Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 187907-5 О внесении изменения в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

О внесении изменения в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

в первом чтении
26.02.2010

Номер законопроекта:187907-5
Комментарий законопроекта:в части изменения порядка вступительных испытаний для отдельных категорий поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования
Дата внесения законопроекта в ГД:15.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/187907-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Дата изменения статуса/фазы:26.02.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3303-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Дмитриева Оксана Генриховна, Депутат ГД
Мельников Иван Иванович, Депутат ГД
Плетнева Тамара Васильевна, Депутат ГД
Смолин Олег Николаевич, Депутат ГД
Шудегов Виктор Евграфович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №187907-5 О внесении изменения в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

в части изменения порядка вступительных испытаний для отдельных категорий поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования

Дата заседания 26.02.2010, номер заседания 145, строк в стенограмме 6975

О проекте федерального закона № 187907-5 "О внесении изменения в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (о приёме в высшие учебные заведения отдельных категорий лиц по результатам вступительных испытаний).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6176 Переходим к пункту 20 порядка работы Государственной Думы. О проекте

6177 федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 11 Федерального

6178 закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Доклад

6179 депутата Государственной Думы Олега Николаевича Смолина.

6180

6181 Пожалуйста, Олег Николаевич.

6182

6183 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, а вот теперь я смогу спокойно продолжить

6184 полемику с моими оппонентами. Начнём с того, что я, конечно, знаю, где

6185 возникла система тестирования, - действительно в Великобритании. И есть даже

6186 сторонники конспирологии, которые полагают, что именно британская разведка

6187 занесла её в Соединённые Штаты Америки, и уже якобы оттуда мы её

6188 позаимствовали благодаря усилиям какой-то другой разведки. Но я был бы более

6189 благодарен уважаемым коллегам, если бы кто-нибудь из представителей правящей

6190 партии - хотя я противник перенесения дискуссии на партийную почву - мне

6191 ответил, согласны ли они с Юрием Михайловичем Лужковым насчёт диверсии одной

6192 иностранной державы против нашей системы образования.

6193

6194 Теперь позвольте перейти к делу. Уважаемые коллеги, следующий законопроект

6195 посвящён тому, чтобы сократить сферу применения ЕГЭ и расширить,

6196 соответственно, сферу применения традиционных технологий оценки качества

6197 нашего образования. Почему я настаиваю на необходимости этого сокращения? Я

6198 берусь утверждать, что опыт 2009 года полностью опроверг миф об объективности

6199 результатов единого государственного экзамена, и готов привести к этому пять

6200 основных аргументов. Если кто-то сможет их опровергнуть, я буду благодарен,

6201 но только не причитаниями и не голимыми, пустыми обвинениями, а именно

6202 контраргументами.

6203

6204 Итак, уважаемые коллеги, позиция первая заключается в том, что Российская

6205 Федерация установила якобы мировой рекорд в повышении качества образования в

6206 2009 году, если кто-то этого до сих пор не знал. Дело в том, что результаты

6207 ЕГЭ в 2008 году были такими: 25 процентов двоек по литературе, я условно

6208 употребляю термин "двойка", 23 - по математике, 11 - по русскому языку и так

6209 далее. В текущем году количество так называемых двоек составило порядка 5-7

6210 процентов, то есть в два - четыре раза лучше, чем в предыдущем году. Ни одна

6211 страна мира за один год такого улучшения, мнимого улучшения, качества

6212 образования не знала, уважаемые коллеги. А знаете, почему так резко

6213 улучшилось качество этого образования? Здесь меня упрекнули в том, что я

6214 прогнозировал триста - четыреста тысяч детей без аттестатов. Не триста -

6215 четыреста я прогнозировал, я прогнозировал порядка ста - ста пятидесяти тысяч

6216 детей, и был абсолютно прав, уважаемые коллеги, и даже недооценивал реальную

6217 опасность.

6218

6219 Я сделал запрос в Рособрнадзор и получил из Рособрнадзора ответ. Так вот,

6220 оказалось, что если бы количество так называемых минимальных баллов ЕГЭ было

6221 установлено на уровне примерно 40-41 из 100 баллов, а это как раз более-менее

6222 соответствует тройке, то мы бы получили 40 процентов неудов по математике, 40

6223 процентов - по истории, 23 процента - по литературе и 9 процентов - по

6224 русскому языку. Это более или менее соответствует, а где-то даже выше, чем в

6225 прошлом году. В этом году Рособрнадзор поступил правильно - он задним числом,

6226 после того как все сдали ЕГЭ, понизил планку так называемых минимальных

6227 баллов. Другими словами, уважаемые коллеги, сначала вам измерили температуру

6228 в больнице, потом измерили по всей больнице, прикинули, кого нужно признать

6229 больным, а кого здоровым, и после этого вам объявили, вы больны или здоровы.

6230 Если бы врачи применяли подобную методику, я уверяю вас, половина больных

6231 умерли бы в первые же дни.

6232

6233 Говорить после этого, что результаты ЕГЭ объективны, - ну, это значит

6234 утратить всякое чувство юмора, уважаемые коллеги. При желании вы могли

6235 получить и 120 процентов качества при такой системе, когда результаты

6236 подгоняются задним числом под желаемые. Это первый аргумент.

6237

6238 Аргумент второй, уважаемые коллеги. Руководитель Рособрнадзора Любовь

6239 Николаевна Глебова сама заявила, что примерно четверть всех стобалльных

6240 оценок - это оценки, говоря русским языком, липовые. Кто хочет меня

6241 опровергать, пожалуйста, опровергайте Любовь Николаевну.

6242

6243 Дальше я делаю следующее предположение. Поскольку люди у нас умные и до 100

6244 баллов натягивать результат ЕГЭ - это неумно, то, следовательно, натягивали в

6245 основном не до 100 баллов, а до 90 с небольшим. Значит, есть основание

6246 предполагать, что количество недостоверных оценок в промежутке между 100 и 90

6247 баллами выше чем 25 процентов.

6248

6249 Позиция третья, уважаемые коллеги, - это региональный аспект. Я о нём уже

6250 говорил. Я не верю, что Москва на одиннадцатом месте при заведомо лучших

6251 условиях. Ещё меньше я верю, что в Москве, уважаемые коллеги, практически по

6252 всем предметам результаты выше среднероссийских. А если возьмёте результаты

6253 Санкт-Петербурга, то по половине предметов результаты окажутся хуже

6254 среднероссийских. Как бы сказал Станиславский: не верю. Для меня это

6255 доказывает только одно: здесь меньше подтасовывали результаты, чем в других

6256 местах.

6257

6258 Далее, уважаемые коллеги, четвёртое. Как только абитуриенты поступили в вузы,

6259 так в вузах решили проверить, а какого же качества абитуриент им достался.

6260 Так вот, по сообщениям средств массовой информации, на мехмате 60 процентов

6261 первокурсников на контрольной, которая была выполнена по технологии ЕГЭ, не

6262 подтвердили свои баллы, необходимые для поступления на факультет, 60

6263 процентов! А вот вам Финансовая академия при Правительстве Российской

6264 Федерации - подтвердили высокие баллы ЕГЭ только 30 процентов первокурсников.

6265 Опровергайте, пожалуйста, МГУ или Финансовую академию при правительстве, если

6266 можете, уважаемые коллеги. На мой взгляд, это говорит о многом, в том числе и

6267 о коррупционной составляющей при сдаче ЕГЭ.

6268

6269 И наконец, пятый аргумент, который заключается в следующем. Серьёзные

6270 эксперты говорят, что вообще с точки зрения математического анализа - я, к

6271 сожалению, не математик - ЕГЭ действительно нельзя считать дающим достоверные

6272 результаты. И отчасти мы получили подтверждение тому на сей раз на журфаке

6273 Московского государственного университета. Двести двадцать два первокурсника

6274 написали диктант. На страницу текста восемь и менее ошибок сделали только 18

6275 процентов, а остальные 82 процента, включая пятнадцать стобалльников, сделали

6276 в среднем по двадцать четыре-двадцать пять и более ошибок, включая такие

6277 ошибки, которые стали знаменитыми и вошли в газетные статьи, например:

6278 "поциэнт", "оррестовать", "алемпиада", "генийрал" и другие. Одна газета

6279 озаглавила статью о результатах этого диктанта так: "Астап Блендер как

6280 софетский поциэнт".

6281

6282 Уважаемые коллеги, безграмотные были при любой системе, в том числе и при

6283 советской. Нет системы, которая делала бы всех абсолютно грамотными, но

6284 безграмотные отличники-первокурсники журфака МГУ - это ноу-хау ЕГЭ, которое

6285 словами Задорнова хочется назвать "хау-ноу". Поэтому я утверждаю, что именно

6286 первый год применения доказал, что ЕГЭ не даёт достоверных результатов и

6287 мучились мы, уважаемые коллеги, напрасно, надо сокращать сферу применения

6288 ЕГЭ.

6289

6290 А суть моего законопроекта предельно проста: я предлагаю освободить от

6291 единого государственного экзамена тех, кто закончил школу до 2009 года и к

6292 единому государственному экзамену не готовился.

6293

6294 Мы уже говорили, что это специальная технология, особая технология. Я,

6295 уважаемые коллеги, в этом зале призывал вас вместе со мной пойти и

6296 попробовать сдать ЕГЭ по русскому языку. Пока желающих не нашёл. Приглашал я

6297 того же самого министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко.

6298 Желающих среди министров тоже не нашёл, к сожалению. А сам я прорешал ЕГЭ по

6299 русскому языку. Вот вам моё глубочайшее личное убеждение, моё мнение очень

6300 простое: диктант выявляет грамотность на порядок лучше ЕГЭ, изложение

6301 выявляет навыки письменной речи на порядок лучше ЕГЭ, сочинение выявляет

6302 творческие способности на порядок лучше ЕГЭ. И то же самое - по другим

6303 предметам.

6304

6305 Поэтому я предлагаю вам поддержать наш законопроект о том... Он, кстати,

6306 аналогичен законопроекту, внесённому Советом Федерации, только выполнен

6307 немножко в другой юридической технике. Я призываю вас поддержать законопроект

6308 о том, чтобы освободить от ЕГЭ тех, кто закончил школу до 2009 года. Мне

6309 скажут, что вопрос решён правилами приёма. Это правда - кстати, это наше

6310 достижение, между прочим, результат давления, которое оказывало

6311 образовательное сообщество на власти различных уровней, - но, уважаемые

6312 коллеги, правила приёма - это вещь, которая меняется ежегодно и может

6313 измениться когда кому захочется, помните: "зависит всё от сна и от сварения

6314 желудка"? Так вот, чтобы от сварения желудка не зависело, а зависело от

6315 закона, надо внести это правило в закон, потому что в противном случае... Мы

6316 приняли странное решение, мы придали закону обратную силу в зависимости от

6317 того, на какую форму обучения поступает человек: если на вечернюю или

6318 заочную, оказывается, закон не имеет обратной силы, а если на очную... Мы

6319 придали закону обратную силу, и такая обратная сила закона действовала в 2009

6320 году. К великому сожалению, мы сколько-то тысяч, я думаю, не один десяток

6321 тысяч людей этим положением лишили возможности нормально поступать в высшие

6322 учебные заведения.

6323

6324 Прошу поддержать законопроект, направленный на соблюдение элементарного

6325 юридического правила: закон не должен иметь обратной силы, а сфера применения

6326 единого государственного экзамена должна уменьшаться.

6327

6328 Спасибо.

6329

6330 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич, присаживайтесь.

6331

6332 Уважаемые депутаты, есть предложение завершить рассмотрение этого

6333 законопроекта, продлить нашу работу до его завершения.

6334

6335 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6336

6337 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражение, поэтому выносится вопрос на

6338 голосование. Кто за то, чтобы продлить нашу работу и завершить рассмотрение

6339 20-го пункта? Прошу определиться голосованием.

6340

6341 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6342

6343 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6344

6345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне предложил депутат Климов.

6346

6347 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

6348

6349 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 09 сек.)

6350 Проголосовало за 325 чел.72,2%

6351 Проголосовало против 19 чел.4,2%

6352 Воздержалось 0 чел.0,0%

6353 Голосовало 344 чел.

6354 Не голосовало 106 чел.23,6%

6355 Результат: принято

6356

6357 Принято.

6358

6359 С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по образованию

6360 Гаджимет Керимович Сафаралиев.

6361

6362 САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемые коллеги, давайте закончим рассмотрение этого

6363 вопроса. Я прошу коллег говорить поконкретней, потому что мы очень много

6364 рассуждаем вообще о ЕГЭ, а не конкретно о законопроекте.

6365

6366 В данном случае законопроект, внесённый депутатами Смолиным, Дмитриевой,

6367 Мельниковым, Плетнёвой и Шудеговым, аналогичен тому, что был здесь

6368 представлен членом Совета Федерации Хусейном Джабраиловичем Чеченовым: там

6369 назывался срок до 1 января 2009 года, здесь - до 31 декабря 2008 года, что по

6370 сути одно и то же. В принципе уже изменения внесены, и то, что должно было

6371 свершиться, как бы свершилось, в том плане, что выпускники, окончившие школу

6372 до 2009 года, получают возможность поступать и на очное отделение, и на

6373 заочное, и на вечернее.

6374

6375 Теперь что касается того, делать это законом или оставить подзаконным актом.

6376 Дело в том, что в конце концов этих выпускников, окончивших школу до 2009

6377 года, тоже ограниченное количество, их же не миллиарды, и нет смысла делать

6378 закон только для них, для какого-то количества людей. Есть подзаконный акт,

6379 будут они приниматься, будут они поступать так, как они хотят, в соответствии

6380 со своими знаниями, понятно это всё. Я анализировал эту систему: в основном

6381 люди, которые заканчивали школу в 2000 году, в 2003 году, поступают на

6382 заочное отделение, потому что это взрослые люди, они все работают,

6383 зарабатывают на свою семью, на своё пропитание, как говорится. И в общем-то,

6384 здесь эта система вполне работает. На мой взгляд, просто если чисто

6385 практически подойти к этому вопросу, не требуется принятия специального

6386 закона для определённой категории граждан, и надо отменить закон, принятый в

6387 прошлом году, который даёт возможность уполномоченному органу принимать

6388 подзаконные акты, позволяющие решить эту проблему.

6389

6390 Мы поручили Министерству образования и науки, они готовят правила приёма

6391 каждый год. Да, они должны меняться, а как вы хотели - раз и навсегда?

6392 Жизнь-то меняется! И поэтому, на мой взгляд и на взгляд комитета - мы

6393 обсуждали, кстати, это в комитете довольно подробно, - не обязательно здесь

6394 принимать закон... Проблема в целом решена. Как будет дальше, жизнь покажет,

6395 возникнут вопросы - они будут решаться.

6396

6397 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гаджимет Керимович.

6398

6399 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному законопроекту? Три вопроса.

6400

6401 Депутат Останина. Пожалуйста, ваш вопрос, Нина Александровна.

6402

6403 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гаджимет Керимович, вот вы сказали о том, что число

6404 выпускников, которые окончили среднюю школу до 2008 года, невелико. Ну,

6405 если...

6406

6407 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6408

6409 ОСТАНИНА Н. А. До 2009 года, да, действительно, извините. Если имеется в виду

6410 число выпускников 2008 года - может быть, да, невелико, но речь идёт и о

6411 выпускниках предыдущих лет. А могли бы вы тогда вот это число выпускников

6412 всё-таки назвать?

6413

6414 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

6415

6416 САФАРАЛИЕВ Г. К. Я не могу вам назвать точную цифру, но я анализировал это

6417 количество людей, были даже специальные социологические исследования

6418 относительно того, хочет поступать или не хочет выпускник 90-го года.

6419 Понимаете, жизнь меняется очень быстро и ситуации меняются быстро. Сейчас

6420 поступают в основном выпускники 2005, 2006, 2007, 2008 годов, да, много этих

6421 людей, но вполне достаточно принятого подзаконного акта для принятия всех

6422 так, как они хотят. Нет же никаких ни возражений, ни противодействия, они

6423 могут поступать в соответствии с тем, как они сдавали экзамены, как они

6424 учились.

6425

6426 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6427

6428 Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос.

6429

6430 ПЛЕТНЁВА Т. В. Гаджимет Керимович, на самом деле мы закрываем двери перед

6431 теми, кто никогда не сдавал ЕГЭ и не знает, как это делается. Оксана

6432 Генриховна рассказывала уже на примере, как к нему готовятся: ребят просто

6433 натаскивают, чтобы они могли поставить, где нужно, галочки, плюсы, минусы. А

6434 эти люди привыкли сдавать так, как они сдавали, детей таких много, кстати, и

6435 мы для них закрываем возможность поступить, понимаете? На следующий год

6436 возьмут и издадут другое постановление. Вы почему так противитесь, я не

6437 понимаю? Второй раз мы сегодня это обсуждаем - вы опять останавливаетесь на

6438 том, что, мол, есть у нас подзаконный акт. Но подзаконный акт - это временный

6439 акт, а мы хотим это узаконить для этих ребят, чтобы они могли... Ведь до

6440 тридцати лет можно поступать на очное отделение, а они, может быть, через два

6441 года захотят поступать или через три. Почему мы перед ними двери закрываем?

6442

6443 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.

6444

6445 Пожалуйста.

6446

6447 САФАРАЛИЕВ Г. К. Жизнь вся временная, понимаете? Нет ничего постояннее, чем

6448 временное. Это первое.

6449

6450 А второе, что я хотел бы вам сказать: никто никому не запрещает и никто не

6451 допускает нарушения конституционных прав. Есть такие факты? Нет таких фактов.

6452 Человек как сдавал, так и сдаёт. И почему вы считаете, что вы, авторы

6453 проекта, такие разумные, а вот министерство, все остальные депутаты, вся наша

6454 фракция - неразумные и комитет неразумный? Мы, значит, верим тому, что принят

6455 подзаконный акт и он будет действовать, потому что это для людей, а вы не

6456 верите этому.

6457

6458 Я не понимаю, здесь ведь вполне нормальная, рабочая ситуация. Если бы этот

6459 закон мы принимали в прошлом году в это время, это другое дело, его, может,

6460 надо было сразу принимать, и всё.

6461

6462 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6463

6464 Депутат Горячева Светлана Петровна, ваш вопрос.

6465

6466 ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

6467

6468 Спасибо большое.

6469

6470 Уж не хотелось задавать мне вам вопросы, но, наверное, придётся. Скажите,

6471 пожалуйста, сколько ещё экспериментов в отношении наших детей вы готовите в

6472 недрах министерства образования, с которым вы готовы согласиться?

6473

6474 И второе. Вот кто-нибудь изучал психологическое состояние школьников, которые

6475 идут на следующий экзамен, как говорится, не зная результатов предыдущего, к

6476 каким стрессам у наших детей это приводит? Вот кто-нибудь изучал у вас это

6477 или нет? И если изучал, то всё же каковы результаты?

6478

6479 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.

6480

6481 Центральная трибуна, пожалуйста.

6482

6483 САФАРАЛИЕВ Г. К. Что касается стрессов. Вы вспомните, сколько стрессов бывает

6484 при обычной сдаче экзаменов. Любой экзамен - это стресс, любое испытание -

6485 это стресс, и если мы будем только на это ссылаться, то давайте тогда их

6486 отменим. Вот, например, есть страны, где нет экзаменов, нет вступительных

6487 экзаменов. Но тогда надо отменить всякий контроль, давайте будем обходиться

6488 без этого.

6489

6490 Теперь что касается того, изучали мы или не изучали. Во-первых, я не

6491 представитель министерства образования, поэтому я не могу сказать, сколько в

6492 недрах министерства образования планируется экспериментов. Дело в том, что я

6493 тоже считаю, что не самое лучшее дело проводить постоянно эксперименты, но

6494 этот эксперимент мы проводили семь лет. Были ошибки, были минусы, были плюсы.

6495 Всегда, когда готовится что-то новое, например ракета или самолёт, вроде всё

6496 проверено, но проводится первое испытание - и выявляются совершенно новые

6497 проблемы, потому что невозможно всё учесть.

6498

6499 В этой ситуации, я считаю, мы всё сваливаем на ЕГЭ - и то, что в школе плохо

6500 преподают, и то, что в вузах плохо преподают. Что-то где-то недорабатываем -

6501 мы всё сваливаем на ЕГЭ. Но ЕГЭ не является же лекарством от всего, от всех

6502 болезней. Поэтому в этом плане, я думаю, что то, что мы сегодня говорили... Я

6503 хотел сказать об этом в заключительном слове по предыдущему законопроекту,

6504 попросить вас: давайте обсуждать конкретно, потому что понятно, мы и вопросы

6505 задаём, и где-то себя пиарим. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задаёт

6506 коммунистам, коммунисты - фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", как-то так вот,

6507 через зал перелетают вопросы. Я не говорю, что они подготовлены, но хорошо

6508 чувствуется тандем.

6509

6510 Так вот, я вам ещё раз хочу сказать: давайте конкретно обсуждать. Есть факты,

6511 есть реалии, и давайте по ним действовать.

6512

6513 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гаджимет Керимович. Присаживайтесь, все

6514 вопросы заданы.

6515

6516 Уважаемые коллеги, кто хочет выступить по данному законопроекту? Два

6517 выступающих.

6518

6519 Итак, Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваше выступление.

6520

6521 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гаджимет Керимович, ну, такое ощущение, что вы тут

6522 даже хотите нас в заговоре, в сговоре каком-то обвинить.

6523

6524 Понимаете, если проблему победить нельзя, то её надо просто высмеять, и всем

6525 известный замечательный сатирик Михаил Задорнов осенью проехал по территории

6526 России с авторскими концертами против единого госэкзамена. Надо ли говорить,

6527 какой была реакция молодёжной аудитории на те афоризмы, которые он произносил

6528 со сцены? Главный афоризм был такой: нельзя доверять человеку, который

6529 "профурсил" всю страну. Не моя фраза, поэтому не привлекайте меня к

6530 ответственности на заседании комиссии по этике. Но если уж в устах сатирика

6531 это стало звучать, то можем ли мы, законодатели, доверить ежегодно выпускать

6532 нормативные документы одному человеку, которому не доверяет большинство

6533 российского образовательного сообщества?

6534

6535 Речь идёт о простом. Я не стану повторять те аргументы, которые приводились в

6536 пользу законопроекта, который шёл под номером 18 повестки дня, поскольку они

6537 не были вами восприняты, они действительно прозвучали в этом зале и вряд ли

6538 они новы. Но ещё раз: нельзя прерывать образовательный процесс, не давая

6539 возможности выпускникам, которые окончили школу до 2009 года, участвовать на

6540 равных в состязательном процессе при поступлении в высшие учебные заведения.

6541 Действительно, тогда надо либо их подвергнуть испытанию в виде единого

6542 госэкзамена, либо дать им возможность всё-таки поступать в высшие учебные

6543 заведения, сдавая вступительные экзамены в традиционной форме.

6544

6545 Разница только в том, что предыдущий закон поддержали пятьдесят четыре

6546 субъекта, а этот - более сорока субъектов Российской Федерации. Но если в

6547 субъектах вот эта действующая норма оказалась недостаточной, с точки зрения

6548 законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

6549 почему тогда такой вывод делает профильный комитет, всё-таки игнорируя вот

6550 эту позицию, мнение региональных законодателей, отказывает в праве принять

6551 федеральный закон, который гарантировал бы не только на 2010 год, но и на все

6552 последующие годы выпускникам, как справедливо сказала Тамара Васильевна, не

6553 достигшим тридцатилетнего возраста, поступать в высшие учебные заведения,

6554 сдавая вступительные экзамены в традиционной форме?

6555

6556 Мы поддержим этот законопроект и призываем поддержать его не только якобы

6557 состоящих с нами в сговоре депутатов из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и ЛДПР, но и

6558 здравомыслящих депутатов из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6559

6560 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.

6561

6562 Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, ваше выступление.

6563

6564 ПЛЕТНЁВА Т. В. Я, как Оксана Генриховна, - от противного. Гаджимет Керимович

6565 в своём выступлении сказал такую фразу: вы вот там самые умные, что ли, - и

6566 всё министерство работало, и мы, депутаты, работаем, а вы вот что? Поэтому я

6567 от противного. Недавно мы рассматривали законопроект о том, что нельзя давать

6568 жильё ветеранам, которые не встали на очередь до 2005 года. Я внесла

6569 законопроект - просила отменить, убеждала вас здесь в зале, умоляла,

6570 уговаривала, президенту писала, правительству писала. Мой комитет - Комитет

6571 по делам ветеранов против, вы здесь все против, и вдруг президент говорит, и

6572 Путин говорит: как же так, получается, что остальные не получат, а надо же

6573 всем. В комитете быстро делается законопроект - и все авторы, только не я,

6574 одна я не автор, остальные все авторы. И вы тут же все за. Вот вам от

6575 противного.

6576

6577 Решения у вас политические, а никакие не продуманные: всё что скажут, то и

6578 делаете, а завтра могут сказать там, наверху, по-другому - вот в этом наш

6579 недостаток. А законопроект очень простой и понятный. Допустим, наши дети,

6580 которые закончили школу раньше, когда ещё, слава богу, никакого ЕГЭ не было,

6581 ну, не поступили, а потом им захочется поступить, но они не могут по ЕГЭ -

6582 они не знают, как это. И может быть, их мало останется. И что, для них, для

6583 этого "мало", каждый год будут писать вот этот подзаконный акт? Да вообще, в

6584 сегодняшней нестабильной вот этой ситуации у нас... На моём уже веку сколько

6585 правительств сменилось, министров сколько сменилось! Сейчас, наверное, те,

6586 которые раньше были министрами, сидят в своих вузах, локти кусают и говорят:

6587 что же я там делал-то?

6588

6589 Поэтому мы вас призываем: хоть раз проявите какую-нибудь депутатскую... Вас

6590 же народ избирает! Или нас просто здесь посадили специально для того, чтобы

6591 нажимать кнопку так, как скажут?

6592

6593 Мы, конечно, этот законопроект поддерживаем, мы его продумали, ни с кем

6594 вопросы не согласовывали. А то, что их задают одинаковые, - ну, наверное,

6595 поэтому и задают, что они актуальные.

6596

6597 Спасибо.

6598

6599 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.

6600

6601 Пожалуйста, Горячева Светлана Петровна, ваше выступление.

6602

6603 ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.

6604

6605 От фракции - о том, как мы будем голосовать, раз уж нас тут обвиняют в

6606 каком-то заговоре.

6607

6608 Когда-то Авраам Линкольн сказал известные слова: одновременная ломка в

6609 обществе социальной, экономической и политической систем - это безумие,

6610 равносильное замене колёс кареты посреди бурной реки. Вот вам не кажется,

6611 уважаемые господа депутаты, что вот эти бесконечные эксперименты, бесконечная

6612 ломка то одной системы, то другой, то третьей - то экономической, то

6613 социальной, то сферы образования, то здравоохранения - это то самое безумие,

6614 которое равносильно замене колёс кареты посреди бурной реки? И вот сегодня мы

6615 живём в такой ситуации, когда слова "эксперимент" и "реформа" у простых людей

6616 уже вызывают не просто какое-то отторжение, а совершенно негативную реакцию,

6617 потому что, к сожалению, ни за один эксперимент в нашей стране никто ещё не

6618 ответил.

6619

6620 И вот мы делаем... Тут представитель Комитета по образованию сравнивал чуть

6621 ли не с танками: дескать, вот мы там проводим эксперименты - и с танками, и с

6622 металлом. Но дети, живые дети - это, извините, не металл. И вот здесь, в

6623 конце концов, мы должны семь раз отмерить, а один отрезать.

6624

6625 Почему я задавала вопрос, который касается стрессов? Потому что, да, конечно,

6626 у нас и раньше были контрольные работы, но, наверное, были просто другие

6627 преподаватели и не было таких экспериментов: раньше, когда писалась

6628 контрольная работа, то день-два - и ученик уже знает результаты своей работы,

6629 и он идёт на следующий экзамен... Так же и в вузах, между прочим, мы ведь все

6630 учились - заканчивали и среднее, и высшее учебное заведение: идя на следующий

6631 экзамен, ты точно знаешь оценку по предыдущему экзамену. А что происходит

6632 сегодня с этим нашим ЕГЭ? Ученик сдаёт русский язык, отдаёт свою работу

6633 неизвестно куда, идёт на следующий экзамен, сдаёт математику и не знает,

6634 какую оценку он получил за первый экзамен, как оценила комиссия его труд.

6635 Скажите, пожалуйста, с каким настроением он идёт на следующий экзамен, что у

6636 него в душе? Неужели мы не понимаем, что даже с точки зрения вот такой

6637 формалистики это недопустимо, потому что мы ребёнка заставляем все три-четыре

6638 экзамена сдавать в состоянии стресса?

6639

6640 Я об этом говорю не случайно. Я общалась с учениками, и они-то говорят как

6641 раз о том, что самое страшное для них даже не сам этот ЕГЭ, а вот эта

6642 неизвестность от экзамена к экзамену: что же будет и стоит ли вообще

6643 готовиться к следующему экзамену? Вот, мне кажется, это то, на что нашим

6644 экспериментаторам следует обратить серьёзнейшее внимание и задуматься вообще

6645 о том, надо ли нам молодое поколение в систему вот этих стрессов искусственно

6646 вводить. В нашей стране и так этих стрессов выше крыши.

6647

6648 И последнее, что мне хотелось бы сказать, уже по сути этого законопроекта.

6649 Да, он по сути своей очень правильный, потому что, ну, хватит нам уже жить по

6650 подзаконным правовым актам. Чем больше подзаконных правовых актов, тем больше

6651 произвола в стране. Давайте примем закон, который защитит наших детей и даст

6652 им возможность ясно представлять себе, как он, может быть, даже, так скажем,

6653 пойдя по другому пути, окончив 9-й класс... чтобы он знал, как он будет

6654 поступать в 10-й, 11-й класс, как ему учиться дальше, как потом ему поступить

6655 в высшее учебное заведение. Что тут плохого? Мне просто непонятно. И опять

6656 упорство, и опять нежелание. Но только поймите простую вещь: конечно, можно

6657 сегодня экспериментировать - вас большинство и правительство сегодня не

6658 слышит, - но есть вторая Россия, и дай бог, чтобы эта вторая Россия не

6659 повергла вот ту самую, высшую Россию, которая на вершинах власти сидит, в

6660 такой хаос, что потом мало никому не покажется. Вот, мне кажется, об этом

6661 надо подумать.

6662

6663 Спасибо за внимание.

6664

6665 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.

6666

6667 Все желающие выступили. Заключительное слово нужно докладчику?

6668

6669 Пожалуйста, Олег Николаевич.

6670

6671 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я позволю себе только три недлинных

6672 замечания.

6673

6674 Замечание первое. Закон или подзаконный акт. Во всём мире права человека

6675 регулируются законом. Это закон, который должен защитить право человека. Если

6676 правительство и думское большинство упорнейшим образом сопротивляются

6677 принятию этого закона, у меня, хоть я не конспиролог, невольно возникают

6678 подозрения: значит, наверное, думают, что при случае могут нарушить это право

6679 человека и опять придать закону обратную силу, как это уже было в 2009 году.

6680 Поэтому мы настаиваем на принятии закона.

6681

6682 Позиция вторая. По поводу сговоров, заговоров большинства и меньшинства.

6683 Уважаемые коллеги, я понимаю, что цифры на слух воспринимать трудно, но я

6684 вынужден вам сообщить, что согласно опросу фонда "Общественное мнение" в 2008

6685 году число тех, кто выступает против ЕГЭ, примерно вдвое выше числа его

6686 сторонников, 36 процентов против 18 процентов, остальные по этому вопросу в

6687 такой постановке не определились, а вот по данным аналогичного опроса от 1

6688 июля 2009 года, 47 процентов - против и 21 процент - за. Динамика, как

6689 видите, не в вашу пользу, уважаемые коллеги.

6690

6691 Что касается числа сторонников обязательного ЕГЭ, то в июле 2008 года оно

6692 было примерно в пять раз ниже числа тех, кто готов согласиться с добровольным

6693 ЕГЭ, как я уже говорил: 11 процентов - за обязательный ЕГЭ, 54 процента - за

6694 добровольный, а среди людей с высшим образованием - 70 процентов.

6695

6696 Что касается опроса фонда "Общественное мнение" от 1 июля 2009 года, то

6697 большинство выпускников школ - 46 процентов - предпочли бы сдавать экзамен в

6698 традиционной форме, а в форме ЕГЭ - 9 процентов.

6699

6700 Коллеги, то, что какая-то фракция составляет большинство в Думе, вовсе не

6701 означает, что она - большинство в стране, и сговоры и заговоры здесь ни при

6702 чём. Не все почему-то помнят, что Государственная Дума - орган не только

6703 законод?