Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 322801-7 О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

опубликован
08.01.2018

Номер законопроекта:322801-7
Комментарий законопроекта:в части усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Дата внесения законопроекта в ГД:23.11.2017
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/322801-7
Ответственный комитет:Комитет ГД по государственному строительству и законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по государственному строительству и законодательству
Дата изменения статуса/фазы:08.01.2018
Статус законопроекта:Опубликование закона
Фаза статуса законопроекта:Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка):
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Володин Вячеслав Викторович, Депутат ГД
Джабаров Владимир Михайлович, Член СФ
Клишас Андрей Александрович, Член СФ
Крашенинников Павел Владимирович, Депутат ГД
Пискарев Василий Иванович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №322801-7 О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

в части усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Дата заседания 20.12.2017, номер заседания 87, строк в стенограмме 10621

О проекте федерального закона № 322801-7 "О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2077 7-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в

2078 статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151

2079 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад Павла

2080 Владимировича Крашенинникова.

2081

2082 Пожалуйста, Павел Владимирович.

2083

2084 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы

2085 достаточно много говорили об этом законе, о том, что звонки о ложных терактах

2086 на самом деле тоже террористические акты и они, конечно, дестабилизируют

2087 ситуацию у нас в стране. Буквально недавно, 15-го числа, приняли законопроект

2088 во втором чтении. Сегодняшняя информация: в Петропавловске-Камчатском

2089 эвакуированы в связи с соответствующими звонками люди из больницы,

2090 следственного изолятора, административных зданий на улице Ленинградской,

2091 торгового центра и так далее. То есть эти атаки продолжаются, и, конечно, нам

2092 нужно предложить правоохранительным органам соответствующий инструмент для

2093 борьбы с этим злом.

2094

2095 Уважаемые коллеги, проведены правовая и лингвистическая экспертизы. Предлагаю

2096 принять в третьем чтении законопроект о внесении изменений в статьи 205 и 207

2097 Уголовного кодекса, а также в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса

2098 Российской Федерации.

2099

2100 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций?

2101 Есть.

2102

2103 Включите режим записи на выступления.

2104

2105 Покажите список записавшихся.

2106

2107 Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.

2108

2109 Валерий Фёдорович, вы не будете выступать? Нет? Понятно.

2110

2111 ИВАНОВ С. В. Очень зря, Валерий Фёдорович, вы не собираетесь выступать по

2112 данному законопроекту.

2113

2114 Коллеги, если у кого-то есть дела, можно выйти из зала и там их обсудить.

2115

2116 Вот смотрите, что мы сейчас делаем? Павел Владимирович сказал, что опять

2117 появилась информация: эвакуированы одно, другое, третье заведения... Коллеги,

2118 вот мы считаем, что этим законом якобы помогаем правоохранительным органам. А

2119 на самом деле? Вдумайтесь, что было раньше и что мы сделаем этим законом.

2120 Раньше вне зависимости от того, по какой причине ты звонил - то ли тебе в

2121 магазине, в гастрономе водку не продали и ты решил отомстить, позвонил и

2122 сказал, что там заложена бомба, то ли ещё что-то, - в любом случае,

2123 независимо от мотивов, было два повода, два основания для наказания: первое -

2124 если ты сообщил ложную информацию, второе - если эта информация привела к

2125 большим затратам. Вот по этим двум основаниям людей могли наказать. Теперь

2126 что мы делаем? Мы теперь делаем следующее - мы разбиваем на четыре части

2127 данный законопроект: первое - это сообщение сделано из хулиганских

2128 побуждений, одно наказание; второе - это сделано из хулиганских побуждений,

2129 но повлекло за собой большие материальные затраты, другое наказание; третье -

2130 это повлекло за собой ещё гибель, но опять же сделано из хулиганских

2131 побуждений; четвёртое - это же преступление совершено в целях дестабилизации

2132 деятельности органов власти, то есть, например, позвонили в администрацию и

2133 сказали, что якобы в администрации заложена бомба. Таким образом мы полностью

2134 исключаем, выводим из-под действия данной нормы закона все остальные мотивы,

2135 то есть террористическую деятельность, ещё какую угодно. Это первый момент.

2136

2137 Второй момент. Коллеги, надо всё-таки глядеть правде в глаза: вот сейчас

2138 Павел Владимирович сказал, что подобные звонки вновь поступили и прошла

2139 эвакуация, - как вот это закон поможет предотвратить, даже если мы смертную

2140 казнь введём?!

2141

2142 Два комитета собирались вместе - нам сказали, что основная масса звонков,

2143 когда была вот эта эпидемия сообщений о терактах, происходила откуда? С

2144 территории Сирии, вторая территория - это Украина, а там им какая разница,

2145 какой мы закон принимаем? Нам-то абсолютно фиолетово, что где-то в

2146 мусульманской стране есть наказание за поедание свинины или ещё чего-то или

2147 на Украине есть наказание за то, что мы отрицаем, что на её территории голод

2148 какой-то произошёл, - нам же от этого ни холодно ни жарко. Кроме того,

2149 государство не выдаёт своих граждан для суда: даже если удастся найти того,

2150 кто позвонил из провинции Дейр-эз-Зор и сказал, что у нас где-то тут заложена

2151 бомба, то чёрта с два, извините за непарламентское выражение, мы его оттуда

2152 вытащим и накажем - нам его никто не выдаст.

2153

2154 Поэтому, уважаемые коллеги, получается, что мы просто-напросто ничего не

2155 сделали, чтобы предотвратить подобные вещи, вот просто-напросто ничего, мы

2156 просто по хвостам бьём: да, вроде как усилили уголовную ответственность, а о

2157 том, что она абсолютно не приведёт к прекращению подобных вещей, мы как-то не

2158 думаем - или не хотим думать.

2159

2160 Я не рекомендую поддерживать данный законопроект, поскольку в первую очередь

2161 он ухудшает то, что было, и не даст наказывать тех же самых террористов, а

2162 будут наказывать только тех, кто совершил это из хулиганских побуждений.

2163

2164 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2165

2166 Пожалуйста, Пискарёв Василий Иванович.

2167

2168 ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я прошу

2169 поддержать эту инициативу лишь потому, что она отработана вместе с

2170 правоохранительным блоком и входит в пакет инициатив, которые мы уже приняли.

2171 Напомню, мы приняли закон, касающийся блокировки телефонных разговоров: когда

2172 речь идёт об информации о бомбах, заложенных в учреждениях, операторы обязаны

2173 блокировать такие телефонные звонки по представлению органов правопорядка; мы

2174 приняли недавно закон, усиливающий ответственность за вербовку, привлечение к

2175 террористической деятельности; это третий закон, который также будет помогать

2176 органам правопорядка заниматься выявлением и пресечением таких преступлений.

2177

2178 Напомню, с 1996 года статья не претерпевала изменений и была рассчитана

2179 главным образом на мелких телефонных хулиганов. Теперь ситуация изменилась:

2180 действительно идут массовые атаки на наших жителей, на учреждения, приходится

2181 эвакуировать огромное количество людей, и эти события вызывают у людей

2182 панику.

2183

2184 Коллеги, действительно, если исходить из позиции Сергея Владимировича, под

2185 эту статью подпадают только те случаи, когда речь идёт о заведомо ложном

2186 сообщении о терроризме, за все остальные действия устанавливается

2187 ответственность по статье 205 "Террористический акт", она уже предусмотрена:

2188 до 20 лет лишения свободы или пожизненный срок. В данном случае мы ведём речь

2189 только о заведомо ложном сообщении об акте терроризма, поэтому норма до 10

2190 лет вполне нормальная, она соответствует мировой практике.

2191

2192 Коллеги, учитывая, что в этом году это завершающий законопроект по вопросам

2193 борьбы с терроризмом, мы все должны его поддержать.

2194

2195 Спасибо за внимание.

2196

2197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2198

2199 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

2200 статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151

2201 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 7-й вопрос повестки

2202 дня.

2203

2204 Включите режим голосования.

2205

2206 Покажите результаты.

2207

2208 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 21 сек.)

2209 Проголосовало за 413 чел.91,8 %

2210 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

2211 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2212 Голосовало 414 чел.

2213 Не голосовало 36 чел.8,0 %

2214 Результат: принято

2215

2216 Федеральный закон принят.

2217

Дата заседания 15.12.2017, номер заседания 86, строк в стенограмме 6696

О проекте федерального закона № 322801-7 "О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма; принят в первом чтении 8 декабря 2017 года с наименованием "О внесении изменения в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2673 Переходим к 18-му вопросу нашей повестки, о проекте федерального закона "О

2674 внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации

2675 и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части

2676 усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма).

2677

2678 Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников.

2679

2680 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо.

2681

2682 Я просто к слову. Есть такой прокурорский анекдот, когда спрашивает коллега

2683 коллегу: "Где клиент?" - "Он на даче". - "Что, отдыхает?" - "Нет, на даче

2684 показаний".

2685

2686 А переходя к уголовному праву, хочу сказать, что в отличие от предыдущего

2687 законопроекта мы, Вячеслав Викторович, по вашему поручению совместно двумя

2688 комитетами, наш комитет и комитет по безопасности, провели большое совещание,

2689 на котором присутствовали коллеги из всех заинтересованных служб, из ФСБ,

2690 МВД, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры. Мы спрашивали,

2691 выясняли, как работает сегодняшняя редакция статьи, которой предусмотрена

2692 ответственность за ложное сообщение об акте терроризма, и также будет ли

2693 работать та редакция, которую мы предлагаем сегодня рассмотреть во втором

2694 чтении. Ну и конечно же, в этом совещании очень много и активно участвовали и

2695 коллега Рашкин, и в принципе коллеги из всех фракций. И хочу сказать, что

2696 очень подробно и предметно нам коллеги обосновали и именно сказали, что этот

2697 законопроект нужен как инструмент, который позволит бороться с этим злом.

2698

2699 Также хочу напомнить, что начиная с 9 сентября - 9, 10, 11-го и дальше -

2700 телефонные атаки были по всей стране: больше сотни городов были подвергнуты

2701 этой атаке и несколько миллионов граждан были эвакуированы. Атакам

2702 подверглись не только предприятия, не только какие-то объекты, но и

2703 социальные объекты, и школы, образовательные объекты, и аэропорты, и торговые

2704 центры - в общем, огромное количество объектов.

2705

2706 И в этом проекте закона мы предусмотрели и выделили в специальную часть

2707 ответственность за ложные сообщения о тех объектах, которые являются

2708 социальными, там, где цель - дезорганизация соответствующих учреждений. Мы

2709 также предусмотрели специальную норму о наказании в случае, если в результате

2710 эвакуации погибли люди. Соответственно, коллеги, ко второму чтению у нас две

2711 поправки, они носят уточняющий характер, мы просим их поддержать. Таблицы

2712 предлагаемых к отклонению поправок нет.

2713

2714 Комитет проголосовал единогласно за данный законопроект. Мы предлагаем

2715 утвердить таблицу и поддержать во втором чтении данный законопроект.

2716

2717 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок, предложенных ответственым

2718 комитетом к принятию, нет вопросов, замечаний? Нет.

2719

2720 Ставится на голосование таблица поправок, предложенных ответственным

2721 комитетом к принятию.

2722

2723 Включите режим голосования.

2724

2725 Покажите результаты.

2726

2727 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 01 сек.)

2728 Проголосовало за 358 чел.79,6 %

2729 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

2730 Воздержалось 1 чел.0,2 %

2731 Голосовало 360 чел.

2732 Не голосовало 90 чел.20,0 %

2733 Результат: принято

2734

2735 Принимается таблица поправок.

2736

2737 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

2738 статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151

2739 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" во втором чтении, 18-й

2740 вопрос нашей повестки.

2741

2742 Включите режим голосования.

2743

2744 Вот коллеги Рашкина нет, а он говорил о необходимости приоритетного

2745 рассмотрения законопроекта. Николай Васильевич, обратите внимание на

2746 политическую культуру коллеги Гартунга.

2747

2748 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2749

2750 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, а вы говорите. Видите, даже дискуссия в парламенте

2751 разгорелась по этому вопросу.

2752

2753 Покажите результаты.

2754

2755 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 43 сек.)

2756 Проголосовало за 385 чел.85,6 %

2757 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

2758 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2759 Голосовало 386 чел.

2760 Не голосовало 64 чел.14,2 %

2761 Результат: принято

2762

2763 Законопроект во втором чтении принят.

2764

2765 Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.

2766

2767 Павел Владимирович, пожалуйста.

2768

2769 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы

2770 просим поставить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении в

2771 порядок работы на 20 декабря.

2772

2773 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений, принимается.

2774

2775 Павел Владимирович, готовьте на 20 декабря.

2776

Дата заседания 08.12.2017, номер заседания 83, строк в стенограмме 6205

О проекте федерального закона № 322801-7 "О внесении изменения в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3427 25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 207

3428 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального

3429 кодекса Российской Федерации". Доклад Павла Владимировича Крашенинникова.

3430

3431 Пожалуйста, Павел Владимирович.

3432

3433 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3434

3435 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.

3436

3437 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Уважаемый Николай

3438 Васильевич, спокойно, сейчас мы поговорим о словах, о выражениях...

3439

3440 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, с учётом того что приглашённые на рассмотрение

3441 этого вопроса находятся здесь, в зале, давайте объявим перерыв сразу после

3442 рассмотрения данного вопроса, поскольку правильно было бы, чтобы они приняли

3443 участие в рассмотрении, а затем уже к себе на работу вернулись. Давайте мы

3444 рассмотрим этот вопрос, а потом пойдём на перерыв. Нет возражений, коллеги?

3445 Нет. Принимается.

3446

3447 Пожалуйста, Павел Владимирович, продолжайте.

3448

3449 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо.

3450

3451 Данный законопроект посвящён внесению поправок в статью 207 Уголовного

3452 кодекса Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса

3453 Российской Федерации. Речь идёт о ложных сообщениях об акте терроризма, то

3454 есть о том, что в прессе получило название телефонного терроризма, но я

3455 считаю, что на самом деле это фактически тоже терроризм. Давайте посмотрим

3456 почему.

3457

3458 Вспомните, начиная с сентября текущего года фактически во всех регионах - в

3459 Москве, в Екатеринбурге, в Челябинске, в Перми, в Новосибирске, во

3460 Владивостоке и далее могу перечислять, - всего в 180 городах имели место

3461 массовые факты телефонного терроризма. По таким фактам правоохранительные

3462 органы обязаны эвакуировать граждан, находящихся на конкретных объектах, -

3463 могу вам сказать, что были эвакуированы почти 2,5 миллиона человек,

3464 подчёркиваю это, эвакуация проводилась из торговых центров, кинотеатров,

3465 школ, больниц, административных зданий, транспортных объектов, аэропортов.

3466 Мне кажется, дестабилизация была довольно серьёзная, и не только с

3467 экономической точки зрения, но и с точки зрения социальной, конечно, ущерб

3468 был нанесён просто колоссальный.

3469

3470 Действующая редакция статьи 207 хотя и работает, но работает довольно плохо,

3471 что тут греха таить. Вот эти поправки мы, конечно, подготовили вместе с

3472 коллегами из правоохранительных органов. В данном случае, на мой взгляд,

3473 очень важно, что отрабатывалась фактически каждая норма, каждая буква, с

3474 учётом этого вместо двух частей предложено четыре части. Хотел бы обратить

3475 внимание на то, что здесь не просто пошли по такому пути, что, мол, давайте

3476 увеличим срок наказания и этим ограничимся, - нет, здесь установлены

3477 достаточно чёткие, понятные квалифицирующие признаки, выделены - подчёркиваю!

3478 - деяния, которые направлены против социальной инфраструктуры, здесь прямо

3479 говорится, в примечании указывается, что такое социальная инфраструктура -

3480 это, конечно, и школы, и различные медицинские учреждения, и организации

3481 дошкольного воспитания, и спортивно-оздоровительные учреждения и так далее.

3482 Здесь с экономикой нет связи, тем не менее террористические атаки на них

3483 существуют, продолжаются.

3484

3485 Дальше, здесь также есть отдельная статья, посвящённая дестабилизации

3486 деятельности органов государственной власти. Мы знаем, что, к сожалению, в

3487 судах при принятии важных решений раздаются такие звонки, мы знаем, что это

3488 происходит также в органах законодательной власти и субъектов, и

3489 муниципальных, и в органах исполнительной власти.

3490

3491 Кроме того, мы вынуждены предложить норму, касающуюся соответствующих деяний,

3492 которые повлекли по неосторожности смерть, - к сожалению, такие случаи тоже

3493 есть.

3494

3495 Мы полагаем, что вот эти поправки позволят дать юридический отпор телефонным

3496 террористам. Мне кажется, это очень важно с точки зрения общественного

3497 мнения, но в первую очередь это важно потому, что мы нашим правоохранителям

3498 предлагаем законодательный инструмент для борьбы с этим всё возрастающим

3499 злом.

3500

3501 Уважаемые коллеги, просьба поддержать в первом чтении данный законопроект.

3502

3503 Спасибо за внимание.

3504

3505 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть вопросы.

3506

3507 Включите режим записи.

3508

3509 Покажите список.

3510

3511 Иванов Сергей Владимирович.

3512

3513 ИВАНОВ С. В. Павел Владимирович, ещё раз хочу акцентировать внимание на том

3514 вопросе, который я задавал на заседании комитета. Речь идёт о заведомо ложном

3515 сообщении, но ведь люди, которые занимаются подобными вещами, легко могут

3516 ввести человека в заблуждение: допустим, сидящий в кафе гражданин слышит, как

3517 кто-то говорит, что, мол, мы сейчас заложим бомбу и так далее, как

3518 порядочный, добросовестный гражданин, он звонит в соответствующую организацию

3519 и говорит, что, дескать, вы знаете, я сам слышал. И что тогда? Всё равно те

3520 же самые службы должны будут приехать, огромные средства будут затрачены.

3521

3522 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос, Сергей Владимирович. Что касается

3523 реакции, я с вами согласен: она у правоохранительных органов будет именно

3524 такая. Ну а что касается применения конкретно статьи 207 Уголовного кодекса,

3525 то здесь, в конструкции статьи, прямо говорится о заведомости, то есть, если

3526 этой заведомости нет, безусловно, все мероприятия будут проводиться, но

3527 состава преступления здесь, конечно, не будет. Вы меня можете спросить: как

3528 со всем этим разобраться? Существуют вопросы, связанные с доказыванием, и это

3529 скорее вопрос в связи с этим. Что касается заведомости, здесь воля должна

3530 быть направлена на это ложное информирование.

3531

3532 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.

3533

3534 КУРИННЫЙ А. В. Павел Владимирович, учитывая вал этих обращений в последнее

3535 время, скажите, есть ли у вас статистика, сколько обращений было, откуда

3536 обращения, сколько установили источников? Потому что пока, по

3537 неподтверждённым данным, звонят роботы, звонят из-за границы, звонят,

3538 используя IP-телефонию, в принципе в подавляющем большинстве случаев

3539 установить виновного сегодня технически невозможно, как ни ужесточай

3540 законодательство, какими мерами ни грози. Есть ли такая статистика по

3541 последним событиям?

3542

3543 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Вот мы

3544 рассматривали и здесь, с центральными правоохранительными органами, и в

3545 субъектах Федерации. Есть определённая система в ряде случаев, когда просто

3546 конкретный населённый пункт, конкретный район подвергается атаке, там просто

3547 выбирается какой-то объект, вне зависимости от того, больница это, школа,

3548 детский сад и так далее. Из каких соображений это делается, не очень понятно.

3549 Могут звонить не очень трезвые люди, граждане, обиженные на что-то, - я уже

3550 говорил о том, что в суды звонят люди, которые хотят сорвать вынесение

3551 приговора либо решения по экономическому спору. Но следует выделить часть

3552 звонков, которые осуществляются не с территории Российской Федерации, вот на

3553 них нужно обратить особое внимание.

3554

3555 Что касается цифр. Я уже сказал, что было эвакуировано, по последним данным,

3556 около 2,5 миллиона человек, количество городов я уже тоже назвал. Здесь

3557 присутствуют наши коллеги - у них есть более точные данные, но я не думаю,

3558 что нужно называть цифры с такой точностью. Совершенно очевидно, что все мы

3559 прекрасно знакомы с этой темой, уверен, что и избиратели об этом говорят.

3560 Есть города, которые, казалось бы, это затронуло совсем мало, но на самом

3561 деле не факт, что завтра эта волна не захлестнёт и данные населённые пункты.

3562

3563 Мне кажется, что нормы, которые мы предлагаем, эти изменения в статью 207 УК

3564 РФ пусть не искоренят такие преступления, но сильно помогут в их

3565 расследовании.

3566

3567 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.

3568

3569 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3570

3571 Павел Владимирович, не могли бы вы прокомментировать отзыв Верховного Суда в

3572 той части, где нам предлагают обратить внимание на то, что предложенные в

3573 законопроекте меры наказания не в полной мере позволят индивидуализировать

3574 назначаемое наказание с учётом личности виновного и других обстоятельств

3575 дела? Это первый вопрос.

3576

3577 И второй - существует ли на сегодняшний день методика подсчёта ущерба? Здесь

3578 есть представители МВД, МЧС. В пояснительной записке сказано, что согласно

3579 методике минимальный порог ущерба - 1 миллиард... (Микрофон отключён.)

3580

3581 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Хочу сказать, что я сконцентрировал своё внимание на

3582 социальных объектах именно потому, что есть ситуации, когда можно посчитать

3583 ущерб, но есть ситуации, когда ущерб совсем другого рода и посчитать его в

3584 деньгах невозможно, мы считаем, что этого и не нужно делать. С этой точки

3585 зрения как раз и выделены нормы, касающиеся социальных объектов и так далее.

3586 Что касается ущерба, то в законопроекте есть примечание по этому поводу.

3587

3588 Также хочу сказать, что с коллегами из Верховного Суда мы, безусловно,

3589 контактируем, они участвовали в совещаниях, когда законопроект готовился к

3590 первому чтению, мы обсуждали с ними данный текст, и ко второму чтению,

3591 безусловно, будем продолжать с ними работать.

3592

3593 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рашкин Валерий Фёдорович.

3594

3595 РАШКИН В. Ф. Павел Владимирович, вы анализировали ситуацию, рассматривали

3596 законопроект в комитете, вот, на ваш взгляд, мер, которые мы сегодня примем,

3597 достаточно с точки зрения исправления законодательства, чтобы искоренить вот

3598 эту беду, которая напала на Россию, - телефонный терроризм, или потребуется

3599 изменять ещё какие-то нормы, для того чтобы наши силовые структуры провели

3600 расследование и прекратили этот терроризм? Достаточно этих мер или нет -

3601 каковы ваши прогнозы? Или нам надо ещё работать над законодательством?

3602

3603 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Большое спасибо, очень хороший вопрос. Вы знаете, любое

3604 законодательство лучше работает, когда оно меняется системно. Мы знаем, что

3605 уже приняты подготовленные коллегами из комитета по безопасности поправки в

3606 закон, связанные с блокировкой таких телефонных звонков, я знаю, что коллеги

3607 работают над данной темой. Мы не собираемся кричать, что мы сейчас примем

3608 закон и всё произойдёт, нет, это только предпосылка, это только инструмент

3609 для борьбы. В данном случае мы говорим об уголовно-правовом инструменте, если

3610 хотите, о скальпеле, в этой очень тяжёлой ситуации мы предлагаем нашим

3611 коллегам из правоохранительной системы конкретный инструмент. Конечно, данная

3612 работа должна быть продолжена. К сожалению, это зло, которое существует,

3613 развивается, динамика его развития гораздо быстрее, чем у нормальных сил, так

3614 всегда было в жизни, в истории. Мы с вами должны отслеживать то, что

3615 происходит, и должны предлагать соответствующие меры.

3616

3617 И ещё я хочу ответить Андрею Геннадьевичу, раз вопрос был задан, по поводу

3618 миллиарда. По мнению главы МЧС, ущерб от этих звонков составил минимум 1

3619 миллиард, он так сказал, там есть соответствующая ссылка.

3620

3621 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие.

3622

3623 Включите режим записи на выступления.

3624

3625 Покажите список.

3626

3627 Пискарёв Василий Иванович. Подготовиться Рашкину Валерию Фёдоровичу.

3628

3629 ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и

3630 противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3631

3632 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Причина, по которой внесён

3633 предложенный вашему вниманию законопроект, очевидна и понятна, Павел

3634 Владимирович об этом достаточно подробно сказал.

3635

3636 Обращу ваше внимание на следующее. Действующая редакция статьи 207 Уголовного

3637 кодекса с 1996 года практически не менялась и была направлена преимущественно

3638 против телефонных хулиганов, школьников, которые искали способ не ходить на

3639 занятия. Мера наказания, поскольку преступление отнесено к категории

3640 преступлений средней тяжести, не была связана с лишением свободы, только 10

3641 процентам приговорённых было назначено уголовное наказание в виде лишения

3642 свободы, и то на сроки не больше одного года. Имеющееся у нас в этой части

3643 либеральное правовое поле, разумеется, учли телефонные террористы, когда

3644 готовили атаки и против нашего учреждения, и фактически против наших граждан.

3645 С сентября этого года мы действительно столкнулись с изощрённой и

3646 издевательской формой заведомо ложных сообщений об актах терроризма.

3647 Анонимные звонки с угрозами взрывов затронули значительное количество

3648 объектов социальной и транспортной инфраструктуры, проводились массовые

3649 эвакуации жителей и персонала. Телефонные террористы, конечно, имели целью

3650 посеять панику среди мирных жителей и дестабилизировать работу органов

3651 власти. Цифры уже сегодня приводились, они очень и очень красноречивые.

3652

3653 В связи с имеющимся поручением председателя нижней палаты были подготовлены

3654 необходимые законодательные инициативы. Нужно было решить два важных вопроса:

3655 во-первых, обеспечить правовые возможности для блокировки таких телефонных

3656 сообщений и звонков и, во-вторых, устранить безнаказанность, ужесточив

3657 уголовную ответственность за ложные звонки об актах терроризма.

3658

3659 Закон, позволяющий блокировать звонки лиц, которые использовали систему

3660 средств связи для совершения преступлений, напомню, был принят нами

3661 единогласно и 5 декабря сего года подписан президентом. Надо сказать, что эти

3662 поправки помогут бороться не только с телефонными террористами, но и со

3663 всеми, кто использует средства связи для совершения вообще любых

3664 преступлений, например для телефонного вымогательства или для распространения

3665 наркотиков. Кстати говоря, имеющаяся у нас теперь правовая возможность

3666 блокировки телефонных соединений была высоко оценена коллегами из других

3667 стран, когда 4 декабря здесь проходила международная конференция

3668 "Парламентарии против наркотиков".

3669

3670 Предложенный вашему вниманию законопроект вносит изменения в статью 207

3671 Уголовного кодекса с учётом всех реалий сегодняшнего времени. Надо сказать,

3672 что он разрабатывался с участием представителей, сотрудников ФСБ и МВД России

3673 и с учётом накопленного опыта, недостатков в правоприменении. Введены новые

3674 мотивы совершения данного преступления, объекты посягательства, разная

3675 степень тяжести наступивших общественно опасных последствий.

3676

3677 В связи с появлением новых квалифицирующих признаков предложено усилить

3678 уголовную ответственность: за деяния, повлёкшие по неосторожности смерть

3679 человека или иные тяжкие последствия предлагается наказывать лишением свободы

3680 на срок от восьми до десяти лет. Уверен, что перспектива оказаться на десять

3681 лет в колонии строгого режима станет хорошей профилактической мерой не только

3682 для мелких хулиганов, которые ради глупой шутки пытаются "минировать" школы,

3683 но и для тех, кто желает дестабилизировать ситуацию в стране и посеять

3684 панику. И это весьма и весьма справедливо, поскольку речь идёт об очень

3685 весомых и страшных последствиях, которые могут наступить.

3686

3687 Учитывая особую важность объектов, на охрану которых направлены

3688 рассматриваемые нами сегодня предложения, фракция Всероссийской политической

3689 политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и

3690 предлагает всем вам, уважаемые коллеги, как и в прошлый раз, принять его

3691 единогласно, что, безусловно, будет нашим общим консолидированным вкладом в

3692 борьбу с преступностью.

3693

3694 Спасибо за внимание.

3695

3696 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3697

3698 Пожалуйста, Рашкин Валерий Фёдорович, фракция КПРФ.

3699

3700 РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы считаем,

3701 что данный вопрос очень важен в нынешней ситуации: впереди выборы Президента

3702 Российской Федерации. А нестабильность, которая наступает в связи с

3703 телефонным терроризмом, очевидна.

3704

3705 Да, были названы цифры, но эти цифры были названы как-то без эмоций, не берут

3706 за сердце. Ну что такое два с половиной миллиона граждан было эвакуировано?

3707 Вот из тех же торговых центров, из зданий, сооружений, даже работники

3708 Федеральной службы безопасности, другие силовики - это же стресс! Среди

3709 граждан пожилые люди, дети, а там толкучка, объявляют: военная тревога,

3710 бомбёжка (или что-то подобное) - а где бомбоубежище?!

3711

3712 Почему мы были обеспокоены этой ситуацией и дважды просили принять

3713 протокольное поручение, даже подготовили парламентский запрос? Это очень

3714 серьёзный вопрос, ведь за этими телефонными звонками кто-то стоит! Я, депутат

3715 Госдумы, и сегодня не знаю, кто за этим стоит, что за спецподразделение. Если

3716 из-за границы, то почему их не выявили? Почему?! У нас все силовые структуры

3717 получают заработную плату, все на местах, есть возможности - но не пресечено!

3718 Почему такое вообще делается? Почему это началось в преддверии президентских

3719 выборов? Или опять нагнетают страсти, опять сильная рука, опять надо всех

3720 зажать и всё зажать? Из-за этого? Почему раньше этого не происходило?

3721

3722 Да, законодательство, которое сегодня есть, требует изменений, необходимо

3723 дать рычаг силовым структурам для борьбы с этим злом, самым настоящим злом,

3724 но, Вячеслав Викторович, у нас не заложена в Регламенте возможность послушать

3725 наших товарищей из силовых структур. Вот мы дадим им возможность по

3726 Уголовному кодексу.

3727

3728 Совершенно правильно, мы быстро, оперативно отработали вопросы, связанные с

3729 блокировкой телефонных звонков по этой тематике. А дальше что? Вот 5 декабря

3730 подписан закон о блокировке. Телефонных звонков стало меньше? Нет! Сегодня

3731 опять уже телефонные звонки - детские садики эвакуируют и всё остальное.

3732

3733 Можно добавить время?

3734

3735 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.

3736

3737 РАШКИН В. Ф. Какая оперативно-розыскная работа проводится нашими силовыми

3738 структурами и почему граждане, почему депутаты, я, мы все сидящие здесь, в

3739 зале, почему население не знает, что предпринято? Какие-то четыре гражданина

3740 Украины или гражданина Российской Федерации с территории Украины

3741 терроризируют два с половиной миллиона граждан России! А через месяц их будет

3742 уже 5 миллионов.

3743

3744 На мой взгляд, даже приняв этот закон, без хорошей, слаженной, гласной,

3745 открытой работы силовых структур с этим не справиться. Просто не справиться!

3746 Это же непозволительно! Мы не услышим имён организаторов, стрессы будут

3747 продолжаться, и эвакуации будут продолжаться. Ведь дожили до такого,

3748 стыдобища! Вот здесь сидят представители силовых структур - здание ФСБ

3749 эвакуировали, здание МВД. Они просто издеваются! Или кто-то специально

3750 нагнетает обстановку, чтобы издевались над нашей страной. Зачем это делается?

3751 Кто это делает? Где оперативность?! Я прекрасно знаю работу силовиков, я

3752 знаю, как можно было это сразу пресечь.

3753

3754 Конечно, мы поддержим и проголосуем за изменения, за ужесточение этих норм

3755 Уголовного кодекса, они нужны, они необходимы. Но я не зря задал вопрос Павлу

3756 Владимировичу: достаточно этого будет или мы с вами через две недели услышим,

3757 что ещё 2,5 миллиона граждан эвакуировали, опять будем собираться и думать,

3758 что делать дальше? Я считаю, что в этой части ответственность должны нести и

3759 наши силовые структуры, потому что тень падает не просто на Россию, не

3760 просто, так сказать, на... Бессилие государства бросает тень и на президента,

3761 ведь президент и назначает кадры, и руководит силовыми структурами. Какой же

3762 он тогда президент, если не может справиться с этой бедой - телефонным

3763 терроризмом в нашей стране? Какие же мы бессильные тогда! Я считаю, что по

3764 этой причине нам необходимо жёстче подойти и к вопросу об ответственности

3765 силовых структур за бездействие.

3766

3767 Мы потом будем расплачиваться за ту неоперативность, которая сегодня имеет

3768 место в стране. Вы послушайте, что говорят те, кого эвакуировали, они же

3769 проклинают: да что же вы там делаете!? Сколько звонков поступает! Да, может,

3770 оттого, что я поднял этот вопрос, мне звонки и поступают, но я думаю, что и в

3771 комитеты звонят, и депутатам: "Ну что вы там сидите? Мы в своей стране или

3772 нет? Почему Украина, так сказать, четыре человека терроризируют всю страну и

3773 нас, граждан Российской Федерации?" Я с болью это говорю, с болью! Может

3774 быть, это не самый важный, не экономический вопрос, который требуется

3775 рассмотреть, это не вопрос о кризисе и антикризисной программе, но это

3776 касается безопасности граждан Российской Федерации, это оценка, в общем-то, и

3777 нашей с вами работы.

3778

3779 Уважаемые коллеги, Вячеслав Викторович, если возможно, в каком-то формате

3780 давайте всё-таки заслушаем информацию о работе силовых структур, о

3781 принимаемых мерах для пресечения этого телефонного терроризма. Это первое.

3782

3783 Второе. Что ещё надо сделать, пока мы здесь работаем над законодательством,

3784 помимо блокировки телефонов, помимо ужесточения в Уголовном кодексе

3785 ответственности за этот вид терроризма? Что ещё надо срочно предпринять,

3786 чтобы через неделю, через две... Мы же все перед Новым годом пойдём на ёлки,

3787 все с подарками, а нам устроят по всей России такие подарки - эвакуацию! Мы с

3788 вами бокал с шампанским поднять не сможем, поздравить друг друга не сможем,

3789 устроят нам здесь "фейерверки", и будем мы вместе с избирателями бегать,

3790 заниматься эвакуацией.

3791

3792 Я более серьёзно подошёл бы к этому вопросу, а данный законопроект мы

3793 поддержим.

3794

3795 Спасибо за внимание.

3796

3797 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3798

3799 Уважаемые коллеги, если есть необходимость, давайте договоримся и в рамках

3800 комитета, который у нас ведёт этот законопроект, Комитета по государственному

3801 строительству и законодательству, возможно, вместе с Комитетом по

3802 безопасности и противодействию коррупции проведём совместное заседание,

3803 пригласим представителей правоохранительных структур, органов безопасности и

3804 обсудим законопроект, который дальше будем рассматривать во втором чтении.

3805

3806 Но, коллеги, когда мы начинаем говорить о проблемах и, самое главное, о

3807 решении этих проблем, мы не должны перекладывать их решение только на тех,

3808 кто сегодня круглосуточно делает всё для того, чтобы не допустить беды к нам

3809 в семьи, к нам в страну. (Аплодисменты.) А что мы сделали? Что сделали те,

3810 кто сидит в этом зале уже по десять, по двадцать лет? Мы что, впервые с этой

3811 проблемой столкнулись? Вот сегодня вопрос мы поставили на рассмотрение,

3812 внесли законопроект, у него авторы есть - что-то я не видел среди авторов

3813 никого из тех, кто начинает все эти вопросы поднимать! Когда мы с вами начали

3814 рассматривать вопрос о приоритетности, у нас уже возникла дискуссия. Наши

3815 коллеги из системы правоохранительных органов два часа ждали, когда мы с вами

3816 начнём рассматривать этот вопрос, а им нужно решать те задачи, о которых мы

3817 говорим! Здесь присутствуют и статс-секретарь - заместитель министра

3818 внутренних дел вместе со своими коллегами, и статс-секретарь - заместитель

3819 директора Федеральной службы безопасности. Давайте мы с себя тоже будем

3820 спрашивать, начнём с себя спрашивать - и всё у нас получится, тогда можно

3821 будет и с других спрашивать. Давайте из этого исходить, давайте самокритичнее

3822 будем.

3823

3824 Пожалуйста, коллеги, есть что сказать у полномочного представителя

3825 президента? Нет. Правительства? Нет.

3826

3827 Заключительное слово, Павел Владимирович Крашенинников? Нет.

3828

3829 Что касается участия тех, кто к нам пришёл, думаю, будет правильно провести

3830 совместное заседание двух комитетов - вы определите формат этого заседания:

3831 можно сделать и в закрытом формате, и в открытом формате, всё зависит от

3832 того, какие вопросы мы будем обсуждать.

3833

3834 Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О

3835 внесении изменения в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и

3836 статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 25-й

3837 вопрос повестки дня.

3838

3839 Просьба включить режим голосования.

3840

3841 Покажите результаты.

3842

3843 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 18 сек.)

3844 Проголосовало за 407 чел.90,4 %

3845 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3846 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3847 Голосовало 407 чел.

3848 Не голосовало 43 чел.9,6 %

3849 Результат: принято

3850

3851 За - 407, против - нет, воздержалось - нет. Законопроект в первом чтении

3852 принят единогласно. Коллеги, поздравляю!

3853

3854 И слова благодарности Игорю Николаевичу Зубову и Дмитрию Владиславовичу

3855 Шалькову, которые были здесь вместе с коллегами при рассмотрении

3856 законопроекта. Спасибо вам!

3857