Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 186832-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

во втором чтении
06.04.2011

Номер законопроекта:186832-5
Комментарий законопроекта:в части введения механизма ликвидационного неттинга
Дата внесения законопроекта в ГД:13.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/186832-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:06.04.2011
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:5077-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №186832-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части введения механизма ликвидационного неттинга

Дата заседания 06.04.2011, номер заседания 221, строк в стенограмме 6726

О проекте федерального закона № 186832-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении механизма ликвидационного неттинга; принят в первом чтении 9 июня 2009 года).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1409 Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1410 законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по

1411 финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.

1412

1413 Пожалуйста.

1414

1415 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

1416 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1417

1418 Глубокоуважаемые коллеги, 11 марта президент подписал закон "О клиринге и

1419 клиринговой деятельности" и закон о внесении изменений в связи с принятием

1420 этого закона. В этих законах полностью урегулирован тот вопрос, который

1421 изначально ставился в законопроекте о ликвидационном неттинге, по этой

1422 причине его дальнейшее рассмотрение нецелесообразно. Предлагаем его

1423 отклонить.

1424

1425 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1426

1427 Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет.

1428 Полномочному представителю правительства? Нет. Выносим 8-й вопрос на "час

1429 голосования".

1430

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5027 Пункт 8. По мотивам - Кашин Борис Сергеевич.

5028

5029 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

5030

5031 Уважаемые депутаты, законопроект, который предлагается отменить, имел своей

5032 целью решение очень важной, актуальной проблемы - как по справедливости

5033 провести процедуру ликвидации компании в случае её банкротства в ситуации,

5034 когда она имеет сложный набор активов, в том числе производные ценные бумаги

5035 и долгосрочные контракты. Отменяем мы этот законопроект на том основании, что

5036 введена процедура так называемого ликвидационного неттинга другим законом, но

5037 на самом деле эта проблема не решена и мы будем сталкиваться на практике с

5038 несовершенством нашего законодательства.

5039

5040 Поэтому я обращаю внимание на тот факт, что мы, Государственная Дума, пошли

5041 по пути наименьшего сопротивления и оставили проблему без серьёзного решения.

5042

5043 Фракция КПРФ такой подход не поддерживает.

5044

5045 Спасибо.

5046

5047 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5048

5049 Коллеги, ставится на голосование из пункта 8 повестки дня проект федерального

5050 закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

5051 Федерации" в следующей редакции: кто за то, чтобы согласиться с предложением

5052 комитета и отклонить указанный законопроект?

5053

5054 Включите режим голосования.

5055

5056 Покажите результаты.

5057

5058 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 49 сек.)

5059 Проголосовало за 311 чел.69,1 %

5060 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

5061 Воздержалось 1 чел.0,2 %

5062 Голосовало 313 чел.

5063 Не голосовало 137 чел.30,4 %

5064 Результат: принято

5065

5066 Принято.

5067

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5801 СВЕРДЛОВ Ю. В. Спасибо большое, Олег Викторович.

5802

5803 Сообщаю для протокола: по вопросам 7 и 8 депутат Свердлов голосовал за, по

5804 вопросу 1 (в целом) Иткулов тоже голосовал за.

5805

Дата заседания 09.06.2009, номер заседания 99, строк в стенограмме 7376

О проекте федерального закона № 186832-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении механизма ликвидационного неттинга).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2086 Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

2087 законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный

2088 представитель Правительства Российской Федерации заместитель руководителя

2089 Федеральной службы по финансовым рынкам Александр Юрьевич Синенко.

2090

2091 СИНЕНКО А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2092 заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.

2093

2094 Спасибо, Олег Викторович.

2095

2096 Добрый день, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации выносит

2097 на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в

2098 отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части введения

2099 механизма ликвидационного неттинга.

2100

2101 Кратко напомню, что этот законопроект направлен на совершенствование

2102 правового регулирования сделок с производными финансовыми инструментами.

2103 Напомню сегодняшнюю проблему. Дело в том, что рынок производных финансовых

2104 инструментов в нашей стране достаточно сильно развит, он набирает обороты, но

2105 ему мешают несколько препятствий, в том числе правового характера. О чём идёт

2106 речь? В основном проблема касается ситуации, связанной с невозможностью одной

2107 из сторон сделки с производными финансовыми инструментами исполнить свои

2108 обязательства. Если говорить более кратко, речь идёт о состоянии банкротства

2109 одной из сторон сделки с производными финансовыми инструментами. В этой

2110 ситуации наше общее правовое регулирование, связанное с банкротством, и

2111 судебная практика поддерживают данную точку зрения, рассматривая каждую

2112 конкретную сделку между двумя сторонами как самостоятельную, с

2113 соответствующими последствиями для предъявления претензий кредиторов. В

2114 данном случае это нерационально, потому что между двумя сторонами может быть

2115 несколько десятков, а то и сотен однородных или разнородных сделок с

2116 производными финансовыми инструментами. При этом непонятно, кто кому должен в

2117 конечном итоге и какую сумму. Эта ситуация в данном случае как раз вносит

2118 неопределённость, увеличивает риски и препятствует развитию рынка производных

2119 финансовых инструментов.

2120

2121 Данный законопроект, который разработан ФСФР России и вносится Правительством

2122 Российской Федерации, как раз и предлагает на основе иностранного

2123 положительного опыта внедрить механизм так называемого ликвидационного

2124 неттинга. Его смысл в том, что вводится понятие единого договора - это

2125 договор, который как раз заключается между сторонами и исполнение

2126 обязательств по которому может быть прекращено только совместно по всем

2127 сделкам, существующим между этими сторонами.

2128

2129 На какие сделки предполагается распространить этот закон? Прежде всего, это

2130 сделки с производными финансовыми инструментами, во-вторых, сделки, где из

2131 сторон обязательно должен быть либо банк, либо профессиональный участник

2132 рынка ценных бумаг, которые имеют соответствующую лицензию. На наш взгляд,

2133 именно эти критерии позволяют выделить из всего массива сделок те, на которые

2134 распространяется особый режим ликвидационного неттинга, и соответствующим

2135 образом гарантировать права кредиторов, а также учесть интересы рынка в

2136 целом. Помимо этого новым понятием, которое предлагается ввести, является

2137 понятие нетто-обязательства - это как раз тот итог, который возникает в

2138 результате определения взаимных обязательств между сторонами по какому-то

2139 одному, единому договору.

2140

2141 Мы считаем, что подобного рода нововведения - я напомню, предлагается ввести

2142 поправки в три закона: закон "О рынке ценных бумаг", закон "О

2143 несостоятельности (банкротстве)" и закон "О несостоятельности (банкротстве)

2144 кредитных организаций", - такие точечные поправки в данном случае как раз и

2145 позволят решить основную проблему дальнейшего развития рынка производных

2146 финансовых инструментов в России, снизить риски, которые при этом возникают.

2147

2148 Убедительная просьба поддержать законопроект в первом чтении.

2149

2150 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

2151

2152 Содоклад от комитета сделает заместитель председателя комитета Лиана

2153 Витальевна Пепеляева.

2154

2155 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект

2156 федерального закона закрепляет и легализует в российском законодательстве

2157 институт ликвидационного неттинга, то есть механизма определения

2158 нетто-обязательства по финансовым сделкам при осуществлении процедур

2159 банкротства. Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию проекта

2160 федерального закона, однако ко второму чтению необходимо дополнительно

2161 проработать ряд вопросов. Так, например, законопроект предусматривает

2162 возможность проведения взаимозачёта по финансовым сделкам в рамках процедур

2163 банкротства. При этом действующий Федеральный закон "О несостоятельности

2164 (банкротстве)" предусматривает специальный порядок удовлетворения требований

2165 кредиторов исходя из принципов пропорциональности и очерёдности.

2166 Следовательно, при проведении взаимозачёта необходимо также соблюдать данные

2167 принципы. Действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)

2168 кредитных организаций" вообще не предусматривает возможности проведения

2169 взаимозачёта в ходе процедуры конкурсного производства. Поэтому для того,

2170 чтобы нормы предлагаемого проекта федерального закона были реализованы на

2171 практике, необходимо внести изменения, сделав исключение для финансовых

2172 сделок.

2173

2174 Далее. Не совсем ясен механизм определения размера денежных обязательств по

2175 некоторым видам сделок, например по сделкам под условием. Кроме того, на ряд

2176 финансовых сделок, например на сделки РЕПО, предлагаемый механизм не

2177 распространяется.

2178

2179 Данные замечания не носят концептуальный характер, не препятствуют принятию

2180 проекта федерального закона в первом чтении. В целом Комитет по финансовому

2181 рынку считает, что новый институт необходимо законодательно закрепить, при

2182 этом важно сделать так, чтобы не были ущемлены интересы и кредиторов, в

2183 частности не была уменьшена конкурсная масса.

2184

2185 Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект

2186 федерального закона в первом чтении.

2187

2188 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока. Сейчас я спрошу, есть ли

2189 вопросы. Нет вопросов. Присаживайтесь.

2190

2191 Есть ли желающие выступить? Борис Сергеевич Кашин, других рук я не вижу.

2192 Подводим черту.

2193

2194 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

2195

2196 Спасибо.

2197

2198 Мы рассматриваем этот законопроект как попытку оптимизировать и сделать более

2199 понятными правила реализации процедуры банкротства и вообще как попытку

2200 финансового оздоровления банков и финансовых компаний. Сама эта идея,

2201 безусловно, заслуживает поддержки, потому что сейчас пожелание властей, чтобы

2202 Россия стала финансовым центром, в значительной степени теряют обоснованность

2203 из-за того, что гарантий для участников рынка, что в случае каких-то

2204 нештатных ситуаций их права будут обеспечены, никаких нет. Поэтому мы

2205 считаем, что законопроект нужный, и мы поддержим его в первом чтении.

2206

2207 В то же время следует отметить, что законопроект сырой, и если его оставить в

2208 том виде, в каком он сейчас представлен, то наши участники рынка могут опять

2209 оказаться в той ситуации, в которой они оказались в период начала кризиса. В

2210 чём наша проблема? В том, что в трудный момент действия финансовых властей

2211 определяются звонками из Кремля и Белого дома. Вот мы недавно рассматривали в

2212 нашем комитете один из законопроектов, касающихся деятельности Центрального

2213 банка, и представители Центрального банка прямо сказали, что они, даже не

2214 имея на то, в общем-то, достаточных полномочий, реализовывали поручение

2215 правительства. Встаёт вопрос: какими аргументами руководствовалось

2216 правительство, принимая решение, например, о том, что надо спасать тот или

2217 иной коммерческий банк? Совершенно ясно, что именно финансовые власти -

2218 Центральный банк, Министерство финансов - должны быть последней инстанцией

2219 при принятии таких решений. К сожалению, у нас процедуры абсолютно неясны, и

2220 в результате есть все основания считать, что уже сейчас бюджет потерял

2221 колоссальные средства из-за того, что непонятно, как будут действовать

2222 финансовые власти в той или иной ситуации. Естественно, инвесторы боятся

2223 этого и предпочитают страховать свои риски, как правильно написано в

2224 пояснительной записке, на западных рынках. Вот с этой точки зрения есть

2225 серьёзные недоработки в этом законопроекте, и мы рассчитываем, что во втором

2226 чтении они будут устранены.

2227

2228 О чём идёт речь? Прежде всего в законопроекте описано, как должна проходить

2229 процедура вот этого неттинга, то есть взаимного учёта различных обязательств

2230 ликвидируемой организации, и, что касается биржевых инструментов, бесспорно,

2231 сама возможность биржи неттировать те или иные обязательства ликвидируемой

2232 организации исключительно полезна. Даже в этот кризисный момент банки,

2233 которые были перекредитованы, свои обязательства неттировали через биржу.

2234 Поэтому этот механизм уже дал реальный результат. Однако формулировка,

2235 которая здесь написана, не выдерживает никакой критики. Здесь написано, что

2236 исходя из биржевой цены происходит взаимозачёт финансовых инструментов, если

2237 базисный актив торгуется на организованном рынке. Я не хочу здесь входить в

2238 детали, но это на самом деле совершенно неудовлетворительная формулировка. Но

2239 самое главное, на что я хочу обратить внимание, касается процедуры вот этого

2240 неттинга, в случае если финансовый инструмент не торгуется на бирже. Есть

2241 общепринятая методика оценки портфеля того или иного банка - это актуарное

2242 оценивание. Это вопрос, который должны решать специалисты-актуарии. У нас, к

2243 сожалению, - вот это самое главное, что я бы хотел подчеркнуть, - власть

2244 категорически не хочет слышать про эти методы, про науку слышать не хочет и

2245 вспоминает о них только тогда, когда уже совершенно ясно видны их проколы,

2246 как в прошлый раз, когда представитель Минздравсоцразвития Воронин нам

2247 говорил, что актуарии готовили поправки к закону о пенсионном страховании. На

2248 самом деле деятельность актуариев нигде не заметна вообще. Вот здесь

2249 предлагается, вот в этом пункте этого законопроекта, привлекать для оценки

2250 фактически финансового состояния банка независимого оценщика.

2251

2252 Представьте ситуацию: крупный банк находится на грани банкротства и какой-то

2253 независимый оценщик должен оценить огромный портфель в тысячи контрактов и

2254 принять соответствующее решение. Совершенно ясно, что это повод для

2255 субъективизма, повод для коррупции, и совершенно ясно, что в закон должна

2256 быть введена процедура, которая регламентирует действия в подобном случае.

2257

2258 Поэтому я хотел бы, чтобы служба по финансовым рынкам шла впереди других

2259 наших финансовых институтов, которые почему-то категорически, повторяю, не

2260 хотят реально вводить понятие актуарного оценивания, и наконец-то ввела в

2261 этот законопроект соответствующие дополнения, и тогда участники рынка будут

2262 понимать, с кем они имеют дело. Они боятся того, что независимый оценщик,

2263 скажем так, независимый в кавычках, примет то решение, которое порекомендует

2264 обладатель высокого кабинета.

2265

2266 Поэтому, я ещё раз повторяю, мы поддерживаем законопроект в первом чтении, но

2267 он страдает недостатками, характерными для всего нашего финансового блока, и

2268 они должны быть устранены.

2269

2270 Спасибо.

2271

2272 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, представители правительства и

2273 президента не настаивают на участии в дискуссии, докладчик не настаивает на

2274 заключительном слове, как я понимаю.

2275

2276 Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

2277 отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2278

2279 Включите режим голосования.

2280

2281 Покажите результаты.

2282

2283 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 13 сек.)

2284 Проголосовало за 409 чел.90,9%

2285 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2286 Воздержалось 1 чел.0,2%

2287 Голосовало 410 чел.

2288 Не голосовало 40 чел.8,9%

2289 Результат: принято

2290

2291 Принято.

2292