Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 176566-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

у Президента РФ
24.07.2009

Номер законопроекта:176566-5
Комментарий законопроекта:о стандартах безопасности труда
Дата внесения законопроекта в ГД:20.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/176566-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Профильный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Дата изменения статуса/фазы:24.07.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:206-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №176566-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

о стандартах безопасности труда

Дата заседания 17.07.2009, номер заседания 106, строк в стенограмме 2562

О проекте федерального закона № 176566-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о стандартах безопасности труда).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

644 Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс

645 Российской Федерации". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике

646 Михаила Васильевича Тарасенко.

647

648 Пожалуйста, Михаил Васильевич.

649

650 ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

651

652 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона

653 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" 15 июля был

654 принят Государственной Думой во втором чтении, подготовлен комитетом к

655 принятию в третьем чтении, прошёл правовую, юридико-техническую и

656 лингвостилистическую экспертизы. Прошу поддержать принятие законопроекта в

657 третьем чтении.

658

659 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

660

661 Замечаний нет. Проект федерального закона выносится на "час голосования".

662

663 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

664

665 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров будет выступать по мотивам. Рохмистров

666 только, да? Всё.

667

668 Уважаемые коллеги, выше поднимайте руку.

669

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1144 По пункту 4 по мотивам выступает Рохмистров Максим Станиславович.

1145

1146 РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.

1147

1148 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает

1149 настоящий законопроект, мы считаем, что необходимо больше внимания уделять

1150 Трудовому кодексу.

1151

1152 К сожалению, условия работы наших граждан в последнее время не становятся

1153 лучше. Если мы сравним с условиями работы в нормальных, развитых странах, то

1154 мы, наверное, ближе находимся всё-таки к тем странам, которые относятся к так

1155 называемым развивающимся. Нормы, касающиеся условий труда граждан, защиты их

1156 труда у нас, к сожалению, хоть и прописаны, но не в должной степени работают,

1157 поэтому нарушения в этой области идут постоянно, и мы, как депутаты,

1158 постоянно получаем обращения граждан. В последнее время всё больше и больше

1159 судов идёт именно в части защиты прав граждан на труд, когда их увольняют или

1160 когда условия, в которых они трудятся, не соответствуют нормам. Если

1161 внимательно посмотреть телевизионные репортажи, то можно увидеть, что

1162 творится в строительной отрасли, когда люди живут и работают на недостроенных

1163 объектах, когда их кормят непонятно чем. И социальные пакеты в нашей стране

1164 не получили должного развития. А работодатели, как правило, не несут

1165 ответственности.

1166

1167 В этой связи наша фракция обращается к Государственной Думе с предложением

1168 уделить всё-таки более серьёзное внимание Трудовому кодексу и, возможно,

1169 внести дополнительные изменения о более жёсткой ответственности работодателей

1170 в части несоблюдения трудовых прав граждан.

1171

1172 Спасибо.

1173

1174 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1175

1176 По ведению - Локоть Анатолий Евгеньевич.

1177

1178 ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.

1179

1180 Борис Вячеславович, для стенограммы: депутаты Локоть, Маслюков и Хахичев

1181 голосовали за снятие законопроекта из пункта 6 с повестки дня, это

1182 законопроект "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов...".

1183

1184 Спасибо.

1185

1186 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

1187

1188 Тогда уже Хахичеву не надо по ведению выступать, наверное, да? Пожалуйста,

1189 Хахичев Владимир Дмитриевич, по ведению.

1190

1191 ХАХИЧЕВ В. Д., фракция КПРФ.

1192

1193 Борис Вячеславович, по пункту 2 я голосовал за.

1194

1195 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

1196

1197 Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект

1198 федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской

1199 Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

1200

1201 Включите режим голосования.

1202

1203 Покажите результаты голосования.

1204

1205 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 59 сек.)

1206 Проголосовало за 447 чел.99,3%

1207 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1208 Воздержалось 0 чел.0,0%

1209 Голосовало 447 чел.

1210 Не голосовало 3 чел.0,7%

1211 Результат: принято

1212

1213 Принято.

1214

Дата заседания 15.07.2009, номер заседания 105, строк в стенограмме 10413

О проекте федерального закона № 176566-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о стандартах безопасности труда; принят в первом чтении 15 мая 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6809 Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 7 порядка работы

6810 Государственной Думы. О проекте федерального закона № 176566-5 "О внесении

6811 изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по

6812 труду и социальной политике Михаила Васильевича Тарасенко. Пожалуйста.

6813

6814 ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6815

6816 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроект о внесении

6817 изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса, принятый в первом чтении 15

6818 мая этого года, в процессе подготовки ко второму чтению претерпел

6819 определённые изменения, в том числе даже в названии, но не по существу

6820 предлагаемых новаций.

6821

6822 Напомню, что этот законопроект инициирован правительством в связи с тем, что

6823 принятие закона "О техническом регулировании" обусловило правовой вакуум в

6824 отношении стандартов безопасности труда. Предлагаемые изменения позволяют

6825 сохранить стандарты безопасности труда обязательными к применению и сохранить

6826 их место в сложившейся системе нормативных правовых актов, содержащих

6827 государственные требования в области охраны труда. Ещё раз подчеркну, что

6828 поправки, подготовленные ко второму чтению и сведённые в таблицу поправок,

6829 рекомендованных Комитетом по труду и социальной политике к принятию, с одной

6830 стороны, носят технический характер, а с другой - более чётко определяют

6831 понятие стандартов и порядок их разработки и принятия.

6832

6833 Предлагается принять таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию.

6834

6835 Председательствует Первый заместитель

6836 Председателя Государственной Думы

6837 О. В. Морозов

6838

6839 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1, семь поправок,

6840 рекомендованных к принятию, она единственная. Есть замечания? Нет. Ставится

6841 на голосование таблица 1.

6842

6843 Включите режим голосования.

6844

6845 Покажите результаты.

6846

6847 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 32 сек.)

6848 Проголосовало за 370 чел.82,2%

6849 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6850 Воздержалось 0 чел.0,0%

6851 Голосовало 370 чел.

6852 Не голосовало 80 чел.17,8%

6853 Результат: принято

6854

6855 Принято.

6856

6857 Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте.

6858

6859 Покажите результаты.

6860

6861 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 01 сек.)

6862 Проголосовало за 389 чел.86,4%

6863 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6864 Воздержалось 1 чел.0,2%

6865 Голосовало 390 чел.

6866 Не голосовало 60 чел.13,3%

6867 Результат: принято

6868

6869 Законопроект принят во втором чтении.

6870

6871 Пожалуйста, для предложения включите микрофон на центральной трибуне.

6872

6873 ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике

6874 просит данный законопроект, принятый сейчас во втором чтении, рассмотреть в

6875 пятницу в третьем чтении.

6876

6877 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению. Спасибо.

6878

Дата заседания 15.05.2009, номер заседания 94, строк в стенограмме 7549

О проекте федерального закона № 176566-5 "О внесении изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации" (о стандартах безопасности труда).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2174 Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 209 и 211

2175 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя

2176 Правительства Российской Федерации заместителя министра здравоохранения и

2177 социального развития Российской Федерации Александра Львовича Сафонова.

2178

2179 Пожалуйста.

2180

2181 САФОНОВ А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2182 заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской

2183 Федерации.

2184

2185 Уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи

2186 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации" вносится Правительством

2187 Российской Федерации в связи с тем, что после внесения изменений в 184-й

2188 закон ряд государственных требований в области охраны труда выведены из сферы

2189 регулирования технических регламентов. Это очень важные нормативные акты,

2190 направленные на соблюдение обязательных требований в области организации

2191 охраны труда на предприятиях.

2192

2193 В связи с этим складывается определённый правовой вакуум, который может

2194 повлечь за собой ухудшение условий охраны труда на предприятиях и,

2195 соответственно, повышение производственного травматизма и рост

2196 профессиональных заболеваний. В целях недопущения правового вакуума в этом

2197 плане, в сфере регулирования трудовых отношений и защиты прав работающих,

2198 Правительством Российской Федерации разработан данный проект. Данный проект

2199 прошёл все необходимые согласования, прошёл слушания в Российской

2200 трёхсторонней комиссии... Имеется положительное заключение социальных

2201 партнёров.

2202

2203 Председательствует Первый заместитель

2204 Председателя Государственной Думы

2205 О. В. Морозов

2206

2207 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

2208

2209 Для содоклада я приглашаю на трибуну члена Комитета по труду и социальной

2210 политике Михаила Васильевича Тарасенко.

2211

2212 ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2213

2214 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении

2215 изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации"

2216 инициирован правительством, и его внесение действительно связано с тем, что

2217 принятие Федерального закона "О техническом регулировании" и отмена в этой

2218 связи ряда положений Закона "О стандартизации" обусловили правовой вакуум в

2219 отношении Системы стандартов безопасности труда, регламентирующей порядок

2220 обучения по охране труда, систему управления охраной труда и так далее.

2221

2222 Предлагаемые законопроектом изменения в Трудовой кодекс позволяют сохранить

2223 стандарты безопасности труда обязательными к применению и сохранить их место

2224 в уже сложившейся системе нормативных правовых актов, содержащих

2225 государственные требования охраны труда.

2226

2227 Действительно, Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию

2228 социально-трудовых отношений поддерживает концепцию законопроекта.

2229 Профсоюзная сторона этой комиссии полагает, что в процессе подготовки

2230 законопроекта ко второму чтению необходимо провести дополнительные

2231 консультации с целью согласования поправок. Комитет Совета Федерации также

2232 поддерживает концепцию законопроекта. У Комитета по труду и социальной

2233 политике, который также поддерживает законопроект, есть ряд замечаний по

2234 сочетанию понятий "стандарты безопасности труда" и "система стандартов

2235 безопасности труда", которые могут быть учтены при подготовке законопроекта

2236 ко второму чтению. Правовое управление Аппарата Госдумы поддерживает

2237 концепцию законопроекта.

2238

2239 И с учётом изложенного Комитет по труду и социальной политике предлагает

2240 депутатам принять этот законопроект в первом чтении.

2241

2242 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2243

2244 Уважаемые депутаты, процедура первого чтения. Есть ли вопросы к докладчику и

2245 содокладчику? Есть вопросы.

2246

2247 Депутат Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. И потом - депутат Афанасьева.

2248 Больше рук я не вижу. А, нет, ещё депутат Хахичев.

2249

2250 КАШИН В. И., фракция КПРФ.

2251

2252 Хорошо известно, что на частных предприятиях уровень травматизма в несколько

2253 раз выше, чем на государственных предприятиях. В этой связи вот что будет

2254 через подготовку этого законопроекта меняться на этом направлении, как будут

2255 выстраиваться приоритеты? И по ранней диагностике, которая, по существу,

2256 сегодня отсутствует, - вот в этом направлении что-то думают сегодня комитет и

2257 авторы законопроекта?

2258

2259 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Кто отвечает?

2260

2261 Пожалуйста, микрофон включите в правительственной ложе.

2262

2263 САФОНОВ А. Л. Уважаемые коллеги, во-первых, скажу, что внесённые поправки

2264 направлены на регулирование трудовых отношений как на частных предприятиях,

2265 так и на государственных, здесь никакого исключения нет. Мы считаем, что как

2266 раз вот эти поправки сделают обязательным для любого юридического лица,

2267 предприятия любой правовой формы исполнение требований законодательства в

2268 области охраны труда в полном объёме, поэтому это только усиление

2269 государственного контроля.

2270

2271 Что касается вопросов профилактики, в Трудовом кодексе содержатся

2272 соответствующие нормы. Статья 219 даёт право министерству регулировать

2273 вопросы, касающиеся аттестации рабочего места. Аттестация рабочего места -

2274 это как раз тот механизм, который позволяет определить степень вредности

2275 условий труда и их негативного влияния на работника. Я напомню, что это

2276 обязательные требования и сейчас вступили в действие нормативные правовые

2277 акты Минздравсоцразвития, которые предполагают, что все результаты такого

2278 рода обследований будут поступать в Роструд для дальнейшей госэкспертизы и

2279 проверки. Тем самым мы как раз налаживаем в рамках действующего

2280 законодательства систему профилактики. То же самое касается вопросов

2281 профилактических осмотров работников в лечебно-профилактических учреждениях.

2282 Это также выявляет вредное влияние производства и позволяет нам в рамках

2283 контрольно-надзорных мероприятий влиять на те предприятия, которые не

2284 соблюдают требования охраны труда.

2285

2286 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2287

2288 Депутат Хахичев, пожалуйста, ваш вопрос.

2289

2290 ХАХИЧЕВ В. Д. У меня вопрос к Александру Львовичу. Я хотел бы узнать фон, а

2291 точнее, динамику травматизма хотя бы за последние два года. Спасибо.

2292

2293 САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос.

2294

2295 Цифры у нас такие. С одной стороны, по тяжким случаям, связанным со

2296 смертельным исходом на производстве, за последние пять лет положительная

2297 динамика. Если мы в начале 2000 года имели численность случаев смертельного

2298 травматизма около пяти тысяч, то сейчас у нас три с половиной тысячи

2299 смертельных исходов. Но хочу отметить, что это, с одной стороны, результат,

2300 безусловно, очень активной контрольно-надзорной деятельности со стороны

2301 федеральных органов исполнительной власти, но, с другой стороны, это в том

2302 числе и определённый недостаток статистики, выявляемости. В этой части мы

2303 активно работаем.

2304

2305 Хуже складывается ситуация с условиями труда, здесь у нас обратная тенденция.

2306 За последние пять лет у нас количество рабочих мест, не соответствующих

2307 санитарно-гигиеническим требованиям, возросло с 17 процентов практически до

2308 24,3 процента, то есть на каждом четвёртом рабочем месте неблагоприятные

2309 условия труда. Поэтому, ещё раз подчеркну, все новации, которые мы сейчас

2310 предпринимаем в рамках совершенствования трудового законодательства, в рамках

2311 подготовки необходимых нормативных правовых актов, в том числе приказов

2312 министерства, постановлений Правительства Российской Федерации, как раз

2313 направлены на изменение ситуации к лучшему.

2314

2315 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Афанасьева, пожалуйста.

2316

2317 АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.

2318

2319 Уважаемый Михаил Васильевич, вопрос такого плана. Вот в одной части статьи

2320 211 говорится о том, что устанавливаются критерии, процедуры, правила одними

2321 органами, а в третьей части этой же статьи говорится, что всё-таки

2322 Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты. Так всё-таки кто

2323 же устанавливает стандарты безопасности труда? И не будет ли вот эта

2324 неразбериха в статье являться поводом или как бы недостатком предлагаемой

2325 редакции понятия "стандарты безопасности труда"?

2326

2327 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Кто отвечает?

2328

2329 Включите микрофон на центральной трибуне.

2330

2331 ТАРАСЕНКО М. В. Это как раз тот момент, на который обратили внимание

2332 профсоюзная сторона российской трёхсторонней комиссии, Комитет по труду и

2333 социальной политике. В процессе рассмотрения в комитете мы нашли

2334 согласованные позиции, что позволит чётко определить понятия системы, самих

2335 стандартов и порядок их введения в действие. Безусловно, все нормативные

2336 документы будут приниматься Правительством Российской Федерации.

2337

2338 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

2339

2340 Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Депутаты Коломейцев

2341 Николай Васильевич, Кашин. Всё, да? Два выступления... А, депутат Шубина. Три

2342 выступления, теперь уже подводим черту.

2343

2344 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

2345

2346 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С моей точки

2347 зрения, этот закон частично возвращает некоторые моменты, восстанавливает

2348 элементы безопасности труда, но давайте мы этот вопрос рассмотрим более

2349 глубоко.

2350

2351 С нашей точки зрения, все вопросы, которые здесь поставлены, возникли в

2352 первую очередь из-за необдуманного, неосмысленного псевдореформирования

2353 экономики, приведшего к тому, что сегодня в правительстве слово "инженер"

2354 стало ругательным. И фактически вы не назовёте мне ни одного чистого инженера

2355 ни среди министров, ни среди их заместителей.

2356

2357 Второй момент. В советское время работала прекрасная четырёх-,

2358 пятиступенчатая система техники безопасности, которая во многом и

2359 предупреждала аварийность, и занималась охраной труда, в целом улучшением

2360 ситуации с рабочей средой и безопасностью труда. Здесь замминистра отвечал...

2361 Да, статистика - вещь лукавая, и сегодня вряд ли для какого-то собственника

2362 составляет большой труд скрыть смерть гастарбайтера. Сегодня коррупция

2363 пронизывает все контрольные органы, и если вы поговорите с руководителями

2364 предприятий, имеющих сложный технологический цикл, то станет ясно, что все

2365 контролёры у них просто на дотации. И реально приходят и начинают

2366 контролировать только тогда, когда им перестают давать эту "субсидию", или

2367 положенное по ярлыку для контроля.

2368

2369 Поэтому, с нашей точки зрения, вообще-то, надо, первое, вернуть в Трудовой

2370 кодекс норму о роли профсоюза именно в вопросах охраны труда. Сегодня он

2371 выведен за рамки трудовых отношений, и все вопросы при всех разговорах о

2372 трёхсторонней комиссии отданы работодателю. В этом главная проблема.

2373

2374 Второе. С нашей точки зрения, необходимо ужесточение вопросов ответственности

2375 за нанесение вреда здоровью, потому что сегодня зачастую собственники

2376 производств с особо тяжёлыми условиями труда просто-напросто посредством

2377 коррупции понижают уровень вредности производства, понижают уровень

2378 пенсионной обеспеченности работающих на этих предприятиях. И фактически в

2379 данной ситуации Трудовой кодекс сыграл роль троянского коня, что, вообще-то,

2380 усугубило положение наёмного работника.

2381

2382 И мы считаем, что вот этот законопроект, конечно... Чем он ещё слаб? Тем, что

2383 в нём опять отсылочные нормы на распоряжения, положения, заключения

2384 правительства. А как говорил основатель парламента и законотворчества Солон,

2385 закон должен быть прост и понятен и простому человеку, и аристократу, тогда

2386 он закон. А так он просто-напросто сеть, через которую проскакивают крупная

2387 рыба в силу своего кошелька, мелкая - в силу того, что с неё взять нечего, а

2388 давление оказывается только на остальных, самых законопослушных.

2389

2390 Мы поддерживаем концепцию этого законопроекта, но считаем, что он требует

2391 углублённой доработки.

2392

2393 Спасибо.

2394

2395 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2396

2397 Депутат Кашин Владимир Иванович.

2398

2399 КАШИН В. И. Я также хотел бы привлечь общее внимание к проблемам в этой

2400 сфере. Они очень серьёзные. Мы можем вспомнить случаи массовой гибели людей

2401 на производстве, особенно в угольной отрасли, в ряде других отраслей

2402 народного хозяйства. И в первую очередь я всё-таки хотел бы остановиться на

2403 отсутствии профилактической работы.

2404

2405 Мы говорим сегодня об аттестации рабочих мест, по большому счёту, формально.

2406 Как можно аттестовать рабочие места, если, допустим, в зимний период там, в

2407 цехах, где работают люди, температура чуть ли не минусовая? А ведь эти люди

2408 работают с металлом, с другими средствами, там, где, в общем-то, должен

2409 соблюдаться определённый температурный режим. И исходя из того, что это

2410 массовое явление, особенно учитывая условия работы малого бизнеса, условия

2411 роста тарифов... Мы проводим анализ и видим, что профессиональных заболеваний

2412 у нас в России очень мало. Приводится статистика: двенадцать-тринадцать тысяч

2413 - это меньше, чем в маленькой Финляндии. Если взять Соединённые Штаты

2414 Америки, то там пятьсот тысяч.

2415

2416 Сегодня из-за отсутствия рабочих мест, безработицы и так далее... Люди,

2417 конечно, в этом плане не защищены законом. А если говорить о частных

2418 предприятиях, то там ещё в большей степени господствует всё то, что... там

2419 повышенная опасность условий труда, не случайно этот порядок оценивается в

2420 три, в четыре раза... Мы же любой закон делаем, по большому счёту, формальным

2421 и даже не хотим выделить в этом плане приоритеты, сферы, где он должен в

2422 большей степени найти отражение. Почему сегодня там, на частных предприятиях,

2423 совершенно другой уровень опасности, выше? Да потому, что там нет профсоюзных

2424 организаций, даже остатков этих организаций, не говоря уж о каких-то советах

2425 рабочих коллективов и так далее, и тому подобное. То есть всё отдано на откуп

2426 - не закону, не Трудовому кодексу, не дополнительным стандартам, а, по

2427 большому счёту, хозяину. А он, этот хозяин, извините меня, как это часто

2428 бывает, временщик, и у него главная задача - схватить прибыль, а на здоровье

2429 Иванова, Петрова, Сидорова ему наплевать.

2430

2431 Ответственность. Многие из присутствующих здесь депутатов, особенно первые

2432 руководители, знают: за небольшие случаи, не говоря уж о тяжких, а не дай

2433 бог, если это смертельный случай, который происходит там в пять лет один раз,

2434 - затаскают по судам, даже тогда, когда виноват сам работник, ещё в большей

2435 степени обвинят тогда отраслевого руководителя и так далее, и тому подобное.

2436 Даже тогда, когда все беспокоились об условиях труда, о недопущении таких

2437 случаев, эти случаи были. Но судебная система в этом плане также была на

2438 страже - не только Трудовой кодекс, но и вся машина работала самым серьёзным

2439 образом.

2440

2441 В связи с этим ещё раз хотелось бы сказать: чтобы бережное отношение к

2442 человеку труда возродилось, и в том числе в нашем законотворчестве, давайте

2443 снова возвратимся к тем правилам, тем стандартам, которые зарекомендовали

2444 себя хорошо и в нашей советской истории, и сегодня в других странах, где

2445 успешно развивается экономика, там этому вопросу придаётся первостепенное

2446 значение. Приоритетными являются вопросы безопасности, и экологической в том

2447 числе, а не погоня за прибылью.

2448

2449 Если мы с вами эту пирамиду развернём, если мы всё-таки поставим

2450 ответственность человека - руководителя частного производства на самый

2451 высокий уровень, если мы вернём работника, отвечающего за технику

2452 безопасности, и этот работник будет обязательно на любом предприятии

2453 профессионалом, а не кем-то, кто не знает технологии и не может сделать

2454 замечания по тому или другому вопросу, тогда у нас будет что-то получаться. А

2455 пока, я хочу сказать, мы выхолостили из Трудового кодекса прежде

2456 существовавшие базовые вопросы охраны труда и сегодня пытаемся в условиях

2457 реальной ужасной обстановки что-то делать, но эта работа опять является

2458 достаточно формальной. Если мы поработаем хорошо над поправками к этому

2459 кодексу, то, может, что-то и поменяется. Но самое главное - надо

2460 восстанавливать, ещё раз хочу сказать, всю исполнительскую составляющую, всю

2461 вертикаль. Это надо делать обязательно.

2462

2463 Спасибо.

2464

2465 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Афанасьева, пожалуйста. Не было разве вашей

2466 руки?

2467

2468 АФАНАСЬЕВА Е. В. Нет-нет.

2469

2470 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, когда я на вас смотрю, мне всё время кажется,

2471 что вы руку поднимаете.

2472

2473 Тогда будем считать, что мы закончили обсуждение...

2474

2475 А, Шубина, прошу прощения. Шубина, пожалуйста.

2476

2477 ШУБИНА Л. Ф. Вы, наверное, меня с Афанасьевой и спутали. Мы немножко похожи.

2478

2479 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у меня написано: Шубина и Афанасьева.

2480

2481 ШУБИНА Л. Ф. Уважаемые коллеги, слушаю своих коллег-коммунистов и думаю: я,

2482 вообще, на пленарном заседании Государственной Думы, законодательного органа,

2483 или на каком-то партийном съезде? Вот болтают обо всём и ни о чём, но не о

2484 концепции проекта закона конкретно. Внесён проект Правительством Российской

2485 Федерации, но всё, что ни вносится Правительством Российской Федерации, всё у

2486 нас подвергается критике со стороны вот этой части, коммунистов.

2487

2488 Мы говорим о том, что мы улучшаем условия, мы сохраняем стандарты

2489 безопасности, мы сохраняем государственный контроль, мы аттестовываем рабочие

2490 места, мы улучшаем условия труда однозначно. Так о чём тогда спорить, если

2491 проект закона направлен на улучшение условий труда и улучшение работы?

2492

2493 Говорят о том, что у нас сейчас профилактика слабая. Да ничего подобного. Она

2494 всегда была слабая. Вот в рамках национального проекта мы начали наконец

2495 диспансеризацию людей, которые работают в трудных условиях. Когда это вообще

2496 было?

2497

2498 И я считаю, что дискуссию надо вести по конкретному проекту закона, по

2499 концепции данного проекта закона.

2500

2501 Что касается профсоюзов. Наверное, вы обратили внимание, что с профсоюзами,

2502 которые входят как одна из сторон в трёхстороннюю комиссию, согласован данный

2503 проект закона. И они как раз участвуют во всех этих процедурах, связанных с

2504 охраной труда.

2505

2506 По поводу того, что мы правительству отдаём данным законом многие моменты, то

2507 есть правительство должно утвердить порядок разработки и так далее. Ну не

2508 федеральным же законом мы будем это утверждать! Мы федеральным законом будем

2509 утверждать, дискутируя тут по месяцу - по два в поисках решения, в то время

2510 как правительство оперативно может принять документ, который тут же, быстро

2511 пойдёт в жизнь, будет гораздо быстрее введён в действие.

2512

2513 Поэтому, я полагаю, то, что сказал коллега Кашин в заключение, что надо

2514 подготовить данный проект ко второму чтению, - вот наша задача. И все

2515 замечания, которые у нас есть, мы с вами должны облечь в форму таблицы

2516 поправок. Надо принимать данный проект закона. И Комитет по труду и

2517 социальной политике тоже эту позицию озвучил в лице Михаила Васильевича

2518 Тарасенко.

2519

2520 Спасибо.

2521

2522 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителям

2523 правительства и президента: есть ли желание принять участие в обсуждении?

2524 Нет. Представитель правительства - докладчик хотел бы выступить с

2525 заключительным словом? Нет. Содокладчик?

2526

2527 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2528

2529 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, высветилось "по ведению", я

2530 обязательно дам слово, но у меня такая просьба: если вы хотите комментировать

2531 какие-то выступления, то это другой жанр...

2532

2533 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2534

2535 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, обязательно, обязательно.

2536

2537 У меня очень много высветилось "по ведению". Я сейчас всем дам слово после

2538 этого голосования.

2539

2540 Поскольку никто не настаивает на заключительном слове, ставится на

2541 голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 209 и

2542 211 Трудового кодекса Российской Федерации" в первом чтении.

2543

2544 Включите режим голосования.

2545

2546 Покажите результаты.

2547

2548 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 05 сек.)

2549 Проголосовало за 404 чел.89,8%

2550 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2551 Воздержалось 1 чел.0,2%

2552 Голосовало 405 чел.

2553 Не голосовало 45 чел.10,0%

2554 Результат: принято

2555

2556 Законопроект принимается в первом чтении.

2557

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5854 ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5855

5856 Олег Викторович, прошу для протокола учесть: по пункту 13 Якимов голосовал за

5857 и по пункту 18 Шихсаидов голосовал за.

5858

5859 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, учтут в протоколе.

5860