Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 332647-7 О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации

в первом чтении
21.02.2018

Номер законопроекта:332647-7
Комментарий законопроекта:в части уточнения порядка предоставления субсидии (компенсации) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Дата внесения законопроекта в ГД:05.12.2017
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/332647-7
Ответственный комитет:Комитет ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Профильный комитет:Комитет ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов
Дата изменения статуса/фазы:21.02.2018
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Бариев Марат Мансурович, Депутат ГД
Баталина Ольга Юрьевна, Депутат ГД
Белоусов Вадим Владимирович, Депутат ГД
Богуславский Ирек Борисович, Депутат ГД
Бурматов Владимир Владимирович, Депутат ГД
Водолацкий Виктор Петрович, Депутат ГД
Гаджиев Магомед Тажудинович, Депутат ГД
Гаджиев Мурад Станиславович, Депутат ГД
Иванов Валерий Викторович, Депутат ГД
Исаев Андрей Константинович, Депутат ГД
Кабанова Валентина Викторовна, Депутат ГД
Качкаев Павел Рюрикович, Депутат ГД
Панков Николай Васильевич, Депутат ГД
Пимашков Петр Иванович, Депутат ГД
Плотников Владимир Николаевич, Депутат ГД
Сафаралиев Гаджимет Керимович, Депутат ГД
Сидякин Александр Геннадьевич, Депутат ГД
Тарасенко Михаил Васильевич, Депутат ГД
Терентьев Александр Васильевич, Депутат ГД
Тумусов Федот Семёнович, Депутат ГД
Федяев Павел Михайлович, Депутат ГД
Хайров Ринат Шамильевич, Депутат ГД
Чернецкий Аркадий Михайлович, Член СФ
Шеин Олег Васильевич, Депутат ГД
Шрейдер Виктор Филиппович, Депутат ГД
Говорин Николай Васильевич, Депутат ГД
Гусева Ирина Михайловна, Депутат ГД
Коткин Сергей Николаевич, Депутат ГД
Митина Елена Анатольевна, Депутат ГД
Туров Артём Викторович, Депутат ГД
Бессараб Светлана Викторовна, Депутат ГД
Бондарь Оксана Андреевна, Депутат ГД
Брыкин Николай Гаврилович, Депутат ГД
Бузилов Валерий Викторович, Депутат ГД
Гетта Антон Александрович, Депутат ГД
Гулевский Михаил Владимирович, Депутат ГД
Данчикова Галина Иннокентьевна, Депутат ГД
Загребин Алексей Егорович, Депутат ГД
Канаев Алексей Валерианович, Депутат ГД
Касаева Татьяна Викторовна, Депутат ГД
Катенев Владимир Иванович, Депутат ГД
Клыканов Александр Борисович, Депутат ГД
Кобилев Алексей Геннадьевич, Депутат ГД
Литовченко Анатолий Григорьевич, Депутат ГД
Максимов Александр Александрович, Депутат ГД
Минкин Иршат Султанович, Депутат ГД
Натаров Сергей Васильевич, Депутат ГД
Окунева Ольга Владимировна, Депутат ГД
Осипов Илья Владимирович, Депутат ГД
Пахомов Сергей Александрович, Депутат ГД
Пушкарев Владимир Александрович, Депутат ГД
Романов Михаил Валентинович, Депутат ГД
Сапрыкина Татьяна Васильевна, Депутат ГД
Синяговский Владимир Ильич, Депутат ГД
Слыщенко Константин Григорьевич, Депутат ГД
Суббот Валентин Владимирович, Депутат ГД
Сухарев Игорь Николаевич, Депутат ГД
Тихомиров Анатолий Федорович, Депутат ГД
Фаррахов Айрат Закиевич, Депутат ГД
Харсиев Алихан Анатольевич, Депутат ГД
Хуснулин Равиль Камильевич, Депутат ГД
Цыбизова Татьяна Игоревна, Депутат ГД
Чернышев Михаил Анатольевич, Депутат ГД
Эмиргамзаев Абдулгамид Гасанович, Депутат ГД
Ионин Дмитрий Александрович, Депутат ГД
Малов Николай Владимирович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №332647-7 О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации

в части уточнения порядка предоставления субсидии (компенсации) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Дата заседания 21.02.2018, номер заседания 101, строк в стенограмме 9023

О проекте федерального закона № 332647-7 "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидии, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6865 28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 159 и

6866 160 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Олег Васильевич

6867 Шеин.

6868

6869 ШЕИН О. В. Сегодня своеобразный день: я докладываю законопроект, который

6870 обозначен как приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Это на самом

6871 деле хороший пример межфракционного сотрудничества по решению проблемы. Мне

6872 хочется персонально сказать спасибо Александру Геннадьевичу Сидякину, Михаилу

6873 Васильевичу Тарасенко, Андрею Константиновичу Исаеву и Сергею Ивановичу

6874 Неверову за то, что этот законопроект у нас сегодня в повестке дня, потому

6875 что, если бы не общая работа, он мог бы рассматриваться довольно долго и

6876 испытывал бы всякие трудности в отдельных кабинетах нашего правительства.

6877

6878 О чём идёт речь? Это изменения в 159-ю и 160-ю статьи Жилищного кодекса,

6879 касающиеся порядка предоставления коммунальных льгот и субсидий. В Жилищном

6880 кодексе содержится вполне разумная, правильная общая диспозиция, что

6881 гражданин имеет право получать государственную поддержку, льготу, субсидию на

6882 оплату услуг ЖКХ в том случае, если не является должником по оплате услуг

6883 ЖКХ. Однако возникает вопрос в связи с тем, что определение того, должник

6884 человек или нет, в ведении частных коммунальных компаний. Частные

6885 коммунальные компании сами, без всяких судов это решают и предоставляют либо

6886 не предоставляют справку о том, является человек по отношению к ним имеющим

6887 задолженность либо не является.

6888

6889 Более того, здесь не работают сроки исковой давности, потому что сроки

6890 исковой давности распространяются на случаи, когда сторона, например

6891 коммунальная организация, предъявляет претензии в суд, но ничто не мешает

6892 частной фирме держать на своём балансе задолженность человека за 2010, 2009,

6893 2000, 1954-й и другие предшествующие годы. Понятно, что в результате

6894 создаются очень большие проблемы для людей: им предлагают делать сверки в

6895 отношении периодов, за которые, естественно, никто не сохранил никаких

6896 квитанций. Я уверен, что и из числа присутствующих в зале коллег никто

6897 квитанции на оплату коммунальных услуг, выходящие за пределы трёхлетнего

6898 срока исковой давности, не хранит, все поступают исходя из здравого смысла и

6899 норм Гражданского кодекса Российской Федерации. По официальным оценкам

6900 министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, доля плательщиков по

6901 коммунальным услугам у нас составляет 95 процентов, то есть из 100 человек 95

6902 добросовестно платят, но этим добросовестным людям необходимо идти в частную

6903 коммунальную организацию и брать для собеса справку о том, что они этой

6904 коммунальной организации ничего не должны, то есть существующий порядок

6905 приводит к ситуации, когда добросовестные плательщики должны кусок своей

6906 жизни потратить на доказывание того, что являются добросовестными

6907 плательщиками. Речь идёт о миллионах человек! У нас только по категории

6908 "ветераны труда" проходит порядка 10 миллионов граждан, которым приходится

6909 доказывать соответствующие обстоятельства. Понятно, что такой порядок

6910 является неверным, очевидно, что просто истрачиваются ресурсы нашей страны на

6911 сбор ненужных документов.

6912

6913 Предлагается вот что: если коммунальная организация, управляющая компания

6914 считает, что гражданин ей должен, она подаёт в суд и в суде это доказывает,

6915 соответствующие сведения есть в банке данных у службы приставов, и органы

6916 социальной защиты легко могут сами определить, кто является должником, а кто

6917 не является. Разумеется, если при этом человек подписал соглашение с

6918 коммунальной организацией о рассрочке платежа, то у него должна остаться

6919 возможность оформить коммунальные субсидии и льготы. В регионах люди этим

6920 правом, естественно, пользуются и сегодня, но мы должны официально закрепить

6921 это в нормах статей 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.

6922

6923 Получен в целом позитивный официальный отзыв Правительства Российской

6924 Федерации на законопроект, и я прошу всех коллег также его поддержать.

6925

6926 Хотел бы высказать слова благодарности председателям профильных комитетов

6927 Ярославу Евгеньевичу Нилову и Галине Петровне Хованской, которые в рамках

6928 двух комитетов - по социальной политике и по ЖКХ - провели все мероприятия,

6929 необходимые для того, чтобы данный законопроект мог быть сегодня представлен

6930 для рассмотрения Государственной Думой.

6931

6932 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.

6933

6934 С содокладом выступает Александр Геннадьевич Сидякин, первый заместитель

6935 председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

6936

6937 СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6938

6939 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну это тот случай, когда, мне

6940 кажется, дискуссии большой не будет, мы действительно провели большую и

6941 эффективную межфракционную, совместную работу, и результат её сегодня

6942 представлен вам в виде этого законопроекта. Конечно, гарантии социальной

6943 защиты важны, особенно для тех, кто является малообеспеченным, малоимущим,

6944 относится к этой категории, но не менее важно и наличие справедливых

6945 механизмов реализации этих гарантий.

6946

6947 И конечно, в тех случаях, о которых говорил Олег Васильевич, заставлять людей

6948 доказывать, что у них нет задолженности, заставлять приносить справки,

6949 которые очень сложно получить в управляющей организации, или в

6950 ресурсоснабжающей организации, или в товариществе собственников жилья, или в

6951 жилищно-строительном кооперативе, несправедливо, ведь речь, как правило, идёт

6952 о людях престарелых, о людях, которым в силу возраста ограничений довольно

6953 сложно получать эти справки. Законопроект в целом направлен на то, чтобы этот

6954 механизм облегчить, и он касается значительного количества людей. Вот я

6955 официальную статистику запросил: это 2 миллиона 649 тысяч семей, а

6956 численность членов этих семей - 5 миллионов 123 тысячи человек. Вы видите,

6957 что это не сотни тысяч, не какие-то там десятые доли процента, -

6958 действительно значительная часть населения сталкивается с неудобствами.

6959

6960 Олег Васильевич очень подробно рассказал о сути законопроекта. Статьи 159 и

6961 160 Жилищного кодекса предусматривают порядок выплаты субсидий или

6962 компенсаций. В обе эти статьи предлагается внести изменения, и в обоих

6963 случаях будет указано, что доказывание наличия задолженности возлагается на

6964 управляющие организации, товарищества собственников жилья,

6965 жилищно-строительные кооперативы, ресурсоснабжающие организации или

6966 наймодателей жилых помещений. Ну вот, собственно, организации всех этих

6967 категорий, их пять, и будут обязаны доказывать, что задолженность есть.

6968

6969 Есть отдельные замечания, которые высказало правительство. Кстати говоря,

6970 официальный отзыв поступил нам буквально сегодня (в СОЗД он уже есть), и в

6971 этом отзыве наш законопроект поддерживается. Спасибо коллегам за

6972 оперативность.

6973

6974 Я прошу вас поддержать, потому что закон правильный, справедливый и он нужен

6975 нашим гражданам.

6976

6977 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич.

6978

6979 Коллеги, будут вопросы? Есть вопросы.

6980

6981 Включите режим записи.

6982

6983 Покажите список.

6984

6985 Смолин Олег Николаевич.

6986

6987 СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Васильевич, мне кажется, что этот законопроект -

6988 очень важный шаг на пути дебюрократизации: народ задыхается от количества

6989 справок на справки и по поводу справок. Скажите, а нет ли идеи распространить

6990 эту хорошую инициативу на другие сферы общественной жизни, чтобы не сами люди

6991 собирали справки, а те, кто от них пытается эти справки требовать?

6992

6993 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон.

6994

6995 ШЕИН О. В. У нас есть официальные нормы по электронному документообороту

6996 между организациями, учреждениями для случаев, когда те могут самостоятельно

6997 получить сведения о том или ином человеке. Ну вот пример, проект, который мы

6998 сейчас рассматриваем, ведь не случайно возник, а в связи с тем, что в ряде

6999 регионов, в том числе в моей родной Астраханской области, в прошлом году при

7000 очередной трансформации порядка предоставления льгот социально нуждающимся

7001 категориям возникли серьёзные проблемы и люди были вынуждены часами стоять в

7002 очередях. Олег Николаевич, я думаю, если есть какие-то другие примеры -

7003 сегодняшний день показывает способность парламента хорошо работать в рамках

7004 межфракционного сотрудничества, и мы можем точно так же обратить эту практику

7005 и на другие аспекты, связанные с защитой интересов людей.

7006

7007 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7008

7009 Иванов Сергей Владимирович.

7010

7011 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Васильевич, вы наверняка не хуже меня знаете, что

7012 законы, скажем, типа закона Бойля - Мариотта очень редко приходят в голову

7013 всем одновременно. А вот тут законопроект (против которого у меня лично нет

7014 никаких возражений), довольно странный: он помечен буквами "ЕР", это значит,

7015 что он приоритетный для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а докладчиком выступаете вы.

7016 Скажите, как вам удалось совместно с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" так плодотворно

7017 поработать?

7018

7019 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон.

7020

7021 ШЕИН О. В. Мне кажется, мы здесь, в этом зале, знаем друг друга хорошо, и

7022 если есть вещи достаточно очевидные, то мы можем не ограничиваться работой

7023 внутри фракции. И я не случайно начал доклад со слов благодарности коллегам,

7024 повторю ещё раз: Андрей Константинович Исаев и Сергей Иванович Неверов - это

7025 те люди, которые сочли данный законопроект важным. Мы проводили встречи, мы

7026 разговаривали и в результате включили его в качестве приоритетного в повестку

7027 дня, пользуясь квотой, которая есть у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я уверен, что

7028 точно так же это поддержали бы и мои коллеги по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Мне

7029 кажется, тут мы действительно имеем пример хорошего сотрудничества, и,

7030 кстати, не первый, хотя есть позиция, Сергей Владимирович, по которой наши с

7031 вами точки зрения немного разошлись, - я напомню историю с декабрьским

7032 законом по притравочным станциям и с ноябрьским законом против живодёров,

7033 который тоже шёл как совместный, от разных фракций, и, кстати, фракция ЛДПР

7034 тогда поддержала, и за это я хотел бы вам сказать спасибо.

7035

7036 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7037

7038 Куринный Алексей Владимирович.

7039

7040 КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Олегу Васильевичу.

7041

7042 Олег Васильевич, один пласт, скажем так, сложностей для получателей субсидий

7043 этим законом вскрывается и преодолевается, но есть ещё одна огромная

7044 проблема, из-за которой многие наши граждане, по уровню доходов имеющие право

7045 претендовать на получение субсидий, их получить не могут, - это так

7046 называемая справка о заработной плате. Человек трудоспособного возраста

7047 должен представить либо такую справку, либо соответствующую справку из центра

7048 занятости.

7049

7050 В центре занятости люди стоят на учёте не более года, после этого,

7051 естественно, снимаются с учёта. И человек реально безработный, который не

7052 может найти работу, особенно в сельской местности, не может принести эту

7053 справку, а значит, лишается права на получение субсидии, причём не только он,

7054 но и вся семья, которая в этом жилом помещении прописана. Он член семьи, от

7055 него справки нет - на этом формальном основании органы власти отказывают в

7056 предоставлении субсидии. Вот об этой проблеме вы не думали? И можно ли будет

7057 её разрешить ко второму чтению или это уже в рамках другого законопроекта?

7058

7059 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон.

7060

7061 ШЕИН О. В. Алексей Владимирович, страна большая, и в разных регионах разные

7062 практики. Скажем, у меня на территории органы соцзащиты вполне

7063 удовлетворяются заявлением человека о том, что он является

7064 незарегистрированным безработным. Я предлагаю провести встречу и вместе

7065 посмотреть. Если это вытекает из каких-то федеральных нормативных актов, то

7066 это на самом деле, как мне кажется, предмет реагирования Думы, поскольку у

7067 нас, напомню, при 75 миллионах официально работающих граждан, по разным

7068 правительственным оценкам, от 15 миллионов до 30 миллионов человек - это

7069 незарегистрированные трудовые ресурсы и это люди, которые очевидно не могут

7070 принести соответствующих бумаг. Но я не исключаю, что это просто практика,

7071 которая реализуется чисто на вашей территории. Давайте вместе посмотрим. Я с

7072 удовольствием.

7073

7074 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7075

7076 Катасонов Сергей Михайлович.

7077

7078 КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.

7079

7080 Олег Васильевич, на самом деле проблема, которая решается данным

7081 законопроектом, важна, никто этого не отрицает, и, я думаю, уменьшение

7082 усилий, которые наши граждане, в том числе пожилые, затрачивают для получения

7083 вот этих справок, - это позитивный шаг. Вместе с тем вот такая проблема, как

7084 фактическая неуплата, с которой мы сталкиваемся, не всегда свидетельствует о

7085 том, что граждане используют эти средства по другому назначению. Это может

7086 быть и следствием того, что у людей просто нет средств для выполнения в

7087 полной мере обязательств по оплате ЖКХ. Скажите, а как вы относитесь к

7088 концепции, в рамках которой вот, скажем, то, что причитается в виде субсидий

7089 и компенсаций, вне зависимости от того, есть задолженность или нет её,

7090 поступало бы на счёт управляющей компании и в размере хотя бы 50 процентов

7091 снимало нагрузку с тех, кто имеет эти льготы?

7092

7093 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шеину включите микрофон.

7094

7095 ШЕИН О. В. Сергей Михайлович, когда в 2004 году у нас рассматривался проект

7096 печально известного 122-го федерального закона, я был докладчиком от моей

7097 родной фракции "Родина", которая потом трансформировалась в "СПРАВЕДЛИВУЮ

7098 РОССИЮ", и я как раз от нашей фракции критиковал его концепцию.

7099

7100 Мы всегда придерживались такой точки зрения, что монетизация льгот ухудшила

7101 положение льготников, во многом девальвировала сами льготы, поскольку

7102 увеличение выплат не успевало за реальным ростом цен на профильный

7103 льготируемый вид услуг, ведь эти льготы индексировались на среднюю инфляцию,

7104 а размер платы за коммунальные услуги рос быстрее. И безусловно, это также

7105 отрицательно отразилось на получении денег управляющими организациями,

7106 товариществами собственников жилья и коммунальными компаниями. Но я хотел бы

7107 сказать, что тема неплательщиков в значительной степени, сильно раздута. Я

7108 напомню, что, по официальным оценкам министерства ЖКХ, у нас тех, кто платит,

7109 95 процентов. Если же мы возьмём категорию пенсионеров (а значительная часть

7110 льготников - это именно пенсионеры, все ветераны труда, все труженики тыла,

7111 существенная доля инвалидов, "чернобыльцы" в принципе уже достигли

7112 пенсионного возраста), то ведь там собираемость не 95 процентов - по этой

7113 группе лиц она гораздо выше. В этих условиях мы тем более можем спокойно

7114 перейти на электронный документооборот, не понуждая добросовестных

7115 плательщиков ходить собирать бумажки о том, что они являются добросовестными

7116 плательщиками.

7117

7118 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7119

7120 Коллеги, есть ли желающие выступить по 28-му вопросу? Есть.

7121

7122 Включите режим записи на выступления.

7123

7124 Покажите список.

7125

7126 Коллеги, прежде чем я предоставлю слово для выступления, давайте обозначим

7127 программу нашей сегодняшней работы. Кроме этого законопроекта, нам сегодня

7128 обязательно нужно рассмотреть вопросы 29 и 32 - вопросы 30 и 31 можем

7129 рассмотреть завтра, - 29 законопроектов по сокращённой процедуре и два

7130 протокольных поручения. Я прошу всех иметь это в виду, это наша сегодняшняя

7131 программа-минимум.

7132

7133 Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.

7134

7135 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, сегодня действительно предстоит разрешить

7136 старый, давно наболевший вопрос о сборе справок, о дополнительном доказывании

7137 нуждаемости. Фракция КПРФ, безусловно, поддержит данный законопроект.

7138 Странно, что он не родился и не был принят раньше, и, кто бы ни был его

7139 автором, я думаю, мы сегодня единогласно этот законопроект поддержим, чтобы

7140 он максимально быстро вступил в силу.

7141

7142 Я не зря задавал вопрос Олегу Васильевичу о второй проблеме, которая

7143 существует у наших граждан. Я думаю, каждый из вас сталкивался с такими

7144 случаями, очень часто на приём приходят с этим: приходит бабушка, говорит,

7145 что у неё пенсия 10 тысяч рублей и она боится зимних, осенних месяцев, когда

7146 надо платить с учётом отопления 6-7 тысяч за квартиру, причём речь о

7147 небольших квартирах, скажем, 40 квадратных метров, которые подпадают под

7148 действие норм о субсидиях. И когда начинаешь спрашивать: "А почему же вы не

7149 можете получить? Вам по закону можно платить за услуги ЖКХ не более 2 тысяч

7150 рублей, ну, с учётом компенсации, даже тех 22 процентов, которыми сегодня

7151 ограничивают расходы на оплату", она отвечает: "А вот со мной прописан сын,

7152 он безработный". Из-за того что сын не может принести справку в комитет

7153 социальной защиты, эта бабушка не может воспользоваться своим правом. И ещё

7154 сотни, если не тысячи таких же граждан проживают конкретно в нашей

7155 Ульяновской области.

7156

7157 Я не знаю, насколько эта практика, скажем так, локальна, есть ли где-то

7158 случаи, когда соответствующие органы соцзащиты принимают документы в виде

7159 справки о том, что человек не работает, но я очень сильно в этом сомневаюсь,

7160 потому что регулирующее постановление правительства одно для всей страны. Я

7161 так понимаю, что если где-то чиновники находят возможности или основания не

7162 выплачивать эту субсидию, то суммы, которые регион регулярно возвращает в

7163 федеральный центр - каждый год это сотни миллионов рублей, не использованных

7164 на субсидии, - должны быть переданы как раз тем, кто не может воспользоваться

7165 своим правом.

7166

7167 Часть проблемы мы, надеюсь, решим сегодня, приняв в первом чтении

7168 законопроект, но остаётся ещё одна часть. Поэтому я призываю всех в этом зале

7169 всё-таки проанализировать практику в ваших регионах, чтобы, может быть, уже

7170 после региональной недели её обобщить, и, если такая проблема имеет место не

7171 только в отдельно взятой Ульяновской области, но и в остальных, тогда мы

7172 подобным же образом уже сформировали бы законодательную инициативу и закрыли

7173 бы вторую возможность недоплачивать нашим гражданам, самым нуждающимся, я

7174 повторю, которые ждут настоящей помощи.

7175

7176 Спасибо за внимание.

7177

7178 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7179

7180 Натаров Сергей Васильевич.

7181

7182 НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.

7183

7184 Конечно, законопроект нужный. Несколько лет мы мучили льготников, ситуация

7185 дошла до предела, до точки кипения, миллионы льготников направляли обращения

7186 всем, кому только можно. Неужели нужно по каждой статье ЖК ждать - вот до

7187 такой степени доводить ситуацию? И я вас уверяю, коллеги, что в Жилищном

7188 кодексе ещё придётся столько, так сказать, выравнивать статей, там столько

7189 нерешённых вопросов!.. До чего дошло это унижение! Люди, инвалиды, ветераны,

7190 и в расчётных центрах, и в учреждениях социальной защиты претерпели столько

7191 мучений, чтобы сегодня было принято это решение.

7192

7193 Мне кажется, необходим анализ тех статей ЖК, которые сегодня не работают.

7194 Фракция ЛДПР давно уже говорит об этом и предлагает комплексно подойти к

7195 решению вопросов ЖКХ и Жилищного кодекса.

7196

7197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7198

7199 Исаев Андрей Константинович.

7200

7201 ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7202

7203 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мне опять не повезло, я выступаю

7204 последним, когда все наиболее яркие темы и эпитеты использованы коллегами.

7205 Тем не менее хотел бы сказать несколько слов.

7206

7207 Я полностью согласен с Олегом Васильевичем в том, что это яркий пример

7208 хорошего межфракционного сотрудничества: наши коллеги из оппозиционной

7209 фракции поставили реальную проблему, они сталкивались с непониманием

7210 некоторых ведомств, мы включились в эту работу. И хочу подчеркнуть, что точку

7211 в этом споре поставил лично председатель правительства, который твёрдо

7212 заявил: бремя доказывания должно быть снято с гражданина и переложено на

7213 государство. И я думаю, этот принцип мы будем реализовывать и в дальнейшем:

7214 если к гражданину есть претензии, он не должен доказывать, что он не верблюд

7215 - государственные органы должны доказать, что претензии обоснованны.

7216

7217 Правы коллеги, когда говорят, что нам, наверное, стоит посмотреть и другие

7218 статьи Жилищного кодекса. Я хочу сказать, что вчера координационный совет по

7219 законодательной работе фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержал законопроект наших

7220 коллег, которые предлагают внести аналогичную поправку в статью 171 кодекса,

7221 где речь идёт о взносах на капитальный ремонт. Там тоже есть категории

7222 льготников, это инвалиды, это лица 70-80-летнего возраста, которые также

7223 должны предъявлять справки о том, что полученные ими средства были

7224 израсходованы на оплату соответствующих взносов. Мы можем решить и этот

7225 вопрос тоже. Для этого мы с вами, парламент, и нужны - чтобы, изучая

7226 правоприменительную практику, принимать решения в интересах людей.

7227

7228 Ещё раз хочу сказать спасибо нашим коллегам из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

7229 Уверен, вся Государственная Дума, весь парламент поддержит этот нужный для

7230 людей законопроект: бремя доказывания не на гражданах, а на государстве.

7231

7232 Спасибо за внимание.

7233

7234 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7235

7236 Коллеги, все фракции поддержали законопроект в своих выступлениях. Есть

7237 необходимость в заключительном слове, Олег Васильевич? Нет. Александр

7238 Геннадьевич? Тоже нет.

7239

7240 Коллеги, ставлю законопроект на голосование.

7241

7242 Включите режим голосования.

7243

7244 Покажите результаты.

7245

7246 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 04 сек.)

7247 Проголосовало за 403 чел.89,6 %

7248 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7249 Воздержалось 0 чел.0,0 %

7250 Голосовало 403 чел.

7251 Не голосовало 47 чел.10,4 %

7252 Результат: принято

7253

7254 Законопроект принимается единогласно в первом чтении.

7255

О проекте федерального закона № 344028-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа" (в целях оптимизации порядка применения контрольно-кассовой техники; внесён депутатами Государственной Думы А. М. Макаровым, Г. Я. Хором, Л. Я. Симановским, А. А. Ремезковым, Л. И. Ковпаком, И. З. Бикбаевым, В. В. Бузиловым, Н. Н. Гончаром, И. М. Гусевой, Г. И. Данчиковой, Н. С. Максимовой, А. А. Носовым, В. С. Скругом, А. З. Фарраховым, И. Н. Шубиным, Д. В. Юрковым, М. П. Беспаловой, А. Г. Кобилевым, В. В. Ивановым, А. Н. Красноштановым, В. Н. Карамышевым, И. В. Белых, В. М. Заварзиным, А. В. Канаевым, Е. А. Серпером, Н. Д. Боевой, И. Е. Марьяш, Н. В. Панковым, Н. В. Говориным, И. Х. Зиннуровым, А. К. Луговым, С. М. Катасоновым, С. В. Чижовым, М. М. Бариевым, В. И. Синяговским, членом Совета Федерации А. В. Коротковым).28. О проекте федерального закона № 3

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4051 Коллеги, мы переходим к рассмотрению пункта 27 - шести альтернативных

4052 законопроектов. Сначала будут доклады, а потом один содоклад от Комитета по

4053 бюджету и налогам.

4054

4055 Итак, пункт 27.1, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью

4056 9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении

4057 контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и

4058 (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные

4059 акты Российской Федерации" от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ". Доклад депутата

4060 Государственной Думы Николая Васильевича Арефьева.

4061

4062 Пожалуйста.

4063

4064 АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект выстрадан малым бизнесом.

4065 В страхе от того, что закон о контрольно-кассовой технике вступит в силу с 1

4066 июля текущего года, они забросали письмами всех депутатов, и сегодня на эту

4067 тему мы будем рассматривать шесть законопроектов.

4068

4069 Весь вопрос заключается в том, что малый бизнес должен закупить оборудование

4070 для фискального контроля. Я понимаю, что экономика не развивается, в бюджете

4071 денег нет, цена на нефть скачет то вниз, то вверх, деньги нужны, поэтому

4072 правительство разрабатывает любые законы, чтобы изъять как можно больше денег

4073 и из карманов предпринимателей, и из карманов остальных граждан. Вот и этот

4074 закон в том же русле - чтобы ни одна копейка предпринимателей, особенно

4075 малого бизнеса, не была не обложена налогом. Закон мы приняли в позапрошлом

4076 году, теперь он откладывается из года в год и 1 июля не вступит в силу,

4077 потому что перенесли на 1 июля 2019 года.

4078

4079 Казалось бы, торопиться не стоит, тем не менее законопроекты уже внесены,

4080 рассматривать их надо. Что мы предлагаем и почему за этот законопроект можно

4081 и нужно проголосовать? Мы предлагаем указать, что те предприниматели и

4082 физические лица, которые платят единый налог на вменённый доход или работают

4083 по патентной системе, не должны устанавливать вот эти самые кассовые машины.

4084 Эти люди один раз в год платят налог и, сколько бы они там ни зарабатывали,

4085 больше платить не будут, поэтому контрольно-кассовую технику им ставить

4086 совершенно не обязательно, она будет избыточной: что бы она ни показала,

4087 налог уже уплачен и никаких вопросов быть не может.

4088

4089 К тому же это малый бизнес, а малый бизнес зарабатывает очень мало. Нынешняя

4090 покупательная способность наших граждан чрезвычайно мала, и люди, работающие

4091 в малом бизнесе, едва концы с концами сводят, а чтобы установить

4092 контрольно-кассовую технику, работающую онлайн, надо потратить 40 тысяч

4093 рублей на покупку оборудования, это с одной стороны, с другой стороны, это

4094 оборудование ещё не произвела наша промышленность, потому что необходимо

4095 около 6 миллионов штук, а такого количества нет. Затраты не ограничиваются 40

4096 тысячами: где-то 15 тысяч рублей в год нужно платить за обслуживание этого

4097 оборудования - для малого бизнеса это неподъёмные расходы.

4098

4099 Вот если мы не примем сейчас этот законопроект и закон будет действовать в

4100 тех рамках, которые есть, под корень будут срезаны, уйдут все

4101 микропредприятия, все малые предприятия только из-за того, что не смогут

4102 закупить это оборудование. Но главное - оно и не нужно! Зачем малому бизнесу

4103 закупать оборудование, если платится единый налог на вменённый доход или

4104 покупается патент?! Мы и предлагаем: давайте освободим их от этой повинности.

4105

4106 Главное, что наш законопроект универсальный, он касается предпринимателей,

4107 которые работают по единому налогу на вменённый доход и по патенту. Есть

4108 законопроекты, в которых разбивка идёт по отраслям, - кто мороженым торгует,

4109 кто хлебом, - а под эту категорию подходят абсолютно все предприятия малого

4110 бизнеса, которые работают по такой системе налогообложения.

4111

4112 Если мы не примем наш закон, значит, люди обанкротятся, значит, малые

4113 предприятия обанкротятся. И тогда, во-первых, государство не получит

4114 дополнительных доходов, во-вторых, оно не получит и тех доходов, которые

4115 раньше были от налогообложения малых предприятий, в-третьих, пойдут затраты

4116 государства на безработных, которые высвободятся из-за закрытия предприятий

4117 малого бизнеса. Какую выгоду получит государство? Ну абсолютно никакой! Мало

4118 того, мы отправим на улицу, я думаю, миллионы людей: мы взяли малые

4119 предприятия с численностью работников до десяти человек (даже если работает

4120 не по десять, а по три человека), а таких предприятий миллионы - если они

4121 разорятся, то мы получим только рост безработицы. Помните, наверное, что,

4122 когда мы всего на 2 процента подняли отчисления в социальные фонды,

4123 разорилось сразу 300 тысяч предприятий по стране. А нашему малому бизнесу

4124 сейчас довольно нелегко работать. Мы недавно приняли закон о повышении МРОТ,

4125 минимального размера оплаты труда. Раньше он был 7 тысяч рублей и платили 2,5

4126 тысячи за каждого работника, теперь, когда он почти 12 тысяч рублей, за

4127 каждого работника надо платить 4 тысячи, дозакупать это оборудование, да ещё

4128 и арендная плата каждый год повышается.

4129

4130 Вы знаете, если мы говорим, что надо способствовать, помогать малому бизнесу,

4131 то надо способствовать и помогать ему, а не его закрытию, а пока что каждый

4132 закон, который мы здесь принимаем, только бьёт по благосостоянию, а не

4133 улучшает финансовое положение малых предприятий.

4134

4135 Я просил бы проголосовать за наш законопроект, который призван обеспечить

4136 дальнейшее существование малых предприятий, применяющих патентную систему и

4137 единый налог на вменённый доход.

4138

4139 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Теперь пункт 27.2. Проект федерального закона "О

4140 внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в

4141 Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении

4142 наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт"

4143 и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя

4144 Архангельского областного Собрания депутатов депутата Государственной Думы

4145 Дмитрия Васильевича Юркова.

4146

4147 Пожалуйста.

4148

4149 ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4150

4151 Достаточно короткий законопроект, в нём предлагается перенести с 1 июля 2018

4152 года, отсрочить до 1 января 2021 года обязанность по применению новой

4153 контрольно-кассовой техники, осуществляющей передачу в налоговые органы

4154 фискальных данных в онлайн-режиме, индивидуальных предпринимателей,

4155 применяющих патентную систему, и индивидуальных предпринимателей и

4156 организаций, использующих систему единого налога на вменённый доход.

4157 Основанием для такого предложения является то, что срок действия системы

4158 налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов

4159 деятельности продлён до 1 января 2021 года. Данный же законопроект вносился

4160 до того, когда президент принял решение, а мы его реализовали, продлив

4161 действие нормы до 1 июля 2019 года. Стоит отметить, что перенос срока не

4162 касается торговли и общественного питания, поэтому принципиально рассмотреть

4163 вопрос о введении контрольно-кассовой техники более содержательно и

4164 комплексно, определив, где действительно необходимо вводить

4165 контрольно-кассовую технику, а где это не имеет смысла. В соавторстве с

4166 коллегами разработан основной законопроект, который будет обсуждаться

4167 последним, и мы присоединимся к его доработке ко второму чтению.

4168

4169 Спасибо за внимание.

4170

4171 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий пункт, 27.3, мы решили рассмотреть без

4172 доклада, поскольку нет авторов.

4173

4174 Пункт 27.4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7

4175 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в

4176 Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении

4177 наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт"

4178 и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата

4179 Государственной Думы Валерия Викторовича Бузилова.

4180

4181 Пожалуйста.

4182

4183 БУЗИЛОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4184

4185 Уважаемые коллеги, выражая мнение авторов законопроекта № 273256-7, сообщаю,

4186 что мы согласны с предложением Комитета по бюджету и налогам об отклонении

4187 указанного законопроекта. Часть из положений нашего законопроекта нашла

4188 отражение в законопроекте, который будет представлен Андреем Макаровым, а

4189 также в ранее принятых решениях комитета. Спасибо, что нас услышали. Мы будем

4190 активно работать над поправками ко второму чтению.

4191

4192 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4193

4194 Теперь пункт 27.5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью

4195 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при

4196 осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием

4197 электронных средств платежа". Доклад представителя Законодательного Собрания

4198 Камчатского края депутата Государственной Думы Ирины Анатольевны Яровой.

4199

4200 Пожалуйста.

4201

4202 ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ

4203 РОССИЯ".

4204

4205 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня уникальный случай,

4206 когда мы, формально отклоняя законодательную инициативу, на самом деле её

4207 полностью поддерживаем.

4208

4209 Законодатели Камчатского края обозначили очень важную проблему, которая не

4210 была учтена при первоначальном правовом регулировании вопросов, связанных с

4211 применением особых аппаратов учёта совершаемых сделок. Вы знаете, что не

4212 могут быть отнесены к труднодоступным местностям административные центры,

4213 посёлки городского типа. В данном случае оказалась неучтённой специфика

4214 большой территории Российской Федерации. Так, на территории Камчатского края,

4215 на острове Беринга, есть уникальный муниципальный район Алеутский, который

4216 состоит из одного посёлка - Никольское. Конечно, сама география обозначает,

4217 что этот населённый пункт и в целом муниципальный район являются уникальными

4218 и не подпадают под возможные критерии и ограничения, поэтому наши камчатские

4219 коллеги предложили внести дополнение в действующий федеральный закон, чтобы

4220 учесть специфику и предусмотреть возможности применения особого правового

4221 режима в таких труднодоступных, удалённых местностях.

4222

4223 Нас, безусловно, устраивает вариант, который предложил профильный комитет, а

4224 именно: в решении комитета уже зафиксировано, что инициатива, предложенная

4225 Камчатским краем, будет полностью отражена в законопроекте, который комитет

4226 предлагает сегодня рассмотреть как основной, в рамках его подготовки ко

4227 второму чтению. Таким образом, мы создаём некий прецедент, когда фактически

4228 не отклоняем проект закона, а учитываем его в полной мере при принятии

4229 основного законопроекта, который рассматривается как альтернативный.

4230 Уважаемые коллеги, мы, безусловно, берём под контроль решение данного

4231 вопроса, чтобы во втором и в третьем чтениях подходы, предложенные

4232 камчатскими законодателями, были полностью учтены. Я думаю, что это,

4233 возможно, касается и других территорий, где пока ещё, может быть, не пришли к

4234 выводу о том, что уникальное географическое расположение обозначает

4235 возможности принятия уникальных правовых решений.

4236

4237 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4238

4239 Коллеги, законопроекты под пунктами 27.6, 27.7 отозваны, сняты с

4240 рассмотрения, таким образом, мы переходим к пункту 27.8.

4241

4242 Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О

4243 применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных

4244 расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа".

4245 Андрей Михайлович Макаров сделает доклад по этому законопроекту и содоклад по

4246 всем ранее представленным.

4247

4248 Пожалуйста.

4249

4250 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотел бы

4251 обратить внимание на то, что этот проект закона - определённое подведение

4252 итогов, результат тех решений, которые мы принимали по контрольно-кассовой

4253 технике. Как говорил философ, критерием истинности знаний является практика.

4254 И что же показывает практика? А практика показывает, что на сегодняшний день

4255 установлено чуть больше 1,5 миллиона касс, а выручка по сопоставимым

4256 показателям выросла больше чем в 1,5 раза. Вы представляете, сколько средств

4257 выведено из тени, сколько дополнительных налогов, сколько средств получат

4258 регионы, муниципалитеты для решения социальных проблем?! И главное, эти

4259 средства будут получены не за счёт увеличения налоговой нагрузки, а за счёт

4260 того, что мы выводим на свет тех, кто не платил налоги.

4261

4262 Конечно, можно сейчас говорить о том, как плохо малому бизнесу, как его

4263 вообще все замучили и так далее, можно сейчас поговорить о цифрах, которые

4264 здесь уже назывались, но я, пожалуй, ограничусь другим - я предоставлю слово

4265 самому малому бизнесу. Организация малого и среднего предпринимательства

4266 "ОПОРА РОССИИ" и все остальные организации малого бизнеса не просто

4267 поддерживают принятие этого закона, а отмечают, что нам удалось решить

4268 проблемы, о которых представители бизнеса говорили при введении

4269 контрольно-кассовой техники, так что на самом деле, наверное, сегодня надо

4270 находить какие-то другие аргументы, если мы хотим сказать, что этот проект

4271 закона бьёт по малому бизнесу.

4272

4273 И наконец, последнее, что хотел бы отметить. Наверное, не стоит так бросаться

4274 цифрами. Было сказано, что приобретение оборудования обойдётся в 40 тысяч

4275 рублей. Не в 40 тысяч - оборудование стоит от 12 тысяч (раньше стоило от 14

4276 тысяч, а сейчас, оказывается, есть уже и по 12 тысяч оборудование) до 80

4277 тысяч рублей, и каждый решает сам, какое оборудование для него удобно. При

4278 этом никто не сказал, что мы приняли решение, чтобы из бюджета предоставлялся

4279 налоговый вычет на сумму до 18 тысяч рублей на приобретённое оборудование.

4280 Выбираешь в этой категории - из бюджета возмещается. Так что я воздержался бы

4281 от того, чтобы говорить, что на приобретение контрольно-кассовой техники

4282 малый бизнес тратит последние средства, да и, если честно, я думаю, если для

4283 осуществления учёта бизнес - любой бизнес, малый или большой, - не может

4284 потратить 12 тысяч рублей, которые при этом ему возмещаются, то это не

4285 бизнес, это хобби.

4286

4287 Сейчас хотелось бы всё-таки перейти от тех предложений... Я думаю, мы

4288 прекрасно понимаем: предложения, мол, давайте освободим, как в одном из

4289 законопроектов предлагается, бизнес с численностью работников не более десяти

4290 человек... Да у нас такое количество компаний, где работают десять человек, с

4291 миллиардными, многомиллиардными оборотами - мы что, не понимаем этого?!

4292

4293 Нам сегодня приводили пример, говорили про ЕНВД - я приведу пример с шубами.

4294 Обратите внимание, раньше у нас в стране оборот по шубам был 6-7 миллиардов

4295 рублей, не больше, а как только ввели маркировку и ввели контрольно-кассовую

4296 технику, оборот по шубам в стране превысил 60 миллиардов рублей - порядковая

4297 разница! Что, у нас шубы стали больше носить? Или просто люди вышли из тени,

4298 потому что никому не хочется отвечать? Люди прекрасно поняли, что шубы,

4299 которые они продают, лучше зарегистрировать, чтобы не сесть в тюрьму, но

4300 только перед продажей (у нас же шубы самые "необеспеченные" люди и покупают,

4301 и носят) надо поставить всего одну маленькую прокладку - ЕНВД, и налога не

4302 будет вообще. И вот, получив десятикратное увеличение оборота по шубам, мы

4303 имеем увеличение собираемости налогов - а это исключительно региональные и

4304 местные бюджеты - всего 200 миллионов рублей. Мы должны об этом думать или не

4305 должны?!

4306

4307 Я хотел бы обратить внимание на один момент. Я искренне верю, что все авторы

4308 законопроектов - и многие здесь выступали и говорили об этом - действительно

4309 хотят помочь малому бизнесу в этой ситуации. И вот данный законопроект

4310 является продолжением того решения, которое было принято президентом и

4311 реализовано нами ещё в конце прошлого года. Президент сказал: давайте

4312 посмотрим... Для кого необходимо вводить контрольно-кассовую технику? Для

4313 тех, кто работает в сфере торговли - мы понимаем, почему в торговле это

4314 абсолютно необходимо: 50 с лишним процентов выручки в основном там, - и для

4315 тех, кто работает в сфере общественного питания. Это самые болезненные сферы,

4316 для них оставляем, а для остальных срок перенесён на 1 июля 2019 года.

4317

4318 Есть предложение продлить срок до 2021 года. Но ведь перенос до 2021 года -

4319 это не решение проблемы, это предложение о переносе решения проблемы ещё на

4320 два года. Создаёт это какую-то определённость для бизнеса? Конечно нет.

4321

4322 Мы глубоко убеждены, комитет по бюджету считает, что нам необходимо принимать

4323 решение, решение уже окончательное, и именно на это нацелил нас президент,

4324 когда он принимал у себя "ОПОРУ РОССИИ", представители которой говорили о

4325 том, в каких видах деятельности, возможно, не нужно применение ККТ, -

4326 президент согласился и сказал: давайте это проработаем. Проработка

4327 осуществлена той самой группой, которую мы создали в Государственной Думе,

4328 кстати, межфракционной группой. Она выработала эти предложения вместе с

4329 Федеральной налоговой службой и, естественно, со всеми организациями бизнеса

4330 - вам представлены общие предложения.

4331

4332 Что ещё надо обсудить? Скажем, надо ли вводить контрольно-кассовую технику

4333 при применении патентной системы? Если это торговля или услуги общественного

4334 питания, наверное, надо, а в остальных сферах стоимость патента ведь не

4335 зависит от оборота. Это, наверное, то, что нам предстоит решить, это есть в

4336 заключении комитета. Надо ли посмотреть на ЕНВД с точки зрения того, что

4337 будет? Надо. Даже с учётом того, что я сейчас говорил о шубах, этот вопрос,

4338 безусловно, тоже необходимо рассмотреть дополнительно.

4339

4340 Сейчас же в законопроекте под пунктом 27.8 мы на самом деле решаем вопросы,

4341 которые совершенно ясны. Например, автоматы по продаже товаров - надо ли было

4342 по ним устанавливать обязанность по применению контрольно-кассовой техники?

4343 Посмотрели - действительно, не надо, для них исключается. Торговля в

4344 самолётах. И так далее и так далее, я не буду перечислять, в документах всё

4345 подробно изложено.

4346

4347 Последний законопроект из списка альтернативных на самом деле собрал всё то,

4348 что предлагали авторы, всё то, что проработано авторами в других

4349 законопроектах. Здесь выступала Ирина Анатольевна с совершенно справедливым и

4350 важным предложением, которое сделало Заксобрание Камчатского края. У нас,

4351 безусловно, есть территории, где просто нет Интернета. Здесь очевидная

4352 ситуация, ну так давайте посмотрим, может быть, там нужна контрольно-кассовая

4353 техника, которая будет просто фиксировать, а передачу данных в онлайн-режиме

4354 не надо требовать ни от бизнеса, ни от региона, давайте просто этот вопрос

4355 рассмотрим, никто же не собирается... Это тоже надо рассмотреть в рамках

4356 второго чтения. Предложения, которые сделало Законодательное Собрание

4357 Камчатского края, безусловно, надо учитывать, безусловно. И есть предложение

4358 собрать все эти законопроекты вместе, вместе их рассмотреть, проработав ещё

4359 раз для этого тот законопроект, который мы примем, разослать во все регионы.

4360 Кстати, я хотел бы обратить внимание: все регионы страны - и законодательные

4361 органы, и исполнительные органы власти регионов - прислали по этому

4362 законопроекту исключительно положительные заключения, все этот закон ждут.

4363 Разошлём им, получим реакцию - месяц.

4364

4365 Почему мы, честно говоря, торопимся? Потому что срок начала действия ранее

4366 принятого закона - за исключением категорий, в отношении которых срок

4367 перенесён, - 1 июля 2018 года. Значит, нам надо поторопиться, быстро это

4368 отработать, чтобы люди получили полную определённость по вопросам, что и от

4369 кого государство ждёт, а что, как государство говорит, нет необходимости

4370 делать и как мы будем это контролировать.

4371

4372 Вот, строго говоря, что я могу сказать по этому вопросу. Я не хочу выступать

4373 от имени комитета по всем законопроектам, которые были вынесены, там есть как

4374 позитивные моменты, так и моменты, с которыми, наверное, сложно согласиться,

4375 а какие-то вопросы уже были нами решены в прошлом году. Сейчас предлагается

4376 всё это объединить и окончательно решить все проблемы, связанные с

4377 использованием контрольно-кассовой техники, этого просит от нас бизнес, эту

4378 задачу поставил перед нами президент. Комитет по бюджету предлагает взять за

4379 основу последний законопроект, о котором я доложил, и доработать его ко

4380 второму чтению.

4381

4382 Спасибо за внимание.

4383

4384 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4385

4386 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.

4387

4388 Включите режим записи на вопросы.

4389

4390 Покажите список.

4391

4392 Савельев Дмитрий Иванович.

4393

4394 САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.

4395

4396 Уважаемый Андрей Михайлович, для выполнения требований законодательства

4397 предпринимателям придётся обзавестись новыми кассовыми аппаратами, которые

4398 отличаются от прежних по ряду характеристик, в первую очередь наличием модема

4399 для передачи данных в режиме реального времени в налоговые органы.

4400 Нововведение, безусловно, потребует дополнительных мер для обеспечения

4401 безопасности. Передача данных в режиме реального времени подразумевает

4402 наличие соединения через Интернет, и эта информация будет представлять

4403 ценность для злоумышленников, а значит, её могут перехватить, похитить.

4404

4405 Новые кассовые аппараты могут стать привлекательной целью для заражения

4406 вирусами-вымогателями: оказавшись в устройстве, такая программа способна

4407 зашифровать содержимое аппарата и потребовать от его владельца выкуп за

4408 расшифровку. Также возможно обнаружение в программном обеспечении новых

4409 кассовых аппаратов уязвимостей, которые могут использоваться

4410 киберпреступниками для кражи или подмены информации.

4411

4412 Вы совершенно верно отметили, что малому бизнесу нужно помогать. Так вот

4413 скажите, пожалуйста, каким образом вы планируете решать указанные проблемы?

4414

4415 МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос, мне кажется, очень важный вопрос

4416 прозвучал. Наверное, можно сказать, что за истекший год применения техники

4417 пока ещё ни один киберпреступник, негодяй - ни наш, ни из-за границы, - ни

4418 один вымогатель не попробовал войти через контрольно-кассовую технику, чтобы

4419 у представителей малого бизнеса что-то вымогать. Наверняка такой риск

4420 появится в будущем, когда малый бизнес благодаря нашим законам станет

4421 большим, пока же можно этой угрозой не то чтобы пренебречь, но по крайней

4422 мере не считать её угрозой сегодняшнего дня.

4423

4424 Что касается необходимости решать проблемы - вы абсолютно правы, я думаю,

4425 ваши коллеги по фракции, которые вместе с нами участвовали в разработке

4426 предлагаемого законопроекта, именно из этого исходили, и решение многих из

4427 этих вопросов уже предложено в законопроекте, который внесён, а целый ряд их

4428 - посмотрите заключение комитета - мы предлагаем решить в рамках второго

4429 чтения.

4430

4431 Ну и я ещё раз хотел бы сказать, что говорить сегодня о том, что... Вы же

4432 ставите вопрос, говорите, что это фундаментально невозможно, но практика,

4433 результаты применения контрольно-кассовой техники таковы: более 50 процентов

4434 увеличение выхода выручки, то есть происходит выход из тени, и ни одного

4435 случая злоупотребления с чьей бы то ни было стороны пока не было.

4436

4437 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.

4438

4439 ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.

4440

4441 Уважаемый Андрей Михайлович, у меня два коротких вопроса.

4442

4443 Предполагается, что отмена использования бумажного чека и одна касса на

4444 несколько автоматов возможны при условии наличия табло с QR-кодом, которые

4445 должны быть установлены к 1 февраля 2020 года. Возникает вопрос: как работать

4446 до 1 февраля 2020 года - с принтером, с чеком или вообще без всего?

4447

4448 И второй вопрос: кто и как будет контролировать срок годности и виды пищевой

4449 продукции при торговле через автоматы, допустим, теми же снеками или

4450 бутербродами?

4451

4452 МАКАРОВ А. М. Я глубоко убеждён, что контрольно-кассовая техника срок

4453 годности сама по себе учесть не может, но вот связь информации о продукции,

4454 которую получает налоговая служба, с информацией о том, как она продана,

4455 позволяет это выявить. Например, посмотрите, прошла маркировка лекарств,

4456 используемая контрольно-кассовой техникой, и сейчас мы видим любую упаковку,

4457 любую таблетку, потому что некоторые лекарства идут даже не упаковками, а

4458 таблетками: как они приходят в страну, если произведены за границей, или

4459 какой завод их производит в России, как они поступили к дистрибьютеру, как

4460 попали в аптеку и когда проданы - мы видим всю цепочку. Во-первых, это

4461 исключает возможность фальсификации лекарств - я думаю, через два года мы

4462 просто забудем о проблеме фальсификации лекарств, - а во-вторых, это даёт

4463 возможность видеть, где, в каком звене этой цепочки появляется наценка и

4464 насколько она обоснованна. И кстати, если уж будет сделана наценка, с неё

4465 надо будет заплатить налог.

4466

4467 Вот в данном случае вопрос, который вы задаёте, не по теме этого

4468 законопроекта, но этот закон позволит государству получить данные, чтобы

4469 осуществлять контроль в этой сфере.

4470

4471 И ещё раз хотел бы просто предложить вам обратиться к своим коллегам по

4472 фракции, которые участвовали в разработке законопроекта: они подробнее вам

4473 это объяснят с учётом того, что у них будет больше времени.

4474

4475 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.

4476

4477 ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

4478

4479 Уважаемый Андрей Михайлович, два вопроса.

4480

4481 Первый: в чём смысл применения ККМ предпринимателями, которые платят налог на

4482 вменённый доход? При таком налогообложении сумма налога не зависит

4483 непосредственно от объёма услуг, который они оказывают, от дохода, на то он и

4484 вменённый. Нет ли смысла урегулировать это во втором чтении? Мне кажется, это

4485 как раз тема для такого хорошего погружения, глубокого и предметного.

4486

4487 И второй вопрос: поясните, пожалуйста, - у нас очень сложная думская система,

4488 СОЗД, по ней трудно сориентироваться - что у нас происходит с общественным

4489 транспортом, весь общественный транспорт может работать без ККМ или только

4490 какие-то виды общественного транспорта, и если есть дифференциация, то чем

4491 она обусловлена, какие здесь мотивы?

4492

4493 МАКАРОВ А. М. Вы знаете, коллеги, я могу честно сказать, что не на все

4494 вопросы могу ответить. Вот как-то общественный транспорт с точки зрения этого

4495 законопроекта меня пока не волновал. Если вы считаете, что эту проблему надо

4496 рассмотреть, мы обязательно готовы к ней вернуться в рамках второго чтения. Я

4497 пока этой проблемы просто не чувствую.

4498

4499 Что касается первого вашего вопроса, это обязательно надо посмотреть, я не

4500 готов ответить ни да, ни нет, давайте посмотрим. Ну и я вам привёл пример

4501 того, как применение ЕНВД абсолютно доходным шубным бизнесом влечёт за собой

4502 непоступление реальных доходов в бюджет государства. Ясно, что режим ЕНВД в

4503 своё время вводился в отношении того, что мы не могли контролировать. Я вам

4504 просто напоминаю смысл ЕНВД: на ЕНВД переводились виды деятельности, доход по

4505 которым невозможно было контролировать, определялся какой-то вменённый доход,

4506 и с него платили. То есть администрирование стоило дороже, чем вот тот единый

4507 платёж, который делался. Когда появляются механизмы контроля, которые нужны

4508 для того, чтобы перевести деньги из чёрной или серой схемы в белую, что даёт

4509 дополнительные поступления по налогам и так далее, конечно, должно

4510 пересматриваться и отношение к ЕНВД. Там, где таких вопросов нет, наверное,

4511 нет необходимости в контрольно-кассовой технике; там, где такие вопросы есть,

4512 надо посмотреть: а может ли этот вид деятельности оставаться на ЕНВД? Скажем,

4513 шубный бизнес, наверное, не может оставаться на ЕНВД, я думаю, жизнь это

4514 доказала.

4515

4516 А дальше возникает другая проблема. Мы сделали очень важный шаг: чтобы

4517 бизнес, который применяет ЕНВД, не волновался о последствиях, мы продлили

4518 срок действия ЕНВД до 2021 года - они могут спокойно работать. Но ведь с

4519 использованием механизма ЕНВД работают и в сфере торговли, и в сфере

4520 общественного питания, а здесь контрольно-кассовая техника очень нужна. Более

4521 того, если говорить о контрольно-кассовой технике, это ведь имеет не только

4522 фискальное значение, важно не только сколько собирает государство, но и

4523 сколько взяли денег с человека, сколько человек заплатил, потому что стоит 50

4524 рублей, а с человека берут 100 рублей. То есть, простите, контрольно-кассовая

4525 техника нужна для защиты человека от поборов, которые, к сожалению, в этих

4526 сферах ещё есть, и очень серьёзные, и это уже не зависит от режима, который

4527 использует налогоплательщик, это другое. Но вот это всё надо сопоставить,

4528 поэтому мы предлагаем решать вопрос комплексно. Я не случайно сказал, и

4529 комитет предлагает, чтобы вопросы, касающиеся и патентов, и ЕНВД, обсудить в

4530 рамках второго чтения.

4531

4532 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.

4533

4534 Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.

4535

4536 АРЕФЬЕВ Н. В. Мой вопрос уже был задан, но Андрей Михайлович на него не

4537 ответил.

4538

4539 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Андрей Михайлович? Спасибо.

4540

4541 Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие? Есть.

4542

4543 Включите режим записи.

4544

4545 Покажите список.

4546

4547 Луговой Андрей Константинович.

4548

4549 ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР.

4550

4551 Уважаемые коллеги, не мог не выступить, потому что, если вы помните, ровно

4552 год назад нашей фракцией был заострён вопрос о правоприменительной практике в

4553 отношении закона о фискальных накопителях, а именно этот закон мы сегодня, по

4554 сути дела, рассматриваем. И надо отдать должное, вопросы, которые мы

4555 поднимали год назад, оказали своё действие, в том числе закон, который мы

4556 сегодня рассматриваем, является, скажем так, их плодом. А после того как

4557 здесь, в Государственной Думе, рядом комитетов были проведены соответствующие

4558 "круглые столы", на это было обращено внимание президента, и был сделан ряд

4559 заявлений исполнительной власти о том, что закон требует определённой

4560 корректировки. Ну было бы странно, если бы этого не было, учитывая, что

4561 вообще вся концепция онлайн-фискализации, безусловно, весьма и весьма

4562 передовая, и в этом смысле системой, которая у нас есть, мы действительно

4563 можем похвастаться. Вместе с тем, поддерживая, естественно, предложения,

4564 которые содержатся в данной концепции, я хотел бы, не затрагивая

4565 положительных моментов, о которых уже было много сказано докладчиком,

4566 отметить, что ряд моментов всё-таки не учтён в концепции, хотел