Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 177427-5 О теплоснабжении

О теплоснабжении

у Президента РФ
27.07.2010

Номер законопроекта:177427-5
Дата внесения законопроекта в ГД:23.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/177427-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по энергетике
Профильный комитет:Комитет ГД по энергетике
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:27.07.2010
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:190-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Липатов Юрий Александрович, Член СФ
Межевич Валентин Ефимович, Член СФ
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №177427-5 О теплоснабжении

Дата заседания 09.07.2010, номер заседания 175, строк в стенограмме 10732

О проекте федерального закона № 177427-5 "О теплоснабжении".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2824 17-й пункт. О проекте федерального закона "О теплоснабжении". Доклад

2825 председателя Комитета по энергетике Юрия Александровича Липатова.

2826

2827 Пожалуйста.

2828

2829 ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,

2830 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2831

2832 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую

2833 и лингвистическую экспертизы для принятия в третьем чтении. Комитет просит

2834 поддержать законопроект в третьем чтении.

2835

2836 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2837

2838 Нет замечаний. Выносим проект федерального закона на "час голосования".

2839

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3398 Ставится на голосование пункт 17.

3399

3400 Включите режим голосования.

3401

3402 Покажите результаты.

3403

3404 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 06 сек.)

3405 Проголосовало за 368 чел.81,8%

3406 Проголосовало против 34 чел.7,6%

3407 Воздержалось 1 чел.0,2%

3408 Голосовало 403 чел.

3409 Не голосовало 47 чел.10,4%

3410 Результат: принято

3411

3412 Принято.

3413

Дата заседания 02.07.2010, номер заседания 173, строк в стенограмме 10642

О проекте федерального закона № 177427-5 "О теплоснабжении".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3276 Пункт 23, проект федерального закона "О теплоснабжении". Докладывает

3277 председатель Комитета по энергетике Юрий Александрович Липатов.

3278

3279 ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,

3280 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3281

3282 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект

3283 устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с

3284 производством, передачей и потреблением тепловой энергии (мощности) и

3285 теплоносителя в системах теплоснабжения, созданием, функционированием и

3286 развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной

3287 власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере

3288 теплоснабжения.

3289

3290 Основными задачами рабочей группы, сформированной в комитете для подготовки

3291 законопроекта ко второму чтению, были учёт замечаний по законопроекту,

3292 поступивших перед первым чтением, и устранение противоречий с действующими

3293 федеральными законами, которые в той или иной степени регулируют вопросы

3294 теплоснабжения.

3295

3296 В законопроекте исключены две статьи: статья 13 - "Участие независимых

3297 экспертных организаций в процессе тарифного регулирования" (по причине

3298 подмены органов государственного регулирования) и статья 19 - "Особенности

3299 теплоснабжения многоквартирных домов". Таким образом, изъяты положения о том,

3300 что договоры теплоснабжения в многоквартирном доме могут заключаться только

3301 управляющими компаниями или представителями жильцов многоквартирного дома. В

3302 тексте второго чтения договоры теплоснабжения в многоквартирном доме

3303 заключаются в том же порядке, что и договоры по другим коммунальным услугам.

3304

3305 В то же время законопроект дополнен тремя новыми статьями. Это статья 13 - об

3306 общих положениях об отношениях теплоснабжающих организаций, теплосетевых

3307 организаций и потребителей тепловой энергии, статья 27 - "Государственный

3308 контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций" и статья 29

3309 - заключительные положения.

3310

3311 Более чётко урегулированы вопросы образования и полномочий саморегулируемых

3312 организаций в области теплоснабжения. В том числе из законопроекта убрано

3313 требование обязательности участия теплоснабжающих и тепловых организаций в

3314 саморегулиемых организациях. Таким образом, снято замечание, поскольку

3315 запретить образование саморегулируемых организаций в этой области на

3316 добровольных началах невозможно.

3317

3318 Были изменены ко второму чтению положения статьи законопроекта, касавшиеся

3319 порядка заключения договоров теплоснабжения. В первом чтении в этой статье

3320 была сделана попытка ввести конкурентные отношения в сфере теплоснабжения и

3321 разрешить заключение договоров теплоснабжения в одной системе теплоснабжения

3322 всех со всеми. При анализе возможных последствий введения такой схемы, в

3323 первую очередь в отношении надёжности теплоснабжения и обязательности

3324 теплоснабжения каждого потребителя в системе, было решено скорректировать

3325 этот механизм и ввести единую теплоснабжающую организацию в системе

3326 теплоснабжения, которая будет обязана заключать публичные договоры с каждым

3327 потребителем в системе теплоснабжения. Наряду с единой теплоснабжающей

3328 организацией в системе теплоснабжения смогут функционировать и другие

3329 поставщики тепловой энергии, которые будут снабжать отдельных потребителей на

3330 основе долгосрочных договоров.

3331

3332 Ключевым понятием законопроекта стала схема теплоснабжения. Разработка и

3333 ежегодная актуализация этого документа должны будут обеспечивать рациональное

3334 распределение тепловой нагрузки и объёмов потребления тепловой энергии между

3335 теплоснабжающими организациями. В перспективе развитие системы теплоснабжения

3336 предусматривает определять единую теплоснабжающую организацию в системе

3337 теплоснабжения, обязанную осуществлять подключение конкретного потребителя к

3338 системе теплоснабжения.

3339

3340 Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что закон в

3341 полной мере описал роль и место всех уровней власти в организации надёжного

3342 обеспечения потребителей теплом. Текст закона является чёткой инструкцией

3343 организации взаимодействия органов местного самоуправления с теплоснабжающими

3344 и теплосетевыми организациями по вопросам теплоснабжения. А самое главное, с

3345 принятием закона "О теплоснабжении" в Российской Федерации впервые появится

3346 отрасль теплоснабжения, что так необходимо для жилищно-коммунального

3347 комплекса страны.

3348

3349 При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении в комитет

3350 поступило более пятисот поправок. Вашему вниманию предлагается таблица

3351 принятых поправок и таблица отклонённых. Ряд поступивших поправок был, к

3352 сожалению, перенесён в таблицу отклонённых в результате того, что рабочая

3353 группа приняла другую редакцию соответствующих статей и в новом тексте не

3354 нашлось места для учёта по существу правильных поправок к тексту первого

3355 чтения. При подготовке текста законопроекта были также учтены замечания,

3356 содержащиеся в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы,

3357 официальном отзыве Правительства Российской Федерации, в заключениях Комитета

3358 по строительству и земельным отношениям и Комитета по вопросам местного

3359 самоуправления, предложения и замечания субъектов права законодательной

3360 инициативы, поступившие к первому чтению.

3361

3362 На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект

3363 федерального закона "О теплоснабжении" во втором чтении.

3364

3365 Спасибо.

3366

3367 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 включает двести три

3368 поправки, комитет их поддержал. Есть замечания по этой таблице? Есть.

3369

3370 Депутат Шеин.

3371

3372 ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3373

3374 Спасибо большое.

3375

3376 Поправка 133, есть предложение рассмотреть её отдельно.

3377

3378 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1, за исключением

3379 поправки 133.

3380

3381 Включите режим голосования.

3382

3383 Покажите результаты.

3384

3385 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 28 сек.)

3386 Проголосовало за 357 чел.79,3%

3387 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3388 Воздержалось 0 чел.0,0%

3389 Голосовало 357 чел.

3390 Не голосовало 93 чел.20,7%

3391 Результат: принято

3392

3393 Принято.

3394

3395 Пожалуйста, депутат Шеин, обоснование по поправке 133.

3396

3397 ШЕИН О. В. Спасибо большое.

3398

3399 И ещё тут в статье 12 "Основания и порядок отмены регулирования тарифов в

3400 сфере теплоснабжения".

3401

3402 Хочу отметить со своей стороны и от имени своих коллег по фракции, что

3403 редакция статьи, бесспорно, стала лучше по сравнению с тем, что было

3404 изначально, в первом чтении. Вместе с тем наша позиция заключается в том, что

3405 отказываться от государственного регулирования тарифов на отопление и горячую

3406 воду недопустимо, поскольку данное изменение предполагает, по сути, под

3407 предлогом наличия конкурентной среды возможность картельных сговоров на

3408 местах и возможность изъятия у органов государственной власти в территориях

3409 права на установление стоимости гигакалории, на установление тарифов

3410 непосредственно для потребителя, для населения. Мы считаем это недопустимым

3411 по определению, априори. Мы будем предлагать исключить статью 12 вообще из

3412 самого текста законопроекта, когда дойдём до таблиц отклонённых поправок, но

3413 изначально хотелось бы свою позицию обозначить: мы в принципе выступаем

3414 против отказа от системы госрегулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

3415

3416 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет.

3417

3418 ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен сказать, что это действительно принципиальный вопрос,

3419 он звучал и при обсуждении в первом чтении. Я должен сказать, что это вопрос

3420 определяющий. Мы всё-таки считаем, что, если при определённых условиях создан

3421 рынок для теплоснабжения, он имеет право на существование, и в этой связи в

3422 статье 12 "Основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере

3423 теплоснабжения" очень чётко прописаны. Я должен сказать, что горячая вода к

3424 этому отношения не имеет. А в целом, я не буду перечитывать всю статью, я

3425 просто скажу, что в случае принятия решения об отмене регулирования тарифов в

3426 сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть

3427 учтены следующие обстоятельства. Первое, наличие на территории поселения или

3428 городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения,

3429 развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего

3430 товарного рынка альтернативных видов топлива. (Я не буду до конца читать.)

3431 Второе, отсутствие субсидирования цен в сфере теплоснабжения, в том числе

3432 перекрёстного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителей

3433 видов топлива. И третье, ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с

3434 использованием альтернативных видов топлива.

3435

3436 Это принципиальный вопрос, и правительство, и все соответствующие структуры

3437 эту тему согласовали, поэтому мы против.

3438

3439 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3440

3441 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не понял... У вас по ведению, Сергей Николаевич? Перед

3442 голосованием? По ведению - Решульский.

3443

3444 Ну почему? Мы пока эту рассматриваем.

3445

3446 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.

3447

3448 Да-да, я по ведению, Олег Викторович. Я прошу мне пояснить... Я-то Олега

3449 Шеина поддерживаю, но у меня это 132-я поправка, потому что это взаимосвязано

3450 с поправками, которые уходят в таблицу 2, у меня там тоже есть свои

3451 предложения. Не путают?.. Что-то я путаю, может быть? Если можно, Юрий

3452 Александрович подскажет, поправит нас.

3453

3454 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что речь шла о поправке депутата

3455 Липатова к статье под номером 12 (14)?

3456

3457 ЛИПАТОВ Ю. А. Сергей Николаевич, вы абсолютно правы. Дело в том, что у Шеина

3458 находится перечень поправок принятых, первый вариант, который был разослан.

3459 Действительно, во втором варианте произошла сбивка, но я отлично понимаю, о

3460 чём идёт речь, и по существу вопроса я ответил.

3461

3462 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, коллеги, если это так, то тогда я должен поступить

3463 следующим образом. Мы же уже проголосовали за таблицу без поправки 133, а

3464 выясняется, что надо было голосовать за таблицу без поправки 132. Я прошу

3465 комитет внимательно следить тогда за этим вопросом, потому что мы сейчас

3466 приняли неверное решение, и мы сейчас будем вынуждены его переголосовывать.

3467

3468 Ставлю на голосование вопрос о возврате к голосованию по таблице.

3469

3470 Включите режим голосования.

3471

3472 Покажите результаты.

3473

3474 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 09 сек.)

3475 Проголосовало за 396 чел.88,0%

3476 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3477 Воздержалось 0 чел.0,0%

3478 Голосовало 396 чел.

3479 Не голосовало 54 чел.12,0%

3480 Результат: принято

3481

3482 Вернулись.

3483

3484 Олег Васильевич, я так понимаю, что мы обсуждали поправку 132?

3485

3486 Включите микрофон Шеину.

3487

3488 ШЕИН О. В. По ведению. Я хотел отметить, что я пользуюсь той таблицей

3489 поправок, которая вчера по состоянию на 19 часов была размещена официально на

3490 сайте Государственной Думы. Я никоим образом не возражаю против того, чтобы

3491 133-ю в указанной таблице, размещённой на сайте, считать 132-й, но хочу

3492 обратить внимание на то, что я пользуюсь теми документами, которые размещены

3493 у нас в базе.

3494

3495 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, вас никто не упрекал, я сделал

3496 замечание комитету, а не вам.

3497

3498 Ставится на голосование таблица 1 без поправки 132.

3499

3500 Включите режим голосования.

3501

3502 Покажите результаты.

3503

3504 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 18 сек.)

3505 Проголосовало за 399 чел.88,7%

3506 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3507 Воздержалось 0 чел.0,0%

3508 Голосовало 399 чел.

3509 Не голосовало 51 чел.11,3%

3510 Результат: принято

3511

3512 Принято.

3513

3514 Ставится на голосование поправка 132 из таблицы принятых. Комитет предлагает

3515 её поддержать, депутат Шеин выступает за её отклонение.

3516

3517 Включите режим голосования.

3518

3519 Покажите результаты.

3520

3521 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 53 сек.)

3522 Проголосовало за 315 чел.70,0%

3523 Проголосовало против 93 чел.20,7%

3524 Воздержалось 0 чел.0,0%

3525 Голосовало 408 чел.

3526 Не голосовало 42 чел.9,3%

3527 Результат: принято

3528

3529 Принято.

3530

3531 Переходим к таблице 2, в ней триста пятнадцать поправок. Есть ли замечания?

3532 Есть: депутат Решульский, депутат Хесин, депутат Шеин.

3533

3534 Пожалуйста, Решульский.

3535

3536 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.

3537

3538 Да, в ней действительно отклонено триста пятнадцать поправок, столько,

3539 конечно, нет необходимости выносить на отдельное рассмотрение. И разделяя

3540 мнение Юрия Александровича о том, что закон, в общем-то, даже в любом виде

3541 надо принимать, я просил бы вынести на отдельное голосование поправки 97,

3542 148, 169, 187 и 265. Если вдруг тут у меня какой-то сбой, Юрий Александрович,

3543 вы меня поправляйте.

3544

3545 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дальше, пожалуйста, депутат Хесин.

3546

3547 ХЕСИН М. Я., фракция ЛДПР.

3548

3549 Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 57, 298 и 299.

3550

3551 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин.

3552

3553 ШЕИН О. В. Поправки 26, 136, 144, 310.

3554

3555 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправок 97, 148,

3556 169, 187, 265, 57, 298, 299, 26, 136, 144 и 310.

3557

3558 Включите режим голосования.

3559

3560 Покажите результаты.

3561

3562 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 53 сек.)

3563 Проголосовало за 369 чел.82,0%

3564 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3565 Воздержалось 0 чел.0,0%

3566 Голосовало 369 чел.

3567 Не голосовало 81 чел.18,0%

3568 Результат: принято

3569

3570 Переходим к обсуждению поправок. Поправка 97. Пожалуйста, Решульский.

3571

3572 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Олег Викторович.

3573

3574 Это в продолжение той поправки 132, которую сейчас Государственная Дума

3575 приняла и которую Олег Васильевич Шеин выносил на отдельное голосование, где

3576 речь идёт об основаниях и порядке отмены регулирования тарифов в сфере

3577 теплоснабжения. Поскольку Госдума эту поправку приняла, я полагаю, что можно

3578 было учесть ещё предложенную поправку 97. Когда речь идёт о том, что

3579 принимается решение о частичной или полной отмене регулирования, слова "или

3580 полной" исключить. С тем, что частично, ещё как-то на первый период можно

3581 соглашаться, пока конкуренция будет развиваться, или когда она появится в

3582 теплоснабжении, ну а полную отмену, я считаю, ещё рано производить. Поэтому

3583 прошу эту поправку поддержать в следующей редакции: принимают решения о

3584 частичной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).

3585

3586 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Александрович.

3587

3588 ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен, по сути дела, повторить то, что уже сказал. Что

3589 касается той статьи, которая прописывает полную отмену регулирования тарифов,

3590 она очень взвешенная: решение принимает субъект по инициативе городского

3591 поселения, и в этом участвует и антимонопольная служба. Там прописаны

3592 соответствующие структуры, которые имеют право обжаловать решение субъекта,

3593 если городской округ с этим не согласен. Я думаю, что статья прописана

3594 сбалансированно и нет необходимости зажимать, так сказать, этот вопрос.

3595

3596 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 97.

3597

3598 Включите режим голосования.

3599

3600 Покажите результаты.

3601

3602 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 18 сек.)

3603 Проголосовало за 106 чел.23,6%

3604 Проголосовало против 11 чел.2,4%

3605 Воздержалось 8 чел.1,8%

3606 Голосовало 125 чел.

3607 Не голосовало 325 чел.72,2%

3608 Результат: не принято

3609

3610 Отклоняется.

3611

3612 Поправка 148. Пожалуйста, Решульский.

3613

3614 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Это тоже связано с концептуальным подходом, вы обратите

3615 внимание. Я не буду много говорить о статье 14, которая была в первом чтении

3616 принята, сейчас, по-моему, это статья 12, тут редакция такова: может быть

3617 отменено в отношении всех или отдельных тарифов в системе теплоснабжения в

3618 целом или её части. Так вот слова "всех или" предлагается просто исключить, и

3619 тогда редакция будет такая: может быть отменено в отношении отдельных тарифов

3620 в системе теплоснабжения в целом или её части. Я думаю, что давать сразу,

3621 заведомо полный карт-бланш на отмену, наверное, не совсем правильно.

3622 Поработаем, потом посмотрим.

3623

3624 Прошу поддержать.

3625

3626 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

3627

3628 ЛИПАТОВ Ю. А. Сергей Николаевич, дело в том, что действительно статья 12

3629 "Основания и порядок отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения"

3630 прописана в новой редакции и того текста, в который депутат Романов просит

3631 внести вот такую правку, просто не существует.

3632

3633 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимается с голосования вопрос, поправка остаётся в

3634 таблице отклонённых.

3635

3636 Сергей Николаевич, пожалуйста, 169-я поправка.

3637

3638 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да. Это существенный вопрос, я прошу всех обратить внимание

3639 на это: плата за подключение к системам теплоснабжения взимается... Это

3640 статья 15, принятая в первом чтении. Ну, вот больше всего настораживает то

3641 положение, которое мы приняли. Я уверен, что подавляющее число депутатов

3642 сталкивались с проблемой подключения к тепловым сетям, и теперь мы

3643 закрепляем, что создание тепловых сетей, необходимых для подключения

3644 теплопотребляющих установок к магистральным тепловым сетям, осуществляется

3645 потребителем энергии за свой счёт.

3646

3647 Друзья мои, что же тогда получится? Если мы должны будем подключить какой-то

3648 дом к какой-то магистрали, то же самое ТСЖ должно будет тогда полностью

3649 оплачивать все линии подключения и все теплоснабжающие пункты, их разработку,

3650 строительство и так далее? Это же неверно! Предлагается слова "создание

3651 тепловых сетей, необходимых для подключения..." просто исключить из данной

3652 статьи.

3653

3654 Спасибо.

3655

3656 ЛИПАТОВ Ю. А. Последняя редакция предполагает, что плата за подключение

3657 зависит от наличия возможностей в схеме теплоснабжения инвестиционной

3658 программы. В случае отсутствия таких возможностей ещё существует возможность

3659 подключения за счёт добровольного снижения тепловой нагрузки других

3660 потребителей. Мы считаем, что поправку нужно отклонить.

3661

3662 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 169 из таблицы

3663 отклонённых. Комитет предлагает её не поддерживать.

3664

3665 Включите режим голосования.

3666

3667 Покажите результаты голосования.

3668

3669 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 58 сек.)

3670 Проголосовало за 99 чел.22,0%

3671 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3672 Воздержалось 0 чел.0,0%

3673 Голосовало 99 чел.

3674 Не голосовало 351 чел.78,0%

3675 Результат: не принято

3676

3677 Отклоняется поправка.

3678

3679 187-я поправка. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский.

3680

3681 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.

3682

3683 И это тоже из практики жизни, как говорится. Вы знаете, как сложно получить

3684 технические условия на подключение. Очень сложно! Я уверен, многие занимались

3685 этими вопросами и знают, как проблемно обойти все заинтересованные

3686 организации и получить это согласование. Но данной статьёй предлагается:

3687 "Выданные технические условия на подключение должны подтверждаться лицом,

3688 заинтересованным в подключении, по прошествии каждых 12 месяцев с даты их

3689 выдачи". Ну не дело через год гонять опять по кругу, скажем, того же

3690 застройщика или того же потребителя, чтобы он подтверждал эти технические

3691 условия! Как у нас ведутся стройки и какие проблемы, вы все прекрасно знаете.

3692 Предлагается срок "12 месяцев" заменить на срок "24 месяца". В течение этого

3693 времени вполне возможно решить и другие проблемы.

3694

3695 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Александрович.

3696

3697 ЛИПАТОВ Ю. А. Я должен сказать, что эта статья теперь в другой редакции и

3698 нормы "12 месяцев" и "24 месяца" вообще исключены, то есть там вообще нет

3699 никаких сроков, там по-другому прописан механизм.

3700

3701 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 187 из таблицы

3702 отклонённых.

3703

3704 Включите режим голосования.

3705

3706 Покажите результаты.

3707

3708 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 46 сек.)

3709 Проголосовало за 94 чел.20,9%

3710 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3711 Воздержалось 0 чел.0,0%

3712 Голосовало 94 чел.

3713 Не голосовало 356 чел.79,1%

3714 Результат: не принято

3715

3716 Отклоняется.

3717

3718 Поправка 265. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский.

3719

3720 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, она проще. В законопроекте написано: коммерческий учёт

3721 реализуемых потребителям тепловой энергии и теплоносителя может быть

3722 организован как теплоснабжающими организациями за счёт тарифа на организацию

3723 коммерческого учёта, так и потребителями тепловой энергии. Предлагается слова

3724 "так и потребителями", чтобы не перекладывать эту обязанность на жителей,

3725 просто исключить и всё это оставить за счёт теплоснабжающих организаций.

3726

3727 Спасибо.

3728

3729 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

3730

3731 ЛИПАТОВ Ю. А. Сергей Николаевич, я должен сказать, что юристы всех ведомств,

3732 всех ветвей власти однозначно говорят, что исключение потребителей тепловой

3733 энергии - это, по сути дела, ограничение прав потребителей, потребитель, если

3734 есть у него желание, должен иметь право сам организовать коммерческий учёт.

3735 Кстати, многие этим занимаются сегодня.

3736

3737 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 265 из таблицы

3738 отклонённых. Голосуйте, коллеги.

3739

3740 Покажите результаты.

3741

3742 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 25 сек.)

3743 Проголосовало за 92 чел.20,4%

3744 Проголосовало против 2 чел.0,4%

3745 Воздержалось 0 чел.0,0%

3746 Голосовало 94 чел.

3747 Не голосовало 356 чел.79,1%

3748 Результат: не принято

3749

3750 Отклоняется.

3751

3752 Поправка 57.

3753

3754 Включите микрофон депутату Хесину.

3755

3756 ХЕСИН М. Я. Поскольку поправки 57, 298 и 299 взаимосвязаны, я выступлю сразу

3757 по всем трём.

3758

3759 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это приветствуется.

3760

3761 ХЕСИН М. Я. Поправкой 57 предлагается дополнить принципы организации

3762 экономических отношений в сфере теплоснабжения: обеспечение безаварийной

3763 работы теплоснабжения. В законопроекте к числу таких принципов относятся,

3764 например, обеспечение экологической безопасности теплоснабжения. На наш

3765 взгляд, принцип обеспечения безаварийной, а значит, бесперебойной работы

3766 теплоснабжения для нашей северной страны должен быть включён в принципы

3767 организации деятельности теплоснабжающей организации. Для реализации этого

3768 принципа предлагается ряд мер, которые содержатся в поправках 298 и 299.

3769

3770 Поправкой 298 предлагается в статье 24 установить, что схемы теплоснабжения,

3771 которые утверждаются органами местного самоуправления, должны содержать

3772 дополнительные меры по противоаварийной защите объектов теплоснабжения.

3773

3774 Поправкой 299 к этой же статье, 24-й, предлагается включить в число

3775 показателей безопасности системы теплоснабжения наличие средств

3776 противоаварийной защиты объектов теплоснабжения.

3777

3778 Средствами противоаварийной защиты, например, от гидроудара должны прежде

3779 всего снабжаться трубопроводы горячей воды, разрывы которых являются наиболее

3780 частой причиной аварий наших изношенных систем теплоснабжения. Оборудование

3781 противоаварийной системы гораздо дешевле, чем перекладывание труб, - не

3782 говорю уже о безопасности граждан, которые остаются без тепла в сильные

3783 морозы. В Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, который

3784 вступил в силу 1 июля 2010 года, есть требование наличия системы

3785 противоаварийной защиты при проектировании инженерных систем зданий. Считаю

3786 необходимым, чтобы аналогичное требование содержалось и в законе "О

3787 теплоснабжении".

3788

3789 Прошу поддержать эти поправки.

3790

3791 Спасибо.

3792

3793 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна.

3794

3795 ЛИПАТОВ Ю. А. Отвечаю по поправке 57. Общий принцип организации экономических

3796 отношений - основа государственной политики в сфере теплоснабжения.

3797 Предлагается ввести принцип обеспечения безаварийной работы теплоснабжения.

3798 Предложение: отклонить, так как абсолютно безаварийных работ нигде нет и

3799 никогда не будет.

3800

3801 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так вы дайте обоснование и по другим поправкам, чтобы

3802 мы потом проголосовали.

3803

3804 ЛИПАТОВ Ю. А. Пожалуйста. Поправка 298: меры по противоаварийной защите

3805 объектов теплоснабжения - это учтено в статье 20 "Проверка готовности к

3806 отопительному периоду". Поправка 299: наличие средств противоаварийной защиты

3807 - это норма техрегламентов.

3808

3809 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 57 из таблицы

3810 отклонённых. Комитет против.

3811

3812 Включите режим голосования.

3813

3814 Покажите результаты.

3815

3816 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 03 сек.)

3817 Проголосовало за 47 чел.10,4%

3818 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3819 Воздержалось 0 чел.0,0%

3820 Голосовало 48 чел.

3821 Не голосовало 402 чел.89,3%

3822 Результат: не принято

3823

3824 Отклоняется.

3825

3826 Поправка 298 голосуется.

3827

3828 Включите режим голосования.

3829

3830 Покажите результаты.

3831

3832 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 31 сек.)

3833 Проголосовало за 44 чел.9,8%

3834 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3835 Воздержалось 0 чел.0,0%

3836 Голосовало 44 чел.

3837 Не голосовало 406 чел.90,2%

3838 Результат: не принято

3839

3840 Отклоняется.

3841

3842 Ставится на голосование поправка 299 из таблицы отклонённых.

3843

3844 Включите режим голосования.

3845

3846 Покажите результаты.

3847

3848 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 00 сек.)

3849 Проголосовало за 75 чел.16,7%

3850 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3851 Воздержалось 0 чел.0,0%

3852 Голосовало 75 ч

Дата заседания 11.11.2009, номер заседания 122, строк в стенограмме 8063

О проекте федерального закона № 177427-5 "О теплоснабжении".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6891 У нас сегодня пятница, поэтому я объявляю 26-й пункт... Ой, среда. В среду мы

6892 объявляем следующий вопрос и должны его закончить. 26-й и 27-й пункты - о

6893 проекте федерального закона "О теплоснабжении" и "О внесении изменений...".

6894 Докладывает член Совета Федерации Валентин Ефимович Межевич. Пожалуйста, на

6895 трибуну.

6896

6897 Мы на Совете приняли решение при рассмотрении объединить пункты 26 и 27: один

6898 доклад по двум законопроектам и один содоклад по двум законопроектам.

6899

6900 МЕЖЕВИЧ В. Е., член Совета Федерации.

6901

6902 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые

6903 коллеги! Необходимость разработки и принятия закона "О теплоснабжении", если

6904 вы помните, была признана правительством, когда мы принимали весь пакет

6905 законов о реформировании электроэнергетики. Предлагаемый законопроект "О

6906 теплоснабжении" является логическим продолжением развития отношений в сфере

6907 теплоснабжения, заложенных Федеральным законом № 35-ФЗ "Об

6908 электроэнергетике".

6909

6910 Современная система отопления мегаполисов, городов в Российской Федерации

6911 организована в основном как система централизованного теплоснабжения. К

6912 системам централизованного теплоснабжения подключено 73 процента населения

6913 страны, они снабжают теплом более 90 процентов городских и около 20 процентов

6914 сельских жителей.

6915

6916 Основными источниками тепла в системах централизованного теплоснабжения

6917 являются теплофикационные энергоблоки на электростанциях и котельные.

6918 Согласно статистическим данным, производство тепла в России характеризуется

6919 следующими показателями: централизованные источники производят 71,5 процента

6920 тепла, из них тепловые электростанции - 29,3 процента, мощные котельные -

6921 53,9 процента, остальные источники - 16,8 процента.

6922

6923 В результате проходящих рыночных преобразований объекты системы

6924 централизованного теплоснабжения в настоящее время разделены между

6925 владельцами различных форм собственности. При этом особую тревогу вызывает

6926 проблема хаотичного развития систем теплоснабжения и отчасти хаотично

6927 складывающихся экономических отношений. Опираясь на действующее

6928 законодательство, предусматривающее обязательность разработки программ

6929 комплексного развития систем теплоснабжения, предлагаемый проект закона

6930 определяет методологическую базу для таких работ.

6931

6932 Следует отметить, что Федеральный закон № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" со дня

6933 вступления его в силу в полном объёме предусматривает прекращение действия

6934 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую

6935 и тепловую энергию в Российской Федерации", и поэтому вопросы

6936 государственного регулирования тарифов на тепловую энергию требуют

6937 дополнительной регламентации на законодательном уровне, в связи с чем

6938 необходимо законодательное закрепление общих принципов организации

6939 экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование системы

6940 государственной политики в этой сфере.

6941

6942 Законопроект определяет общие принципы экономических отношений и основы

6943 государственной политики в теплоснабжении. Также он определяет

6944 организационную структуру управления теплоснабжением населённых пунктов в

6945 условиях изменения отношений собственности и, развивая Федеральный закон "О

6946 саморегулируемых организациях", устанавливает процедуры саморегулирования в

6947 сфере теплоснабжения.

6948

6949 Теперь кратко о самом тексте законопроекта. В главе 2 предложено в

6950 соответствии с требованиями статей 71, 72 и 73 Конституции Российской

6951 Федерации распределение полномочий между органами власти всех уровней.

6952

6953 В главе 3 отражена государственная тарифная политика, причём приведён

6954 исчерпывающий перечень тарифов, подлежащих регулированию, а также методы,

6955 применяемые при осуществлении регулирования. Считаю важным то, что

6956 предусматриваются сроки действия тарифов, в том числе, кроме того, что

6957 двенадцать месяцев действуют уже утверждённые тарифы, предлагается и

6958 процедура установления долгосрочных тарифов - на три и на пять лет.

6959 Предлагается также стимулирование при проведении мероприятий по

6960 энергоэффективности, стимулирование, так сказать, на снижение тарифов - плата

6961 за поддержание резервной мощности. (Это специальный вопрос, готов потом дать

6962 комментарий по нему.) Для открытия процедуры тарифного регулирования, при

6963 организации тарифного регулирования предлагается участие независимых

6964 экспертов. И наверное, один из важных вопросов (считаю, что мы к этому делу

6965 подошли очень, скажем так, осторожно) - предложения по внедрению конкуренции

6966 при теплоснабжении. В главе 3 предлагаются основания и порядок отмены

6967 тарифного регулирования, при каких условиях это может быть сделано.

6968

6969 Глава 4 описывает отношения между теплоснабжающими организациями,

6970 теплосетевыми организациями и потребителями. Считаем важным моментом

6971 установление порядка распределения тепловой нагрузки и управления системами

6972 теплоснабжения, а также особенностей теплоснабжения многоквартирных домов.

6973

6974 Глава 5 "Обеспечение надёжности теплоснабжения". Этот вопрос для нас с

6975 вами... каждый год мы боремся с зимой. В этой главе мы постарались прописать

6976 все возможные процедуры проверки готовности к прохождению осенне-зимнего

6977 максимума. Урегулированы вопросы регламентации вывода источников тепловой

6978 энергии и тепловых сетей из эксплуатации, установлен порядок ограничения -

6979 один из самых больных вопросов - и прекращения теплоснабжения при

6980 невыполнении потребителями своих обязательств, а также организации развития

6981 систем теплоснабжения.

6982

6983 Считаю важным также упомянуть о развитии саморегулирования в сфере

6984 теплоснабжения, поскольку сегодня в сфере теплоснабжения действуют тысячи

6985 субъектов: теплоснабжающие организации, экспертные организации, регуляторы, и

6986 мы считаем, что эти субъекты должны быть объединены, для того чтобы можно

6987 было установить порядок регулирования, в саморегулируемые организации. В

6988 главе 6 изложены все требования к саморегулируемым организациям, процедура

6989 допуска к работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения.

6990

6991 В случае принятия закона "О теплоснабжении" мы сузим, скажем так, количество

6992 необходимых правительственных постановлений до самого минимума. После

6993 принятия закона предполагается подготовка и выход четырёх правительственных

6994 постановлений: об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов в

6995 сфере теплоснабжения, о правилах организации теплоснабжения, о порядке

6996 рассмотрения разногласий и о стандарте раскрытия информации теплоснабжающих и

6997 теплосетевых организаций и органов регулирования.

6998

6999 Завершая доклад по этому законопроекту, хочу сказать, что этот законопроект

7000 разрабатывался в течение нескольких лет, это уже, наверное, восьмая редакция,

7001 которая неоднократно обсуждалась в регионах. Законопроект разрабатывался с

7002 участием экспертных структур действующих сегодня некоммерческих организаций в

7003 сфере российского теплоснабжения, в том числе одной из самых многочисленных -

7004 "Российское теплоснабжение". Он поддержан этими организациями и сегодня

7005 представлен вам для одобрения.

7006

7007 По второму законопроекту - "О внесении изменений...". Законопроект достаточно

7008 короткий, предполагается внесение изменений в два действующих закона. Закон

7009 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предлагается дополнить

7010 словами "за исключением деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и

7011 производственных объектов, в отношении которой саморегулируемой организацией

7012 выдано свидетельство о допуске к работам, которые обеспечивают

7013 работоспособность систем теплоснабжения". И в отношении закона "О внесении

7014 изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные

7015 законодательные акты..." речь идёт о разрешении на допуск к работам, которые

7016 могут выполняться в соответствии с разрешением саморегулируемой организации

7017 по работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения.

7018

7019 Доклад закончен.

7020

7021 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Ефимович. Присаживайтесь.

7022

7023 Содоклад сделает Юрий Александрович Липатов, также по двум законопроектам

7024 сразу.

7025

7026 ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,

7027 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7028

7029 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект

7030 является весьма актуальным. Вместе с Федеральным законом "Об

7031 электроэнергетике" и законом "Об энергосбережении и повышении энергетической

7032 эффективности...", проект которого принят Государственной Думой во втором

7033 чтении, он должен стать нормативно-правовой базой развития отечественной

7034 энергетики.

7035

7036 Нормативное регулирование такой важной сферы экономики, как теплоснабжение,

7037 должно быть осуществлено в отдельном законодательном акте, положения которого

7038 должны ввести конкурентные отношения в этой сфере и согласовать нормативную

7039 базу теплоснабжения с действующей нормативной базой в смежных отраслях, в

7040 первую очередь в электроэнергетике, в градостроительной деятельности и в

7041 регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.

7042

7043 При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении в комитет

7044 поступило пятьдесят семь положительных отзывов от субъектов права

7045 законодательной инициативы, из них двенадцать с замечаниями, и семь

7046 отрицательных отзывов. Ряд замечаний по законопроекту содержится в

7047 положительном официальном отзыве Правительства Российской Федерации,

7048 заключении Правового управления и заключениях Комитета по строительству и

7049 земельным отношениям и Комитета по вопросам местного самоуправления (эти

7050 заключения есть в розданных вам материалах).

7051

7052 Кратко остановлюсь на основных замечаниях, высказанных в этих отзывах и

7053 заключениях. Предмет правового регулирования законопроекта недостаточно чётко

7054 разграничен с предметом правового регулирования жилищного законодательства,

7055 законодательства о градостроительной деятельности и о техническом

7056 регулировании, а также об основах регулирования тарифов организаций

7057 коммунального комплекса. Указанный недостаток является причиной

7058 несоответствия некоторых норм законопроекта отраслевому законодательству.

7059 Так, например, в статье 19 законопроекта содержится требование к

7060 собственникам жилья в многоквартирном доме определять лицо, представляющее их

7061 интересы по договору теплоснабжения, однако вопросы выбора представителя

7062 собственников жилья в многоквартирном доме уже урегулированы в Жилищном

7063 кодексе Российской Федерации. Устанавливаемое в законопроекте регулирование

7064 указанных правоотношений не в полной мере соответствует положениям названного

7065 кодекса.

7066

7067 Следует также отметить, что законопроект содержит много неопределённых

7068 положений. В частности, не ясно, какими нормативными правовыми актами будут

7069 устанавливаться требования к состоянию технических устройств тепловых сетей.

7070 Представляется, что значительная часть таких требований должна содержаться в

7071 технических регламентах, стандартах и сводах правил. В законопроекте

7072 указанные требования законодательства о техническом регулировании не приняты

7073 во внимание и не обозначена связь теплоснабжения с техническим

7074 регулированием.

7075

7076 Таким образом, соответствующие положения законопроекта необходимо согласовать

7077 с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом

7078 Российской Федерации, Федеральным законом № 184-ФЗ "О техническом

7079 регулировании", а при необходимости - с Федеральным законом № 210-ФЗ "Об

7080 основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

7081

7082 Согласно статье 3 законопроекта общими принципами организации экономических

7083 отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, приоритетное

7084 использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для

7085 организации теплоснабжения и обеспечение энергетической эффективности

7086 теплоснабжения. Кроме того, в законопроекте содержатся положения о

7087 стимулировании, развитии и внедрении энергосберегающих технологий.

7088

7089 В этой связи законопроект следует согласовать с принятым Государственной

7090 Думой Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической

7091 эффективности", которым урегулированы вопросы, касающиеся использования

7092 энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности.

7093

7094 В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют достаточные обоснования и

7095 цели создания саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, что не

7096 позволяет сделать вывод о целесообразности осуществления саморегулирования в

7097 этой сфере деятельности.

7098

7099 Положения законопроекта необходимо согласовать с положениями Федерального

7100 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

7101 Федерации". Так, полномочия органов местного самоуправления по организации

7102 теплоснабжения и регулированию тарифов в сфере теплоснабжения не согласуются

7103 с полномочиями органов местного самоуправления, установленными названным

7104 федеральным законом. Законопроектом не предусматривается внесение изменений в

7105 указанный федеральный закон, несмотря на положения, предусматривающие

7106 передачу регулирования тарифов на тепловую энергию органам местного

7107 самоуправления.

7108

7109 Необходимо отметить, что сформулированные замечания не относятся к концепции

7110 законопроекта и могут быть устранены ко второму чтению. На основании

7111 изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект федерального

7112 закона "О теплоснабжении" в первом чтении.

7113

7114 По проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые

7115 законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О

7116 теплоснабжении" сообщаю следующее. Имеются положительный официальный отзыв

7117 Правительства Российской Федерации на законопроект, заключение Комитета по

7118 строительству и земельным отношениям, получено пятьдесят положительных (два -

7119 с замечаниями) и десять отрицательных отзывов субъектов права законодательной

7120 инициативы. Замечания, приведённые в присланных заключениях и отзывах

7121 субъектов права законодательной инициативы, будут внимательно изучены и

7122 учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

7123

7124 На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект

7125 федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в

7126 связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении" в первом

7127 чтении.

7128

7129 Спасибо.

7130

7131 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь пока, Юрий Александрович. Есть вопросы:

7132 Коломейцев, Романов, Иванов, Хованская и Шеин. Всего пять вопросов.

7133

7134 Пожалуйста, кто первый? Коломейцев, пожалуйста.

7135

7136 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

7137

7138 Уважаемый Юрий Александрович, вы, вообще-то, поясните, вот я читаю, кем

7139 внесены законопроекты, вы, оказывается, соавтор и сами себя критикуете. Зачем

7140 тратить время? Ну неужели у вас нет заместителя, который от имени комитета

7141 вас покритиковал бы? Вы же вдвоём с Межевичем - соавторы здесь! Чего тут

7142 огород городить?!

7143

7144 И второе. Не приведёт ли принятие этого закона, как и предыдущих (вот о

7145 Саяно-Шушенской ГЭС уже много сказали, но до конца ещё не рассказали, кто же

7146 виноват), вообще к закрытию всех крупных теплоснабжающих станций? Потому

7147 что... Ну на Жилищный кодекс вы ссылались, но всем понятно, кто встречается с

7148 жителями, что это полный аут для жителей - принятие Жилищного кодекса. Это

7149 шкуродёрство узаконенное.

7150

7151 ЛИПАТОВ Ю. А. По первому вопросу. Я являюсь председателем комитета и в данной

7152 ситуации высказываю точку зрения комитета. Если посмотреть те замечания,

7153 которые были высказаны комитетом Шаккума, комитетом Тимченко, Правительством

7154 Российской Федерации и правовым управлением администрации президента, то

7155 практически все замечания идентичны, поэтому я их аккумулировал и о них вам

7156 рассказал. И у нас нет сомнений в том, что мы все эти замечания можем

7157 привести в соответствие с теми законами, которые были приняты ранее.

7158

7159 Теперь что касается перспектив в целом. Я хотел бы теперь уже продолжить то,

7160 о чём говорил Межевич. Действительно, когда проводилась реформа

7161 электроэнергетики, в 2002 году, происходили скандалы по реформированию, и

7162 тогда вставал вопрос о теплоэлектроцентралях. Именно тогда вставал вопрос: а

7163 что будем делать с теплом? Именно тогда мы понимали, что в перспективе будет

7164 рынок электроэнергии и, соответственно, вопрос формирования тарифов в

7165 электроэнергетике будет упразднён, а теплоэлектроцентрали работают в

7166 комбинированной выработке. Что делать с тарифами на тепло? Именно тогда было

7167 принято решение всё-таки не вписывать все эти нормы в закон об

7168 электроэнергетике, поскольку это один из сложнейших законов в Российской

7169 Федерации. И правительство сказало, что через год после принятия закона будет

7170 внесён проект закона о теплоснабжении. Прошло шесть лет, а законопроекта не

7171 было, и только усилиями, я не постесняюсь сказать, Липатова и Межевича этот

7172 законопроект сегодня представлен в Государственной Думе.

7173

7174 Теперь что касается перспектив Саяно-Шушенской ГЭС. Она не имеет абсолютно

7175 никакого отношения к этому закону. Хочу вас проинформировать о том, что

7176 сегодня теплоэлектроцентрали, входящие в территориальные генерирующие

7177 компании, приватизированы, они находятся в том числе в иностранном капитале.

7178 Котельные в большой части продолжают оставаться в составах МУПов со

7179 стопроцентной собственностью. Но с учётом того, что в теплоносители входят

7180 многие котельные, встаёт вопрос: как урегулировать эти процессы с разными

7181 формами собственности? Именно этот законопроект решает эти задачи.

7182

7183 И я вам хочу сказать, что эти проблемы сейчас в полной мере стоят в Москве,

7184 Санкт-Петербурге, во всех городах-миллионниках, ну, в общем-то, это проблема

7185 и тех городов, которые имеют теплоэлектроцентрали, но с меньшей численностью

7186 населения. Если мы этот закон не примем, мы действительно усугубим ситуацию.

7187

7188 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов.

7189

7190 РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович может отвечать или нет? Я бы хотел разделить

7191 вопрос.

7192

7193 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, он готов.

7194

7195 РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович, я вас давно знаю, человек вы опытный и

7196 профессиональный. Всё же как регионы Сибири и Севера относятся к этому

7197 проекту закона? Потому что ни для кого не будут столь чудовищными

7198 последствия, как для них.

7199

7200 А Юрию Александровичу - другой вопрос. Глазами потребителя... Повторяю: есть

7201 проблема производителей тепла и передатчиков, а есть проблема потребителей.

7202 Вчера передают по телевидению: 17 процентов населения России за чертой

7203 прожиточного минимума и бедности. Вот когда я прочитываю строчку о том, что

7204 потребитель должен прокладывать теплотрассу к магистрали, я подпрыгиваю: как

7205 это для бедного человека будет выглядеть?

7206

7207 Вот два вопроса.

7208

7209 МЕЖЕВИЧ В. Е. Я могу отвечать на первый вопрос? Прежде всего я хотел бы

7210 сказать, что законопроект устанавливает именно порядок развития систем

7211 теплоснабжения и приоритет отдаётся самому сегодня экономичному способу

7212 производства тепловой энергии - комбинированным источникам тепловой и

7213 электрической энергии, поскольку другого, более эффективного пока ещё ничего

7214 не было придумано. И это по большому счёту являлось предметом зависти крупных

7215 городов зарубежных стран, и они по этому пути, кстати, шли и идут. Это

7216 первое.

7217

7218 Вместе с программами развития коммунальной инфраструктуры мы устанавливаем

7219 законом обязательность разработки схем теплоснабжения и их ежегодной

7220 актуализации, чтобы у нас с вами не было того, что сегодня происходит в

7221 Москве в том числе, когда один застройщик устанавливает крышную котельную,

7222 использует газ, второй устанавливает подвальную котельную. Сегодня без

7223 чёткого технологического и технического обоснования начинают развиваться

7224 какие-то котельные, которые забирают лимиты газа у теплоэлектроцентралей,

7225 забирают часть нагрузки у теплоэлектроцентралей, тем самым ухудшая ценовую

7226 картину для остальных потребителей тепловой энергии. Законопроект именно на

7227 разрешение этих негативных моментов направлен.

7228

7229 Что касается регионов. Я уже сказал, что мы вместе с некоммерческой

7230 организацией "Российское теплоснабжение" этот законопроект неоднократно

7231 обсуждали, в регионах в том числе. И когда в регионах появляешься, говорят:

7232 когда же вы, в конце концов, закон выпустите, он необходим для того, чтобы

7233 были установлены единые правила теплоснабжения по всей Российской Федерации?

7234 Это один момент.

7235

7236 И, уважаемые коллеги, я хочу даже... Давайте отойдём от Москвы, спустимся в

7237 муниципалитеты, в том числе в сибирские. Я думаю, что вам ваши избиратели

7238 неоднократно рассказывали о серийных, я не побоюсь этого слова, банкротствах

7239 муниципальных теплоснабжающих предприятий, когда они в течение шести лет по

7240 три, по четыре раза банкротились, оставляя за собой долги. И это не приводит

7241 к их оздоровлению, наоборот, только к разрушению. Законопроект направлен на

7242 устранение и вот таких негативных явлений.

7243

7244 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, пожалуйста.

7245

7246 ЛИПАТОВ Ю. А. Валентин Степанович, прежде всего я хочу сказать, что если

7247 говорить о централизованных теплосетях, то это прописано и в других законах,

7248 а здесь уровень муниципальный. В городах, как правило, речь идёт о подводке

7249 тепла к большим многоквартирным домам. Что касается сельской местности, то,

7250 насколько я понимаю, в сельской местности сейчас не строят каких-либо длинных

7251 теплосетей с выходом на какие-то конкретные индивидуальные дома, а, как

7252 правило, если кто-то решил строить, он строит индивидуально и делает свой

7253 теплоноситель, в первую очередь это касается подводки газа, которым,

7254 собственно, и отапливаются дома.

7255

7256 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов, пожалуйста.

7257

7258 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

7259

7260 Юрий Александрович, вот статья 21, часть 2: "Проверка готовности

7261 муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется

7262 уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом

7263 исполнительной власти". И далее: "Проверка готовности теплоснабжающих и

7264 теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии

7265 осуществляется органами местного самоуправления". Вот при такой постановке не

7266 получится ли так, что, основываясь на данных проверки теплоснабжающих и

7267 теплосетевых организаций, которую проводят муниципальные образования,

7268 уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной

7269 власти сделает вывод о готовности муниципального образования, и мы опять

7270 начнём бороться с зимой?

7271

7272 ЛИПАТОВ Ю. А. Я не понял насчёт... Повторите, пожалуйста, что субъект

7273 Федерации муниципалам скажет?

7274

7275 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Иванову ещё раз микрофон.

7276

7277 ИВАНОВ С. В. Смысл такой. Как записано в части 2 статьи 21, проверку

7278 готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляет

7279 уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган

7280 исполнительной власти. Так? Так. Он информацию о готовности получает в

7281 муниципальном образовании, которое проверяет готовность теплоснабжающих и

7282 теплосетевых организаций, и на этом основании будет делать вывод, получается,

7283 о готовности и муниципального образования. Не получится ли так, что он на

7284 основании тех сведений, которые ему даст муниципальное образование, сделает

7285 неправильный вывод, а потом зимой посыпятся проблемы?

7286

7287 ЛИПАТОВ Ю. А. Это проблема уже тех, кто проверяет, и если проверяющий написал

7288 отчёт, который повлёк за собой аварию, он должен соответствующим образом

7289 отвечать.

7290

7291 Но давайте мы с вами договоримся, может быть, и о другом. Вообще ведь, если

7292 посмотреть вот этот законопроект и те замечания, которые по нему высказаны,

7293 нам предстоит большой фронт работы. Я практически уже переговорил со всеми

7294 фракциями о создании рабочей группы, и вы все будете принимать участие в

7295 доведении до ума этого законопроекта. Форсировать мы его не собираемся, но я

7296 думаю, что к весне следующего года этот закон должен всё-таки выйти.

7297

7298 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите добавить что-то? Межевич хочет добавить.

7299 Пожалуйста.

7300

7301 МЕЖЕВИЧ В. Е. Уважаемые коллеги, у нас и сегодня федеральный орган

7302 исполнительной власти проводит проверку готовности к зиме. В данном

7303 законопроекте предлагается, что уполномоченный правительством федеральный

7304 орган исполнительной власти разработает порядок оценки готовности систем

7305 теплоснабжения к прохождению осенне-зимнего максимума, это касается и запасов

7306 топлива, и завершённости ремонтных работ, и подготовки персонала. Кто, кроме

7307 муниципального образования, сможет лучше проверить свою тепловую сеть, все ли

7308 работы выполнены, тем более закрытые работы? Мы думаем, что установление

7309 такого порядка и набора определённых критериев, по которым необходимо

7310 проверять, скажем так, оздоровит обстановку в этой сфере.

7311

7312 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тимченко по ведению. Что-то мы нарушаем?

7313

7314 ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам

7315 местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7316

7317 Уважаемые коллеги, я прошу прощения. Был вопрос, касающийся местного

7318 самоуправления. Я думаю, что ни один из муниципалов не будет давать

7319 информацию, искажающую реальное состояние готовности к зимнему периоду,

7320 поэтому в данном случае вопрос, касающийся объективности оценки готовности к

7321 отопительному периоду, в принципе не вызывает сомнений.

7322

7323 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская, пожалуйста.

7324

7325 ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "Справедливая Россия".

7326

7327 Уважаемый Юрий Александрович, Комитет по строительству и земельным отношениям

7328 считает, что проект требует серьёзной доработки. А мой вопрос заключается в

7329 следующем. Вот вы, включая в закон, посвящённый теплоснабжению, главу 6

7330 "Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения", запускаете процесс,

7331 когда у нас в каждой ресурсоснабжающей организации по определённому виду

7332 деятельности будет своё саморегулирование. Недостаточно разве нам базового

7333 закона? Недостаточно разве Градостроительного кодекса? Может быть, к нему

7334 много претензий, но тем не менее есть законы, поправки к нему. Многие нормы в

7335 этой главе весьма сомнительны.

7336

7337 ЛИПАТОВ Ю. А. Галина Петровна, вы абсолютно правильно ставите вопрос. Что

7338 касается критики этого документа, то практически и комитет Шаккума, и

7339 правительство высказали большие сомнения относительно необходимости этой

7340 главы. Я анализировал этот вопрос, и (кстати, мы с Шаккумом на эту тему

7341 говорили) я думаю, что, наверное, правильно будет - я пока беру на себя лично

7342 ответственность - сказать о том, что вообще эту главу нужно убрать. Вы

7343 правильно говорите, что есть у нас базовый закон. И нечего путать людей,

7344 гонять, так сказать, по всем законодательным актам. Вот если нужно будет

7345 какие-то изменения сделать, тогда туда и внести. А за основу нужно брать тот

7346 закон, который мы с вами приняли. Это правильная позиция.

7347

7348 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин.

7349

7350 ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия".

7351

7352 Спасибо. У меня вопросы к обоим докладчикам.

7353

7354 Вопрос к комитету такого характера. Очевидно, что в данных законопроектах

7355 налицо сфера интересов ряда комитетов Госдумы, в том числе и комитета

7356 Крашенинникова, потому что в Жилищном кодексе упоминается про отношения с

7357 потребителями. В связи с этим позитивное мнение комитета о том, чтобы комитет

7358 Крашенинникова и комитет Шаккума стали соисполнителями по данному проекту,

7359 мне кажется разумным.

7360

7361 И вопрос к Валентину Ефимовичу такого содержания. В законопроекте, в

7362 частности, говорится о том, что все потребители, то есть все дома

7363 многоквартирные, обязаны в срок до 1 января 2012 года поставить приборы учёта

7364 у себя на точке ввода. Вместе с тем неясно, какие же будут применяться меры,

7365 санкции по отношению к тем жителям, которые этого не сделают. Хотел бы, чтобы

7366 вы это прояснили.

7367

7368 ЛИПАТОВ Ю. А. Олег Васильевич, я считаю, правильный вопрос.

7369

7370 Первое. Если говорить о самой постановке, то, конечно, приборы учёта должны

7371 стоять. И кстати, никакого секрета нет, мы все знаем в отношении

7372 газоснабжения о том, что тот, кто не имеет приборов учёта, практически за газ

7373 платит больше, это факт известный.

7374

7375 Второе. Вопрос по срокам - это не догма. Есть определённая позиция в целом

7376 правительства по этому вопросу. Насколько мы знаем, правительство к этому

7377 вопросу подходит таким образом: определённая часть населения может ставить

7378 приборы учёта, будет пролонгация выделения средств на проведение этих работ.

7379 Но мне кажется, что вопрос о сроках вполне может обсуждаться. А относительно

7380 самой постановки вопроса, я думаю, абсолютно нет никаких сомнений.

7381

7382 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

7383

7384 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас ко второму чтению...

7385

7386 ЛИПАТОВ Ю. А. А по соисполнителям я скажу так. У нас официально соисполнители

7387 - комитеты Тимченко и Шаккума. Комитет Крашенинникова не заявлялся.

7388

7389 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто статью Регламента напоминаю, что у нас

7390 соисполнитель определяется при процедуре первого чтения и это по заявке

7391 комитета делается. Мы не можем назначать, если комитет не выражает такого

7392 желания.

7393

7394 Спасибо, присаживайтесь, Юрий Александрович.

7395

7396 Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают Романов и Шеин, только двое.

7397

7398 Романов, пожалуйста.

7399

7400 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

7401

7402 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Липатов - в заключение, Межевич - в заключение,

7403 потом представители президента и правительства, все будут выступать.

7404

7405 Пожалуйста, Валентин Степанович.

7406

7407 РОМАНОВ В. С. Ув?

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7729 ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7730

7731 Для стенограммы: по пунктам 26, 27 Гайнуллина голосовала за.

7732