Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 193361-5 О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территор

О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территор

у Президента РФ
17.07.2009

Номер законопроекта:193361-5
Дата внесения законопроекта в ГД:27.04.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/193361-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Профильный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по безопасности
Комитет ГД по обороне
Дата изменения статуса/фазы:17.07.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:159-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №193361-5 О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Киргизской Республики, от 21 октября 1994 г.

Дата заседания 03.07.2009, номер заседания 104, строк в стенограмме 8133

О проекте федерального закона № 193361-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Киргизской Республики, от 21 октября 1994 г.".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1610 Как мы с вами уже решили, сейчас мы рассмотрим вопрос 26 из блока

1611 "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте

1612 федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в

1613 Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях

1614 аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны

1615 Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Киргизской Республики, от

1616 21 октября 1994 г.". Доклад официального представителя Президента Российской

1617 Федерации начальника 12 Главного управления Министерства обороны Российской

1618 Федерации Владимира Николаевича Верховцева.

1619

1620 Пожалуйста.

1621

1622 ВЕРХОВЦЕВ В. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации,

1623 начальник 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации.

1624

1625 Уважаемые товарищи депутаты, вашему вниманию представляется проект

1626 федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в

1627 Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях

1628 аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны

1629 Российской Федерации...".

1630

1631 Данный закон должен обеспечить организационно-правовую основу сотрудничества

1632 Российской Федерации с Киргизской Республикой. Протокол содержит положение о

1633 предоставлении в аренду Российской Федерации места дислокации автономного

1634 сейсмического пункта Службы специального контроля в населённом пункте

1635 Майли-Сай. Данный проект является элементом национальной системы контроля за

1636 проведением ядерных испытаний, и с этой точки мы эффективно работаем по

1637 различным полигонам иностранных государств.

1638

1639 Российская сторона компенсирует арендную плату за использование места

1640 дислокации в этом пункте предоставлением оперативной информации о

1641 землетрясениях на территории Киргизской Республики.

1642

1643 Протокол отвечает национальным интересам Российской Федерации, способствует

1644 укреплению дружбы в Центрально-Азиатском регионе. Его реализация позволит

1645 существенно повысить эффективность контроля за проведением ядерных испытаний

1646 на иностранных полигонах. Реализация протокола не повлечёт за собой

1647 дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.

1648

1649 Проект федерального закона одобрен Правительством Российской Федерации,

1650 внесён Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу

1651 Федерального Собрания Российской Федерации. Прошу принять данный

1652 законопроект.

1653

1654 Благодарю за внимание.

1655

1656 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь.

1657

1658 Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и

1659 связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста,

1660 Алексей Владимирович.

1661

1662 ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прежде чем

1663 я приступлю к выступлению с содокладом, хочу отметить, что вчера комитет

1664 направил запрос в Министерство иностранных дел по протокольному поручению

1665 депутата Багдасарова с просьбой дать оценку соглашению между США и Киргизской

1666 Республикой о создании центра транзитных перевозок на аэродроме Манас. Также

1667 хочу проинформировать вас, что в последние два дня ко мне, так же как и к

1668 большинству депутатов Государственной Думы, обращаются представители СМИ с

1669 просьбой прокомментировать данное соглашение. И моя позиция абсолютно

1670 совпадает с мнением большинства: подписанное соглашение идёт вразрез с

1671 российско-киргизскими двусторонними договорённостями и соглашениями по

1672 данному военному объекту. Думаю, что депутаты успеют до каникул ознакомиться

1673 с ответом МИДа по данному вопросу.

1674

1675 Вместе с тем, переходя к содокладу, хочу сказать - думаю, коллеги со мной

1676 согласятся, - что представленный на ратификацию протокол о внесении изменений

1677 в соглашение не имеет прямой связи с вопросом, только что мною озвученным.

1678

1679 Основные положения протокола о внесении изменений в соглашение изложены в

1680 докладе официального представителя Президента Российской Федерации Владимира

1681 Николаевича Верховцева. В дополнение к этому необходимо заметить, что с даты

1682 заключения соглашения, с конца 1994 года, в структуре Сейсмической службы

1683 Министерства обороны Российской Федерации произошли изменения: Сейсмическая

1684 служба была преобразована в Службу специального контроля Министерства обороны

1685 Российской Федерации, а часть автономных сейсмических пунктов,

1686 дислоцированных на территории Киргизии, была передана киргизской стороне.

1687 Данное обстоятельство и послужило основанием для подписания настоящего

1688 протокола, которым приводятся в соответствие структуры, имеющиеся в

1689 подразделениях Службы специального контроля Министерства обороны Российской

1690 Федерации, действующих на территории Киргизской Республики. Эти изменения

1691 касаются прежде всего организационно-штатной структуры. При этом условия и

1692 порядок использования автономного сейсмического пункта, а также статус

1693 подразделений Службы специального контроля, дислоцированных на территории

1694 Киргизской Республики, остаются неизменными.

1695

1696 Протокол, уважаемые коллеги, у вас на руках. Он мал по объёму, но по

1697 содержанию имеет, на мой взгляд, глубокий смысл. Протокол не только

1698 обеспечивает внешнеполитическую основу российско-киргизских

1699 межгосударственных отношений, прежде всего он содержит военно-стратегический

1700 и серьёзный научный аспект. В частности, в военно-стратегическом смысле

1701 наличие автономного сейсмического пункта позволяет России, как одному из

1702 государств, принявших международные обязательства по контролю за

1703 нераспространением ядерного оружия, эффективно осуществлять мониторинг за

1704 соблюдением другими странами моратория на ядерные испытания. Нельзя

1705 недооценивать и тот факт, что автономный сейсмический пункт является гарантом

1706 определённой стратегической безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

1707

1708 За годы действия этого соглашения сложились партнёрские отношения между

1709 Национальной академией наук Киргизии и Российской академией наук.

1710 Использование данного сейсмопункта в мирных целях закладывает основу для

1711 проведения работ по прогнозу возможных землетрясений в сейсмоопасных районах

1712 региона. В прикладном плане осуществление постоянного мониторинга

1713 сейсмической обстановки также будет способствовать своевременному принятию

1714 решений и выработке мер по снижению рисков и ущерба от землетрясений.

1715

1716 Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками совместно с Правовым

1717 управлением Аппарата Государственной Думы, а также с

1718 комитетами-соисполнителями - Комитетом Государственной Думы по обороне и

1719 Комитетом по безопасности - провели необходимую экспертную работу и

1720 рекомендуют вам, уважаемые коллеги, принять законопроект о ратификации

1721 указанного протокола. Его ратификация отвечает национальным интересам

1722 Российской Федерации, и мы рассчитываем на вашу поддержку.

1723

1724 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.

1725

1726 Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Я две руки вижу, три.

1727

1728 Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.

1729

1730 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Алексей Владимирович, действительно, вопрос о

1731 продлении срока действия американской военной базы на аэродроме Манас

1732 формально не относится к данному протоколу, но этот вопрос сегодня будоражит

1733 умы, нашу общественность, ведь речь идёт о безопасности российских границ на

1734 среднеазиатском направлении. Поэтому хотелось бы спросить: обсуждал ли

1735 комитет эту тему, есть ли информация из МИДа по поводу каких-то ответных мер,

1736 каких-то действий в связи с данным решением, предпринимается ли что-либо по

1737 этому поводу, готовится ли хотя бы заявление, хотя бы оценочное заявление?

1738

1739 ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Анатолий Евгеньевич.

1740

1741 Я уже выразил свою личную оценку данного двустороннего соглашения. Вместе с

1742 тем могу сказать, что сейчас комитетом ведутся консультации с Министерством

1743 иностранных дел по поводу предмета данного соглашения и возможной ответной

1744 реакции со стороны Российской Федерации. Я, так же как и вы, буду ждать

1745 ответа на протокольное поручение коллеги Багдасарова, где предлагается МИДу

1746 дать оценку данному соглашению. Из него, я думаю, мы и узнаем позицию нашего

1747 внешнеполитического ведомства.

1748

1749 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

1750

1751 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, я понимаю, что не в вашей

1752 компетенции вопрос комплексного рассмотрения безопасности наших объектов, но

1753 тем не менее рядом с вами сидит статс-секретарь, который, наверное, может

1754 передать министру. Такой вопрос. Наркотрафик осуществляется через все

1755 американские базы, не только в Средней Азии, но и в Европе, во всём мире.

1756 Наркослужбы всех республик Средней Азии, входящих в ОДКБ, финансируются из

1757 грантов США. Не считаете ли вы возможным, чтобы нам вот такими клочками не

1758 ратифицировать отдельные протоколы по отдельным соглашениям, рассмотреть

1759 комплексно вопрос о нашей безопасности с южной стороны, потому что можно

1760 продлевать там аренду сейсмической станции и так далее, но в один прекрасный

1761 момент наркоторговцы по команде американцев их просто захватят? (Микрофон

1762 отключён.)

1763

1764 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Александрович, понятно, что вопрос не по

1765 тематике. Но если есть желание на него ответить - пожалуйста. Вопрос касается

1766 безопасности наших южных рубежей от наркотрафика.

1767

1768 ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,

1769 статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации.

1770

1771 Уважаемые депутаты, на самом деле я бы хотел подтвердить, что вопрос выходит

1772 за рамки предмета обсуждения. Ещё раз обращаемся к вам с просьбой поддержать

1773 наше предложение: оно полностью отвечает национальным интересам России.

1774 Сейсмостанция на территории Киргизии является неотъемлемой составной частью

1775 общей системы сейсмоконтроля, специального контроля.

1776

1777 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1778

1779 Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста.

1780

1781 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Но всё-таки, возвращаясь к теме Манаса... Мы выделили 2,5

1782 миллиарда долларов на то, чтобы Бишкек закрыл американскую базу. И если

1783 кому-то непонятно... Из здесь присутствующих уже два человека выступили, а

1784 ответа мы не услышали.

1785

1786 Поддерживаю Коломейцева в том, что государствам необходимо вырабатывать

1787 комплексную стратегию подхода, потому что иначе получается, что мы

1788 финансируем двумя с половиной миллиардами долларов наших налогоплательщиков

1789 наркотрафик, который идёт в нашу же страну, и каждый год гибнут тридцать

1790 тысяч наших сограждан. И почему мы это должны делать?

1791

1792 В ответ американцы дают Киргизии за сохранение своего перевалочного пункта

1793 для грузов военной авиации 1 миллиард долларов в виде инвестиций со стороны

1794 Турции. Можно вот на... (Микрофон отключён.)

1795

1796 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит? Будем считать, что это

1797 выступление.

1798

1799 Уважаемые коллеги, ещё записался на вопрос Багдасаров Семён Аркадьевич. Мы

1800 сейчас обсуждаем конкретный вопрос: о ратификации конкретного протокола. И

1801 эта ратификация, безусловно, в пользу Российской Федерации, это надо

1802 понимать.

1803

1804 Пожалуйста, ваш вопрос, Багдасаров Семён Аркадьевич.

1805

1806 Включите микрофон.

1807

1808 БАГДАСАРОВ С. А. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Станция расположена в

1809 посёлке городского типа в Джалал-Абадской области, где очень непростая

1810 ситуация. Скажите, как обеспечивается безопасность наших сотрудников на этой

1811 станции? Это первое.

1812

1813 И второе. Вот то, что мы берём под контроль станцию, - это правильно, это

1814 очень правильное решение, но оно как-то вписывается в общую концепцию нашей

1815 военной политики в Киргизстане и в Центральной Азии в целом, то есть

1816 вписывается ли оно, так сказать, сегментарно?

1817

1818 Спасибо.

1819

1820 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.

1821

1822 ВЕРХОВЦЕВ В. Н. Спасибо за вопрос.

1823

1824 Безопасность граждан Российской Федерации, гражданского персонала Вооружённых

1825 Сил, который эксплуатирует эту станцию, обеспечивается. Мы используем там

1826 технические средства охраны для прикрытия и самого комплекса, и здания.

1827 Станция небольшая, всего 500 квадратных метров, где размещаются

1828 административное здание и небольшая техническая база, которая тоже закрыта

1829 техническими средствами охраны.

1830

1831 Что касается комплексного решения, то здесь уже было сказано, что это один из

1832 пунктов национальной системы контроля за проведением ядерных испытаний, и он

1833 себя довольно эффективно показал при регистрации двух корейских ядерных

1834 испытаний, одно из которых было осуществлено в этом году, а второе - в 2006

1835 году.

1836

1837 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1838

1839 Есть ли желающие выступить? Жириновский и Багдасаров.

1840

1841 Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

1842

1843 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. На первый взгляд кажется, что вопрос чисто технический -

1844 соглашение об аренде. Но это не технический вопрос. Ошибки здесь или

1845 отсутствие положительных результатов могут быть связаны как раз с

1846 неправильным подходом в целом.

1847

1848 Ну, аренду обязательно поддержим сейчас. Отчего не поддержать ратификацию

1849 соглашения об аренде? Там уже давно находится эта сейсмическая станция. Она

1850 очень нужна, чтобы следить за ядерными испытаниями и так далее. Вопрос в

1851 другом: мы плохо знаем этот регион, всю Среднюю Азию, и отсюда проистекают

1852 все наши ошибки.

1853

1854 В 2001 году мы тоже решили: ну давайте поможем разгромить правительство

1855 талибов. А что получили через восемь лет? В сто раз увеличился наркопоток!

1856 Так для чего мы помогали? Мы также помогли, дали разведданные США и тем самым

1857 помогли подготовить некоторых военнослужащих, которые брали Кабул на наших

1858 советских танках, оставшихся ещё от той войны. Вроде бы всё технические

1859 вопросы: надо помочь в борьбе с терроризмом. Но надо оценивать последствия! А

1860 последствия показывают, что это было ошибочное решение. Мы не должны были

1861 оказывать никакой помощи американцам, поддерживать их позицию по Афганистану,

1862 не должны были! Но сегодня никто этого не признаёт. Когда в Кремле было

1863 совещание, я один сказал: не надо нам вмешиваться в этот вопрос, не надо. А

1864 все остальные (у нас есть любители поддержать) поддержали - вошли в эту

1865 широкую антитеррористическую коалицию. И теперь мы имеем ситуацию, когда

1866 наркотиков в сто раз больше и гибнут наши люди, а безопасности никакой нету,

1867 потому что им всё равно придётся уйти оттуда, как и из Ирака.

1868

1869 А здесь Киргизия... Вот последний пример, который уже приводили: мы с ними о

1870 чём-то договариваемся, и другая сторона договаривается. И где же эта дружба

1871 народов-то? Где дружба народов? С нами договорились исходя из дружбы народов,

1872 и мы ещё наши деньги даём кроме дружбы. И дядя Сэм тоже даёт деньги, и вот

1873 они так и живут сегодня. Как и белорусский президент: всё, что можно, - из

1874 России, а теперь - с Запада. Я вас уверяю: в состоянии агонии он в НАТО

1875 включит Белоруссию, лишь бы остаться у власти, и за это Запад ему

1876 прогарантирует сохранение власти, чтобы он ещё десять лет управлял

1877 Белоруссией, так что мы получим вступление в НАТО Белоруссии раньше Украины и

1878 Грузии. Переговоры об этом они уже ведут: за сохранение их счетов, их денег,

1879 их позиций.

1880

1881 Я за дружбу народов, чтобы меня правильно поняли, но она никогда не

1882 получится, потому что деньги и кнут играют большую роль. Деньги! Это вы

1883 должны на всю свою жизнь усвоить. Вот вам Киргизия! Мы 2 миллиарда и

1884 американцы, и русские пользуются, и американцы. Вот всё торгуют они - не

1885 дружба народов, а торговля. Эта ошибка от непонимания того, что там

1886 происходит. А за эти деньги туда турки влезают, всё строят турки - мечети,

1887 гостиницы. И сейчас деньги американские, миллиард, а всё будут делать турки.

1888 И страна мусульманская, и киргизский язык к турецкому ближе, чем к русскому.

1889 И через двадцать лет что вы получите? Получите Великий Туран от Стамбула до

1890 Алтая. Тогда депутаты что ратифицировать будут? О ликвидации, соглашение о

1891 ликвидации всех сейсмических станций, всех объектов Российской Федерации и в

1892 Киргизии, и в Таджикистане. А сколько денег уйдёт! Огромные деньги будут

1893 истрачены.

1894

1895 Поэтому ошибка была в строительстве. Не думали наши товарищи в Министерстве

1896 обороны. Они не виноваты, надо обязательно отслеживать ядерные испытания, но,

1897 где строить станцию, нужно было думать головой. Где строить порты нужно было?

1898 Новоталлинский порт нужно было строить, как сегодня, вот мы заканчиваем

1899 строительство портов в Ленинградской области. Чего тогда не построили? Вот

1900 дружба народов ваша! Сколько денег угробили на Новоталлинский порт! Ну

1901 подвиньте чуть-чуть на русскую этническую территорию, Ильичёвский порт под

1902 Одессой сдвиньте сюда - в Ейске постройте, в Новороссийске постройте, на

1903 нашей территории.

1904

1905 Так и здесь. Сейсмическая станция - зачем влезли туда? Очень опасный регион,

1906 там никогда не будет порядка. Там всё на пределе - и Джалал-Абад этот, и

1907 Ошская долина, и Фергана, и Узбекистан. Там всегда будет тяжелейшая ситуация,

1908 там всегда будут боевики, всегда будут наркопотоки. Поэтому там возможен был

1909 или царский вариант, или хотя бы советский. Нынешний - это всё, это

1910 губительно. В рамках демократии они будут из нас высасывать деньги, и никакой

1911 безопасности не будет, поэтому не надо думать, что это техническое

1912 соглашение. Мы потратим деньги впустую!

1913

1914 Я это здесь зачем говорю? Через двадцать лет историки, социологи будут

1915 говорить: Жириновский предупреждал. И денег сколько потеряли! Как уже сейчас

1916 потеряли, потому что ни одного востоковеда нет в вашем министерстве, в МИДе,

1917 я имею в виду, не в Министерстве обороны. Только сейчас начали изучать

1918 киргизский язык, туркменский, узбекский, потому что думали, что раз дружба

1919 народов, то они будут по-русски говорить. Конечно, сегодня по-русски они с

1920 удовольствием говорят, вся Киргизия и сам президент Бакиев по-русски говорят,

1921 жена у него русская. Но влияние - американское, влияние - турецкое, влияние -

1922 китайское. Представляете, на четыре страны работают они! И рядом озеро

1923 Иссык-Куль, им Куршевель не нужен, живут и отдыхают, и так вся Киргизия.

1924

1925 Надо знать подноготную, понимать, что делать. Нельзя было создавать

1926 республики! Когда ещё были такие государства - Киргизия, Казахстан,

1927 Узбекистан? Назовите мне хоть один такой период в истории человечества! Были

1928 Бухарский эмират, Хивинское ханство и так далее. Никаких национальностей не

1929 было там! Что, они такие тупые народы, что в средние века, тысячу лет назад

1930 жили без всяких национальностей? Царь там сделал то же самое. Почему пришла

1931 эта власть и решила: теперь мы все будем национальные группировки делать?

1932 Понимаете вашу ошибку? Тысячу лет там не было понятия национальности, и

1933 тысячу лет там была тишина, они молились и сеяли хлопок. И сегодня то же

1934 самое должны делать, мы у них хлопок купим.

1935

1936 А сейсмическая станция - это будет как на Украине. Там уже все наши станции,

1937 всё оборудование Черноморского флота под охраной наших морпехов или

1938 дополнительных сил. То есть это неумение прогнозировать развитие событий

1939 вперёд на тридцать, сорок, пятьдесят лет, незнание, что такое национальный

1940 вопрос, что такое религия, как граждане внизу оценивают нас с вами. Нельзя

1941 ломать то, что было тысячу лет!

1942

1943 Вот про коренные народы вспомнили. До сих пор вы не можете успокоиться! Нет

1944 таких понятий - малые и большие народы, коренные, некоренные, титульные,

1945 нетитульные, это вы придумали всё! Ни в одной стране мира никто так не

1946 говорит даже, это унижение для граждан, что одни титульные, другие

1947 нетитульные. Сейчас мы малым народам отдадим всю охоту в Российской

1948 Федерации. Давайте! И у Белоруссии всё давайте купим, и киргизов будем

1949 содержать... И будем сообщать статистику: всё больше умирает русских.

1950 Молодцы! Ваша дружба народов - это гибель русского народа, поэтому мы этого

1951 никогда не допустим. Нам не нужен ваш Лукашенко и эти сейсмические станции,

1952 которые будут там стоять. В один прекрасный день вы увидите, Президент

1953 Киргизии, этот или следующий, предложит нам эвакуировать станцию или передать

1954 её под юрисдикцию Киргизии. И там будут сидеть другие офицеры в других

1955 погонах и эту информацию получать и направлять её в Вашингтон, может быть, в

1956 Пекин, в Анкару, но не в Москву. Вот это вы не можете предусмотреть,

1957 поскольку для решения любого вопроса нужно иметь стратегическое мышление, не

1958 рабоче-крестьянское, не в формате дружбы народов, знать, как развивается

1959 человечество, какие законы двигают развитие общества, построение государства.

1960 А когда выдумали такое фальшивое понятие... Ведь ни в одной стране мира нет

1961 понятия дружбы народов! Никогда народы не дружат! Народы воюют всегда. Вот

1962 Обама приедет в понедельник - что, дружить с нами? Думать, сколько сократить

1963 оружия, оружия для войны. Главный вопрос - это война, этим занимаются

1964 президенты, для этого армии, для этого и пришёл представитель Министерства

1965 обороны. И никаким лозунгом о дружбе народов вы ничего не перекроете никогда,

1966 только истратите лишние деньги.

1967

1968 Поэтому ратифицируем, но имейте в виду: впустую истратите деньги, станцию

1969 потеряете. И потом мы накажем тех, кто способствовал тому, чтобы страна

1970 потеряла лишние сотни миллионов, миллиарды долларов. Ошибка: не умеете и не

1971 знаете, что такое Средняя Азия и в целом Восток... (Микрофон отключён.)

1972

1973 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста.

1974

1975 БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые депутаты, я хочу сказать, во-первых, большое

1976 спасибо таким специалистам, как Владимир Николаевич, благодаря которому,

1977 вообще-то, происходит интересная вещь. Это единственное наше военное

1978 присутствие - в Майли-Сай и Джалал-Абадской области. Что такое юг

1979 Киргизстана? Это крайне важный стратегический район. Кто контролирует юг

1980 Киргизстана, тот контролирует вершину мира - Памир. Там проходит известная

1981 магистраль, которую в случае необходимости можно перекрыть, решив тем самым

1982 очень много вопросов. Теперь, почему её там располагали? (Ну, я не хочу

1983 профессионально говорить.) Да потому что там специфика горной местности,

1984 потому что там Синьцзян-Уйгурский автономный район и там станция есть,

1985 точнее, китайский центр ядерных испытаний Лобнор. Извините меня, а где бы мы

1986 её, под Москвой, что ли, разместили? Мы размещали не потому, что нам хотелось

1987 разместить в Киргизстане, а потому, что именно там это приносило пользу.

1988

1989 В то же время, конечно, надо прямо сказать: что такое Майли-Сай? Там служат

1990 наши офицеры, гражданские служащие и так далее. Этот город всегда считался

1991 одним из самых тяжёлых мест службы даже в рамках огромного Туркестанского

1992 военного округа. Это самый грязный город в мире, он в десятку, кажется,

1993 входит. Там находятся урановые месторождения, там комбинат по переработкие

1994 урана, куда и местный уран поступал, и из Узбекистана везли уран, и из

1995 Восточной Европы. И вот там стоит, я так понимаю, здание небольшое, 500

1996 метров, и там наши товарищи несут службу. И другой вопрос, что мы не можем -

1997 я не просто так задал вопрос - игнорировать некоторые меры безопасности,

1998 технические средства безопасности. Джалал-Абадская область - одна из самых

1999 опасных областей, юг Киргизстана. Если бы был рейтинг самых опасных регионов

2000 по исламскому радикализму в Средней Азии, то этот был бы на первом месте

2001 сейчас. Надо отдать должное Исламу Абдуганиевичу Каримову: даже у него в

2002 Ферганской долине всё это находится в состоянии, так сказать, задавленности,

2003 правда вопрос насколько.

2004

2005 Поэтому я не просто так задал вопрос о безопасности. Только в одной

2006 Джалал-Абадской области находится от пятнадцати до двадцати тысяч членов

2007 различных радикальных групп. И тут сразу возникает вопрос: вот как бы

2008 поступили американцы? Они бы сказали: у нас есть соглашение, есть станция. А

2009 может, нам нужно там, вообще, усилить наше военное присутствие?

2010

2011 Хотел бы напомнить, что в городе Ош в своё время, до ввода наших войск в

2012 Афганистан, находился отдельный мотострелковый полк, который мы прекрасно

2013 использовали, его месторасположение для переброски по трассе Ош - Хорог (это

2014 одна из самых высокогорных трасс мира) в Ишкашим - стратегически важное

2015 место. А иначе непонятно, как бы мы действовали. Потом там располагалась наша

2016 горнострелковая бригада.

2017

2018 Может быть, поставить перед киргизами вопрос, что, если уж мы туда влезли,

2019 если у нас там находится такая, в общем-то, небольшая, но важная станция,

2020 необходимо усилить меры безопасности? Так поступила бы любая страна. Может, и

2021 нам пора так поступить и наше военное присутствие на юге Киргизстана

2022 возобновить в виде дислокации, например, одной из бригад, которая будет

2023 входить в силы быстрого реагирования? Это очень правильный вопрос.

2024

2025 И я должен сказать, что у нас не может быть претензий к 12-му управлению, к

2026 Владимиру Николаевичу. У нас могут быть претензии к тем людям в Министерстве

2027 обороны и в МИДе, которые вообще не занимаются военно-политическим анализом

2028 ситуации в Центральной Азии, в том числе в Киргизстане, поэтому всё так и

2029 получается. А у нас в Киргизстане, кроме этой нашей так называемой авиабазы в

2030 Канте... Это на самом деле не авиабаза, а небольшое количество самолётов,

2031 базирующихся в бывшем учебном центре, на пальцах одной руки можно сосчитать,

2032 сколько там находится "Су-24", ну и парочка вертолётов и, кажется, учебные

2033 самолёты. По сравнению с американской базой это вообще не база, а ничто. Мы

2034 её там разместили после известных баткенских событий.

2035

2036 Но, кроме этого, у нас там есть ещё один очень важный стратегический объект -

2037 узел связи Военно-Морского Флота и ряд других объектов. Извините, где его

2038 размещать? Под Москвой? (Правда, вот сейчас прошла информация, что все части

2039 из Москвы будут выводиться.) В Подмосковье, что ли? Он там не будет работать.

2040 Киргизстан - это высокогорье, это удобное месторасположение для подобных

2041 объектов. Мы ниоткуда не можем уходить, мы можем лишь наращивать наше военное

2042 присутствие везде, в том числе в Киргизии - крайне важном стратегическом

2043 районе. И если киргизское руководство, как и армянское руководство, как и

2044 таджикское руководство (я называю страны, входящие в ОДКБ) - извините,

2045 наверное, они на меня обидятся, - продаётся то нам, то американцам - кто

2046 больше даст, ну что делать-то с ними? Вот такие они. Это, кстати, наша вина -

2047 это мы не выстраиваем с ними отношения.

2048

2049 Я иначе не могу, Владимир Николаевич, это назвать, и я готов нести

2050 ответственность за свои слова. Иначе это никак не называется, понимаете? Мы

2051 же знаем, как в Киргизстане отставляли Манас. Подключили турок, которым

2052 пообещали 1 миллиард инвестиций (Карзай по просьбе американцев вёл

2053 переговоры), и так далее, и так далее. Это вопрос такой... Хотя если уж мы

2054 говорим о базе Манас, то значительная часть вины лежит на нас. Вы поговорите

2055 с киргизскими представителями, они скажут: ну вы же сами предоставляете

2056 транзит американцам в Афганистан. Сейчас уже, говорят, не только гражданский,

2057 но и военный транзит. Извините, а они-то что? Все предоставляют. Узбекистан

2058 пока нет - аэропорт Навои использует южнокорейская компания для переброски

2059 грузов. Таджикистан - да, все это делают. И они говорят: мы тоже хотим на

2060 этом заработать. Извините меня за откровенность, но там на самом деле за этим

2061 больше ничего не стоит. Всё, больше ничего там нет.

2062

2063 Поэтому надо ратифицировать это соглашение, оно абсолютно правильное. И

2064 благодаря вот таким зацепочкам небольшим, которые у нас там есть, надо

2065 расширить наше военное присутствие. Если мы будем контролировать Ошскую

2066 область - а Джалал-Абад и Ошская область - это южный Киргизстан, - мы будем

2067 контролировать значительную часть Средней Азии, наконец найдём возможность

2068 вернуться на "Крышу мира" - Памир, символ власти над Центральной Азией.

2069

2070 Вы знаете, кто сейчас контролирует Памир? Немцы! У них войсковая часть в

2071 Файзабаде, на афганской территории, расположена. Кто-нибудь когда-нибудь этим

2072 занимался, читал многочисленные книги? Это для нас позор. Мы должны вернуться

2073 туда. Поэтому это решение очень правильное - надо, вне всякого сомнения,

2074 поддержать данное соглашение. А вот претензии надо предъявлять тем, кто

2075 должен нам это всё предлагать в комплексе: как эти вопросы решать, как решать

2076 вопросы безопасности более комплексно, а не только техническими средствами.

2077

2078 Спасибо.

2079

2080 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2081

2082 Владимир Николаевич, есть необходимость заключительные слова сказать

2083 какие-то? Если есть - да, нет - нет.

2084

2085 Пожалуйста, Владимир Николаевич Верховцев.

2086

2087 ВЕРХОВЦЕВ В. Н. Спасибо, уважаемые депутаты, за ту дискуссию, которая

2088 состоялась по этому законопроекту. Только одна реплика: я, Владимир

2089 Вольфович, родился и вырос в Средней Азии, восемнадцать лет там прожил и

2090 очень хорошо знаю этот регион. Согласен с тем, что здесь было высказано и

2091 вами, и депутатом Багдасаровым: действительно, здесь надо действовать очень

2092 аккуратно.

2093

2094 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2095

2096 Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект федерального закона, выносим его

2097 на "час голосования".

2098

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5766 Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 26, это проект о

5767 ратификации, который мы обсуждали самым первым.

5768

5769 Включите режим голосования.

5770

5771 Покажите результаты.

5772

5773 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 32 сек.)

5774 Проголосовало за 409 чел.90,9%

5775 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5776 Воздержалось 0 чел.0,0%

5777 Голосовало 409 чел.

5778 Не голосовало 41 чел.9,1%

5779 Результат: принято

5780

5781 Принято.

5782