Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 175784-5 О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании"

О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в первом чтении
22.01.2010

Номер законопроекта:175784-5
Комментарий законопроекта:в части усиления гарантий прав сельских жителей на образование
Дата внесения законопроекта в ГД:18.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/175784-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:22.01.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3124-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Лекарева Вера Александровна, Депутат ГД
Мельников Иван Иванович, Депутат ГД
Останина Нина Александровна, Депутат ГД
Плетнева Тамара Васильевна, Депутат ГД
Смолин Олег Николаевич, Депутат ГД
Шудегов Виктор Евграфович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №175784-5 О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в части усиления гарантий прав сельских жителей на образование

Дата заседания 22.01.2010, номер заседания 137, строк в стенограмме 6045

О проекте федерального закона № 175784-5 "О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся порядка ликвидации (реорганизации) сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5154 Переходим к вопросу 15. О проекте федерального закона "О внесении изменения в

5155 часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании".

5156 Докладывает депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин.

5157

5158 Пожалуйста, Олег Николаевич.

5159

5160 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.

5161

5162 Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Милостью Божьей, а также

5163 профильного комитета и Совета Государственной Думы я сегодня имел шанс

5164 установить личный рекорд по количеству представлений законопроектов на

5165 пленарном заседании Государственной Думы - пять, но, к сожалению, получится,

5166 видимо, один или два законопроекта, зато все эти законопроекты про самое

5167 главное - про образование. Не случайно лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов,

5168 выступая сегодня утром, говорил именно по этой проблеме, потому что мы

5169 прекрасно понимаем: не будет образования - не будет никаких инноваций и,

5170 соответственно, никакой модернизации России.

5171

5172 Начнём, однако, мы сегодня с самого слабого звена нашего образования - с

5173 сельской школы. Вообще, мне довелось быть сыном сельских учителей и четырежды

5174 избираться депутатом от смешанного округа в различные российские парламенты,

5175 и я на личном опыте могу подтвердить то, что в принципе достаточно хорошо

5176 известно из статистики: в селе у нас расположено две трети всех школ

5177 Российской Федерации, здесь наибольший дефицит квалифицированных

5178 педагогических кадров... И, забегая вперёд, хочу сказать, что если в феврале

5179 мы сбросим на регионы коммунальные льготы для сельского учителя, то Год

5180 учителя в России лучше было бы вообще не объявлять - это будет

5181 издевательство, а не Год учителя. И наконец, уровень доходов на селе намного

5182 ниже, а образование у нас становится всё более и более платным, поэтому,

5183 уважаемые коллеги, вы прекрасно понимаете, что возможности на селе получить

5184 качественное образование намного ниже, чем в городе.

5185

5186 Между тем в последние годы мы наблюдаем массовое закрытие сельских школ.

5187 Точных данных нет ни у кого, я сошлюсь на три различных письма трёх различных

5188 заместителей министра образования Российской Федерации. Письмо господина

5189 Фридлянова сообщает нам, что за 2003-2006-й, за три учебных года в стране

5190 закрыто более тысячи девятисот школ. Письмо господина Калины сообщает нам,

5191 что в 2007/08 учебном году в Российской Федерации закрыто примерно две тысячи

5192 шестьсот сельских школ. Итого: на семьсот больше за один год, чем за три

5193 предыдущих. Однако потом в письме господина Миклушевского со ссылкой на

5194 Рособрнадзор сообщается, что в 2007/08 учебном году у нас закрыто шестьсот

5195 сорок четыре общеобразовательные школы. Как видите, разница в четыре раза.

5196 Коллеги, можно ли с такой статистикой реально управлять отраслью, решайте

5197 сами. Это ещё не всё. После меня будет выступать глубоко уважаемая мною Ирина

5198 Константиновна Роднина, как мой оппонент, с предложением отклонить

5199 законопроект. По иронии судьбы теперь она представляет Омскую область в

5200 Государственной Думе, а я последний раз избирался от Москвы (это причуды

5201 партийных списков), будучи омичом по всему жизненному опыту. Так вот, сообщаю

5202 вам, что, например, в Омской области, по официальным данным, в 2004 году было

5203 закрыто девять школ, в 2005-м - двадцать две, в 2006-м - пятьдесят две и в

5204 2008 году - семьдесят шесть школ. Итого за пять лет более чем в восемь раз

5205 увеличилось количество закрытых школ. Это не арифметическая прогрессия, хотя

5206 и до геометрической мы не дошли, что-то типа ряда Фибоначчи, скорее всего, мы

5207 имеем по закрытию сельских школ в нашей стране, уважаемые коллеги.

5208

5209 Я считаю, что закрытие сельских школ, массовое, катастрофическое закрытие,

5210 прямо связано с подушевым финансированием и так называемой оптимизацией,

5211 которая в последнее время проводится в Российской Федерации и которая реально

5212 для сельских ребят и учителей превращается в пессимизацию, в лишение права на

5213 достойное образование.

5214

5215 При этом, уважаемые коллеги, нет никаких доказательств, что укрупнение

5216 улучшает качество образования в сельской школе. Более того, у нас это

5217 считается само собой разумеющимся, а вот в Соединённых Штатах Америки,

5218 которые в данном случае я приведу в пример не потому, что там не закрывают

5219 сельские школы, там тоже закрывают, но там по крайней мере ведутся

5220 исследования, и исследователи доказывают, что так называемая однокомнатная,

5221 или, по-нашему, малокомплектная, школа превосходит обычную школу потому, что

5222 там дети учат детей (это даёт особое качество), потому, что там, как

5223 показывает статистика, среднее качество образования выше, чем в среднем в

5224 обычной большой школе, и наконец, потому, что там формируются отношения

5225 семейного типа, которые ничем невозможно заменить.

5226

5227 Мы наблюдаем отечественный сериал "Школа". Одни его жёстко критикуют, другие

5228 торопятся его защищать. На мой взгляд, этот сериал представляет собой

5229 воспоминание о будущем, это прогноз того, что будет с нашей школой через

5230 некоторое время, если мы будем делать то же самое, что делаем в настоящее

5231 время.

5232

5233 Уважаемые коллеги, на самом деле существуют альтернативные решения, и я знаю

5234 как минимум три решения, альтернативных закрытию сельской школы. Решение

5235 первое разработано одним из институтов Российской академии образования:

5236 превращать сельскую малокомплектную школу в социокультурный центр. Между

5237 прочим, в селе живут не только дети, но и взрослые, и они нуждаются в

5238 культуре.

5239

5240 Решение второе разработано и подтверждено большим опытом макаренковского

5241 движения: превращать сельские школы в производственно-технические центры на

5242 базе новейших технологий, когда ребята могут ещё и зарабатывать на жизнь себе

5243 и собственной школе.

5244

5245 И наконец, решение третье. Я знаю два продвинутых российских университета,

5246 точнее, один университет и одну академию, которые предлагают превращать школы

5247 в современные информационные центры с помощью новейших технологий, любимых

5248 нашим президентом, и таким образом, между прочим, обеспечивать высокое

5249 качество образования на селе.

5250

5251 По моему глубочайшему убеждению, уважаемые коллеги, вопрос о сельской школе -

5252 это вопрос не только о праве на образование, но и о национальной

5253 безопасности, так как огромная страна может превратиться в пустынные

5254 территории, а это неизбежно, поскольку за сельской школой исчезает и село, и

5255 мы получим косовский или аналогичный вариант с высокой вероятностью, хотя,

5256 наверное, не через десять, но, может быть, через тридцать или пятьдесят лет.

5257

5258 Что касается попыток защитить сельскую школу от закрытия, то в Законе "Об

5259 образовании" с 1992 года действует положение, согласно которому сельскую

5260 школу можно закрыть только с согласия сельского схода. Однако в последнее

5261 время в обход этого положения наши чиновники научились закрывать сельскую

5262 школу очень простым способом: сначала малокомплектные школы превращаются в

5263 филиалы большой путём реорганизации, а потом они закрываются, поскольку

5264 реорганизацию можно проводить самим, не обращая внимания на сельский сход.

5265 Мне говорят, что законопроекта, который я предлагаю, - а я предлагаю

5266 запретить реорганизацию без согласия сельского схода, - этого законопроекта

5267 недостаточно, что он не решит всех проблем. Может быть, уважаемые коллеги. Но

5268 знаете, что мне это напоминает? Мне это напоминает историю, когда люди,

5269 запускающие акул в море, говорят, что нож ныряльщикам давать не надо,

5270 поскольку он неэффективен против зубов акулы. Конечно, мы не сможем с помощью

5271 частных законопроектов все проблемы решить, но по крайней мере мы хотя бы

5272 отчасти перекроем кислород тем, кто пытается сельские школы закрыть. Короче,

5273 кто хочет - ищет решение, кто не хочет - указывает на проблемы.

5274

5275 Вывод, который я хочу сделать, предельно простой. Кто за то, чтобы в России

5276 сохранялась сельская школа, должны поддержать этот законопроект. Кто считает,

5277 что сельские школы надо продолжать закрывать в массовом порядке, будут

5278 голосовать против. Прошу поддержать.

5279

5280 Спасибо.

5281

5282 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

5283

5284 Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по образованию Ирина

5285 Константиновна Роднина.

5286

5287 РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5288

5289 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона №

5290 175784-5 "О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской

5291 Федерации "Об образовании" внесён депутатами Государственной Думы Смолиным,

5292 Лекаревой, Мельниковым, Останиной, Плетнёвой и Шудеговым. Авторы предлагают

5293 дополнить часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании"

5294 положением, не допускающим проведение реорганизации сельского

5295 образовательного учреждения без согласия схода жителей населённых пунктов,

5296 обслуживаемых данным учреждением.

5297

5298 Целью законопроекта является предотвращение в сложившейся практике ликвидации

5299 сельских образовательных учреждений после проведения их реорганизации в форме

5300 присоединения к другому образовательному учреждению. Идея закона заслуживает

5301 внимания.

5302

5303 Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, который

5304 является соисполнителем по данному законопроекту, дал положительное

5305 заключение. Правительство Российской Федерации проект не поддерживает,

5306 указывая на то, что внесение в Закон Российской Федерации "Об образовании"

5307 изменения, предусмотренного законопроектом, не обеспечит достижения

5308 поставленной цели.

5309

5310 Комитет Государственной Думы по образованию разделяет озабоченность авторов

5311 законопроекта процессами, происходящими с сельскими образовательными

5312 учреждениями, но в то же время отмечает, что эти изменения не связаны с

5313 экономической целесообразностью существования малокомплектных школ. Это

5314 связано в основном с демографией в нашей стране, и в первую очередь с

5315 сокращением детского контингента на селе, а также с проблемами повышения

5316 качества образования, которое легче обеспечивать в более крупных

5317 образовательных учреждениях.

5318

5319 Следует отметить, что редакция части пятой статьи 34 Закона Российской

5320 Федерации "Об образовании" не менялась с момента её принятия, то есть с июня

5321 1992 года, и в настоящее время не соответствует положениям принятого в

5322 октябре 2003 года Федерального закона "Об общих принципах организации

5323 местного самоуправления в Российской Федерации". В главе 5 этого федерального

5324 закона, определяющей формы непосредственного осуществления населением

5325 местного самоуправления, такая форма, как сход жителей населённых пунктов, не

5326 предусмотрена. Есть понятие "сход граждан", который проводится в поселении с

5327 численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более ста человек

5328 для решения вопросов местного значения данного поселения. Этим же законом

5329 организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и

5330 среднего общего образования по основным общеобразовательным программам и

5331 общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам

5332 местного значения не поселения, а муниципального района.

5333

5334 Таким образом, вопросы, связанные с проведением схода, предусмотренные

5335 Законом Российской Федерации "Об образовании", не имеют легитимного правового

5336 регулирования, а предлагаемые изменения не обеспечивают поставленной цели.

5337 Эта проблема требует комплексного подхода и должна решаться в проекте

5338 федерального закона об образовании в Российской Федерации, который в

5339 настоящее время готовит Министерство образования и науки Российской Федерации

5340 и который должен заменить действующий в настоящее время Закон Российской

5341 Федерации "Об образовании". На основании изложенного комитет предлагает

5342 отклонить представленный законопроект.

5343

5344 Должна сказать, что когда мы ссылаемся на американское образование - сколько

5345 мы всё время слышали здесь замечаний, что мы не можем ориентироваться на это

5346 образование, так как оно не лучшее, - то мы должны учитывать, что сельское

5347 поселение в Соединённых Штатах Америки разительно отличается от сельского

5348 поселения в Российской Федерации и уровень образования там действительно

5349 другой. Я могу об этом говорить, так как два моих ребёнка закончили такую

5350 школу. И когда мы говорим о малокомплектных, то есть однокомнатных, школах,

5351 то должна сказать, что там преподавателя заменяют видеокассеты. И об уровне

5352 этого образования тоже можно ещё спорить.

5353

5354 Спасибо за внимание.

5355

5356 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне, Ирина

5357 Константиновна, потому что могут быть вопросы, мне так кажется.

5358

5359 Депутат Локоть, депутаты Останина, Плетнёва... Друзья мои, тогда будем

5360 включать запись.

5361

5362 Пожалуйста, включите запись.

5363

5364 Покажите список.

5365

5366 Двенадцать депутатов. Вот первые три фамилии депутатов из фракции КПРФ, то

5367 есть все вопросы от фракции, откуда и докладчик главный. Есть предложение -

5368 по два вопроса от фракции. Депутат Шлегель предложил: по два вопроса от

5369 фракции.

5370

5371 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5372

5373 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шлегель.

5374

5375 Включите микрофон депутату Шлегелю.

5376

5377 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5378

5379 ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Кстати, зря, я как раз и закончил поселковую школу. Не надо

5380 тут, пожалуйста...

5381

5382 Я слышал это от депутата Иванова и тоже предлагаю: по два вопроса от фракции,

5383 потому что повестка очень плотная. Можем вынести это на голосование.

5384

5385 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Шлегель,

5386 представляющие разные фракции, предлагают: по два вопроса от каждой фракции.

5387 Ставлю на голосование данное предложение.

5388

5389 Включите режим голосования.

5390

5391 Покажите результаты голосования.

5392

5393 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 52 сек.)

5394 Проголосовало за 294 чел.85,7%

5395 Проголосовало против 49 чел.14,3%

5396 Воздержалось 0 чел.0,0%

5397 Голосовало 343 чел.

5398 Не голосовало 0 чел.0,0%

5399 Результат: принято

5400

5401 Принято.

5402

5403 Пожалуйста, от фракции КПРФ - депутат Останина.

5404

5405 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ирина Константиновна, я, конечно, с сожалением

5406 слушала заключение вашего комитета, которое вы озвучили, ещё больше сожалею,

5407 что вы лично присоединились к этому заключению.

5408

5409 Вы сказали, что основными критериями реорганизации, то бишь закрытия сельских

5410 школ, являются два. Первое - это "сокращение детского контингента", казённые

5411 слова, хотя речь идёт о вполне определённых людях - наших детях, которых

5412 назвали контингентом. И второе - это весьма субъективный подход, что в

5413 крупной школе этим детям лучше будет учиться. Это ваша личная позиция, хотя

5414 профессионалы говорят иначе.

5415

5416 Но я могу привести ещё один критерий, который выявила прокуратура Кемеровской

5417 области: одной из причин закрытия школ является несоответствие

5418 санитарно-эпидемиологическим требованиям, в которых находятся эти школы, то

5419 бишь разрушение сельской школы.

5420

5421 И в этой связи скажите: у нас сколько школ закрыто по причине того, что

5422 отсутствуют нормальные условия для обучения сельских учащихся?

5423

5424 РОДНИНА И. К. Я не готова вам ответить по количеству, но я знаю, что

5425 действительно количество большое, в первую очередь это касается сельских

5426 школ. Вы знаете, сколько у нас детей в последние годы погибло в таких школах

5427 и сколько было проблем. Поэтому, наверное, и возникла сейчас программа "Наша

5428 новая школа", где как раз наряду с вопросом об изменении формы преподавания

5429 ставится вопрос о строительстве новых школ.

5430

5431 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5432

5433 Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.

5434

5435 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

5436

5437 Я прошу коллег из КПРФ не обижаться на моё предложение, мы бы ещё больше

5438 дали...

5439

5440 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, секундочку, Сергей Владимирович. Какой-то, видимо,

5441 анекдот рассказали во фракции КПРФ, они смеются. Сейчас они отсмеются - всё,

5442 уже не смеются.

5443

5444 Пожалуйста, Сергей Владимирович.

5445

5446 ИВАНОВ С. В. Я ещё раз хочу сказать, чтобы коллеги из КПРФ не обижались на

5447 моё предложение, но тем самым мы дадим, может быть, Олегу Николаевичу

5448 возможность второй законопроект доложить.

5449

5450 Олег Николаевич, у меня вот вопрос к вам. Как вы сказали, кто хочет, ищет

5451 варианты, а кто не хочет, тот констатирует невозможность. Вот в условиях

5452 отсутствия распределения мы в состоянии, если сход откажется закрыть школу,

5453 обеспечить учителями этот населённый пункт? Как быть с этим? Ведь дети -

5454 одно, а ещё же надо, чтобы и учителя тоже были. Где мы их будем брать? Как

5455 заставить, чтобы они работали в этом сельском поселении?

5456

5457 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. С места.

5458

5459 СМОЛИН О. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Владимирович.

5460

5461 Конечно, в состоянии. И распределение, кстати сказать, это на данном этапе не

5462 лучший способ закрепления учительских кадров, а лучший способ очень простой -

5463 это социальные гарантии. Я могу сослаться на примеры из разных регионов,

5464 правда, это не село, а город. Как только Валентина Матвиенко ввела надбавки в

5465 некоторых городских школах, сделавшие зарплату в них чуть выше средней по

5466 городу, так мгновенно в несколько раз повысилось число выпускников

5467 герценского санкт-петербургского университета, которые пошли работать в

5468 школу.

5469

5470 Кстати, даже в Омской области, которую мы с Ириной Константиновной тут в

5471 какой-то степени представляем, в последнее время за счёт того, что стали

5472 вводить подъёмные для сельских учителей, доля выпускников педагогического

5473 университета, идущих в школы, существенно повысилась. Проблемы нет. Дайте

5474 жильё, дайте приличную, даже не говорю - высокую, просто приличную зарплату,

5475 не отменяйте коммунальные льготы, и проблем не будет.

5476

5477 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Балыхин, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5478

5479 БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,

5480 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5481

5482 Спасибо, Олег Викторович.

5483

5484 У меня вопрос к Олегу Николаевичу, причём не как к автору этого

5485 законопроекта, а в первую очередь как к заместителю председателя Комитета

5486 Государственной Думы по образованию. Скажите, пожалуйста, какое количество

5487 школ - цифры вы называли - в 2009 году было закрыто по причине реорганизации?

5488 У меня короткий вопрос.

5489

5490 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, можете ответить на этот вопрос?

5491

5492 СМОЛИН О. Н. Уважаемый Григорий Артёмович, я не смог получить нормальной

5493 статистики из Минобрнауки. Если вы помните, я вам привёл данные из трёх писем

5494 трёх заместителей министра: данные из второго и третьего писем различаются

5495 примерно в четыре раза. Сам я сосчитать, как вы, наверное, догадываетесь,

5496 закрытые по причине реорганизации школы не мог. Я только знаю, что в тех

5497 регионах, где мне приходится общаться, достаточно массовые случаи обхода

5498 действующего закона.

5499

5500 Спасибо.

5501

5502 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов, "Справедливая Россия".

5503

5504 ЗУБОВ В. М. У меня вопрос к оппонентам данного законопроекта. А сколько

5505 предполагается закрыть сельских малокомплектных школ? Если можно, по годам,

5506 нельзя по годам - хотя бы в следующие три года.

5507

5508 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если Ирина Константиновна сможет ответить на этот

5509 вопрос, я не знаю...

5510

5511 РОДНИНА И. К. Я думаю, что это не относится к предмету законопроекта.

5512

5513 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно.

5514

5515 РОДНИНА И. К. И наверное, таких планов нет. Таких нет планов - количественно

5516 представить этот законопроект.

5517

5518 Я только одно могу сказать по двум вопросам. Олег Николаевич сказал, что мы

5519 представляем одну территорию, но на сегодняшний день я представляю в большей

5520 степени эту территорию от "ЕДИНОЙ РОССИИ". По двум его вопросам я ездила в

5521 район, где действительно сельский сход решил - в основном там бабушки и

5522 дедушки, пенсионеры, у которых даже нет внуков, у трети из них нет внуков, -

5523 не закрывать эту школу. Там было всего восемнадцать учащихся. Но когда

5524 родители поехали в районную школу и увидели, в каком состоянии школа, в

5525 которую могут ходить их дети, они сами обратились в Министерство образования

5526 Омской области с просьбой перевести детей в нормальную школу, где есть

5527 хорошее питание, компьютеры, все условия, чтобы получить нормальное

5528 образование.

5529

5530 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хороший ответ.

5531

5532 Депутат Плетнёва, второй вопрос от фракции КПРФ. Пожалуйста.

5533

5534 ПЛЕТНЁВА Т. В. Прежде всего позвольте мне поздравить Олега Николаевича

5535 Смолина, он у нас сегодня именинник и целый день... в конце дня получает

5536 такие эмоции. Я думаю, что все мы его любим. (Аплодисменты.)

5537

5538 Да, Ирина Константиновна, конечно, не все дети, как ваши, могут посещать

5539 американские школы, наши дети должны здесь учиться, и это правильно. Хотела

5540 бы вас спросить. Вы ссылались на 31-й закон о местном самоуправлении. Это что

5541 получается - если жителей в селе менее ста, то это село уже не в счёт, да?

5542 Они не имеют права схода? Или я вас не поняла?

5543

5544 РОДНИНА И. К. Поняли, только не 31-й, а 131-й закон. Да, действительно, эти

5545 вопросы всё-таки относятся к муниципальным органам, а не к местным

5546 законодательным собраниям.

5547

5548 По поводу вашей реплики. Вы знаете, я в Америке оказалась, потому что меня

5549 лишили права работы в нашем замечательном государстве. Поэтому мне пришлось,

5550 получив предложение работать в Америке, уехать.

5551

5552 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР не настаивает на втором вопросе, "ЕДИНАЯ

5553 РОССИЯ" не настаивает, "Справедливая Россия" не настаивает.

5554

5555 Спасибо, присаживайтесь, Ирина Константиновна.

5556

5557 Есть ли желающие выступить? Есть. От фракции КПРФ - Плетнёва, от фракции ЛДПР

5558 - Иванов и от фракции "Справедливая Россия" - Зубов. Да, ещё Балыхин...

5559

5560 Тогда, уважаемые коллеги, я должен к вам обратиться. Осталось восемь минут:

5561 либо мы... Есть предложение перенести на среду, у меня есть компромиссное

5562 предложение: давайте попросим желающих выступить ограничиться тремя минутами.

5563 Тогда, в общем, все...

5564

5565 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5566

5567 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Против Зубов. Не поддерживается это предложение. Тогда

5568 ровно в 18.00 прекращаем и Зубов своё выступление перенесёт на среду.

5569

5570 ИЗ ЗАЛА. Надо проголосовать!

5571

5572 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение Морозова дать слово

5573 всем четырём желающим, по три минуты, и на этом завершить обсуждение. А, нет,

5574 ещё, конечно, заключительное слово, всё, как положено. По три минуты не

5575 уложимся? Тогда мы продлим, автоматически продлеваем на столько, сколько

5576 займёт обсуждение, но только не по десять минут выступать, я к этому клоню.

5577

5578 Включите режим голосования.

5579

5580 Покажите результаты.

5581

5582 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 19 сек.)

5583 Проголосовало за 307 чел.99,0%

5584 Проголосовало против 3 чел.1,0%

5585 Воздержалось 0 чел.0,0%

5586 Голосовало 310 чел.

5587 Не голосовало 0 чел.0,0%

5588 Результат: принято

5589

5590 Принято.

5591

5592 Включите, пожалуйста, трёхминутный режим.

5593

5594 Тамара Васильевна Плетнёва от фракции КПРФ. Пожалуйста.

5595

5596 ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.

5597

5598 Вот я как раз та самая, которая заканчивала среднюю общеобразовательную

5599 школу, о которой сегодня так издевательски говорят с экрана некоторые наши

5600 видные деятели. И эта школа позволяла нам когда-то поступить в любой вуз

5601 страны, так как было единое образовательное пространство и мы могли выбрать

5602 любой вуз. Конечно, было трудно, мы должны были знать школьную программу и

5603 сдать экзамены в вуз. Коррупции тоже не знала: сколько в своей жизни училась,

5604 никогда не представляла, что где-то кому-то что-то надо платить за то, чтобы

5605 получить образование. Несмотря на то что мои родители были во время войны

5606 высланы - и не осуждаю абсолютно за это советскую власть, это была война...

5607 Мне пришлось учиться в том селе, где было национальностей очень много, и

5608 учителя были прекрасные, я им благодарна. Сейчас в этом селе нет уже школы, и

5609 самого села уже практически не существует, как и многих тысяч сёл, которые

5610 сегодня влачат жалкое существование.

5611

5612 Что предлагал Олег Николаевич Смолин? Некоторые даже не понимают, к чему

5613 привело подушевое финансирование. Вы знаете, одно время давали лучшей школе

5614 миллион, а остальных бросили, и этот миллион давали средней школе в районе, а

5615 все остальные должны были существовать кое-как. А теперь говорят: вы знаете,

5616 она ведь выиграла, эта школа, вот в неё мы вкладывали деньги, там будут

5617 учиться наши дети, и начинается повальное закрытие сельских школ.

5618

5619 Правда, в законе есть пункт, который указывает на то, что, если сход решил не

5620 закрывать, школу не закроют. И вот хитро действуют сегодня, называя это

5621 реорганизацией: среднюю школу закрывают, превращают её в девятилетку, в

5622 основную, а потом, на другой год, без всякого схода заставляют детей идти в

5623 другую школу - в шесть утра вставать, дорог совершенно нет, автобусы

5624 ломаются. Дети должны ждать потом где-то: в два часа заканчиваются занятия у

5625 10-х классов, а малыши их ждут. Вы не представляете, что творится на селе!

5626

5627 Народ стал просыпаться, родители поднимаются и говорят, что не позволят

5628 закрыть. И я рада, что нам удалось в этом году отстоять одну такую школу у

5629 нас в Тамбовской области, где сами родители противились всему этому. То, что

5630 мы сегодня делаем... Учителя, поддерживавшие "ЕДИНУЮ РОССИЮ", "Единство"

5631 когда-то, "Наш дом - Россию", "Выбор России", - они все годы вас поддерживали

5632 - сегодня просто проклинают и Государственную Думу, и правительство, потому

5633 что все разговоры о том, что будет лучше, заканчиваются тем, что всё

5634 происходит с точностью до наоборот. А подушевое финансирование - что это

5635 такое? Вот сколько детей, столько денег выделим... (Микрофон отключён.)

5636

5637 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Истекло время.

5638

5639 Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.

5640

5641 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

5642

5643 Уважаемые коллеги, вы знаете, я как-то взял карту боевых действий времён

5644 Второй мировой войны, поглядел её, а потом решил сравнить с нынешним

5645 положением дел: количество мелких населённых пунктов сократилось. Их просто

5646 нет, они перестали существовать, как говорится, как корова языком слизала. И

5647 если уж быть достаточно объективными, то надо сказать, что политика

5648 неперспективных деревень не сейчас началась, а довольно давно.

5649

5650 Мы, конечно, руками и ногами за то, чтобы люди жили на селе, люди жили

5651 нормально, но, к сожалению, есть такое понятие, не знаю, "халява" или

5652 "городской образ жизни" - он всегда гораздо привлекательнее, чем жизнь на

5653 селе, где надо вставать утром и идти доить корову, где удобства на улице и

5654 так далее, и тому подобное. Поэтому огромное количество людей остаются в

5655 городе.

5656

5657 Пример, который вы, Олег Николаевич, привели, по поводу Матвиенко... Но

5658 остались-то они в Ленинграде, в Санкт-Петербурге, как сейчас город

5659 называется. Раньше существовал, как вы знаете, спецнабор, то есть люди

5660 практически без экзаменов поступали, но знали, что это специальная категория,

5661 которая должна вернуться обратно. Сейчас, к сожалению, из десяти девочек и

5662 мальчиков, которые из деревни приедут получать педагогическую специальность,

5663 один, дай бог, вернётся, остальным нравится жить в городе, потому что там

5664 есть всё - кафе, Интернет, друзья, подруги и так далее, и тому подобное. На

5665 село возвращается очень мало.

5666

5667 Мы с удовольствием поддержим данный законопроект, но, к сожалению, даже если

5668 он сейчас будет принят, без комплексной программы развития села, без

5669 расселения, если так можно сказать, мегаполисов толку просто-напросто не

5670 будет. Сначала нужно в деревне создать действительно хорошие условия, именно

5671 социально-бытовые условия, чтобы там были квалифицированные врачи, чтобы там

5672 были квалифицированные учителя, чтобы там была вся инфраструктура, и только

5673 после этого можно говорить о возрождении деревни. До тех пор, пока ничего

5674 этого нет, пока мы с вами приезжаем в деревню и видим, в каких ужасных

5675 условиях учатся дети и живут наши селяне, можно даже не сомневаться, что

5676 никто туда не поедет, даже если зарплата будет очень высокой. И жильё им

5677 никто не предоставит, а если и предоставит, то это будет такая халупа,

5678 извините, которую нужно будет долго и упорно восстанавливать, и вряд ли у них

5679 на это найдутся силы и средства, тем более если говорить о молодёжи.

5680

5681 Мы душой поддерживаем этот законопроект, но, к сожалению, мы не видим причин,

5682 по которым он сможет остановить отток жителей из села и повысить качество

5683 образования на селе.

5684

5685 Спасибо.

5686

5687 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Балыхин от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5688

5689 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать о

5690 том, уважаемый Олег Николаевич, что вам, как заместителю предс?