Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 193014-5 О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

во втором чтении
23.05.2014

Номер законопроекта:193014-5
Комментарий законопроекта:в части освобождения от НДС работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания
Дата внесения законопроекта в ГД:24.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/193014-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:23.05.2014
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:4414-6 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Бушмин Евгений Викторович, Член СФ
Максимова Надежда Сергеевна, Депутат ГД
Новиков Вячеслав Александрович, Член СФ
Петров Владимир Анатольевич, Член СФ
Попов Вячеслав Алексеевич, Член СФ
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №193014-5 О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

в части освобождения от НДС работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания

Дата заседания 23.05.2014, номер заседания 172, строк в стенограмме 8523

О проекте федерального закона № 193014-5 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания; принят в первом чтении 24 марта 2010 года).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4116 25-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в

4117 статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

4118

4119 Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста.

4120

4121 КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

4122 представляется проект федерального закона № 193014-5 "О внесении изменения в

4123 статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части

4124 освобождения от НДС работ (услуг) по ремонту морских судов и судов

4125 внутреннего плавания. Данный законопроект был принят в первом чтении 24 марта

4126 2010 года и предусматривает следующее.

4127

4128 Статьёй 1 законопроекта предлагается дополнить положения подпункта 23 пункта

4129 2 статьи 149 Налогового кодекса, предусматривающие освобождение от

4130 налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг

4131 по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в

4132 портах, нормой, определяющей понятие ремонтных работ (ремонта) для целей

4133 налогообложения НДС. Для этих целей под ремонтными работами (ремонтом)

4134 предлагается понимать работы, направленные на поддержание морских судов и

4135 судов внутреннего плавания в исправном техническом состоянии в период их

4136 нахождения в эксплуатации, заключающиеся в устранении технических

4137 неисправностей, замене изношенных или вышедших из строя деталей, узлов, и

4138 другие аналогичные работы. Одновременно статьёй 2 законопроекта предлагается

4139 норма прямого действия, которая предусматривает распространение на период с 1

4140 января 2005 года до 1 января 2008 года положений подпункта 23 пункта 2 статьи

4141 149 Налогового кодекса на все виды ремонта морских судов и судов внутреннего

4142 плавания при условии, что НДС по указанным работам (услугам) до дня

4143 вступления в силу федерального закона налогоплательщиками в бюджет не

4144 уплачивается.

4145

4146 Несмотря на то что рассматриваемый законопроект, по мнению авторов, призван

4147 устранить указанные противоречия, комитет отмечает, что он не может быть

4148 поддержан по следующим основаниям. В соответствии с действующей редакцией

4149 подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса освобождается от

4150 налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для

4151 собственных нужд) на территории Российской Федерации "работ (услуг, включая

4152 услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего

4153 плавания... в период стоянки в портах". Таким образом, рассматриваемая норма

4154 предусматривает освобождение от налогообложения НДС именно услуг по ремонту,

4155 в то время как статьёй 1 законопроекта предлагается дать понятие ремонтных

4156 работ. Учитывая, что статьёй 38 Налогового кодекса для целей налогообложения

4157 понятия "работ" и "услуг" разграничиваются, положение нормы, которой в

4158 законопроекте дополняется подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса,

4159 не соответствует в этой части его действующим положениям. Также отмечается,

4160 что было бы неправомерно определения "ремонтные работы", "ремонт", которые в

4161 законопроекте даются в отношении работ по ремонту морских судов и судов

4162 внутреннего плавания, применять в целом для целей НДС, поскольку данное

4163 определение может применяться только для целей рассматриваемого подпункта 23

4164 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. Таким образом, действие освобождения

4165 от налогообложения НДС предлагается распространить не только на услуги, но и

4166 на работы по ремонту судов, причём на все виды ремонта, при этом

4167 возникновение права на применение указанной льготы ставится в прямую

4168 зависимость от неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога,

4169 а самой норме придаётся обратная сила.

4170

4171 Данный подход не может быть поддержан комитетом, поскольку он ставит в

4172 заведомо худшие условия налогоплательщиков, уплативших налог при реализации

4173 услуг по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, по сравнению с

4174 налогоплательщиками, не уплатившими налог при реализации аналогичных работ.

4175 При этом из предлагаемой редакции статьи 2 не ясно, за какие налоговые

4176 периоды не должен быть уплачен налогоплательщиком налог. Учитывая, что

4177 налоговые периоды, на которые указанную льготу предлагается распространить, с

4178 1 января 2005 года по 1 января 2008 год, в настоящее время уже не могут быть

4179 охвачены налоговыми проверками, актуальность рассматриваемого законопроекта

4180 утеряна. В связи с этим комитет предлагает отклонить законопроект.

4181

4182 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.

4183

4184 Представители президента, правительства желают выступить? Нет.

4185

4186 Выносим законопроект на "час голосования".

4187

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6990 25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149

6991 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Ставлю на голосование:

6992 кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона?

6993

6994 Включите режим голосования.

6995

6996 Покажите результаты.

6997

6998 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 12 сек.)

6999 Проголосовало за 383 чел.85,1 %

7000 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7001 Воздержалось 0 чел.0,0 %

7002 Голосовало 383 чел.

7003 Не голосовало 67 чел.14,9 %

7004 Результат: принято

7005

7006 Законопроект отклонён.

7007

Дата заседания 24.03.2010, номер заседания 150, строк в стенограмме 7217

О проекте федерального закона № 193014-5 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5232 Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части

5233 второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Совета

5234 Федерации Новикова Вячеслава Александровича. Пожалуйста.

5235

5236 НОВИКОВ В. А., член Совета Федерации.

5237

5238 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

5239 предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 149 части второй

5240 Налогового кодекса Российской Федерации", который призван устранить

5241 противоречия, существующие в подпункте 23 пункта 2 статьи 149 части второй

5242 Налогового кодекса и касающиеся работ (услуг) по ремонту судов.

5243

5244 Данный законопроект имеет очень богатую историю. Всё началось в 2001 году,

5245 когда появился Налоговый кодекс и когда в соответствии с ним судоремонтные

5246 предприятия, которые находились в границах портов и осуществляли ремонт

5247 судов, освобождались от налога на добавленную стоимость. Через год

5248 правительство решило, что это слишком серьёзная норма, поэтому надо

5249 ограничить эту льготу, и ограничили её следующим образом: зафиксировали, что

5250 освобождается от НДС ремонт только тех судов, которые находятся в границах

5251 порта, то есть если во время стоянки в порту осуществляется ремонт, то всё в

5252 порядке, освобождается. После сразу же появилось письмо налоговой службы, в

5253 котором было сказано, что да, эта норма действует, более того, была указана

5254 процедура, как установить, что данное судно находилось в порту. Всё

5255 замечательно: администрация порта выдавала соответствующие бумаги и от налога

5256 освобождались. Но появилась арбитражная практика, в частности

5257 Дальневосточного арбитражного суда, который пытался понять, всё-таки эта

5258 льгота действует или нет. И эта практика приводила к тому, что суды

5259 признавали, что данная льгота правомочна, и предприятия данной льготой

5260 пользовались. Но наступил 2007 год, и арбитражный суд Северо-Кавказского

5261 округа сказал: ребята, ремонт там - это не просто ремонт, ремонты бывают

5262 разные и не все ремонты подпадают под эту льготу. Решением Пленума Высшего

5263 Арбитражного Суда такая правовая позиция была признана.

5264

5265 И теперь - представьте себе! - все судоремонтные предприятия, которые

5266 пользовались этой льготой, должны были заплатить за три года налог на

5267 добавленную стоимость. При этом вы понимаете, что эта доплата плюс штраф и

5268 пени иногда превосходили оборот предприятия за год. В результате более

5269 десятка предприятий оказались в стадии банкротства. Более того, вернее, мало

5270 того, против ряда директоров были возбуждены уголовные дела по факту

5271 налогового правонарушения, и в настоящее время один из директоров сидит.

5272 Ситуация такова, что с этим надо что-то делать. При этом я прошу обратить

5273 внимание, что к данной ситуации привели не сами предприятия - они-то ни в чём

5274 не виноваты, - а государство в лице исполнительной власти, которая

5275 разъяснила, что льгота действует, в лице Федерального Собрания, которое

5276 установило норму, допускающую двусмысленное толкование, в лице арбитражных

5277 судов, которые применяли различную практику. То есть на самом деле все ветви

5278 власти, по существу, виноваты, а платят за это наши предприятия.

5279

5280 В связи с этим мы подготовили законопроект, который состоит, по сути, из двух

5281 частей. Первая часть - мы установили, что такое ремонт во время нахождения в

5282 порту, и тем самым ликвидировали вот это противоречие и разное толкование.

5283 Всё это согласовано с Министерством транспорта. Так что, с нашей точки

5284 зрения, двойного толкования нет. Более того, мы консультировались с

5285 арбитражными судами, они тоже готовы признать, что данная формулировка

5286 достаточно однозначно указывает тех, кто может получать данную льготу.

5287

5288 И вторая часть, с нашей точки зрения главная, говорит о том, что за период с

5289 1 января 2005 года по 1 января 2008 года те предприятия, которые не заплатили

5290 НДС, от уплаты этого НДС освобождаются. Тем самым, с нашей точки зрения,

5291 восстанавливается справедливость по отношению к нашим предприятиям.

5292

5293 Данный законопроект прошёл согласования и с Министерством финансов, и с

5294 экспертным управлением администрации президента. В данном случае наше

5295 предложение заключается в том, чтобы принять законопроект в первом чтении.

5296

5297 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Александрович, пока присаживайтесь.

5298

5299 Содоклад от комитета сделает Раиса Васильевна Кармазина. Пожалуйста, Раиса

5300 Васильевна.

5301

5302 КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5303

5304 Уважаемые коллеги, Вячеслав Александрович очень подробно объяснил ситуацию,

5305 которая сложилась с реализацией нормы статьи 149 части второй Налогового

5306 кодекса. Внесённая поправка в закон, данный законопроект, который он

5307 представлял, ликвидирует этот пробел и даёт полный перечень критериев

5308 отнесения судоремонтных работ к освобождаемым от обложения НДС и определение

5309 понятия "стоянка судна в порту". Я не буду говорить о том, какие пункты

5310 дополняются, и о сроке вступления этого законопроекта в силу, он тоже

5311 подробно об этом доложил. Однако по законопроекту имеются замечания

5312 юридико-технического характера.

5313

5314 С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной

5315 Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 193014-5 "О

5316 внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской

5317 Федерации". Прошу поддержать данный законопроект.

5318

5319 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Оставайтесь на трибуне.

5320

5321 Есть ли вопросы к нашим докладчику и содокладчику? Есть один вопрос у

5322 Рохмистрова.

5323

5324 Пожалуйста, Максим Станиславович. Как мы по вам соскучились, как долго вы

5325 отсутствовали!

5326

5327 РОХМИСТРОВ М. С. Я всегда присутствую.

5328

5329 У меня вопрос к комитету. Тут подробно была описана ситуация, которая

5330 возникла на судоремонтных заводах. Анализировали ли вы вообще ситуацию,

5331 которая у нас сложились с этим таким "умным" налогом, как налог на

5332 добавленную стоимость по Карлу Марксу, в других отраслях промышленности и

5333 почему на каждом заседании мы принимаем льготы по налогу на добавленную

5334 стоимость? Причём иногда, как вот в данном случае, мы вообще придаём закону

5335 обратную силу. Вот скажите: комитет анализировал ситуацию по налогу на

5336 добавленную стоимость?

5337

5338 КАРМАЗИНА Р. В. Конечно, мы анализируем ситуацию по налогу на добавленную

5339 стоимость, но хочу вам сказать, что коллизии тогда возникают, когда

5340 начинается уже практика, применение этого закона, этой статьи. Вот в данном

5341 случае изначально как бы норма была нормальная, они освобождались. Затем была

5342 внесена поправка, наверное, ещё в 2002 году, и это повлекло вот те коллизии,

5343 которые возникли. Ну, ничто не стоит на месте, всё меняется, а

5344 законодательство тем более, таков закон философии.

5345

5346 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5347

5348 Был один вопрос. Так мы и будем?.. Один вопрос был, у Рохмистрова.

5349

5350 Депутат Улас, ваш вопрос, пожалуйста.

5351

5352 Включите микрофон депутату Уласу.

5353

5354 УЛАС В. Д., фракция КПРФ.

5355

5356 Раиса Васильевна, скажите, пожалуйста, а вот эта льгота по НДС

5357 распространяется на тот случай, когда соответствующие ремонтные работы

5358 проводятся за пределами Российской Федерации, или это касается только наших

5359 внутренних портов?

5360

5361 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Кармазиной.

5362

5363 КАРМАЗИНА Р. В. Налог на добавленную стоимость действует только в Российской

5364 Федерации, поэтому на другие порты, за рубежом, он не распространяется.

5365

5366 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все выступили с вопросами.

5367

5368 Есть ли желающие выступить? Рохмистров Максим Станиславович.

5369

5370 Включите микрофон, пожалуйста.

5371

5372 РОХМИСТРОВ М. С. Ну, вообще, у нас странная ситуация с этим налогом на

5373 добавленную стоимость. Уже давно всем понятно, что надо проводить - и всех

5374 призвали её проводить - модернизацию налогового законодательства, которое, к

5375 сожалению, у нас ориентировано на развитие всего лишь двух отраслей -

5376 банковской и торговой.

5377

5378 Ситуация складывается таким образом, что у нас налоговое законодательство

5379 всячески препятствует развиваться так называемому реальному сектору

5380 экономики. Разговоров об этом ходит много, с самых высоких трибун у нас

5381 заявляют: не позволим кошмарить бизнес! Тем не менее то, что происходит у

5382 нас, особенно с налогом на добавленную стоимость... Я вообще не понимаю, пора

5383 уже отойти от Карла Маркса. И стоимость товара давно уже не определяется

5384 себестоимостью плюс добавленная стоимость. Давно уже существует другая

5385 формула определения стоимости товара, и это признано всем мировым

5386 сообществам, даже Нобелевские премии уже три экономиста получили по этому

5387 поводу. А мы до сих пор по Карлу Марксу облагаем налогом на добавленную

5388 стоимость.

5389

5390 То, что сложилось в европейском сообществе, откуда мы попытались передрать в

5391 извращённой форме этот самый налог на добавленную стоимость, наложив на

5392 российский менталитет, у нас превратилось в самый страшный коррупционный

5393 закон. По нему у нас самые большие, наверное, коррупционные отходы. И чем

5394 больше мы устанавливаем льгот по этому закону, тем шире мы открываем дверь в

5395 сторону коррупции. Об этом все знают, но почему-то молчат. Как сказал один

5396 экономист - лауреат Нобелевской премии, очень сложно отменить однажды

5397 принятое решение. Тем самым мы загнали наше общество в институциональную

5398 ловушку, из которой всё никак не выберемся. И самое главное, об этом никто не

5399 говорит, хотя в области институциональной теории наш министр экономического

5400 развития является, наверное, самым продвинутым в России специалистом. Только

5401 мы в ней всё находимся и с ужасом констатируем, что наша промышленность

5402 умирает.

5403

5404 Все говорят о выходе из рецессии, а его, собственно говоря, всё ещё нет. Если

5405 проанализировать практику применения Закона "О налоге на добавленную

5406 стоимость", мы как раз и увидим то, о чём здесь докладчик нам говорил, - что

5407 на сегодняшний день существующая правоприменительная практика в отношении НДС

5408 приводит к банкротству именно реального сектора экономики. То есть это самый

5409 страшный налог из тех, что сегодня действуют в нашей стране, с учётом нашей

5410 ментальности и полицейских функций, которые у нас переданы налоговой службе,

5411 которая ничем никак не ограничена и не несёт никакой ответственности на

5412 сегодняшний день. Я запрашивал информацию о том, кто понёс в налоговой службе

5413 ответственность за неправомерно начисленный налог. Никто. Ну, так, может

5414 быть, кому-то выговор объявили, пожурили? Тем не менее практика у нас

5415 складывается такая, что выходят с проверкой за три года, насчитывают этот

5416 самый НДС за три года, пени и так далее и говорят: если вы не согласны, идите

5417 в суд, а мы у вас сейчас по инкассо всё снимем. Зачастую этот налог на

5418 добавленную стоимость, насчитанный за три года, причём с перекладыванием

5419 неоплаты налогов поставщиков - у нас есть такая, к сожалению, практика...

5420

5421 Тут говорили насчёт презумпции невиновности некоторые представители комитета

5422 - не действует у нас презумпция невиновности в отношении применения

5423 Налогового кодекса! У нас всё очень просто: насчитали, навешали налоговую

5424 задолженность контрагентов предприятия, начислили пени, инкассо списали,

5425 предприятие умерло, налоговая служба план выполнила, все чувствуют себя

5426 хорошо, кроме людей, которые работали на этом предприятии, и, собственно

5427 говоря, владельцев этого предприятия. На сегодняшний день 80 процентов всех

5428 предприятий-банкротов стали банкротами именно по той схеме, о которой

5429 докладывал автор в отношении только одной отрасли промышленности - ремонтного

5430 судостроения. У нас во всех отраслях промышленности ситуация один в один.

5431

5432 К сожалению, если мы этой проблемой не озадачимся, не заменим этот налог на

5433 другие, вообще не переориентируем наше налоговое законодательство, не

5434 повернём лицом к реальному сектору экономики, скоро собирать налоги будет не

5435 с кого. А работать у нас будут только в магазинах, в которых будут торговать

5436 китайской продукцией, перепродавать будем друг другу, китайскую тушёнку

5437 менять на китайский пуховик.

5438

5439 Если мы с вами не озадачимся реформой, в первую очередь налоговой, к

5440 сожалению, в недалёком будущем - и сроки здесь не десятилетия, сроки уже

5441 сжимаются... к 2011-2012 годам мы можем уже прийти без отечественного

5442 промышленного производства. Выживут лишь некоторые сборочные предприятия либо

5443 те, которые напрямую связаны с бюджетом, больше у нас промышленности не

5444 будет, и налоги собирать будет не с кого. А если ещё и цены на нефть и газ

5445 рухнут, то мы с вами будем здесь утверждать бюджет - те, кто останется, если

5446 к этому времени нас народ на вилах отсюда не вынесет - с дефицитом 60, 70 и

5447 80 процентов. Это недалёкое будущее.

5448

5449 Поэтому я обращаюсь к депутатам: необходимо провести кардинальную

5450 модернизацию нашего налогового законодательства, а не устанавливать на каждом

5451 заседании какие-нибудь отдельно взятые льготы по НДС. Наконец-то до всех

5452 дошло, что в этой отрасли у нас катастрофическая ситуация. Однако

5453 катастрофическая ситуация с этим налогом у нас во всех отраслях

5454 промышленности.

5455

5456 Поэтому предлагаем комитету начать детальную разработку перехода с НДС на

5457 налог с продаж. Это решит очень много проблем и, самое главное, не снизит, а

5458 повысит реальные поступления в бюджет по налогам, так как НДС у нас

5459 возвращается, а зачастую возвращают его те, кто вовремя кому надо откатывает,

5460 самое главное - чтобы документы были (это и внутренний НДС, и экспортный

5461 НДС), и все прекрасно знают в нашей стране, кому, как и сколько надо

5462 откатить, чтобы получить вот эту самую льготу - нулевую налоговую ставку.

5463

5464 Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, но в то же время мы призываем

5465 кардинально модернизировать налоговое законодательство.

5466

5467 Спасибо.

5468

5469 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5470

5471 Есть ли желание высказаться с заключительным словом у докладчика и

5472 содокладчика? Нет. Представители президента и правительства? Тоже нет.

5473

5474 Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу

5475 проголосовать.

5476

5477 Покажите результаты голосования.

5478

5479 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 19 сек.)

5480 Проголосовало за 438 чел.97,3%

5481 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5482 Воздержалось 0 чел.0,0%

5483 Голосовало 438 чел.

5484 Не голосовало 12 чел.2,7%

5485 Результат: принято

5486

5487 Принято.

5488