Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 187923-5 О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"

О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"

в первом чтении
24.03.2010

Номер законопроекта:187923-5
Комментарий законопроекта:в части установления уровней высшего профессионального образования
Дата внесения законопроекта в ГД:15.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/187923-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Дата изменения статуса/фазы:24.03.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3401-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Дмитриева Оксана Генриховна, Депутат ГД
Мельников Иван Иванович, Депутат ГД
Плетнева Тамара Васильевна, Депутат ГД
Смолин Олег Николаевич, Депутат ГД
Шудегов Виктор Евграфович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №187923-5 О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"

в части установления уровней высшего профессионального образования

Дата заседания 24.03.2010, номер заседания 150, строк в стенограмме 7217

О проекте федерального закона № 187923-5 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5891 24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4

5892 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

5893 Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального

5894 образования)". Доклад Олега Николаевича Смолина.

5895

5896 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Теперь мы

5897 переходим к другой очень сложной, спорной теме современной отечественной

5898 образовательной политики, которую некоторые неправильно называют темой

5899 Болонского процесса, а некоторые образно называют принудительной

5900 бакалавризацией всей страны. Смысл законопроекта, который предлагается вашему

5901 вниманию предельно простой: мы предлагаем отсрочить до 31 декабря 2012 года

5902 введение в действие двухступенчатой системы высшего образования в Российской

5903 Федерации, то есть отсрочить её введение на два года по сравнению с

5904 действующим законодательством.

5905

5906 Каковы наши аргументы в пользу этого законопроекта? Аргумент первый состоит в

5907 том, что советская система высшего образования была одной из передовых в мире

5908 и, следовательно, не нуждается в суматошной ломке. Доказательства того, что

5909 мы были одной из передовых стран в этом отношении, вполне определённы.

5910 Напомню, что, во-первых, мы были второй промышленной державой и создали

5911 ракетно-ядерный паритет с Соединёнными Штатами Америки, а это результат

5912 работы системы высшего образования. Второе доказательство, от противного, -

5913 это массовое использование труда наших выпускников, в особенности математиков

5914 и инженеров, за рубежом. Ещё в советский период американские исследователи

5915 признавали, что примерно на 70 процентов американская потребность в

5916 математиках удовлетворяется за счёт эмигрантов из Советского Союза. Один из

5917 моих знакомых, руководитель крупного негосударственного вуза, занимался

5918 специально расчётами и насчитал, что примерно на 1 триллион долларов утечка

5919 умов сначала из Советского Союза, затем из Российской Федерации обогатила

5920 другие страны и принесла потери соответственно нашей стране. Но косвенным

5921 образом это подтверждение того, что наши специалисты ценились и ценятся

5922 достаточно высоко.

5923

5924 Второй аргумент. Тем не менее, уважаемые коллеги, закон 96-го года - а перед

5925 вами один из авторов этого закона, вы можете меня упрекать - открыл

5926 возможность использования на добровольной основе наряду с традиционной

5927 подготовкой специалиста двухступенчатой системы высшего образования по

5928 принципу "бакалавр плюс магистр". При этом практика показала, что большинство

5929 вузов и работодателей не отказались от традиционной системы, не приняли

5930 новую, то есть жизнь показала продолжающуюся её эффективность.

5931

5932 Что касается федерального закона номер 232, который был принят в 2007 году,

5933 тоже в составе прошлой Думы, то он резко изменил положение всех участников

5934 образовательного процесса, причём, на мой взгляд, по всем основным

5935 показателям в худшую сторону.

5936

5937 Чем отличается новый закон, действие которого мы просим отсрочить, от прежде

5938 действовавшего?

5939

5940 Первое. По прежнему закону право выбора образовательной программы

5941 принадлежало вузу. Вуз определял, кого готовить как бакалавров или магистров,

5942 а кого - как специалистов. В настоящее время это право передано министерским

5943 чиновникам. Мы полагаем, что вузовское сообщество ничуть не глупее

5944 министерских чиновников, и если кому-то давать такое право, то вузам прежде

5945 всего.

5946

5947 Второе. По прежнему закону право выбора траектории обучения принадлежало

5948 студенту. Студент после четырёхлетнего бакалавриата мог пойти в специалисты,

5949 затем в магистры, возможны были самые разные траектории, ныне только две

5950 траектории: или специалист, или бакалавр - магистр. Если после бакалавра ты

5951 собрался в специалисты, то начинай с начала. Почему? Тайна, покрытая мраком.

5952

5953 Третье. Уважаемые коллеги, по прежнему закону студент мог продолжить

5954 образование на любой ступени, по новому закону между бакалавриатом и

5955 магистратурой введён конкурсный отбор. Это значит, что качественное высшее

5956 образование становится доступно не всем, а только избранным. При этом

5957 совершенно очевидно, что количество бюджетных мест в магистратуре резко

5958 сокращено по сравнению с количеством бюджетных мест в бакалавриате.

5959

5960 К чему это приведёт? Я думаю, легко прогнозировать отрицательные последствия

5961 для отечественного высшего образования, для экономики и страны в целом.

5962

5963 Первое - снижается количество специальных занятий. На год меньше студент

5964 учится и плюс бакалаврская программа содержит на 20 процентов меньше

5965 специальных занятий. Итого, на 40 процентов меньше специальных занятий по

5966 бакалаврской программе, чем по программе специалиста. Количество, как

5967 известно, всегда переходит в качество. На сколько процентов окажется хуже

5968 качество, это довольно трудно измерить, но то, что оно ухудшится, это

5969 совершенно очевидно.

5970

5971 Второе - фактически создаются две системы высшего образования: одна, условно

5972 говоря, для блондинок, в лучшем случае для офис-менеджеров, вторая,

5973 более-менее качественная, - прежде всего для представителей экономической и

5974 политической элиты.

5975

5976 Третье - бакалавры, как показывает опыт, испытывают большие трудности с

5977 трудоустройством, по крайней мере, значительно большие, чем традиционные

5978 специалисты. Есть даже известная шутка. Приходит студент к работодателю,

5979 говорит: "Здравствуйте, я бакалавр". Тот ему отвечает: "Вижу, что не Иванов.

5980 Но чему тебя учили, я не очень понимаю".

5981

5982 И наконец, четвёртая позиция - это извращение принципов Болонского процесса.

5983 Те, кто читали Болонскую декларацию, поддержанную в Российской Федерации,

5984 наверняка помнят, что её ключевые идеи - это добровольность и академические

5985 свободы. У нас в России Болонский процесс, или так называемая

5986 двухступенчатая, двухуровневая система, навязывается сверху. Между тем здесь,

5987 на парламентских слушаниях, несколько лет назад ректор Московского

5988 университета и президент Российского союза ректоров Виктор Антонович

5989 Садовничий прямо говорил, что отечественные бакалавры на Западе в лучшем

5990 случае смогут занять лишь должности лаборантов. Это было и мнение студентов

5991 МГУ, с которыми советовался Виктор Антонович Садовничий.

5992

5993 Наконец, напомню, уважаемые коллеги, что законопроект поддержан субъектами

5994 Российской Федерации. Тридцать два органа законодательной власти и, что ещё

5995 более интересно, сорок восемь органов исполнительной власти субъектов

5996 Российской Федерации поддержали этот законопроект. Видимо, они в регионах

5997 хорошо понимают необходимость сохранения качественного высшего образования

5998 для экономики, для инновационных программ, в конце концов, для самих наших

5999 граждан.

6000

6001 Мы убедительно просим вас поддержать этот законопроект.

6002

6003 Спасибо.

6004

6005 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.

6006

6007 С содокладом по данному законопроекту выступает председатель Комитета по

6008 образованию Балыхин Григорий Артёмович.

6009

6010 БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,

6011 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6012

6013 Спасибо огромное, Любовь Константиновна.

6014

6015 Уважаемые депутаты, я хочу с самого начала сказать, что то, о чём здесь

6016 говорил в своё докладе Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя

6017 Комитета Государственной Думы по образованию, не относится к концепции

6018 данного законопроекта, поскольку концепция данного законопроекта, который

6019 вынесен на обсуждение Думы и который рассматривался комитетом Государственной

6020 Думы, заключается исключительно только в переносе срока перехода на уровневую

6021 систему высшего образования.

6022

6023 Я к тому, о чём говорил Олег Николаевич, хотел бы добавить только то, что,

6024 ну, не так на самом деле, как вы это интерпретируете. Система, которая

6025 существовала раньше, до принятия закона в 2007 году, заключалась в том, что

6026 министерство - а я работал в Министерстве образования Российской Федерации -

6027 давало квоты на поступление без конкурса из бакалавриата в магистратуру, и

6028 вы, Олег Николаевич, это прекрасно знаете. Нынешний закон, о котором вы

6029 сейчас говорили, комментировали, он даёт право выпускникам бакалавриата

6030 поступать на конкурсной основе в магистратуру. При чём здесь то, о чём вы

6031 говорили, что для блондинок, для брюнеток там и так далее?.. Наоборот, это

6032 решает проблему действительно объективной оценки знаний тех, кто поступает в

6033 магистратуру.

6034

6035 Более того, скажу, что ваш законопроект, он предусматривает только перенос

6036 сроков. Почему Комитет по образованию не поддержал этот законопроект и

6037 предлагает к отклонению? Потому что сроки уже перенесены, причём мы их

6038 переносили двумя федеральными законами. Один федеральный закон, который

6039 принимался в июне 2009 года, - это закон о выплате стипендий. Все уже забыли,

6040 что никто не поднимал вопрос, Олег Николаевич, в том числе и вы, о том, что

6041 студенты-первокурсники стипендию начинали получать только в феврале

6042 следующего года, понимаете, и никого это не волновало. Это всё равно что

6043 принять человека на работу, а через полгода только начинать выплачивать

6044 зарплату. Но я не об этом хочу сказать. Вот двумя федеральными законами летом

6045 и в ноябре 2009 года мы уже перенесли сроки перехода на уровневую систему

6046 высшего образования.

6047

6048 Кроме того, перенесли сроки не только перехода на уровневую систему, но и

6049 перехода на федеральные государственные стандарты, о которых вы сегодня

6050 говорили, на новые федеральные государственные стандарты. Мы Федеральным

6051 законом "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и

6052 Санкт-Петербургском государственном университете" дали право дипломированным

6053 специалистам, выпускникам, о чём не говорится в вашем законопроекте,

6054 поступать в магистратуру. 232-й федеральный закон такого права не давал,

6055 поэтому мы эту поправку внесли. Вот, собственно говоря, по этим причинам,

6056 поскольку сроки перехода на уровневую систему образования уже перенесены, они

6057 приняты на законодательном уровне... Более того на тот момент, когда вносился

6058 ваш законопроект, не были ещё готовы федеральные государственные

6059 образовательные стандарты высшего образования, ну, их практически не было,

6060 поскольку работа над ними началась только в начале 2009 года. На сегодняшний

6061 день 96 процентов федеральных государственных образовательных стандартов

6062 высшего образования разработаны, утверждены Министерством образования и науки

6063 и, самое главное (долго шёл этот процесс), зарегистрированы Минюстом

6064 Российской Федерации. И поскольку федеральным законом, о котором я уже

6065 говорил, в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и

6066 Санкт-Петербургском государственном университете перенесён срок, - конечно,

6067 не до 1 сентября 2012 года, а до 1 сентября 2011 года, я думаю, что разница

6068 здесь небольшая, - и поскольку стандарты готовы, мы можем смело переходить на

6069 уровневую систему высшего образования.

6070

6071 Вот на этом основании Комитет Государственной Думы по образованию предлагает

6072 вам, уважаемые депутаты, отклонить этот законопроект. Я ещё раз подчёркиваю,

6073 что Комитет Государственной Думы по образованию считает, что на сегодня этот

6074 вопрос решён. Хочу сказать, что Правительство Российской Федерации не

6075 поддержало данный законопроект, хотя Олег Николаевич правильно здесь доложил,

6076 что тридцать субъектов Российской Федерации - это высшие исполнительные

6077 органы государственной власти субъектов и законодательные органы - поддержали

6078 этот законопроект, но, я считаю, по той причине, что на тот момент не было

6079 тех поправок, о которых я здесь говорил, которые были внесены летом и в

6080 ноябре 2009 года.

6081

6082 На этом основании комитет предлагает Государственной Думе отклонить данный

6083 законопроект в первом чтении.

6084

6085 Спасибо.

6086

6087 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Артёмович.

6088

6089 Есть ли вопросы? Есть вопросы.

6090

6091 Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.

6092

6093 ЛОКОТЬ А. Е. Насколько я понял из содоклада, это именно депутат Смолин

6094 виноват в том, что студентам вовремя не платили стипендию, как, впрочем,

6095 наверное, и вся фракция КПРФ.

6096

6097 У меня вопрос к обоим докладчикам. А что, если министерство берёт на себя вот

6098 эти регулирующие функции, оно владеет информацией, сколько нужно в тот или

6099 иной год - скажем, в 2010 году или в 2011 году - бакалавров, специалистов?

6100 Есть такая информация у них? То есть сколько потребно нашей экономике? Или же

6101 всё-таки этой информации нет, и это остаётся, так сказать, случайным образом.

6102 Может быть, действительно институтам, вузам на местах виднее, кого и как

6103 готовить, этот вопрос оставить всё-таки за ними?

6104

6105 Спасибо.

6106

6107 БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Анатолий Евгеньевич, за вопрос.

6108

6109 Хочу сказать, что есть такое понятие "определение прогнозной потребности в

6110 специалистах с высшим образованием". Мы на эту систему перешли в 2003 году,

6111 когда перешли на приём в высшие учебные заведения по государственному

6112 заданию. Ну, были раньше контрольные цифры приёма, сейчас это государственное

6113 задание. Для того чтобы определить государственное задание по каждой

6114 специальности, - а для этого определены двадцать восемь укрупнённых групп

6115 специальностей и направлений подготовки - мы определяли по постановлению

6116 правительства (это требование такое) прогнозную потребность в специалистах по

6117 этим укрупнённым группам специальностей. Это делается каждый год, причём

6118 государственное задание на подготовку специалистов с высшим и средним

6119 профессиональным образованием определяется на конкурсной основе, мало кто об

6120 этом знает, но это действительно так. Высшее учебное заведение, для того

6121 чтобы получить бюджетные средства на подготовку специалистов, для выполнения

6122 этого задания должно выиграть это по конкурсу.

6123

6124 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6125

6126 Останина Нина Александровна.

6127

6128 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6129

6130 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, пожалуйста.

6131

6132 Смолину ещё включите микрофон.

6133

6134 СМОЛИН О. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Анатолий Евгеньевич.

6135

6136 Я хочу напомнить - желающие могут посмотреть стенограмму обсуждения в 2007

6137 году, - что когда принимался этот законопроект, то помимо ложного аргумента о

6138 якобы невозможности без этого осуществлять Болонский процесс, нашими

6139 коллегами из министерства был выдвинут и другой аргумент, на мой взгляд, тоже

6140 ложный. Аргумент был такой: мы не можем прогнозировать развитие рынка труда

6141 на пять лет, поэтому переходим на бакалавриат, чтобы через четыре года...

6142 четыре года всё-таки срок поменьше, а потом, если нужно будет более широкое

6143 образование, чем балакавриат, переучим применительно к потребностям рынка

6144 труда.

6145

6146 Я тогда в свою очередь цитировал древних, известную формулу "невежество не

6147 есть аргумент", и говорил о том, что как раз нужно прогнозировать развитие

6148 рынка труда и студенты не виноваты в том, что мы так плохо это делаем. Если

6149 верить заявлениям представителей министерства в 2007 году, тогда не могли.

6150 Ну, не знаю, что изменилось сейчас.

6151

6152 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, ваш вопрос.

6153

6154 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Григорий Артёмович, скажите, пожалуйста, чем

6155 руководствовались министерство и вы, как председатель комитета, а в прошлом

6156 заместитель министра, принимая такое вполне логичное решение о переносе

6157 сроков перехода на двухуровневую систему образования и определив, что это

6158 будет 2010 год? Вот логика Смолина мне понятна, почему 2012 год, он это

6159 связывает с периодом кризиса. Совершенно очевидно, что те самые бакалавры,

6160 которые по конкурсу просто не поступят в магистратуру, окажут дополнительное

6161 давление на рынок труда, который и сейчас уже испытывает трудности. И всем

6162 понятно, что это не два миллиона восемьсот тысяч безработных, а в несколько

6163 раз большее число людей. В любом случае эта молодёжь просто окажется за

6164 воротами вузов и перед закрытыми воротами предприятий. Какой логикой

6165 руководствовались вы, определяя, что конечная дата - это 2010 год?

6166

6167 БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Нина Александровна.

6168

6169 Я хочу сказать о том, что вот эти мифы, то, о чём Олег Николаевич говорил...

6170 Я, по-моему, при обсуждении на предыдущих заседаниях законопроектов говорил

6171 об этом. Олег Николаевич предсказывал, например, что в 2009 году в связи с

6172 кризисом мы получим двести - триста тысяч безработных и так далее, и тому

6173 подобное. Этого не случилось. И сегодня Олег Николаевич сказал, что...

6174

6175 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6176

6177 БАЛЫХИН Г. А. Нет, я имею в виду другое - в связи с тем, что многие не

6178 поступят в высшие учебные заведения из-за введения единого государственного

6179 экзамена. Но этого не случилось. И Олег Николаевич сам сказал, что это

6180 двадцать восемь тысяч, а не на порядок больше.

6181

6182 Но я отвечаю конкретно на ваш вопрос. Когда мы устанавливали этот срок,

6183 логика министерства и нашего комитета заключалась в том... Прежде всего, это

6184 не 2010 год. Хочу пояснить просто, что это 2011/12 учебный год. В

6185 законопроекте, который мы обсуждаем, имеется в виду 2012/13 год, ну, если

6186 переводить это на учебные годы. В пояснительной записке Олег Николаевич

6187 говорит о том, что в кризисное время нужно поддержать тех, кто должен

6188 поступать в магистратуру. Я уже сказал и ещё раз повторю, что мы, наоборот,

6189 внесли поправку федеральным законом об МГУ и СПГУ и дали право выпускникам,

6190 дипломированным специалистам - это те, кто учится, Нина Александровна, по

6191 старым программам, - поступать в магистратуру. Вот закон о двухуровневой

6192 системе этого не предусматривает. Что это означает? Это означает, что вплоть

6193 до 2017 года все выпускники, которые учатся по старым программам,

6194 дипломированные специалисты, как мы называем, будут поступать в магистратуру,

6195 у них будет такое право. Я просто хочу это ещё раз объяснить. Законопроект

6196 Олега Николаевича и его соавторов этого не предусматривает.

6197

6198 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6199

6200 Ещё был вопрос у Плетнёвой Тамары Васильевны. Пожалуйста.

6201

6202 ПЛЕТНЁВА Т. В. Григорий Артёмович, скажите, пожалуйста, почему ребёнок,

6203 который выбрал профессию, поступил в высшее учебное заведение, чтобы получить

6204 высшее образование, тем более поступил таким изуверским способом - сдал ЕГЭ,

6205 потом вдруг оказывается недоучкой и должен снова (квота была, но вы говорите,

6206 что это плохо, теперь конкурс) идти сдавать, чтобы получить окончательно

6207 высшее образование? Как бы там мы ни называли, магистратура... (Микрофон

6208 отключён.)

6209

6210 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не относится к этому законопроекту ваш вопрос.

6211

6212 ПЛЕТНЁВА Т. В. Почему? Я спрашиваю конкретно: может быть, честнее будет

6213 сказать, что денег у нас нет и поэтому мы сегодня придумываем эти

6214 многоступенчатые системы высшего образования? Может, честнее так будет

6215 сказать?

6216

6217 БАЛЫХИН Г. А. Тамара Васильевна, вы понимаете, это проблема, как и

6218 оптимизации сельских школ, я об этом уже много раз говорил, для нас, в том

6219 числе для министерства, я за это отвечаю, не экономическая, это проблема

6220 образовательная, проблема, связанная с повышением качества как общего

6221 образования, так и высшего. Мы руководствуемся только этим. Мы перешли на

6222 уровневую систему, так что это другой уровень, и он требует действительно

6223 нового набора, нового поступления, и, конечно, на конкурсной основе, а не по

6224 тем квотам, за которые вы ратуете, призывая возвратиться к старой системе.

6225

6226 Спасибо.

6227

6228 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.

6229

6230 РОМАНОВ В. С. Уважаемый Григорий Артёмович, я понимаю, что, когда я

6231 сформулирую вопрос, вы скажете, что эта проблема ранее уже обсуждалась. То,

6232 что предлагает Олег Николаевич, конечно, я поддерживаю, и ссылка на кризис

6233 полностью логична.

6234

6235 А вопрос мой звучит так. В последние годы был ряд публикаций, например, книга

6236 канадской исследовательницы Наоми Кляйн "Доктрина шока" или трёхтомник

6237 "Проект "Россия" неизвестных авторов. Кстати, это был бестселлер, который

6238 расхватали администрации президента и правительства и вся читающая элита

6239 обсуждала. Так вот, в числе откровений этих изданий мысль о том, что

6240 ликвидация классической системы советского, да и российского образования -

6241 это разработка Запада. Ещё Тэтчер в 1992 году заявляла: хватит пятнадцати

6242 миллионов русских, чтобы обслуживать... (Микрофон отключён.)

6243

6244 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6245

6246 Григорий Артёмович, коротенько, а то мы не успеем к протокольным приступить.

6247

6248 БАЛЫХИН Г. А. Я считаю, что ваши суждения не имеют никакой почвы под собой.

6249 Можно читать любую литературу, и мы её читаем, и разрабатываем свои подходы к

6250 модернизации образования. Но то, что намечается, оно реализуется. И я не

6251 знаю, какие цифры убедительные вы приводите - наша система образования, как

6252 вы говорите, классическая система, была лучшей, - что она деградирует.

6253 Наоборот, Дмитрий Анатольевич Медведев ещё в послании 2008 года сказал о том,

6254 что действительно мы откатились от тех позиций, которые занимала система

6255 образования несколько десятилетий назад. Это действительно так. И мы должны

6256 всё делать для того, чтобы систему приводить в необходимое, современное

6257 состояние. Задача только в этом.

6258

6259 Если вы усматриваете, что сознательно кто-то разрушает эту систему, вы

6260 ошибаетесь. И я, как человек, который двенадцать лет проработал и в

6261 министерстве, и в агентстве, и сейчас в комитете, отвечаю за эти слова. И

6262 министерство, и наш комитет делают всё для того, чтобы модернизировать,

6263 улучшить нашу систему образования, и прежде всего общего образования. У нас

6264 страдает качество общего образования. Мы создали в июне прошлого года

6265 специальный совет по вопросам качества общего образования во главе с Виктором

6266 Антоновичем Садовничим, я ещё раз об этом напоминаю. Мы провели уже четыре

6267 заседания, причём на площадке партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6268

6269 Спасибо.

6270

6271 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.

6272

6273 РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос чисто технического характера. Вот всё

6274 упирается в сроки: комитет говорит - 2011 год, автор законопроекта говорит -

6275 2012-й. Вы в своём содокладе сказали, что наконец-то завершены федеральные

6276 образовательные стандарты. Ну, вот от федеральных стандартов до конкретных

6277 обучающих планов должно пройти какое-то время. Готовы ли образовательные

6278 планы и насколько готовы вузы к переходу на новую систему сегодня? И каким

6279 образом всё это вместе состыкуется с тем, что у нас как раз в 2010-2011 годах

6280 большинство вузов будет преобразовано в автономные учреждения, то есть

6281 произойдёт ещё и их реорганизация? И не выйдем ли мы с вами опять на

6282 продление этого срока? Может быть, действительно было бы лучше сразу

6283 расставить все точки над "i" и спокойно, планомерно работать, а не ждать

6284 авралов, когда всё это произойдёт? А потом мы с вами... (Микрофон отключён.)

6285

6286 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Артёмович.

6287

6288 БАЛЫХИН Г. А. Спасибо за вопрос.

6289

6290 Мы действительно перенесли срок перехода на новые федеральные государственные

6291 стандарты, я об этом сказал. На сегодня большая часть стандартов высшего

6292 образования разработана. Но вы совершенно правы в том, что кроме стандартов

6293 должны быть другие документы, подзаконные акты, прежде всего примерные

6294 образовательные программы, потом образовательные программы, которые

6295 разрабатывают сами образовательные учреждения. Скажем, для среднего

6296 образования это базисные учебные планы, программы, модули там и так далее, и

6297 тому подобное. Мы срок перехода на новые стандарты перенесли также на 1

6298 сентября 2011 года, и как раз года достаточно для того, чтобы полностью

6299 подготовиться к переходу на новые стандарты.

6300

6301 Спасибо.

6302

6303 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь.

6304

6305 Кто хотел бы выступить? Один человек от фракции, Рохмистров. Пожалуйста, за

6306 три минуты мы проголосовали. И кто от фракции КПРФ? Две руки было. Кто

6307 выступает от вас?

6308

6309 Пожалуйста, Максим Станиславович, начинаем с вас. Потом КПРФ определится.

6310

6311 РОХМИСТРОВ М. С. В данном конкретном случае в ответе на мой вопрос прозвучали

6312 те вещи, которые подтверждают, что действительно надо поддержать, потому что

6313 законопроект коротенький, он говорит только о сроках перехода на

6314 двухуровневую систему образования.

6315

6316 Из выступления докладчика мы узнали, что на сегодняшний день только-только

6317 разработаны, и даже ещё не все, федеральные стандарты. Если мы посмотрим,

6318 сколько ушло времени на разработку этих федеральных стандартов, мы поймём,

6319 что на то, чтобы разработать учебные планы, модули и так далее, и так далее,

6320 уйдёт ещё больше времени. А если на это мы наложим ещё и переход большинства

6321 высших учебных заведений на другую организационную форму, форму автономного

6322 образовательного учреждения, у нас обязательно возникнет нестыковка, потому

6323 что на все те образовательные планы, которые на основании ещё не до конца

6324 разработанных федеральных стандартов должны разработать образовательные

6325 учреждения, а потом их ещё согласовать и утвердить в министерстве, я думаю,

6326 года не хватит с учётом поворотливости нашего Министерства образования. И мы

6327 с вами сейчас поставим наших граждан в определённое положение, в которое мы с

6328 вами любим ставить, принимая такие законопроекты с нереальными сроками: они

6329 потратят деньги, они будут напрягаться, а в конце концов мы поймём, что

6330 действительно мы не успеваем по всей стране это провести, и будем с вами

6331 продлевать срок, тем самым поставив в неудобное положение большинство учебных

6332 заведений.

6333

6334 Я думаю, надо сразу обозначить срок, который предлагает автор, - 2012 год. Он

6335 вполне реален, чтобы закончить процедуру разработки всех учебных планов,

6336 довести до конца федеральные образовательные стандарты. Мы уже приняли с вами

6337 закон "Об автономных учреждениях", и без ущерба для себя, без потери каких-то

6338 денег часть вузов в спокойном режиме перейдёт в автономные учреждения, в

6339 спокойном режиме все разработают образовательные программы, модули,

6340 определятся с профессорско-преподавательским составом и в спокойном режиме к

6341 2012 году перейдут, когда уже совершенно точно будут знать, что установлен

6342 конкретный срок, к которому все должны перейти.

6343

6344 Я думаю, что ближе к 2011 году мы тут с вами поймём, что большинство вузов не

6345 успевает, и под выборы будем тут, понимаете ли, идти им навстречу, продлевать

6346 ещё на один год этот срок. Вот я и предлагаю не заниматься этими вопросами в

6347 авральном порядке. Мы уже перерегистрировали все ООО по всей стране, а потом

6348 раз - и продлили срок за пару дней. И вот люди, вместо того чтобы сказать

6349 спасибо, называют нас всех с вами идиотами: вот вы, идиоты, напринимали

6350 законопроекты, мы все деньги заплатили, куча конторок при налоговых

6351 инспекциях заработала, а оказывается, этого... (Микрофон отключён.)

6352

6353 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6354

6355 Останина Нина Александровна от фракции КПРФ.

6356

6357 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, задавая Григорию Артёмовичу вопрос о

6358 логике, которой руководствовались комитет и министерство, принимая решение о

6359 сроках переноса действия этого закона или перехода на двухуровневую систему

6360 до 2010 года... Кстати, Григорий Артёмович, вот передо мной заключение

6361 комитета, где со ссылкой на закон № 184-ФЗ от 18 июля 2009 года и на закон №

6362 260-ФЗ от 10 ноября 2009 года всё-таки обозначен декабрь 2010 года как срок

6363 завершения переходного периода в установлении уровня высшего

6364 профессионального образования. Я понимаю, что речь, конечно, идёт о приёме на

6365 обучение, поэтому ваши ссылки на то, что мы неправильно как бы определяем эти

6366 сроки, ну, наверное, не очень обоснованны. Мне менее всего хотелось бы

6367 уличить вас в отсутствии какой-либо логики, но, к сожалению, вынуждена думать

6368 так, потому что это уже не первое решение комитета. В первый раз вы принимали

6369 решение о продлении до 2007 года, потом до 2009 года, сейчас до 2010 или 2011

6370 года, поэтому вполне логично спросить: почему до 2010 и 2011 года? Почему не

6371 так, как предлагает Смолин - хотя бы до 2012 года, - обозначить дату этого

6372 переходного периода? Это было бы вполне логично, потому что, и все мы это

6373 понимаем, кризис не завершился.

6374

6375 И, кстати, первый вопрос, с которым пришли представители нашей фракции, в том

6376 числе Иван Иванович Мельников, председатель партии Геннадий Андреевич

6377 Зюганов, к президенту Медведеву, как раз состоял в том, чтобы принять

6378 антикризисную меру, которая касалась бы защиты нашей молодёжи, прежде всего

6379 студенчества. И президент вынужден был согласиться с этим, продлив сроки

6380 получения образовательных кредитов.

6381

6382 Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы, поддержав логику и сам законопроект, с

6383 которым выступил Олег Николаевич Смолин, депутаты проголосовали за него, ибо

6384 действительно единственная цель этого закона - ещё раз поддержать

6385 студенческую молодёжь, поскольку непринятием этого закона мы просто усилим

6386 давление на рынок труда. И то, что когда-то казалось мифом - Григорий

6387 Артёмович, вы обвиняли нашего коллегу в том, что Олег Николаевич часто

6388 выступает с мифами, - то, что четыре года назад казалось мифом, на сегодня

6389 стало, к сожалению, суровой реальностью для наших студентов. Поэтому очень

6390 хотелось бы, чтобы этим даром политического прогнозирования, которым обладает

6391 Олег Николаевич, пользовались не только за пределами Государственной Думы -

6392 большая часть образовательного сообщества очень уважительно относится к

6393 Олегу Николаевичу и к его прогнозам, - но и в стенах Государственной Думы.

6394 Это было бы чрезвычайно полезно, в том числе и нашему профильному Комитету по

6395 образованию.

6396

6397 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6398

6399 Олег Николаевич, хотели бы сказать заключительное слово? Да.

6400

6401 Включите микрофон депутату Смолину.

6402

6403 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я не сторонник личной полемики и всегда

6404 выступаю против идей или за идеи, но поскольку тут прозвучало несколько

6405 выпадов в мой адрес, я позволю себе сказать следующее.

6406

6407 Во-первых, я думаю, что автору намного виднее, что относится к концепции

6408 закона, чем его оппонентам, на то автор концепцию закона и писал. А вот что

6409 касается того, что, оказывается, Смолин, будучи в законодат?