Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 186951-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

в первом чтении
09.09.2009

Номер законопроекта:186951-5
Комментарий законопроекта:в части введения новых и уточнения действующих законодательных норм
Дата внесения законопроекта в ГД:13.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/186951-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Профильный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Дата изменения статуса/фазы:09.09.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2486-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Мурманская областная Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №186951-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

в части введения новых и уточнения действующих законодательных норм

Дата заседания 09.09.2009, номер заседания 108, строк в стенограмме 6336

О проекте федерального закона № 186951-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части введения новых и уточнения действующих норм закона).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5823 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Переходим к пункту 14. О проекте федерального

5824 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении

5825 водных биологических ресурсов" докладывает представитель Мурманской областной

5826 Думы Андрей Степанович Иванов.

5827

5828 Пожалуйста.

5829

5830 Кстати, мы действуем в полном соответствии с Регламентом: мы в среду начатый

5831 вопрос, даже если не укладываемся до 18 часов, обязаны закончить. Поэтому всё

5832 идёт в рамках Регламента.

5833

5834 Андрей Степанович, пожалуйста.

5835

5836 ИВАНОВ А. С., представитель Мурманской областной Думы.

5837

5838 Благодарю.

5839

5840 Добрый вечер, председательствующий и уважаемые депутаты! Мурманская областная

5841 Дума вышла с законодательной инициативой в соответствии с Конституцией

5842 Российской Федерации - проектом федерального закона "О внесении изменений в

5843 Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

5844 К сожалению, 3 декабря 2008 года такой закон уже был принят, и наши поправки

5845 не были учтены. Мы внесли повторно свою инициативу.

5846

5847 Что нас обнадёживает в наших попытках, в общем-то, быть услышанными? Мы

5848 получили положительное заключение Комитета Совета Федерации по

5849 аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, а также

5850 Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. Имеется ряд

5851 вопросов в заключении Правительства Российской Федерации, но в целом мы

5852 считаем, что после доработки данные поправки могут быть приняты.

5853

5854 Я бы хотел, обращаясь к вам, коллеги, в общем-то, обратить внимание на то,

5855 что данный законопроект, касающийся сохранения водных биологических ресурсов,

5856 должен быть рамочным, потому что речь идёт о совершенно разных районах

5857 Мирового океана и морских границах Российской Федерации - это Каспий,

5858 Балтика, Баренцево море и Дальний Восток. Это совершенно разные по

5859 ихтиологии, по температуре, по климату регионы, и поэтому я отмечу некоторые

5860 моменты, которые мы хотели бы подчеркнуть особо, в частности что касается

5861 мурманского и баренцевоморского регионов.

5862

5863 Первое - прибрежное рыболовство. Данная статья была внесена в действующее

5864 законодательство, но мы хотели бы уделить ей особое внимание. Мы

5865 подчёркиваем, что наша инициатива внести прибрежное рыболовство с оговоркой:

5866 обязательная доставка на берег водных биологических ресурсов не в

5867 замороженном, а в охлаждённом виде - даёт нам возможность создания на берегу

5868 дополнительных рабочих мест и улучшения социальной обстановки на берегу. Это

5869 всё касается статьи 1, которую мы предлагаем дополнить.

5870

5871 Далее - понятие прилова. Это установленный объём водных биоресурсов, добыча

5872 которых допускается одновременно с добычей квотируемых водных биоресурсов.

5873 Его величина определяется в процентах от общедопустимого улова.

5874

5875 Случайный улов - непреднамеренное изъятие промыслом водных биологических

5876 ресурсов, повлёкшее за собой превышение части основной квоты.

5877

5878 Как вам известно, на Севере основной вид лова, точнее, основное орудие

5879 тралового лова - это огромный мешок, которым тралят донные и пелагические

5880 породы рыб (это треска, пикша, зубатка, палтус). И как вы понимаете,

5881 отрегулировать чёткое вхождение определённых пород рыб в траловый мешок

5882 невозможно, и, естественно, получается прилов. Мы очень жёстко вводим цифры,

5883 проценты, какие должны содержаться в общем улове определённого траления, но

5884 рыба, попавшая в трал, уже как бы поддушенная, даже если она бьёт хвостом,

5885 жить не будет, она погибает в течение суток. Мы предлагаем ввести в закон

5886 норму корректировки, как это было в старые советские времена, то есть в

5887 промысловый журнал вносилась корректировка, и то, что вылавливалось,

5888 учитывалось как общедопустимый улов, то есть за каждой компанией своя квота.

5889

5890 Судосутки промысла - это расчётная единица, при которой сутками промысла

5891 считается время, когда судно совершило хотя бы одно траление, постановку

5892 яруса или провело другую операцию лова водных биологических ресурсов -

5893 случайный улов, непреднамеренное изъятие промысловых пород, повлёкшие за

5894 собой превышение части квоты или допустимого прилова водных биологических

5895 ресурсов. Это всё в статье 1.

5896

5897 Два последних пункта касаются срока исчисления промыслового времени, который

5898 считается с момента выхода судна из порта. Судно может идти сутки, несколько

5899 дней, неделю до района промысла, не занимаясь непосредственно тралением,

5900 промыслом. И в то же время, когда происходит расчёт промысловых суток, в

5901 полном объёме при таком расчёте невозможно определить, как судно сработает,

5902 потому что, как правило, влияют ещё и погодные условия.

5903

5904 Мы настоятельно просили бы ввести понятие промыслового судна - это судно,

5905 иное плавучее средство, которое используется, оборудовано или может быть

5906 использовано в целях ведения промысла водных биоресурсов, а также для любых

5907 иных операций, связанных с этим промыслом. Предлагается также восстановить

5908 понятие прибрежного рыболовства и конкретизировать цели прибрежного

5909 рыболовства как деятельности, направленной на поддержку береговых

5910 рыбоперерабатывающих предприятий, о чём я уже говорил, для обеспечения

5911 занятости жителей побережья, повышения продовольственной безопасности

5912 Российской Федерации.

5913

5914 Что касается понятия промыслового судна, то промысловое судно, в общем, как

5915 бы приравнено к морским судам. Дело в том, что конвенция 1978 года - не буду

5916 аббревиатурой вас сбивать с толку... нет, всё равно приходится называть -

5917 ПДМНВ-78, статья 111, говорит о том, что данная конвенция не распространяется

5918 на моряков Военно-Морского Флота, на плавсостав рыболовных судов. Я приведу

5919 пример, чтобы вы понимали. Очень большая разница в аттестации судна

5920 рыбопромыслового и танкера - совершенно разные требования пожаробезопасности,

5921 взрывобезопасности. На сегодня, приравнивая рыбопромысловое судно к остальным

5922 видам судов торгового мореплавания... Совершенно другая нагрузка ложится на

5923 тех людей, которые проходят всевозможные согласования... Я вам приведу

5924 конкретный пример. Человеку, я имею в виду командный состав, который на

5925 какое-то время решил прервать свою деятельность, например, выехал в среднюю

5926 полосу, но потом решил вернуться и опять пойти в море, чтобы аттестоваться,

5927 нужно 3,5 тысячи долларов заплатить за полный пакет документов согласно этому

5928 пункту, то есть человеку нужно найти эти деньги, чтобы получить полный пакет

5929 необходимых документов для выхода в море.

5930

5931 Также мы предлагаем полностью исключить пункт 10 части 1 статьи 26, это так

5932 называемые минимальные объёмы на одно судно. Эта мера ограничивает

5933 предпринимательскую деятельность и приостанавливает промысел. Как пример, как

5934 иллюстрация - 2004 год: предприятия, которые, выиграв на аукционе, выкупили

5935 квоту на какой-то объём биоресурсов, заплатили в бюджет определённые суммы,

5936 не могут реализовать своё право, потому что введение минимальных объёмов не

5937 позволяет правильно использовать промысловую обстановку, облавливать виды рыб

5938 в качестве прилова. Кроме этого, данное ограничение ставит российских

5939 рыбаков, их предпринимательскую деятельность, в неравные условия с

5940 иностранными, так как на иностранные суда это ограничение не

5941 распространяется.

5942

5943 Хочу добавить, как представитель комитета Мурманской областной Думы по

5944 агропромышленной политике, что данная статья к тому же ещё приводит к

5945 переделу рынка. Сейчас в Мурманске особенно острая ситуация с крабом. У нас в

5946 2004 году был аукцион. Люди купили океаническую и прибрежную квоты. Учёные

5947 наблюдали за крабом сорок два года, он удачно расплодился, и было принято

5948 решение о его промышленном лове. Буквально сразу после того как состоялся

5949 аукцион и люди внесли деньги в бюджет, выходит постановление о минимальных

5950 нагрузках, а через год приходит информация, что краб из прибрежной зоны ушёл.

5951 Но тем не менее действует мера агентства по рыболовству: кто не облавливает

5952 два года свою квоту, тот её лишается. Как вы понимаете, компании с маленькими

5953 квотами, приходя к более крупным компаниям, не находят понимания, их просто

5954 выдавливают. Не подписав договор на аренду судна, человек квоту не осваивает,

5955 хотя заплатил за неё в бюджет. Таким образом, он с этого рынка выдавливается.

5956 Поэтому мы предлагаем эту норму из закона исключить.

5957

5958 И ещё мы предлагаем статью 30 дополнить частью 5 следующего содержания:

5959 "Порядок осуществления прилова водных биоресурсов, на которые не

5960 распределяются квоты, определяется правилами рыболовства в каждом

5961 рыбохозяйственном бассейне". Также мы предлагаем ввести до принятия

5962 нормативных актов обсуждение на местах, обсуждение в рыбохозяйственных

5963 организациях, в ассоциациях, по бассейнам среди тех, кого это непосредственно

5964 касается.

5965

5966 Ряд вопросов касается экологии. Мы понимаем, что это прерогатива федерального

5967 правительства, решения принимают уже непосредственно профильные департаменты,

5968 но мы хотели бы, чтобы нас услышали.

5969

5970 В заключение я хотел бы попросить вас поддержать наши поправки. И с этой

5971 трибуны хочу сказать следующее... Я хочу коснуться вопроса кадров. Ситуация

5972 складывается таким образом, что буквально через пять лет в рыбной отрасли

5973 (это касается мурманского берега) будут большие проблемы. Сегодня у нас очень

5974 сложная задача - набрать комсостав, электромехаников, старших механиков,

5975 вторых механиков, и данный законопроект, наши поправки, способствует

5976 сохранению рабочих мест. Уменьшение ограничений в определённой степени будет

5977 способствовать динамичному развитию рыбной отрасли.

5978

5979 Доклад закончен.

5980

5981 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

5982

5983 Содоклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии

5984 Асанбубы Нюдюрбеговича Нюдюрбегова.

5985

5986 НЮДЮРБЕГОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5987

5988 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект № 186951-5

5989 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных

5990 биологических ресурсов" (в части введения новых и уточнения действующих

5991 законодательных норм) был внесён Мурманской областной Думой в апреле 2009

5992 года. Это было вызвано необходимостью решения проблем правоприменительной

5993 практики в связи со вступлением в силу федерального закона от 6 декабря 2007

5994 года № 333-ФЗ. При этом не было учтено, что в конце 2008 года, 3 декабря,

5995 вышел новый закон, закон № 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон

5996 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные

5997 законодательные акты Российской Федерации", которым был практически дан ответ

5998 на все вопросы, поднятые в данном законопроекте, и даже в более расширенном

5999 виде. Скажем, по вопросу, касающемуся регулирования прилова водных

6000 биоресурсов, в 250-м законе есть специальная статья 29.2, где на этот вопрос

6001 в более расширенном виде дан ответ.

6002

6003 Кроме того, хочу сказать, что в законопроекте рассматриваются отдельные

6004 нормы, которые не касаются данного Федерального закона "О рыболовстве...", а

6005 также в законопроекте используются термины и выражения, не соответствующие

6006 современному законодательству.

6007

6008 На данный законопроект получено отрицательное заключение Правительства

6009 Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента

6010 Российской Федерации. Имеются замечания Правового управления Аппарата

6011 Государственной Думы. Из тридцати пяти субъектов Российской Федерации,

6012 которые представили в Государственную Думу отзывы на данный законопроект,

6013 дали отрицательную оценку двадцать восемь субъектов.

6014

6015 На основании изложенного комитет считает, что рассматриваемая законодательная

6016 инициатива Мурманской областной Думы не может быть поддержана, и рекомендует

6017 Государственной Думе отклонить её в первом чтении.

6018

6019 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мнение комитета вы слышали. Есть

6020 отрицательное заключение правительства. Есть ли необходимость подробно

6021 обсуждать данный законопроект? Есть. И есть вопрос у депутата Кашина Бориса

6022 Сергеевича. Кому? А, это выступление.

6023

6024 Присаживайтесь тогда, Асанбуба Нюдюрбегович.

6025

6026 Кашин Борис Сергеевич хочет выступить. Других рук нет? Подводим черту. Нет,

6027 ещё и Рябов, два выступления.

6028

6029 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6030

6031 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Тогда сначала Рябов задаст вопрос, а потом

6032 выступит Кашин.

6033

6034 Пожалуйста, Рябову включите микрофон.

6035

6036 РЯБОВ Н. Ф. Я бы всё-таки хотел уточнить. Есть отрицательное мнение

6037 правительства, подкомитета, комитета и прочее, и прочее. А что, нельзя было

6038 на уровне повседневной работы отработать все те претензии, которые они

6039 предъявили? Что, моряки совсем не понимают, о чём просят, предлагая нам в

6040 этой связи внести дополнительные изменения в закон, чтобы это позволяло

6041 действительно... Что такое прилов? Вот здесь товарищ докладывал. Это когда мы

6042 практически вынуждены из тралов выбрасывать уничтоженную уже рыбу. Вы

6043 понимаете, что это преступление, вообще?! А мы говорим: нет, нельзя, нужно

6044 согласовывать. Я думаю, что мы здесь что-то недорабатываем. Надо, наверное,

6045 законопроект возвратить на доработку и рассмотреть его второй раз.

6046

6047 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я так понимаю, что это скорее выступление всё-таки,

6048 а не вопрос. Представители правительства и комитета вас слышат.

6049

6050 Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста.

6051

6052 КАШИН Б. С. Ну, я кратко с учётом позднего времени.

6053

6054 Мурманская областная Дума последовательно ставит вопрос о совершенствовании

6055 законодательства о рыболовстве. Это не абстрактный интерес: любая поездка в

6056 этот регион говорит о том, что несовершенство законодательства прямо бьёт по

6057 жителям, и по жителям не только Мурманской области. В итоге мы имеем ту очень

6058 печальную цифру, что потребление рыбы гражданами Российской Федерации в два

6059 раза меньше, чем в советское время. Вот это итог, так скажем, всей нашей

6060 совместной работы.

6061

6062 На севере рыбаки посёлка Териберка вынуждены за сто километров везти свой

6063 улов для таможенного оформления. На юге поморы на Терском берегу испокон веку

6064 добывали сёмгу и зверя морского. Я буквально недавно там был - ситуация

6065 крайне сложная. Вот критиковал сейчас комитет этот закон, есть в нём,

6066 конечно, недостатки, но давайте сравним. Вот, например, понятие "прибрежное

6067 рыболовство". Я просто приведу одну цитату из нашего действующего

6068 федерального закона, и вы поймёте, что определение прибрежного рыболовства с

6069 реальностью ничего общего не имеет. Мы называем, вернее, Государственная Дума

6070 приняла определение, что такое прибрежное рыболовство. Это

6071 "предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных

6072 биоресурсов, приёмке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов

6073 водных биоресурсов в определённые органами государственной власти прибрежных

6074 субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов,

6075 в том числе в морские порты Российской Федерации". Ничего общего с

6076 реальностью это определение не имеет. В законопроекте Мурманской областной

6077 Думы по крайней мере делается попытка приблизить определение прибрежного

6078 рыболовства к жизни.

6079

6080 Поэтому мы считаем, что можно было бы в первом чтении этот законопроект

6081 принять, и считаем также, что необходимо профильному комитету плотно

6082 поработать с этими рыбодобывающими регионами, для того чтобы таких

6083 определений у нас не было, а массовые протесты граждан, рыбаков и населения

6084 уменьшились.

6085

6086 Наша позиция мною озвучена, мы за то, чтобы в первом чтении этот законопроект

6087 принять.

6088

6089 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6090

6091 Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Настаивает ли кто-то на

6092 заключительном слове? Нет, никто не настаивает.

6093

6094 Ставится на голосование законопроект из пункта 14. Позиция комитета

6095 отрицательная. Мотивация была высказана.

6096

6097 Включите режим голосования.

6098

6099 Покажите результаты.

6100

6101 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 19 сек.)

6102 Проголосовало за 95 чел.21,1%

6103 Проголосовало против 2 чел.0,4%

6104 Воздержалось 0 чел.0,0%

6105 Голосовало 97 чел.

6106 Не голосовало 353 чел.78,4%

6107 Результат: не принято

6108

6109 Законопроект отклоняется.

6110