Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 192804-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

у Президента РФ
02.04.2013

Номер законопроекта:192804-6
Комментарий законопроекта:об установлении возможности определения законом субъекта Российской Федерации порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
Дата внесения законопроекта в ГД:18.12.2012
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/192804-6
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:02.04.2013
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:30-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Аброськин Николай Павлович, Депутат ГД
Глубоковская Эльмира Гусейновна, Депутат ГД
Жарков Антон Викторович, Депутат ГД
Журавлев Алексей Александрович, Депутат ГД
Кривоносов Сергей Владимирович, Депутат ГД
Курбанов Ризван Даниялович, Депутат ГД
Лебедев Игорь Владимирович, Депутат ГД
Левин Леонид Леонидович, Депутат ГД
Оганян Оганес Арменакович, Депутат ГД
Решульский Сергей Николаевич, Депутат ГД
Старшинов Михаил Евгеньевич, Депутат ГД
Хадарцев Махарбек Хазбиевич, Депутат ГД
Шестаков Василий Борисович, Депутат ГД
Шихсаидов Хизри Исаевич, Депутат ГД
Шхагошев Адальби Люлевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №192804-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

об установлении возможности определения законом субъекта Российской Федерации порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

Дата заседания 22.03.2013, номер заседания 87, строк в стенограмме 7926

О проекте федерального закона № 192804-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления возможности определения законом субъекта Российской Федерации порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1335 ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.

1336

1337 Уважаемые депутаты, от имени фракции уже третий раз предлагаю исключить

1338 сегодня из повестки дня вопрос 17, о внесении изменений в законодательные

1339 акты, рассматриваемый в третьем чтении: данным законопроектом фактически

1340 ставится крест на институте избрания губернаторов.

1341

1342 Я ещё раз обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, на то, что нельзя

1343 принимать закон в таком виде, нельзя принимать закон, действие которого

1344 предполагается сдерживать административным ресурсом, хотя нас не единожды

1345 пытались здесь убедить в обратном от имени комитета. Предлагаю снять данный

1346 законопроект, потом вернуться к нему, ещё раз доработать - внести

1347 соответствующие поправки, если мы предполагаем, что его действие будет

1348 ограничено несколькими субъектами Российской Федерации.

1349

1350 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1351

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1383 БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич.

1384

1385 Я также хотел предложить снять с повестки 17-й вопрос, поскольку считаю, что

1386 практически вводится новое юридическое понятие - "гарантии федерального

1387 центра", касающееся того, что губернатор не будет избираться только в

1388 национальных республиках. При таких юридических формулировках принимать в

1389 третьем чтении этот законопроект, на мой взгляд, неправильно. Я предлагаю

1390 исключить его из повестки.

1391

1392 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1393

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1432 Предложение Анатолия Евгеньевича Локотя и Антона Владимировича Белякова -

1433 снять 17-й вопрос с повестки. Комментирует Владимир Николаевич Плигин.

1434

1435 Включите микрофон.

1436

1437 ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному

1438 законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1439

1440 Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предложение Анатолия

1441 Евгеньевича Локотя не имеет под собой никаких оснований. Мне представляется,

1442 что выводы его о том, что якобы данный законопроект ставит крест на

1443 избирательной системе, не основаны на знании текста данного проекта. Более

1444 того, хотел бы обратить ваше внимание на то, что в нём существенно

1445 усиливается роль такого важнейшего института, как институт политических

1446 партий в Российской Федерации. Законопроект учитывает политические реалии и

1447 направлен на поступательное развитие Российской Федерации, предполагает в том

1448 числе сохранение мира во всех регионах Российской Федерации, иногда в

1449 достаточно сложных условиях.

1450

1451 В связи с тем что наш уважаемый коллега Беляков также продолжил обсуждать

1452 данную тему, я крайне удивлён: где он нашёл в законопроекте ссылки на

1453 конкретные национальные республики? Мы неоднократно останавливались на том,

1454 что критерии устанавливаться в тексте закона не должны и что субъекты сами

1455 имеют право выбирать соответствующую систему.

1456

1457 Предлагаю законопроект оставить в повестке.

1458

1459 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1460

1461 Тем не менее предложение наших коллег Анатолия Евгеньевича Локотя и Антона

1462 Владимировича Белякова ставлю на голосование.

1463

1464 Включите режим голосования.

1465

1466 Покажите результаты.

1467

1468 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 38 сек.)

1469 Проголосовало за 130 чел.28,9 %

1470 Проголосовало против 19 чел.4,2 %

1471 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1472 Голосовало 149 чел.

1473 Не голосовало 301 чел.66,9 %

1474 Результат: не принято

1475

1476 Отклоняется.

1477

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2684 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

2685 законодательные акты Российской Федерации".

2686

2687 Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.

2688

2689 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект

2690 прошёл все необходимые экспертизы. Предлагаем принять его в третьем чтении.

2691

2692 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2693

2694 Выступления по мотивам? Будут. Прошу записаться.

2695

2696 Включите режим записи.

2697

2698 Покажите список.

2699

2700 Спасибо.

2701

2702 Выносим на "час голосования".

2703

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6174 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

6175 законодательные акты Российской Федерации".

6176

6177 По мотивам выступает Антон Владимирович Беляков.

6178

6179 БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что

6180 нас с вами ждёт довольно любопытная история, связанная с судьбой авторов

6181 этого законопроекта. Я думаю, что это абсолютно раскольнический законопроект.

6182 Я понимаю, почему среди авторов есть представители оппозиционных партий: нам,

6183 конечно, выгодно, когда в партии власти происходит раскол, но когда группа

6184 граждан вносит законодательную инициативу, напрямую, публично не

6185 поддерживаемую Президентом России, конечно, это вызывает ряд вопросов.

6186

6187 Я позволю себе привести несколько цитат из выступлений Владимира

6188 Владимировича Путина, в которых, на мой взгляд, он абсолютно недвусмысленно

6189 заявляет о своём отношении к прямым выборам руководителей субъектов

6190 Российской Федерации. Цитирую: "Лично я за прямые выборы губернаторов...

6191 Более того, это в интересах федерального центра: когда люди выбирают

6192 губернатора, то несут ответственность за его работу". Тогда же, во время того

6193 же интервью Владимиру Владимировичу Путину был задан вопрос о том, могут ли

6194 быть какие-то варианты, - он отмёл все возможные оговорки, в том числе и со

6195 ссылкой на какие-то сложные этносоциальные ситуации в отдельных регионах,

6196 которые не позволяют в полной мере, возможно по чьему-то мнению, реализовать

6197 механизм прямых выборов глав субъектов Федерации, и сказал следующее (снова

6198 точная цитата из выступления Владимира Владимировича Путина): "Я считаю, что

6199 нужно предоставить такое право..." - имеется в виду - населению этих

6200 субъектов Федерации - "...но мы не можем одним субъектам предоставить одно

6201 право..." - право прямых выборов - "...а другим другое. Надо всё это

6202 обсуждать и сохранить это право, но дать людям возможность в национальных

6203 республиках принимать такие решения, которые будут оптимальными для них".

6204

6205 Я повторяю, я не знаю, что будет с авторами этого законопроекта, которые

6206 являются членами партии власти, но думаю, что так же, как раскольников в

6207 других партиях, их ждёт довольно тяжёлая участь.

6208

6209 Теперь несколько слов о том, почему я и мои коллеги, к сожалению, не сможем

6210 этот законопроект поддержать. Дело в том, что, видимо, в спешке в нём, помимо

6211 политических ошибок, был допущен целый ряд ошибок юридических. Прежде всего,

6212 нет установленной процедуры выбора кандидатов от партии, кроме обязательства

6213 проведения ими консультаций с партиями, имеющими отделения в регионе, однако

6214 механизм такого рода консультаций как с партиями, так и с президентом не

6215 прописывается, что делает эту норму довольно расплывчатой, а потому

6216 трудноприменимой.

6217

6218 Далее. В законопроекте совершенно непонятно, на каких основаниях

6219 законодательным собранием может быть принято решение о том, что ближайшие

6220 выборы уже не будут прямыми. На мой взгляд и на взгляд моих коллег, в случае

6221 установления такого... (Микрофон отключён.)

6222

6223 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты по мотивам. Спасибо, Антон Владимирович.

6224

6225 Анатолий Евгеньевич Локоть.

6226

6227 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, для краткости сразу хочу сказать, что

6228 фракция КПРФ за данный законопроект голосовать не будет, и голосовать за него

6229 нельзя всем, всей палате, потому что он, безусловно хотя и не отметает, не

6230 закрывает институт избрания президента, но очень широко открывает дверь,

6231 чтобы институт избрания президента благополучно почил в бозе.

6232

6233 Владимир Николаевич, мы внимательно изучали данный законопроект, даже

6234 обменялись мнениями в администрации президента, там на эту тему весьма

6235 оживлённая дискуссия была, во многом нас поняли, во всяком случае, мы даже

6236 услышали такие обнадёживающие слова: если мы разработаем поправки к данному

6237 законопроекту, ограничивающие действие этого закона пределами национальных

6238 республик, чтобы он не на всей территории Российской Федерации действовал, то

6239 они, безусловно, будут поддержаны, - однако комитет нас убеждал во всех трёх

6240 чтениях, что нельзя вводить подобные ограничения, что это якобы послужит

6241 неким взрывателем, который разожжёт национальную рознь и взорвёт мир, который

6242 сейчас у нас в стране.

6243

6244 Как же всё-таки в случае принятия этого закона будет регулироваться данное

6245 ограничение? А никак, кроме как вручную! То есть президент либо администрация

6246 президента будут говорить: нет, вам нельзя - вам только выборы, а вам можно и

6247 назначение. Ну разве можно так строить законодательство?! Ведь это же прямая

6248 зависимость от субъективного фактора! Более того, мы возвращаемся к указному

6249 праву, от которого уходили весь ельцинский период, а теперь начинаем опять

6250 ваять подобное законодательство.

6251

6252 Ещё раз говорю: это искушение для тех губернаторов, которые попали в список

6253 неуспешных - мы с вами знаем, сегодня регулярно печатается список неуспешных

6254 губернаторов, их больше двадцати, - очень большое искушение: вместо того

6255 чтобы избираться, изменить у себя в губернии законодательство и просто

6256 назначаться президентом. Это мина, мина замедленного действия, которая рванёт

6257 рано или поздно, и здесь уже речь идёт о нашей с вами персональной

6258 ответственности перед страной. Ни в коем случае нельзя принимать данный

6259 законопроект!

6260

6261 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6262

6263 Сергей Владимирович Иванов.

6264

6265 Сергей Владимирович, вы будете выступать? Приглашаю вас на трибуну.

6266

6267 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.

6268

6269 Уважаемые коллеги, мы не делаем драмы из данного законопроекта. Вообще, что

6270 вы называете выборами? Вот вы говорите: мы не будем голосовать за этот

6271 законопроект, поскольку выборов не будет, - а они что, сейчас есть, по

6272 старому закону? Вы хотите сказать, что это выборы?! Выборы - это когда, как

6273 по Райкину: "Чёрный верх, белый низ есть? Есть. Белый верх, чёрный низ есть?

6274 Есть", - всё есть! А когда вам подсовывают только тех кандидатов, которые

6275 прошли сито, как его называют, парламентских муниципальных образований, - это

6276 что, выборы, по-вашему? Не было выборов и сейчас нет! Так что правильно

6277 делают!

6278

6279 Между прочим, коллеги, я считаю, что все нормальные регионы должны вернуться

6280 - и это право данным законом им даётся - к назначению: не надо тратить

6281 деньги. Например, в моей родной Курской области миллион избирателей - 40

6282 миллионов рублей уходит на организацию выборов, если в другой области их два

6283 миллиона - значит, 80 миллионов рублей. Бешеные деньги! Мы что, такие

6284 богатые, что ли?! То же самое ведь получается, поэтому все нормальные регионы

6285 должны вернуться к схеме назначения.

6286

6287 И самое главное. Мы, конечно, не виноваты, что президент не очень активно

6288 пользуется своим правом снимать и назначать. У нас получается так: пришёл

6289 человек, допустим, понравился, хорошо выступил, много наобещал, люди его

6290 выбрали, а он ни разу в жизни не управлял даже колхозом - ну и что, какой из

6291 него губернатор?! Губернатор вообще не должен быть политической фигурой, это

6292 хозяйственник в первую очередь: его не должно волновать, от какой

6293 политической силы он назначен, его должно волновать, какие цены будут на

6294 зерно, на бензин и так далее, как с коммуналкой работать, с ветхим жильём, а

6295 мы из этого политизированный процесс делаем.

6296

6297 Далее, выборы. Вы посмотрите, сколько у нас народа на выборы ходит: 20

6298 процентов от общего числа избирателей, а иногда и меньше приходят голосовать

6299 и выбирают губернатора - это что, легитимный губернатор, за которого 20

6300 процентов проголосовали? Какие выборы, о чём вы говорите?! Не было их и не

6301 нужны такие выборы!

6302

6303 Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект, и не потому, что "ЕДИНАЯ

6304 РОССИЯ" его внесла, а потому, что мы всегда были противниками выборов

6305 губернатора - они очень дорого обходятся России.

6306

6307 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6308

6309 Владимир Николаевич Плигин.

6310

6311 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Даются очень

6312 разные оценки данному законопроекту, в частности предлагается за него не

6313 голосовать. Мне кажется, что призыв к неголосованию за этот законопроект

6314 предполагает очень высокую степень ответственности за будущее, за судьбу

6315 государства. Внося законопроект, авторы исходили из современной политической

6316 реальности. Обратите, пожалуйста, внимание на то, кто выступил авторами

6317 законопроекта, - люди, глубоко знающие страну, субъекты Российской Федерации.

6318

6319 Если вы не готовы голосовать за данный законопроект, то ещё раз хочу обратить

6320 внимание, что нужно будет отвечать за те возможные проблемы, которые

6321 возникнут в том случае, если не произойдёт изменения порядка формирования

6322 института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

6323

6324 В законопроекте выстроен очень точный баланс между изменяемой процедурой и

6325 демократическими процедурами. Существенным образом усиливается роль

6326 политических партий, в том числе тех политических партий, которые не имеют

6327 права вносить кандидатуры Президенту Российской Федерации. Это исключительная

6328 процедура: политическим партиям, не имеющим права вносить кандидатуры

6329 Президенту Российской Федерации, предоставляется возможность делать

6330 предложения по кандидатурам другим политическим партиям. Предоставление такой

6331 возможности, конечно же, предполагает проведение определённых консультаций,

6332 но, с нашей точки зрения, политические партии найдут возможность определить,

6333 как они смогут провести данные политические консультации.

6334

6335 Я должен сказать, что, отвергая возможность принятия данного законопроекта,

6336 Анатолий Евгеньевич вместе с тем в своей речи остановился на критериях, при

6337 которых он и его коллеги могли бы согласиться голосовать за законопроект.

6338 Выдвижение вами критериев, конечно же, вселяет некоторый оптимизм, связанный

6339 с тем, что вы готовы пересмотреть свою точку зрения. Вы не категорически

6340 отвергаете данный законопроект, вы хотели бы обусловить его некоторыми

6341 дополнительными возможностями, некоторыми дополнительными условиями, которые,

6342 с нашей точки зрения, крайне контрпродуктивны, поскольку предполагают априори

6343 разделение субъектов Российской Федерации.

6344

6345 Полагаю, что законопроект крайне важен. Это будет ответственное политическое

6346 решение, исключающее в целом ряде случаев многие проблемы в развитии

6347 ситуации.

6348

6349 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6350

6351 Ставлю законопроект на голосование.

6352

6353 Включите режим голосования.

6354

6355 Покажите результаты.

6356

6357 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 35 сек.)

6358 Проголосовало за 305 чел.67,8 %

6359 Проголосовало против 93 чел.20,7 %

6360 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6361 Голосовало 398 чел.

6362 Не голосовало 52 чел.11,6 %

6363 Результат: принято

6364

6365 Закон принят.

6366

Дата заседания 19.03.2013, номер заседания 85, строк в стенограмме 7020

О проекте федерального закона № 192804-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления возможности определения законом субъекта Российской Федерации порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); принят в первом чтении 23 января 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1268 ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.

1269

1270 Уважаемые депутаты, предлагаю исключить из повестки дня вопрос под пунктом

1271 13, о порядке избрания губернаторов. Фактически голосовать за данный

1272 законопроект в таком виде нельзя, поскольку он отменяет выборность

1273 губернаторов: вначале речь шла о том, что данные нормы будут касаться лишь

1274 нескольких многонациональных республик в связи с известными трудностями

1275 избрания там губернаторов, но в данной редакции не учтены никакие поправки,

1276 которые гарантировали бы подобное ограничение действия данного закона в

1277 случае его принятия. Даже в администрации президента, где вчера обсуждался

1278 данный законопроект, очень сильно удивились этому факту. Предлагаю отложить

1279 рассмотрение данного законопроекта по крайней мере на неделю, создать рабочую

1280 группу из представителей всех фракций, разработать соответствующие поправки и

1281 потом уже вернуться к нему.

1282

1283 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1284

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1287 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

1288

1289 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я предлагаю перенести

1290 рассмотрение - пять раз переносили и шестой не помешает перенести -

1291 законопроекта под пунктом 8, так как материалы в нашей системе своевременно

1292 не были размещены и многие поправки, а их там полторы тысячи страниц, не

1293 рассматривались комитетом. Иначе всё будет как бы не очень достоверно.

1294

1295 И по 13-му пункту. Я напомню, что мы с вами принимали аналогичный закон, но

1296 только в отношении местного самоуправления, в части выборов по

1297 пропорциональной системе, по партийным спискам, и тогда я вам говорил, что,

1298 как только закон примете, все уставы муниципальных образований будут

1299 пересмотрены в сторону уменьшения числа депутатов, приводил вам факты. Я

1300 поддерживаю предложение Анатолия Евгеньевича, потому что, с моей точки

1301 зрения, будет то же самое: как только мы примем этот закон в такой редакции,

1302 все уставы регионов будут переделаны под него и выборы будут чисто условными.

1303

1304 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1305

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1395 Локоть Анатолий Евгеньевич предложил снять с рассмотрения пункт 13, и это

1396 предложение поддержал депутат Коломейцев. Я предлагаю прокомментировать

1397 Владимира Николаевича Плигина, председателя комитета.

1398

1399 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке

1400 законопроекта ко второму чтению полностью сохранена его концепция. Мы так же,

1401 как и в первом чтении, неоднократно отмечали, что введение какого-либо рода

1402 критериев в рамках данного законопроекта применительно к субъектам Российской

1403 Федерации, которые, возможно, примут новую систему избрания высшего

1404 должностного лица субъекта Российской Федерации, крайне контрпродуктивно и не

1405 соответствует, с нашей точки зрения, реальным задачам проведения

1406 государственной политики. В связи с этим просим законопроект оставить в

1407 повестке заседания Государственной Думы.

1408

1409 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю предложение депутатов на голосование. Кто за то,

1410 чтобы исключить из порядка работы пункт 13? Прошу проголосовать.

1411

1412 Включите режим голосования.

1413

1414 Покажите результаты.

1415

1416 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 30 сек.)

1417 Проголосовало за 96 чел.21,3 %

1418 Проголосовало против 147 чел.32,7 %

1419 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1420 Голосовало 243 чел.

1421 Не голосовало 207 чел.46,0 %

1422 Результат: не принято

1423

1424 Не принимается, вопрос остаётся в порядке работы.

1425

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2714 13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в

2715 отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2716

2717 Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.

2718

2719 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект вам

2720 достаточно хорошо, предметно известен. Поступило сорок четыре поправки:

2721 двадцать включено в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и

2722 двадцать четыре - в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению.

2723 Просим утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.

2724

2725 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.

2726

2727 Ставлю на голосование таблицу поправок № 1.

2728

2729 Включите режим голосования.

2730

2731 Покажите результаты голосования.

2732

2733 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 19 сек.)

2734 Проголосовало за 239 чел.53,1 %

2735 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2736 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2737 Голосовало 239 чел.

2738 Не голосовало 211 чел.46,9 %

2739 Результат: принято

2740

2741 Таблица принимается.

2742

2743 Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет вопросов? Есть.

2744

2745 Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2.

2746

2747 Покажите список.

2748

2749 Гудков Дмитрий Геннадьевич. Только номер называйте.

2750

2751 ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2752

2753 Да, спасибо.

2754

2755 Хотел бы попросить вынести на отдельное голосование поправки 21, 23 и 24.

2756

2757 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 21, 23 и 24.

2758

2759 Емельянов Михаил Васильевич.

2760

2761 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Прошу вынести поправку 3 на отдельное голосование.

2762

2763 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 3.

2764

2765 И Нилов Олег Анатольевич.

2766

2767 НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2768

2769 Вынесли уже поправку 3, так что спасибо.

2770

2771 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.

2772

2773 Итак, уважаемые коллеги, ставлю таблицу № 2, за исключением поправок 21, 23,

2774 24 и 3, на голосование.

2775

2776 Включите режим голосования.

2777

2778 Покажите результаты.

2779

2780 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 46 сек.)

2781 Проголосовало за 238 чел.52,9 %

2782 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2783 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2784 Голосовало 238 чел.

2785 Не голосовало 212 чел.47,1 %

2786 Результат: принято

2787

2788 Принимается.

2789

2790 Рассматриваем отдельные поправки.

2791

2792 Поправка 21. Гудков Дмитрий Геннадьевич.

2793

2794 ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое.

2795

2796 Готов сэкономить время для коллег-депутатов и сразу по трём поправкам

2797 выступить, если можно, мне трёх минут хватит.

2798

2799 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2800

2801 ГУДКОВ Д. Г. Уважаемые коллеги, когда вносился данный законопроект, авторы

2802 нас уверяли, что они, собственно, не против выборов губернаторов, что

2803 законопроект необходим в большей степени для кавказских и других национальных

2804 республик, поэтому все эти три поправки, по сути дела, предлагают иной

2805 механизм, при котором, с одной стороны, будет некий президентский фильтр,

2806 позволяющий ограничить участие в выборах представителей криминала, о которых

2807 нам много говорили, а с другой - мы будем избавлены от риска того, что другие

2808 регионы просто перейдут к новой системе, точнее, вернутся к системе

2809 назначения губернаторов. Насколько я знаю, такие переговоры уже идут в ряде

2810 парламентов субъектов Федерации, в частности я слышал об этом и в Тамбовской,

2811 и в Рязанской областях.

2812

2813 У нас по данному законопроекту именно законодательное собрание решает, по

2814 какой схеме будет избираться губернатор - либо он будет избираться прямым

2815 голосованием, либо, собственно говоря, депутатами законодательного собрания.

2816 Исходя из этого предлагается следующее.

2817

2818 Берём поправку 21. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на

2819 то, что 18 января 1996 года вышло постановление Конституционного Суда по

2820 Алтайскому краю: депутаты краевого Законодательного Собрания собирались

2821 перейти к такой же схеме - от прямых выборов к выборам депутатами

2822 Законодательного Собрания, и Конституционный Суд Российской Федерации

2823 фактически указал, что эта процедура антиконституционна, вот я сейчас даже

2824 зачитаю некоторые выдержки из этого постановления: "Поскольку согласно

2825 Конституции Российской Федерации законодательная и исполнительная ветви

2826 власти являются самостоятельными, недопустимо, выходя за пределы,

2827 предусмотренные Конституцией Российской Федерации, закреплять в уставе

2828 нормы..." о которых сейчас идёт речь. Поэтому мы предлагаем отменить абзац

2829 второй пункта 1 статьи 1, признать утратившим силу.

2830

2831 В поправке 24 мы предлагаем сохранить так называемый президентский фильтр, то

2832 есть пусть президент определяет кандидатов, но после этого пусть те

2833 кандидаты, которых определил президент, уже проходят через выборы, то есть

2834 пусть граждане путём тайного голосования в ходе честных выборов выбирают

2835 губернатора. Мы не даём возможности депутатам законодательного собрания...

2836 (Микрофон отключён.)

2837

2838 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд.

2839

2840 Пожалуйста, Дмитрий Геннадьевич.

2841

2842 ГУДКОВ Д. Г. Да, я сразу по всем поправкам.

2843

2844 И ещё одна очень важная, ключевая поправка. Мы предлагаем не депутатам

2845 законодательного собрания дать возможность решать, какая схема должна быть в

2846 регионе - выборы или назначение, мы предлагаем именно гражданам это решать в

2847 ходе референдума: если 25 процентов граждан субъекта Федерации проголосуют за

2848 новую схему, то тогда - пожалуйста, можно сохранить этот президентский

2849 фильтр. Таким образом, мы даём возможность... (Микрофон отключён.)

2850

2851 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, понятно.

2852

2853 Пожалуйста, Владимир Николаевич Плигин.

2854

2855 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Дмитрием

2856 Геннадьевичем Гудковым в том числе на заседании комитета достаточно предметно

2857 анализировались эти поправки. Собственно говоря, результатом этого анализа и

2858 стала пометка комитета в таблице: данные поправки мы предлагаем отклонить,

2859 поскольку они противоречат концепции данного законопроекта.

2860

2861 Что касается анализа постановления Конституционного Суда по Алтайскому краю,

2862 он был сделан в своё время в рамках обсуждения других законопроектов в

2863 Государственной Думе.

2864

2865 Предлагаем поправки отклонить, как противоречащие концепции.

2866

2867 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2868

2869 Уважаемые коллеги, я прошу разрешения продлить утреннее заседание. Мы

2870 закончим рассмотрение этого вопроса и, если вы не будете возражать,

2871 рассмотрим очень короткий 14-й вопрос. Нет возражений? Нет.

2872

2873 Ставлю на голосование поправку 21 из таблицы отклонённых поправок.

2874

2875 Включите режим голосования.

2876

2877 Покажите результаты.

2878

2879 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 54 сек.)

2880 Проголосовало за 133 чел.29,6 %

2881 Проголосовало против 2 чел.0,4 %

2882 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2883 Голосовало 135 чел.

2884 Не голосовало 315 чел.70,0 %

2885 Результат: не принято

2886

2887 Отклоняется поправка.

2888

2889 Ставлю на голосование поправку 23 из таблицы отклонённых поправок.

2890

2891 Включите режим голосования.

2892

2893 Покажите результаты.

2894

2895 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 19 сек.)

2896 Проголосовало за 138 чел.30,7 %

2897 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2898 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2899 Голосовало 138 чел.

2900 Не голосовало 312 чел.69,3 %

2901 Результат: не принято

2902

2903 Отклоняется поправка.

2904

2905 И ставлю на голосование поправку 24 из таблицы отклонённых поправок.

2906

2907 Включите режим голосования.

2908

2909 Покажите результаты.

2910

2911 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 44 сек.)

2912 Проголосовало за 138 чел.30,7 %

2913 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2914 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2915 Голосовало 138 чел.

2916 Не голосовало 312 чел.69,3 %

2917 Результат: не принято

2918

2919 Отклоняется поправка.

2920

2921 Поправка 3. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста.

2922

2923 МИРОНОВ С. М., руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2924

2925 Миронов по карточке Емельянова.

2926

2927 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Сергей Михайлович.

2928

2929 МИРОНОВ С. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Владимир Николаевич,

2930 уважаемые коллеги! Принимая такой закон, после того как якобы мы перешли на

2931 прямые выборы губернаторов, - говорю "якобы" в связи с тем, что всё-таки там

2932 муниципальный фильтр, - мы полностью откатываемся назад. Сейчас мы слышим

2933 слова о том, что этот новый закон коснётся только нескольких национальных

2934 республик, но, как мы с вами знаем, жизнь - штука мудрая, и очень может быть,

2935 что после принятия этого закона депутаты и Московской области, и

2936 Санкт-Петербурга, и Москвы быстренько будут вносить необходимые изменения.

2937 Чтобы этого не случилось, мною подготовлена очень простая поправка, суть её

2938 такова: только те регионы, в многонациональном составе населения которых

2939 представители не менее двух национальностей, по данным последней переписи

2940 населения, составляют более 17 процентов (каждая) от общей численности

2941 населения субъекта Федерации, могут воспользоваться нормой этого закона,

2942 который мы сейчас с вами рассматриваем. Я подсчитал: это коснётся максимум

2943 восемнадцати субъектов Российской Федерации. На мой взгляд, тоже многовато,

2944 но по крайней мере гарантировано, что это будут не все восемьдесят три

2945 субъекта, как это возможно сейчас.

2946

2947 Для нашей фракции данная поправка принципиальна. Если коллеги её поддержат,

2948 мы готовы и дальше поддерживать законопроект. Если эта поправка не пройдёт,

2949 наша фракция не будет поддерживать законопроект, в связи с тем что мы видим

2950 опасность возвращения, полного отката назад, к ликвидации выборов, даже тех

2951 ущемлённых, с муниципальным фильтром, которые мы имели.

2952

2953 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.

2954

2955 Владимир Николаевич, пожалуйста.

2956

2957 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Михайлович, несомненно, мы к каждому вашему

2958 предложению относимся с очень глубоким уважением, вы многое сделали для

2959 развития законодательства, которое, в частности, касается функционирования

2960 Российской Федерации как федеративного государства. Вместе с тем мы полагаем,

2961 что устанавливать критерии вычленения тех или иных субъектов Российской

2962 Федерации в данном федеральном законе непродуктивно, мы считаем, что это

2963 должен быть выбор субъекта Российской Федерации. И ещё раз хочу подчеркнуть,

2964 что во время обсуждения законопроекта в первом чтении мы отмечали, что, по

2965 мнению комитета, вводить дополнительные критерии - это значит вызвать

2966 некоторую непродуктивную дискуссию по ним.

2967

2968 Теперь хотелось бы остановиться на том критерии, который вы предлагаете:

2969 представители не менее двух национальностей составляют более 17 процентов

2970 (каждая). Мне представляется, что в условиях, когда граждане Российской

2971 Федерации имеют право на свободное определение своей национальности, очень

2972 точное указание, вычленение национальности, детальный, скажем так, подсчёт

2973 граждан по национальности также представляется контрпродуктивным.

2974

2975 Далее. Мы очень многих людей поставим, с моей точки зрения, перед

2976 неоправданным выбором, особенно людей, которые рождены в смешанном браке.

2977

2978 И следующий момент. Я, честно говоря, об этом не хотел говорить, но в ряде

2979 случаев представители разных этнических групп, этносов и субэтносов могут

2980 быть подвергнуты определённому дополнительному давлению, неоправданному с

2981 точки зрения соблюдения прав и свобод человека, будучи поставленными перед

2982 выбором определения своей национальности.

2983

2984 Таким образом, соглашаясь с тем, что, видимо, незначительное число субъектов

2985 Российской Федерации воспользуются данным правом, мы полагаем, что критерии

2986 вводить нельзя, а критерий, касающийся определения национального состава,

2987 контрпродуктивен и чреват дополнительными вызовами. Предлагаем данную

2988 поправку отклонить.

2989

2990 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 3 из таблицы отклонённых

2991 поправок.

2992

2993 Прошу включить режим голосования.

2994

2995 Покажите результаты.

2996

2997 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 46 сек.)

2998 Проголосовало за 135 чел.30,0 %

2999 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3000 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3001 Голосовало 135 чел.

3002 Не голосовало 315 чел.70,0 %

3003 Результат: не принято

3004

3005 Поправка отклоняется.

3006

3007 Выносим законопроект на "час голосования".

3008

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5680 13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в

5681 отдельные законодательные акты Российской Федерации". Голосуется во втором

5682 чтении.

5683

5684 Включите режим голосования.

5685

5686 Покажите результаты.

5687

5688 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 34 сек.)

5689 Проголосовало за 303 чел.67,3 %

5690 Проголосовало против 91 чел.20,2 %

5691 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5692 Голосовало 394 чел.

5693 Не голосовало 56 чел.12,4 %

5694 Результат: принято

5695

5696 Принимается во втором чтении.

5697

Дата заседания 23.01.2013, номер заседания 74, строк в стенограмме 6628

О проекте федерального закона № 192804-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления возможности определения законом субъекта Российской Федерации порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5220 9-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в

5221 Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных

5222 (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

5223 Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Ризвана

5224 Данияловича Курбанова.

5225

5226 Пожалуйста.

5227

5228 КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5229

5230 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

5231 предлагается доклад о проекте федерального закона "О внесении изменений в

5232 Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных

5233 (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

5234 Российской Федерации". Данная законодательная инициатива была внесена в

5235 Государственную Думу 18 декабря 2012 года рядом уважаемых депутатов

5236 Государственной Думы - представителей всех четырёх фракций. Законопроектом

5237 предлагается дополнить статью 18 федерального закона № 184-ФЗ пунктом 3-2, в

5238 соответствии с которым законом субъекта Российской Федерации может быть

5239 предусмотрено следующее.

5240

5241 Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами

5242 законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5243 Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской

5244 Федерации выдвигаются Президентом Российской Федерации по представлению

5245 политических партий, представленных в законодательном органе государственной

5246 власти соответствующего субъекта и в Государственной Думе, при этом каждая из

5247 этих партий вправе представлять Президенту Российской Федерации не менее трёх

5248 кандидатур, которые могут являться членами данной или иной партии, а также не

5249 состоять ни в одной из партий. До представления кандидатур политические

5250 партии обязаны провести консультации с политическими партиями, не обладающими

5251 таким правом, но имеющими своё региональное отделение в соответствующем

5252 субъекте Российской Федерации. Порядок проведения таких консультаций

5253 определяется законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской

5254 Федерации выбирает три из представленных ему кандидатур и выдвигает их для

5255 избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

5256 депутатами законодательного органа государственной власти субъекта Российской

5257 Федерации. Порядок проведения выборов устанавливается также законом субъекта

5258 Российской Федерации.

5259

5260 При подготовке законопроекта, анализируя практику Конституционного Суда

5261 России, мы учитывали, что конституционные права и природа института высшего

5262 должностного лица субъекта Российской Федерации обуславливают возможность

5263 наделения гражданина полномочиями главы субъекта не только посредством прямых

5264 выборов населением. Таким образом, законопроект призван учесть региональное

5265 многообразие Российской Федерации и устанавливает возможность определения

5266 законом субъекта Российской Федерации иного, отличного от общего порядка

5267 избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

5268 Законопроект направлен также на обеспечение устойчивого

5269 социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и сохранение

5270 межнационального мира и согласия. Безусловно, при принятии решения

5271 соответствующим субъектом Российской Федерации необходимо учитывать мнение

5272 местного населения субъектов, институтов гражданского общества и политических

5273 сил.

5274

5275 Учитывая изложенное, прошу уважаемых коллег поддержать законодательную

5276 инициативу и принять данный проект федерального закона в первом чтении.

5277

5278 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

5279

5280 Содоклад председателя Комитета по конституционному законодательству и

5281 государственному строительству Владимира Николаевича Плигина.

5282

5283 Пожалуйста.

5284

5285 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ризван

5286 Даниялович подробно остановился на тексте законопроекта, поэтому позвольте

5287 отметить только некоторые позиции.

5288

5289 Первая позиция. Законопроектом предлагается ввести иной порядок и процедуру

5290 выдвижения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта

5291 Российской Федерации в том случае, если законом субъекта Российской Федерации

5292 будет предусмотрена данная возможность, то есть, таким образом, использование

5293 этой возможности будет зависеть от наших уважаемых коллег в субъектах

5294 Российской Федерации.

5295

5296 Следующий момент. Законопроект прошёл анализ в Комитете по федеративному

5297 устройству и вопросам местного самоуправления. Комитетом был высказан ряд

5298 замечаний по законопроекту, но с учётом того, что данные позиции будут учтены

5299 при подготовке ко второму чтению, законопроект комитетом поддерживается. Ряд

5300 субъектов Российской Федерации после рассылки законопроекта также высказали

5301 свою позицию: они поддерживают данный законопроект.

5302

5303 Ризван Даниялович, который реально участвовал в урегулировании сложнейших

5304 процессов, происходивших на части территории нашей страны, и который лично

5305 глубоко понимает эти процессы, сказал о том, что данный законопроект в ряде

5306 случаев будет способствовать последовательному урегулированию вопросов с

5307 учётом тех или иных ситуаций, которые складываются в субъектах Российской

5308 Федерации, в том числе сохранению мира в целом ряде регионов в условиях очень

5309 сложной обстановки событий.

5310

5311 Нам представляется, что вообще вопросы государственного строительства,

5312 вопросы формирования органов местного самоуправления, органов субъектов

5313 Российской Федерации, в частности вопросы формирования Совета Федерации и

5314 Государственной Думы, - это вопросы, которые в известной степени ещё

5315 складываются. Двадцатилетний путь реализации и развития положений Конституции

5316 Российской Федерации предполагает и предоставляет такого рода возможность,

5317 связанную с тем, что мы должны находить наиболее оптимальные модели, которые

5318 будут гарантировать единство и суверенитет Российской Федерации.

5319

5320 Учитывая глубокое понимание ситуации уважаемыми авторами законопроекта,

5321 Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству

5322 предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. При подготовке

5323 законопроекта ко второму чтению будет необходимо подумать и внести изменения

5324 в целый ряд федеральных актов, в частности предусмотреть особенности

5325 формирования Совета Федерации с учётом тех новелл, которые могут появиться в

5326 законах отдельных субъектов Российской Федерации.

5327

5328 Просим поддержать законопроект.

5329

5330 Спасибо большое за внимание.

5331

5332 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5333

5334 Есть ли желающие задать вопросы?

5335

5336 Включите режим записи на вопросы.

5337

5338 Покажите список.

5339

5340 Коллеги, предлагается по два вопроса от фракции. Нет возражений?

5341

5342 Ставлю на голосование предложение: по два вопроса от фракции.

5343

5344 Включите режим голосования.

5345

5346 Покажите, пожалуйста, результаты.

5347

5348 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 19 сек.)

5349 Проголосовало за 244 чел.86,5 %

5350 Проголосовало против 37 чел.13,1 %

5351 Воздержалось 1 чел.0,4 %

5352 Голосовало 282 чел.

5353 Не голосовало 0 чел.0,0 %

5354 Результат: принято

5355

5356 Принимается.

5357

5358 Пожалуйста, от фракции КПРФ - депутат Шурчанов.

5359

5360 Микрофон включите, пожалуйста, депутату Шурчанову Валентину Сергеевичу.

5361

5362 ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.

5363

5364 Спасибо.

5365

5366 Я так понимаю, что от фракции - два вопроса, мы так проголосовали.

5367

5368 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да.

5369

5370 ШУРЧАНОВ В. С. Владимир Николаевич, вы, безусловно, очень подготовленный

5371 человек, и я у вас хотел спросить, будет ли реестр и как субъекты должны

5372 проводить эти процедуры - муниципальный фильтр преодолевать или что-то иное?

5373 Я очень беспокоюсь за свой регион - за Чувашскую Республику: что предписано

5374 политбюро - что делать нам, Чувашской Республике, как проводить эти выборы?

5375

5376 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте Плигину

5377 Владимиру Николаевичу.

5378

5379 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Валентин Сергеевич, уважаемые коллеги! Несомненно, в

5380 каждом конкретном случае ситуация зависит от выбора субъекта Российской

5381 Федерации. Вместе с тем также понятно - и вот здесь нужно очень тщательно

5382 выбирать слова, чтобы говорить об этих ситуациях, - что в целом ряде случаев

5383 наиболее целесообразно и очень важно для сохранения национального мира, для

5384 сохранения уважительного отношения друг к другу людей разных этнических групп

5385 при компактном проживании на одной территории, в рамках одного субъекта

5386 Российской Федерации учитывать эти особенности, принимая те или иные решения.

5387 Но ещё раз подчёркиваю: это будет полностью зависеть от субъектов Российской

5388 Федерации, от их осознанного выбора, поэтому строить какого-либо рода графики

5389 или списки - я думаю, что у нас нет такого рода задачи, давайте будем

5390 учитывать реальную политическую практику.

5391

5392 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович.

5393

5394 БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.

5395

5396 Спасибо.

5397

5398 Уважаемый Владимир Николаевич, нам всем понятно, что позиция субъектов будет

5399 очень сильно зависеть от позиции Федерации, но вместе с тем вопрос следующий.

5400 Вы говорите о том, что возможны изменения в тех субъектах, где необходим

5401 национальный мир. Мы с вами ограничимся только теми субъектами, где необходим

5402 национальный мир, или будет постепенный переход на новый метод избрания

5403 высшего должностного лица субъекта Российской Федерации во всех субъектах

5404 нашей страны? В общем-то, вот в Ростовской области тоже более ста

5405 национальностей, и не получится ли так, что и здесь надо будет устанавливать

5406 национальный мир?

5407

5408 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5409

5410 Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР.

5411

5412 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5413

5414 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виноват, да: ещё ответ.

5415

5416 Пожалуйста, Плигин Владимир Николаевич.

5417

5418 ПЛИГИН В. Н. Мы в принципе можем все вопросы поставить и ответить на них все

5419 вместе, но если позволите... Уважаемый Владимир Иванович, вы глубокий

5420 человек, и, ставя данный вопрос, вы совершенно точно знаете ответ на него. Я

5421 ещё раз хочу сказать, что каждое слово, которое мы произносим в связи с

5422 обсуждением этой проблемы, должно быть понятно, и мы должны очень внимательно

5423 относиться к этим словам.

5424

5425 Мы благодарны судьбе, что Конституция Российской Федерации в принципе

5426 предоставила возможность сохранения в целом стабильного развития регионов

5427 Российской Федерации, - это очень важно. Вместе с тем потенциально в целом

5428 ряде случаев - с учётом демографического состава, с учётом особенностей

5429 компактного проживания крупных этносов, субэтносов, с учётом, ещё раз

5430 подчёркиваю, обычаев - возникает необходимость иного решения вопроса. И

5431 такого рода решением вопроса может быть предложение максимально легитимного в

5432 настоящее время государственного органа, или института, - это предложение

5433 Президента Российской Федерации местным законодательным (представительным)

5434 органам власти. Мне представляется, что это будет, несомненно, способствовать

5435 сохранению единства страны, поэтому ещё раз призываю не заниматься списками

5436 и, второй момент, не делать предположений о возможном возникновении той или

5437 иной ситуации, которая на самом деле не возникает.

5438

5439 Я хотел бы обратить внимание на то, что ситуация в Ростовской области как в

5440 одной из наиболее динамичных областей стабильная, и те бытовые ситуации,

5441 которые иногда возникают, мы ни в коем случае не имеем права переводить в

5442 какую-то иную плоскость.

5443

5444 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич.

5445

5446 НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных

5447 объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.

5448

5449 Спасибо.

5450

5451 Владимир Николаевич, фракция ЛДПР, проанализировав предложенную новую

5452 конструкцию, подготовит поправку ко второму чтению с целью освободить

5453 парламентские партии от сбора подписей муниципальных депутатов - скажите,

5454 пожалуйста, как вы относитесь к нашей инициативе? Как показала практика

5455 сентябрьских выборов, это мучение как для самих кандидатов, так и для партий,

5456 для муниципалитетов, для администраций регионов и для самих депутатов - они

5457 постоянно находились в стрессовом состоянии и не знали, что им будет за то,

5458 что они поставят подпись за оппозиционного кандидата в губернаторы. Может

5459 быть, эту схему распространить вообще на все субъекты и тогда отказаться от

5460 прямых выборов?

5461

5462 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, конечно, не является предметом

5463 данного законопроекта то, о чём вы говорили, но мне в вашем выступлении

5464 особенно понравилось слово "мучение". Если воспринимать сбор подписей как

5465 мучение или воспринимать как мучение внутренние переживания, соберёшь подписи

5466 или нет, то, наверное, не стоит заниматься именно этим видом мучений -

5467 придумайте себе более сладкое мучение.

5468

5469 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сердюк Михаил Иванович, пожалуйста.

5470

5471 Микрофон включите.

5472

5473 СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5474

5475 Спасибо, Александр Дмитриевич.

5476

5477 Выслушав ответ Владимира Николаевича, хотел бы, конечно, в очередной раз

5478 отметить его профессионализм. И что касается национального вопроса, ни в коем

5479 случае не хотел бы тут передёргивать, действительно искренне признаю

5480 значимость, важность этого вопроса, но что является критерием рациональности?

5481 Критерий не определён, он размыт, и субъекты Федерации в данном случае будут

5482 идти каждый по своему пути: если общая модель не выработана, то каждый будет

5483 изобретать велосипед. Ну, допустим, Ханты-Мансийский округ, который я

5484 представляю: кто там будет губернатором - ханты или манси? А украинцев там

5485 больше, татар больше, русских - не спровоцирует ли это конфликт? Там сегодня

5486 нормальная ситуация - там губернатор избирается, но, дав такую возможность,

5487 не создадим ли мы некие предпосылки для того, чтобы эти проблемы назревали? А

5488 у нас ведь сто восемьдесят национальностей, и хотелось бы как можно крепче

5489 соединить их все. Этот законопроект... (Микрофон отключён.)

5490

5491 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.

5492

5493 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Михаил Иванович, просто для сведения: у нас

5494 действительно сто пятьдесят крупных наций и национальностей, но у нас в

5495 стране проживает около восьмисот пятидесяти этносов, субэтносов, то есть мы

5496 очень многонациональная страна. Мне представляется, что направленность

5497 закона... Я специально обратил ваше внимание на то, что я уважаю всех авторов

5498 законопроекта, несомненно, это опытнейшие люди, Ризван Даниялович Курбанов,

5499 который докладывал законопроект, это человек, который полностью ощущает,

5500 скажем так, всю проблематику, и я ещё раз хочу сказать: давайте не будем

5501 делать предположения.

5502

5503 В целом ряде случаев лучше не ставить некоторые вопросы, например вопросы

5504 градации регионов, вопросы точного обозначения критериев, потому что мы не

5505 сможем выработать эти критерии или разговор о критериях приведёт, скорее, к

5506 расстыковкам. Давайте посмотрим ещё раз ту практику, которая будет

5507 складываться, основную направленность практики. В случае возникновения и

5508 развития различного рода ситуаций в тех или иных субъектах по решению

5509 субъекта Российской Федерации и в соответствии с законами субъекта Российской

5510 Федерации будут делаться предложения Президенту Российской Федерации как

5511 гаранту Конституции, как высшему должностному лицу, - именно этот механизм

5512 позволит сохранить национальный мир, мир в стране.

5513

5514 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5515

5516 Диденко Алексей Николаевич, фракция ЛДПР.

5517

5518 Микрофон включите депутату Диденко.

5519

5520 ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.

5521

5522 Спасибо, что дали возможность задать вопрос.

5523

5524 Владимир Николаевич, вопрос такой. Не кажется ли вам, что показательно в этой

5525 ситуации всё-таки то, что сами регионы об этом думают? Ведь "право первой

5526 брачной ночи" принадлежит тем, у кого выборы будут уже в сентябре текущего

5527 года. Так вот, глава Республики Ингушетия, ситуацию в которой все связывают с

5528 принятием такой нормы, сам заявил о том, что ему неважно, какой будет порядок

5529 выборов: будет это назначение или будут прямые выборы, - главное, что в

5530 национальных республиках они должны пройти так же, как и по всей стране. То

5531 есть понятно, что это сложный регион национальный, с особой ситуацией, там

5532 живут очень гордые люди, которые считают себя патриотами и не хотят

5533 отличаться от всей страны. Не кажется ли вам, что вот такая ситуация даст

5534 повод считать их неполноценными, что ли, регионами, как вы сами сказали,

5535 градуировать их по какому-то принципу? Не кажется ли вам, что нужно один

5536 порядок для всех установить? Если мы отказываемся от прямых выборов...

5537 (Микрофон отключён.)

5538

5539 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон Плигину включите, пожалуйста.

5540

5541 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Алексей Николаевич, вы начали очень сложный разговор,

5542 этот разговор касается такого понятия, как легитимность власти. Легитимность

5543 власти складывается из очень многих особенностей, структурно она складывается

5544 из права того или иного лица управлять и из оценки того, имеет ли данное лицо

5545 право на управление. Вот на оба эти компонента существенное влияние оказывают

5546 исторические особенности, существующие обычаи, а также практика,

5547 складывающаяся в той или иной ситуации. Данный законопроект, как документ,

5548 который отражает современную российскую политическую реальность, во многом

5549 учитывает эти особенности. Предлагаю именно в этом контексте его

5550 рассматривать и с учётом этого проголосовать за его принятие в первом чтении.

5551

5552 Что касается исторических особенностей, что касается обычаев: они

5553 складываются в течение веков, и нужно ли преодолевать эти явления или их

5554 учитывать - это каждая страна решает для себя самостоятельно. Я не очень

5555 понимаю ваш пример, который касается Ингушетии. Мне представляется, что

5556 республика, при всех своих особенностях, вышла из сложного периода, в

5557 настоящее время это территория мира, где живут очень добрые и уважающие

5558 Российскую Федерацию люди. В частности, это показывают те встречи, которые

5559 были здесь, в Москве, встречи со студентами, а также уважительное отношение к

5560 нам на территории республики.

5561

5562 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста.

5563

5564 ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое.

5565

5566 У меня вопрос к Владимиру Николаевичу.

5567

5568 Я хотел бы всё-таки понять, что у нас в Государственной Думе происходит, что

5569 это за двойные стандарты? Ведь около девяти месяцев назад - года ещё не

5570 прошло! - мы проголосовали за переход к прямым губернаторским выборам, и вы,

5571 Владимир Николаевич, и ваши коллеги с этой трибуны говорили, что закон

5572 принимается не под давлением участников протестных действий, что этот вопрос

5573 был проработан, согласован с регионами, и мы все голосовали за него. Вот

5574 хочется понять, что же такое произошло за эти девять месяцев, почему у нас,

5575 как в известном анекдоте, концепция поменялась? Какие события произошли?

5576 Почему мы теперь считаем, что граждане отдельных регионов недостойны прямых

5577 выборов губернаторов? Неужели мало вам фильтров муниципальных, нотариальных?

5578 Почему вы ещё подстраховываетесь, чтобы, так сказать, обеспечить победу и

5579 приход к власти кандидатов от партии власти, "ЕДИНОЙ РОССИИ", в тех регионах,

5580 где уровень доверия к ним снизился?

5581

5582 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.

5583

5584 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, вы молодой политик с большим

5585 политическим будущим, и, несомненно, вам в вашей собственной политической

5586 практике придётся учитывать политические реальности.

5587

5588 В вашем вопросе было несколько утверждений, в частности, утверждение о

5589 необходимости, обязательности некоего административного ресурса для победы

5590 какой-то конкретной партии. Речь не об этом, речь идёт о том, что процессы

5591 являются достаточно сложными, и это показывает политическая практика, поэтому

5592 с учётом положений Конституции Российской Федерации, возможностей, которые

5593 предоставлены Конституцией, с учётом - кстати, обратите, пожалуйста, внимание

5594 на законопроект - очень сложной партийной системы, с учётом присутствия в

5595 этой партийной системе многих новых образований предлагается конструкция,

5596 которая не нарушает общие демократические принципы, установленные

5597 Конституцией, и которая в целом ряде случаев может предотвратить возможное, к

5598 сожалению, негативное развитие ситуации. И мне кажется, что очень важно

5599 использовать конституционные возможности, для того чтобы такого негативного

5600 развития ситуации не допустить. При этом ещё раз хочу подчеркнуть: очень

5601 важно, что речь пойдёт о практике, которая сложится на основании предложений

5602 субъектов Российской Федерации, а значит, народов, населяющих данные

5603 субъекты, об уважении к их истории, к их традициям.

5604

5605 Я не исхожу из принципа, который здесь декларируется, - из принципа какой-то,

5606 скажем так, боязни, что было обозначено в вопросе, я просто предлагаю

5607 исходить из принципа реальной политической практики и недопущения негативных

5608 ситуаций. Одна из задач законодательства, особенно в области государственного

5609 строительства, - не допускать возможных негативных явлений.

5610

5611 Предлагаю законопроект принять в первом чтении.

5612

5613 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5614

5615 По ведению - депутат Кармазина Раиса Васильевна.

5616

5617 Включите микрофон.

5618

5619 КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5620

5621 Уважаемые коллеги, по данному законопроекту я предлагаю выступать по одному

5622 от фракции.

5623

5624 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Кармазиной.

5625

5626 Включите режим голосования.

5627

5628 Покажите результаты.

5629

5630 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 14 сек.)

5631 Проголосовало за 241 чел.95,3 %

5632 Проголосовало против 12 чел.4,7 %

5633 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5634 Голосовало 253 чел.

5635 Не голосовало 0 чел.0,0 %

5636 Результат: принято

5637

5638 Принимается.

5639

5640 От фракции КПРФ - Локоть Анатолий Евгеньевич.

5641

5642 Уважаемый Анатолий Евгеньевич, прошу прощения, прежде чем вы начнёте

5643 выступать, я хочу сказать вот что.

5644

5645 Коллеги, мы с вами по Регламенту обязаны завершить рассмотрение этого

5646 вопроса, но поскольку, скорее всего, время истечёт, давайте после этого

5647 определимся по дальнейшему порядку работы.

5648

5649 Пожалуйста.

5650

5651 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, в некоторых средствах массовой информации

5652 сейчас очень модно ведение рубрики "Нас удивили", где печатают высказывания

5653 известных политических и общественных деятелей. В данном случае этот

5654 законопроект крепко удивил и даже озадачил всех нас, я имею в виду не только

5655 депутатов, но и всю общественность Российской Федерации.

5656

5657 Всё, что я скажу, не касается инициаторов данного законопроекта и уважаемых

5658 мною Ризвана Данияловича и Владимира Николаевича, я действительно искренне

5659 это говорю, потому что все мы понимаем, что не они являются инициаторами этой

5660 идеи, - настоящими инициаторами этой идеи, данного законопроекта является

5661 политическая власть в нашей стране. Но удивляет непоследовательность, или,

5662 как сказал один наш товарищ очень опытный (он высказался деликатно,

5663 политически корректно), турбулентность взглядов нашей власти. Вот недавно,

5664 после семи лет застоя, так сказать, и назначения губернаторов, под давлением

5665 протестных движений, прямо скажем, развернувшихся в Российской Федерации,

5666 всё-таки пришли к выводу, что надо вернуться к демократическим принципам

5667 управления страной и к избранию губернаторов, руководителей субъектов

5668 Российской Федерации. Правда, понапридумывали всяких там фильтров, всяких

5669 муниципальных условностей для регистрации кандидатов, и мы с вами вчера,

5670 позавчера, а некоторые на прошлой неделе пытались как-то гармонизировать это

5671 избирательное законодательство, как-то сгладить эти фильтры. Да что там

5672 фильтры, это всё шелуха, а вот то, что сейчас предлагается, - это,

5673 безусловно, шаг назад, ну, если хотите, полшага назад. То есть был шаг вперёд

5674 - теперь полшага назад, и вот эта непоследовательность, конечно, очень сильно

5675 удивляет!

5676

5677 Я с большим уважением отношусь к Владимиру Николаевичу, без всякого

5678 преувеличения. Он сейчас завёл разговор, по сути дела, о государственном

5679 устройстве нашей страны, это очень глубокий разговор, очень серьёзный. Он

5680 вывел на такую проблему, с которой столкнулись руководители советской страны

5681 девяносто лет назад, и тогда они решили эту проблему под руководством

5682 Владимира Ильича: его соратники пришли к выводу, что именно создание Союза

5683 позволит решить все те деликатные вопросы, о которых говорил сегодня Владимир

5684 Николаевич. Но я хочу вернуть вас на нашу грешную землю: мы имеем дело с

5685 конкретной Конституцией, с конкретной ситуацией в Российской Федерации, и,

5686 безусловно, данная инициатива, по нашему мнению, никак не укладывается в

5687 рамки Конституции Российской Федерации. Что предлагается сделать? Я на

5688 нескольких моментах ещё раз хочу остановиться.

5689

5690 Предлагается узаконить рваное избирательное законодательство в Российской

5691 Федерации, то есть отдать на откуп субъектам, как они там решат, - может, они

5692 решат избирать руководителя субъекта, или назначать его, или передавать

5693 власть по наследству, или как-то ещё. Подобной практикой предлагается порвать

5694 политическое поле, единое политическое поле нашей страны, по сути дела,

5695 предлагается узаконить суверенизацию субъектов Российской Федерации. И здесь

5696 мне хотелось бы сказать, что это признак слабости центральной власти, потому

5697 что федеральная власть идёт навстречу требованиям местных руководителей,

5698 которые говорят: мы вам обеспечим статус-кво, мы вам обеспечим голосование на

5699 выборах президента, на выборах в Государственную Думу, но вы наш статус-кво

5700 утвердите, чтобы нас здесь никто не тронул, - и федеральная власть идёт им

5701 навстречу, фактически идёт навстречу вот этому шантажу! Вы знаете, это очень

5702 напоминает ситуацию 90-х годов, знаменитое высказывание Бориса Николаевича

5703 Ельцина: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить", - это из

5704 этой же серии, и это признак слабости власти. Это, конечно, очень опасная

5705 штука, поскольку грозит распадом государства, если хотите, это первый признак

5706 распада государства. А может быть, это переосмысление государственного

5707 устройства, к чему подошёл, по сути дела, в своих рассуждениях Владимир

5708 Николаевич? Но тогда должна быть другая конституция, тогда - другой подход к

5709 формированию власти, тогда мы должны вернуться к азам и начинать всю работу

5710 по государственному строительству сначала.

5711

5712 Мне тоже пришлось побывать на Северном Кавказе, и я хорошо знаю, что там

5713 ситуация в республиках неодинаковая. Вот в Дагестане в одном из муниципальных

5714 образований вопрос о главе администрации решался очень сложно, даже пустили в

5715 ход оружие и центральная власть вынуждена была вмешиваться. Но, извините,

5716 если мы этой логике будем следовать, тогда и глав администраций,

5717 муниципалитетов надо назначать, чего уж там - давайте назначать, и тогда

5718 никаких проблем не будет! И чего тут сегодня наша уважаемая фракция ЛДПР

5719 шумела по поводу того, что в Кемерове не дают зарегистрировать их кандидата?

5720 Назначать, и никаких проблем! Есть проблемы в республиках - давайте тогда

5721 назовём, в каких республиках возможны отступления, тогда будет конкретно,

5722 тогда это будет честно, тогда не будет двусмысленности в данном

5723 законопроекте.

5724

5725 В законопроекте, который предлагается, речь не идёт о политической позиции

5726 оппозиции, речь не идёт о защите каких-то корпоративных интересов отдельной

5727 политической партии - речь идёт о суверенитете, о целостности Российской

5728 Федерации! Такими игрушками непозволительно играть!

5729

5730 Спасибо за внимание.

5731

5732 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5733

5734 От фракции ЛДПР - Владимир Анатольевич Овсянников. Пожалуйста.

5735

5736 ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Александр Дмитриевич.

5737

5738 Давайте, давайте назначать - вот наша позиция, программа, политика, и поэтому

5739 если кто-то будет писать сегодня в Интернете или ещё где-то, что фракция ЛДПР

5740 снова поддержала инициативу "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что она её филиал, то

5741 будет глубоко не прав: позиция партии ЛДПР на протяжении многих лет ("ЕДИНОЙ

5742 РОССИИ" ещё и в помине не было!) - жёсткая вертикаль власти начиная с

5743 президента. Вот президента избрали, парламенты избрали - и пошли назначения

5744 вниз: губернатор назначает глав муниципальных образований, главы

5745 муниципальных образований, то есть районов, назначают глав сельских поселений

5746 - и всё, забыли, потому что уже наступает прямая ответственность за действия

5747 всей вертикали. Поэтому мы не лукавя будем поддерживать данную

5748 законодательную инициативу. Но хотелось бы коротко кое-какие моменты всё-таки

5749 отметить.

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6424 БУРКОВ А. Л. Спасибо большое.

6425

6426 Я хотел бы сделать уточнение по итогам голосования по 9-му вопросу: по

6427 законопроекту в первом чтении голосовали за депутаты Беляков, Селиванов,

6428 Чепа, Шеин и Шудегов. Они голосовали за, прошу протокольно отметить.

6429

6430 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу учесть это в протоколе заседания.

6431