Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 177431-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении"

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении"

у Президента РФ
27.07.2010

Номер законопроекта:177431-5
Дата внесения законопроекта в ГД:23.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/177431-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по энергетике
Профильный комитет:Комитет ГД по энергетике
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:27.07.2010
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:191-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Липатов Юрий Александрович, Член СФ
Межевич Валентин Ефимович, Член СФ
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №177431-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении"

Дата заседания 09.07.2010, номер заседания 175, строк в стенограмме 10732

О проекте федерального закона № 177431-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2840 18-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые

2841 законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

2842 закона "О теплоснабжении". Докладчик тот же.

2843

2844 Пожалуйста.

2845

2846 ЛИПАТОВ Ю. А. Законопроект также прошёл правовую и лингвистическую экспертизы

2847 для принятия в третьем чтении. Просим принять в третьем чтении.

2848

2849 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2850

2851 Нет замечаний? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".

2852

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3414 Ставится на голосование пункт 18, третье чтение.

3415

3416 Включите режим голосования.

3417

3418 Покажите результаты.

3419

3420 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 35 сек.)

3421 Проголосовало за 370 чел.82,2%

3422 Проголосовало против 37 чел.8,2%

3423 Воздержалось 0 чел.0,0%

3424 Голосовало 407 чел.

3425 Не голосовало 43 чел.9,6%

3426 Результат: принято

3427

3428 Принято.

3429

Дата заседания 02.07.2010, номер заседания 173, строк в стенограмме 10642

О проекте федерального закона № 177431-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" (принят в первом чтении 11 ноября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4067 Пункт 24. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской

4068 Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении". Также

4069 Юрий Александрович Липатов докладывает.

4070

4071 ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, по сравнению с первым чтением текст этого

4072 законопроекта претерпел существенные изменения. При подготовке ко второму

4073 чтению текст законопроекта несколько раз менялся, и в конечной редакции он

4074 включает в себя минимальный набор изменений, необходимых для реализации

4075 положений проекта федерального закона "О теплоснабжении". Прежде всего он

4076 предусматривает внесение изменений в Федеральный закон № 184-ФЗ "Об общих

4077 принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

4078 органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми

4079 закрепляется за субъектами Российской Федерации ряд полномочий, определённых

4080 в основном законе, в том числе в сфере регулирования тарифов в области

4081 теплоснабжения. Эти полномочия закрепляются за субъектами Российской

4082 Федерации как их собственные, они переданы им с федерального уровня, что

4083 предусматривает финансирование этих полномочий из собственных бюджетов

4084 субъектов Российской Федерации.

4085

4086 Аналогичное изменение вносится в Федеральный закон "Об общих принципах

4087 организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 3. Это

4088 изменение закрепляет за органами местного самоуправления в качестве их

4089 собственных полномочий полномочия в сфере теплоснабжения.

4090

4091 Проект федерального закона "О теплоснабжении" регулирует отношения в сфере

4092 теплоснабжения, поэтому теплоснабжение исключается из сферы действия

4093 федерального закона № 35-ФЗ и Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах

4094 регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

4095

4096 В целом к законопроекту поступило семнадцать поправок, сгруппированных в две

4097 таблицы. Предлагается вашему вниманию таблица 1 - это двенадцать принятых и

4098 таблица 2 - пять отклонённых.

4099

4100 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы будем голосовать таблицы. Я просто обращаюсь

4101 ко всем докладчикам: коллеги, мы вчера на Совете договаривались, что

4102 докладчик по второму чтению говорит только о таблицах. Если есть вопросы -

4103 тогда дискуссия по поправкам, разъяснение позиции комитета, если вопросов

4104 нет... У нас сегодня пятьдесят два вопроса, коллеги.

4105

4106 Ставится на голосование... А, прошу прощения, таблица 1. Есть замечания? Нет.

4107

4108 Ставится на голосование таблица 1.

4109

4110 Включите режим голосования.

4111

4112 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4113

4114 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не уходите, могут быть вопросы по таблице 2.

4115

4116 Покажите результаты.

4117

4118 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 37 сек.)

4119 Проголосовало за 369 чел.82,0%

4120 Проголосовало против 1 чел.0,2%

4121 Воздержалось 0 чел.0,0%

4122 Голосовало 370 чел.

4123 Не голосовало 80 чел.17,8%

4124 Результат: принято

4125

4126 Принимается.

4127

4128 Вот как раз по таблице 2... Вы сказали, что пять поправок, у меня шесть.

4129 Шесть? Шесть поправок предлагается к отклонению. Есть замечания? Нет.

4130

4131 Ставится на голосование таблица 2.

4132

4133 Включите режим голосования.

4134

4135 Покажите результаты.

4136

4137 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 19 сек.)

4138 Проголосовало за 370 чел.82,2%

4139 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4140 Воздержалось 0 чел.0,0%

4141 Голосовало 370 чел.

4142 Не голосовало 80 чел.17,8%

4143 Результат: принято

4144

4145 Принимается таблица.

4146

4147 Ставится на голосование законопроект во втором чтении.

4148

4149 Включите режим голосования.

4150

4151 Покажите результаты.

4152

4153 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 48 сек.)

4154 Проголосовало за 369 чел.82,0%

4155 Проголосовало против 38 чел.8,4%

4156 Воздержалось 0 чел.0,0%

4157 Голосовало 407 чел.

4158 Не голосовало 43 чел.9,6%

4159 Результат: принято

4160

4161 Принимается таблица.

4162

4163 Ставится на голосование законопроект во втором чтении.

4164

4165 Пожалуйста, включите режим голосования.

4166

4167 Или мы... А, прошу прощения. Я уже запутался.

4168

Дата заседания 11.11.2009, номер заседания 122, строк в стенограмме 8063

О проекте федерального закона № 177431-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6891 У нас сегодня пятница, поэтому я объявляю 26-й пункт... Ой, среда. В среду мы

6892 объявляем следующий вопрос и должны его закончить. 26-й и 27-й пункты - о

6893 проекте федерального закона "О теплоснабжении" и "О внесении изменений...".

6894 Докладывает член Совета Федерации Валентин Ефимович Межевич. Пожалуйста, на

6895 трибуну.

6896

6897 Мы на Совете приняли решение при рассмотрении объединить пункты 26 и 27: один

6898 доклад по двум законопроектам и один содоклад по двум законопроектам.

6899

6900 МЕЖЕВИЧ В. Е., член Совета Федерации.

6901

6902 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые

6903 коллеги! Необходимость разработки и принятия закона "О теплоснабжении", если

6904 вы помните, была признана правительством, когда мы принимали весь пакет

6905 законов о реформировании электроэнергетики. Предлагаемый законопроект "О

6906 теплоснабжении" является логическим продолжением развития отношений в сфере

6907 теплоснабжения, заложенных Федеральным законом № 35-ФЗ "Об

6908 электроэнергетике".

6909

6910 Современная система отопления мегаполисов, городов в Российской Федерации

6911 организована в основном как система централизованного теплоснабжения. К

6912 системам централизованного теплоснабжения подключено 73 процента населения

6913 страны, они снабжают теплом более 90 процентов городских и около 20 процентов

6914 сельских жителей.

6915

6916 Основными источниками тепла в системах централизованного теплоснабжения

6917 являются теплофикационные энергоблоки на электростанциях и котельные.

6918 Согласно статистическим данным, производство тепла в России характеризуется

6919 следующими показателями: централизованные источники производят 71,5 процента

6920 тепла, из них тепловые электростанции - 29,3 процента, мощные котельные -

6921 53,9 процента, остальные источники - 16,8 процента.

6922

6923 В результате проходящих рыночных преобразований объекты системы

6924 централизованного теплоснабжения в настоящее время разделены между

6925 владельцами различных форм собственности. При этом особую тревогу вызывает

6926 проблема хаотичного развития систем теплоснабжения и отчасти хаотично

6927 складывающихся экономических отношений. Опираясь на действующее

6928 законодательство, предусматривающее обязательность разработки программ

6929 комплексного развития систем теплоснабжения, предлагаемый проект закона

6930 определяет методологическую базу для таких работ.

6931

6932 Следует отметить, что Федеральный закон № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" со дня

6933 вступления его в силу в полном объёме предусматривает прекращение действия

6934 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую

6935 и тепловую энергию в Российской Федерации", и поэтому вопросы

6936 государственного регулирования тарифов на тепловую энергию требуют

6937 дополнительной регламентации на законодательном уровне, в связи с чем

6938 необходимо законодательное закрепление общих принципов организации

6939 экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование системы

6940 государственной политики в этой сфере.

6941

6942 Законопроект определяет общие принципы экономических отношений и основы

6943 государственной политики в теплоснабжении. Также он определяет

6944 организационную структуру управления теплоснабжением населённых пунктов в

6945 условиях изменения отношений собственности и, развивая Федеральный закон "О

6946 саморегулируемых организациях", устанавливает процедуры саморегулирования в

6947 сфере теплоснабжения.

6948

6949 Теперь кратко о самом тексте законопроекта. В главе 2 предложено в

6950 соответствии с требованиями статей 71, 72 и 73 Конституции Российской

6951 Федерации распределение полномочий между органами власти всех уровней.

6952

6953 В главе 3 отражена государственная тарифная политика, причём приведён

6954 исчерпывающий перечень тарифов, подлежащих регулированию, а также методы,

6955 применяемые при осуществлении регулирования. Считаю важным то, что

6956 предусматриваются сроки действия тарифов, в том числе, кроме того, что

6957 двенадцать месяцев действуют уже утверждённые тарифы, предлагается и

6958 процедура установления долгосрочных тарифов - на три и на пять лет.

6959 Предлагается также стимулирование при проведении мероприятий по

6960 энергоэффективности, стимулирование, так сказать, на снижение тарифов - плата

6961 за поддержание резервной мощности. (Это специальный вопрос, готов потом дать

6962 комментарий по нему.) Для открытия процедуры тарифного регулирования, при

6963 организации тарифного регулирования предлагается участие независимых

6964 экспертов. И наверное, один из важных вопросов (считаю, что мы к этому делу

6965 подошли очень, скажем так, осторожно) - предложения по внедрению конкуренции

6966 при теплоснабжении. В главе 3 предлагаются основания и порядок отмены

6967 тарифного регулирования, при каких условиях это может быть сделано.

6968

6969 Глава 4 описывает отношения между теплоснабжающими организациями,

6970 теплосетевыми организациями и потребителями. Считаем важным моментом

6971 установление порядка распределения тепловой нагрузки и управления системами

6972 теплоснабжения, а также особенностей теплоснабжения многоквартирных домов.

6973

6974 Глава 5 "Обеспечение надёжности теплоснабжения". Этот вопрос для нас с

6975 вами... каждый год мы боремся с зимой. В этой главе мы постарались прописать

6976 все возможные процедуры проверки готовности к прохождению осенне-зимнего

6977 максимума. Урегулированы вопросы регламентации вывода источников тепловой

6978 энергии и тепловых сетей из эксплуатации, установлен порядок ограничения -

6979 один из самых больных вопросов - и прекращения теплоснабжения при

6980 невыполнении потребителями своих обязательств, а также организации развития

6981 систем теплоснабжения.

6982

6983 Считаю важным также упомянуть о развитии саморегулирования в сфере

6984 теплоснабжения, поскольку сегодня в сфере теплоснабжения действуют тысячи

6985 субъектов: теплоснабжающие организации, экспертные организации, регуляторы, и

6986 мы считаем, что эти субъекты должны быть объединены, для того чтобы можно

6987 было установить порядок регулирования, в саморегулируемые организации. В

6988 главе 6 изложены все требования к саморегулируемым организациям, процедура

6989 допуска к работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения.

6990

6991 В случае принятия закона "О теплоснабжении" мы сузим, скажем так, количество

6992 необходимых правительственных постановлений до самого минимума. После

6993 принятия закона предполагается подготовка и выход четырёх правительственных

6994 постановлений: об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов в

6995 сфере теплоснабжения, о правилах организации теплоснабжения, о порядке

6996 рассмотрения разногласий и о стандарте раскрытия информации теплоснабжающих и

6997 теплосетевых организаций и органов регулирования.

6998

6999 Завершая доклад по этому законопроекту, хочу сказать, что этот законопроект

7000 разрабатывался в течение нескольких лет, это уже, наверное, восьмая редакция,

7001 которая неоднократно обсуждалась в регионах. Законопроект разрабатывался с

7002 участием экспертных структур действующих сегодня некоммерческих организаций в

7003 сфере российского теплоснабжения, в том числе одной из самых многочисленных -

7004 "Российское теплоснабжение". Он поддержан этими организациями и сегодня

7005 представлен вам для одобрения.

7006

7007 По второму законопроекту - "О внесении изменений...". Законопроект достаточно

7008 короткий, предполагается внесение изменений в два действующих закона. Закон

7009 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предлагается дополнить

7010 словами "за исключением деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и

7011 производственных объектов, в отношении которой саморегулируемой организацией

7012 выдано свидетельство о допуске к работам, которые обеспечивают

7013 работоспособность систем теплоснабжения". И в отношении закона "О внесении

7014 изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные

7015 законодательные акты..." речь идёт о разрешении на допуск к работам, которые

7016 могут выполняться в соответствии с разрешением саморегулируемой организации

7017 по работам, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения.

7018

7019 Доклад закончен.

7020

7021 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Ефимович. Присаживайтесь.

7022

7023 Содоклад сделает Юрий Александрович Липатов, также по двум законопроектам

7024 сразу.

7025

7026 ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,

7027 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7028

7029 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект

7030 является весьма актуальным. Вместе с Федеральным законом "Об

7031 электроэнергетике" и законом "Об энергосбережении и повышении энергетической

7032 эффективности...", проект которого принят Государственной Думой во втором

7033 чтении, он должен стать нормативно-правовой базой развития отечественной

7034 энергетики.

7035

7036 Нормативное регулирование такой важной сферы экономики, как теплоснабжение,

7037 должно быть осуществлено в отдельном законодательном акте, положения которого

7038 должны ввести конкурентные отношения в этой сфере и согласовать нормативную

7039 базу теплоснабжения с действующей нормативной базой в смежных отраслях, в

7040 первую очередь в электроэнергетике, в градостроительной деятельности и в

7041 регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.

7042

7043 При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении в комитет

7044 поступило пятьдесят семь положительных отзывов от субъектов права

7045 законодательной инициативы, из них двенадцать с замечаниями, и семь

7046 отрицательных отзывов. Ряд замечаний по законопроекту содержится в

7047 положительном официальном отзыве Правительства Российской Федерации,

7048 заключении Правового управления и заключениях Комитета по строительству и

7049 земельным отношениям и Комитета по вопросам местного самоуправления (эти

7050 заключения есть в розданных вам материалах).

7051

7052 Кратко остановлюсь на основных замечаниях, высказанных в этих отзывах и

7053 заключениях. Предмет правового регулирования законопроекта недостаточно чётко

7054 разграничен с предметом правового регулирования жилищного законодательства,

7055 законодательства о градостроительной деятельности и о техническом

7056 регулировании, а также об основах регулирования тарифов организаций

7057 коммунального комплекса. Указанный недостаток является причиной

7058 несоответствия некоторых норм законопроекта отраслевому законодательству.

7059 Так, например, в статье 19 законопроекта содержится требование к

7060 собственникам жилья в многоквартирном доме определять лицо, представляющее их

7061 интересы по договору теплоснабжения, однако вопросы выбора представителя

7062 собственников жилья в многоквартирном доме уже урегулированы в Жилищном

7063 кодексе Российской Федерации. Устанавливаемое в законопроекте регулирование

7064 указанных правоотношений не в полной мере соответствует положениям названного

7065 кодекса.

7066

7067 Следует также отметить, что законопроект содержит много неопределённых

7068 положений. В частности, не ясно, какими нормативными правовыми актами будут

7069 устанавливаться требования к состоянию технических устройств тепловых сетей.

7070 Представляется, что значительная часть таких требований должна содержаться в

7071 технических регламентах, стандартах и сводах правил. В законопроекте

7072 указанные требования законодательства о техническом регулировании не приняты

7073 во внимание и не обозначена связь теплоснабжения с техническим

7074 регулированием.

7075

7076 Таким образом, соответствующие положения законопроекта необходимо согласовать

7077 с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом

7078 Российской Федерации, Федеральным законом № 184-ФЗ "О техническом

7079 регулировании", а при необходимости - с Федеральным законом № 210-ФЗ "Об

7080 основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

7081

7082 Согласно статье 3 законопроекта общими принципами организации экономических

7083 отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, приоритетное

7084 использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для

7085 организации теплоснабжения и обеспечение энергетической эффективности

7086 теплоснабжения. Кроме того, в законопроекте содержатся положения о

7087 стимулировании, развитии и внедрении энергосберегающих технологий.

7088

7089 В этой связи законопроект следует согласовать с принятым Государственной

7090 Думой Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической

7091 эффективности", которым урегулированы вопросы, касающиеся использования

7092 энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности.

7093

7094 В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют достаточные обоснования и

7095 цели создания саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, что не

7096 позволяет сделать вывод о целесообразности осуществления саморегулирования в

7097 этой сфере деятельности.

7098

7099 Положения законопроекта необходимо согласовать с положениями Федерального

7100 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

7101 Федерации". Так, полномочия органов местного самоуправления по организации

7102 теплоснабжения и регулированию тарифов в сфере теплоснабжения не согласуются

7103 с полномочиями органов местного самоуправления, установленными названным

7104 федеральным законом. Законопроектом не предусматривается внесение изменений в

7105 указанный федеральный закон, несмотря на положения, предусматривающие

7106 передачу регулирования тарифов на тепловую энергию органам местного

7107 самоуправления.

7108

7109 Необходимо отметить, что сформулированные замечания не относятся к концепции

7110 законопроекта и могут быть устранены ко второму чтению. На основании

7111 изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект федерального

7112 закона "О теплоснабжении" в первом чтении.

7113

7114 По проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые

7115 законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О

7116 теплоснабжении" сообщаю следующее. Имеются положительный официальный отзыв

7117 Правительства Российской Федерации на законопроект, заключение Комитета по

7118 строительству и земельным отношениям, получено пятьдесят положительных (два -

7119 с замечаниями) и десять отрицательных отзывов субъектов права законодательной

7120 инициативы. Замечания, приведённые в присланных заключениях и отзывах

7121 субъектов права законодательной инициативы, будут внимательно изучены и

7122 учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

7123

7124 На основании изложенного Комитет по энергетике рекомендует принять проект

7125 федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в

7126 связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении" в первом

7127 чтении.

7128

7129 Спасибо.

7130

7131 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь пока, Юрий Александрович. Есть вопросы:

7132 Коломейцев, Романов, Иванов, Хованская и Шеин. Всего пять вопросов.

7133

7134 Пожалуйста, кто первый? Коломейцев, пожалуйста.

7135

7136 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

7137

7138 Уважаемый Юрий Александрович, вы, вообще-то, поясните, вот я читаю, кем

7139 внесены законопроекты, вы, оказывается, соавтор и сами себя критикуете. Зачем

7140 тратить время? Ну неужели у вас нет заместителя, который от имени комитета

7141 вас покритиковал бы? Вы же вдвоём с Межевичем - соавторы здесь! Чего тут

7142 огород городить?!

7143

7144 И второе. Не приведёт ли принятие этого закона, как и предыдущих (вот о

7145 Саяно-Шушенской ГЭС уже много сказали, но до конца ещё не рассказали, кто же

7146 виноват), вообще к закрытию всех крупных теплоснабжающих станций? Потому

7147 что... Ну на Жилищный кодекс вы ссылались, но всем понятно, кто встречается с

7148 жителями, что это полный аут для жителей - принятие Жилищного кодекса. Это

7149 шкуродёрство узаконенное.

7150

7151 ЛИПАТОВ Ю. А. По первому вопросу. Я являюсь председателем комитета и в данной

7152 ситуации высказываю точку зрения комитета. Если посмотреть те замечания,

7153 которые были высказаны комитетом Шаккума, комитетом Тимченко, Правительством

7154 Российской Федерации и правовым управлением администрации президента, то

7155 практически все замечания идентичны, поэтому я их аккумулировал и о них вам

7156 рассказал. И у нас нет сомнений в том, что мы все эти замечания можем

7157 привести в соответствие с теми законами, которые были приняты ранее.

7158

7159 Теперь что касается перспектив в целом. Я хотел бы теперь уже продолжить то,

7160 о чём говорил Межевич. Действительно, когда проводилась реформа

7161 электроэнергетики, в 2002 году, происходили скандалы по реформированию, и

7162 тогда вставал вопрос о теплоэлектроцентралях. Именно тогда вставал вопрос: а

7163 что будем делать с теплом? Именно тогда мы понимали, что в перспективе будет

7164 рынок электроэнергии и, соответственно, вопрос формирования тарифов в

7165 электроэнергетике будет упразднён, а теплоэлектроцентрали работают в

7166 комбинированной выработке. Что делать с тарифами на тепло? Именно тогда было

7167 принято решение всё-таки не вписывать все эти нормы в закон об

7168 электроэнергетике, поскольку это один из сложнейших законов в Российской

7169 Федерации. И правительство сказало, что через год после принятия закона будет

7170 внесён проект закона о теплоснабжении. Прошло шесть лет, а законопроекта не

7171 было, и только усилиями, я не постесняюсь сказать, Липатова и Межевича этот

7172 законопроект сегодня представлен в Государственной Думе.

7173

7174 Теперь что касается перспектив Саяно-Шушенской ГЭС. Она не имеет абсолютно

7175 никакого отношения к этому закону. Хочу вас проинформировать о том, что

7176 сегодня теплоэлектроцентрали, входящие в территориальные генерирующие

7177 компании, приватизированы, они находятся в том числе в иностранном капитале.

7178 Котельные в большой части продолжают оставаться в составах МУПов со

7179 стопроцентной собственностью. Но с учётом того, что в теплоносители входят

7180 многие котельные, встаёт вопрос: как урегулировать эти процессы с разными

7181 формами собственности? Именно этот законопроект решает эти задачи.

7182

7183 И я вам хочу сказать, что эти проблемы сейчас в полной мере стоят в Москве,

7184 Санкт-Петербурге, во всех городах-миллионниках, ну, в общем-то, это проблема

7185 и тех городов, которые имеют теплоэлектроцентрали, но с меньшей численностью

7186 населения. Если мы этот закон не примем, мы действительно усугубим ситуацию.

7187

7188 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов.

7189

7190 РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович может отвечать или нет? Я бы хотел разделить

7191 вопрос.

7192

7193 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, он готов.

7194

7195 РОМАНОВ В. С. Валентин Ефимович, я вас давно знаю, человек вы опытный и

7196 профессиональный. Всё же как регионы Сибири и Севера относятся к этому

7197 проекту закона? Потому что ни для кого не будут столь чудовищными

7198 последствия, как для них.

7199

7200 А Юрию Александровичу - другой вопрос. Глазами потребителя... Повторяю: есть

7201 проблема производителей тепла и передатчиков, а есть проблема потребителей.

7202 Вчера передают по телевидению: 17 процентов населения России за чертой

7203 прожиточного минимума и бедности. Вот когда я прочитываю строчку о том, что

7204 потребитель должен прокладывать теплотрассу к магистрали, я подпрыгиваю: как

7205 это для бедного человека будет выглядеть?

7206

7207 Вот два вопроса.

7208

7209 МЕЖЕВИЧ В. Е. Я могу отвечать на первый вопрос? Прежде всего я хотел бы

7210 сказать, что законопроект устанавливает именно порядок развития систем

7211 теплоснабжения и приоритет отдаётся самому сегодня экономичному способу

7212 производства тепловой энергии - комбинированным источникам тепловой и

7213 электрической энергии, поскольку другого, более эффективного пока ещё ничего

7214 не было придумано. И это по большому счёту являлось предметом зависти крупных

7215 городов зарубежных стран, и они по этому пути, кстати, шли и идут. Это

7216 первое.

7217

7218 Вместе с программами развития коммунальной инфраструктуры мы устанавливаем

7219 законом обязательность разработки схем теплоснабжения и их ежегодной

7220 актуализации, чтобы у нас с вами не было того, что сегодня происходит в

7221 Москве в том числе, когда один застройщик устанавливает крышную котельную,

7222 использует газ, второй устанавливает подвальную котельную. Сегодня без

7223 чёткого технологического и технического обоснования начинают развиваться

7224 какие-то котельные, которые забирают лимиты газа у теплоэлектроцентралей,

7225 забирают часть нагрузки у теплоэлектроцентралей, тем самым ухудшая ценовую

7226 картину для остальных потребителей тепловой энергии. Законопроект именно на

7227 разрешение этих негативных моментов направлен.

7228

7229 Что касается регионов. Я уже сказал, что мы вместе с некоммерческой

7230 организацией "Российское теплоснабжение" этот законопроект неоднократно

7231 обсуждали, в регионах в том числе. И когда в регионах появляешься, говорят:

7232 когда же вы, в конце концов, закон выпустите, он необходим для того, чтобы

7233 были установлены единые правила теплоснабжения по всей Российской Федерации?

7234 Это один момент.

7235

7236 И, уважаемые коллеги, я хочу даже... Давайте отойдём от Москвы, спустимся в

7237 муниципалитеты, в том числе в сибирские. Я думаю, что вам ваши избиратели

7238 неоднократно рассказывали о серийных, я не побоюсь этого слова, банкротствах

7239 муниципальных теплоснабжающих предприятий, когда они в течение шести лет по

7240 три, по четыре раза банкротились, оставляя за собой долги. И это не приводит

7241 к их оздоровлению, наоборот, только к разрушению. Законопроект направлен на

7242 устранение и вот таких негативных явлений.

7243

7244 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, пожалуйста.

7245

7246 ЛИПАТОВ Ю. А. Валентин Степанович, прежде всего я хочу сказать, что если

7247 говорить о централизованных теплосетях, то это прописано и в других законах,

7248 а здесь уровень муниципальный. В городах, как правило, речь идёт о подводке

7249 тепла к большим многоквартирным домам. Что касается сельской местности, то,

7250 насколько я понимаю, в сельской местности сейчас не строят каких-либо длинных

7251 теплосетей с выходом на какие-то конкретные индивидуальные дома, а, как

7252 правило, если кто-то решил строить, он строит индивидуально и делает свой

7253 теплоноситель, в первую очередь это касается подводки газа, которым,

7254 собственно, и отапливаются дома.

7255

7256 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов, пожалуйста.

7257

7258 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

7259

7260 Юрий Александрович, вот статья 21, часть 2: "Проверка готовности

7261 муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется

7262 уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом

7263 исполнительной власти". И далее: "Проверка готовности теплоснабжающих и

7264 теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии

7265 осуществляется органами местного самоуправления". Вот при такой постановке не

7266 получится ли так, что, основываясь на данных проверки теплоснабжающих и

7267 теплосетевых организаций, которую проводят муниципальные образования,

7268 уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной

7269 власти сделает вывод о готовности муниципального образования, и мы опять

7270 начнём бороться с зимой?

7271

7272 ЛИПАТОВ Ю. А. Я не понял насчёт... Повторите, пожалуйста, что субъект

7273 Федерации муниципалам скажет?

7274

7275 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Иванову ещё раз микрофон.

7276

7277 ИВАНОВ С. В. Смысл такой. Как записано в части 2 статьи 21, проверку

7278 готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляет

7279 уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган

7280 исполнительной власти. Так? Так. Он информацию о готовности получает в

7281 муниципальном образовании, которое проверяет готовность теплоснабжающих и

7282 теплосетевых организаций, и на этом основании будет делать вывод, получается,

7283 о готовности и муниципального образования. Не получится ли так, что он на

7284 основании тех сведений, которые ему даст муниципальное образование, сделает

7285 неправильный вывод, а потом зимой посыпятся проблемы?

7286

7287 ЛИПАТОВ Ю. А. Это проблема уже тех, кто проверяет, и если проверяющий написал

7288 отчёт, который повлёк за собой аварию, он должен соответствующим образом

7289 отвечать.

7290

7291 Но давайте мы с вами договоримся, может быть, и о другом. Вообще ведь, если

7292 посмотреть вот этот законопроект и те замечания, которые по нему высказаны,

7293 нам предстоит большой фронт работы. Я практически уже переговорил со всеми

7294 фракциями о создании рабочей группы, и вы все будете принимать участие в

7295 доведении до ума этого законопроекта. Форсировать мы его не собираемся, но я

7296 думаю, что к весне следующего года этот закон должен всё-таки выйти.

7297

7298 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите добавить что-то? Межевич хочет добавить.

7299 Пожалуйста.

7300

7301 МЕЖЕВИЧ В. Е. Уважаемые коллеги, у нас и сегодня федеральный орган

7302 исполнительной власти проводит проверку готовности к зиме. В данном

7303 законопроекте предлагается, что уполномоченный правительством федеральный

7304 орган исполнительной власти разработает порядок оценки готовности систем

7305 теплоснабжения к прохождению осенне-зимнего максимума, это касается и запасов

7306 топлива, и завершённости ремонтных работ, и подготовки персонала. Кто, кроме

7307 муниципального образования, сможет лучше проверить свою тепловую сеть, все ли

7308 работы выполнены, тем более закрытые работы? Мы думаем, что установление

7309 такого порядка и набора определённых критериев, по которым необходимо

7310 проверять, скажем так, оздоровит обстановку в этой сфере.

7311

7312 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тимченко по ведению. Что-то мы нарушаем?

7313

7314 ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам

7315 местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7316

7317 Уважаемые коллеги, я прошу прощения. Был вопрос, касающийся местного

7318 самоуправления. Я думаю, что ни один из муниципалов не будет давать

7319 информацию, искажающую реальное состояние готовности к зимнему периоду,

7320 поэтому в данном случае вопрос, касающийся объективности оценки готовности к

7321 отопительному периоду, в принципе не вызывает сомнений.

7322

7323 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская, пожалуйста.

7324

7325 ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "Справедливая Россия".

7326

7327 Уважаемый Юрий Александрович, Комитет по строительству и земельным отношениям

7328 считает, что проект требует серьёзной доработки. А мой вопрос заключается в

7329 следующем. Вот вы, включая в закон, посвящённый теплоснабжению, главу 6

7330 "Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения", запускаете процесс,

7331 когда у нас в каждой ресурсоснабжающей организации по определённому виду

7332 деятельности будет своё саморегулирование. Недостаточно разве нам базового

7333 закона? Недостаточно разве Градостроительного кодекса? Может быть, к нему

7334 много претензий, но тем не менее есть законы, поправки к нему. Многие нормы в

7335 этой главе весьма сомнительны.

7336

7337 ЛИПАТОВ Ю. А. Галина Петровна, вы абсолютно правильно ставите вопрос. Что

7338 касается критики этого документа, то практически и комитет Шаккума, и

7339 правительство высказали большие сомнения относительно необходимости этой

7340 главы. Я анализировал этот вопрос, и (кстати, мы с Шаккумом на эту тему

7341 говорили) я думаю, что, наверное, правильно будет - я пока беру на себя лично

7342 ответственность - сказать о том, что вообще эту главу нужно убрать. Вы

7343 правильно говорите, что есть у нас базовый закон. И нечего путать людей,

7344 гонять, так сказать, по всем законодательным актам. Вот если нужно будет

7345 какие-то изменения сделать, тогда туда и внести. А за основу нужно брать тот

7346 закон, который мы с вами приняли. Это правильная позиция.

7347

7348 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин.

7349

7350 ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия".

7351

7352 Спасибо. У меня вопросы к обоим докладчикам.

7353

7354 Вопрос к комитету такого характера. Очевидно, что в данных законопроектах

7355 налицо сфера интересов ряда комитетов Госдумы, в том числе и комитета

7356 Крашенинникова, потому что в Жилищном кодексе упоминается про отношения с

7357 потребителями. В связи с этим позитивное мнение комитета о том, чтобы комитет

7358 Крашенинникова и комитет Шаккума стали соисполнителями по данному проекту,

7359 мне кажется разумным.

7360

7361 И вопрос к Валентину Ефимовичу такого содержания. В законопроекте, в

7362 частности, говорится о том, что все потребители, то есть все дома

7363 многоквартирные, обязаны в срок до 1 января 2012 года поставить приборы учёта

7364 у себя на точке ввода. Вместе с тем неясно, какие же будут применяться меры,

7365 санкции по отношению к тем жителям, которые этого не сделают. Хотел бы, чтобы

7366 вы это прояснили.

7367

7368 ЛИПАТОВ Ю. А. Олег Васильевич, я считаю, правильный вопрос.

7369

7370 Первое. Если говорить о самой постановке, то, конечно, приборы учёта должны

7371 стоять. И кстати, никакого секрета нет, мы все знаем в отношении

7372 газоснабжения о том, что тот, кто не имеет приборов учёта, практически за газ

7373 платит больше, это факт известный.

7374

7375 Второе. Вопрос по срокам - это не догма. Есть определённая позиция в целом

7376 правительства по этому вопросу. Насколько мы знаем, правительство к этому

7377 вопросу подходит таким образом: определённая часть населения может ставить

7378 приборы учёта, будет пролонгация выделения средств на проведение этих работ.

7379 Но мне кажется, что вопрос о сроках вполне может обсуждаться. А относительно

7380 самой постановки вопроса, я думаю, абсолютно нет никаких сомнений.

7381

7382 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

7383

7384 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас ко второму чтению...

7385

7386 ЛИПАТОВ Ю. А. А по соисполнителям я скажу так. У нас официально соисполнители

7387 - комитеты Тимченко и Шаккума. Комитет Крашенинникова не заявлялся.

7388

7389 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто статью Регламента напоминаю, что у нас

7390 соисполнитель определяется при процедуре первого чтения и это по заявке

7391 комитета делается. Мы не можем назначать, если комитет не выражает такого

7392 желания.

7393

7394 Спасибо, присаживайтесь, Юрий Александрович.

7395

7396 Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают Романов и Шеин, только двое.

7397

7398 Романов, пожалуйста.

7399

7400 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

7401

7402 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Липатов - в заключение, Межевич - в заключение,

7403 потом представители президента и правительства, все будут выступать.

7404

7405 Пожалуйста, Валентин Степанович.

7406

7407 РОМАНОВ В. С. Ув?

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7729 ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7730

7731 Для стенограммы: по пунктам 26, 27 Гайнуллина голосовала за.

7732