Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 184128-5 О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"

О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"

у Президента РФ
19.07.2009

Номер законопроекта:184128-5
Комментарий законопроекта:в части уточнения полномочий Банка России
Дата внесения законопроекта в ГД:07.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/184128-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:19.07.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:193-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Медведев Павел Алексеевич, Депутат ГД
Хайруллин Айрат Назипович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №184128-5 О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"

в части уточнения полномочий Банка России

Дата заседания 26.06.2009, номер заседания 102, строк в стенограмме 8559

О проекте федерального закона № 184128-5 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" (в части уточнения полномочий Банка России).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

939 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

940

941 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Общеизвестно, что благими

942 намерениями вымощена дорога в ад, поэтому у меня два предложения.

943

944 Первое. Пункты 23 и 24, как вредные, снять и дать протокольное поручение

945 Комитету по экономической политике и предпринимательству запросить в

946 Правительстве Российской Федерации информацию: чем подкреплены заявления

947 первого вице-премьера Зубкова, министра сельского хозяйства Скрынник о

948 возможностях России экспортировать 40 миллионов тонн зерна? На сегодняшний

949 день в два раза увеличилась цена на солярку, из 17 миллионов тонн минеральных

950 удобрений, производимых в России, только 1,7 миллиона втридорога продаётся

951 нашим крестьянам, всё остальное вывозится за рубеж. Кроме этого, за прошлый

952 год сельхозмашиностроение... (Микрофон отключён.)

953

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1302 Депутат Коломейцев предлагает снять пункты 23 и 24 сегодня с рассмотрения.

1303 Это два пункта, которые докладывает Комитет по финансовому рынку. Кто мог бы

1304 прокомментировать? Медведев Павел Алексеевич здесь?

1305

1306 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1307

1308 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, это касается и вашего законопроекта -

1309 пункты 23 и 24 предлагают снять. Пожалуйста, дайте комментарий от комитета.

1310 Есть основания снимать эти пункты?

1311

1312 МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1313

1314 Нет, по-моему, никаких оснований снимать нет.

1315

1316 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета: оставить в повестке дня.

1317

1318 Ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева снять сегодня с

1319 рассмотрения пункты 23 и 24.

1320

1321 Включите режим голосования.

1322

1323 Покажите результаты голосования.

1324

1325 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 40 сек.)

1326 Проголосовало за 63 чел.14,0%

1327 Проголосовало против 274 чел.60,9%

1328 Воздержалось 2 чел.0,4%

1329 Голосовало 339 чел.

1330 Не голосовало 111 чел.24,7%

1331 Результат: не принято

1332

1333 Остаются в повестке дня.

1334

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5507 Переходим к рассмотрению пункта 23 порядка работы Государственной Думы -

5508 проекта федерального закона № 184128-5 "О внесении изменения в статью 11

5509 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности

5510 банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Доклад депутата

5511 Государственной Думы Павла Алексеевича Медведева.

5512

5513 Пожалуйста, Павел Алексеевич.

5514

5515 МЕДВЕДЕВ П. А. Большое спасибо.

5516

5517 Уважаемые коллеги, несмотря на то что у нас действует один из лучших законов

5518 по страхованию вкладов граждан в банках, несмотря на то что этот закон очень

5519 аккуратно выполняется Центральным банком и Агентством по страхованию вкладов,

5520 всё-таки банкротство банка - это нежелательное явление. Потому что при

5521 банкротстве банка человек может потерять деньги не только потому, что он

5522 является вкладчиком, он может потерять деньги потому, что пропали деньги его

5523 предприятия, которые предназначались ему в качестве зарплаты, он может

5524 потерять деньги потому, что обанкротилось его предприятие, деньги которого

5525 пропали в обанкротившемся банке, и он потеряет работу и будущую зарплату.

5526

5527 Намного лучше, если банк, попавший в трудное финансовое положение,

5528 санируется. Имея это в виду, мы в октябре прошлого года, если быть точным, 27

5529 октября, приняли чрезвычайно важный закон, у которого длинное название, но

5530 который, по существу, является законом о санировании банков. В этом законе мы

5531 предусмотрели некоторую правильную логику обращения с санируемым банком. Если

5532 заболевший человек подвергается лечению, нельзя ожидать, что у него до

5533 окончания лечения, ну, скажем, температура будет нормальной, если у него

5534 грипп, например. Также нельзя требовать, чтобы у банка, который находится в

5535 процессе санации, нормативы были на правильном уровне. Он попал в трудное

5536 финансовое положение, это отразилось на том, что его нормативы отклонились от

5537 нормального уровня, и до тех пор пока мы не вылечим этот банк, ожидать, что

5538 его нормативы будут в правильном положении, нелогично. Мы разрешили

5539 Центральному банку во время санирования банка не наказывать банк за то, что

5540 его нормативы отклонились от правильного положения.

5541

5542 Но за некоторое время до того, как был принят этот закон, реально санации уже

5543 подвергся некоторый круг банков. Это было чрезвычайно важным делом, потому

5544 что если банк банкротится, то происходят не только те неприятности, о которых

5545 я говорил, - неприятности с теми, кто в той или иной форме доверился банку, -

5546 но и потенциально может наступить эффект домино: обанкротившийся банк

5547 вызывает недоверие ко всей банковской системе, особенно если он имеет

5548 заметное название. Так вот, в сентябре несколько банков с заметными

5549 названиями попали в трудное финансовое положение и нам нужно было их

5550 санировать. В отношении этих банков вот это рациональное решение, о котором я

5551 говорю, - наблюдение за нормативами и реакция на их отклонение от правильного

5552 положения - естественно, не было принято, так как это произошло до принятия

5553 нашего закона.

5554

5555 Ну и вот теперь, если честно сказать, с некоторым опозданием, мы вспомнили о

5556 том, что по отношению к этим банкам вот это логически правильное решение тоже

5557 надо принять. Вот ровно этому посвящён законопроект, который предлагается

5558 вашему вниманию. Убедительная просьба его поддержать.

5559

5560 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич, присаживайтесь, пожалуйста.

5561

5562 С содокладом выступит председатель Комитета по финансовому рынку Владислав

5563 Матусович Резник.

5564

5565 Пожалуйста.

5566

5567 РЕЗНИК В. М. Всё было бы очень хорошо, глубокоуважаемые коллеги, только на

5568 самом деле законопроект не совсем об этом, или не только об этом. Федеральный

5569 закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы

5570 в период до 31 декабря 2011 года" ввёл правовую новеллу в сфере санации

5571 банков. Она действительно состояла в том, что Агентству по страхованию

5572 вкладов (далее - агентство) были предоставлены полномочия по предупреждению

5573 банкротства банков, санации, а Банку России было дано право не принимать,

5574 подчёркиваю, - не принимать мер административного реагирования в отношении

5575 банков, находящихся на санации у агентства. Эти нормы выглядели логичными,

5576 поскольку если банк находился в неустойчивом положении, а агентство принимало

5577 участие в его санации, то Банк России должен был иметь право не применять к

5578 нему мер административного воздействия, предусмотренных законодательством.

5579

5580 В то же время (это сентябрь - октябрь 2008 года) существовала категория

5581 банков, в отношении которых в качестве организации-санатора выступили иные

5582 банки, не связанные с агентством, а в качестве лица, предоставившего

5583 финансовые ресурсы, выступил непосредственно Банк России. Такое

5584 правоотношение действительно не было урегулировано в федеральном законе, в

5585 результате чего бездействие, подчёркиваю, бездействие Банка России, связанное

5586 с неприменением к санируемым банкам мер административного реагирования, не

5587 опиралось на необходимую правовую базу, потому что в этой ситуации он обязан

5588 был реагировать.

5589

5590 Очевидно, что предметом регулирования законопроекта, который мы сейчас

5591 рассматриваем, является создание законодательной базы для действий Банка

5592 России по неприменению мер административного воздействия к банкам, санаторами

5593 которых выступают иные банки, а процедура санации осуществляется за счёт

5594 средств Банка России.

5595

5596 Коллеги, часть вторая статьи 2 законопроекта предполагает, что его нормы

5597 распространятся на взаимоотношения, которые возникли ранее - с 15 сентября

5598 2008 года. Существует два вида правоотношений, которые возникли после

5599 указанной даты. Первый вид - это правоотношения, которые связывают Банк

5600 России с банками-санаторами, по предоставлению им финансовых средств через

5601 депозитные операции. Эти правоотношения находятся вне сферы регулирования

5602 законопроекта, который мы рассматриваем. По этой причине мы и в заключении

5603 комитета их вообще не рассматривали. Второй вид - это те правоотношения,

5604 которые вытекают из реализации Банком России своего права на неприменение мер

5605 административного воздействия к санируемым банкам. Для того чтобы Банк России

5606 мог принять такие административные решения, он должен был обладать

5607 соответствующим правом в отношении особой категории банков, которые

5608 санируются без участия агентства. Само право, о котором идёт речь, может

5609 появиться у Банка России только с принятием того законопроекта, который мы с

5610 вами рассматриваем. На основании этого права Банк России должен принять

5611 административные решения, по которым санируемые банки фактически будут

5612 переведены в особый режим банковского надзора, более льготный по отношению к

5613 обычному режиму банковского надзора. Из этого следует, что правоотношения,

5614 связывающие Банк России и санируемые банки могут возникнуть не ранее того

5615 момента, когда Банком России будут приняты соответствующие административные

5616 решения. В свою очередь, этому моменту должен предшествовать, естественно,

5617 акт принятия того законопроекта, который мы сейчас с вами рассматриваем.

5618 Следовательно, часть вторая статьи 2 законопроекта, распространяющая действие

5619 закона на правоотношения, которые возникли с 15 сентября 2008 года, не имеет

5620 правового содержания, поскольку законопроект не устанавливает новых

5621 правоотношений, а только придаёт специальное право одному из субъектов

5622 будущих правоотношений.

5623

5624 В пояснительной записке к законопроекту сформулирован такой предмет его

5625 регулирования, как создание необходимой правовой основы для принятия решений

5626 о неприменении к санируемым банкам мер административного реагирования.

5627 Учитывая изложенное, следует придти к выводу, что в данный предмет

5628 регулирования не включён вопрос об ответственности Банка России за

5629 бездействие в период с 15 сентября 2008 года по момент вступления закона в

5630 силу. Вопрос этот остаётся неурегулированным. Кроме того, само указание на

5631 то, что действие законопроекта распространяется на правоотношения, которые

5632 возникли после 15 сентября 2008 года, не имеет правового содержания,

5633 поскольку Банк России после принятия закона вынужден будет принимать

5634 отдельные административные решения о неприменении мер административного

5635 реагирования по отношению к шести банкам, ну, естественно, решение с

5636 актуальной, соответствующей датой.

5637

5638 Представляется, что попытка освободить Банк России от ответственности за

5639 неприменение мер административного реагирования в течение периода времени с

5640 15 сентября 2008 года по момент вступления данного законопроекта в силу

5641 столкнётся со следующими обстоятельствами.

5642

5643 Статья 19 Конституции закрепляет принцип равенства прав и свобод граждан.

5644 Этой статьёй государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

5645 гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

5646 отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а

5647 также других обстоятельств. В случае если Банк России будет освобождён от

5648 ответственности, то окажется, что в одно и то же время за одни и те же

5649 нарушения в банковской деятельности Банк России к одной категории банков

5650 принимал меры административного реагирования, а к другой - это санируемые

5651 банки и банки-санаторы - не принимал, что на самом деле прямо нарушает

5652 конституционный принцип равенства прав и свобод граждан, если распространять

5653 его на собственников банка, его заёмщиков и вкладчиков. По отношению к

5654 юридическим лицам этот конституционный принцип находит своё отражение через

5655 нормы гражданского законодательства, которые в статье 1 Гражданского кодекса

5656 устанавливают принцип равенства всех субъектов гражданского права перед

5657 законом.

5658

5659 Как известно, практика правового регулирования знает такие институты, как

5660 аналогия права и аналогия закона. Аналогия закона предполагает ситуацию,

5661 когда к отношениям, прямо не предусмотренным законом, применяются нормы

5662 законодательства, регулирующие сходные отношения. Аналогия права предполагает

5663 другое - то есть ситуации, когда невозможно применять аналогию закона, и в

5664 этих случаях отношения сторон регулируются исходя из общих принципов права. В

5665 рассматриваемом законопроекте предполагается не аналогия права и не аналогия

5666 закона, а некая ситуация, которая не имеет прямых аналогий в юридической

5667 технике, но тем не менее так есть. Состоит она в том, что меры, которые

5668 принимает агентство по отношению к банкам-санаторам, предлагается считать

5669 мерами, аналогичными тем, которые принимал Банк России по отношению к

5670 банкам-санаторам в сентябре - октябре 2008 года. Между тем и одни, и другие

5671 меры являются вполне конкретными, юридически определёнными, хотя и

5672 разнородными, поэтому неясно, в чём смысл уподобления разнородных случаев

5673 друг другу, поскольку получается, что вполне определённые на практике

5674 отношения посредством этой нормы приобретают неопределённый, расплывчатый

5675 характер.

5676

5677 В данном случае можно предположить два обстоятельства. Первое - имеет место

5678 небрежность в сфере юридической техники, которая может быть исправлена

5679 посредством прямого указания на действия Банка России, имевшие место в 2008

5680 году. Либо второе - Банк России оформлял операции с банками-санаторами в

5681 сентябре - октябре 2008 года посредством таких юридических формул, моделей,

5682 которые прямо не были предусмотрены законом о Банке России, таким образом,

5683 возникла необходимость принятием данного закона урегулировать эти проблемы.

5684 Представляется, что как в первом, так и во втором случае предлагаемая форма

5685 регулирования вызывает вопросы.

5686

5687 Естественно, понятно, что возникает вопрос о целесообразности принятия этого

5688 законопроекта после такого моего выступления, но тем не менее мы считаем,

5689 комитет считает после обсуждения, что принять этот закон необходимо. Учитывая

5690 позицию Банка России, правительства, президентской стороны и то, что действия

5691 Банка России были направлены в целом на благо, мы рекомендуем поддержать

5692 данный законопроект в первом чтении и в целом.

5693

5694 Спасибо.

5695

5696 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Владислав Матусович.

5697

5698 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Итак, я вижу

5699 троих желающих задать вопросы: Рохмистров, Лебедев и Коломейцев.

5700

5701 Пожалуйста, депутат Рохмистров, ваш вопрос.

5702

5703 РОХМИСТРОВ М. С. У меня такой вопрос...

5704

5705 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Называйте, к кому вопрос будет.

5706

5707 РОХМИСТРОВ М. С. Кто ответит. Наверное, к Владиславу Матусовичу, раз он на

5708 трибуне.

5709

5710 Любой законопроект всегда идёт как бы в чьих-то интересах. Здесь у нас есть

5711 три игрока (будем так говорить): это Центральный банк, организации, которые

5712 санировали банки, которые попали в сложную ситуацию, и, собственно говоря,

5713 сами банки, которые попали в процедуру санации. В чьих интересах принимается

5714 настоящий законопроект?

5715

5716 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к кому?

5717

5718 На центральную трибуну, пожалуйста, Павел Алексеевич.

5719

5720 МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо за вопрос, очень хорошо сформулированный вопрос.

5721 Действительно, всякий закон принимается в чьих-то интересах.

5722

5723 Давайте вспомним, что было в 2004 году, когда санировать банки было

5724 невозможно, ну, во всяком случае до того как случилась беда с одним из банков

5725 (уж не буду называть его). Мы стояли на краю пропасти, и пропасть эта

5726 называлась "системный кризис в банковской сфере". Один банк, ничтожный банк с

5727 заметным названием потянул за собой целую цепочку. Нужны были чрезвычайные

5728 усилия для того, чтобы не допустить системного кризиса.

5729

5730 В 2008 году, когда экономический кризис был несравненно более глубоким, чем в

5731 1998 году, а о 2004-м я и не говорю, тогда никакого экономического кризиса не

5732 было, ничего похожего на системный кризис не произошло оттого, что мы приняли

5733 разумный закон. Ещё раз повторяю, 27 октября мы приняли чрезвычайно разумный

5734 закон. Мы поручили АСВ, Агентству по страхованию вкладов, санировать банки,

5735 если это возможно и если банки играют заметную роль на рынке. Мы

5736 предотвратили панические настроения.

5737

5738 Оказывается, мы прозевали несколько банков, санирование которых началось

5739 раньше. Вот этот закон, который я предлагаю, принимается в интересах здравого

5740 смысла. Получается, тот банк, который с 27 октября находится на лечении, не

5741 обязан выздороветь в тот день, когда его начали лечить, у него могут быть

5742 плохие показатели до момента излечения, а те банки, которые начали лечить 15

5743 сентября, обязаны в тот момент, когда их начали лечить, вылечиться. Чтобы

5744 преодолеть этот логический тупик, ничего не остаётся сделать, как только

5745 принять тот закон, который я предлагаю, только и всего.

5746

5747 Спасибо.

5748

5749 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.

5750

5751 Пожалуйста, депутат Лебедев, ваш вопрос.

5752

5753 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.

5754

5755 У меня вопрос к председателю комитета.

5756

5757 Уважаемый Владислав Матусович, насколько мы поняли из выступления автора

5758 данного законопроекта, и в принципе то же самое написано в пояснительной

5759 записке, процедуре санации на сегодняшний день был подвергнут очень узкий

5760 круг банков. Соответственно, получается, что мы принимаем отдельный закон,

5761 который будет распространяться исключительно только на этот узкий круг

5762 банков. А если завтра процедуре санации будут подвергнуты ещё какие-то банки,

5763 действие закона будет распространяться на них или для тех банков мы будем

5764 вынуждены принимать ещё один отдельный закон?

5765

5766 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович.

5767

5768 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Резнику.

5769

5770 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы пояснить, что да,

5771 действительно, этот закон касается тех банков, которые были санированы до

5772 принятия закона о дополнительных мерах по укреплению стабильности банковской

5773 системы в период до 31 декабря 2011 года, и только их, а если речь пойдёт о

5774 санировании других банков, если возникнет такая ситуация, то они уже

5775 санируются в соответствии с принятым нами 27 октября 2008 года законом.

5776

5777 Спасибо.

5778

5779 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев. Ваш вопрос, Николай Васильевич.

5780

5781 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

5782

5783 Вы знаете, я вот слушал Владислава Матусовича и думал: ну всё, зарубил

5784 комитет закон. Он всё выступал против закона, а в конце сказал, что он за

5785 закон. У меня сразу возник вопрос. Два антагониста - Медведев и Резник -

5786 вдруг нашли общий язык. И сразу у меня подозрение, потому что сколько денег

5787 ни давай банковской сфере, в реальный сектор они так и не попадают. Всё-таки,

5788 Павел Алексеевич, скажите, пожалуйста, вы можете назвать конкретно, каких

5789 банков касается этот закон? Потому что не получится ли так, что вы пытаетесь

5790 увести вчера назначенного расхваливаемого вами председателя Центробанка от

5791 ответственности за неэффективное распределение антикризисных средств?

5792

5793 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.

5794

5795 Пожалуйста.

5796

5797 МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо за вопрос. Эти банки я уже указал в пояснительной

5798 записке, они чёрным по белому здесь прописаны. Прочитайте.

5799

5800 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич.

5801

5802 Уважаемые депутаты, имеются ли желающие выступить по данному законопроекту?

5803 Есть один, депутат Багаряков.

5804

5805 Пожалуйста, включите ему микрофон.

5806

5807 БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.

5808

5809 Спасибо.

5810

5811 Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем очень показательный законопроект.

5812 Суть его в том, что предлагается задним числом узаконить все те решения,

5813 которые принимались Центральным банком для санации банков, а также разрешить

5814 и дальше продолжать эти санации без надлежащего контроля. На наш взгляд,

5815 подобный подход создаёт очень опасный прецедент.

5816

5817 Здесь уже отмечали: действительно вся конструкция представляет собой нонсенс

5818 с правовой точки зрения. Во-первых, предлагается задним числом распространить

5819 действие закона на правоотношения, возникшие ранее. Получаем противоречие:

5820 законопроект в режиме реального времени ссылается на те правоотношения,

5821 которые ещё не возникли. Это первое.

5822

5823 Во-вторых, зачем понадобилось вводить юридическую новацию, разрешая применять

5824 закон при реализации мер, аналогичных указанным где-то там, вместо того чтобы

5825 чётко указать, какие меры применял Центральный банк? Или такой формулировкой

5826 ЦБ пытается как-то скрыть эти меры?

5827

5828 Третье, проект закона предусматривает, что к одним банкам за одни и те же

5829 правонарушения Банк России применяет санкции, а к другим, санированным, не

5830 применяет, что прямо нарушает нормы гражданского законодательства,

5831 устанавливающего равенство всех субъектов права перед законом.

5832

5833 Интересное мы выслушали выступление главы комитета. Действительно, и коллеги

5834 уже заметили, что Комитет по финансовому рынку, отметив многочисленные

5835 недостатки законопроекта, похоже, не придал им никакого значения, поскольку,

5836 как указывается в заключении комитета (я цитирую), Банк России полностью

5837 поддерживает законопроект. Другими словами говоря, по закону, конечно, много

5838 вопросов, но раз Банк России просит и это устраивает его, то давайте его

5839 принимать. Такой подход считаю минимум странным.

5840

5841 Теперь экономическая суть закона. Вот коллеги интересовались, какие банки

5842 подпали под санацию. Я объясню. Подпали шесть банков: это "КИТ Финанс",

5843 Связь-Банк, Собинбанк, ГЛОБЭКСБАНК, ЯРСОЦБАНК и банк "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ". На

5844 их санацию ушло, представьте себе, 160 миллиардов рублей и 2,5 миллиарда

5845 долларов. Более того, сегодня "КИТ Финанс" предполагается санировать второй

5846 раз, причём цифра звучит фантастическая: дополнительно 135 миллиардов рублей.

5847 Чувствуете разницу? Стоимость санации таких банков превысила все мыслимые

5848 пределы, более того, многократно превысила размер страховых выплат АСВ.

5849 Другими словами, дешевле было бы отозвать у этих банков лицензии, а АСВ

5850 выплатило бы вкладчикам этих банков деньги за счёт бюджета, и сэкономили бы

5851 миллиарды рублей, десятки миллиардов рублей.

5852

5853 Качество активов банков оказалось крайне низким. В отдельных случаях капитал

5854 у банков, которые были санированы, практически отсутствовал, я привожу вам

5855 пример - Связь-Банк. Зачастую у банков было множество неучтённых

5856 обязательств. Возникает вопрос: куда же смотрел Центральный банк и каково же

5857 качество надзора со стороны Центрального банка? На что пошли деньги в ходе

5858 санации и был ли вообще достигнут какой-либо результат, сегодня никто

5859 сказать, к сожалению, не может.

5860

5861 Недавно страну потрясла история пропажи миллиарда рублей пенсионных денег,

5862 находившихся на счетах банка "ВЕФК-Урал". Как оказалось, "ВЕФК-Урал"

5863 перечислил полученные деньги в формально не связанный с ним банк "ВЕФК",

5864 который находился в стадии санации, где они якобы зависли. В итоге сегодня

5865 две государственные структуры - Пенсионный фонд и "Почта России" - друг с

5866 другом судятся по поводу того, кто же кому должен вернуть миллиард рублей

5867 пенсионных денег, забыв о виновнике пропажи - о банке. Не связаны ли такие

5868 случаи с послаблениями, принятыми в отношении санированных банков?

5869

5870 Мы считаем такой подход - тотальную отмену меры контроля за банками -

5871 изначально порочным. Напротив, мы считаем, Центральный банк обязан самым

5872 подробным образом отчитаться обо всех санациях и ужесточить правила надзора.

5873 В итоге наша фракция будет голосовать протии этого законопроекта.

5874

5875 Спасибо.

5876

5877 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.

5878

5879 Уважаемые депутаты, выступили все желающие. Полномочный представитель

5880 президента не желает выступить? Полномочный представитель правительства? Нет.

5881 С заключительным словом выступит докладчик.

5882

5883 Пожалуйста, Павел Алексеевич.

5884

5885 МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо.

5886

5887 Уважаемые коллеги, ну просто в отчаяние впадаешь! Объяснял, объяснял, что при

5888 банкротстве банка мало считать потери физических лиц, которые имеют депозит в

5889 банке, надо посчитать ещё многие, многие другие потери, например потери

5890 оборотных средств предприятия, следствием которых будет потеря зарплат

5891 сотрудников предприятия. Ну как же можно сравнивать затраты на санацию банка

5892 с потенциальными выплатами гражданам по закону о банкротстве банков?! Ну

5893 извините, ради бога, к одним банкам применяются законы, которые регулируют

5894 надзор, а к другим не применяются? А к тем банкам, которые подпали под закон

5895 от 27 октября, применяются или не применяются? Ну чего же мы так по-разному

5896 относимся к разным банкам? Я всего-навсего предлагаю к тем банкам, которые не

5897 подпали под закон от 27 октября, применять ровно то, что там написано. Ну

5898 если не возражали против закона от 27 октября, как можно возражать против

5899 того, что я предлагаю?

5900

5901 И маленькое разъяснение по поводу принятия задним числом. Нет никакого, так

5902 сказать, заднего числа, потому что многие надзорные требования принципиально

5903 распространяются на предыдущее время. Читаю один из пунктов статьи 48 закона

5904 "О страховании вкладов...", там написано, что банк исключается из системы

5905 страхования, если в течение шести месяцев подряд не выполняет один и тот же

5906 обязательный норматив из числа установленных Банком России. Это значит, что

5907 если мы сегодня применяем какой-то закон, то автоматически мы должны

5908 оглянуться на шесть месяцев назад. Ну какое же тут принятие закона задним

5909 числом? Так устроена надзорная процедура.

5910

5911 Убедительная просьба проголосовать за этот абсолютно безальтернативный не с

5912 юридической, а с логической точки зрения закон.

5913

5914 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Присаживайтесь, пожалуйста.

5915

5916 Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект № 184128-5 "О

5917 внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах

5918 для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011

5919 года"? Прошу голосовать.

5920

5921 Включите режим голосования.

5922

5923 Покажите, пожалуйста, результаты.

5924

5925 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 15 сек.)

5926 Проголосовало за 318 чел.70,7%

5927 Проголосовало против 55 чел.12,2%

5928 Воздержалось 1 чел.0,2%

5929 Голосовало 374 чел.

5930 Не голосовало 76 чел.16,9%

5931 Результат: принято

5932

5933 Принято.

5934

5935 Уважаемые депутаты, поступало предложение принять данный законопроект в

5936 целом. Есть возражения против этого? Уважаемые коллеги, я хочу вас поставить

5937 в известность, что в соответствии со статьёй 119, часть восьмая, сейчас мы

5938 должны будем сделать следующее: если появятся возражения, я буду давать

5939 каждому депутату возможность выступить, после этого мы всё равно перейдём к

5940 голосованию за этот законопроект в целом. Вот такой порядок по статье 119,

5941 часть восьмая.

5942

5943 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5944

5945 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз я вам напоминаю и спорить ни с кем не буду:

5946 статья 119, часть восьмая. Если вы хотите ещё по одному кругу заниматься этим

5947 вопросом - пожалуйста. Есть ли возражения по данному законопроекту? Есть.

5948 Одно возражение есть.

5949

5950 Пожалуйста, включите микрофон депутату Романову Валентину Степановичу.

5951

5952 РОМАНОВ В. С. Я полагаю, что это будет серьёзный прецедент, если мы после

5953 такого обсуждения, когда два профессионала противопоставляли аргументы, когда

5954 целая фракция жёстко высказалась против, станем в таком темпе законопроект

5955 доводить до последнего чтения.

5956

5957 Павел Алексеевич, ваш профессионализм я под сомнение никогда не ставил, но,

5958 когда вы так яростно отстаиваете свою позицию, говорите, что нельзя затронуть

5959 судьбу ни одного, даже маленького банка, я думаю, что мы уходим от

5960 реальности, не учитываем того, что происходит в мире. В мире идёт банкротство

5961 банковской системы во время кризиса. По аналогии тогда мы должны говорить и о

5962 судьбе крупнейших предприятий, в том числе и оборонного значения. Банки надо

5963 защищать от катастрофы всеобщей, но ещё более надо защищать реальный сектор

5964 экономики. Я полагаю, что не должно сейчас всё это так скоропалительно

5965 приниматься.

5966

5967 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По Регламенту должен дать пояснения представитель

5968 ответственного комитета, и поэтому я прошу Владислава Матусовича высказаться

5969 по данному вопросу.

5970

5971 Включите, пожалуйста, микрофон.

5972

5973 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я просто изложил позицию комитета,

5974 высказал все замечания комитета к представленному законопроекту и довёл до

5975 сведения палаты, что комитет рекомендует принять данный законопроект в первом

5976 чтении и в целом.

5977

5978 Спасибо.

5979

5980 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.

5981

5982 Поскольку больше возражающих не было, ставится в целом указанный... (Шум в

5983 зале.) Уважаемые коллеги, я вижу, что есть желающие выступить по ведению.

5984 (Шум в зале.) Но у меня три человека впереди вас, Николай Васильевич

5985 Коломейцев.

5986

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5997 МАКАРОВ А. М. Надежда Васильевна, извините, у меня по следующему вопросу по

5998 ведению, это после окончания этого вопроса. Простите.

5999

6000 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Коломейцев.

6001

6002 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

6003

6004 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Почитайте внимательно

6005 Регламент: вы не имеете права ставить на голосование закон в целом, если есть

6006 хотя бы одно возражение. Мы будем опротестовывать этот закон в

6007 Конституционном Суде. Мы имеем право давать поправки к любому закону, и у нас

6008 они есть.

6009

6010 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это ваше право, Николай Васильевич, но я ещё раз

6011 хочу... (Шум в зале.)

6012

6013 Уважаемые коллеги, в таком случае я вам зачитываю из статьи 119 следующий

6014 текст: по окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято

6015 предложение о принятии или об одобрении закона, председательствующий ставит

6016 на голосование предложение ответственного комитета о принятии или об

6017 одобрении в целом. Не снято было... (Шум в зале.) Коллеги, вы зачем

6018 говорите?.. Вы прочитайте, пожалуйста, сами статью.

6019

6020 Пожалуйста, прочитайте, Николай Васильевич, не вводите всех в заблуждение.

6021

6022 Ставится на голосование проект федерального закона № 184128-5 "О внесении

6023 изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах для

6024 укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"

6025 в целом, минуя второе и третье чтения. В рамках "часа голосования".

6026

6027 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6028

6029 Покажите, пожалуйста, результаты.

6030

6031 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 02 сек.)

6032 Проголосовало за 319 чел.70,9%

6033 Проголосовало против 60 чел.13,3%

6034 Воздержалось 1 чел.0,2%

6035 Голосовало 380 чел.

6036 Не голосовало 70 чел.15,6%

6037 Результат: принято

6038

6039 Принято.

6040