Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 192992-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечени

О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечени

у Президента РФ
17.12.2009

Номер законопроекта:192992-5
Дата внесения законопроекта в ГД:24.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/192992-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:17.12.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:315-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №192992-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки

Дата заседания 02.12.2009, номер заседания 126, строк в стенограмме 6540

О проекте федерального закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1532 Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

1533 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

1534 оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий

1535 предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер

1536 социальной поддержки". Наталья Николаевна Карпович докладывает от комитета.

1537

1538 КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1539

1540 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Напоминаю, что правительством

1541 весной этого года был внесён данный законопроект, 20 ноября мы его приняли во

1542 втором чтении. Законопроект предоставляет дополнительные гарантии на

1543 получение образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения

1544 родителей, а также лицам из их числа.

1545

1546 Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового

1547 управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Соответствующий

1548 проект постановления имеется. Прошу поддержать.

1549

1550 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу

1551 комитета? Нет. Выносим на "час голосования".

1552

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1588 Пожалуйста, депутат Останина, - по пункту 4 выступление по мотивам. Три

1589 минуты. Горит у вас кнопочка. У меня, например, написано: "Останина".

1590

1591 Что там у нас с микрофоном?

1592

1593 ОСТАНИНА Н. А. Карта неправильно вставлена была, прошу прощения.

1594

1595 Уважаемые коллеги, когда мы в первом чтении принимали этот законопроект, то

1596 отмечали, что внесён он правительством и носит такой чисто технический

1597 характер, поскольку устраняет последствия принятия 131-го и 122-го законов,

1598 которые все детские проблемы, по сути дела, относили на уровень регионов. Это

1599 предложение правительства конкретизировало перечень тех образовательных

1600 учреждений, во время обучения в которых дети имеют право на полные социальные

1601 гарантии со стороны государства.

1602

1603 Я напомню, что гарантий этих немного. Это бесплатное питание, бесплатный

1604 комплект одежды, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание.

1605 Обращаю ваше внимание, что основные нормы были определены ещё в постановлении

1606 правительства 2005 года. Но даже в пересчёте цен на 2008 год они

1607 составляют... вот сегодня на одного ребёнка питание в день - 146 рублей.

1608 Представьте себе студента, у которого нет семьи и которому образовательное

1609 учреждение предоставляет питание на 146 рублей. Далее, единовременное

1610 денежное пособие при выпуске. То же самое, на одного ребёнка-сироту - 500

1611 рублей на сегодняшний день, по ценам 2009 и 2010 годов. Единовременное

1612 пособие на приобретение учебной литературы для обучающихся в учреждениях

1613 начального и среднего профтехобразования - 1800 рублей на весь год.

1614

1615 Но даже вот эти нормы, о которых я сказала, они юридически не

1616 распространялись на лиц из числа детей-сирот. Я напоминаю, что лицо из числа

1617 детей-сирот - это те, кто уже перестал быть детьми, то есть те, кому

1618 исполнилось восемнадцать лет, но, к сожалению, они ещё не окончили среднее

1619 учебное заведение, или те, кому исполнилось двадцать три года, но они не

1620 окончили высшее учебное заведение. Так вот, дело в том, что до последнего

1621 времени норма эта не была урегулирована, то бишь если ребёнок не окончил

1622 образовательное учреждение, то он терял право на получение вот этих

1623 государственных социальных гарантий.

1624

1625 Мы внесли такую поправку, и сегодня, голосуя за этот законопроект в третьем

1626 чтении, по сути дела, мы юридически оформляем то, что де-факто делали

1627 регионы, но делали они это нелегитимно. Законопроект вот этот правовой пробел

1628 устраняет, но до сегодняшнего дня остаются открытыми следующие вопросы.

1629 Первое - жильё для детей-сирот. 10-20 процентов детей-сирот обеспечиваются

1630 жильём. Мы приводили при обсуждении законопроекта такие чудовищные цифры:

1631 предположим, в Забайкальском крае пять тысяч детей-сирот, и только шестьдесят

1632 четыре ребёнка получили место в общежитии или какое-либо другое жильё по

1633 окончании учебного заведения. Такая же ситуация и в других регионах. По сути

1634 дела, из года в год кочует одна и та же... (Микрофон отключён.)

1635

1636 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время.

1637

1638 Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона под

1639 пунктом 4.

1640

1641 Включите режим голосования.

1642

1643 Покажите результаты.

1644

1645 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 59 сек.)

1646 Проголосовало за 445 чел.98,9%

1647 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1648 Воздержалось 1 чел.0,2%

1649 Голосовало 446 чел.

1650 Не голосовало 4 чел.0,9%

1651 Результат: принято

1652

1653 Принимается.

1654

Дата заседания 20.11.2009, номер заседания 125, строк в стенограмме 7198

О проекте федерального закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5408 Переходим к пункту 23. Проект федерального закона "О внесении изменений в

5409 Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке

5410 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения

5411 механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без

5412 попечения родителей, мер социальной поддержки". Доклад Елены Борисовны

5413 Мизулиной.

5414

5415 Пожалуйста, Елена Борисовна.

5416

5417 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

5418 женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".

5419

5420 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Этот законопроект был

5421 внесён Правительством Российской Федерации. В первом чтении мы его приняли 1

5422 июля. Ко второму чтению к законопроекту поступило десять поправок. Девять из

5423 них комитет рекомендует к принятию, и одна поправка идёт на отклонение.

5424

5425 Я хочу обратить ваше внимание на то, что среди принятых поправок не только

5426 поправки, которые уточняют редакцию, устраняют внутренние противоречия, но

5427 есть одна поправка содержательная, она согласована с Правительством

5428 Российской Федерации, имеет принципиальное значение. И суть этой поправки

5429 состоит в том, что для лиц из числа детей-сирот, обучающихся впервые в

5430 государственных образовательных учреждениях по очной форме, независимо от

5431 того, что они достигают двадцати трёх лет, сохраняется право на полное

5432 государственное обеспечение до окончания образовательного учреждения. Это

5433 действительно очень серьёзный шаг в защите детей-сирот и лиц из числа

5434 детей-сирот. И мы признательны, наш комитет признателен, что Правительство

5435 Российской Федерации, несмотря на такие сложности, которые мы сейчас

5436 испытываем, нашло возможность защитить эту категорию детей - получающих

5437 образование в образовательных учреждениях по очной форме. Всего таких детей,

5438 по подсчётам, не так много - три с небольшим тысячи человек.

5439

5440 Мы бы просили поддержать решение комитета и поддержать поправки, которые мы

5441 рекомендуем к принятию.

5442

5443 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.

5444

5445 Коллеги, таблица поправок 1 состоит из девяти поправок, рекомендованных к

5446 принятию. Есть ли вопросы? Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу

5447 проголосовать.

5448

5449 Покажите результаты.

5450

5451 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 49 сек.)

5452 Проголосовало за 403 чел.89,6%

5453 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5454 Воздержалось 0 чел.0,0%

5455 Голосовало 403 чел.

5456 Не голосовало 47 чел.10,4%

5457 Результат: принято

5458

5459 Принято.

5460

5461 Таблица поправок 2 состоит из одной отклонённой поправки. Есть ли по ней

5462 замечания? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу

5463 поправок 2?

5464

5465 Покажите результаты.

5466

5467 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 22 сек.)

5468 Проголосовало за 326 чел.72,4%

5469 Проголосовало против 1 чел.0,2%

5470 Воздержалось 0 чел.0,0%

5471 Голосовало 327 чел.

5472 Не голосовало 123 чел.27,3%

5473 Результат: принято

5474

5475 Принято.

5476

5477 Коллеги, кто за принятие данного законопроекта во втором чтении? Прошу

5478 проголосовать.

5479

5480 Покажите результаты.

5481

5482 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 51 сек.)

5483 Проголосовало за 444 чел.98,7%

5484 Проголосовало против 2 чел.0,4%

5485 Воздержалось 0 чел.0,0%

5486 Голосовало 446 чел.

5487 Не голосовало 4 чел.0,9%

5488 Результат: принято

5489

5490 Принято.

5491

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6226 ОНИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6227

6228 Депутат Онищенко по карточке Эверстова.

6229

6230 По 23-му вопросу депутаты Туголуков и Эверстов голосовали за.

6231

Дата заседания 01.07.2009, номер заседания 103, строк в стенограмме 11966

О проекте федерального закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

8110 Переходим к рассмотрению пункта 33 порядка работы Государственной Думы. Блок

8111 "Социальная политика". Законопроект первого чтения. О проекте федерального

8112 закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных

8113 гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без

8114 попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления

8115 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной

8116 поддержки" докладывает официальный представитель Правительства Российской

8117 Федерации статс-секретарь - заместитель министра образования и науки

8118 Российской Федерации Юрий Петрович Сентюрин.

8119

8120 Пожалуйста, Юрий Петрович.

8121

8122 СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

8123 статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской

8124 Федерации.

8125

8126 Спасибо.

8127

8128 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Целью разработки названного

8129 законопроекта является совершенствование законодательства в области

8130 социальной защиты и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без

8131 попечения родителей, а также лиц из их числа. Изменения, которые предлагается

8132 внести названным законопроектом в Федеральный закон "О дополнительных

8133 гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без

8134 попечения родителей", направлены на уточнение терминов, используемых в

8135 названном законе, и приведение формулировок в соответствие с действующим

8136 законодательством. В частности, конкретизирован перечень образовательных

8137 учреждений, во время обучения в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без

8138 попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на социальные

8139 гарантии. Во всех пунктах, положениях и нормах данного закона чётко

8140 упоминается эта категория лиц. Исключаются дублирование и разночтения в

8141 тексте. В результате меры социальной поддержки и гарантии, связанные с

8142 получением образования, однозначно закрепляются за детьми-сиротами, детьми,

8143 оставшимися без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей,

8144 оставшихся без попечения родителей. Фактически это означает, что лица

8145 указанной категории имеют право на меры социальной поддержки, которые ранее

8146 трактовались неоднозначно в отношении различных групп этой категории. Я

8147 назову те позиции, которые трактовались ранее неоднозначно (в частности, речь

8148 идёт об обучении на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего

8149 и высшего профессионального образования без взимания платы): получение при

8150 обучении в федеральных государственных образовательных учреждениях стипендии,

8151 размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с

8152 размером стипендии, устанавливаемым для обучающихся в данном образовательном

8153 учреждении, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и

8154 письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии, а также 100

8155 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и

8156 производственной практики, однократное материальное обеспечение при выпуске

8157 из образовательных учреждений, а также получение второго начального

8158 профессионального образования без взимания платы.

8159

8160 Принятие названного законопроекта не повлечёт дополнительных расходов из

8161 бюджетов разных уровней. Прошу поддержать.

8162

8163 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.

8164

8165 С содокладом выступает председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и

8166 детей Елена Борисовна Мизулина.

8167

8168 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Во-первых,

8169 от имени комитета я бы хотела поблагодарить Правительство Российской

8170 Федерации в лице Министерства образования и науки за их инициативу - внесение

8171 данного законопроекта, - потому что на самом деле устраняются те

8172 противоречия, которые имеются в законе "О дополнительных гарантиях по

8173 социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

8174 и которые препятствовали предоставлению в полной мере тех гарантий социальной

8175 поддержки, которые этим законом предусмотрены, особенно применительно к

8176 детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые обучаются в федеральных

8177 образовательных учреждениях. И мы, конечно, признательны за это, вот эта

8178 инициатива всецело в интересах детей.

8179

8180 Две категории детей (об этом сказал Юрий Петрович) - это дети-сироты и дети,

8181 оставшиеся без попечения родителей, то есть не достигшие восемнадцати лет, а

8182 взрослые дети-сироты, которые обучаются в образовательных учреждениях, имеют

8183 статус лица из числа детей-сирот, и этот закон распространяется на таких

8184 совершеннолетних детей-сирот до достижения ими возраста двадцати трёх лет.

8185 Вот этим новым законопроектом предлагается распространить дополнительные

8186 гарантии права на образование, которые до сих пор предоставлялись

8187 детям-сиротам, на лиц из числа детей-сирот. Некоторые из этих дополнительных

8188 гарантий не предоставлялись в силу того, что закон был противоречив. Ничего

8189 другого здесь не было. И точно так же предлагается распространить на

8190 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, те льготы, которые

8191 по данному закону в силу его противоречивости предоставлялись только взрослым

8192 детям-сиротам, то есть лицам из числа детей-сирот.

8193

8194 Вот про некоторые сказал Юрий Петрович, я только хочу обратить ваше внимание,

8195 что предлагается распространить на лиц из числа детей-сирот, то есть на лиц в

8196 возрасте от восемнадцати до двадцати трёх лет, такие дополнительные гарантии,

8197 которые связаны с правом на обучение на курсах по подготовке к поступлению в

8198 техникумы и вузы (это пункт 1 статьи 6 действующего закона); распространить

8199 право обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях

8200 на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на

8201 внутрирайонном транспорте и на бесплатный проезд раз в год к месту жительства

8202 и обратно к месту учёбы (это пункт 10 статьи 6) и распространить на лиц из

8203 числа детей-сирот такое право, в соответствии с которым будут признаны

8204 недействительными все нормативные правовые акты федеральных органов

8205 исполнительной власти, ограничивающие их права. Такая норма есть, но она

8206 распространяется только на нормативные правовые акты применительно к

8207 детям-сиротам.

8208

8209 Что же касается дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся

8210 без попечения родителей, то предлагается распространить на них такие

8211 гарантии, которыми до сих пор пользовались только лица из числа детей-сирот:

8212 на бесплатное получение второго профессионального образования (пункт 2 статьи

8213 6 закона), на выплату повышенной на 50 процентов стипендии, на ежегодное

8214 пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в

8215 размере трёхмесячной стипендии и ста процентов зарплаты, начисленной во время

8216 производственной практики (это пункт 5 статьи 6). На детей-сирот также

8217 предлагается распространить право на бесплатное питание в каникулярное время,

8218 выходные и праздничные дни, когда они остаются в этом образовательном

8219 учреждении (пункт 7 статьи 6), право ребёнка-сироты - выпускника федерального

8220 государственного образовательного учреждения на денежную компенсацию в

8221 размере не менее 500 рублей либо однократное обеспечение за счёт средств

8222 образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарём и

8223 оборудованием по нормам, которые устанавливает правительство. Аналогичное

8224 право предусматривается для выпускников государственных и муниципальных

8225 образовательных учреждений, но в соответствии с нормативно-правовыми актами

8226 субъекта. Также предлагается на них распространить право на полное

8227 гособеспечение или выплату стипендии в случае предоставления академического

8228 отпуска по медицинским показаниям (пункт 9 статьи 6) и право работника -

8229 ребёнка-сироты на профобразование за счёт работодателя с последующим

8230 трудоустройством в данной или другой организации в случае ликвидации этой

8231 организации либо сокращения численности или штата работников (это пункт 6

8232 статьи 9).

8233

8234 Ещё раз хочу обратить внимание, что все эти дополнительные гарантии в законе

8235 уже есть, это действует, средства выделяются из федерального бюджета большие,

8236 они выделяются по нескольким министерствам в зависимости от

8237 подведомственности образовательного учреждения. Например, мы посмотрели по

8238 линии Министерства образования: Федеральное агентство по образованию - на

8239 этот год более 6 миллиардов рублей для детей-сирот, которые обучаются в

8240 федеральных государственных образовательных учреждениях, на выплату пособий и

8241 так далее.

8242

8243 То есть этот законопроект взвешенный, на него даны положительные заключения.

8244 Заключение Правового управления положительное. Наш комитет просил бы

8245 Государственную Думу поддержать этот законопроект в первом чтении.

8246

8247 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.

8248

8249 Уважаемые депутаты, имеются ли вопросы к докладчику и содокладчику? Имеются,

8250 я вижу, два вопроса: депутат Останина и депутат Романов Валентин Степанович.

8251 Всё, вопросов больше нет? Два вопроса.

8252

8253 Депутат Останина, пожалуйста.

8254

8255 ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Юрию Петровичу.

8256

8257 Уважаемый Юрий Петрович, я хочу обратить ваше внимание на пункт 8, где речь

8258 идёт о разграничении полномочий - собственно, это ещё с 2004 года - по

8259 вопросу об оказании образовательных услуг детям-сиротам, которые учатся в

8260 образовательных учреждениях федерального подчинения и в субъектах. Скажите,

8261 пожалуйста, много ли детей, которые обучаются в образовательных учреждениях

8262 федерального подчинения, какова статистика и сколько средств из федерального

8263 бюджета идёт на их обеспечение? И сколько детей-сирот обучается в

8264 образовательных учреждениях муниципального подчинения в субъектах Федерации,

8265 какова статистика и сколько средств расходуется на обучение этих детей? Вы

8266 сказали, что этот закон не требует дополнительных расходов. Скажите, 500

8267 рублей, которые указаны в законе, выходное пособие ребёнка, на ваш взгляд,

8268 это достаточная мера для того, чтобы?.. (Микрофон отключён.)

8269

8270 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8271

8272 Пожалуйста, Юрий Петрович.

8273

8274 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.

8275

8276 Начну отвечать по последней позиции, по поводу 500 рублей. Там в законе

8277 написано, что не менее 500 рублей, это означает, что может быть назначена

8278 любая другая сумма больше этой суммы в зависимости от решения и возможностей

8279 соответствующего уровня власти, в данном случае региональных властей.

8280

8281 Что касается статистических данных. В рамках подготовки данного законопроекта

8282 мы запросили все субъекты Российской Федерации по поводу детей-сирот, детей,

8283 оставшихся без попечения родителей, лиц из числа этих детей-сирот, которые

8284 подпадают под действие нормы закона и подпадут под действие тех изменений,

8285 тех норм, которые мы предлагаем сегодня. Поэтому у нас на сегодняшний день

8286 такая статистическая информация есть, она обобщается, анализируется. Что

8287 касается федерального уровня, то цифра сегодня в содокладе уже прозвучала: 6

8288 миллиардов рублей имеет наше агентство по образованию на эти цели, на

8289 поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа. А

8290 что касается статистических данных, то в федеральных образовательных

8291 учреждениях, по нашим данным, обучаются порядка сорока шести тысяч человек.

8292 Это очень большая цифра, большое число тех, кто сегодня желает получить

8293 образование, опираясь на меры поддержки со стороны государства, и такую

8294 возможность имеет.

8295

8296 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Юрий Петрович.

8297

8298 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Романову Валентину Степановичу.

8299

8300 Ваш вопрос, пожалуйста.

8301

8302 РОМАНОВ В. С. Уважаемый Юрий Петрович, вопрос к вам, но и комитет, может

8303 быть, ещё раз поразмышляет.

8304

8305 Конечно, заслуживает поддержки ряд гуманных шагов, потому как судьба

8306 человека, лишённого родителей, - это беда огромная. Анализ причин требует,

8307 конечно, серьёзного и откровенного разговора: почему это в России в мирное

8308 время так велико число детей-сирот?

8309

8310 А вопрос конкретный. В какой мере министерство и правительство в целом

8311 подтягивают регионы к решению такой злой проблемы, как обеспечение

8312 детей-сирот жилыми помещениями? Цифры ведь вот такие: довольно крепкая

8313 Республика Татарстан - семьсот одиннадцать детей нуждается, за прошлый год -

8314 сто шесть сертификатов, Удмуртия - восемьсот семьдесят семь детей - сто

8315 двадцать сертификатов, Саратов - одна тысяча триста шестьдесят семь и сто

8316 восемь соответственно и так далее.

8317

8318 Такое впечатление, что на местах недостаточно чувствуют требовательность...

8319 (Микрофон отключён.)

8320

8321 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8322

8323 Пожалуйста, Юрий Петрович.

8324

8325 СЕНТЮРИН Ю. П. Валентин Степанович, спасибо за вопрос.

8326

8327 В рамках подготовки законопроекта, который мы с вами сегодня обсуждаем, было

8328 положение, связанное с дополнительными гарантиями по обеспечению названной

8329 категории нуждающихся лиц жильём, но, к сожалению, в процессе работы над

8330 законопроектом нам не удалось найти экономическую, финансовую схему, которая

8331 бы позволила выйти на оценку расходов, потребных для того, чтобы в полной

8332 мере обеспечить названную категорию лиц жильём. Посему мы продолжаем пока

8333 поиск законодательной формулы, которая позволила бы выйти на решение этой

8334 проблемы. Это первый момент.

8335

8336 Второй момент. Мы считаем, что, безусловно, такая проблема есть.

8337 Правительство в целом и наше министерство в касающейся его части делает всё

8338 возможное для того, чтобы от этой проблемы в перспективе уйти, но на сегодня

8339 пока нам не удалось найти законодательной нормы, которая позволила бы в

8340 законе заложить положение, обязывающее все органы власти беспрекословно

8341 выполнять это требование. Хотя напомню, что закон сегодня предполагает

8342 обеспечение детей-сирот, лиц, оставшихся без попечения, и лиц из их числа

8343 жильём до достижения ими определённого возраста - двадцати трёх лет.

8344

8345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.

8346

8347 Вопросы все заданы.

8348

8349 По ведению - депутат Комаров.

8350

8351 Включите, пожалуйста, микрофон.

8352

8353 КОМАРОВ Ф. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

8354

8355 Надежда Васильевна, для стенограммы: по пункту 26 депутаты Климов, Комаров,

8356 Лисицын, Салихов, Шиманов голосовали за. Это второе чтение.

8357

8358 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8359

8360 Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту?

8361 Есть. Один выступающий - депутат Останина.

8362

8363 Пожалуйста, включите микрофон.

8364

8365 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, вряд ли мы можем себя упрекнуть в том, что

8366 в зале Государственной Думы редко звучит детская тема. Сегодняшний

8367 законопроект тоже касается этой темы. Да такое ощущение, что какой-то такой

8368 мультипликативный эффект: счастья от этого детям нашим нет.

8369

8370 Вот сегодня докладчик сказал, что закон носит почти технический характер, то

8371 есть мы просто меняем местами отдельные слова: "дети-сироты", "лица из числа

8372 детей-сирот", но ведь от нас ждут большего, само название закона - "О

8373 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

8374 оставшихся без попечения родителей". Ведь очень хочется, чтобы менялась не

8375 только форма закона, но и содержание его. Прошло тринадцать лет с тех пор,

8376 как в 1996 году был принят базовый закон. После этого - в 2000 году, в 2004

8377 году - вносились поправки, которые исходя из 122-го закона просто

8378 разграничили полномочия по обеспечению детей-сирот определёнными гарантиями.

8379

8380 Я не случайно задала вопрос о том, какое количество детей обучается в

8381 учреждениях федерального подчинения и сколько - в учреждениях субъектов

8382 Федерации. 122-й закон, по сути дела, переадресовал субъектам заботу о

8383 детях-сиротах. С трудом удалось депутатам прошлого созыва добиться одного -

8384 чтобы проблема обеспечения детей-сирот жильём всё-таки в какой-то части

8385 финансировалась из федерального бюджета. И действительно, на условиях

8386 софинансирования вот только на 2009 год в федеральном бюджете заложено более

8387 1 миллиарда рублей, но хватит ли этих средств на обеспечение детей-сирот?

8388 Ведь из года в год кочует такая цифра: ежегодно нуждаются в получении жилья

8389 примерно семьдесят тысяч таких детей-сирот.

8390

8391 Валентин Степанович Романов уже приводил статистику, и я могу назвать ещё

8392 большее количество регионов. Например, в Тамбовской области на учёте в связи

8393 с получением жилья стоят тысяча двести детей, а в 2008 году только семьдесят

8394 один ребёнок-сирота получил жильё, в Саратовской области тысяча триста

8395 шестьдесят семь детей стоят на учёте и только сто девять получили жильё, в

8396 Забайкальском крае почти пять тысяч детей на учёте и только шестьдесят четыре

8397 ребёнка получили жильё. То есть мер, которые заложены сегодня в федеральном

8398 бюджете, конечно, недостаточно. Я повторяю, что есть государственная

8399 программа, но в любом случае субъекты просто не имеют необходимых средств и

8400 обеспечивают жильём примерно 10-20 процентов детей.

8401

8402 Но ведь ещё есть иезуитская норма в этом законе. Юрий Петрович, как вы

8403 относитесь к норме, что жильё предоставляется, если у детей нет закреплённого

8404 за ними жилья? А если есть закреплённое жильё, то ребёнок возвращается в это

8405 жильё, хотя там по-прежнему живут родители-наркоманы, родители-алкоголики.

8406 Куда, в чьи руки он попадает, этот ребёнок? Только Москва сейчас имеет

8407 основание, точнее, приняла закон, согласно которому по социальным условиям

8408 ребёнок имеет право на получение жилья, а не обязан возвращаться вот в это

8409 жильё, которое за ним закреплено. Остальные регионы никак это не регулируют у

8410 себя.

8411

8412 Нуждается также, наверное, в дополнительной проработке и статья вот этого

8413 закона об образовании. Ведь, по сути дела, сейчас никаких новых гарантий в

8414 статью-то не вносится. Действительно, регионы уже выходили даже в наш комитет

8415 с таким предложением. Вот сегодня лица из числа детей-сирот - это те дети,

8416 возраст которых уже превышает восемнадцать лет, - получают высшее

8417 образование. Ну не успевают эти дети в силу того, что они поздно оканчивают

8418 среднюю школу, получить высшее образование до того, как им исполнится

8419 двадцать один год. Давайте эти гарантии им пролонгируем до окончания ими

8420 высшего учебного заведения. Почему вы этого не предлагаете даже для тех

8421 детей, которые учатся в федеральных учебных заведениях?

8422

8423 Или проблема занятости. Ведь уже ну просто до неприличия бьёт, так сказать,

8424 слух вот эта статистика, что социализируется только 10 процентов из числа

8425 детей-сирот. Остальные - это либо дети, которые уходят из жизни, оканчивают

8426 жизнь суицидом, либо дети, которые ведут асоциальный образ жизни. Поэтому,

8427 наверное, даже не самое главное - предоставить им жильё, а самое главное -

8428 трудоустроить этих детей.

8429

8430 Так вот, в законе, о котором мы говорим, в базовом законе, есть статья 9 о

8431 дополнительных гарантиях права на труд. Пункт 1 статьи говорит, что органы

8432 занятости осуществляют профориентационную работу с детьми-сиротами,

8433 обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учётом состояния

8434 здоровья. Но разве это нужно сегодня ребёнку-сироте? Где источник его

8435 существования, где источник его развития, как он дальше продолжит вот эту

8436 жизнь, в которую он вступил?

8437

8438 Поэтому, конечно, закон нуждается в проработке, закон нуждается в

8439 чрезвычайных поправках, и те технические поправки, которые сегодня вносятся в

8440 этот закон, ничуть его не меняют, Юрий Петрович. Я думаю, что на совести

8441 министерства на самом деле внесение поправок в закон не по форме, а по

8442 содержанию. Нам нужно наполнить этот закон действительными гарантиями для

8443 детей-сирот. То, что вы сегодня предложили, - согласование, или приведение в

8444 соответствие, с нормами Закона "Об образовании", разграничение полномочий по

8445 обучению детей в федеральных учебных заведениях и в учебных заведениях

8446 субъектов Федерации, - ещё раз повторяю, это уже действует, статья эта, нормы

8447 эти никак не меняются. 500 рублей, о которых я спросила... Неужели вы на

8448 самом деле думаете, что кто-то будет больше 500 рублей этим детям платить? Да

8449 не платят больше этим детям! Раз указано 500, значит, ровно столько и дают

8450 детям-сиротам.

8451

8452 Поэтому, Юрий Петрович, я думаю, что это не тот конечный продукт, которым

8453 можем гордиться сегодня мы, депутаты, защищая интересы детей-сирот. Я думаю,

8454 что президент, когда говорил, что в России нет современной системы защиты

8455 детства, имел в виду не только физическую безопасность, он имел в виду в том

8456 числе и защиту детей-сирот, которых на сегодняшний день в России... Мы даже

8457 число этих детей не знаем - цифры называют самые разные. И никто не верит,

8458 что у нас в России их всего 170 тысяч.

8459

8460 Спасибо.

8461

8462 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.

8463

8464 По ведению - депутат Гайнуллина.

8465

8466 Включите микрофон.

8467

8468 ЧУХРАЁВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

8469

8470 Спасибо, Надежда Васильевна. Чухраёв по карточке Гайнуллиной.

8471

8472 Для стенограммы: по пункту 9 повестки дня Карелин голосовал за.

8473

8474 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8475

8476 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Рябову Николаю Фёдоровичу.

8477

8478 РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.

8479

8480 Спасибо, Надежда Васильевна.

8481

8482 Мы уже настолько привыкли нарушать все нормы нашего Регламента - просто

8483 удивляюсь! 18 часов - вроде бы проголосовали за окончание... Продляем если -

8484 тогда продляем.

8485

8486 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, надо было присутствовать на

8487 пленарном заседании, когда было принято решение о том, что мы сегодня

8488 рассматриваем полностью всю повестку дня, в том числе протокольные поручения

8489 за три дня.

8490

8491 Полномочные представители президента, правительства не желают выступить? Нет.

8492 С заключительным словом - докладчик.

8493

8494 Пожалуйста, Юрий Петрович.

8495

8496 СЕНТЮРИН Ю. П. Я благодарен за те высказывания по поводу законопроекта,

8497 предложенного для обсуждения, которые прозвучали сейчас.

8498

8499 По нормам этого законопроекта. Хотел бы подчеркнуть, что речь идёт не о

8500 технических изменениях в данный закон, я так вопрос не ставил, речь идёт о

8501 корректировке, правильной подаче термина "категории лиц, которые нуждаются в

8502 мерах социальной поддержки со стороны государства". И правильное применение

8503 названия этой категории лиц во всех нормах и положениях Федерального закона

8504 "О дополнительных гарантиях..." позволяет как раз закрепить, однозначно

8505 закрепить без всяких разночтений меры социальной поддержки за всеми группами

8506 этой категории лиц. Мы считаем это чрезвычайно важным подходом, и в этом

8507 смысле не считаем законопроект, конечно же, техническим.

8508

8509 Второй момент, по поводу того, что дети, лица из их числа обучаются, но не

8510 успевают закончить до определённого возраста образовательные учреждения и

8511 лишаются государственной поддержки. Это не совсем так. Я обращаю ваше

8512 внимание на статью 6 "Дополнительные гарантии права на образование" с

8513 поправой, которая вносится сегодня в пункт 3 этой статьи: меры

8514 государственной поддержки заключаются в полном государственном обеспечении до

8515 окончания названными лицами образовательных учреждений.

8516

8517 По поводу мер поддержки прозвучало только одно. Напомню, что мер поддержки

8518 гораздо больше. Речь шла только о единовременном денежном пособии - никак не

8519 менее 500 рублей. Напоминаю, что норма, которая предлагается и которая была в

8520 законе, она в отношении лиц, обучающихся в федеральных государственных

8521 образовательных учреждениях. Речь идёт только о единовременном денежном

8522 пособии, помимо тех мер поддержки, о которых мы говорили. Что касается ребят,

8523 обучающихся в образовательных учреждениях муниципального уровня и в

8524 государственных образовательных учреждениях регионального уровня, то

8525 законопроект не предполагает границ такой помощи, такой единовременной

8526 поддержки.

8527

8528 Я не утверждаю, что перечисленный набор мер достаточен. Конечно, над этим

8529 законопроектом мы будем работать, и будем работать совместно со всеми

8530 депутатами, которые заинтересованы в этой работе. Будем благодарны за

8531 предложения по наполнению этого закона и новым содержанием, и новыми

8532 положениями, главное, чтобы это шло на пользу нашим детям.

8533

8534 Спасибо.

8535

8536 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.

8537

8538 Содокладчик не желает выступить с заключительным словом?

8539

8540 Включите микрофон Мизулиной Елене Борисовне.

8541

8542 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Вы знаете,

8543 духовник мне сказал, что пришло время малых дел, и если мы научимся делать

8544 малые дела, то Россия будет жить очень хорошо, потому что крупные реформы и

8545 многое другое мы прошли, и сейчас надо научиться жить вот так. И этот

8546 законопроект - пример такого подхода. Да, это, казалось бы, немного, но это

8547 очень существенно для детей-сирот, которых у нас, к сожалению, очень много. И

8548 то, что сейчас будет упорядочено предоставление им льгот, а правительство

8549 сегодня предоставляет очень много видов пособий - на одежду, на обувь, на

8550 реализацию права на образование, на учебную литературу... Посмотрите

8551 постановления Федерального агентства по образованию, которыми эти нормы

8552 установлены, и вы увидите, что всё это достаточно прилично. И то, что сейчас

8553 предлагается всё это упорядочить, выстроить, чтобы не было противоречий,

8554 чтобы дети-сироты и лица из числа детей-сирот могли воспользоваться

8555 дополнительными гарантиями при реализации права на образование, - это вот то

8556 маленькое, но очень важное дело, которое мы с вами, приняв данный закон,

8557 вместе с правительством можем сделать. И я от имени комитета призываю

8558 поддержать данный законопроект.

8559

8560 Спасибо.

8561

8562 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.

8563

8564 Ставится на голосование в первом чтении законопроект под пунктом 33 порядка

8565 работы. Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.

8566

8567 Включите режим голосования.

8568

8569 Покажите, пожалуйста, результаты.

8570

8571 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 49 сек.)

8572 Проголосовало за 388 чел.86,2%

8573 Проголосовало против 1 чел.0,2%

8574 Воздержалось 1 чел.0,2%

8575 Голосовало 390 чел.

8576 Не голосовало 60 чел.13,3%

8577 Результат: принято

8578

8579 Законопроект принят в первом чтении.

8580