Законопроект 192783-5 О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
в третьем чтении
23.10.2013
Номер законопроекта: | 192783-5 |
Комментарий законопроекта: | в части создания и деятельности советов обучающихся |
Дата внесения законопроекта в ГД: | 24.04.2009 |
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД: | http://sozd.parlament.gov.ru/bill/192783-5 |
Ответственный комитет: | Комитет ГД по образованию |
Профильный комитет: | Комитет ГД по образованию |
Дата изменения статуса/фазы: | 23.10.2013 |
Статус законопроекта: | Рассмотрение законопроекта в третьем чтении |
Фаза статуса законопроекта: | Рассмотрение законопроекта Государственной Думой |
Принятое решение (формулировка): | отклонить законопроект |
Тип документа решения: | Постановление ГД |
Наименование документа решения: | 3084-6 ГД |
Тип законопроекта: | Федеральный закон |
Автор(ы) законопроекта: | Балыхин Григорий Артёмович, Депутат ГД Володин Вячеслав Викторович, Депутат ГД Воложинская Татьяна Львовна, Депутат ГД Гильмутдинов Ильдар Ирекович, Депутат ГД Мищенко Максим Николаевич, Депутат ГД Пугачева Наталья Васильевна, Депутат ГД Тараканов Павел Владимирович, Депутат ГД Яровая Ирина Анатольевна, Депутат ГД |
Фракция: | Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России |
- 1
- 2
- 3
Стенограмма к законопроекту №192783-5 О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
в части создания и деятельности советов обучающихся
Дата заседания 23.10.2013, номер заседания 124, строк в стенограмме 6684
О проекте федерального закона № 192783-5 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания и деятельности советов обучающихся).
Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)
1200 2-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в
1201 статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12
1202 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
1203 третье чтение.
1204
1205 Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста.
1206
1207 НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,
1208 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
1209
1210 Уважаемый Сергей Евгеньевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! В последние
1211 годы вносилось несколько законопроектов, которые предусматривали внесение
1212 поправок в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском
1213 профессиональном образовании". Оба этих закона с 1 сентября этого года
1214 утратили силу. Существует множество законопроектов, предлагающих поправки к
1215 этим законам, которые были возвращены субъектам права законодательной
1216 инициативы, поскольку изменения вносились в законы, утратившие силу, кроме
1217 одного, который был внесён нашими уважаемыми коллегами, был рассмотрен в
1218 первом чтении ещё пятой Государственной Думой и во втором чтении - нашим
1219 составом Государственной Думы, поэтому по стандартной процедуре этот
1220 законопроект не может быть возвращён субъекту права законодательной
1221 инициативы, в связи с чем мы должны рассмотреть его в третьем чтении.
1222
1223 Комитет Государственной Думы по образованию предлагает не принимать в третьем
1224 чтении проект федерального закона, поскольку изменяемые нормы признаны
1225 утратившими силу в связи со вступлением в силу закона "Об образовании в
1226 Российской Федерации". Этот законопроект касался советов обучающихся. Я хотел
1227 бы подчеркнуть, что новый федеральный закон устанавливает подходы и решения,
1228 которые обсуждались при разработке отклоняемого законопроекта, и в нём
1229 установлено, что в целях защиты мнения обучающихся и по их инициативе
1230 создаются советы обучающихся, а в профессиональной образовательной
1231 организации, образовательной организации высшего образования - студенческие
1232 советы, поэтому в значительной степени содержание законопроекта, который
1233 вносился нашими коллегами, учтёно в новом федеральном законе.
1234
1235 Прошу поддержать предложение комитета.
1236
1237 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
1238
1239 Будут ли выступления по мотивам от фракций? Нет.
1240
1241 Выносим на "час голосования".
1242
(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)
5263 2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35
5264 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона
5265 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", третье чтение.
5266
5267 Включите режим голосования.
5268
5269 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
5270
5271 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет рекомендует отклонить законопроект.
5272
5273 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
5274
5275 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу отключить режим.
5276
5277 Коллеги, снова ставлю законопроект на голосование. Профильный комитет
5278 предлагает отклонить, но ставлю вопрос на голосование в формулировке: кто за
5279 то, чтобы принять законопроект? (Шум в зале.)
5280
5281 Включите режим голосования.
5282
5283 Покажите результаты.
5284
5285 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 25 сек.)
5286 Проголосовало за 2 чел.0,4 %
5287 Проголосовало против 17 чел.3,8 %
5288 Воздержалось 0 чел.0,0 %
5289 Голосовало 19 чел.
5290 Не голосовало 431 чел.95,8 %
5291 Результат: не принято
5292
5293 Законопроект отклонён.
5294
5295 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
5296
5297 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все правильно, спасибо всем.
5298
Дата заседания 14.02.2012, номер заседания 9, строк в стенограмме 4960
О проекте федерального закона № 192783-5 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания и деятельности советов обучающихся; принят в первом чтении 21 ноября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении
(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)
1876 Пункт 7 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в
1877 статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12
1878 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
1879
1880 Александр Николаевич Дегтярёв, пожалуйста.
1881
1882 ДЕГТЯРЁВ А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,
1883 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
1884
1885 Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги-депутаты! Вашему вниманию
1886 предлагается во втором чтении проект федерального закона № 192783-5 "О
1887 внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и
1888 статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
1889 образовании". В первом чтении он был принят 21 ноября 2011 года. Законопроект
1890 направлен на расширение возможностей участия обучающихся как участников
1891 образовательного процесса в управлении образовательным учреждением, на
1892 совершенствование инструментов защиты и обеспечение прав обучающихся.
1893
1894 К законопроекту поступило шесть поправок, три из них посвящены одному и тому
1895 же вопросу: в них в разной редакции предлагается дополнить пункт 2 статьи 35
1896 Закона Российской Федерации "Об образовании" абзацем, в котором
1897 устанавливается возможность создания в образовательных учреждениях начального
1898 профессионального образования, среднего профобразования и высшего
1899 профобразования студенческих советов или, если быть более точным, в
1900 соответствии с буквой и духом закона, советов обучающихся. Комитет на своём
1901 заседании единогласно поддержал поправку, в которой предложено создание
1902 именно советов обучающихся, - это поправка 2 в таблице рекомендованных к
1903 принятию, - поскольку именно эта редакция более точно определяет статус
1904 учащихся учреждений начального профессионального образования и даёт
1905 возможность участия в советах не только студентам, но и аспирантам, адъюнктам
1906 и так далее.
1907
1908 Изменения аналогичного характера, но уже вносимые в пункт 2 статьи 12
1909 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
1910 представлены ещё в двух поправках. Здесь также единогласно комитет поддержал
1911 редакцию поправки, включённой в таблицу 1, это поправка 3. Таким образом,
1912 законодательные инициативы авторов отклонённых комитетом поправок полностью
1913 поддержаны, но учтены в другой редакции.
1914
1915 В связи с уточнением содержания предлагается также изменить название
1916 законопроекта, что с точки зрения юридической техники является правильным.
1917
1918 Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, заключение
1919 Правового управления Аппарата Госдумы замечаний не содержит. Замечания,
1920 имеющиеся в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, по
1921 существу поставленных вопросов полностью учтены.
1922
1923 Комитет Государственной Думы по образованию просит утвердить таблицы поправок
1924 и поддержать законопроект во втором чтении.
1925
1926 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
1927
1928 Коллеги, имеются ли возражения, замечания по таблице поправок 1? Нет.
1929 Голосуем по таблице поправок 1.
1930
1931 Прошу включить режим голосования.
1932
1933 Покажите результаты.
1934
1935 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 17 сек.)
1936 Проголосовало за 290 чел.64,4 %
1937 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
1938 Воздержалось 1 чел.0,2 %
1939 Голосовало 291 чел.
1940 Не голосовало 159 чел.35,3 %
1941 Результат: принято
1942
1943 Принято.
1944
1945 Имеются ли возражения по таблице поправок 2, рекомендованных комитетом к
1946 отклонению? Нет. Голосуем по таблице поправок 2.
1947
1948 Включите, пожалуйста, режим голосования.
1949
1950 Покажите результаты.
1951
1952 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 54 сек.)
1953 Проголосовало за 237 чел.52,7 %
1954 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
1955 Воздержалось 0 чел.0,0 %
1956 Голосовало 237 чел.
1957 Не голосовало 213 чел.47,3 %
1958 Результат: принято
1959
1960 Принято.
1961
1962 Присаживайтесь, пожалуйста.
1963
(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)
4342 Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
4343 статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12
4344 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
4345
4346 Прошу включить режим голосования.
4347
4348 Покажите, пожалуйста, результаты.
4349
4350 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 40 сек.)
4351 Проголосовало за 380 чел.84,4 %
4352 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
4353 Воздержалось 1 чел.0,2 %
4354 Голосовало 381 чел.
4355 Не голосовало 69 чел.15,3 %
4356 Результат: принято
4357
4358 Принято.
4359
Дата заседания 21.11.2011, номер заседания 263, строк в стенограмме 4349
О проекте федерального закона № 192783-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания и деятельности студенческих советов; внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Балыхиным, Т. Л. Воложинской, П. В. Таракановым, Н. В. Пугачёвой, а также В. В. Володиным и М. Н. Мищенко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении
(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)
3224 Дальше у нас два альтернативных законопроекта, которые обозначены в пунктах
3225 30.1 и 30.2. Если я правильно понимаю, у нас будет один докладчик по обоим
3226 законопроектам. Называются они так: "О внесении изменений в Закон Российской
3227 Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
3228 профессиональном образовании" и "О внесении изменений в статью 13 Закона
3229 Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и
3230 послевузовском профессиональном образовании". Григорий Артёмович Балыхин
3231 докладывает сразу по обоим.
3232
3233 Пожалуйста.
3234
3235 БАЛЫХИН Г. А. Спасибо.
3236
3237 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Оба законопроекта направлены на
3238 решение одной и той же задачи - расширения возможности участия обучающихся в
3239 управлении учреждением профессионального образования за счёт создания
3240 представительных органов обучающихся, то есть студенческих советов.
3241
3242 Представляемые законопроекты являются альтернативными. В законопроекте №
3243 126208-5 устанавливается обязательность создания студенческих советов, а в
3244 законопроекте № 192783-5 закрепляется право создания представительных органов
3245 - студенческих советов. Указанное отличие является принципиальным, поскольку
3246 в пункте 4 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании"
3247 предусматривается право, а не обязанность обучающихся на участие в управлении
3248 образовательным учреждением.
3249
3250 Правительство Российской Федерации, обратив внимание на это обстоятельство,
3251 не поддержало в своём официальном отзыве законопроект № 126208-5. С учётом
3252 этого замечания и был подготовлен законопроект № 192783-5. В состав авторов
3253 этого законопроекта вошла часть авторов первого законопроекта, который не
3254 может быть отозван, поскольку полномочия ряда авторов досрочно прекращены. На
3255 законопроект, который предлагается к принятию, поступил ряд замечаний и
3256 предложений. Я не буду о них говорить, скажу только, что они будут учтены при
3257 подготовке законопроекта ко второму чтению.
3258
3259 На законопроект поступили отзывы от законодательных органов государственной
3260 власти тридцати четырёх субъектов Российской Федерации - все положительные,
3261 от высших исполнительных органов государственной власти сорока трёх субъектов
3262 Российской Федерации - сорок два положительных и один отрицательный.
3263 Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний
3264 концептуального характера не содержит.
3265
3266 Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует
3267 Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона №
3268 192783-5 и отклонить законопроект № 126208-5. Прошу поддержать наше решение.
3269
3270 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
3271
3272 Коллеги, настаивает ли кто-то на обсуждении? Тамара Васильевна Плетнёва хочет
3273 задать вопрос, и Апарина, и Коломейцев - три вопроса.
3274
3275 Пожалуйста, Плетнёва.
3276
3277 ПЛЕТНЁВА Т. В. Григорий Артёмович, извините, пожалуйста, что мы так на вас...
3278 С днём рождения искренне!
3279
3280 Вопрос у меня такой, у нас просто другие тут стоят номера, я никак не могу
3281 соотнести, но по сути проблему я изучила. Скажите, пожалуйста, в одном из
3282 законопроектов предусмотрено создание не только студенческих советов, но и
3283 организаций. Вот этот законопроект вы поддерживаете или нет? Если этот, то
3284 организациями всё-таки, наверное, комитет по общественным организациям должен
3285 заниматься. Почему нужно создавать в вузе студенческую организацию, минуя,
3286 так сказать, комитет, который этим должен напрямую заниматься? И кроме того,
3287 есть такие организации, как "Наши", "ваши", которые вывести можно, или как
3288 это будет?
3289
3290 БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос.
3291
3292 Хочу сказать, что и один, и другой законопроект предполагают создание
3293 студенческих советов. Когда я говорил, что есть замечания по этому
3294 законопроекту, в том числе и нашего комитета, то имел в виду, в частности, и
3295 это. Мы за то, чтобы в образовательных учреждениях создавались не только
3296 студенческие советы, но и органы студенческого самоуправления. Мы хотим во
3297 втором чтении предложить вот такое разнообразие форм студенческого
3298 самоуправления.
3299
3300 А принципиальное различие этих двух законопроектов, поскольку они
3301 альтернативные, - я об этом в докладе сказал - состоит в том, что
3302 законопроект, который мы предлагаем к отклонению, предполагает обязательность
3303 создания именно студенческих советов, а законопроект, который мы предлагаем
3304 принять, предоставляет право студентам, студенческому сообществу создавать
3305 органы студенческого самоуправления.
3306
3307 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Апарина.
3308
3309 АПАРИНА А. В. Спасибо.
3310
3311 Григорий Артёмович, присоединяемся к поздравлению с днём рождения! Вы боец,
3312 потому что ваш день рождения совпадает с началом Сталинградской битвы. И вам
3313 желаем боевитости и активности!
3314
3315 Мой вопрос следующего порядка. Скажите, предусмотрено ли в этом
3316 законопроекте, ну, более энергично, что ли, там прописаны права студентов по
3317 поводу того, что они могут протестовать, протестные акции проводить, пикеты,
3318 и как защищены эти права, нашло ли это отражение в законопроекте?
3319
3320 Этот вопрос связан с тем, что в субботу инициативная группа студентов,
3321 аспирантов, выпускников МГУ только попыталась провести акцию против
3322 вступления студенческого союза университета в "Народный фронт" - их похватали
3323 и повезли в милицию, пытались пришить какую-то статью. Так вот, защищены ли
3324 они будут этим законопроектом? Мы же принимаем законопроект в части
3325 формирования органов самоуправления. Какие права студентов им будут защищены?
3326
3327 БАЛЫХИН Г. А. Законопроект, который мы предлагаем к принятию, предусматривает
3328 норму, предполагающую фиксацию, так скажем, функционала советов, которые
3329 создаются, порядка их формирования и порядка организации их работы в уставах
3330 учреждений образования - вот это очень важно, что такая норма прописана.
3331 Причём мы предполагаем - и такая норма существует, - что, кроме закрепления в
3332 уставе и определения этих функций на студенческом форуме конкретного
3333 образовательного учреждения, должно быть подготовлено положение об органе
3334 студенческого самоуправления, которое будет утверждаться уже учёным советом,
3335 если это государственное образовательное учреждение, или другим органом, если
3336 это негосударственное учреждение. Так что, отвечая на ваш вопрос, могу
3337 сказать, что это предусматривается.
3338
3339 Спасибо.
3340
3341 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос.
3342
3343 КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос такой.
3344
3345 В очень подробном отрицательном отзыве правительства на оба эти законопроекта
3346 расписаны права, обязанности этих органов общественного самоуправления не
3347 только в высших учебных заведениях - здесь упоминаются и муниципальные
3348 образовательные учреждения.
3349
3350 Вот я утром пытался сказать о закрытии школы в Шолоховском районе,
3351 антиповской школы-девятилетки. Там все эти общественные организации:
3352 родительский совет, педколлектив, совет учеников, они тоже какое-то своё
3353 общественное самоуправление имеют, - подписали письмо президенту. Реакция на
3354 всё это нулевая. Реакцию Думы сегодня утром вы слышали.
3355
3356 Вопрос заключается вот в чём: а зачем вообще нужны эти общественные
3357 организации - они же ничего не решают? Их работа похожа, вообще-то, на работу
3358 нашей Государственной Думы: что скажет правительство, то и сделают.
3359
3360 БАЛЫХИН Г. А. Все мы были учащимися. Я, например, и в техникуме учился, и был
3361 студентом вуза. И вы знаете, что органы студенческого самоуправления, в том
3362 числе и студсоветы, в некоторых учебных заведениях уже созданы, и они
3363 действительно отражают чаяния студентов. А то, что не учитывается их
3364 мнение... Может быть, такие факты и имеют место быть, но мы должны сделать
3365 всё, чтобы предложения и замечания, которые идут от нашего студенчества,
3366 учитывались, и прежде всего руководством того образовательного учреждения,
3367 где учатся студенты.
3368
3369 Спасибо.
3370
3371 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы все заданы.
3372
3373 Присаживайтесь, Григорий Артёмович.
3374
3375 Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Представитель президента и
3376 правительства? Также нет. Выносим оба законопроекта на "час голосования".
3377 Будем голосовать их в рейтинговом режиме.
3378
(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)
4091 Теперь голосуются два альтернативных законопроекта. Сначала пункт 30.1.
4092
4093 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)
4094
4095 Так, теперь голосуем пункт 30.2. Это тоже рейтинговое голосование.
4096 Пожалуйста, голосуйте. (Идёт голосование.)
4097
4098 Покажите результаты по пункту 30.1.
4099
4100 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 57 сек.)
4101 Проголосовало за 398 чел.88,4 %
4102 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
4103 Воздержалось 0 чел.0,0 %
4104 Голосовало 398 чел.
4105 Не голосовало 52 чел.11,6 %
4106
4107 Покажите результаты по пункту 30.2.
4108
4109 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 18 сек.)
4110 Проголосовало за 57 чел.12,7 %
4111 Проголосовало против 42 чел.9,3 %
4112 Воздержалось 0 чел.0,0 %
4113 Голосовало 99 чел.
4114 Не голосовало 351 чел.78,0 %
4115
4116 Итак, по итогам рейтингового голосования принятым в первом чтении считается
4117 законопроект под пунктом 30.1.
4118