Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 236830-7 О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях"

О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях"

опубликован
12.12.2017

Номер законопроекта:236830-7
Комментарий законопроекта:в части прозрачности финансирования политических партий
Дата внесения законопроекта в ГД:28.07.2017
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/236830-7
Ответственный комитет:Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
Профильный комитет:Комитет ГД по государственному строительству и законодательству
Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
Дата изменения статуса/фазы:12.12.2017
Статус законопроекта:Опубликование закона
Фаза статуса законопроекта:Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка):
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Азимов Рахим Азизбоевич, Депутат ГД
Аскендеров Заур Асевович, Депутат ГД
Афонский Владимир Игорьевич, Депутат ГД
Валеев Эрнест Абдулович, Депутат ГД
Водолацкий Виктор Петрович, Депутат ГД
Выборный Анатолий Борисович, Депутат ГД
Вяткин Дмитрий Федорович, Депутат ГД
Гаврилов Сергей Анатольевич, Депутат ГД
Гаджиев Магомед Тажудинович, Депутат ГД
Гаджиев Мурад Станиславович, Депутат ГД
Геккиев Заур Далхатович, Депутат ГД
Гильмутдинов Ильдар Ирекович, Депутат ГД
Карлов Георгий Александрович, Депутат ГД
Квитка Иван Иванович, Депутат ГД
Нилов Олег Анатольевич, Депутат ГД
Пинский Виктор Витальевич, Депутат ГД
Поздняков Владимир Георгиевич, Депутат ГД
Селимханов Магомед Саламович, Депутат ГД
Скоч Андрей Владимирович, Депутат ГД
Старовойтов Александр Сергеевич, Депутат ГД
Сухарев Иван Константинович, Депутат ГД
Умаханов Умахан Магомедгаджиевич, Депутат ГД
Фокин Александр Иванович, Депутат ГД
Вострецов Сергей Алексеевич, Депутат ГД
Газзаев Валерий Георгиевич, Депутат ГД
Ганиев Фарит Глюсович, Депутат ГД
Гетта Антон Александрович, Депутат ГД
Изотов Алексей Николаевич, Депутат ГД
Ишсарин Рамзил Рафаилович, Депутат ГД
Карамышев Виктор Николаевич, Депутат ГД
Кобзев Юрий Викторович, Депутат ГД
Медведев Иван Владимирович, Депутат ГД
Николаева Виктория Викторовна, Депутат ГД
Петрунин Николай Юрьевич, Депутат ГД
Пискарев Василий Иванович, Депутат ГД
Сапко Игорь Вячеславович, Депутат ГД
Серпер Евгений Александрович, Депутат ГД
Слыщенко Константин Григорьевич, Депутат ГД
Швыткин Юрий Николаевич, Депутат ГД
Шулепов Евгений Борисович, Депутат ГД
Малов Николай Владимирович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №236830-7 О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях"

в части прозрачности финансирования политических партий

Дата заседания 24.11.2017, номер заседания 81, строк в стенограмме 6041

О проекте федерального закона № 236830-7 "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях" (в целях повышения прозрачности финансирования политических партий).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2230 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и

2231 34 Федерального закона "О политических партиях". Докладывает Сергей

2232 Анатольевич Гаврилов.

2233

2234 ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию

2235 гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,

2236 фракция КПРФ.

2237

2238 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напоминаю, что в законопроекте

2239 предлагается установить максимальную сумму вступительного взноса для членов

2240 политических партий. Мы искренне благодарны руководителям фракций, которые

2241 присутствуют в зале, и членам фракций политических партий за совместную

2242 работу.

2243

2244 Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у

2245 Правового управления нет. Комитет просит принять законопроект в третьем

2246 чтении.

2247

2248 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2249

2250 Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.

2251

2252 Ставлю законопроект на голосование.

2253

2254 Включите режим голосования.

2255

2256 Покажите результаты.

2257

2258 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 34 сек.)

2259 Проголосовало за 366 чел.81,3 %

2260 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2261 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2262 Голосовало 366 чел.

2263 Не голосовало 84 чел.18,7 %

2264 Результат: принято

2265

2266 Закон принят.

2267

Дата заседания 22.11.2017, номер заседания 79, строк в стенограмме 9671

О проекте федерального закона № 236830-7 "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях" (в целях повышения прозрачности финансирования политических партий; принят в первом чтении 25 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5826 Переходим к рассмотрению 18-го вопроса повестки дня. Проект федерального

5827 закона "О внесении изменений в статьи 29 и 34 Федерального закона "О

5828 политических партиях". Доклад Сергея Анатольевича Гаврилова.

5829

5830 Пожалуйста, Сергей Анатольевич.

5831

5832 ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В целях

5833 обеспечения прозрачности финансирования политических партий предлагаем

5834 установить максимальную сумму вступительных членских взносов. Законопроект

5835 подготовлен ко второму чтению. Комитет просит одобрить таблицы поправок,

5836 рекомендуемых к принятию и к отклонению, и принять законопроект во втором

5837 чтении.

5838

5839 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.

5840

5841 Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным

5842 комитетом к принятию.

5843

5844 Включите режим голосования.

5845

5846 Покажите, пожалуйста, результаты.

5847

5848 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 50 сек.)

5849 Проголосовало за 314 чел.69,8 %

5850 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5851 Воздержалось 2 чел.0,4 %

5852 Голосовало 316 чел.

5853 Не голосовало 134 чел.29,8 %

5854 Результат: принято

5855

5856 Принимается.

5857

5858 Есть ли замечания и вопросы по таблице поправок № 2? Нет.

5859

5860 Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным

5861 комитетом к отклонению.

5862

5863 Включите режим голосования.

5864

5865 Покажите результаты.

5866

5867 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 23 сек.)

5868 Проголосовало за 318 чел.70,7 %

5869 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5870 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5871 Голосовало 318 чел.

5872 Не голосовало 132 чел.29,3 %

5873 Результат: принято

5874

5875 Принимается.

5876

5877 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

5878 статьи 29 и 34 Федерального закона "О политических партиях" во втором чтении,

5879 вопрос 18.

5880

5881 Включите режим голосования.

5882

5883 Покажите результаты.

5884

5885 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 59 сек.)

5886 Проголосовало за 375 чел.83,3 %

5887 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5888 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5889 Голосовало 375 чел.

5890 Не голосовало 75 чел.16,7 %

5891 Результат: принято

5892

5893 Законопроект принят во втором чтении.

5894

5895 Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.

5896

5897 ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, комитет просит включить законопроект для

5898 рассмотрения в третьем чтении в порядок работы Государственной Думы на

5899 пятницу, 24 ноября.

5900

5901 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.

5902

5903 Готовьте, Сергей Анатольевич, к пятнице проект, палата приняла решение о его

5904 рассмотрении в третьем чтении.

5905

Дата заседания 25.10.2017, номер заседания 71, строк в стенограмме 9333

О проекте федерального закона № 236830-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (в целях повышения прозрачности финансирования политических партий).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

8152 Переходим к рассмотрению 43-го вопроса. О проекте федерального закона "О

8153 внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (в целях

8154 повышения прозрачности финансирования политических партий). Доклад Анатолия

8155 Борисовича Выборного.

8156

8157 ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

8158

8159 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен

8160 проект федерального закона, которым предлагается внести изменения в

8161 Федеральный закон "О политических партиях", по сути, здесь три

8162 законодательных новеллы. В первой новелле устанавливается верхний предел

8163 вступительного и членских взносов для члена партии в течение одного года, во

8164 второй новелле Центральная избирательная комиссия наделяется правом

8165 устанавливать размер пожертвований, вступительных и членских взносов,

8166 превышение которых влечёт раскрытие персональных данных, в третьей новелле

8167 ЦИК также наделяется правом устанавливать порядок составления форм

8168 отчётности.

8169

8170 Внесение данного законопроекта обусловлено рядом причин. Прежде всего,

8171 законопроект разработан в целях развития института прозрачности

8172 финансирования политических партий. Как мы знаем, вступительные членские

8173 взносы являются одним из источников финансирования политических партий,

8174 однако какого-либо верхнего предела для вступительных и членских взносов

8175 сегодня не установлено, что создаёт благоприятную почву для теневого

8176 финансирования. Согласно закону максимальная сумма пожертвований, в отличие

8177 от взносов в партийную кассу, для физического лица в год составляет 4

8178 миллиона 330 тысяч рублей. В связи с этим для вступительных и членских

8179 взносов предлагается установить верхний предел, аналогичный предельной сумме

8180 пожертвований от физического лица за год, - 4 миллиона 330 тысяч рублей.

8181

8182 Кроме того, Центральной избирательной комиссии предлагается установить единые

8183 требования к раскрытию информации. Сегодня подлежит раскрытию информация о

8184 члене партии, если только поступившая от него сумма превысила 4 миллиона 330

8185 тысяч рублей, для сравнения: для жертвователей сумма - 20 тысяч рублей. Таким

8186 образом, устраняя эту разницу, предлагается установить единый предел,

8187 превышение которого влечёт раскрытие персональных данных, причём в законе

8188 этот предел установлен не будет, он будет установлен постановлением

8189 Центральной избирательной комиссии.

8190

8191 И последнее. Предлагается также наделить Центральную избирательную комиссию

8192 правом утверждать порядок составления форм отчётности, речь идёт о сводном

8193 финансовом отчёте и сведениях о поступлении и расходовании средств. Это

8194 продиктовано тем, что согласно закону Центральная избирательная комиссия

8195 имеет право утверждать формы этих документов, а в случае принятия закона ЦИК

8196 будет утверждать и формы, и порядок их составления, что логично и правильно.

8197

8198 Таким образом, законопроектом решается триединая задача: повышение уровня

8199 прозрачности финансирования политических партий, установление единых

8200 требований к раскрытию информации и требования по утверждению порядка

8201 составления документов.

8202

8203 Уважаемые коллеги, в завершение позволю себе обратить ваше внимание на три

8204 момента. Первый момент заключается в том, что при подготовке законопроекта мы

8205 получили поддержку и от Генеральной прокуратуры, и от Министерства юстиции, а

8206 главное, от всех парламентских партий.

8207

8208 Второй момент, вытекающий из первого, показывает, что данный законопроект

8209 является ярким подтверждением нашего единства, я имею в виду единство в

8210 вопросе обеспечения прозрачности финансирования политических партий. На

8211 сегодняшний день авторами законопроекта стали парламентарии, депутаты всех

8212 парламентских партий. Это значит, что в данном вопросе у нас твёрдые

8213 намерения, а главное - общее понимание и видение решения данной проблемы.

8214

8215 И третий момент. Данный законопроект является логическим продолжением

8216 развития как национального законодательства, антикоррупционного

8217 законодательства, так и принятых нашим государством международных

8218 обязательств на этот счёт. Дело в том, что Россия является активным членом

8219 Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а всего сегодня её членами

8220 являются более 40 государств, причём это всё страны Европы. Это международная

8221 деполитизированная организация, целью деятельности которой является

8222 мониторинг соответствия национальных законодательств и правоприменительной

8223 практики государств-членов антикоррупционным стандартам Совета Европы. И в

8224 рамках третьего раунда оценки нашего законодательства по вопросу о

8225 прозрачности финансирования политических партий ГРЕКО были даны рекомендации,

8226 связанные с тем, что членские взносы могут уплачиваться без какого-либо

8227 верхнего предела и что имеются значительные расхождения между требованиями к

8228 раскрытию информации.

8229

8230 Отдельно подчеркну, что о необходимости продолжения работы по выполнению

8231 данных рекомендаций имеется поручение Президента Российской Федерации от 8

8232 ноября 2016 года, а это также означает, что предлагаемые в законопроекте

8233 новеллы полностью соответствуют требованиям государственной антикоррупционной

8234 политики.

8235

8236 Благодарю за внимание.

8237

8238 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8239

8240 Содоклад Вяткина Дмитрия Фёдоровича.

8241

8242 Пожалуйста.

8243

8244 ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

8245

8246 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Докладчик, Анатолий

8247 Борисович Выборный, детально рассказал о сути законопроекта, привёл всю

8248 аргументацию в пользу его принятия. От комитета лишь добавлю, что мы

8249 рассмотрели данный законопроект. Действительно, представители как минимум

8250 трёх политических партий, которые присутствуют у нас в комитете,

8251 проголосовали единогласно за принятие этого законопроекта. Законопроект

8252 призван устранить лазейки, которые позволяют недобросовестным партиям (это ни

8253 в коей мере, конечно же, не касается парламентских партий, которые

8254 представлены здесь, в Государственной Думе) обходить закон в части

8255 ограничений по размеру финансирования отдельного физического лица или

8256 отдельного юридического лица. Больше добавить нечего.

8257

8258 Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении.

8259

8260 Спасибо за внимание.

8261

8262 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы.

8263

8264 Включите режим записи.

8265

8266 Покажите список.

8267

8268 Нилов Ярослав Евгеньевич.

8269

8270 НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, несколько лет назад в комитете

8271 подобная инициатива рассматривалась, была принята Государственной Думой,

8272 тогда ввели обязательную аудиторскую проверку, отчётность, ограничения по

8273 финансированию со стороны юридических лиц, физических лиц. И в целом тогда

8274 подобные меры, которые сегодня предлагаются, уже обсуждались. Мы собирали

8275 совещание всех бухгалтеров всех парламентских партий вместе с представителями

8276 Центральной избирательной комиссии, пришли к общему знаменателю, в целом

8277 получился сбалансированный текст. И вот многие вещи, о которых вы сейчас

8278 говорите, тогда поддержаны не были.

8279

8280 Так вот вопрос: а что такого произошло спустя несколько лет, какие партии

8281 начали финансировать с использованием так называемых лазеек? Хотя я убеждён,

8282 что даже после вступления в силу предлагаемых вами поправок всё равно эти

8283 лазейки останутся: всё равно будут суммы дробить, всё равно будут через

8284 подставных лиц финансировать, то есть лазейки как были, так и будут. Но чем

8285 вызвано вообще появление этой инициативы?.. (Микрофон отключён.)

8286

8287 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ну вот вы абсолютно правильно

8288 говорите, что жизнь не стоит на месте и всё время подбрасывает нам какие-то

8289 казусные, так сказать, истории. Мы принимаем определённые ограничительные

8290 меры, меры, которые обеспечивают прозрачность финансирования как

8291 некоммерческих организаций, так и политических партий, принимаем законы,

8292 которые призваны ограничить иностранное вмешательство в политическую

8293 деятельность, в деятельность политических партий. Понятно, что ищут лазейки,

8294 обходные пути, - и то, что появился этот законопроект, означает, что мы

8295 движемся по пути совершенствования законодательства о политических партиях на

8296 основе опыта его применения в избирательных кампаниях.

8297

8298 Назвать конкретно, какие партии использовали лазейки... Я думаю, что не

8299 комитет это должен делать, и по одной простой причине: всё-таки, если эти

8300 сведения собирать, речь пойдёт о раскрытии персональных данных, мы всё-таки

8301 на это не уполномочены. Могу лишь сказать, что каких-то таких громких

8302 случаев, которые стали бы достоянием общественности, в распоряжении комитета

8303 нет.

8304

8305 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

8306

8307 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Борисович, а не считаете ли вы, что

8308 закон, наоборот, будет уводить в тень?.. Правильно ли я понимаю, что было 20

8309 тысяч рублей, а теперь 4 миллиона с хвостиком?

8310

8311 И второе. Если бы вы руководили региональным отделением, вы знали бы, что мы

8312 и сейчас раз в квартал обязательно сдаём в областную избирательную комиссию

8313 отчёты и персональные данные там никто не смотрит - а надо чётко писать, кто

8314 внёс, чего внёс, какой юридический адрес, всё остальное, если это юридическое

8315 лицо. Мне кажется, что тут вы наоборот делаете, поднимая порог, как бы в тень

8316 уводите тех, кто финансирует партии.

8317

8318 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит?

8319

8320 Пожалуйста, Анатолий Борисович.

8321

8322 ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Николай Васильевич, при всём к вам уважении, ваш

8323 вопрос изначально содержит ошибку: вы указываете 20 тысяч рублей - это порог,

8324 который постановлением ЦИК установлен как сумма, превышение которой влечёт за

8325 собой раскрытие информации о жертвователе, а мы речь ведём прежде всего о

8326 предельной сумме для вступительных и членских взносов. Именно эту сумму мы

8327 предлагаем установить наравне с предельной суммой для пожертвований, эта

8328 сумма - 4 миллиона (как вы правильно сказали) 330 тысяч рублей, здесь никакой

8329 ошибки нет.

8330

8331 Что касается раскрытия информации, в законопроекте предлагается наделить ЦИК

8332 правом устанавливать размер, превышение которого повлечёт за собой раскрытие

8333 информации как о жертвователе, внёсшем пожертвование, так и о члене партии,

8334 когда вопрос касается вступительных и членских взносов.

8335

8336 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович.

8337

8338 ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.

8339

8340 Спасибо, Вячеслав Викторович.

8341

8342 Анатолий Борисович, в вашем выступлении прозвучала фраза, что в этом вопросе

8343 есть единение всех парламентских партий, - объясните, пожалуйста, в чём это

8344 выражается? Я так понимаю, что если у вас есть поддержка всех парламентских

8345 партий, то как минимум под этим законопроектом должны стоять подписи

8346 представителей всех фракций. Если этого нет, тогда в чём это выражается: вы с

8347 кем-то разговаривали, вы с кем-то письменно договаривались, у вас есть

8348 какие-то письма от политических партий в поддержку вашего законопроекта? И

8349 если вы не можете рассказать обо всех фракциях, то хотя бы скажите, кто из

8350 ЛДПР поддерживает вашу инициативу.

8351

8352 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Выборный.

8353

8354 ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос. При подготовке данного законопроекта мы

8355 получили письма от всех парламентских партий, в том числе от

8356 Либерально-демократической партии России за подписью Лебедева, финансового

8357 уполномоченного политической партии ЛДПР. (Оживление в зале, смех.) И именно

8358 ЛДПР - письмо за вашей подписью - сочла предложенные поправки своевременными

8359 и обоснованными. (Оживление в зале, смех.)

8360

8361 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, во фракции ЛДПР есть ещё один

8362 Лебедев Игорь Владимирович?

8363

8364 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

8365

8366 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, следующий вопрос.

8367

8368 Куринный Алексей Владимирович.

8369

8370 КУРИННЫЙ А. В. Всё-таки, Анатолий Борисович, вопрос на понимание. Вот сейчас

8371 предел - 20 тысяч рублей, то есть, если жертвователь вносит больше 20 тысяч

8372 рублей, после этого он попадает, или его обязаны внести, в соответствующий

8373 открытый список со всеми данными; в предлагаемой редакции речь идёт о том,

8374 что теперь будет установлен единый предел для всех - и для жертвователей, и в

8375 отношении вступительных взносов, членских взносов, вроде чтобы не прятали и

8376 не зачисляли разными способами, - так какой это будет предел? Здесь вот

8377 как-то так плавно написано, что определит избирательная комиссия... (Микрофон

8378 отключён.)

8379

8380 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Борисович.

8381

8382 ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, всё дело в том, что в

8383 законопроекте действительно предлагается наделить Центральную избирательную

8384 комиссию правом устанавливать предел, превышение которого влечёт раскрытие

8385 персональных данных, и эта сумма будет установлена постановлением Центральной

8386 избирательной комиссии, я надеюсь, по согласованию в том числе с

8387 парламентскими партиями.

8388

8389 И в заключение также подчеркну, что при проведении экспертной оценки нашего

8390 национального законодательства, в том числе на предмет прозрачности

8391 финансирования политических партий, эксперты-международники ГРЕКО заключили,

8392 что каких-либо претензий к нашему законодательству в части прозрачности

8393 финансирования политических партий нет, всё полностью отвечает требованиям,

8394 международным антикоррупционным стандартам Совета Европы. С учётом тех

8395 консультаций, которые были проведены, мы также рекомендуем в данном

8396 законопроекте наделить ЦИК правом устанавливать единые требования на этот

8397 счёт.

8398

8399 Благодарю за внимание.

8400

8401 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8402

8403 Коллеги, кто хотел бы выступить?

8404

8405 Включите режим записи.

8406

8407 Покажите список.

8408

8409 Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.

8410

8411 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, конец дня, поэтому постараюсь недолго.

8412

8413 Что касается бланкетного характера (отсылочного характера) того, что нам

8414 сегодня предлагают. Цель понятная, цель правильная, поскольку сейчас возможно

8415 финансирование партии через членские взносы, через вступительные взносы и при

8416 помощи пожертвований, однако сумма в итоге будет определяться Центральной

8417 избирательной комиссией. И какая это будет сумма - 3 миллиона, 4 миллиона,

8418 5 миллионов? Зачем мы тогда закон принимаем, если не устанавливаем в нём

8419 самого главного - предел, с превышением которого придётся уже засветить свои

8420 персональные данные?

8421

8422 По поводу того, встречались или не встречались, кто-то кого-то когда-то

8423 неправильно финансировал... Ну, приведу пример по моей родной Ульяновской

8424 области: в прошлом году была осуждена ульяновским судом госпожа Балакишиева,

8425 заместитель председателя Законодательного Собрания, заместитель председателя

8426 регионального отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Ульяновской области, - за

8427 что? - за взятку в 4,5 миллиона рублей. Каким образом бралась взятка? 5

8428 процентов от всех государственных контрактов, которые заключались на

8429 территории Ульяновской области, должны были поступать по распоряжению этой

8430 мадам в кассу "ЕДИНОЙ РОССИИ", ну, поступали одновременно ещё и в кассу к

8431 ней, поэтому, видимо, и попалась она в итоге. Назначили ей сначала - не

8432 вдаваясь в подробности - штраф, потом в итоге заменили условным осуждением.

8433 Но факт в другом. Когда мы стали анализировать, запрашивать информацию о всех

8434 государственных и муниципальных контрактах, которые заключались на территории

8435 области, и о "пожертвованиях" от победителей конкурсов, которые поступали в

8436 фонд поддержки партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", оказалось, что наша прокуратура не

8437 может предоставить эти данные, потому что они персональные, потому что это

8438 налоговая тайна и потому что, скажем так, может быть, просто и не хочет. Я

8439 изучил прокурорское дело по части тех организаций, кого они всё-таки выявили,

8440 там их около десяти, так вот владельцы этих самых организаций давали такие

8441 объяснения, объяснения достаточно глупые: "Мне позвонили из партии и сказали,

8442 что надо заплатить, оказать помощь, я и оказал". Кто заплатил 1 миллион, кто

8443 500 тысяч, кто ещё сколько-то, но, естественно, никто не связывал это с

8444 победой на конкурсе - признаваться, естественно, глупо, это дополнительное

8445 уголовное дело, - но факт остаётся фактом.

8446

8447 Прозрачность нужна всем - и партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на всех уровнях, и партии

8448 КПРФ, и партии ЛДПР, и, если мы эту границу, этот предел суммы не установим

8449 законом, поручим это всё Центральной избирательной комиссии, это будет

8450 неправильно, абсолютно неправильно! Мы за прозрачность, мы, безусловно, за

8451 то, чтобы каждый шаг, каждая копейка, которая поступает в фонд партии, была

8452 видна, для того чтобы невозможно было осуществлять коррупционные схемы, про

8453 которые я только что говорил. Но к большому сожалению, в отдельно взятой

8454 Ульяновской области эта схема работала, своеобразная откатная схема, в

8455 которой, ещё раз говорю, победители государственных и муниципальных конкурсов

8456 - может быть, не сплошь, может быть, частично - финансировали деятельность

8457 конкретной политической партии, и в уголовном деле было чётко зафиксировано,

8458 что это всё была "помощь" со стороны функционеров партии... Я понимаю, что не

8459 всех, а отдельных... (Микрофон отключён.)

8460

8461 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8462

8463 Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.

8464

8465 НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже за

8466 прозрачность, за справедливость наполнения партийных касс, и особенно во

8467 время предвыборных кампаний, но мы пошли бы дальше и предложили в дальнейшем

8468 продумать такой механизм равенства, чтобы не было возможности незаконно даже

8469 малыми какими-то порциями набить кошелёк какой-либо партии, в результате чего

8470 у одной федеральной партии денег в десятки, в сотни раз больше, чем у другой.

8471 Я думаю, что ещё не один законопроект на эту тему надо бы предложить и

8472 принять.

8473

8474 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8475

8476 Пожалуйста, Ишсарин Рамзил Рафаилович.

8477

8478 ИШСАРИН Р. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

8479 Представленный законопроект, конечно же, считаем важным, актуальным, так как

8480 он направлен на повышение эффективности борьбы с коррупцией и на недопущение

8481 дестабилизации политической системы страны. Принятие закона, как уже было

8482 сказано, позволит повысить прозрачность финансовой деятельности политических

8483 партий, снизить возможность использования теневого финансирования

8484 политических партий. И конечно, чтобы ответить на вопрос, какая из партий его

8485 поддерживает, нужно просто посмотреть на список соавторов: в их числе

8486 представители всех четырёх фракций.

8487

8488 На основании вышесказанного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие

8489 данного законопроекта.

8490

8491 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич.

8492

8493 ШЕРИН А. Н. Позвольте от фракции.

8494

8495 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции.

8496

8497 Пожалуйста, Александр Николаевич.

8498

8499 ШЕРИН А. Н. Я постараюсь, Вячеслав Викторович, коротко.

8500

8501 Вы знаете, коллеги, каждый раз, когда выходишь из какой-либо избирательной

8502 кампании, столько эмоций, столько впечатлений, особенно когда говорят о

8503 равенстве политических партий, о том, что мы все должны быть за прозрачное

8504 финансирование, о том, что у всех политических партий должны быть равные

8505 возможности, в том числе возможность всё наблюдать и так далее. Но вы знаете,

8506 в борьбе за то, чтобы с Запада не финансировались какие-либо антироссийские

8507 политические партии, мы, к сожалению, допускаем, что российские партии,

8508 которые действуют в интересах российского народа, в том числе парламентские

8509 партии, на самом деле находятся в неравных условиях.

8510

8511 Вот если мы говорим о принятии подобного закона, то давайте, коллеги, будем

8512 последовательными, давайте тогда, если мы видим на каком-либо спортивном

8513 сооружении табличку с названием политической партии, спросим, кто эти люди,

8514 которые делают такие взносы в эту партию, что она смогла построить бассейн

8515 или спортивную площадку. Если мы с вами говорим о равенстве финансирования и

8516 расходования средств политических партий, давайте тогда посмотрим, почему

8517 одна политическая партия может получить приёмную в здании администрации

8518 муниципального района, а для другой политической партии вообще помещения в

8519 районе нет. Если мы с вами говорим о равенстве и прозрачности политических

8520 партий, приведу ещё пример: одна политическая партия проводит 4 ноября митинг

8521 на площади Победы, а другая политическая партия может провести его только в

8522 парке, хотя и та, и другая партии являются парламентскими, но между ними

8523 большая разница - одна партия имеет своего губернатора в регионе, а другая

8524 партия своего губернатора в этом регионе не имеет.

8525

8526 И последний пример. Все муниципальные, районные газеты, вы знаете, являются

8527 убыточными и финансируются за счёт региональных бюджетов. Так вот для того,

8528 чтобы отфутболить парламентские политические партии, в том числе и депутатов

8529 от этих партий, вводится коэффициент 17, в результате, например, объявление

8530 размером 12 квадратных сантиметров о том, что приходит спецпоезд ЛДПР, для

8531 парламентской политической партии стоит 65 тысяч рублей, хотя в другом случае

8532 такой же модуль стоит 500 рублей.

8533

8534 Коллеги, подобные законы, которые на самом деле являются декларативными, при

8535 всей нашей любви к прозрачности и к справедливости мы поддержать не можем.

8536

8537 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8538

8539 Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.

8540

8541 Выступление от фракции, но там четыре минуты осталось.

8542

8543 НИЛОВ Я. Е. Постараюсь лучше расходовать ценное время.

8544

8545 Хочу внести ясность: дело в том, что в прошлом созыве Комитет по делам

8546 общественных объединений и религиозных организаций подобные поправки уже

8547 вносил. Мы тогда пошли открытым, либеральным путём, и в зале вообще не было

8548 дискуссии на эту тему, потому как все фракции единогласно поддержали

8549 внесённую инициативу с учётом доработки ко второму чтению, и мы совместно

8550 выработали поправки.

8551

8552 Существует международная организация ГРЕКО, которая регулярно России

8553 предлагает, говорит, что необходимо вносить те или иные изменения в

8554 законодательство, для того чтобы бороться с коррупцией. Особенно их волнует

8555 вопрос финансирования некоммерческих организаций, парламентских и не только

8556 парламентских партий. С учётом нашего сверхлиберального законодательства,

8557 которое позволяет создавать огромное количество политических партий - их уже

8558 порядка восьмидесяти, по-моему, или даже больше, - встал вопрос о

8559 прозрачности финансирования. Были введены специальные ограничения для

8560 физических и юридических лиц, для тех партий, которые получают

8561 госфинансирование, введена обязанность проводить аудиторскую проверку, а

8562 отчитываться перед Центральной избирательной комиссией они уже были обязаны -

8563 в общем, были приняты дополнительные меры.

8564

8565 Теперь поступили новые замечания и предложения со стороны Центральной

8566 избирательной комиссии парламентским партиям, в том числе и ЛДПР. Мы, как

8567 партия, а не как фракция, направили в Центральную избирательную комиссию

8568 письмо, в котором изложили свою позицию: в целом мы поддерживаем желание

8569 придать этому процессу прозрачность и открытость, но полагаем, что

8570 целесообразно дополнительно обсудить на площадке комитета все предложенные

8571 изменения. Насколько я понимаю, на площадке комитета подобных собраний с

8572 участием представителей не фракций, а именно партий, финансовых

8573 уполномоченных, бухгалтеров, не было. То письмо, о котором говорит уважаемый

8574 депутат Выборный, - это позиция партии, а не фракции; что касается партии, мы

8575 не принимали участия в мероприятиях, посвящённых финансированию,

8576 бухгалтерской отчётности, насколько я понимаю, их просто не было. Что

8577 касается отдельных наших депутатов, которые в нарушение партийной дисциплины,

8578 возможно, и подписали под давлением того письма, которое могло быть им

8579 продемонстрировано, то их голос не является позицией фракции. Мы ещё раз

8580 напоминаем, что у нас существует хорошо выстроенный межпартийный,

8581 межфракционный диалог и подобные вопросы, которые касаются всех парламентских

8582 партий, необходимо решать сообща, конструктивно, и тогда не будет ненужной

8583 дискуссии.

8584

8585 Фракция ЛДПР поддерживать законопроект не будет. При этом мы подтверждаем то,

8586 что написано в письме, которое продемонстрировал депутат Выборный: мы

8587 действительно согласны с тем, что необходимо придать процессу финансирования

8588 прозрачность, открытость. Считаем, что подобную дискуссию на площадке

8589 комитета необходимо продолжать, все поправки должны быть консенсусными,

8590 потому что касаются всех присутствующих, мы все здесь представляем те или

8591 иные политические партии.

8592

8593 Спасибо за внимание.

8594

8595 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.

8596

8597 По ведению - Лебедев Игорь Владимирович.

8598

8599 ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы ко

8600 всем обратиться с просьбой быть более корректными и последовательными в нашей

8601 деятельности, в нашей работе. Анатолий Борисович не имеет никакого письма за

8602 моей подписью в поддержку данного законопроекта. Это моя переписка с

8603 заместителем председателя Центральной избирательной комиссии, никакого

8604 отношения к законопроекту она не имеет. Ярослав Евгеньевич уже подробно

8605 остановился на содержании этого письма. Для меня вообще большой секрет, как

8606 переписка зампреда Госдумы с зампредом ЦИК попала в руки рядового депутата,

8607 но это уже другой вопрос. В любом случае я просил бы впредь, когда

8608 докладываете о законопроектах и говорите об их поддержке со стороны

8609 политических партий, иметь более весомые доказательства. А в данном случае

8610 Анатолий Борисович, я считаю, поступил как минимум неэтично, как максимум

8611 некорректно.

8612

8613 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста.

8614

8615 КУРИННЫЙ А. В. Я изложу приблизительно такую же позицию. С нашей фракцией не

8616 обсуждалась позиция конкретно по этому законопроекту. Два депутата

8617 действительно подписали - мы сейчас в базе нашли, - но будем разбираться,

8618 почему подписали, как подписали.

8619

8620 Что касается позиции нашей фракции, мы не поддерживаем законопроект в первом

8621 чтении. Будем готовить поправки и, если они будут приняты, соответственно, в

8622 третьем чтении уже будем смотреть.

8623

8624 Спасибо.

8625

8626 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.

8627

8628 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну в унисон с Игорем Владимировичем: тоже было использовано

8629 письмо в адрес первого заместителя председателя ЦИК Булаева со стороны

8630 управделами. Это же как бы не по закону, это переписка совсем по другим

8631 вопросам - нельзя это использовать в законотворчестве! Мне кажется, это

8632 грубейшее нарушение Регламента!

8633

8634 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, полномочный представитель президента. Не

8635 хотите вступить в дискуссию, Гарри Владимирович?

8636

8637 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

8638 Государственной Думе.

8639

8640 На самом деле, если говорить о нашей позиции, мы ту редакцию, которая сегодня

8641 обсуждается в первом чтении, поддерживаем.

8642

8643 Я не буду касаться дискуссии, которая вспыхнула, по сути дела, вокруг

8644 переписки отдельных депутатов, независимо от их должностей, с иными

8645 структурами, не являющимися структурными подразделениями Государственной

8646 Думы. Тем не менее, если говорить о содержании законопроекта, я не вижу

8647 рисков, указанных представителями различных партий, фракций, которые сейчас,

8648 видимо, не будут поддерживать данную законодательную инициативу. Это

8649 действительно вопрос автономии и отдельно взятых парламентариев и фракций,

8650 представленных в Государственной Думе. Здесь, я думаю, всё-таки в большей

8651 степени противоречия, о которых говорят, связаны не с содержанием

8652 законопроекта, а, видимо, с возможными конфигурациями в политическом будущем

8653 этих партий.

8654

8655 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8656

8657 Полномочный представитель правительства? Нет.

8658

8659 Заключительное слово докладчика.

8660

8661 Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович.

8662

8663 ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Благодарю за

8664 активное обсуждение данной законодательной инициативы. Я хотел бы подчеркнуть

8665 следующее: во-первых, в своём докладе я вёл речь не о позиции фракции, а о

8666 позиции парламентских партий, во-вторых, данный законопроект обсуждался и был

8667 у всех вас на руках.

8668

8669 Что касается письма за подписью финансового уполномоченного политической

8670 партии ЛДПР, то действительно, помимо того, что я указывал по тексту, здесь

8671 было предложение рассмотреть данный законопроект на площадке Комитета

8672 Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных

8673 и религиозных объединений, что и было сделано, тем более что этот комитет

8674 является ответственным комитетом по данному законопроекту.

8675

8676 И последнее. Каждый парламентарий имеет право выступать автором той или иной

8677 законодательной инициативы. Авторами данного законопроекта ?