Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 177567-5 Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

у Президента РФ
30.12.2009

Номер законопроекта:177567-5
Дата внесения законопроекта в ГД:23.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/177567-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Профильный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Комитет ГД по промышленности
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Дата изменения статуса/фазы:30.12.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:384-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Гребенкин Олег Анатольевич, Депутат ГД
Исаев Ризвангаджи Абдулаевич, Депутат ГД
Панов Валерий Викторович, Депутат ГД
Петров Сергей Валериевич, Депутат ГД
Руденский Игорь Николаевич, Депутат ГД
Сагитов Ринат Шайхимансурович, Депутат ГД
Свердлов Юрий Владимирович, Депутат ГД
Терентьев Михаил Борисович, Депутат ГД
Хесин Михаил Яковлевич, Депутат ГД
Шаккум Мартин Люцианович, Депутат ГД
Юсупов Марсель Харисович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №177567-5 Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Дата заседания 23.12.2009, номер заседания 132, строк в стенограмме 7829

О проекте федерального закона № 177567-5 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (принят в первом чтении 25 сентября 2009 года с наименованием "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5497 Я смотрю на представителя бюджетного комитета: раздают в зале, да? Тогда

5498 переходим к пункту 25. О проекте федерального закона "Технический регламент о

5499 безопасности зданий и сооружений". Второе чтение. Докладывает председатель

5500 Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Люцианович Шаккум.

5501

5502 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был

5503 принят Государственной Думой в первом чтении 25 сентября сего года. Для

5504 подготовки законопроекта ко второму чтению была создана рабочая группа. С

5505 учётом замечаний Государственно-правового управления, Правительства

5506 Российской Федерации законопроект был доработан ко второму чтению. Поступило

5507 всего двести пятьдесят пять поправок, из них сто девятнадцать поправок

5508 комитет рекомендует к принятию и сто тридцать шесть - к отклонению. Ко

5509 второму чтению установлены особенности технического регулирования в области

5510 обеспечения безопасности зданий и сооружений. В связи с этим вносятся

5511 соответствующие поправки в 184-й закон "О техническом регулировании".

5512 Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации

5513 утверждает перечень обязательных к применению национальных стандартов и

5514 сводов правил в области строительства. Это обусловлено тем, что установить

5515 все необходимые прямые требования к зданиям, сооружениям разного назначения в

5516 рамках данного закона не представляется возможным.

5517

5518 Наш законопроект подготовлен ко второму чтению. Получен положительный отзыв

5519 правительства. И с учётом изложенного комитет рекомендует Государственной

5520 Думе принять данный законопроект во втором чтении.

5521

5522 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 - сто девятнадцать

5523 поправок, поддержанных комитетом. Рук не вижу. Ставлю на голосование таблицу

5524 1.

5525

5526 Включите режим голосования.

5527

5528 Покажите результаты.

5529

5530 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 58 сек.)

5531 Проголосовало за 316 чел.70,2%

5532 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5533 Воздержалось 0 чел.0,0%

5534 Голосовало 316 чел.

5535 Не голосовало 134 чел.29,8%

5536 Результат: принято

5537

5538 Принимается таблица.

5539

5540 Сто тридцать шесть поправок комитет отклонил.

5541

5542 Депутат Селезнёв.

5543

5544 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.

5545

5546 Олег Викторович, прошу вынести на отдельное обсуждение и голосование поправки

5547 4, 15, 22, 23, 32, 33...

5548

5549 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Стоп, ещё раз: 22...

5550

5551 СЕЛЕЗНЁВ В. С. 23, 32, 33, 45, 73, 106, 133 и 136 - всего одиннадцать. И

5552 прошу вас рассмотреть возможность, так как они связаны все по теме друг с

5553 другом... чтобы я не выступал три раза по три минуты, тридцать три минуты,

5554 может быть, дадите столько минут, сколько необходимо, один раз?

5555

5556 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, но я думаю, что не больше, чем тот регламент,

5557 который вы выбрали бы, если бы каждую поправку по три минуты обосновывали.

5558

5559 Уважаемые коллеги, ставлю на голосование таблицу 2 за исключением поправок 4,

5560 15, 22, 23, 32, 33, 45, 73, 106, 133 и 136. Секундочку, есть ещё предложение,

5561 да?

5562

5563 ИЗ ЗАЛА. 142-ю.

5564

5565 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Востротин - 142-я.

5566

5567 Никого больше я не пропустил? Нет. Тогда к тем, которые я уже назвал,

5568 добавляем поправку 142. И вот без этих поправок ставится на голосование

5569 таблица 2. Пожалуйста, голосуйте.

5570

5571 Покажите результаты.

5572

5573 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 58 сек.)

5574 Проголосовало за 315 чел.70,0%

5575 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5576 Воздержалось 0 чел.0,0%

5577 Голосовало 315 чел.

5578 Не голосовало 135 чел.30,0%

5579 Результат: принято

5580

5581 Принимается.

5582

5583 Пожалуйста, депутат Селезнёв.

5584

5585 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, я почему вынес вот эти поправки? Потому что

5586 они связаны между собой одной тематикой - это доступность для инвалидов. Эта

5587 тематика была определена в перечне поручений президента по итогам заседания

5588 Совета при президенте по делам инвалидов 7 апреля 2009 года. Было вынесено

5589 конкретное решение: при рассмотрении проекта техрегламента о безопасности

5590 зданий и сооружений обратить особое внимание на учёт потребностей инвалидов и

5591 маломобильных групп населения. И были установлены сроки: до 1 мая 2009 года.

5592 Собственно говоря, сроки, как мы видим, нарушены, техрегламент, как обычно,

5593 идёт с опозданием.

5594

5595 Я был в комитете, возглавляемом уважаемым господином Шаккумом, и принял

5596 участие в обсуждении данного законопроекта в первом чтении, попросил

5597 господина Шаккума, с учётом того что, наверное, всё-таки люди, которые

5598 призваны заниматься вопросами строительства и земельных отношений, меньше

5599 разбираются в вопросах инвалидности, чем инвалиды, приглашать на данное

5600 обсуждение или выделить из комитета, благо существует инициированное мной

5601 межфракционное депутатское объединение по делам инвалидов, своего

5602 представителя. Это не было сделано, и не были приглашены даже представители

5603 фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5604

5605 Авторы поправок, которые я сейчас вынес на отдельное обсуждение и

5606 голосование, - это два инвалида-колясочника, один из которых - Михаил

5607 Борисович Терентьев, другой - Ломакин-Румянцев, депутаты всем известные.

5608 Неужели вы всерьёз думаете, что возможно безумие - одиннадцать поправок,

5609 которые выносят инвалиды-колясочники, не соответствуют требованиям, не

5610 учитывают интересы инвалидов-колясочников? Да, может быть, по форме они

5611 каким-то образом немножечко и не соответствуют тому духу и стилю, который

5612 задал комитет при подходе к разработке этого единого техрегламента о

5613 безопасности зданий и сооружений, но у вас само название технического

5614 регламента - оно уже порочно, потому что оно должно звучать следующим

5615 образом: техрегламент о безопасности и доступности зданий и сооружений. Вот

5616 тогда у вас будет меньше вопросов.

5617

5618 Эти все поправки связаны с тем, что Российская Федерация готовится

5619 ратифицировать - это уже звучало сегодня и на "правительственном часе" -

5620 Конвенцию о правах инвалидов. Есть чёткое поручение президента подготовить

5621 эту ратификацию, и если возможно, то ратифицировать её без изъятий в 2010

5622 году. Соответственно, доступность зданий и сооружений - это одна из самых

5623 важных составляющих, потому что если... (Микрофон отключён.)

5624

5625 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.

5626

5627 Мы договорились, что Валерий Сергеевич говорит больше, чем отведено

5628 регламентом.

5629

5630 Пожалуйста.

5631

5632 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Понятно, что если не будет доступности зданий и сооружений для

5633 инвалидов, то дальше не может быть и речи никакой о создании вообще доступной

5634 среды, мира равных возможностей, о которых так много и красиво говорится в

5635 последнее время. А инвалиды будут сидеть в четырёх стенах, по пять лет не

5636 выходя из дома, и каждый день будут случаться такие кошмары, о которых мы

5637 читаем на страницах газет. Те люди, которые мониторят эту ситуацию... И я, к

5638 сожалению, отношусь к этой категории, к тем, кому в этой жизни, может быть,

5639 меньше повезло, у меня инвалидность второй группы, я занимаюсь этими

5640 проблемами профессионально.

5641

5642 В чём суть поправок, которые предлагали уважаемые коллеги Терентьев и

5643 Ломакин-Румянцев? Учесть требования конвенции, а там содержатся такие

5644 термины, которые на сегодняшний день не содержатся в законодательстве

5645 Российской Федерации. Это такие термины, как "доступная среда",

5646 "универсальный дизайн" и прочие.

5647

5648 Так вот у меня вопрос: почему мы сегодня не думаем о том, к чему мы уже

5649 присоединились и что собираемся ратифицировать? Или мы должны сказать, что не

5650 собираемся ратифицировать, мы должны честно признаться, что на ратификацию

5651 этого социального документа нам наплевать. В дальнейшем, когда мы всё-таки

5652 под давлением президента и общественных организаций инвалидов ратифицируем

5653 данную конвенцию, надо будет вносить вот эти поправки, потому что всё равно

5654 законодательство станет наднациональным, будут действовать конвенционные

5655 нормы, и то законодательство, которое мы принимаем сейчас, будет требовать

5656 синхронизации и конкретизации.

5657

5658 И в заключение я хотел бы сказать, что очень жалко, прискорбно видеть и

5659 слышать, что даже внутри партии вы не можете договориться между собой. Я

5660 знаю, что Михаил Борисович Терентьев возглавляет фонд "Единая страна", и в

5661 рамках "ЕДИНОЙ РОССИИ" он должен координировать этот проект, вопросы

5662 взаимодействия по делам инвалидов со всеми, в том числе общественными,

5663 организациями, но он не может по этому проекту договориться даже со своей

5664 партией, чтобы его поправки не отклоняли и приглашали его на заседания

5665 комитета.

5666

5667 Спасибо большое.

5668

5669 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5670

5671 Пожалуйста, позиция комитета.

5672

5673 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валерий Сергеевич, честно говоря, у меня создалось

5674 такое впечатление, что вы окончательную редакцию закона всё-таки не читали,

5675 потому что... Я вам просто зачитаю несколько выдержек. Все здания и

5676 сооружения (это страницы 9 и 10 законопроекта) также должны отвечать

5677 требованию доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными

5678 возможностями передвижения. Дальше, статья 12 законопроекта: "1. Жилые

5679 здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны

5680 быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их

5681 доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными

5682 возможностями передвижения.

5683

5684 2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными

5685 приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с

5686 ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться

5687 услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры". И так по

5688 всему закону, уважаемый коллега. И нет никаких претензий, нет у нас никаких

5689 разногласий во фракции. Все замечания мы учли, за исключением тех поправок,

5690 которые определяют, что вообще все здания и сооружения, где даже не

5691 предполагается, что будут инвалиды, где должны работать только люди,

5692 прошедшие специальную медкомиссию, они тоже должны быть оборудованы, то есть

5693 все без исключения здания должны быть доступны. Да нет, на это мы пойти не

5694 можем. Абсолютно нет необходимости оборудовать такие здания, в которых и не

5695 предусматривается передвижение людей с ограниченными возможностями. Вот

5696 только об этом и идёт речь, поэтому я считаю необоснованными ваши претензии.

5697

5698 Я прошу палату поддержать принятие законопроекта во втором чтении.

5699

5700 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич, ну я не могу вам дать слово, потому

5701 что у нас по Регламенту аргументы за и против. Вы...

5702

5703 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5704

5705 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это же не моё было предложение, вы сами сказали, что

5706 вам надо дать слово. Я вас не ограничил во времени, вы выступали семь минут.

5707

5708 Добавьте одну минуту. Включите на одну минуту микрофон депутату Селезнёву.

5709

5710 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое, Олег Викторович.

5711

5712 Для меня вообще удивительна сама мысль о том, что существуют какие-то здания

5713 и сооружения, где не должны передвигаться инвалиды. Вообще, если с точки

5714 зрения конвенции подойти, то мы, говоря об инвалидах, облегчаем каждой

5715 поправкой жизнь обычному человеку. Вот говорят: от тюрьмы и от сумы не

5716 зарекайся, и есть хорошая пословица насчёт того, что здоровый человек - это

5717 только временно здоровый, это будущий инвалид, по старости, по чему-то ещё. И

5718 что это за такие здания и сооружения, которые не должны учитывать требование

5719 доступности для инвалидов и маломобильных категорий населения? Это очень

5720 интересно.

5721

5722 И под каждой поправкой я могу подписаться, говорю, что более профессионально

5723 подходят к этому Терентьев, Ломакин, Смолин и Селезнёв. Пожалуйста,

5724 приглашайте нас.

5725

5726 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.

5727

5728 Коллеги, тем не менее прозвучала позиция комитета. Определяйтесь

5729 голосованием. Поскольку было предложено ставить на голосование эти поправки

5730 как взаимосвязанные, я ставлю на голосование поправки 4, 15, 22, 23, 32, 33,

5731 45, 73, 106, 133 и 136 из таблицы отклонённых. Депутат Селезнёв предлагает их

5732 поддержать, комитет против.

5733

5734 Включите режим голосования.

5735

5736 Покажите результаты.

5737

5738 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 58 сек.)

5739 Проголосовало за 123 чел.27,3%

5740 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5741 Воздержалось 1 чел.0,2%

5742 Голосовало 124 чел.

5743 Не голосовало 326 чел.72,4%

5744 Результат: не принято

5745

5746 Отклоняются поправки.

5747

5748 Пожалуйста, Востротин, обоснование по поправке 142.

5749

5750 ВОСТРОТИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5751

5752 Уважаемые коллеги, о чём идёт речь? Статьёй 6 федерального закона о защите

5753 населения и территорий, который мы недавно изменили, все органы

5754 государственной власти по вертикали, а также администрации и организации

5755 обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства

5756 массовой информации и по иным каналам, в том числе с использованием

5757 специализированных технических средств, о состоянии защиты населения и

5758 территорий, о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей. О

5759 чём идёт речь?

5760

5761 На стадионах, в концертных залах, кинотеатрах, цирках, в здании

5762 Государственной Думы и так далее должны постоянно идти информационные ролики

5763 о том, как должны действовать массы людей в той или иной ситуации. Создана

5764 федеральная целевая программа, выделены огромные деньги - миллиарды,

5765 постановление правительства в прошлом году было издано. Как это выполняют?

5766 Уже пошла работа. И на что наткнулись?

5767

5768 Приходят сотрудники МЧС для выполнения данного закона. Для того чтобы

5769 установить монитор, перенести монитор с одного места на другое, что нужно?

5770 Изменение проекта, нужны опять какие-то провода, нужно штрабить стены и так

5771 далее, а перед этим нужно согласовать. Вот бегают все, согласовывают, тратят

5772 деньги и время. Мы предлагаем просто внести в законопроект, который сейчас

5773 утверждается, норму о том, что уже на стадии проектирования это надо делать,

5774 потому что всё равно, когда здание будет готово (вот последний случай - цирк

5775 на Вернадского), придут ребята из МЧС и скажут: "Перепланируйте, согласуйте,

5776 потратьте деньги". Какая логика, я не понимаю. Все об этом знают, но

5777 понимания с комитетом мы не нашли. У меня всё.

5778

5779 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Александрович, я, к сожалению, сейчас буду

5780 вынужден сообщить палате следующую неприятную новость. У нас в таблице

5781 отклонённых поправок сто тридцать шесть поправок, а поправка 142 - это,

5782 видимо, что-то совсем другое, поэтому нам придётся сейчас, во-первых,

5783 определиться, какую поправку вы обосновывали.

5784

5785 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5786

5787 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 129-я? 29-я?

5788

5789 Коллеги, тогда нам придётся сейчас с вами несколько раз голосовать. Первое: я

5790 ставлю на голосование вопрос...

5791

5792 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5793

5794 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А номер поправки какой? Какую поправку вы вынесли на

5795 отдельное голосование?

5796

5797 Включите микрофон депутату Востротину.

5798

5799 Валерий Александрович, пожалуйста.

5800

5801 ВОСТРОТИН В. А. Поправка 142.

5802

5803 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но нет такой в природе.

5804

5805 ВОСТРОТИН В. А. Ну, не знаю, мы с вами о ней говорили. Давайте вы мне

5806 подскажите тогда, какая это поправка.

5807

5808 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, какой бы она ни была, нам сейчас нужно либо её

5809 отыскать и тогда отменять все наши голосования по таблице...

5810

5811 ВОСТРОТИН В. А. Ну, хорошо, я не буду задерживать, я снимаю тогда свой

5812 вопрос.

5813

5814 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, давайте тогда так: мы обсуждаем не как поправку, а

5815 как позицию, и пусть комитет...

5816

5817 ВОСТРОТИН В. А. Когда идёт заседание комитета, не приглашают. Когда начинают

5818 обсуждать, во время заседания меняют нумерацию поправок. Это тоже непонятно.

5819

5820 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович, ответьте на упрёк

5821 депутата Востротина.

5822

5823 ШАККУМ М. Л. Поправки размещены в базе 16 декабря, и поэтому я не знаю, на

5824 что вы вообще ссылаетесь. Срок подачи поправок закончился у нас примерно два

5825 месяца назад, и я не знаю, попала ваша поправка или нет.

5826

5827 Я по существу могу ответить: ваша поправка - это не предмет данного

5828 законодательства. Система оповещения, я думаю, будет вообще в специальном

5829 регламенте. Здесь речь идёт о безопасности различных конструктивных элементов

5830 и инженерных систем зданий, именно самих систем безопасности, а не системы

5831 оповещения. Это просто регулируется другим законодательством.

5832

5833 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я, к сожалению, не могу поставить

5834 на голосование поправку, которую обосновывал депутат Востротин, поскольку мы

5835 её не обнаружили в таблице и он снял её, а позицию они как бы оба высказали -

5836 и депутат Востротин, и представитель комитета. Ставлю на голосование

5837 законопроект во втором чтении.

5838

5839 Включите режим голосования.

5840

5841 Покажите результаты.

5842

5843 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 28 сек.)

5844 Проголосовало за 316 чел.70,2%

5845 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5846 Воздержалось 0 чел.0,0%

5847 Голосовало 316 чел.

5848 Не голосовало 134 чел.29,8%

5849 Результат: принято

5850

5851 Принимается законопроект во втором чтении.

5852

5853 Включите микрофон на центральной трибуне.

5854

5855 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект в

5856 полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний

5857 Правового управления нет. Комитет рекомендует Государственной Думе принять

5858 данный законопроект в третьем чтении.

5859

5860 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания? Настаивает ли кто на

5861 выступлении? Нет. В рамках "часа голосования" мы голосуем данный законопроект

5862 в третьем чтении.

5863

5864 Включите режим голосования.

5865

5866 Покажите результаты.

5867

5868 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 27 сек.)

5869 Проголосовало за 318 чел.70,7%

5870 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5871 Воздержалось 0 чел.0,0%

5872 Голосовало 318 чел.

5873 Не голосовало 132 чел.29,3%

5874 Результат: принято

5875

5876 Принято.

5877

Дата заседания 25.09.2009, номер заседания 113, строк в стенограмме 8217

О проекте федерального закона № 177567-5 "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6510 Переходим к законопроектам, поставленным на фиксированное время. Пункт 32.

6511 "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений". Докладывает

6512 председатель Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин

6513 Люцианович Шаккум.

6514

6515 ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и

6516 земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6517

6518 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! "Технический регламент "О

6519 безопасности зданий и сооружений" относится к приоритетным законопроектам.

6520

6521 Структура технического регламента соответствует требованиям Федерального

6522 закона "О техническом регулировании" и включает в себя три основные части:

6523 требования к безопасности зданий и сооружений, требования по обеспечению

6524 безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла, формы

6525 оценки соответствия. Объектами технического регулирования являются здания и

6526 сооружения любого назначения на всех стадиях жизненного цикла.

6527

6528 Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования по

6529 шести видам безопасности зданий и сооружений: механическая безопасность,

6530 пожарная безопасность, безопасность в сложных природных и техногенных

6531 условиях, требования безопасных условий проживания, требования безопасности

6532 для пользователей и требования безопасного воздействия на окружающую среду. В

6533 законопроекте предусмотрены положения по оценке соответствия объектов

6534 технического регулирования установленным требованиям.

6535

6536 Проект технического регламента неоднократно обсуждался на общественных

6537 площадках. В то же время к законопроекту имеется ряд замечаний.

6538

6539 Значительная часть норм законопроекта носит общий и даже порой декларативный

6540 характер. Это первое.

6541

6542 Второе. В настоящее время в области строительства действуют сто сорок четыре

6543 строительные нормы и правила, из них более семидесяти носят, должны носить

6544 обязательный характер. В то же время включить все эти требования СНиПов в

6545 федеральный закон не представляется возможным в связи со значительным объёмом

6546 и необходимостью достаточно частых изменений, поэтому комитет считает крайне

6547 важным одновременно с принятием этого технического регламента внести

6548 изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании", предусмотрев

6549 возможность утверждения перечня стандартов и свода правил, обязательных для

6550 применения в строительстве.

6551

6552 Необходимо также создать условия для внедрения новых технологий в области

6553 строительства в части использования зарубежных стандартов. На практике

6554 применение зарубежного опыта существенно затруднено, поскольку отсутствует

6555 чёткая и понятная процедура официального подтверждения зарубежных

6556 национальных стандартов на территории Российской Федерации.

6557

6558 Также имеется достаточное количество замечаний, которые мы учтём при

6559 доработке законопроекта ко второму чтению.

6560

6561 На законопроект получен положительный отзыв правительства. Законопроект

6562 поддерживают комитеты-соисполнители - Комитет по экономической политике и

6563 предпринимательству, Комитет по промышленности и Комитет по природным

6564 ресурсам, природопользованию и экологии.

6565

6566 Комитет по строительству и земельным отношениям поддерживает этот

6567 законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.

6568

6569 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Задержитесь на трибуне.

6570

6571 Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть.

6572 Депутат Маслюков, депутат Романов и депутат Ломакин-Румянцев. Три

6573 выступления. Всё? Подводим черту.

6574

6575 Депутат Маслюков Юрий Дмитриевич, пожалуйста.

6576

6577 МАСЛЮКОВ Ю. Д., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,

6578 фракция КПРФ.

6579

6580 Я не знаю, какой идиот убедил премьер-министра, что СНиПы составляли

6581 абсолютные дураки и что они только тормозят строительство, потому что если бы

6582 он был строителем, то он понял бы, что СНиПы написаны кровью и нужно

6583 внимательно их читать и исполнять. Но пока ситуация такая: государственный

6584 комитет по строительству ликвидировали совсем, комитет по стандартизации,

6585 Госстандарт, - неотъемлемую принадлежность национальной технической политики

6586 и промышленности - низвели до уровня агентства, и сегодня у нас ни

6587 строительство, ни стандартизация, которую назвали техническим регулированием,

6588 не имеют центра принятия решений. Вот результатом этой ситуации и явилось то,

6589 что нам представлен на утверждение законопроект о безопасности зданий и

6590 сооружений. Ну, поскольку его нужно было разрабатывать, а Минфин денег не

6591 выделил, то написали, еле-еле, вот то, что мы имеем сегодня перед собой, и

6592 отдали депутатам, для того чтобы они внесли. Депутаты дисциплинированно

6593 внесли этот недоработанный полуфабрикат на рассмотрение Государственной Думы.

6594

6595 Что я хотел бы сказать? По сути, ни о какой безопасности речи, конечно, в

6596 этом документе не идёт. Ну вот давайте возьмём несколько примеров. Скажем,

6597 статья 6 закрепляет требования механической безопасности, а звучат они

6598 примерно так: "Конструкции и основания здания или сооружения должны обладать

6599 такой прочностью и устойчивостью, чтобы при строительстве и эксплуатации не

6600 возникло угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей и их имуществу, а

6601 также окружающей среде, жизни и здоровью животных...". Это звучит, так

6602 сказать, как декларация моральная, но это же технический регламент, он должен

6603 иметь нормы, чтобы можно было проверить соответствие этих зданий и сооружений

6604 требованиям безопасности! Как можно, скажем, о Саяно-Шушенской ГЭС судить на

6605 основании вот таких заявлений, о том, какова её прочность, какова её

6606 устойчивость? Мы до сих пор не знаем, что с ней будет, это ещё надо

6607 исследовать.

6608

6609 Или, скажем, статья 12 "Требования энергосбережения": "Здание или сооружение

6610 должно быть спроектировано и возведено так, чтобы при его эксплуатации

6611 обеспечивалось эффективное использование и экономное расходование

6612 невозобновляемых энергетических ресурсов". Ни одной цифры, ни одной нормы,

6613 никаких базовых оснований в законопроекте не приведено!

6614

6615 Мне понравилась та подвижка, так сказать, которую сделал Мартин Люцианович:

6616 необходимо внести изменения в закон "О техническом регулировании", чтобы

6617 некоторые требования стандартов сделать обязательными для зданий и

6618 сооружений. Если этого не сделать, смотрите, что будет: кроме того что мы

6619 лишились верхушки, так сказать, в процессе горячки реформирования, мы лишимся

6620 ещё и государственного строительного надзора - ему нечего делать, если

6621 требования стандартов являются не обязательными, а добровольными, значит,

6622 нечего соблюдать, мы лишимся государственной инспекции проектных и

6623 проектно-конструкторских работ, то есть мы разрушим всю нашу систему. Я

6624 думаю, что это недопустимо.

6625

6626 Давайте возьмём Америку. Вы помните эти катастрофы, они почти одновременно

6627 произошли и в Америке, и у нас. Там шесть с половиной миллионов человек

6628 остались без света, потому что у них была авария системная, у нас Чагинская

6629 подстанция тоже полетела, и шесть областей сидели без света и без

6630 электроэнергии. Что сделали американцы? Они ввели обязательные стандарты и

6631 назвали их законом об энергетической политике, устанавливающим обязательность

6632 стандартов в области системной надёжности и энергоэффективности зданий и

6633 электрооборудования. У нас Чагинская подстанция сгорела, катастрофа была -

6634 всё спокойно, никаких законопроектов, никаких стандартов, никаких изменений

6635 нет, всё в порядке.

6636

6637 Это, конечно, очень большая беда, и нужно с этим очень грамотно бороться. А в

6638 связи с тем что мы достигли понимания с Мартином Люциановичем в том, что

6639 нужно менять закон или вносить поправки в закон "О техническом

6640 регулировании", я хотел бы ещё сказать о том, что возникла необходимость в

6641 законе о стандартизации. Вот доказательной базой для технических регламентов

6642 сегодня являются две тысячи пятнадцать государственных стандартов - две

6643 тысячи пятнадцать! Они регламентируют все показатели, которые гарантируют

6644 безопасность и устойчивость зданий. Если решиться и пойти на добровольность,

6645 так сказать, необязательность некоторых стандартов - на это можно пойти,

6646 скажем, колер стен необязательно стандартизировать, пусть выбирает каждый,

6647 как хочет, лишь бы это обеспечило устойчивость и безопасность здания, - надо

6648 некоторые стандарты перевести в область рекомендуемых, а какие-то можно

6649 устранить. Кстати, шестнадцать блоков СНиПов - это, собственно говоря, весь

6650 объём - были в 2002-2003 годах полностью пересмотрены специальными

6651 комиссиями, и то, что осталось, - это то, что нам нужно.

6652

6653 Поэтому я считаю, что законопроект, который нам представлен, необходимо

6654 сначала доработать с учётом тех предложений, которые прозвучали с этой

6655 трибуны, а потом, уже в доработанном виде, с теми изменениями, о которых

6656 говорил здесь господин Шаккум, принимать.

6657

6658 Спасибо за внимание.

6659

6660 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6661

6662 Депутат Романов Валентин Степанович.

6663

6664 РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, мы не обсуждали с Юрием Дмитриевичем эту

6665 проблему, по времени не получилось, но я полностью поддерживаю то, что он

6666 говорил, и к этому хотел бы добавить несколько слов.

6667

6668 При обсуждении в комитете по экономической политике, естественно,

6669 большинством голосов был поддержан данный законопроект, но я там довольно

6670 настойчиво говорил о том, что любой человек, имеющий инженерное образование,

6671 который сталкивался с реальным процессом строительства или эксплуатации

6672 зданий и сооружений, может испытать только неловкость, если не сказать,

6673 выразить сарказм по поводу качества данного законопроекта. Я не хочу обижать

6674 своих коллег, я полагаю, что во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень много людей с

6675 высшим инженерным образованием, но давайте же мы остановимся и посмотрим на

6676 себя со стороны, ведь речь идёт о национальной безопасности: то, как мы

6677 строим или, вернее, как мы не умеем сегодня строить, оборачивается

6678 техногенными катастрофами, авариями. Юрий Дмитриевич коснулся вопроса о

6679 Саяно-Шушенской ГЭС. Я ещё раз хочу сказать, что мы на протяжении десятилетий

6680 два критерия в электроэнергетике имели: надёжность и безопасность. Сейчас их

6681 исключили и оставили один критерий - прибыль. Вот и результаты. Я ещё раз

6682 напомню, что в известной аварии 25 мая 2005 года у нас пострадавших было

6683 шесть миллионов. Это не просто отключился свет, ведь была парализована работа

6684 метро, хирургических отделений в разгаре операций, люди в лифтах застревали.

6685 Есть люди с клаустрофобией и так далее. То есть речь идёт о страшном ударе по

6686 всему, как говорят, по безопасности жизни людей, их настроению и так далее.

6687

6688 Я читал с сарказмом некоторые формулировки. Вдумайтесь: в этом законопроекте

6689 заложена идея - выдвинуть требование к конечному результату. Например,

6690 атомная станция должна быть надёжной, а промежуточные этапы, начиная со

6691 строительства фундамента, изучения грунтов, монтажа и так далее, - это можно

6692 отбросить.

6693

6694 Я вспоминаю Самарскую область, в своё время большую нефтехимию строили, когда

6695 классные бригадиры вместе с инженерами поднимали двухсоттонные конструкции.

6696 Вот бы я посмотрел на либералов, которые бы стояли и руководили таким

6697 монтажом. Вот где простор для пустых фраз... Нет, это не так. Мы живём в

6698 сложном, цивилизованном, технически напряжённом мире. Конструкции усложняются

6699 от десятилетия к десятилетию. Мы идём, так сказать, в высоту. Возьмите Москву

6700 с этими высотными зданиями. Ведь немало было публикаций о том, что и у Москвы

6701 огромные проблемы с надёжностью грунтов, как и у нас на Волге проблемы с

6702 карстовыми явлениями. И вот так шаг за шагом... Если всерьёз относиться к

6703 этому законопроекту, то он должен был бы иметь раздел, допустим,

6704 "Гидротехнические требования", раздел "Мостовые сооружения", раздел "Высотные

6705 здания". Ничего подобного нет!

6706

6707 Я повторяю: мне будет очень горько, если этот законопроект сейчас машина

6708 голосования проведёт. Я полностью разделяю точку зрения товарища Маслюкова,

6709 моего товарища, и отстаивал это на комитете по экономической политике: нельзя

6710 в таком виде принимать. Что с нами случится, уже и так много дров наломали за

6711 восемнадцать лет! Давайте отложим на пару-тройку месяцев, давайте ещё раз

6712 посмотрим содержание законопроекта. Это тот случай, когда наши бумажки могут

6713 очень дорого обойтись людям, от них может зависеть реальная жизнь людей и

6714 производственная безопасность. Нельзя такой закон принимать!

6715

6716 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ломакин-Румянцев, пожалуйста.

6717

6718 ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия".

6719

6720 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я хотел бы обратить ваше

6721 внимание на один аспект, который затрагивает интересы не только инвалидов, но

6722 и, в общем-то, всех граждан России.

6723

6724 Настоящий законопроект в данном виде содержит ряд существенных норм, которые

6725 противоречат действующему закону "О социальной защите инвалидов в Российской

6726 Федерации", который был принят в 1995 году. В статье 15 закона прямо

6727 говорится о том, что планировка городов, других населённых пунктов,

6728 формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое

6729 строительство и так далее без приспособления указанных объектов для доступа к

6730 ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В настоящем виде

6731 обсуждаемый техрегламент допускает возможность существования зданий и

6732 сооружений, недоступных для инвалидов.

6733

6734 Кроме того, регламент противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов, которую

6735 Россия подписала в сентябре прошлого года. В конвенции вводится термин

6736 "универсальный дизайн", который означает дизайн предметов, обстановок,

6737 программ, услуг, призванный сделать их максимально пригодными к использованию

6738 для всех людей без необходимости дополнительной адаптации. Применение этого

6739 принципа в строительстве изначально формирует беспрепятственный доступ

6740 инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям,

6741 безопасность в эксплуатации.

6742

6743 На наш взгляд, все эти проблемы необходимо устранить при подготовке

6744 законопроекта ко второму чтению, учитывая, что по этому поводу есть

6745 распоряжение президента, есть совсем недавнее поручение премьера, от 14 июня.

6746 Я предложил бы дополнить постановление о принятии данного законопроекта в

6747 первом чтении пунктом о необходимости при доработке обратить особое внимание

6748 на обеспечение доступности всех зданий и сооружений для инвалидов и других

6749 маломобильных групп населения.

6750

6751 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6752

6753 Настаивает ли кто... А-а, Мартин Люцианович - заключительное слово. Он будет

6754 лаконичен.

6755

6756 ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, при доработке законопроекта ко второму чтению

6757 все вопросы, связанные с безопасностью, мы решим совершенно однозначно.

6758

6759 Конструкция будет следующая. Будет дан срок правительству, наверное, от трёх

6760 до шести месяцев, в течение которого правительством будет утверждён свод

6761 правил, который будет включать в себя строительные нормы и правила,

6762 обязательные для применения, и специальные технические условия, обязательные

6763 для применения.

6764

6765 К сожалению, включить в закон все эти нормы не представляется возможным,

6766 потому что нужно будет тогда практически инкорпорировать как минимум

6767 семьдесят СНиПов в закон. Это задача, скажем так, практически нерешаемая.

6768 Поэтому все СНиПы, которые носят обязательный характер с точки зрения

6769 безопасности, будут поименованы, и вопрос безопасности таким образом будет

6770 решён. Будет решён также и вопрос создания комфортных условий для инвалидов и

6771 соответствующих лиц. Мы такие поправки внесём, об этом на заседании комитета

6772 мы договорились.

6773

6774 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но поскольку у нас нет письменной поправки к

6775 постановлению... Комитет ответил на ваше выступление - я имею в виду

6776 выступление Ломакина-Румянцева, - они учтут ваши предложения при подготовке

6777 законопроекта ко второму чтению. И в соответствии с нашим базовым законом на

6778 это будут отведены не неделя, не две, а, как сказал Мартин Люцианович,

6779 несколько месяцев.

6780

6781 Коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона,

6782 обозначенный в пункте 32.

6783

6784 Включите режим голосования.

6785

6786 Покажите результаты.

6787

6788 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 33 сек.)

6789 Проголосовало за 315 чел.70,0%

6790 Проголосовало против 51 чел.11,3%

6791 Воздержалось 0 чел.0,0%

6792 Голосовало 366 чел.

6793 Не голосовало 84 чел.18,7%

6794 Результат: принято

6795

6796 Принято.

6797

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7965 КОРНИЕНКО А. В. Спасибо, Олег Викторович.

7966

7967 По вопросу 32, о проекте федерального закона "Технический регламент "О

7968 безопасности зданий и сооружений", депутаты Андреев, Гаврилов, Корниенко,

7969 Разворотнев, Рябов и Эдель голосовали против.

7970