на совершенствование государственного контроля за осуществлением деятельности

2245 в сфере гражданской авиации.

2246

2247 Материалы данного законопроекта полностью подготовлены к рассмотрению в

2248 третьем чтении и своевременно размещены в системе обеспечения законодательной

2249 деятельности. Правовая и лингвистическая экспертизы проведены, замечаний нет.

2250 И Комитет по конституционному законодательству и государственному

2251 строительству рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый

2252 законопроект в третьем чтении.

2253

2254 Спасибо.

2255

2256 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложения? Есть. Иванов от фракции ЛДПР. По

2257 данному вопросу есть ещё желающие выступить по мотивам от фракции? Нет.

2258

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2490 Переходим к пункту 5.

2491

2492 Иванов Сергей Владимирович - по мотивам от фракции ЛДПР.

2493

2494 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

2495

2496 Уважаемые коллеги, ну, ясно, что законопроект будет принят, потому что даже

2497 представители комитета благополучно удалились. Это ещё раз говорит о том, что

2498 законы, которые принимает Государственная Дума...

2499

2500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик в зале.

2501

2502 ИВАНОВ С. В. А, здесь, прошу прощения, прошу прощения тогда.

2503

2504 Тем не менее Александр Петрович ещё раз подтверждает свою мысль о том, что

2505 принимаются в Госдуме только те законы, на которые получено положительное

2506 заключение. Однако, коллеги, подумайте, что мы делаем? Увеличиваем

2507 административную ответственность за нарушение правил управления воздушными

2508 судами. Вот представьте себе: какой-нибудь забулдыга сядет за руль в пьяном

2509 виде, без прав - его могут арестовать, и это в принципе правильно, потому что

2510 он подвергает опасности и свою жизнь, и жизни людей, в которых может въехать.

2511 А тут, извините меня, огромный борт, триста - триста пятьдесят пассажиров, и

2512 человек в пьяном виде его ведёт, а мы его за это лишаем права управления. Или

2513 он передоверил сынульке своему: поиграть, покрутить штурвальчик - тоже

2514 лишение права управления. Это что такое? За эти вещи должна быть уголовная

2515 ответственность, а не административная, иначе так и будут у нас падать

2516 самолёты.

2517

2518 Или другой пункт посмотрите внимательно: взлёт самолёта с разрешёнными

2519 неисправностями. Я опять, к сожалению, должен вспомнить катастрофу под

2520 Пермью, в которой погиб один известный военачальник, вы наверняка помните.

2521 Так вот, когда туда приходили представители профильного министерства, я с

2522 ними разговаривал. Оказывается, неисправный реверс - это неисправность, с

2523 которой можно выполнять полёт. Как вам это нравится? Вот такие вещи, а мы за

2524 них просто административную ответственность устанавливаем. Я уж не говорю о

2525 том, что люди, которые покупают этот хлам за рубежом, тратя большие деньги, и

2526 не развивают собственную промышленность, благополучно её угробили,

2527 разумеется, пойдут на эти штрафы - они для них не очень высокие и получаемая

2528 прибыль гораздо больше. Они с удовольствием заплатят, и по той же самой схеме

2529 всё будет: заплатил штраф - самолёт взлетел, а потом мы объявляем здесь

2530 минуту молчания в память погибших.

2531

2532 Так, конечно, дело не пойдёт, поэтому мы в отношении данного законопроекта,

2533 так скажем, воздержимся от голосования.

2534

2535 И ещё, Олег Викторович, уважаемый, кроме статьи 50 и права Владимира

2536 Михайловича толковать её (я не знаю, как можно спутать порядок работы

2537 пленарного заседания и календарь рассмотрения вопросов, но пусть это

2538 останется на его совести), есть ещё статья 51, часть вторая. В статье 51,

2539 часть первая, пункты "а", "б", "в" и до "и", перечислено, какие вопросы можно

2540 рассматривать во внеочередном порядке, а вот часть вторая гласит: "иные

2541 законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только

2542 по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов

2543 палаты", а это, согласитесь, Олег Викторович, предполагает, что как минимум

2544 такие вопросы должны быть поставлены на голосование. Поэтому, коллеги, если

2545 уж отклоняете наши инициативы, отклоняйте их красиво и грамотно, чтобы потом

2546 не было мучительно больно за бесцельно проведённое время в парламенте.

2547

2548 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона из

2549 пункта 5 (третье чтение). Кто за?

2550

2551 Включите режим голосования.

2552

2553 Покажите результаты.

2554

2555 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 45 сек.)

2556 Проголосовало за 403 чел.89,6%

2557 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2558 Воздержалось 1 чел.0,2%

2559 Голосовало 404 чел.

2560 Не голосовало 46 чел.10,2%

2561 Результат: принято

2562

2563 Принято.

2564

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4804 НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4805

4806 Спасибо, Олег Викторович.

4807

4808 Для протокола и стенограммы: по пункту 5 - о проекте федерального закона №

4809 173503-5 - Новикова, Салихов, Черкесова, Яковлева голосовали за.

4810

4811 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.

4812

Дата заседания 02.12.2009, номер заседания 126, строк в стенограмме 6540

О проекте федерального закона № 173503-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2076 Переходим к пункту 7 - проекту федерального закона "О внесении изменений в

2077 Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях". Докладывает

2078 Александр Петрович Москалец - первый заместитель председателя...

2079

2080 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2081

2082 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ах, да, извините, но сейчас я всё-таки договорю.

2083

2084 ...Комитета по конституционному законодательству и государственному

2085 строительству. Я прошу прощения у Александра Петровича, но давно нажата

2086 кнопка "по ведению" у Драганова.

2087

2088 Пожалуйста, Валерий Гаврилович.

2089

2090 ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2091

2092 Коллеги, извините. Для протокола: по пункту 5 повестки дня депутаты Яровая,

2093 Косачёв, Карелин и Драганов голосовали за.

2094

2095 Спасибо.

2096

2097 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.

2098

2099 Пожалуйста, депутат Антонов, по ведению.

2100

2101 АНТОНОВ Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2102

2103 Олег Викторович, для протокола: по пункту 5 повестки дня депутаты Антонов,

2104 Залиханов, Зеленский, Хинштейн голосовали за.

2105

2106 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.

2107

2108 Пожалуйста, Александр Петрович. Извините ещё раз.

2109

2110 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемым

2111 законопроектом предлагается решить вопросы ответственности за правонарушения

2112 на воздушном транспорте. Предусматриваемые меры воздействия в виде

2113 административного штрафа, конфискации, административного приостановления

2114 деятельности, лишения права управления воздушным судном и административного

2115 ареста, полагаем, будут более адекватны той степени общественной опасности

2116 нарушений на воздушном транспорте, которые, в общем-то, мы отмечаем в своей

2117 жизни.

2118

2119 Предусматривается усиление ответственности за действия, угрожающие

2120 безопасности полётов, за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных

2121 судов, в том числе за управление воздушным судном лицом, не имеющим права на

2122 управление им, за управление воздушным судном, не прошедшим государственную

2123 регистрацию либо не поставленным на государственный учёт, за управление

2124 воздушным судном, имеющим заведомо подложные государственный и

2125 регистрационный опознавательные знаки, а также за управление лицами,

2126 находящимися в состоянии опьянения, либо за уклонение лица, управляющего

2127 воздушным судном, от прохождения медицинского освидетельствования на

2128 состояние опьянения. Также устанавливается ответственность за нарушение

2129 правил использования воздушного пространства. Предлагается установить

2130 административную ответственность и за умышленное сокрытие авиационного

2131 происшествия или инцидента, сведений о них, за искажение информации, а также

2132 за повреждение или уничтожение связанных с авиационным происшествием или

2133 инцидентом доказательственных материалов. Не остались без внимания и факты

2134 невыполнения лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных

2135 распоряжений командира воздушного судна. В результате реализации предлагаемых

2136 мер, полагаем, будет более эффективным и государственный контроль за

2137 деятельностью в области гражданской авиации.

2138

2139 К законопроекту поступили двадцать три поправки, шестнадцать из которых

2140 рекомендованы комитетом к принятию и семь - к отклонению. Кроме того, по

2141 истечении срока внесения поправок депутатом Гавриловым Сергеем Анатольевичем

2142 была внесена одна поправка, которую комитет не рассматривал, но в рабочем

2143 порядке мы её с Сергеем Анатольевичем обсудили. Поправка действительно носит

2144 объективный характер, однако в тексте проекта закона, подготовленном ко

2145 второму чтению и вам розданном, она, по сути, учтена и в статье 11.3, и в

2146 статье 11.3-1, с чем согласен и автор поправки, поэтому в вынесении на

2147 отдельное обсуждение палаты она не нуждается. При этом для протокола прошу

2148 это обстоятельство отметить.

2149

2150 Просим утвердить подготовленные комитетом таблицы поправок и принять

2151 законопроект во втором чтении.

2152

2153 Спасибо.

2154

2155 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, две таблицы. В таблице 1 -

2156 шестнадцать поправок, рекомендованных к принятию. Есть замечания? Нет.

2157 Ставится на голосование таблица 1.

2158

2159 Включите режим голосования.

2160

2161 Покажите результаты.

2162

2163 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 45 сек.)

2164 Проголосовало за 399 чел.88,7%

2165 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2166 Воздержалось 0 чел.0,0%

2167 Голосовало 399 чел.

2168 Не голосовало 51 чел.11,3%

2169 Результат: принято

2170

2171 Принимается.

2172

2173 В таблице 2 - семь поправок, рекомендованных к отклонению. Нет замечаний.

2174 Ставится на голосование вторая таблица.

2175

2176 Включите режим голосования.

2177

2178 Покажите результаты.

2179

2180 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 16 сек.)

2181 Проголосовало за 333 чел.74,0%

2182 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2183 Воздержалось 0 чел.0,0%

2184 Голосовало 333 чел.

2185 Не голосовало 117 чел.26,0%

2186 Результат: принято

2187

2188 Принимается таблица.

2189

2190 Ставится на голосование законопроект из пункта 7 во втором чтении.

2191

2192 Включите режим голосования.

2193

2194 Покажите результаты.

2195

2196 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 47 сек.)

2197 Проголосовало за 402 чел.89,3%

2198 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2199 Воздержалось 2 чел.0,4%

2200 Голосовало 404 чел.

2201 Не голосовало 46 чел.10,2%

2202 Результат: принято

2203

2204 Принимается.

2205

Дата заседания 09.06.2009, номер заседания 99, строк в стенограмме 7376

О проекте федерального закона № 173503-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1743 Коллеги, переходим к пункту 12. Проект федерального закона "О внесении

1744 изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

1745 Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации

1746 статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей

1747 Алексеевич Аристов. Мне доложили, что он уже в Думе.

1748

1749 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1750

1751 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 12. Я объявил. Мы идём по порядку, только с 8-м у

1752 нас сбился порядок, всё остальное было по порядку, Николай Васильевич.

1753

1754 АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

1755 статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.

1756

1757 Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется проект федерального закона

1758 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

1759 правонарушениях". Проект разработан во исполнение поручения Президента

1760 Российской Федерации.

1761

1762 Рост количества правонарушений на воздушном транспорте, необходимость

1763 снижения числа авиационных происшествий потребовали принятия дополнительных

1764 мер, направленных на повышение ответственности за действия, угрожающие

1765 безопасности полётов. К сожалению, участились случаи нарушения правил

1766 перевозки пассажиров и грузов, превышения ограничения максимальной взлётной

1767 массы или нарушения центровки, случаи полётов на незарегистрированных

1768 воздушных судах без необходимых судовых документов, выявлены факты управления

1769 воздушным судном в нетрезвом состоянии.

1770

1771 Увеличение количества хулиганских действий на борту воздушного судна,

1772 создающих угрозу безопасности полёта, вынудило авиакомпании обратиться в

1773 министерство с просьбой ужесточения ответственности за указанные действия.

1774 Представленным законопроектом предусматривается повышение мер ответственности

1775 за действия, угрожающие безопасности полёта, за нарушение норм авиационной

1776 безопасности, за невыполнение лицом, находящимся на воздушном судне, законных

1777 требований его командира, за распитие крепких алкогольных напитков на

1778 транспорте, за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации.

1779

1780 Конкретизирована мера ответственности за нарушение правил безопасности и

1781 эксплуатации воздушных судов, в частности за нарушение правил,

1782 устанавливающих порядок допуска к полётам, правил лётной эксплуатации;

1783 технического обслуживания воздушного судна; за вылет на воздушном судне с

1784 неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация, либо с нарушением

1785 норм пассажировместимости; за управление воздушным судном лицом, не имеющим

1786 права управления им; за управление незарегистрированным воздушным судном без

1787 опознавательных знаков либо с заведомо подложными опознавательными знаками;

1788 за управление воздушным судном, на котором отсутствуют необходимые документы;

1789 за управление воздушным судном в состоянии опьянения либо передачу управления

1790 воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; за допуск к полёту

1791 воздушного судна экипажа, не отвечающего установленным требованиям; за

1792 выполнение полётов воздушным судном, на борту которого отсутствуют

1793 предусмотренные поисковые и аварийно-спасательные средства.

1794

1795 Введена также административная ответственность за умышленные сокрытие

1796 авиационного происшествия или инцидента и искажение или уничтожение

1797 информации о них.

1798

1799 Административная ответственность, применявшаяся ранее за действия, угрожающие

1800 безопасности полётов, за нарушение мер по обеспечению авиационной

1801 безопасности, допускаемые в районе или на территории только аэропорта, данным

1802 законопроектом распространяется и на аналогичные действия, допускаемые в

1803 районе вертодрома и посадочной площадки, поскольку эти определения введены в

1804 Воздушный кодекс недавно.

1805

1806 Принятие закона создаст действенные рычаги в работе по предотвращению

1807 авиационных происшествий, не потребует дополнительных расходов из

1808 федерального бюджета. Прошу поддержать.

1809

1810 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь.

1811

1812 Александр Петрович Москалец сделает содоклад от комитета. Он несёт очень

1813 большое количество какой-то литературы.

1814

1815 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Полагаю, каждый

1816 из вас, предварительно изучив рассматриваемую сейчас тему, отметил, что

1817 организованность, дисциплина и стабильность - вещи общего порядка, это

1818 великие блага, но создаются они, к сожалению, не всеми. Уже жизнью доказано,

1819 что чрезвычайная ситуация не имеет верхнего предела разрушительности, может

1820 привести к полному уничтожению не только человека, но и человечества, ведь

1821 человек уже развернул такую деятельность, что и сам стал угрозой для природы,

1822 и это при том, что природа имеет собственную логику развития, а значит,

1823 человек должен действовать в определённых рамках, и чем дальше, тем больше

1824 должна быть урегулирована деятельность человека. Ну взять хотя бы то

1825 обстоятельство, что земной шар-то ведь ограничен, а вместе с ним и атмосфера,

1826 и вода, и минеральные ресурсы, и способность природы к самовосстановлению,

1827 поэтому, безусловно, должна регулироваться и деятельность человека, а это

1828 значит, что система управления и уровень управляемости должны постоянно

1829 получать развитие. И вот теперь, исходя из изложенного, мы отмечаем, что тема

1830 усиления административной ответственности за нарушение норм авиационной

1831 безопасности не только своевременна, но и уместна в текущем состоянии

1832 событий. В отличие от действующих норм, касающихся правил, стоящих на страже

1833 безопасности полётов, внесённый законопроект охватывает и сферу использования

1834 воздушного пространства, безопасности эксплуатации воздушных судов, поведения

1835 лиц, находящихся на воздушном судне, и другие правила и нормы авиационной

1836 безопасности.

1837

1838 У нас не вызывает сомнений концептуальная направленность проекта закона на

1839 совершенствование государственного контроля за осуществлением деятельности в

1840 гражданской авиации в целях обеспечения должного уровня как безопасности

1841 полётов, так и авиационной безопасности.

1842

1843 Мы даже не предполагаем, что кто-то сегодня может отрицать необходимость

1844 обеспечения гарантий эффективного исполнения требований законодательства

1845 Российской Федерации в данной области правоотношений, так как в условиях

1846 развития гражданского общества, повышения роли отдельной личности,

1847 защищённости жизни и здоровья граждан, а также необходимого перехода на

1848 новые, значительно более высокие уровни взаимной требовательности между

1849 гражданами и государством, между работником и работодателем и между

1850 пассажиром и перевозчиком принятие новых дополнительных мер, направленных на

1851 совершенствование контроля в области авиации, совершенно необходимо. И в этом

1852 плане рассматриваемый законопроект, дающий хотя бы возможность обсуждения

1853 данной темы, стоит только приветствовать. Однако, несмотря на всю

1854 востребованность решения данных вопросов и предварительную подготовку

1855 законопроекта на уровне федеральных органов исполнительной власти, его

1856 юридико-техническая сторона даже удовлетворительной оценки, к сожалению,

1857 заслужить не может. Полагаю, нет смысла анализировать каждую из предложенных

1858 правовых норм, а, обобщая недостатки, следует отметить, что законопроект в

1859 большей степени соотносится с воздушным законодательством, чем с

1860 административным. К тому же не в полной мере обеспечено и взаимодействие

1861 отдельных частей даже одной, отдельно взятой статьи, а некоторые диспозиции

1862 построены по логике вещей, неясной для обыденного понимания. К примеру,

1863 ставится вопрос об ответственности за действия, совершённые без надлежащего

1864 разрешения. А что же - вы можете вполне обоснованно спросить - следует

1865 понимать, вообще, под "разрешением" и почему ответственность наступает только

1866 за отступление от "надлежащего разрешения"? Неясен и целый ряд предлагаемых

1867 санкций, так как нигде нет даже намёка, на какой из субъектов они налагаются:

1868 или на граждан, или на должностных лиц, или на персонал аэродрома, или на

1869 лиц, дающих как раз вот это "ненадлежащее разрешение".

1870

1871 Не буду далее придираться к конкретному тексту, ибо мы рассмотрели

1872 законопроект в том числе и с его разработчиками, и то, что требуется делать

1873 нам всем далее, в одинаковой мере понятно всем, да и останавливать процесс

1874 регулирования вопросов авиационной безопасности было бы неразумно, ибо

1875 обстановка, уважаемые коллеги, сегодня такова, что неблагополучия в этой

1876 сфере просто очевидны. Так, число нарушений по использованию воздушного

1877 пространства без заявки увеличилось в два с половиной раза, да и при наличии

1878 заявки несоблюдение условий использования воздушного пространства увеличилось

1879 с двадцати до сорока девяти случаев. Не к чести авиационных специалистов в

1880 два с лишним раза увеличилось и число случаев несоблюдения правил

1881 вертикального, продольного и бокового эшелонирования. При этом даже

1882 срабатывание бортовых и автоматических систем предотвращения столкновений в

1883 воздухе в большинстве случаев происходило из-за невыполнения экипажами

1884 рекомендаций по выдерживанию вертикальных скоростей набора высоты или

1885 снижения. Совершенно неприличным стало поведение в отношении воздушного

1886 пространства запретной зоны: с семи случаев в 2007 году до тринадцати случаев

1887 в 2008 году возросло их число. Особо массовыми стали нарушения использования

1888 воздушного пространства владельцами или эксплуатантами так называемой авиации

1889 общего назначения: это самолёты "Ан-2", вертолёты "Ми-2", а также сверхлёгкие

1890 воздушные суда. Глупость при использовании воздушного пространства доходит до

1891 того, что, вот к примеру, 25 сентября прошлого года только благодаря экипажу

1892 вертолёта "К-32", заходящего на посадку на аэродроме Сочи, удалось избежать

1893 столкновения с парашютистом, которого буксировал катер вдоль береговой черты

1894 на высоте 70 метров с пересечением посадочного курса.

1895

1896 К сожалению, мне немало пришлось заниматься расследованием авиационных

1897 катастроф: это и "Ту-154" на острове Шпицберген, и "Як-40" в Эвенкии, и

1898 "Ан-124" в Иркутске, и "Ми-8" в Красноярском крае, в которой погиб губернатор

1899 Красноярского края, и "Ту-154" в Чёрном море и многих других. И при этом

1900 только одна катастрофа - катастрофа "Ту-154" в Чёрном море - произошла без

1901 всякой вины экипажа и другого авиационного персонала. В этом случае

1902 украинские ПВО, проводя учебные пуски ракет комплекса С-200, вывели ракету на

1903 реальный самолёт и сбили его. А вот во всех других случаях мы всегда отмечаем

1904 факты от серьёзных до самых грубых нарушений и норм, и правил, и наставления

1905 по производству полётов, и руководства полётной эксплуатации, и других. Да и

1906 в целом должен отметить, что человеческий фактор далеко не так пресловут, как

1907 иногда о нём говорят. Так, вот это соотношение между ролью человеческого

1908 фактора и нормированием по результатам анализа катастроф в атомной энергетике

1909 - 55 на 45 процентов, а в авиации 80-85 процентов - это человеческий фактор и

1910 только остальное нормирование и техника. И вот рассматриваемый законопроект

1911 самым серьёзным образом воздействует как раз и на этот фактор. Поэтому,

1912 уважаемые коллеги, мы просим поддержать позицию Комитета по конституционному

1913 законодательству и государственному строительству о принятии законопроекта в

1914 первом чтении, а мы, в свою очередь, с учётом ваших поправок приложим усилия

1915 для представления ко второму чтению отвечающего требованиям и сегодняшнему

1916 обсуждению законопроекта.

1917

1918 Спасибо.

1919

1920 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, комитет высказал свою позицию. Есть

1921 ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Коломейцев, депутат Гудков. Больше никого я

1922 не забыл? Два вопроса.

1923

1924 Пожалуйста, Коломейцев.

1925

1926 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, считаете ли вы достаточным

1927 административное взыскание для действий, которые могут привести к гибели

1928 сотен людей? Это первое.

1929

1930 Второе. Подпадает ли под действие вашего закона торговля алкогольными

1931 напитками на бору лайнера, которая производится фактически везде?

1932

1933 И третье. Скажите, пожалуйста, каким образом привлечь владельцев частных

1934 самолётов, руководителей органов управления частных компаний, которые

1935 нарушают график движения и задерживают самолёты на полтора-два часа? Скажем,

1936 в аэропорту "Внуково" я лично сидел много раз в самолёте, когда садился

1937 частный самолёт, и не один, вне графика.

1938

1939 Спасибо.

1940

1941 АРИСТОВ С. А. Первый вопрос, что касается того, достаточно ли мер

1942 административного воздействия, в случае, когда гибнут люди. Конечно, нет, для

1943 этого есть уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом

1944 Российской Федерации.

1945

1946 Второй вопрос, о продаже алкогольных напитков на борту воздушного судна. В

1947 предлагаемом законопроекте говорится об употреблении спиртных напитков, кроме

1948 разрешённых случаев. В данном случае этот вопрос разрешён.

1949

1950 По вопросу частных самолётов. Я думаю, что в каждом таком случае необходимо

1951 разбираться в ситуации, которая была, поскольку формат аэронавигационного

1952 обеспечения не предусматривает для частных самолётов, за исключением

1953 отдельного авиаотряда, каких-либо дополнительных льгот в ущерб другим,

1954 особенно регулярным перевозкам. Поэтому надо рассматривать каждый конкретный

1955 случай и принимать меры в отношении лиц, неправильно установивших порядок

1956 прохождения воздушного пространства.

1957

1958 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то хочет добавить Александр Петрович.

1959

1960 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, в соответствии с Воздушным

1961 кодексом, который мы с вами приняли, у нас в Российской Федерации установлены

1962 государственные приоритеты в использовании воздушного пространства и

1963 предусмотрена очередность, то есть, скажем, отражение воздушного нападения,

1964 реагирование на чрезвычайные ситуации и так далее... И здесь претензий к

1965 авиации быть не может, претензии только к вам и к нам.

1966

1967 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков.

1968

1969 ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия".

1970

1971 Спасибо.

1972

1973 У меня вопросы к Сергею Алексеевичу.

1974

1975 Сергей Алексеевич, вот пресса писала, что в целях экономии с наших самолётов

1976 сняты приборы, отвечающие за предупреждение сближения воздушных судов,

1977 которое может привести к аварии. Так ли это? Это первый вопрос.

1978

1979 Второй вопрос. Существует ли, может быть, даже не административная, а

1980 дисциплинарная ответственность экипажа? У нас на самом деле самое плохое

1981 информирование пассажиров о манёврах самолёта. Я вот совсем недавно был

1982 свидетелем ситуации, когда самолёты во время грозы летали над Москвой

1983 примерно час и пассажиров никто не информировал, а там были женщины и дети,

1984 они, естественно, испугались после этого крушения "Аэробуса-330". У нас

1985 никто, к сожалению... Это вот отличает в худшую сторону, так сказать, наши

1986 компании от западных.

1987

1988 И третий вопрос. Я согласен с Александром Петровичем, у законопроекта есть

1989 серьёзные недостатки. Готово ли правительство, вот вы, как авторы, к

1990 серьёзным поправкам во втором чтении?

1991

1992 АРИСТОВ С. А. Первый вопрос, по публикациям в прессе о снятии в целях

1993 экономии приборов, предупреждающих о сближении с землёй, сближении с

1994 воздушным судном и так далее. Я думаю, что в данном случае это очередное

1995 желание журналистов как-то попиарить себя, поскольку есть приказ министра об

1996 оборудовании на воздушных судах и никто его не отменял.

1997

1998 Вопрос второй, об информировании пассажиров о манёврах воздушного судна. Я

1999 согласен только с тем, что в определённых ситуациях, при определённых

2000 манёврах бортовой экипаж - в данном случае проводники - обязан обеспечить,

2001 скажем так, внимательное отношение к пассажирам, но не более того. Представим

2002 себе, что было бы, если бы всё, что происходит в кабине воздушного судна, в

2003 том числе переговоры с диспетчером об экстренном манёвре или о чём-то ином,

2004 немедленно транслировалось в салон. Что такое центровка в воздушном судне, я

2005 думаю, все понимают. Пилот уже справился с неожиданной ситуацией, а в это

2006 время пассажиры переместились в другую часть салона - у самолёта нарушается

2007 центровка. Я думаю, это не совсем правильно.

2008

2009 И третье, что касается поправок. Безусловно, мы знакомы с теми замечаниями,

2010 которые есть у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Мы

2011 внимательно обсуждали этот вопрос в комитете. Наши специалисты уже провели,

2012 как сказал Александр Петрович, часть консультаций. Конечно, мы готовы все

2013 поправки внимательно рассмотреть. Цель и у нас, и у депутатского корпуса

2014 одна.

2015

2016 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2017

2018 Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Коломейцев, одно выступление,

2019 подводим черту.

2020

2021 Пожалуйста, с места.

2022

2023 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2024

2025 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы поддержим этот законопроект,

2026 но для Александра Петровича я хочу привести слова классика, который говорил о

2027 том, что жёсткость российских законов компенсируется необязательностью их

2028 исполнения. Вот вы мне показываете Воздушный кодекс, но я задавал вам

2029 совершенно другой вопрос. Вопрос сегодня в том, что у нас есть общая

2030 разбалансировка ответственности, а такие отрасли, как авиационная, перевозка

2031 пассажиров, они, вообще-то, ну, как мы все понимаем, связаны с риском для

2032 жизни значительного числа людей. Я думаю, что и вы, как участник

2033 расследования многих авиакатастроф, и Сергей Алексеевич, знакомый, наверное,

2034 с результатами расследования причин большинства происходивших в последнее

2035 время авиакатастроф, знаете о том, что, к сожалению, принятие нового

2036 Трудового кодекса и коммерциализация авиации и пассажироперевозок привели к

2037 тому, что владельцы авиакомпаний резко увеличили нагрузку на пилотов, резко

2038 ухудшилось состояние защиты пилотов. В связи с чем? Ну, вы посмотрите,

2039 скажем, в Перми и в ряде других случаев были ситуации, когдак пилотированию

2040 допускались люди, мягко говоря, недостаточно квалифицированные, не освоившие

2041 технику должным образом и путавшие команды не по своей вине, а просто из-за

2042 отсутствия навыков.

2043

2044 С моей точки зрения, в этом законопроекте есть противоречия. Вот тот вопрос,

2045 на который ответил уважаемый Сергей Алексеевич, - о чём он говорит? Компания

2046 сама предлагает распитие спиртных напитков и в то же время предлагает

2047 законодательно штрафовать напоенных ею пассажиров. Ну, наверное, это

2048 совершенно неправильно, если уж запрещать, то запрещать надо всем и даже в

2049 особых случаях.

2050

2051 С нашей точки зрения, необходимо ввести не административное, а уголовное

2052 наказание для руководства и владельцев компаний, которые умышленно в целях

2053 экономии допускают завышение, или расширение, полномочий и увеличивают

2054 нагрузку на пилотов, что является в принципе провоцирующим фактором, когда

2055 возможны многочисленные жертвы, и чем, кстати, вызваны многие катастрофы,

2056 произошедшие в последнее время.

2057

2058 Поэтому мы, поддерживая законопроект, вместе с тем предлагаем и

2059 правительству, и комитету всё-таки рассмотреть возможность ужесточения именно

2060 тех моментов, о которых я сказал.

2061

2062 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2063

2064 Я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаиваете ли вы на

2065 участии в дискуссии? Нет. Заключительного слова не просят ни докладчик, ни

2066 содокладчик.

2067

2068 Уважаемые депутаты, ставлю на голосование в первом чтении проект федерального

2069 закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об

2070 административных правонарушениях".

2071

2072 Включите режим голосования.

2073

2074 Покажите результаты.

2075

2076 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 41 сек.)

2077 Проголосовало за 446 чел.99,1%

2078 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2079 Воздержалось 0 чел.0,0%

2080 Голосовало 446 чел.

2081 Не голосовало 4 чел.0,9%

2082 Результат: принято

2083

2084 Принято.

2085