Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 180147-5 О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

в первом чтении
17.02.2010

Номер законопроекта:180147-5
Комментарий законопроекта:в части установления требований и ограничений по использованию зимних и ошипованных шин при эксплуатации транспорта
Дата внесения законопроекта в ГД:27.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/180147-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по транспорту
Профильный комитет:Комитет ГД по транспорту
Дата изменения статуса/фазы:17.02.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3243-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Иванов Анатолий Семенович, Депутат ГД
Сабадаш Алексей Владиславович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №180147-5 О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

в части установления требований и ограничений по использованию зимних и ошипованных шин при эксплуатации транспорта

Дата заседания 17.02.2010, номер заседания 142, строк в стенограмме 7475

О проекте федерального закона № 180147-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление требований и ограничений по использованию зимних и ошипованных шин при эксплуатации транспорта).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6102 Переходим к пункту 21 порядка работы Государственной Думы. О проекте

6103 федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О

6104 безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об

6105 административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы

6106 Анатолия Семёновича Иванова.

6107

6108 Пожалуйста.

6109

6110 ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6111

6112 Уважаемые коллеги, идея данного законопроекта возникла в связи с рядом

6113 публикаций, в том числе и в некоторых автомобильных изданиях, в которых

6114 говорилось о проблемах использования зимних и ошипованных автомобильных шин в

6115 зимний и летний периоды соответственно. В связи с этим мною был изучен данный

6116 вопрос, в том числе был проанализирован опыт стран Европейского союза, США и

6117 Канады, по результатам чего и был разработан данный законопроект.

6118

6119 Как вы все знаете, проблемам безопасного дорожного движения и снижения

6120 количества дорожно-транспортных происшествий в последнее время уделяется

6121 большое внимание. Данный законопроект направлен на решение именно этой

6122 проблемы. Как следует из статьи 1 Федерального закона "О безопасности

6123 дорожного движения", его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества

6124 граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов

6125 общества, государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий

6126 и снижения тяжести их последствий. При этом ни в данном законе, ни в иных

6127 нормативных правовых актах не содержится требований и ограничений по

6128 использованию зимних и ошипованных шин в зимний и летний периоды

6129 соответственно.

6130

6131 Между тем, по мнению специалистов, управление в зимний период времени

6132 автомобилем, на котором установлены летние шины, а тем более имеющие

6133 существенный износ, сравнимо с эксплуатацией автомобиля с неисправными

6134 тормозной и рулевой системами. Это обусловлено тем, что в зимний период

6135 времени коэффициент сцепления с дорогой у летних шин значительно снижается, в

6136 результате чего ухудшается управляемость автомобилем и увеличивается

6137 тормозной путь, что, в свою очередь, повышает вероятность ДТП. Одновременно

6138 следует отметить, что использование ошипованных шин в летний период времени

6139 также негативно влияет на безопасность дорожного движения, поскольку

6140 увеличивает тормозной путь автомобиля, а также разрушает дорожное покрытие. В

6141 качестве примера, когда неправильный выбор шин вносит негативную лепту в

6142 количество регистрируемых ДТП, можно привести так называемый день жестянщика,

6143 когда при наступлении первых заморозков и обледенении дороги или при сильных

6144 снегопадах происходят сотни, а иногда и тысячи мелких и крупных ДТП. В то же

6145 время зимние шины, которые производятся из особых резиновых смесей и имеют

6146 специальный рисунок протектора, позволяют сохранить сцепные свойства при

6147 низкой температуре, а также на заснеженных или обледенелых участках дороги и

6148 тем самым обеспечивать безопасность движения за счёт лучшей управляемости и

6149 сокращения тормозного пути автомобиля, и в некоторых случаях наполовину по

6150 сравнению с обычными летними шинами. В связи с этим в ряде стран Европейского

6151 союза, а также в США и Канаде на законодательном уровне в том или ином виде

6152 закреплены обязанность водителей использовать зимние шины в зимний период

6153 времени и запрет на использование ошипованных шин в летний период времени.

6154

6155 В связи с этим рассматриваемым законопроектом предлагается установить запрет

6156 на эксплуатацию в период с 1 декабря по 1 марта легковых и грузовых

6157 автомобилей с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонны, а также

6158 пассажирских микроавтобусов, в случае если хотя бы на одной из осей указанных

6159 транспортных средств не установлены зимние шины. Одновременно предлагается

6160 запретить в период с 1 мая по 30 сентября эксплуатацию транспортных средств,

6161 на которых установлены ошипованные шины, за исключением транспортных средств,

6162 зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

6163 поскольку в указанных районах даже в летние периоды времени среднемесячная

6164 температура, например, в ночное время ненадолго превышает уровень

6165 температуры, при которой рекомендуется применение зимних шин, в связи с чем

6166 их обязательная замена на летние шины на непродолжительный период времени

6167 может быть весьма обременительной для владельцев таких транспортных средств.

6168

6169 Одновременно с этим законодательным органам субъектов Российской Федерации

6170 предоставляется право устанавливать дополнительные ограничения на

6171 эксплуатацию транспортных средств, на которых установлены ошипованные шины,

6172 однако указанные ограничения не могут распространяться на транспортные

6173 средства, зарегистрированные в другом субъекте Российской Федерации. Таким

6174 правом смогут при необходимости воспользоваться власти субъектов Российской

6175 Федерации в случае, если, например, сочтут, что в силу климатических условий

6176 или имеющихся у них технических возможностей по предотвращению обледенения

6177 дорог использование ошипованных шин нецелесообразно вообще или целесообразно,

6178 но на более короткий период времени. При этом такого рода дополнительные

6179 ограничения не должны распространяться на транспортные средства,

6180 зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации.

6181

6182 Законопроектом также предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской

6183 Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за

6184 управление транспортным средством с установленными на нём шинами, с которыми

6185 в соответствии с федеральным законом в данный период времени эксплуатация

6186 транспортных средств запрещена.

6187

6188 Отдельно следует обратить внимание на обоснование необходимости принятия

6189 вышеуказанных ограничений на уровне федерального закона. Так, Конституцией

6190 Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина

6191 могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это

6192 необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

6193 здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и

6194 безопасности государства. Таким образом, запрет на эксплуатацию транспортного

6195 средства в случае, если на нём установлены шины, не соответствующие погодным

6196 условиям, является, по сути, ограничением права собственника на распоряжение

6197 и пользование своей собственностью, а значит, он должен быть установлен на

6198 уровне федерального закона.

6199

6200 С учётом изложенного принятие данного законопроекта должно привести к

6201 созданию дополнительных условий для охраны жизни, здоровья и имущества

6202 граждан путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий или снижения

6203 их тяжести, их последствий, а также позволит гармонизировать российское

6204 законодательство с законодательством других стран.

6205

6206 Спасибо.

6207

6208 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь,

6209 пожалуйста.

6210

6211 С содокладом выступает председатель Комитета по транспорту Сергей Николаевич

6212 Шишкарёв. Пожалуйста, Сергей Николаевич.

6213

6214 ШИШКАРЁВ С. Н., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,

6215 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6216

6217 Спасибо, Надежда Васильевна.

6218

6219 Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! На самом деле я благодарен

6220 и наш комитет благодарен Анатолию Семёновичу Иванову за инициативу. Мы ровно

6221 неделю назад здесь достаточно серьёзно говорили о проблемах обеспечения

6222 безопасности дорожного движения с главным государственным инспектором и

6223 вообще ищем любые меры, любые методы, способы для того, чтобы дополнительно

6224 какими-то техническими средствами, организационными мерами улучшить ситуацию

6225 на наших дорогах, спасти человеческие жизни. Но к сожалению, данный

6226 законопроект, на наш взгляд, существенно недоработан, хотя сама инициатива,

6227 ещё раз повторю, могла бы быть в том или ином виде поддержана. Почему? Хотел

6228 бы отметить, что рассмотрение вопроса о необходимости и целесообразности

6229 введения указанных в статье 1 законопроекта ограничительных мер относится к

6230 компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с частью 1

6231 статьи 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (коллега

6232 Иванов на него ссылался) эксплуатация транспортных средств запрещается при

6233 наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности

6234 дорожного движения. Исчерпывающий перечень неисправностей транспортных

6235 средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются

6236 Правительством Российской Федерации. Такой перечень содержится в приложении к

6237 Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и

6238 обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,

6239 утверждённым постановлением Совета Министров - Правительства Российской

6240 Федерации от 23 октября 1993 года "О правилах дорожного движения".

6241

6242 Следует также учитывать, что эффективность применения автомобиля и

6243 соответственно его безопасная эксплуатация зависят от условий его

6244 эксплуатации, которые определяются дорожными знаками, транспортными и

6245 природно-климатическими условиями. Я на это хотел бы обратить особое

6246 внимание.

6247

6248 На территории нашей страны расположены первая, вторая и третья климатические

6249 зоны, температурный режим в которых различается в январе в пределах от -3 до

6250 -28 градусов и ниже, а в июле - от 0 до +31 градуса и выше. Кроме того, по

6251 данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей

6252 среды, погодные условия каждого года непостоянны, отклонение от среднегодовых

6253 наблюдений составляет в северных районах территории примерно 15, а в южных

6254 районах - до 30 градусов. Ну, этот сезон, как никакой другой... В условиях

6255 глобального потепления, которого мы все ждём, такой холодной и снежной зимы и

6256 в Москве, и в других регионах не было очень давно. Таким образом, с учётом

6257 серьёзной дифференциации температур в субъектах Российской Федерации и

6258 специфики эксплуатации автомобильных транспортных средств введение указанных

6259 в законопроекте ограничительных мер представляется, как я уже сказал,

6260 недостаточно проработанным.

6261

6262 В соответствии с действующим законодательством к административной

6263 ответственности привлекаются физические, юридические и должностные лица.

6264 (Анатолий Семёнович заметил, что предлагается ряд изменений и в Кодекс об

6265 административных правонарушениях.) В этой части законопроект тоже нуждается в

6266 доработке, так как в нём авторами не определены субъекты, обладающие

6267 административно-правовым статусом, предусмотренным Кодексом Российской

6268 Федерации об административных правонарушениях, а соответственно, и размеры

6269 административных штрафов.

6270

6271 Добавлю, что на законопроект получены отрицательный официальный отзыв

6272 Правительства Российской Федерации и заключение Правового управления Аппарата

6273 Государственной Думы, и большинство субъектов Российской Федерации

6274 высказались в своих письмах против принятия данной законодательной

6275 инициативы. В этом смысле мы на них тоже ориентируемся в полном объёме.

6276

6277 Мы подробно рассмотрели этот вопрос на заседании комитета, обсудили его и

6278 считаем, что, ещё раз повторяю, в целом идея может быть поддержана, не

6279 концепция законопроекта, а идея применения каких-то дополнительных

6280 технических ограничений, но рекомендовать его Государственной Думе к принятию

6281 мы не можем, поэтому предлагаем отклонить указанный проект федерального

6282 закона при рассмотрении его в первом чтении.

6283

6284 Спасибо.

6285

6286 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.

6287

6288 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос.

6289

6290 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Лекаревой Вере Александровне.

6291

6292 ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна.

6293

6294 У меня очень короткий вопрос к основному докладчику - Анатолию Семёновичу

6295 Иванову. Скажите, пожалуйста, какой положительный эффект даст принятие вашего

6296 законопроекта: сколько жизней мы спасём и сколько предотвратим

6297 дорожно-транспортных происшествий?

6298

6299 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову. С

6300 места.

6301

6302 ИВАНОВ А. С. Уважаемая Вера Александровна, уважаемые коллеги! К сожалению, я

6303 обращался в МВД с просьбой предоставить мне информацию о тех исследованиях,

6304 которые у них проводятся, и статистику ДТП (в том числе с гибелью людей), но,

6305 к сожалению, такой статистики в министерстве нет, то есть она не ведётся. Но

6306 если говорить о том, сколько это будет примерно, то я приведу пример: когда

6307 наступил так называемый день жестянщика (есть у меня такая информация по

6308 городу Москве), в один день погибли шесть человек и было совершено более ста

6309 ДТП, связанных именно с тем, что не использовались те шины, которые были

6310 необходимы, то есть зимние шины.

6311

6312 Спасибо.

6313

6314 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6315

6316 Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Депутат Локоть.

6317

6318 Пожалуйста, ваше выступление, Анатолий Евгеньевич.

6319

6320 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6321

6322 ЛОКОТЬ А. Е. Коротко, конечно, - решение-то приняли, поэтому в соответствии с

6323 Регламентом.

6324

6325 Я очень уважаю Анатолия Семёновича и знаю его как человека, остро

6326 чувствующего социальную несправедливость, поэтому я крайне удивлён,

6327 собственно говоря, вот этой законодательной инициативе, с которой он вышел

6328 сегодня. На защиту чьих интересов направлен данный законопроект? На защиту

6329 интересов недобросовестных дорожников, которые, извините, чинят наши дороги

6330 так, что они через сезон разлетаются (наши дороги похожи на плохие зубы с

6331 кариесом - ямочный ремонт этот у всех на глазах), или на защиту тех торговых

6332 сетей, которые продают эти специальные, зимние шины? Это, вообще, в копеечку

6333 обходится, и можно вообще законопроект воспринимать как рекламу этих самых

6334 шин.

6335

6336 Я совершенно согласен с выводом комитета о том, что, вообще-то, зима за

6337 пределами Москвы, МКАДа, значительно дольше длится. Я вот, представляя

6338 Сибирский регион, хочу вам сказать, что зима у нас - шесть месяцев, а

6339 перепады, через ноль переходы вот эти с оттепелями и заморозками, только за

6340 зиму сотни раз происходят.

6341

6342 Ну, в общем-то, с законопроектом всё понятно. Единственное, ну, что это за

6343 пассаж: приводят нам в пример Соединённые Штаты Америки и Канаду? Извините, в

6344 Штатах, по-моему, только этой зимой в Вашингтоне увидели снег, а во время

6345 Олимпиады в Канаде снег не знают где взять. Хорошо ещё, что нам

6346 Экваториальную Африку и экваториальную Америку не приводят в пример, для того

6347 чтобы мы приняли данный законопроект.

6348

6349 Я бы не выходил сюда, если бы дело касалось только этой части, но меня

6350 насторожило крайне и выступление тоже уважаемого мной председателя комитета -

6351 человека очень принципиального, на мой взгляд, - и вывод комитета о том, что,

6352 собственно говоря, если доработать этот законопроект, установить,

6353 соответственно, размеры административных штрафов, то можно и принять данную

6354 идею. Послушайте, вы не замечаете, что у нас в последнее время автомобилисты

6355 стали такой особой мишенью: у нас участилось появление законопроектов,

6356 направленных на то, чтобы наших автомобилистов получше ободрать?

6357

6358 В своё время классики советской литературы говорили: "Пешехода надо любить".

6359 Наше государство некоторое время назад провозгласило другой лозунг:

6360 "Автомобилиста надо любить" - и позволило нашим автомобилистам приобретать

6361 хорошие иностранные машины, иномарки, правда, тут же придумали повышение

6362 транспортного налога, и наши автомобилисты слегка опешили. Ну, вроде

6363 разобрались с транспортным налогом (кто как - кто заплатил, кто

6364 перерегистрировался, может быть, в другом регионе), решили прокатиться,

6365 поехали, а тут из-за кустов, из-за угла неподкупный гаишник выходит, у

6366 которого в одной руке Кодекс об административных правонарушениях, который мы

6367 с вами постоянно меняем, всё более и более жёсткие меры туда вносим, а в

6368 другой руке совсем другой кодекс - местный, и неизвестно ещё, какой кодекс

6369 страшнее. Ну ладно, отбился он от этого гаишника, поехал дальше и тут же

6370 попал на эту нашу прославленную дорогу с ямочным ремонтом и чуть свою

6371 иномарку не потерял на этой дороге. И тут же ему говорят: слушай, это ты

6372 виноват - ты своими шипованными шинами разбил эту дорогу и должен за это

6373 заплатить, за то, что разбил свою машину.

6374

6375 Уважаемые автомобилисты, я хочу вам сказать с этой трибуны: государство вас

6376 не любит, государство создало вас как социальный слой и придумывает каждый

6377 раз ходы, чтобы ободрать вас как липку. И автомобилисты, уважаемые коллеги,

6378 рано или поздно это поймут и однажды, когда они это поймут, они выставят свои

6379 автомобили здесь, по Тверской, от Охотного Ряда до Белорусского вокзала, и по

6380 Охотному Ряду, бросят их и скажут: разбирайтесь с ними сами. Вот что мы тогда

6381 делать будем? Вот чтобы этого не произошло, я предлагаю с подобными

6382 законопроектами, с подобными законодательными инициативами больше не

6383 выходить.

6384

6385 Спасибо.

6386

6387 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич.

6388

6389 Докладчику и содокладчику нужно заключительное слово?

6390

6391 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову, докладчику.

6392

6393 ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, ну и прежде всего Анатолий Евгеньевич, цель

6394 законопроекта, конечно, направлена не на лоббирование чьих-то интересов, а

6395 только на то, чтобы сократить количество ДТП и число погибших на дорогах.

6396 Жизнь, вы тоже, я думаю, с этим согласитесь, стоит гораздо дороже, чем эти

6397 шины.

6398

6399 Что касается заключения комитета. Три было замечания по законопроекту и с

6400 двумя из них я совершенно не согласен. Во-первых, когда речь идёт о том, что

6401 данный вопрос, то есть его решение должно относиться к компетенции

6402 Правительства Российской Федерации. Я уже в своём докладе говорил, что когда

6403 речь идёт об ограничении каких-либо прав, а в данном случае это наблюдается,

6404 то это должно приниматься только федеральным законом, а никак не нормативным

6405 актом Правительства Российской Федерации.

6406

6407 И во-вторых, что касается зон. В данном законопроекте выбраны такие периоды

6408 времени... Ну, например, зима, классическая зима - с 1 декабря, будем так

6409 говорить, до 1 марта - это такой период, когда на территории всей России

6410 держится средняя температура ниже 7 градусов. Именно при такой температуре

6411 уже необходимо использовать зимние шины, потому что летние шины дубеют,

6412 теряют свои свойства и уже представляют опасность. Поэтому зоны, о которых

6413 шла речь, множество зон климатических, сопоставимы как раз и согласованы с

6414 теми нормами и с теми периодами, которые есть в законопроекте.

6415

6416 Спасибо.

6417

6418 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович.

6419

6420 Полномочные представители президента и правительства не желают выступить.

6421

6422 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

6423 статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс

6424 Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за данный

6425 законопроект? Прошу определиться голосованием.

6426

6427 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6428

6429 Покажите, пожалуйста, результаты.

6430

6431 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 26 мин. 15 сек.)

6432 Проголосовало за 1 чел.0,2%

6433 Проголосовало против 87 чел.19,3%

6434 Воздержалось 0 чел.0,0%

6435 Голосовало 88 чел.

6436 Не голосовало 362 чел.80,4%

6437 Результат: не принято

6438

6439 Не принято.

6440