Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 193208-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

в первом чтении
03.11.2009

Номер законопроекта:193208-5
Комментарий законопроекта:в части усиления правовой регламентации порядка проведения митингов, демонстраций и иных публичных мероприятий
Дата внесения законопроекта в ГД:25.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/193208-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Профильный комитет:Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Дата изменения статуса/фазы:03.11.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2737-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №193208-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

в части усиления правовой регламентации порядка проведения митингов, демонстраций и иных публичных мероприятий

Дата заседания 03.11.2009, номер заседания 120, строк в стенограмме 6339

О проекте федерального закона № 193208-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части, касающейся порядка проведения митингов, демонстраций и иных публичных мероприятий).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4196 Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4197 закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Есть

4198 письменное обращение депутата Искужина с просьбой рассмотреть законопроект

4199 без его участия, поэтому для доклада я предлагаю пройти на трибуну Василию

4200 Ивановичу Захарьящеву, первому заместителю председателя Комитета по делам

4201 общественных объединений и религиозных организаций.

4202

4203 ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемая Любовь Константиновна,

4204 уважаемые товарищи депутаты! Сегодня мы рассматриваем проект федерального

4205 закона, который внесён в Государственную Думу Государственным Собранием -

4206 Курултаем Республики Башкортостан. Субъект права законодательной инициативы

4207 предлагает внести в статьи 5, 7, 8 и 17 Федерального закона "О собраниях,

4208 митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" следующие изменения.

4209

4210 Первое. Запретить организатору публичного мероприятия проводить его в случае

4211 неустранения несоответствия целей, форм и иных условий проведения публичного

4212 мероприятия, указанных в уведомлении на проведение мероприятия, требованиям

4213 закона.

4214

4215 Второе. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указывать намерение

4216 использовать символику, средства наглядной агитации и иные средства

4217 публичного выражения мнений при проведении публичного мероприятия.

4218

4219 Третье. Запретить проводить публичные мероприятия на территориях размещения

4220 военных и оборонных объектов, в местах дислокации и проведения учений, а

4221 также на территориях расположения объектов транспортной инфраструктуры.

4222 Незамедлительно оформлять в письменном виде запрет на проведение публичного

4223 мероприятия.

4224

4225 Комитет не поддерживает предлагаемые авторами законопроекта изменения, и вот

4226 почему. С нашей точки зрения, установление дополнительного запрета на

4227 проведение публичного мероприятия не соответствует концепции закона,

4228 предусматривающей минимум ограничений в реализации гражданами права на

4229 проведение публичных мероприятий. И мы считаем, что, самое главное, он

4230 фактически размывает главное достоинство федерального закона - уведомительный

4231 характер проведения мероприятий. Так, согласно статье 5 закона организатор

4232 публичного мероприятия не вправе проводить его только в трёх случаях (напомню

4233 в каких): если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано

4234 в срок, если не согласовано изменение места проведения публичного

4235 мероприятия, а также время проведения мероприятия.

4236

4237 В случае если цели, формы и иные условия проведения публичного мероприятия не

4238 соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушают запреты,

4239 предусмотренные законодательством Российской Федерации, орган исполнительной

4240 власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления,

4241 получивший уведомление о проведении публичного мероприятия, незамедлительно

4242 доводят до сведения его организатора (в письменном виде) мотивируемое

4243 предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного

4244 мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

4245 Вынесение такого рода предупреждения даёт возможность организатору проведения

4246 публичного мероприятия устранить все несоответствия до начала проведения

4247 самого мероприятия.

4248

4249 Уважаемые коллеги, второе нововведение авторов законопроекта - это

4250 предложение о расширении перечня того, что должно быть указано в уведомлении

4251 о проведении публичного мероприятия, а именно должно быть указано намерение

4252 использовать при проведении публичного мероприятия не только звукоусиливающие

4253 технические средства, но и символику, средства наглядной агитации и иные

4254 средства публичного выражения мнения. По мнению авторов законопроекта,

4255 предлагаемые изменения позволят предотвратить использование в ходе публичных

4256 мероприятий запрещённой символики и иных средств публичного выражения мнения.

4257 Однако, как мы знаем, в законе уже предусмотрено, что при проведении

4258 публичного мероприятия допускается использование только тех средств

4259 публичного выражения мнения и символики, которые не запрещены

4260 законодательством Российской Федерации.

4261

4262 В третьем пункте законопроекта предлагается установить запрет на проведение

4263 публичных мероприятий на территории размещения военных и оборонных объектов,

4264 в местах дислокации и проведения учений, а также на территории расположения

4265 объектов транспортной инфраструктуры. В отношении территории размещения

4266 военных и оборонных объектов, мест дислокации и проведения учений следует

4267 отметить, что эти территории имеют специальный режим, ограничивающий допуск

4268 на них гражданского населения. Что касается объектов транспортной

4269 инфраструктуры, то законом уже предусмотрен запрет на проведение публичных

4270 мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к объектам,

4271 эксплуатация которых требует специального соблюдения техники безопасности.

4272

4273 В связи с этим предлагаемое расширение перечня мест, в которых проведение

4274 публичных мероприятий запрещается, представляется излишним.

4275

4276 Ещё одна новелла предусматривает, что письменное указание - подчёркиваю,

4277 дорогие друзья: письменное указание - прекратить проведение публичного

4278 мероприятия должно быть оформлено незамедлительно. У меня, да я думаю, что и

4279 у вас, коллеги (вы хорошо знаете жизненные ситуации), возникает вопрос: а как

4280 это осуществить на практике? Скорее всего, это должно выглядеть следующим

4281 образом. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти или

4282 муниципального образования, присутствуя на публичном мероприятии, должен при

4283 себе иметь ноутбук, принтер, бумагу, печать, чтобы подготовить

4284 соответствующее письменное указание. На сегодняшний день статьёй 17 закона

4285 закреплено, что в случае принятия решения о прекращении публичного

4286 мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти

4287 субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления даёт

4288 указание прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения,

4289 и в течение двадцати четырёх часов оформляет данное указание письменно. Срок

4290 двадцать четыре часа, как мы понимаем, для того и предусмотрен - мы вот с

4291 вами это обсуждали в 2004 году, - чтобы отразить в письменном указании

4292 основание прекращения публичного мероприятия и обоснование решения по его

4293 прекращению, поскольку данное решение может быть обжаловано в суд.

4294

4295 В связи с изложенным и на основании того, что положение законопроекта

4296 ограничивает предусмотренное статьёй 31 Конституции Российской Федерации

4297 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и

4298 демонстрации, шествия и пикетирование, что, кроме того, ни один субъект

4299 Российской Федерации не поддержал вносимый законопроект, а также имеется

4300 отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, Комитет

4301 Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных

4302 организаций не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении

4303 изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях

4304 и пикетированиях".

4305

4306 Спасибо за внимание.

4307

4308 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.

4309

4310 Есть ли вопросы? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Останина,

4311 Рябов и Зубов Валерий Михайлович - три руки, подводим черту. Никого не забыл?

4312 Нет.

4313

4314 Пожалуйста, Останина Нина Александровна.

4315

4316 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, это тот редкий случай, когда наша фракция

4317 не поддерживает субъект права законодательной инициативы - наших региональных

4318 законодателей ни по форме, ни по содержанию.

4319

4320 Что касается содержания, то, казалось бы, невинные поправки в три статьи - 5,

4321 7 и 17-ю - в корне меняют концепцию самого закона "О собраниях, митингах,

4322 демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

4323

4324 Что касается формы этого законопроекта, то действительно это дальнейшее

4325 ущемление права наших граждан на свободу выражения своего мнения - основного

4326 конституционного права граждан.

4327

4328 Сегодня на утреннем заседании я уже говорила о ситуации, которая складывается

4329 в Новосибирской области, где под надуманным предлогом милицейского парада с 6

4330 утра до 18 часов получили запрет коммунисты и их сторонники на проведение

4331 демонстрации.

4332

4333 Подобного рода ситуация складывается и у нас, в Кузбассе, где мы, коммунисты,

4334 получили отказ на проведение митинга на главной площади, площади Советов, у

4335 памятника Ленину, под предлогом того, что здесь место постоянно действующей

4336 детской площадки. Я думаю, что это не совсем так, потому что памятник Ленину

4337 находится на площади перед главным зданием администрации и изредка приходящие

4338 сюда дети не постоянные посетители данной площади. С таким же успехом можно

4339 запретить проводить парады у нас на Поклонной горе, потому что дети катаются

4340 там на роликовых коньках.

4341

4342 Так вот, если до сегодняшнего момента по ныне действующему закону мы могли

4343 это опротестовать в прокуратуре, то с введением изменений в статью 5 мы не

4344 сможем этого сделать, потому что данная статья как раз и предусматривает, что

4345 если власть решит или укажет поменять место проведения, то податели заявки

4346 просто обязаны сделать это незамедлительно.

4347

4348 Буквально неделей раньше у нас в Кузбассе проходило еще одно массовое

4349 мероприятие - проводили массовый митинг автомобилисты, есть общественная

4350 организация автомобилистов. Согласно закону за десять дней они подали заявку

4351 на проведение митинга, получили отказ, но за три дня подали заявку на пикет.

4352 При этом заявка носила уведомительный характер, и вроде как глава города

4353 расписался в том, что он уведомлён, но буквально через день он отменяет своё

4354 ранее принятое решение. Опять-таки если согласно ныне действующему закону

4355 автомобилисты обратились в прокуратуру и получили поддержку со стороны

4356 прокуратуры, то статья 5 в случае принятия предлагаемого законопроекта не

4357 позволит этого сделать и доказать правомерность своих действий.

4358

4359 В статье 7 предлагается дополнить перечень сведений, которые обязаны подать

4360 организаторы массовых акций, сведениями о содержании лозунгов, плакатов и так

4361 далее.

4362

4363 Вы знаете, я уже в этом зале приводила пример, когда весной прошлого года во

4364 время визита к нам в Кузбасс председателя правительства Владимира

4365 Владимировича Путина мои товарищи по партии приняли решение организовать

4366 пикет и подготовить плакаты с требованием провести в Кузбассе честные выборы.

4367 Так вот, на изготовителей этих плакатов, рекламную компанию, был совершен

4368 налёт правоохранительных органов, у них изъяли оборудование, аппаратуру под

4369 предлогом того, что изготовление этих плакатов является актом экстремизма.

4370 Так и было написано в заключении по поводу изъятия данной аппаратуры.

4371

4372 Наша фракция будет голосовать, конечно, против этого законопроекта, потому

4373 что это ещё один шаг на пути ущемления права граждан на свободу выражения

4374 своего мнения, что впрямую противоречит Конституции Российской Федерации.

4375

4376 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4377

4378 Депутат Рябов.

4379

4380 РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Олег Викторович.

4381

4382 Приятно вообще, что комитет отклоняет данный законопроект, предложенный на

4383 наше рассмотрение, это говорит, так скажем, о положительном моменте в работе

4384 нашего депутатского корпуса - могли бы пойти на ужесточение мер в проведении

4385 акций протеста. Но возникает вопрос: хорош или плох закон, если всё-таки в

4386 него предлагаются дополнения? Я, как человек, который непосредственно часто

4387 организовывает различные акции протеста, демонстрации, митинги в поддержку

4388 или не в поддержку кого-либо, должен сказать, что существующий закон

4389 работает, но имеет ряд недостатков. Бесспорно, имеет ряд недостатков. И если

4390 бы комитет поработал над замечаниями и предложениями, принял изменения и

4391 дополнения в данный закон, это было бы хорошо. Я, в частности, готов внести

4392 такие предложения. Если комитет не готов взять на себя такие функции, я могу

4393 подготовить дополнения к этому закону, но только при условии, что комитет не

4394 просто отклонит все эти предложения, а хотя бы реально со знанием дела

4395 рассмотрит эти замечания и предложения.

4396

4397 В частности, закон имеет такие недостатки. Первое. Местная администрация

4398 имеет право вносить ограничения. Какие ограничения? Ограничения мест

4399 проведения этих мероприятий. Например, у нас в Нижнем Новгороде для

4400 проведения акций протеста определено всего-навсего четыре места, причём эти

4401 места проведения акций протеста настолько удалены от мест массовых скоплений

4402 людей, что нет никакой целесообразности проводить эти акции протеста, это не

4403 имеет никакого смысла. Второе. Существует запрет на проведение митингов у

4404 зданий администрации, скажем, областной и городской. Возникает вопрос: если

4405 мы выходим к областной администрации и требуем от неё каких-то изменений, ну,

4406 конкретно, если принимается решение по росту тарифов на жилищно-коммунальные

4407 услуги и население не согласно с этим, то кому можно выразить эти претензии?

4408 Конечно, администрации. И тогда надо проводить митинг у здания администрации,

4409 а администрация себя ограничивает такими барьерами, не допускает к себе. Вот

4410 эти дополнения необходимо было бы внести.

4411

4412 Или возьмите такой момент, вот ещё конкретный пример. 7 ноября, буквально

4413 через несколько суток, мы будем проводить демонстрацию, традиционно с площади

4414 Минина и Пожарского пойдём на площадь Ленина в заречную часть, но нам

4415 запрещают проведение этого мероприятия с усилительной автотранспортной

4416 установкой. И получается так, что люди выходят всё-таки на праздничную

4417 демонстрацию, - мы не будем сейчас рассматривать вопрос о наших лозунгах, о

4418 критике власти, правительства - а власть себе позволяет такую роскошь, как

4419 запрет усилительной установки, и масса людей, которая придёт на праздничную

4420 демонстрацию, вынуждена будет идти как на траурной процессии. Мер воздействия

4421 на администрацию закон не предусматривает, хотя мы знаем, что в законе

4422 прописана предупредительная норма, мы можем предупреждать. Но находятся

4423 разные уловки, разные чиновничьи штучки, которые запрещают нам это делать. И

4424 если мы всё-таки, скажем, применим усилительную установку, то это будет

4425 административное нарушение, за которое последует, естественно, наказание. Вот

4426 такие моменты, которые закон жёстко не регламентирует, позволяют

4427 администрации принимать в своих интересах решения относительно проведения

4428 массовых мероприятий.

4429

4430 Вот ещё один такой интересный момент. Если каждого гражданина, да и

4431 присутствующих здесь депутатов, спросить, как работают наши суды, наверняка

4432 каждый приведёт пример, свидетельствующий, что не всё гладко, не всё хорошо.

4433 Но у зданий судов проводить акции протеста нельзя. Почему? Потому что это

4434 связано с тем, что если во время суда, скажем, проводятся акции протеста, то

4435 тем самым происходит воздействие на решение суда. Но это с одной стороны, а с

4436 другой стороны, если суд принял неправильное, неверное решение с точки зрения

4437 общественного мнения, то почему бы не провести акцию протеста и не выразить

4438 своё неудовлетворение принятым решением? Вот мне это непонятно. Я могу

4439 привести конкретные примеры (просто не хочу их приводить), того, что сегодня

4440 есть граждане нашей страны, которые сидят, отбывают срок наказания по

4441 совершенно надуманному, придуманному обвинению, и суды, кстати, поддержали

4442 это обвинение следственных органов и, как говорится, изолировали этих людей

4443 от общества, хотя их родители решают сегодня проблему защиты прав и интересов

4444 своих детей вплоть до обращения в Европейский Суд, но сколько времени пройдёт

4445 в таких муках... А я говорю о том, что если всё-таки на судью как-то

4446 воздействовать, чтобы она взятки-то не брала, а объективно судила, в

4447 соответствии с законом, не просто судила, а судебные расследования

4448 проводила... Вот это тоже нужно посмотреть в законе, прописать эту норму, а

4449 как она должна работать - это, как говорится, предмет переговоров во время

4450 работы над законопроектом, момент нахождения истины. Такие вещи и дополнения

4451 в закон необходимо вносить.

4452

4453 Можно, конечно, продолжить и обозначить ряд других моментов, но, я думаю,

4454 того, что я уже сказал, достаточно для того, чтобы обратить внимание на

4455 необходимость изменения этого законопроекта.

4456

4457 Спасибо.

4458

4459 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович.

4460

4461 ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".

4462

4463 Уважаемые коллеги, по-моему, мы тратим время на обсуждение несуществующей

4464 проблемы. Я не знаю ни одного случая, когда была бы поддержана заявка на

4465 проведение какой-то акции протеста на территории воинской части, так же как я

4466 не знаю ни одного случая, когда был бы наказан руководитель исполнительной

4467 власти, впрямую нарушивший закон, в соответствии с которым действует принцип

4468 уведомления о проведении массовой акции. Нет в том законе права у мэров

4469 назначать место, где можно, и говорить, где нельзя, разрешать или нет. И так

4470 как ни в первом случае, ни во втором случае данным законом проблема не

4471 решается, то её не существует. У нас не работает самый главный закон - о

4472 заявительном порядке проведения общественных мероприятий. Никто за нарушение

4473 этого закона ни разу не ответил. Закон не работает, и поэтому проблема,

4474 которую мы обсуждаем, - это совсем не та проблема, которую надо обсуждать.

4475

4476 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович, за лаконизм.

4477

4478 Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителям президента и правительства:

4479 настаиваете ли вы на участии в дискуссии? Нет. Василий Иванович, по-моему,

4480 тоже не настаивает на заключительном слове.

4481

4482 Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении

4483 изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях

4484 и пикетированиях", по которому в зале наблюдается удивительное единодушие.

4485

4486 Включите режим голосования.

4487

4488 Покажите результаты.

4489

4490 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 25 сек.)

4491 Проголосовало за 2 чел.0,4%

4492 Проголосовало против 57 чел.12,7%

4493 Воздержалось 0 чел.0,0%

4494 Голосовало 59 чел.

4495 Не голосовало 391 чел.86,9%

4496 Результат: не принято

4497

4498 Не принято.

4499