Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 178107-5 О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

в первом чтении
16.09.2009

Номер законопроекта:178107-5
Комментарий законопроекта:в части установления срока утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов культурного наследия федерального значения, передаваемых в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Дата внесения законопроекта в ГД:24.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/178107-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по культуре
Профильный комитет:Комитет ГД по культуре
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по делам национальностей
Дата изменения статуса/фазы:16.09.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2517-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Московская городская Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №178107-5 О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

в части установления срока утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов культурного наследия федерального значения, передаваемых в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Дата заседания 16.09.2009, номер заседания 110, строк в стенограмме 7112

О проекте федерального закона № 178107-5 "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части установления срока утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов культурного наследия федерального значения, передаваемых в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6034 Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 63

6035 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и

6036 культуры) народов Российской Федерации". Доклад представителя Московской

6037 городской Думы Михаила Ивановича Москвина-Тарханова.

6038

6039 Пожалуйста.

6040

6041 МОСКВИН-ТАРХАНОВ М. И., представитель Московской городской Думы.

6042

6043 Уважаемые коллеги, дамы и господа, в этой аудитории, наверное, излишне

6044 напоминать, что среди немногих конституционных обязанностей, которые у нас

6045 есть, существует обязанность по охране исторического наследия, сохранению

6046 памятников истории и культуры, которая адресована к каждому гражданину

6047 Российской Федерации, к каждому органу власти. И должен сказать, что та

6048 законодательная инициатива, которую внесла Московская городская Дума,

6049 направлена именно на это - на охрану исторического наследия.

6050

6051 На сегодняшний день существует затянувшаяся нерешаемая ситуация во всех

6052 субъектах Федерации, когда нет ясности, какой уровень власти за какие

6053 памятники истории и культуры отвечает. Федеральный закон установил, что

6054 памятники могут находиться под разными уровнями охраны - это федеральный

6055 уровень охраны, уровень охраны субъекта Федерации, муниципальный уровень

6056 охраны. При этом эти уровни не корреспондируются напрямую с вопросами

6057 собственности, то есть памятник федерального уровня охраны может находиться в

6058 собственности муниципального образования, в собственности субъектов Федерации

6059 и с некоторых пор в частной собственности. В связи с этим в городе Москве

6060 длительное время существует ситуация, когда памятники истории и культуры не

6061 разделены по титулам собственности. Это относится в первую очередь к

6062 памятникам федерального значения. В городе Москве около семи тысяч памятников

6063 истории культуры, из них около трёх тысяч - памятники федерального значения.

6064 Разграничение представляет собой трудность примерно по восьмистам объектам.

6065 Дело в том, что органы власти Российской Федерации охотно передают нам те

6066 памятники, некрополи, развалины, всевозможные археологические места и так

6067 далее, которые потенциально не могут приносить доход или использоваться

6068 каким-то специальным образом, а те памятники истории и культуры, которые

6069 могут приносить доход (усадьбы, дома, другие всевозможные сооружения и

6070 строения, земельные участки), являются предметом сложного и неоднозначного

6071 диалога. При этом, увы, этой правовой неопределённостью пользуются арендаторы

6072 и собственники, держатели этих памятников.

6073

6074 Недавно на Лубянке мы видели страшное зрелище: как развалился и пришёл в

6075 негодность особняк Орлова-Денисова. Только вместе собравшись, органы власти

6076 Российской Федерации и Москвы - Росохранкультура и комитет по историческому

6077 наследию Москвы, - наконец-то, сумели подать иск против недобросовестного

6078 арендатора, который развалил этот дворец.

6079

6080 Правовая неопределённость - это вообще вещь крайне опасная. Она порождает

6081 всевозможные злоупотребления, она порождает уход из-под власти закона,

6082 ослабление наших охранно-культурных начинаний. Например, когда приходит

6083 московская инспекция, там говорят: памятник федеральный, мы будем обращаться

6084 в суд, это собственность Российской Федерации. Когда приходит инспекция

6085 российская, говорят: мы находимся на московской земле, и Москва с нами

6086 заключала договор, поэтому мы московские. И перед самым Кремлём, в центре,

6087 вот здесь, рядом с Государственной Думой, идёт вот эта бесконечная борьба -

6088 борьба за охрану исторического наследия, которую часто выигрывают

6089 недобросовестные пользователи. Чтобы положить этому делу конец, Москва

6090 вступила в переговоры с органами власти Российской Федерации, и в результате

6091 этих переговоров неоднократно готовились разграничительные перечни памятников

6092 истории и культуры. Такие же перечни готовятся в Санкт-Петербурге и в других

6093 городах и весях. Но воз и ныне там, разграничительный процесс стоит на месте.

6094

6095 В связи с этим Московская городская Дума предложила ввести одну очень простую

6096 норму - концептуально установить предельный срок для этого процесса. Он не

6097 может длиться бесконечно, он не может длиться десятилетиями, он не может

6098 длиться годами. Должен быть какой-то разумный предельный срок, который мы

6099 установим и который в конечном итоге обязателен для всех участников этого

6100 процесса. В настоящее время такой процесс идёт, и я не могу отказать

6101 Министерству культуры в воле и заинтересованности в этом процессе, но в то же

6102 время пока нет предельного срока, пока нет никакого серьёзного стимула для

6103 ускорения этой работы, до тех пор мы не можем говорить о том, что виден конец

6104 этому бесконечному делу.

6105

6106 Наше решение было направлено в Государственную Думу и рассмотрено сначала в

6107 Комитете по культуре. Комитет по культуре тоже признал, что процесс должен

6108 иметь какой-то конец, и в первом своём заключении предложил поддержать данное

6109 решение. Комитет по делам национальностей тоже дал положительное заключение с

6110 некоторыми оговорками. Заключение правительства, если отбросить всякие

6111 вводные и дополнительные составляющие, таково, что оно не успеет в надлежащие

6112 сроки, как здесь указано, решить данный вопрос.

6113

6114 Вопрос состоит из двух частей. Первая, концептуальная, часть: нужно ли

6115 устанавливать предельный срок или не нужно? Вторая часть: какой срок? Это уже

6116 должно быть установлено в согласительном процессе ко второму чтению. Поэтому

6117 Московская городская Дума считает, что концепцией данного законопроекта

6118 является установление предельного срока для процесса разграничения

6119 собственности на памятники истории и культуры в целях максимально

6120 эффективного управления ими. И мы просим поддержать данную концепцию, принять

6121 законопроект в первом чтении, направить его в субъекты Федерации, а дальше в

6122 согласительном процессе установить те сроки, которые устроят и субъекты

6123 Федерации, и Государственную Думу, и Правительство Российской Федерации.

6124

6125 Прошу вашей заинтересованной поддержки в сохранении исторического наследия не

6126 только Москвы, но и Российской Федерации. Напоминаю вам, что каждый день

6127 погибает памятник истории и культуры, около четырёхсот памятников в год

6128 погибает, памятник в день исчезает бесследно. Чтобы они не исчезали, нужна

6129 ясная правовая ситуация. У нас нет денег, у нас нет средств, у нас много чего

6130 не хватает. Ну давайте хотя бы сделаем закон, который позволил бы нам, как

6131 только появятся эти деньги, нормально управлять объектами. Если нам мешают

6132 даже законы и правила, то тогда нам не помогут никакие деньги. Президент

6133 призывает нас во время кризиса создать умное законодательство, жить умно,

6134 жить разумно, жить практично и рационально. Вот, пожалуй, так сказать,

6135 квинтэссенция и лейтмотив нашего предложения.

6136

6137 Спасибо за внимание.

6138

6139 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6140

6141 Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по культуре Александр

6142 Александрович Тягунов.

6143

6144 ТЯГУНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6145

6146 Дорогие друзья, комитет не поддерживает предложение Московской городской

6147 Думы. Мы только благодарны ей за то, что сюда прислали человека, который

6148 грамотно, квалифицированно всё ещё раз напомнил. В зале, даже если бы он был

6149 полон, не нашлось бы человека, который был бы против того, чтобы сохранить

6150 историко-культурное наследие нашей страны. И мы уже устали здесь слушать, что

6151 по одному памятнику разрушается каждый день, что надо сохранять, а денег не

6152 хватает. Но речь-то в законе совершенно о другом идёт, совершенно о другом!

6153

6154 Надо сделать рамки окончания перечня. Я вас возвращаю, всех, особенно

6155 депутатов со стажем и опытом, к 73-му федеральному закону. И в нём есть

6156 статья 63, которая всё четко описывает и предписывает всем до 1 декабря 2007

6157 года этот перечень составить. И что же, мы с вами по каждому закону будем

6158 принимать закон, чтобы выполнить закон? Я думаю, до такого смешного состояния

6159 мы с вами дойти не должны. Поэтому мы в комитете решили, тем более что

6160 процесс пошёл (кстати, четыре региона уже нашли подходы), что просто надо

6161 хорошо исполнить 73-й закон, идти и договариваться, а не надувать щёки, не

6162 растопыривать пальцы федеральным органам, которым поручено, и регионам,

6163 которые заинтересованы. Да, бесспорно, памятникам надо иметь хозяина. И в

6164 большинстве вы правы абсолютно в том, что они сейчас на перепутье: одни

6165 приходят и вторым не дают ими заниматься. Значит, надо выполнить просто

6166 существующий закон, а не принимать к нему совершенно непомерную и ненужную

6167 дату, которая, кстати, если её не выполним, отменит и решение нашего закона.

6168

6169 Поэтому комитет, обсудив конструктивно и предметно этот вопрос, не принимает

6170 и не поддерживает московское предложение. Но если мы хотим (я не знаю, в

6171 рамках Регламента можно это или нет, Олег Викторович), то можно написать

6172 президенту письмо о том, что на протяжении нескольких лет не исполняется

6173 закон, несмотря на его троекратное указание... Но, правда, Путин два раза

6174 напоминал, потому что действительно федеральные ведомства не исполняют этот

6175 закон, о чём говорил представитель Московской городской Думы. Поэтому

6176 поддерживать это не надо, но продолжать эту работу, и в том числе Москве, как

6177 огромному региону, необходимо. И я думаю, что на этом пути можно уже...

6178 существующая законодательная база позволяет добиться желаемого результата.

6179

6180 Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы

6181 Н. В. Герасимова

6182

6183 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Задержитесь,

6184 пожалуйста, на трибуне.

6185

6186 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Два, три вопроса.

6187

6188 Депутат Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос, пожалуйста.

6189

6190 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

6191

6192 Я хочу автору законопроекта и представителю комитета разные вопросы задать.

6193

6194 Инициатору законодательной инициативы: скажите, пожалуйста, не считаете ли

6195 вы, что даже такой богатый регион, как Москва, сегодня не содержит в

6196 нормальных условиях переданные ему памятники искусства, и не является ли ваш

6197 закон инициирующим вообще обвальный выход из строя оставшихся памятников?

6198 Почему? Потому что из-за дефицита бюджета культура всегда по остаточному

6199 принципу финансировалась. Сегодня, когда этот процесс нарастает, если мы

6200 примем ваш закон, то это будет стимулировать, с моей точки зрения, обвальный

6201 выход, так сказать, памятников культуры из бюджетного содержания. Вот если

6202 это не так, вы меня разубедите.

6203

6204 Ну и Комитету по культуре вопрос: может, нам стоит парламентский запрос

6205 председателю правительства инициировать от вашего комитета?.. (Микрофон

6206 отключён.)

6207

6208 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

6209

6210 МОСКВИН-ТАРХАНОВ М. И. Если вы поедете по Москве и увидите памятник истории и

6211 культуры, отремонтированный и в приличном виде, - это, значит, московский,

6212 если грязный и запущенный, - значит, федеральный, их можно узнать на глаз.

6213 Поэтому, что касается московского бюджета, мы очень многие наши памятники

6214 приводим в порядок. Поезжайте в Коломенское, поезжайте в Царицыно -

6215 посмотрите, и посмотрите на федеральные памятники, в каком они состоянии.

6216 Московский бюджет в данном случае вкладывает много больше, чем федеральный.

6217 Мы хорошие хозяева, я вас уверяю.

6218

6219 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И на второй вопрос ответьте, пожалуйста, Александр

6220 Александрович.

6221

6222 Включите центральную трибуну.

6223

6224 ТЯГУНОВ А. А. Мне кажется, моё предложение абсолютно сходится с вашим. О

6225 форме, правда, надо подумать. Я просто хочу вам напомнить. Вот я пришёл в

6226 четвёртую Думу, и сразу в Комитет по культуре, и первое, с чем столкнулся, -

6227 короткое поручение президента трём ведомствам: тогда ещё было ведомство по

6228 имуществу, Минкультуры, Швыдкой этим занимался, и Минфин - вот эти три

6229 ведомства. Потом я видел эти постановления, три президентских поручения, но

6230 не исполняется ни закон наш 73-й, ни поручения президента, поэтому надо,

6231 конечно, что-то предпринимать.

6232

6233 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6234

6235 Депутат Романов Валентин Степанович. Пожалуйста, ваш вопрос.

6236

6237 РОМАНОВ В. С. Вопрос Комитету по культуре. На фоне того, что звучало, да и по

6238 жизни (я в регионах бываю) - это острейшая проблема, на фоне кризиса она не

6239 кажется многим первостепенной, но она злая. Почему мы в этом или в начале

6240 следующего года не можем вынести данный вопрос о безрукости, о

6241 недисциплинированности на "правительственный час"? Надо собрать здесь

6242 федеральные ведомства и устроить серьёзный разгром. Как Комитет по культуре

6243 такую мысль воспринимает?

6244

6245 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Александрович.

6246

6247 ТЯГУНОВ А. А. Валентин Степанович, мы будем участниками, мы свои вопросы,

6248 касающиеся комитета, - я уже второй созыв в комитете, вы знаете... Если это

6249 будет кому-то поручено, какому-то комитету, мы от Комитета по культуре свои

6250 предложения, я думаю, три-четыре хороших предложения дадим.

6251

6252 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6253

6254 Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос.

6255

6256 РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету, именно к комитету, потому что вашу

6257 позицию, Александр Александрович, я знаю и она не всегда совпадает с позицией

6258 комитета. Действительно, проблема достаточно серьёзная. Вот как комитет

6259 считает: хороший ли у нас закон 73-ФЗ и можно ли, на ваш взгляд, в рамках

6260 этого закона решить эту проблему?

6261

6262 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Александрович.

6263

6264 ТЯГУНОВ А. А. Вот ты как бы предварил мой ответ. Если говорить как Тягунов, я

6265 могу тебе сказать, что такое отношение к законодательству, как в России,

6266 вообще, наверное, мало в какой стране есть, у нас законы не любят исполнять.

6267 Поэтому Тягунов за то, чтобы президент, в общем, кому-то оторвал...

6268

6269 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6270

6271 ТЯГУНОВ А. А. Нет, ну, у меня конкретика есть. Потому что нельзя президента

6272 не слушать три раза. Это моя позиция.

6273

6274 А у комитета позиция такая: 73-й закон несовершенен, но он продвигает нас в

6275 сравнении с тем... Последний закон был 1992 года - и ты об этом лучше меня

6276 знаешь, - он, конечно, в сравнении с 73-м устарел, потому что ещё, так

6277 сказать, рыночных отношений не касался, а 73-й уже касается немножко рыночных

6278 отношений, но его никто не хочет исполнять - вот и всё. И ты об этом

6279 прекрасно знаешь.

6280

6281 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Присаживайтесь,

6282 пожалуйста.

6283

6284 Вопросы все депутаты задали? Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить

6285 по данному вопросу? Два выступления.

6286

6287 Пожалуйста, включите микрофон депутату Романову Валентину Степановичу.

6288

6289 РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я думаю, что надо поблагодарить наших

6290 коллег из Московской городской Думы, которые привлекли наше внимание в

6291 очередной раз к тому, что у нас неблагополучно. В целом проблемы культуры

6292 отражают уровень понимания и дальновидности общества и элиты России - то, как

6293 мы относимся к культуре. В данном случае речь идёт о памятниках истории и

6294 культуры. Ведь что здесь происходит? То, что культура недофинансируется, то,

6295 что на содержание памятников, особенно на муниципальном уровне, денег не

6296 находят, - разве это секрет? У нас огромное количество муниципалитетов имеют

6297 несбалансированный бюджет. Какие тут иллюзии? Конечно, местный чиновник

6298 сначала закрывает текущие крыши или теплотрассы перекладывает. Но это никак

6299 не оправдывает сложившуюся ситуацию.

6300

6301 Вот если взять судьбу памятников в городах - всё же большинство памятников

6302 находится в городских поселениях: в больших старых городах или в городах

6303 среднего и малого калибра... Разве секрет, что за последние пятнадцать лет в

6304 строительстве порядка стало в сто раз меньше, чем было, скажем, при советской

6305 системе? Разве секрет, что новый Градостроительный кодекс, как и 131-й закон,

6306 заложил страшные противоречия между властью региональной и муниципальной?

6307 Разве секрет, что в вопросе о том, какие земельные участки выделяются и как

6308 отводятся, что там на них находится - есть там памятники культуры или нет?..

6309 На примере города Самары могу сказать, что нарастает конфликт интересов

6310 областного, городского масштаба и тяжелейшие вопросы рождает эта коллизия.

6311 131-й закон, воспользуюсь случаем напомнить, до 1-го числа зажал

6312 муниципалитеты, они теперь вынуждены, как чёрт от ладана, бежать и требуют от

6313 федеральных ведомств или платить за аренду помещений, или что-то решать, а те

6314 не готовы. Я вот сегодня читаю документы по городу Самаре и просто из себя

6315 выхожу от того, что там творится.

6316

6317 Если взять уровень культуры общества, например, культуры градостроительства,

6318 если взять психологию застройщика, частника в основном, - ну разве мы не

6319 видим тысячи примеров, когда сиюминутный интерес, погоня за прибылью (даже

6320 кризис не останавливает эти явления!) - приводят к тому, что эти люди готовы

6321 сносить, готовы ломать, готовы пренебрегать охранными зонами и так далее!

6322

6323 Вот с этой точки зрения, я полагаю, московские коллеги правильно дали

6324 дополнительный толчок к тому, чтобы мы задумались над ситуацией. Да, мы

6325 понимаем, что федеральный закон должен исполняться. Я думаю, что

6326 Государственная Дума, и особенно в данном случае Комитет по культуре, не

6327 должны признавать своё бессилие, мы гораздо острее должны эти вопросы

6328 ставить, направлять парламентские запросы, обращения комитета или большой

6329 группы депутатов в любые структуры власти, и делать это гораздо активнее.

6330

6331 Я понимаю логику депутата Тягунова, который говорит: вот закон есть, а его не

6332 исполняют, зачем же новый принимать? Тут два подхода возможны: или

6333 значительно ужесточать требования по исполнению закона, действуя через все

6334 структуры власти, в том числе и Генеральную прокуратуру, или, как это

6335 предлагают москвичи, дать толчок, можно сказать, осовремененный. Что-то мне

6336 кажется, что москвичи в этом плане, может быть, точнее сейчас почувствовали

6337 ситуацию.

6338

6339 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович.

6340

6341 Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваше выступление.

6342

6343 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, чтобы как бы немножко прояснить вам

6344 ситуацию, объяснить, где собака порылась, так сказать, чтобы было понимание,

6345 в чём, собственно говоря, проблема, хотя тут уже выступали два достаточно, на

6346 мой взгляд, серьёзных специалиста в этой области - Москвин-Тарханов и Тягунов

6347 Александр Александрович, - хочу вам сказать следующее. Решение этой проблемы

6348 действительно тянется с 91-го года, когда было принято постановление

6349 Верховного Совета о разграничении государственной собственности. Это

6350 прописано и в Гражданском кодексе, но конкретно то, что касается объектов

6351 культурного наследия, написано очень туманно, и до сих пор этот вопрос до

6352 конца не решён. Стопроцентно прерогатива о признании федеральной

6353 собственностью любых объектов культуры, в том числе и вновь выявленных,

6354 отдана, мягко говоря... Если по решению Министерства культуры либо

6355 Росохранкультуры признаётся, что объект имеет федеральное значение, он

6356 автоматически становится федеральной собственностью.

6357

6358 Проблема достаточно серьёзная. Семь лет я активно занимаюсь решением этой

6359 проблемы, и всё идёт распределение этих памятников. Движение во многих

6360 субъектах происходит, практически урегулирована проблема в Санкт-Петербурге,

6361 в других субъектах проблема так или иначе решается. Самая большая проблема,

6362 которая есть и не решается, - это город Москва. В городе Москве полторы

6363 тысячи объектов культурного наследия, которые, будем так говорить, являются

6364 спорными. Списки ходят туда-сюда... Я двенадцать или четырнадцать вариантов

6365 их видел только в последнее время. Но технически, без принятия закона эти

6366 соглашения реализовать невозможно, потому что на многие эти объекты

6367 зарегистрировано право города Москвы, которое так или иначе признано

6368 ничтожным на основании того, что эти объекты постфактум включены в перечни и

6369 являются объектами федерального значения. И здесь возникает такая коллизия.

6370 Москва их восстанавливала, содержала, какие-то сдавала в аренду, получала

6371 прибыль, но в своё время Счётная палата посчитала по этим полутора тысячам

6372 объектов и установила, что, оказывается, Москва неправомерно использовала

6373 многие объекты. И даже если сегодня мы примем решение о том, чтобы их

6374 передать, то для этого юридически необходимо будет соблюсти две процедуры:

6375 Москва должна признать неправомерность регистрации собственности Москвы на

6376 эти объекты культурного наследия, компенсировать в федеральный бюджет

6377 огромные средства, а после этого можно принимать решение правительства о

6378 передаче этих объектов субъекту. То есть, собственно говоря, без принятия

6379 специального федерального закона выход из этой ситуации невозможен.

6380 Получается, что мы должны либо сделать банкротом Москву, либо закрыть глаза

6381 на соблюдение законодательства, что в принципе делать государство не должно.

6382 И понимание должно в этом плане быть, даже если будет достигнута

6383 договорённость... Хотя за последние семь лет много людей пострадало,

6384 переходили там и на личности, и всё остальное было, но договориться по

6385 объектам не удалось.

6386

6387 На самом деле, если мы посмотрим эти полторы тысячи объектов, то увидим, что

6388 спор ведётся вокруг нескольких коммерчески интересных объектов, - это прежде

6389 всего ГУМ, это Вдовий дом, это усадьба Пашкова. То есть на самом деле их

6390 немного, их по пальцам можно пересчитать. И понятно, что вопрос связан как

6391 раз с теми объектами, которые являются достаточно доходными, поэтому

6392 договориться по ним сложно. Только ГУМ даёт 200 миллионов долларов ежегодно в

6393 федеральный бюджет - для Москвы, конечно, это хорошо, но и федеральный бюджет

6394 не хочет от этого отказываться. Если вопрос касается затратных объектов

6395 культурного наследия, то там споров-то вообще не возникает. Например, Мамаев

6396 курган - да, его содержать надо, на него деньги тратить, а чтобы на него

6397 деньги тратить, надо их где-то взять.

6398

6399 Поэтому я считаю, что вопрос надо решать именно путём принятия специального

6400 закона. И я думаю, что надо перенести спор этих двух заинтересованных сторон

6401 сюда, в Государственную Думу, и принять взвешенное решение, рассмотрев

6402 предложения и правительства, и Москвы, может быть, принять какой-то общий

6403 порядок и внести изменения в 73-й федеральный закон. Но вопрос надо решать,

6404 потому что, пока он не решается, в итоге страдает государство, то есть

6405 объекты культурного наследия неправомерно уничтожаются, их неправомерно

6406 используют какие-то люди, извлекают прибыль, которая не поступает ни в

6407 федеральный бюджет, ни в московский бюджет. И таких случаев достаточно много.

6408 А если посмотреть, сколько объектов уничтожено... Я был инициатором двух

6409 постановлений по поводу уничтожения объектов культурного наследия, к

6410 сожалению, их не приняли. Этим вопросом надо срочно заниматься, потому что

6411 как ветеранов у нас мало осталось, так и памятников, они уничтожаются с ещё

6412 большей скоростью. Скоро, извините, у нас от культурного наследия останется

6413 два, три, четыре варианта, а остальные все будут уничтожены. Поэтому с учётом

6414 всего мною сказанного я прошу депутатов всё-таки поддержать настоящий

6415 законопроект в первом чтении и решить этот вопрос. Он уже рассматривался и

6416 Конституционным Судом - ни к чему не пришли, - и министерствами, и

6417 ведомствами, и всеми остальными структурами. Но со всех сторон присутствуют

6418 заинтересованные фигуры. Я думаю, что в этой ситуации необходимо поднять этот

6419 вопрос здесь, в Государственной Думе. Если понадобится, комитет создаст

6420 комиссию, рабочую группу, куда войдут депутаты. И в рамках второго чтения

6421 всё-таки эту проблему надо решить, потому что это в интересах нашего

6422 государства, народа и граждан.

6423

6424 Я уже напоминал вам здесь поговорку, говорил, что самое страшное - это Иван,

6425 не помнящий родства. Мы с вами скоро из культурного наследия только, извините

6426 меня, картинки будем рассматривать в свеженапечатанных книжечках.

6427

6428 Спасибо.

6429

6430 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.

6431

6432 Полномочные представители президента и правительства не желают выступить?

6433 Будет ли с заключительным словом выступать докладчик?

6434

6435 Пожалуйста.

6436

6437 МОСКВИН-ТАРХАНОВ М. И. Уважаемые коллеги, в связи с тем что была поднята

6438 некоторая история в выступлениях уважаемых коллег, я должен внести некоторые

6439 разъяснения. В 90-е годы активно делили нефть, металл, лес и всё остальное -

6440 памятники истории и культуры никого не интересовали. В это же время Москва

6441 вкладывала громадные деньги в ремонт и реставрацию этих памятников. Причём

6442 все доходы, которые мы получили от этих памятников, не покрывали и половины

6443 того, что мы вкладывали в их сохранение. Поэтому всё, что там насчитывали, -

6444 невероятные доходы от этих памятников - мы можем вам показать: наши расходы

6445 всегда превышали доходы. Но вот кончились 90-е годы, и появился интерес к

6446 отреставрированным нами памятникам истории и культуры: как хорошо - забрать

6447 готовый объект, который мы отреставрировали, воспользоваться для этого

6448 постановлением номер 3020, которое было принято в эпоху распада Советского

6449 Союза, сразу через два дня после распада! Мы выступали в Конституционном

6450 Суде. В Конституционном Суде Правительство Российской Федерации сказало:

6451 "Зачем вы пришли сюда? Давайте мы сейчас разделим всё добровольно и

6452 полюбовно". Мы забрали наши документы из Конституционного Суда, правда,

6453 сохранили за собой право повторного обращения. И дальше процесс ушёл в тупик,

6454 и это продолжается очень долго. Сменилось, слава богу, руководство

6455 Министерства культуры, другое отношение мы почувствовали, но зависшая

6456 проблема, как мучительная язва, нас очень беспокоит. Сейчас снова дано

6457 поручение по разграничению, готовятся новые списки, назначены новые сроки.

6458 Готов поручиться, что вряд ли в эти сроки всё будет выполнено, и мы рискуем и

6459 дальше находиться в этой ситуации, поэтому я просто прошу помощи. Вот

6460 элементарно, я пришёл к коллегам в Государственной Думе просить помощи:

6461 помочь ускорить этот процесс, подойти к нему разумно, понять, что главное -

6462 памятник, не доход, не собственность, главное - чтобы он был целый,

6463 невредимый, чтобы он сохранялся, чтобы люди, глядя на него, любовались. Вот

6464 главная задача, все остальные вопросы - подчинённые.

6465

6466 Мы считаем, что мы хорошие собственники. Мы готовы это доказать. Я знаю, что

6467 Санкт-Петербург - хороший собственник, он готов это доказать. Я знаю, что во

6468 многих других регионах есть хорошее отношение к памятникам. Региону памятник

6469 ближе. Когда говорят про Кремль, про Дом Пашкова, я понимаю, это Российская

6470 Федерация, но обычный Вдовий дом, какой-то магазин, какое-то другое небольшое

6471 строение - какое дело министерству Российской Федерации, для которого важно

6472 управлять собственностью от Сахалина до Калининграда, до какого-то строения

6473 XVIII века на какой-нибудь там Школьной улице? Это всё должно быть по уровню,

6474 по уму находиться в управлении муниципалитетов или субъектов Российской

6475 Федерации. Именно им дорог этот дом, именно им дорога эта усадьба. Она не

6476 дорога тем, кто на Китайском проезде. Китайский проезд должен заниматься

6477 своими вопросами, своего уровня.

6478

6479 Поэтому я прошу Государственную Думу помочь субъектам Российской Федерации

6480 сохранить памятники истории и культуры.

6481

6482 Спасибо за внимание.

6483

6484 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.

6485

6486 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Тягунову Александру Александровичу.

6487

6488 ТЯГУНОВ А. А. Удивительно хорошее место - трибуна Государственной Думы: обо

6489 всём можно поговорить. И я очень благодарен, что любимую мою тему - об

6490 историко-культурном наследии - так хорошо развили. Но к законопроекту-то

6491 какое это имеет отношение? Все мы здесь ещё раз поплакали, ещё раз вспомнили

6492 о наших памятниках истории и культуры. Но комитет законопроект не

6493 поддерживает, потому что он может сделать непоправимое: им можно перечеркнуть

6494 имеющиеся сегодня нормы в хорошем законе, которые надо исполнять, поставив

6495 точку этим сроком, который тем более является нереальным. Поэтому надо

6496 говорить не о любви к историко-культурному наследию, а о законопроекте,

6497 который комитет не поддерживает по указанным мной причинам.

6498

6499 Спасибо за внимание.

6500

6501 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович.

6502

6503 Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект

6504 федерального закона "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об

6505 объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов

6506 Российской Федерации"? Прошу определиться голосованием.

6507

6508 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6509

6510 Покажите, пожалуйста, результаты.

6511

6512 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 47 сек.)

6513 Проголосовало за 101 чел.22,4%

6514 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6515 Воздержалось 0 чел.0,0%

6516 Голосовало 101 чел.

6517 Не голосовало 349 чел.77,6%

6518 Результат: не принято

6519

6520 Не принято.

6521