Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 180398-5 О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года

О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года

у Президента РФ
03.06.2009

Номер законопроекта:180398-5
Дата внесения законопроекта в ГД:28.03.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/180398-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Профильный комитет:Комитет ГД по международным делам
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Комитет ГД по международным делам
Дата изменения статуса/фазы:03.06.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:101-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №180398-5 О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года

Дата заседания 20.05.2009, номер заседания 95, строк в стенограмме 7453

О проекте федерального закона № 180398-5 "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1666 Уважаемые коллеги, у нас на фиксированное время, на 11.00, поставлен пункт

1667 10, проект федерального закона "О ратификации Европейской социальной хартии

1668 (пересмотренной) от 3 мая 1996 года". Доклад официального представителя

1669 Президента Российской Федерации министра здравоохранения и социального

1670 развития Российской Федерации Татьяны Алексеевны Голиковой.

1671

1672 Пожалуйста.

1673

1674 ГОЛИКОВА Т. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,

1675 министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

1676

1677 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты, добрый день! В соответствии

1678 со статьёй 16 Федерального закона "О международных договорах Российской

1679 Федерации" Президент Российской Федерации внёс на ратификацию в

1680 Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Европейскую

1681 социальную хартию (пересмотренную) от 3 мая 1996 года.

1682

1683 Хартия подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 14 сентября 2000

1684 года. Статьи и пункты хартии, обязательства по которым предлагается принять

1685 от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотрено

1686 законодательством Российской Федерации. Соответственно, их реализация не

1687 повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов

1688 субъектов Российской Федерации.

1689

1690 Ратификация социальной хартии является выполнением одного из обязательств

1691 Российской Федерации, взятых ею при вступлении в Совет Европы в феврале 1996

1692 года, и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского

1693 правового порядка в социальной сфере. Европейская социальная хартия является

1694 одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав

1695 человека и наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных

1696 свобод, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, составляет единый

1697 механизм защиты прав человека. Национальные доклады о выполнении положений

1698 социальной хартии оцениваются Европейским комитетом по социальным правам с

1699 юридической точки зрения на соответствие национального законодательства и

1700 практики его применения обязательствам по хартии.

1701

1702 Учитывая существующие различия между социальными и экономическими структурами

1703 европейских государств, в хартии заложен гибкий механизм её ратификации и

1704 гибкий механизм отбора статей и пунктов, которые предполагается

1705 ратифицировать. Но тем не менее есть обязательные статьи, с которыми нужно

1706 согласиться, и в связи с этим, перед тем как документ был внесён в

1707 Государственную Думу, перед тем как он был рассмотрен правительством, была

1708 создана соответствующая межведомственная комиссия из представителей науки,

1709 общественности, профсоюзов, работодателей, правительства. Она осуществила

1710 экспертную оценку и произвела отбор соответствующих пунктов и статей

1711 социальной хартии, которые сегодня представлены вам на ратификацию.

1712

1713 Должна сказать, что после сегодняшнего рассмотрения этих отобранных пунктов

1714 работа по ратификации только начнётся и никто нас не ограничивает в

1715 дальнейшей работе по ратификации других статей и пунктов социальной хартии,

1716 которые сейчас в законопроект о ратификации не попали. Следует отметить, что

1717 прошёл достаточно длительный период с момента присоединения до сегодняшнего

1718 дня, то есть до момента предложения о ратификации, потому что мы неоднократно

1719 обсуждали со всеми представителями целесообразность ратификации тех или иных

1720 статей, и главным ограничением в этом процессе было то, что мы не имели

1721 соответствующих норм российского законодательства или не имели достаточно

1722 устойчивого финансового обеспечения реализации норм, которых требует

1723 социальное законодательство. В последнее время были приняты существенные

1724 изменения и в жилищное законодательство, и в социальное законодательство, и в

1725 законодательство в сфере здравоохранения, образования. Это позволило нам

1726 соответствующим образом в финансовом плане обеспечить реализацию и законов

1727 Российской Федерации, и норм социальной хартии. И последняя статья, которая

1728 достаточно долго подвергалась сомнению с точки зрения необходимости её

1729 ратификации, а именно статья 16 "Право семьи на социальную, правовую и

1730 экономическую защиту", тоже могла быть присоединена к числу сегодня

1731 ратифицируемых в связи с тем, что мы с вами некоторое время назад приняли

1732 достаточно серьёзный демографический пакет, ввели семейное пособие, вы

1733 знаете, материнский (семейный) капитал, что, собственно, и сыграло

1734 окончательную роль с точки зрения включения в число ратифицируемых и этой

1735 статьи социальной хартии.

1736

1737 Таким образом, сегодня вам предлагается принять обязательства от имени

1738 Российской Федерации в отношении девятнадцати статей (шестидесяти семи

1739 пунктов) из тридцати одной статьи (девяноста восьми пунктов) хартии, в том

1740 числе шесть статей, 1, 5, 6, 7, 16 и 20-ю, из девяти обязательных. Что

1741 касается трёх других обязательных статей, 12, 13 и 19-й, для ратификации

1742 отобраны отдельные пункты 12-й и 19-й статей.

1743

1744 Я хочу сказать, что в ходе обсуждения в Государственной Думе задавались

1745 вопросы по поводу возможности и целесообразности уже на этом этапе

1746 ратификации трёх статей: статьи 23 "Право лиц пожилого возраста на социальную

1747 защиту", статьи 26 "Право работника на защиту своего достоинства в период

1748 работы" и статьи 31 "Право на жильё". Эксперты также обсуждали эти статьи, но

1749 в связи с тем, что эти статьи или отдельные формулировки этих статей содержат

1750 термины, не существующие в российском законодательстве, или содержат

1751 неопределённое толкование тех или иных терминов, мы признали сейчас, на этом

1752 этапе, нецелесообразной ратификацию этих статей или пунктов, но это не

1753 означает, что в дальнейшем мы не сможем их ратифицировать, по мере принятия

1754 изменений в российское законодательство мы будем предлагать ратифицировать те

1755 или иные статьи.

1756

1757 Учитывая изложенное и учитывая то, что ратификация социальной хартии создаёт

1758 дополнительные гарантии обеспечения защиты и развития социальных и

1759 экономических прав граждан, просьба поддержать предложенный законопроект.

1760

1761 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна, присаживайтесь.

1762

1763 Содоклад председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея

1764 Константиновича Исаева.

1765

1766 Пожалуйста.

1767

1768 ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной

1769 политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1770

1771 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу поддержать тезис, с

1772 которого начала своё выступление Татьяна Алексеевна Голикова, о том, что

1773 представляемая вам на ратификацию Европейская социальная хартия является

1774 одним из наиболее фундаментальных правовых документов Европы и наряду с

1775 Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод образует

1776 фундамент, на котором строится сегодня европейское сообщество. Конвенция, о

1777 которой я упоминал, была ратифицирована Россией в 98-м году. И ратификация

1778 Европейской социальной хартии как бы выравняет уровень гарантий, существующих

1779 в политической сфере, и уровень гарантий в сфере социальной.

1780

1781 Как уже здесь говорилось, Европейская социальная хартия была принята Советом

1782 Европы 18 октября 1961 года. В ней были заложены основные гарантии и

1783 контрольные механизмы, но, поскольку жизнь не стоит на месте, в 96-м году с

1784 учётом изменений была подготовлена новая редакция Европейской социальной

1785 хартии. Именно эту новую редакцию мы сегодня и будем ратифицировать. Она

1786 датируется 3 мая 1996 года. По состоянию на 23 апреля 2009 года Европейская

1787 социальная хартия ратифицирована сорока семью странами - членами Совета

1788 Европы... прошу прощения, из сорока семи стран ратифицировали сорок:

1789 тринадцать - в редакции 61-го года и двадцать семь - в редакции 96-го года.

1790 Хочу обратить ваше внимание на то, что в пояснительной записке названы другие

1791 данные, но это связано с тем, что законопроект поступил в Государственную

1792 Думу 28 марта 2009 года и уже после того, как он поступил на рассмотрение,

1793 ещё две страны - это Венгрия и Словакия - присоединились к Европейской

1794 социальной хартии.

1795

1796 Ратификация Европейской социальной хартии в полной мере отвечает требованиям

1797 статьи 7 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает Россию

1798 социальным государством. Более того, в соответствии с частью 4 статьи 15

1799 Конституции Российской Федерации хартия становится неотъемлемой частью нашего

1800 права. Это означает, что она во многом компенсирует существующий ныне вакуум:

1801 у нас отсутствует рамочный закон, который раскрывал бы конституционное

1802 положение о социальном государстве, хартия во многом эту проблему разрешает.

1803

1804 Как здесь было сказано, до ратификации социальной хартии мы прошли очень

1805 долгий путь. Она была подписана Россией в 2000 году, и только сейчас, спустя

1806 почти девять лет, мы выносим её на ратификацию. В 2001 году создавалась

1807 межведомственная комиссия Российской Федерации, с 2004 года подготовка к

1808 ратификации осуществляется в рамках рабочей группы Минздравсоцразвития. В

1809 2002 году по этому вопросу здесь в Государственной Думе проводились

1810 парламентские слушания, в рекомендациях которых мы предложили подписать как

1811 можно большее количество и ратифицировать как можно большее количество статей

1812 Европейской социальной хартии. В результате переговоров нам удалось

1813 существенно расширить круг ратифицируемых статей. Определённую часть работы

1814 проделали и мы в Государственной Думе, так, в частности, принятие нового

1815 Трудового кодекса позволило нам ратифицировать ряд статей.

1816

1817 Несколько слов хотел бы сказать о тех статьях, которые не ратифицируются. В

1818 соответствии с нормами самой хартии статьи, которые не ратифицированы, тем не

1819 менее остаются ориентирами в социальной политике нашей страны. Данное

1820 положение мы ратифицируем, и это означает, что работа по приведению наших

1821 социальных стандартов в соответствие со стандартами, изложенными в

1822 Европейской социальной хартии, будет продолжена. Это заложено самим

1823 механизмом хартии, но комитет тем не менее считает необходимым обратить на

1824 это внимание правительства и предложить сформировать план по дальнейшей

1825 ратификации статей Европейской социальной хартии, чтобы постепенно двигаться

1826 в этом направлении.

1827

1828 Хотел бы также сказать, что коллеги из Комитета Государственной Думы по

1829 вопросам семьи, женщин и детей и из Комитета Государственной Думы по

1830 международным делам, наши соисполнители, также поддерживают ратификацию

1831 Европейской социальной хартии. О своей поддержке заявил и Комитет Совета

1832 Федерации по социальной политике и здравоохранению.

1833

1834 Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Обращаю ваше

1835 внимание на то, что на этапе подготовки законопроекта Правовое управление

1836 высказало четыре технических замечания по тексту официального перевода хартии

1837 на русский язык. В настоящий момент все эти замечания учтены, и последнее

1838 заключение Правового управления не содержит никаких замечаний, документ

1839 полностью готов к принятию.

1840

1841 Комитет по труду и социальной политике предлагает проголосовать за

1842 законопроект "О ратификации Европейской социальной хартии...".

1843

1844 Спасибо.

1845

1846 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1847

1848 Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику?

1849

1850 Прошу включить режим записи на вопросы.

1851

1852 Покажите список записавшихся.

1853

1854 Записались одиннадцать депутатов, уже десять: кто-то снял свой вопрос.

1855

1856 Пожалуйста, Селезнёв Валерий Сергеевич.

1857

1858 СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.

1859

1860 Спасибо.

1861

1862 Уважаемая Татьяна Алексеевна, уважаемые коллеги! Довольно странно, что мы

1863 сейчас приступаем к ратификации этой хартии, которая предусматривает святые

1864 вещи, такие как право на труд, право на объединение, на колпереговоры, на

1865 защиту детей и молодёжи, - не буду всё перечислять. Это всё святые статьи, но

1866 они - и это очевидно - требуют дополнительных вливаний из бюджета. Мне

1867 кажется, что это попытка увода от реальных проблем. У нас есть Трудовой

1868 кодекс, у нас есть гражданское законодательство, которое необходимо

1869 совершенствовать и выполнять внутри страны. Мы в очередной раз пытаемся

1870 понравиться Европе, начинаем заигрывать с Европой, несмотря на то что

1871 толкование здесь и там одних и тех же терминов различно, в чём мы

1872 неоднократно убеждались на практике.

1873

1874 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Алексеевна, если вы услышали в выступлении

1875 вопрос, то ответьте или прокомментируйте.

1876

1877 ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Борис Вячеславович.

1878

1879 Валерий Сергеевич, я вам хочу ещё раз сказать, что ратификация социальной

1880 хартии не означает, что мы должны вносить изменения в национальное

1881 законодательство. Европейский комитет оценивает исполнение социальной хартии

1882 тем или иным государством в зависимости от того, как складывается практика

1883 исполнения национального законодательства. Что касается финансового

1884 обеспечения тех или иных норм социальной хартии, то мы с вами очень легко

1885 можем это проверить, когда рассматриваем бюджет на соответствующий финансовый

1886 год и его исполнение: все те нормы, которые закладываются и которые требуют

1887 финансового обеспечения, в бюджете так или иначе просматриваются.

1888

1889 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

1890

1891 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1892

1893 Уважаемая Татьяна Алексеевна, поясните, пожалуйста, не ратифицируется ли

1894 хартия для того, чтобы иметь оправдание для повышения пенсионного возраста до

1895 шестидесяти пяти лет? И второй вопрос. Не кажется ли вам странным, что

1896 статьи, которые прямо копируют название вашего министерства, как раз и не

1897 учитываются, не ратифицируются. Ну, я имею в виду право на социальное

1898 обеспечение, статью 12, большая часть пунктов которой не ратифицируется,

1899 право на социальную и медицинскую помощь, статью 13, которая тоже не

1900 ратифицируется.

1901

1902 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

1903

1904 ГОЛИКОВА Т. А. Николай Васильевич, уважаемый, я должна вам сказать

1905 относительно пенсионного возраста, что сегодня к хартии присоединились сорок

1906 семь европейских государств и сорок её ратифицировали. Во всех этих

1907 европейских государствах пенсионный возраст абсолютно разный. Ратификация

1908 социальной хартии не означает, что мы должны увеличивать пенсионный возраст.

1909 Более того, вы хорошо знаете, что Правительство Российской Федерации в рамках

1910 совершенствования пенсионного законодательства внесло соответствующий

1911 законопроект, в котором нет норм об увеличении пенсионного возраста на

1912 ближайшую и среднесрочную перспективу.

1913

1914 Что касается тех статей, которые не предложены на ратификацию. Я ещё раз

1915 обращаю внимание на то, что статьи, которые вы перечислили, - 12, 13, 23-я и

1916 так далее - это статьи, которые включают терминологию и понятия, не

1917 содержащиеся в российском законодательстве, то есть мы без внесения

1918 соответствующих изменений в своё законодательство эти статьи ратифицировать

1919 не можем.

1920

1921 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста.

1922

1923 АПАРИНА А. В. Спасибо.

1924

1925 Татьяна Алексеевна, к вам вопрос. Вы в своём выступлении отметили, что

1926 ратификация социальной хартии... работа над социальной хартией только

1927 начинается. Спрашивается: а кто же раньше мешал правительству, используя своё

1928 право законодательной инициативы, вносить законопроекты по тем вопросам,

1929 которые предусмотрены в социальной хартии, и есть ли уверенность в том, что

1930 со сменой министра - когда-нибудь вы получите повышение, придёт новый министр

1931 - эта работа будет продолжена? Ведь и до вас был министр, сейчас вы министр.

1932 В Конституции записано, что у нас социальное государство, мы должны очень

1933 стараться, тем более что все инициативы правительства полностью поддерживает

1934 Государственная Дума. Где же преемственность власти - до вас и сейчас? И ещё

1935 раз говорю: есть ли уверенность, что работа будет продолжена дальше?..

1936 (Микрофон отключён.)

1937

1938 Председательствует Первый заместитель

1939 Председателя Государственной Думы

1940 О. В. Морозов

1941

1942 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.

1943

1944 ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Алевтина Викторовна.

1945

1946 Я должна вам сказать, что вот этот период девятилетний действительно был

1947 очень сложным. Он был очень сложным не только с точки зрения принятия

1948 решений, он в первую очередь был сложным с точки зрения

1949 финансово-экономического положения. Как раз 2000 год, когда мы подписали, был

1950 первым годом, когда мы с вами успешно исполняли бюджет, когда у нас появились

1951 дополнительные доходы, которые мы могли направлять на те расходы, которые

1952 были абсолютно необходимы. И только начиная с 2003 года, 2004 года мы с вами

1953 стали принимать дополнительные законы, которые включали дополнительное

1954 финансовое обеспечение. Собственно, благодаря нашей с вами совместной работе,

1955 вот тем четырём-пяти годам, которые прошли, которые позволили нам принять

1956 достаточно серьёзные изменения не только в социальное, но и в жилищное и

1957 другое законодательство и финансово их обеспечить, мы имеем возможность

1958 ратифицировать статьи хартии, которые сегодня предложены.

1959

1960 Что касается преемственности и продолжения дальнейшей работы, то должна вам

1961 сказать, что даже в условиях кризиса - и вы это знаете, Владимир

1962 Владимирович, выступая в Государственной Думе, это подчёркивал -

1963 Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации остаются

1964 приверженцами исполнения социального законодательства, социальных норм,

1965 гарантий выплаты всех пенсий, пособий, зарплат и так далее.

1966

1967 В связи с этим, а также с учётом того, что мы уже присоединились к Конвенции

1968 ООН о правах инвалидов и готовим соответствующий план работы, все наши

1969 действия в направлении дальнейшей ратификации статей социальной хартии, я

1970 полагаю, будут продолжены.

1971

1972 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович.

1973

1974 ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемая Татьяна Алексеевна, вызывает большое опасение

1975 ратификация статьи 19 хартии, в которой говорится о праве

1976 работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь. В Европе эти права

1977 настолько защищены, что скоро коренное население Европы будет вынуждено

1978 переселяться в другие страны от нахлынувшего количества трудовых мигрантов. В

1979 Российской Федерации, по официальным данным, примерно пятнадцать миллионов

1980 подобных мигрантов, из которых больше половины не имеют официального,

1981 легального статуса, и данная хартия позволяет им легализоваться и получить

1982 права на защиту и помощь.

1983

1984 В связи с этим вопрос: может быть, в современных экономических условиях

1985 всё-таки воздержаться пока, на время, от ратификации этой статьи и подумать

1986 об обеспечении прав российских работников и их семей на защиту и помощь, а не

1987 предоставлять подобные права мигрантам?

1988

1989 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

1990

1991 ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Игорь Владимирович.

1992

1993 Я должна вам сказать, что мы как раз не ратифицируем статью 19 полностью, мы

1994 ратифицируем в статье 19 только пункты 5 и 9. Пункт 5: "Обеспечить законно

1995 находящимся на их территории работникам-мигрантам режим, не менее

1996 благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам..."

1997 и так далее. И пункт 9: "Разрешить трудящимся-мигрантам в пределах,

1998 разрешённых законом, переводить любую часть их заработка и сбережений, как

1999 они того пожелают". Все остальные пункты статьи 19, о которых вы как раз

2000 говорите, которые вызывают ваше беспокойство, к ратификации не предлагаются.

2001

2002 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шубина Любовь Фёдоровна.

2003

2004 ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2005

2006 Уважаемая Татьяна Алексеевна, в ходе подготовки к ратификации в

2007 Государственную Думу пришло очень много обращений как от общественных

2008 организаций, так и от конкретных людей с просьбой не ратифицировать пункт 2

2009 статьи 11 данной хартии. Данным пунктом стороны обязуются осуществить

2010 необходимые меры - я читаю, как это написано, - направленные на создание

2011 консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействие

2012 укреплению здоровья населения и поощрение ответственности людей за своё

2013 здоровье. По мнению авторов обращений, ратификация данного пункта повлечёт за

2014 собой обязательность введения в образовательных учреждениях учебного курса

2015 сексуального просвещения, что всё-таки противоречит традициям семейного

2016 воспитания в Российской Федерации и моральным устоям. Помимо этого, они

2017 считают, тогда придётся вносить изменения в Конституцию Российской Федерации,

2018 в законодательство семейное, законодательство по образованию. Пожалуйста,

2019 прокомментируйте ситуацию.

2020

2021 Спасибо.

2022

2023 ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо, Любовь Фёдоровна.

2024

2025 Мы тоже получили такое же обращение, как и Государственная Дума, и с ним

2026 хорошо знакомы. И я ещё раз, отвечая на ваш вопрос, хочу подчеркнуть:

2027 законопроект, которым предполагается ратифицировать пункт 2 статьи 11, не

2028 нацелен на изменение национального законодательства. Соответственно,

2029 ратификация пункта 2 статьи 11 не предполагает внесения изменений ни в

2030 Конституцию Российской Федерации, ни в Семейный кодекс, ни в другие

2031 законодательные и нормативные акты, которые регулируют эти вопросы. Более

2032 того, я должна сказать, что, по оценке экспертов, которые работали над этим

2033 документом, пункт 2 статьи 11 полностью соответствует тем нормам Конституции,

2034 которые сегодня заложены у нас в статье 41 Конституции. Но, безусловно, это

2035 не избавляет нас с вами от необходимости осуществлять профилактическую работу

2036 в школах, включать соответствующие образовательные стандарты, программы

2037 профилактики против ВИЧ/СПИДа, против наркомании, против табакокурения и

2038 алкоголизма. Что касается вашего вопроса, мы считаем, что такой опасности не

2039 существует.

2040

2041 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.

2042

2043 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Татьяна Алексеевна, судя по вашему заявлению в

2044 докладе, судя по ответам на вопросы, ратификация этой конвенции не влечёт за

2045 собой изменения российского законодательства. Иными словами, Россия не берёт

2046 на себя никаких обязательств, и это чисто декларативный шаг. В этой связи я

2047 смотрю статью 16, в которой говорится об обеспечении социальных гарантий

2048 семей и семей с детьми. Там речь идёт о том, что один вид такой гарантии -

2049 это социальные пособия. Для вас, наверное, не секрет, что сегодня социальные

2050 пособия в двадцати семи регионах, а это те самые детские пособия, которые

2051 выплачиваются ребёнку от рождения до шестнадцати лет, составляют 2-3 евро. В

2052 этой связи, если не предполагается никаких изменений в нашем

2053 законодательстве, скажите хотя бы о примерах международного законодательства.

2054 Те самые сорок государств, которые уже ратифицировали хартию, у них так же

2055 обстоят?.. (Микрофон отключён.)

2056

2057 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2058

2059 ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемая Нина Александровна, я должна вам сказать, что в этих

2060 сорока семи государствах абсолютно разные системы социального обеспечения и

2061 социальных пособий, но такого вида социального пособия, о котором вы

2062 говорите, практически нигде нет.

2063

2064 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович.

2065

2066 ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2067

2068 Уважаемая Татьяна Алексеевна, будет ли ратификация Европейской социальной

2069 хартии означать, что мы уже в ближайшее время сможем принять федеральный

2070 закон о государственных минимальных социальных стандартах, который, кстати,

2071 Государственной Думой принят в первом чтении аж в 2003 году?

2072

2073 Спасибо.

2074

2075 ГОЛИКОВА Т. А. Анатолий Семёнович, вы хорошо знаете, что правительство сейчас

2076 работает над совершенствованием законодательства. И это вовсе не означает,

2077 что нам завтра или ещё когда-то необходимо принимать такой закон. Мы

2078 двигаемся по процедуре стандартизации в тех или иных сферах, и это не

2079 означает, что у нас завтра должен быть единый для всех... Мы говорим сейчас,

2080 что у нас, например, в законодательстве об основах здравоохранения написано,

2081 что полномочия относительно необходимости принятия порядков и стандартов

2082 оказания медицинской помощи переданы Правительству Российской Федерации. Мы

2083 работаем, мы такие стандарты готовим. Точно так же работает министерство

2084 образования в части федеральных образовательных стандартов. И эти стандарты в

2085 соответствии с уже принятыми нормами законодательства обязательны к

2086 применению на территории Российской Федерации.

2087

2088 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.

2089

2090 РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.

2091

2092 Спасибо, Олег Викторович.

2093

2094 Уважаемая Татьяна Алексеевна, в своё время Советский Союз с точки зрения

2095 социальных гарантий показывал пример Европе. А сейчас у нас соотношение прав

2096 трудящихся и прав капитала настолько нарушено, что, слава богу, хоть в

2097 каких-то вопросах Европа, кажется, нас подожмёт под свои стандарты. Вопрос:

2098 как правительство видит защиту прав в перспективе, когда у нас будут внесены

2099 серьёзные поправки в Трудовой кодекс, защищающие право трудящихся на

2100 забастовки? И вопрос об исправлении огромной несправедливости: насколько у

2101 нас занижена доля заработной платы в системе затрат в сравнении с Европой?

2102 Вот эти два ориентира - забастовки и зарплата... Когда правительство к этому

2103 всерьёз повернётся?

2104

2105 ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Валентин Степанович, что касается заработной платы,

2106 то это предмет постоянного внимания Правительства Российской Федерации. Этот

2107 вопрос из спектра внимания правительства никогда не уходит. Если у вас есть

2108 какие-то предложения по этому поводу, мы готовы эти предложения рассмотреть.

2109 Что касается забастовок, то пока мы не планируем такое внесение изменений в

2110 Трудовой кодекс.

2111

2112 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2113

2114 Коллеги, все вопросы заданы. Переходим к выступлениям.

2115

2116 Кто выступает от фракции КПРФ? Депутат Коломейцев Николай Васильевич.

2117

2118 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, безусловно, принятие на себя обязательств

2119 - это ответственный шаг. Но мне кажется, что более ответственным шагом была

2120 бы реализация этих обязательств перед своими гражданами.

2121

2122 Вот если мы с вами посмотрим предложения по ратификации... Я уже задавал

2123 вопрос. Странным выглядит то, что даже те статьи, к которым имеет отношение

2124 Минздравсоцразвития, фактически не реализуются. Более того, мы говорим, что

2125 якобы берём на себя обязательства по повышению обязательств перед своими

2126 гражданами, но на самом деле, если вы почитаете, не принимается право на

2127 справедливые условия труда. Оказывается, работать в праздник можно, а

2128 установить оплачиваемые праздничные дни нельзя. Оказывается, что право на

2129 справедливое вознаграждение за труд есть, но Россия не может признать право

2130 работников на такое вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и

2131 их семьям достойный уровень жизни. Оказывается, право на социальное

2132 обеспечение есть, но Россия не может поддерживать систему социального

2133 обеспечения на удовлетворительном уровне, как минимум на таком, который

2134 требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения. Чтобы

2135 меня опять мандатная комиссия ни в чём не обвинила, я зачитаю текст статей.

2136 Это написано в статьях, которые мы не ратифицируем. Оказывается, право на

2137 социальную и медицинскую помощь есть, но Россия не может взять на себя

2138 обязательство любому лицу, которое не имеет достаточных средств к

2139 существованию и которое не в состоянии получить их за счёт собственных усилий

2140 либо из других источников, в частности за счёт пособий в рамках системы

2141 социального обеспечения, предоставить соответствующую помощь, а в случае

2142 болезни - необходимый уход.

2143

2144 Это я только выдержки вам зачитываю. Но если вы почитаете внимательно, то

2145 здесь как раз, с нашей точки зрения, не реализуется то, что в принципе и без

2146 принятия хартии должно реализовываться. Но что самое опасное, с нашей точки

2147 зрения? У нас, к сожалению, ратификация многих международных документов, как

2148 правильно заметил коллега с Дальнего Востока, происходит в основном для того,

2149 чтобы кому-то понравиться. Но, с моей точки зрения, это небезобидный шаг.

2150 Почему? Если вы почитаете приложение к этой хартии, то там разъясняются

2151 юридические, политические и другие последствия. Так вот, с моей точки зрения,

2152 ратифицируя эту хартию, мы даём лишний повод и без того наставляющей нас

2153 Европе постоянно нас критиковать и по делу, и без дела, как это происходит в

2154 Совете Европы, то есть в ПАСЕ, где мы платим больше всех взносы, но нас там,

2155 как мальчишек и девчонок, всё время отчитывают по любому поводу, как только

2156 Европе это нравится. Так вот, с нашей точки зрения, даже ратифицируя эту

2157 хартию, мы в принципе ничего не даём своим избирателям. Более того, я думаю,

2158 что это косвенный повод для того, чтобы всё-таки в ближайшее время (дай бог,

2159 чтобы я ошибался) внести законопроект об увеличении пенсионного возраста,

2160 потому что тут написано, что до шестидесяти пяти лет... Мы знаем, что попытки

2161 внесения такого законопроекта у нас в Думе уже были. Кроме того, с нашей

2162 точки зрения, необходимо со стороны правительства до ратификации, вообще-то,

2163 привести наконец в соответствие с нормами европейской хартии пенсионное

2164 обеспечение.

2165

2166 Мы не ратифицируем здесь статьи, которые говорят о том, что мы должны создать

2167 такое пенсионное обеспечение, которое позволило бы достойно питаться и жить в

2168 достойных условиях нашим пенсионерам. Мы же с вами даже при принятии указа

2169 президента уже лицемерим. Мы говорим: всем ветеранам и инвалидам Великой

2170 Отечественной войны дадим по квартире, дадим по машине. А потом говорим: нет,

2171 не всем дадим, дадим тем, кто встал на очередь до 1 января 2005 года. Будто

2172 бы те, кто не встал на очередь, в ней не нуждаются.

2173

2174 Кроме того, мы возмущены и тем, что в принципе у нас сегодня бюджет

2175 фактически не исполняется. Обратите внимание: из девяноста подразделов

2176 девятнадцать исполнены менее чем на 10 процентов, а к пяти подразделам вообще

2177 никто не приступал. Это при том, что здесь были пять заместителей

2178 председателя правительства, что с этой трибуны сам председатель правительства

2179 нам с пафосом рассказывал, какие эффективные антикризисные меры мы принимаем.

2180 Но, уважаемые друзья, все страны,