Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 360863-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

у Президента РФ
04.06.2014

Номер законопроекта:360863-6
Дата внесения законопроекта в ГД:16.10.2013
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/360863-6
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:04.06.2014
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:146-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Атанов Егор Васильевич, Член СФ
Афанасов Михаил Александрович, Член СФ
Джабаров Владимир Михайлович, Член СФ
Добрынин Константин Эдуардович, Член СФ
Еремеев Олег Витальевич, Член СФ
Журавлев Николай Андреевич, Член СФ
Заболотная Татьяна Владимировна, Член СФ
Зуга Игорь Михайлович, Член СФ
Кавджарадзе Максим Геннадьевич, Член СФ
Киричук Степан Михайлович, Член СФ
Клишас Андрей Александрович, Член СФ
Косарев Николай Валентинович, Член СФ
Кошин Игорь Викторович, Член СФ
Кривицкий Дмитрий Борисович, Член СФ
Кулаков Владимир Федорович, Член СФ
Лебедев Леонид Леонидович, Член СФ
Лисицын Анатолий Иванович, Член СФ
Лукин Сергей Николаевич, Член СФ
Майоров Алексей Петрович, Член СФ
Макин Геннадий Иванович, Член СФ
Мамедов Сергей Валерьевич, Член СФ
Матвиенко Валентина Ивановна, Член СФ
Николаева Галина Григорьевна, Член СФ
Пожитков Николай Федорович, Член СФ
Пономарев Валерий Андреевич, Член СФ
Пономарев Михаил Николаевич, Член СФ
Суюнчев Мурат Ханафиевич, Член СФ
Тер-Аванесов Александр Борисович, Член СФ
Торшин Александр Порфирьевич, Член СФ
Тюльпанов Вадим Альбертович, Член СФ
Федоряк Николай Александрович, Член СФ
Фомин Игорь Вадимович, Член СФ
Хапсироков Мурат Крым-Гериевич, Член СФ
Чуб Владимир Федорович, Член СФ
Шверикас Вячеслав Николаевич, Член СФ
Щеблыгин Сергей Евгеньевич, Член СФ
Варфоломеев Александр Геогиевич, Член СФ
Кононова Людмила Павловна, Член СФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №360863-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Дата заседания 23.05.2014, номер заседания 172, строк в стенограмме 8523

О проекте федерального закона № 360863-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части введения формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов); принят в первом чтении 17 января 2014 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3381 13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в

3382 Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской

3383 Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и

3384 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

3385 участие в референдуме граждан Российской Федерации".

3386

3387 Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.

3388

3389 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

3390 представлены две таблицы поправок. В таблице поправок № 1 девять поправок,

3391 прошу утвердить таблицу.

3392

3393 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.

3394

3395 Включите режим голосования.

3396

3397 Покажите результаты.

3398

3399 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 51 сек.)

3400 Проголосовало за 364 чел.80,9 %

3401 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3402 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3403 Голосовало 364 чел.

3404 Не голосовало 86 чел.19,1 %

3405 Результат: принято

3406

3407 Принимается.

3408

3409 Пожалуйста, Владимир Николаевич.

3410

3411 ПЛИГИН В. Н. Коллеги, также имеется таблица № 2. Я прошу утвердить таблицу №

3412 2, в которой тринадцать поправок.

3413

3414 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть у Бориса

3415 Сергеевича Кашина. Ещё есть у кого-то предложения? У Дмитрия Геннадьевича

3416 Гудкова.

3417

3418 Включите микрофон депутату Кашину.

3419

3420 КАШИН Б. С. Можно сначала Гудков?

3421

3422 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гудкову включите микрофон.

3423

3424 ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3425

3426 Прошу вынести на отдельное голосование мои поправки 11 и 12.

3427

3428 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 11 и 12.

3429

3430 Борису Сергеевичу Кашину включите микрофон.

3431

3432 КАШИН Б. С. Поправка 8.

3433

3434 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 8.

3435

3436 Ставлю на голосование таблицу поправок № 2, за исключением поправок 11, 12 и

3437 8.

3438

3439 Включите режим голосования.

3440

3441 Покажите результаты.

3442

3443 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 11 сек.)

3444 Проголосовало за 325 чел.72,2 %

3445 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3446 Воздержалось 1 чел.0,2 %

3447 Голосовало 326 чел.

3448 Не голосовало 124 чел.27,6 %

3449 Результат: принято

3450

3451 Принимается.

3452

3453 Микрофон Дмитрию Геннадьевичу Гудкову включите.

3454

3455 Поправка 11.

3456

3457 ГУДКОВ Д. Г. Уважаемые коллеги, действительно, закон очень важный, об этом

3458 законе, о предложении вернуть графу "Против всех", говорили, наверное, в ходе

3459 избирательной кампании многие присутствующие здесь. Действительно, у наших

3460 граждан должна быть возможность голосовать против всех, тем более что, как вы

3461 знаете, очень часто в регионах многих кандидатов просто не допускают к

3462 выборам, к участию в избирательных кампаниях, но вместе с тем я хочу обратить

3463 ваше внимание на то, что мы этим же законом даём возможность регионам

3464 самостоятельно определять, возвращать графу "Против всех" или не возвращать.

3465 Таким образом, получается, что у нас конституционное избирательное право

3466 граждан по-разному реализуется в разных регионах, хотя по идее права жителей

3467 Ивановской области ничем не должны отличаться от прав жителей Рязанской или

3468 Московской областей, например, потому что, повторяю, речь идёт о

3469 конституционных избирательных правах граждан. У нас же получается, что,

3470 например, в одном регионе люди придут на избирательный участок и у них

3471 действительно будет такая возможность, а в других регионах не будет. Мы

3472 действительно поддерживаем идею о возвращении графы "Против всех", но

3473 предлагаем просто лишить регионы такого права, потому что в противном случае

3474 местные чиновники в регионах будут использовать графу "Против всех" для того,

3475 чтобы снимать неугодных кандидатов, чтобы, соответственно, создавать

3476 дополнительные преимущества для той или иной партии. Я считаю, что должны

3477 быть равные возможности у жителей разных регионов, и прошу поддержать эту

3478 поправку.

3479

3480 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне.

3481

3482 ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, то, о чём говорил сейчас Дмитрий Геннадьевич

3483 Гудков, даёт возможность ещё раз повторить норму, и важно, что эта норма

3484 будет учитываться субъектами Российской Федерации. В тексте законопроекта мы

3485 предлагаем оставить положение о том, что законом субъекта Российской

3486 Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы

3487 власти субъектов, в органы местного самоуправления... Я подчёркиваю, закон

3488 регулирует только вопросы голосования на уровне органов местного

3489 самоуправления, законом субъекта может быть предусмотрено, что данная строка

3490 "Против всех" в бюллетенях не указывается. Таким образом, это право региона в

3491 условиях федеративной структуры Российского государства. Предлагаем эту норму

3492 оставить в той редакции, которая предлагается ко второму чтению, то есть

3493 поправку не учитывать.

3494

3495 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3496

3497 Ставлю на голосование поправку 11 Дмитрия Геннадьевича Гудкова.

3498

3499 Включите режим голосования.

3500

3501 Покажите результаты.

3502

3503 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 20 сек.)

3504 Проголосовало за 50 чел.11,1 %

3505 Проголосовало против 3 чел.0,7 %

3506 Воздержалось 1 чел.0,2 %

3507 Голосовало 54 чел.

3508 Не голосовало 396 чел.88,0 %

3509 Результат: не принято

3510

3511 Отклоняется поправка.

3512

3513 Дмитрий Геннадьевич Гудков. Поправка 12.

3514

3515 ГУДКОВ Д. Г. Уважаемые коллеги, данным законопроектом мы возвращаем графу

3516 "Против всех" на разные уровни выборов, но почему-то мы забыли о самых

3517 главных выборах в нашей стране - выборах президента. Собственно, поправкой

3518 предлагается вернуть графу "Против всех" и при голосовании на выборах

3519 президента, тем более что у нас часто бывают разные скандалы с регистрацией

3520 кандидатов на должность президента - вспомните, как, например, не

3521 зарегистрировали Явлинского, - я уже не буду говорить о других выборах,

3522 которые проходили раньше. У граждан должна быть возможность на выборах, в том

3523 числе и президентских, если они не видят своего кандидата или если он по

3524 каким-то причинам не был зарегистрирован, голосовать против всех, тем более

3525 что мы знаем: у нас достаточно жёсткое законодательство о проведении выборов

3526 президента - необходимо собрать два миллиона подписей, соответственно, даются

3527 достаточно жёсткие сроки, собрать сложно, часто сотрудники избирательных

3528 комиссий злоупотребляют своими правами, когда просто находят большое

3529 количество брака в собранных подписях, ну и так далее.

3530

3531 Я думаю и надеюсь, что наши постоянные участники президентских избирательных

3532 кампаний, ну, наверное, не боятся проиграть кандидату, обозначенному в графе

3533 "Против всех", и если не боятся, то давайте поддержим эту поправку, вернём

3534 графу "Против всех" и на президентских выборах.

3535

3536 Спасибо большое.

3537

3538 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста.

3539

3540 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При обсуждении

3541 законопроекта, в том числе в рамках рассмотрения его в первом чтении, мы

3542 очень предметно обсуждали тот уровень, на котором может быть наиболее точно

3543 использована графа "Против всех", и вот уровень персонального знакомства,

3544 который существует при формировании органов местного самоуправления, - это,

3545 видимо, тот уровень, на котором и стоит остановиться при использовании

3546 данного института. Кстати, и при рассмотрении законопроекта в первом чтении

3547 не предполагалось использование данной графы при голосовании на выборах

3548 Президента Российской Федерации. В связи с этим предлагаем поправку оставить

3549 в таблице отклонённых.

3550

3551 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 12.

3552

3553 Включите режим голосования.

3554

3555 Покажите результаты.

3556

3557 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 58 сек.)

3558 Проголосовало за 80 чел.17,8 %

3559 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3560 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3561 Голосовало 80 чел.

3562 Не голосовало 370 чел.82,2 %

3563 Результат: не принято

3564

3565 Отклоняется поправка.

3566

3567 По ведению - Дмитрий Геннадьевич Гудков.

3568

3569 ГУДКОВ Д. Г. Уважаемый Иван Иванович, я тут выяснил, что мы, оказывается, уже

3570 голосовали по 2-му пункту повестки, - прошу зафиксировать, что Гудков

3571 голосовал за.

3572

3573 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, учтём.

3574

3575 Борис Сергеевич Кашин. Поправка 8.

3576

3577 КАШИН Б. С. Эта поправка внесена не только мной, но и депутатами Решульским и

3578 Коломейцевым, и близка к тому, о чём говорил депутат Гудков. Речь идёт о том,

3579 что у нас власть не реагирует на то, что происходит в обществе, в стране, в

3580 парламенте, я имею в виду исполнительную власть, и вот как раз такое

3581 серьёзное голосование против всех кандидатов на президентских выборах - это

3582 сигнал, от реагирования на который уже уклониться будет невозможно.

3583

3584 Сегодня депутат Хинштейн выступал и критиковал Министерство образования и

3585 науки, и это очередное сто семьдесят пятое китайское предупреждение, но, как

3586 в басне Крылова: "А Васька слушает, да ест". Даже общие позиции парламента

3587 абсолютно игнорируются исполнительной властью, мы до президента мнение

3588 донести не можем - вот пусть хотя бы народ имеет возможность высказаться,

3589 поэтому мы и предлагаем оставить на президентских выборах графу "Против

3590 всех".

3591

3592 Владимир Николаевич, если бы это было при первом чтении, мы не вносили бы

3593 поправки! Это странное замечание. И я напоминаю, что эта графа существовала

3594 на президентских выборах, но в результате вот такой двухходовки она уходит с

3595 сохранением якобы, так скажем, учёта мнения граждан. Предлагаю поддержать вот

3596 эту позицию: вернуть графу "Против всех" на президентских выборах.

3597

3598 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин.

3599

3600 ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, Борис Сергеевич попробовал использовать эту

3601 поправку, так же как и поправку к закону о Конституционном Суде, для

3602 обозначения некоторых политических деклараций. Прежде всего мне кажется, что

3603 вся последняя работа в зале Государственной Думы свидетельствует о том, что

3604 ветви власти учитывают позиции друг друга. Кстати, обратите внимание на этот

3605 законопроект: данный законопроект был внесён нашими коллегами - членами

3606 Совета Федерации, это их инициатива, и, таким образом, и в этой части их

3607 позиция учитывается. С моей точки зрения, страна показывает достаточно

3608 стабильное, динамичное развитие, которое только и возможно, ещё раз хочу

3609 сказать, с учётом интересов друг друга.

3610

3611 Что касается уровня, на котором должна сохраняться данная позиция, мы это

3612 неоднократно обсуждали. Применительно к выборам Президента Российской

3613 Федерации отмечаю только то, что концепцией законопроекта, представленного

3614 для рассмотрения в первом чтении, выборы Президента Российской Федерации не

3615 охватывались, поэтому предлагаем данную поправку оставить в таблице

3616 отклонённых.

3617

3618 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 8.

3619

3620 Включите режим голосования.

3621

3622 Покажите результаты.

3623

3624 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 20 сек.)

3625 Проголосовало за 129 чел.28,7 %

3626 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3627 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3628 Голосовало 129 чел.

3629 Не голосовало 321 чел.71,3 %

3630 Результат: не принято

3631

3632 Отклоняется поправка.

3633

3634 Все поправки рассмотрены, выносим законопроект на "час голосования".

3635

3636 По ведению - Гартунг Валерий Карлович.

3637

3638 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, у нас, видимо, не сработала карточка:

3639 по пункту 2 депутат Доронин голосовал за.

3640

3641 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.

3642

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6630 13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в

6631 Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской

6632 Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и

6633 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

6634 участие в референдуме граждан Российской Федерации", второе чтение.

6635

6636 Включите режим голосования.

6637

6638 Покажите результаты.

6639

6640 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 07 сек.)

6641 Проголосовало за 362 чел.80,4 %

6642 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6643 Воздержалось 1 чел.0,2 %

6644 Голосовало 363 чел.

6645 Не голосовало 87 чел.19,3 %

6646 Результат: принято

6647

6648 Принимается.

6649

6650 Комитет предлагает принять его и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить

6651 по мотивам? Нет.

6652

6653 Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении.

6654

6655 Включите режим голосования.

6656

6657 Покажите результаты.

6658

6659 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 33 сек.)

6660 Проголосовало за 368 чел.81,8 %

6661 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6662 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6663 Голосовало 368 чел.

6664 Не голосовало 82 чел.18,2 %

6665 Результат: принято

6666

Дата заседания 17.01.2014, номер заседания 141, строк в стенограмме 6174

О проекте федерального закона № 360863-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1566 6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1567 законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования

1568 против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)".

1569

1570 Александр Порфирьевич Торшин, пожалуйста.

1571

1572 ТОРШИН А. П., член Совета Федерации.

1573

1574 Доброе утро, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Позвольте мне

1575 представить вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений

1576 в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения формы

1577 голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)", который

1578 направлен на возвращение такого права граждан, как голосование на выборах

1579 против всех. Этот законопроект подготовлен членами Совета Федерации и внесён

1580 в Государственную Думу 16 октября прошлого года.

1581

1582 Уважаемые коллеги, равенство избирательных прав, как установлено

1583 Конституцией, что нашло отражение в решении Конституционного Суда,

1584 предполагает, что каждый избиратель имеет один голос, что голос одного

1585 избирателя равен голосу другого, что голоса "за" и "против" равносильны и

1586 равнозначны, что голосование против каждого конкретного кандидата имеет такую

1587 же юридическую значимость, как и голосование против всех.

1588

1589 Общеизвестно, что только те выборы могут считаться подлинно демократическими,

1590 которые обеспечивают гражданам возможность их волеизъявления, каким бы оно ни

1591 было. У нас же сегодня на практике получается так, что избиратель, которого

1592 не устраивает ни один из кандидатов, ни одна из партий, не имеет реальной

1593 возможности отразить это в бюллетене, поскольку графа "Против всех" просто

1594 отсутствует. Это, на наш взгляд, наряду с другими обстоятельствами в

1595 известной мере и формирует у избирателей протестные настроения. К чему это

1596 приводит, вы хорошо знаете: свою позицию, как правило, гражданин выражает

1597 либо порчей бюллетеня, либо игнорированием выборов, то есть на выборы не

1598 ходит вообще. Судя по наметившейся тенденции снижения уровня явки

1599 избирателей, особенно в последнее время, немалая часть граждан предпочитает

1600 именно этот вариант, и, как все мы понимаем, это в значительной степени

1601 обесценивает роль выборов как инструмента формирования действительно

1602 легитимных органов власти.

1603

1604 Имеющийся опыт выборов, проводившихся до 2006 года, когда графа "Против всех"

1605 была в бюллетенях, показывает, что бывали случаи, когда условный кандидат

1606 "Против всех" получал большинство голосов, выборы считались несостоявшимися,

1607 но ничего страшного не происходило - назначались повторные выборы (кстати, в

1608 этом зале присутствует один из депутатов, который эту процедуру уже прошёл).

1609 То есть такой опыт уже есть.

1610

1611 Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской

1612 Федерации в постановлении от 10 июня 1998 года № 17-П, каждый избиратель

1613 имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм

1614 голосования в соответствии с установленными процедурами, с тем чтобы при этом

1615 исключалась возможность искажения существа волеизъявления избирателей; воля

1616 избирателей может быть выражена голосованием не только за или против

1617 отдельных кандидатов, но и в форме голосования против всех внесённых в

1618 избирательный бюллетень кандидатов.

1619

1620 Голосование против всех не противоречит и международной практике проведения

1621 выборов; схожие нормы имеют место в избирательных системах многих государств,

1622 в том числе в Испании, Финляндии, Швеции, Индии, Бразилии и Бельгии.

1623

1624 Введение в избирательный бюллетень графы "Против всех" позволит более чётко

1625 понимать, голосуют ли граждане за ту или иную партию либо кандидата или это

1626 только выражение протестного настроения, а власти и политическим партиям это

1627 предоставит возможность объективно анализировать ситуацию и ясно видеть,

1628 сколько граждан не поддерживают всех идущих на выборы.

1629

1630 Следует отметить, что нашу законодательную инициативу уже поддержали

1631 Государственный Совет Республики Татарстан, Законодательное Собрание

1632 Нижегородской области, Дума Ставропольского края и ряд других законодательных

1633 собраний субъектов Российской Федерации, отрицательных заключений на

1634 предложенный законопроект в Совет Федерации не поступило. Кроме того, - и это

1635 очень важно - согласно различным опросам общественного мнения, возвращение

1636 графы "Против всех" в настоящее время поддерживают от 70 до 85 процентов

1637 опрошенных россиян.

1638

1639 Уважаемые коллеги, инициаторами законопроекта являются тридцать восемь членов

1640 Совета Федерации, которые представляют все восемь федеральных округов и около

1641 трети субъектов Федерации. Для нас очевидно, что в современной политической

1642 ситуации назрела необходимость возвращения в законодательство Российской

1643 Федерации положений, позволяющих избирателям голосовать против всех

1644 кандидатов (против всех списков кандидатов).

1645

1646 На основании изложенного просим поддержать представленный нами проект

1647 федерального закона.

1648

1649 Спасибо за внимание.

1650

1651 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Порфирьевич, присаживайтесь.

1652

1653 Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.

1654

1655 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Александр

1656 Порфирьевич очень подробно остановился на инициативе наших уважаемых коллег -

1657 тридцати восьми членов Совета Федерации. Как было сказано, законопроектом

1658 предлагается установить норму, позволяющую гражданам Российской Федерации

1659 выражать своё волеизъявление на выборах в форме голосования против всех

1660 (против всех списков кандидатов).

1661

1662 Пользуясь случаем, в этой связи хотел бы напомнить отчёт, который был

1663 подготовлен - и мы о нём говорили - к совместному торжественному заседанию

1664 Совета Федерации и Государственной Думы. В этом отчёте мы подробно

1665 остановились на развитии российского избирательного законодательства за

1666 двадцать лет, а также законодательства по совершенствованию политической

1667 системы в России: действительно, достаточно часто принимались решения,

1668 которые наиболее точно в соответствующий период времени отражали социальный

1669 запрос и решали важнейшую задачу, стоящую перед выборами, - задачу

1670 выстраивания доверия в обществе. Видимо, этими мотивами и были продиктованы

1671 предложения наших уважаемых коллег из Совета Федерации, и в этой части

1672 комитет полагает, что если присутствует тот самый социальный запрос, который

1673 увеличивает доверие к выборам, то он должен получить необходимое отражение в

1674 избирательном законодательстве.

1675

1676 Помня о выступлении Олега Анатольевича Нилова сегодня, я в то же время хотел

1677 бы сказать огромное спасибо Аппарату Государственной Думы, потому что в

1678 рамках подготовки к этому выступлению нам оказали своевременную помощь, и

1679 вообще в ходе такой работы понимаешь всю титаническую работу, которую они

1680 делают! В частности, нам предоставили стенограмму того крайне интересного, с

1681 моей точки зрения, обсуждения, которое состоялось в Государственной Думе 9

1682 июня 2006 года, - бюллетень № 169 (883), в ходе которого мы очень предметно,

1683 подробно рассуждали о необходимости изъятия из законодательства того периода

1684 графы "Против всех". Я должен сказать, что многие аспекты того обсуждения

1685 сохраняют актуальность и до настоящего времени, и поэтому при подготовке к

1686 рассмотрению законопроекта во втором чтении мы, несомненно, учтём те позиции,

1687 которые высказывались тогда нашими уважаемыми коллегами. Я особенно хотел бы,

1688 кстати, обратить внимание - ни в коем случае не поддерживая, может быть, эту

1689 позицию, но тем не менее - на очень яркое выступление нашего

1690 глубокоуважаемого коллеги Валентина Александровича Купцова, который

1691 представлял фракцию КПРФ; Валентин Александрович, анализируя вопрос, говорил

1692 о том, что необходимо сохранить графу "Против всех". Выступал и Сергей

1693 Алексеевич Попов, он был независимым депутатом в тот период, и он сказал, что

1694 для формирующейся избирательной системы наличие графы "Против всех", видимо,

1695 целесообразно. Было много и других выступлений, и ещё раз хочу сказать, что

1696 звучала крайне интересная аргументация, которая заслуживает поддержки и

1697 сейчас.

1698

1699 Соглашаясь с концепцией законопроекта, мы в то же время отмечаем следующее.

1700

1701 С учётом разнообразия видов избирательных систем на выборах различного уровня

1702 нам представляется некорректным исключение из текста статьи 6 Федерального

1703 закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." нормы о возможности

1704 голосовать за или против кандидата.

1705

1706 Представляется необходимым, с нашей точки зрения, - и мы бы здесь просили

1707 уважаемых коллег из Совета Федерации разделить с комитетом ответственность -

1708 обеспечить реализацию правовой позиции Конституционного Суда, выраженную в

1709 постановлениях от 10 июня 1998 года № 17-П, от 29 ноября 2004 года № 17-П и

1710 от 14 ноября 2005 года № 10-П, а именно предусмотреть, что очень важно, нормы

1711 по урегулированию вопроса о порядке осуществления гражданами, в том случае

1712 если будет принято решение о восстановлении графы "Против всех", права на

1713 проведение предвыборной агитации и, соответственно, все сопутствующие этому

1714 институты.

1715

1716 Полагаем, что требует дополнительного обсуждения вопрос о введении

1717 предлагаемой формы голосования на выборах федеральных органов государственной

1718 власти и - понимая всё политическое многообразие на выборах - на выборах

1719 органов государственной власти субъектов. (Микрофон отключён.)

1720

1721 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.

1722

1723 ПЛИГИН В. Н. Спасибо большое. Вопрос, мне кажется, требует детального

1724 обсуждения.

1725

1726 Уважаемые коллеги, мы отмечаем, что необходимо будет проект федерального

1727 закона дополнить нормами, регулирующими порядок создания избирательных

1728 фондов, за счёт которых может проводиться различными субъектами

1729 избирательного процесса, в том числе избирателями, агитация против всех

1730 кандидатов (против всех списков кандидатов).

1731

1732 Проанализировав вопрос на заседании комитета, мы отмечаем, что на

1733 муниципальном уровне выборы носят очень персональный характер: список часто

1734 ограничен конкретными людьми, известными всем избирателям, поэтому,

1735 концентрируясь на этом, не предрешая судьбы законопроекта, поддерживая

1736 концепцию, мы считаем необходимым продолжить дискуссию об уровне выборов, на

1737 которых это будет происходить.

1738

1739 Спасибо за внимание.

1740

1741 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1742

1743 Коллеги, прошу записаться на вопросы.

1744

1745 Включите режим записи.

1746

1747 Покажите список.

1748

1749 Андрей Викторович Руденко, пожалуйста. (Шум в зале.) Одну секунду.

1750

1751 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1752

1753 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, по одному выступающему мало, давайте по два от

1754 фракции.

1755

1756 Пожалуйста, Андрей Викторович.

1757

1758 РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1759

1760 Спасибо, Сергей Евгеньевич. Действительно, очень серьёзный вопрос мы сегодня

1761 рассматриваем - введение графы "Против всех".

1762

1763 У меня вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину.

1764

1765 Владимир Николаевич, вот что-то не заметил ни в тексте документа, ни в

1766 пояснительной записке, только вкратце отражено, что у нас Минюст

1767 зарегистрировал партию "Против всех". Вот мы сегодня так её рекламируем, а

1768 что юридически предусмотрено авторами законопроекта, и что, комитет

1769 предлагает эту партию потом ликвидировать?

1770

1771 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин.

1772

1773 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Андрей Викторович, уважаемые коллеги! Ни комитет, ни

1774 авторы законопроекта не предлагают что-либо ликвидировать, мы предлагаем

1775 только всё время что-то развивать.

1776

1777 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста.

1778

1779 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.

1780

1781 Уважаемый Александр Порфирьевич, ну, вот статистика: 93-й год - явка 54

1782 процента, 99-й - 61 процент, дальше она повышалась: в 2007 году - 63

1783 процента, в 2011-м - 62 процента, то есть на выборах в Госдуму никакого

1784 снижения явки не было, а вы говорите, что отмена графы ведёт к снижению явки.

1785 Это первое.

1786

1787 Второе. Почему вы не предполагаете введение данной графы на выборах

1788 президента?

1789

1790 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Порфирьевич, пожалуйста.

1791

1792 ТОРШИН А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, статистика есть очень разная, в

1793 том числе это анализ не только на федеральном уровне, но и на уровне

1794 субъектов Федерации, на муниципальном уровне. По нашему мнению и в

1795 соответствии с теми цифрами, которыми мы располагаем, и на это я обращал

1796 внимание в своём докладе, в последнее время наблюдается явная тенденция к

1797 снижению явки, конечно, не по всем субъектам Федерации, есть субъекты, в

1798 которых этого не наблюдается, но в целом по Российской Федерации явка

1799 снижается, и снижается значительно. Это ответ на первый вопрос.

1800

1801 Ответ на второй вопрос. Вы знаете, те люди, которые писали этот законопроект,

1802 - тридцать восемь сенаторов - посчитали, что президент обладает такими

1803 большими конституционными полномочиями, что затягивание процесса избрания

1804 главы государства очень негативно скажется на развитии нашего государства и

1805 на его безопасности, я бы даже сказал, может быть критическим для жизни нашей

1806 страны. Реализуя своё право законодательной инициативы, мы посчитали важным

1807 даже теоретически не допускать такой возможности, чтобы условный кандидат

1808 "Против всех" победил остальных кандидатов, да и выглядеть мы при этом будем

1809 не очень хорошо...

1810

1811 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1812

1813 Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.

1814

1815 НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, вопрос вам. Скажите, пожалуйста,

1816 только предельно конкретно, если можно, без лишней философии, согласны ли вы

1817 с тем, что, голосуя против всех, избиратель, учитывая действующую систему

1818 распределения мандатов по методу Империали, голосует практически за партию

1819 власти? Мы в ЛДПР в этом убеждены и будем везде пропагандировать, всем

1820 объяснять, что, голосуя против всех, они голосуют за партию власти!

1821

1822 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин.

1823

1824 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, уважаемые коллеги! Моя свобода

1825 слова не ограничивается Конституцией Российской Федерации - она

1826 ограничивается Уголовным кодексом и Регламентом Государственной Думы,

1827 поэтому, отвечая на вопрос, я могу говорить всё, что хочу, в соответствии с

1828 предоставленной мне Регламентом возможностью. Что же касается вашего

1829 убеждения, то оно носит внутренний характер, вы имеете право его отстаивать,

1830 а мы можем с вами не соглашаться.

1831

1832 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1833

1834 Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста.

1835

1836 КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1837

1838 У меня вопрос к Торшину.

1839

1840 Скажите, пожалуйста, в каких ещё странах мира в бюллетенях присутствует

1841 строка "Против всех"?

1842

1843 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1844

1845 КАРМАЗИНА Р. В. Я не слышала, значит.

1846

1847 И второй вопрос. Не думали ли члены Совета Федерации выйти с предложением,

1848 чтобы членов Совета Федерации избирать, так же как и депутатов

1849 Государственной Думы? Вот сейчас будут одномандатные округа - чтобы

1850 выставлялись кандидатуры, два мандата закреплялось и как одномандатников их

1851 избирали бы. Не думали вы над этим?

1852

1853 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Порфирьевич, пожалуйста.

1854

1855 ТОРШИН А. П. Знаете, достаточно давно уже думаем; это по поводу второго

1856 вопроса.

1857

1858 Теперь что касается первого вопроса. Много стран - я их уже перечислил, могу

1859 добавить, что ещё в Белоруссии существует такой порядок, такой же порядок

1860 существовал в Украине и в Казахстане. Идёт поиск оптимального решения для

1861 того, чтобы волеизъявление граждан было объективно отражено в результатах

1862 голосования.

1863

1864 Что касается внесения изменений в порядок избрания членов Совета Федерации,

1865 то для этого необходимо изменять Конституцию Российской Федерации - здесь

1866 ничего не поделаешь. Государственная Дума избирается, а Совет Федерации

1867 формируется, да не просто формируется, а формируется путём включения по

1868 одному представителю от законодательной и исполнительной власти субъекта

1869 Федерации. Если от законодательной власти мы благодаря новому порядку

1870 формирования всё-таки добились избираемости - теперь представляющий

1871 законодательные органы власти член Совета Федерации будет назначаться из тех,

1872 кто избран в законодательные органы субъектов Федерации, - то с губернаторами

1873 гораздо сложнее. По новому закону мы кандидатов в губернаторы обязали идти на

1874 выборы с тремя кандидатами в сенаторы, и тот, кто побеждает, одного из них

1875 назначит сенатором, таким образом, какая-то легитимность есть... Почему три

1876 кандидата? Ну, всякое бывает: один заболел, другой передумал или ушёл на

1877 повышение - ну что поделаешь? А если все трое не могут, тогда членом Совета

1878 Федерации назначается кто-то из состава законодательного собрания того

1879 субъекта Федерации, и больше никак.

1880

1881 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1882

1883 Сергей Александрович Попов, пожалуйста.

1884

1885 ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и

1886 организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1887

1888 Уважаемый Александр Порфирьевич, статистика, к сожалению, показывает, что

1889 между количеством проголосовавших против всех и явкой существует обратно

1890 пропорциональная зависимость, то есть чем больше явка, тем меньше процент

1891 проголосовавших против всех, - это, к сожалению, факт, который отрицать

1892 нельзя. Вы убеждаете, что введение этой графы автоматически приведёт к

1893 повышению явки, но, с моей точки зрения, это не совсем корректно.

1894

1895 ТОРШИН А. П. Хороший вопрос, спасибо большое за него. Мы тоже над этим

1896 размышляли. Дело в том, что наше предложение - это одно из предложений по

1897 совершенствованию избирательной системы. Напомню, что вы приняли, а мы

1898 одобрили закон о том, что вводится упрощённый порядок формирования партий, то

1899 есть в том числе ещё и новые партии пойдут на выборы, которые заинтересуют,

1900 должны заинтересовать избирателей, а теперь кроме этого также вводится ещё и

1901 возможность голосовать против всех, - по-моему, это расширение возможностей

1902 для наших избирателей, это дополнительная возможность выразить своё мнение, в

1903 противном случае они останутся дома. Наша точка зрения заключается в том, что

1904 это всё-таки повысит явку.

1905

1906 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1907

1908 Тамара Васильевна Плетнёва.

1909

1910 Микрофон включите.

1911

1912 ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.

1913

1914 У меня вопрос к Александру Порфирьевичу.

1915

1916 Я думаю, что, конечно, сегодня большинство будет поддерживать этот

1917 законопроект, но, с другой стороны, скажите, пожалуйста, не кажется ли вам,

1918 что введение этой графы не настолько уж увеличит явку? Главное - это

1919 фальсификация, искажение результатов выборов, что заставляет наших

1920 избирателей говорить нам такие фразы: "Что толку ходить на эти выборы, когда

1921 мы голосуем за одних, а побеждают другие?!" Не думали ли вы над тем, что

1922 нужно сделать для того, чтобы у нас не просто была высокая явка, а были

1923 честные выборы?

1924

1925 ТОРШИН А. П. Тамара Васильевна, уважаемая, здесь речь идёт больше о

1926 правоприменительной практике, но хотелось бы с вами не согласиться в плане

1927 того, что это неопределённость вносит, наоборот, станет больше определённости

1928 - при подсчётах появится стопочка бюллетеней, в которых написано чётко:

1929 "Против всех", - такая возможность, в случае если вы примете этот закон,

1930 будет предоставлена избирателям.

1931

1932 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1933

1934 ТОРШИН А. П. Наряду с прозрачными ящиками. Мы считаем, что на самом деле

1935 очень много делается для того, чтобы выборы были максимально открытыми. Можно

1936 сравнить с практикой выборов в других странах, не буду подробно рассказывать,

1937 потому что не хочу занимать много времени, там всё иначе, но там всё гораздо

1938 проще, в некоторых странах даже списков избирателей нет, и при этом

1939 иностранные наблюдатели часто нам делают разного рода замечания.

1940

1941 Повторяю: я думаю, что введение графы "Против всех", наоборот, добавит

1942 определённости.

1943

1944 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1945

1946 Владимир Романович Родин.

1947

1948 РОДИН В. Р., фракция КПРФ.

1949

1950 Вопрос уважаемому Александру Порфирьевичу.

1951

1952 Что касается доводов, прозвучавших в вашем выступлении, мы уже выяснили, что

1953 аргументация о повышении явки не очень работает, поскольку не было приведено

1954 конкретных примеров, а на наш вопрос о цифрах ответ мы получили расплывчатый.

1955 Что же касается остальных мыслей, очень глубоких, прозвучавших в вашем

1956 выступлении, и фундаментальной аргументации, я хотел бы спросить: вот эта вся

1957 глубина и вся мудрость не были известны вам и вашему ведомству ранее, в тот

1958 момент, когда изымалась эта строчка из бюллетеней в 2006 году?

1959

1960 ТОРШИН А. П. Спасибо большое, уважаемый Владимир Романович, за этот вопрос.

1961 Дело в том, что анализ эволюции политической системы, эволюции практики

1962 выборов показывает, что часто оценки меняются, вносятся новые нормы, которые

1963 на самом деле являются хорошо забытыми старыми. Надо сказать, что норма

1964 "Против всех" работала с 1994 по 2006 год. Сейчас Владимир Николаевич

1965 напомнил выступление Валентина Александровича Купцова, которого я в известной

1966 степени считаю своим учителем, так вот из его выступления кое-что, даже много

1967 кое-чего, мы взяли для аргументации того, чтобы сейчас выступить за

1968 возвращение этой строки.

1969

1970 На самом деле всё течёт, всё меняется, как вы знаете, и я знаю фракцию,

1971 которая очень сильно отстаивала именно то, чтобы эту позицию оставить, - по

1972 моим данным (может быть, я ошибаюсь), эта фракция сейчас, вполне возможно,

1973 резко проголосует против того, чтобы эту позицию вернуть: всё меняется! (Шум

1974 в зале.)

1975

1976 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1977

1978 Александр Георгиевич Тарнавский.

1979

1980 ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемый Александр Порфирьевич, спасибо, что вы поставили

1981 этот вопрос. Вопрос на самом деле не очень простой, и много было высказываний

1982 по этой теме. В частности, я хотел бы вас попросить прокомментировать фразу,

1983 предложенную вниманию публики два месяца назад одним из руководителей фракции

1984 парламентской партии (у нас все уважаемые люди, и он в том числе), он сказал:

1985 "Мы хотим, чтобы граждане России имели политическую культуру. Графа "Против

1986 всех" - это выход из политического поля, а будущее великой страны в

1987 современном обществе не может сформировать гражданин, который не вникает в

1988 это".

1989

1990 Знаете, даже на самые неудобные вопросы мы должны отвечать, особенно тем

1991 людям, с которыми постоянно общаемся. Вот что бы вы ему ответили и что

1992 ответите через час, когда будете общаться в перерыве?

1993

1994 ТОРШИН А. П. Вы знаете, на самом деле у нас другая точка зрения: наоборот,

1995 политическая культура предполагает, что, выступая против всех, избиратель

1996 реализует всё-таки своё конституционное право выбора. И на самом деле это

1997 воспитывает людей, подводит к мысли о том, что на выборы ходить надо. Мы

1998 знаем, что в целом ряде стран, причём стран, которые приводят нам в пример,

1999 явка на выборы вообще является обязательной, в случае неявки применяются

2000 определённые санкции - здесь же мы, создавая дополнительную возможность для

2001 выражения своей позиции, приучаем к культуре голосования, мы её

2002 пропагандируем. Мне кажется, что вот эта графа "Против всех" очень нужна,

2003 потому что человек не просто остаётся дома и на кухне обсуждает всех, так

2004 сказать, в негативном плане, а идёт и выражает свою позицию.

2005

2006 В частности, вот такая норма есть во Франции, и достаточно давно, но там

2007 пошли ещё дальше - там есть возможность ещё и выбрать бюллетень: есть

2008 бюллетени с именами кандидатов, а есть чистые листы. Это тоже элемент

2009 культуры, человек может прийти, взять пустой лист и отправить его в

2010 избирательную урну, тем самым выполнив свой гражданский долг. А вообще,

2011 воспитание гражданственности, воспитание гражданина - это отдельная тема, в

2012 том числе важно, конечно, и воспитание электоральной культуры, и воспитание

2013 парламентской культуры, потому что не всегда - вот здесь хотелось бы выразить

2014 особую признательность Государственной Думе - полемика идёт в джентльменских,

2015 скажем так, выражениях.

2016

2017 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, присаживайтесь.

2018

2019 Наши уважаемые докладчик и содокладчик ответили на двенадцать вопросов,

2020 переходим к выступлениям. Коллеги, вы согласитесь, что данный законопроект

2021 относится в категории тех, по которым требуется, чтобы в зале была чётко

2022 обозначена позиция каждой фракции? В этой связи я предложил бы перейти к

2023 выступлениям от фракций.

2024

2025 От фракции КПРФ - Вадим Георгиевич Соловьёв.

2026

2027 СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемый господин председатель, уважаемые депутаты

2028 Государственной Думы! Фракция КПРФ в целом положительно относится к идее

2029 возврата в избирательный бюллетень графы "Против всех". При этом хочу

2030 напомнить уважаемым коллегам о том, что семь лет назад, когда под предлогом

2031 укрепления партийной вертикали в Российской Федерации наши коллеги из "ЕДИНОЙ

2032 РОССИИ" голосовали за её исключение, фракция КПРФ выступала резко против, ибо

2033 мы хорошо понимали, что значительная часть избирателей, примерно 20-25

2034 процентов, была возмущена действиями партии власти, направленными на

2035 искусственное ограничение партийного строительства, и эти люди были готовы на

2036 очередных федеральных и региональных выборах голосовать против всех. Такая

2037 позиция избирателей, по мнению аналитиков партии власти, существенно

2038 подрывала её легитимность, поэтому было принято решение графу убрать, и её

2039 убрали. Такое действие наших коллег из буржуазного большинства

2040 Государственной Думы мы всегда считали неконституционным, и поэтому все эти

2041 годы боролись за возвращение этой графы в избирательный бюллетень, и то, что

2042 она в конце концов возвращается, ещё раз показывает, что эта наша борьба не

2043 была напрасной.

2044

2045 Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на тот факт, что фракция КПРФ

2046 выступает за возврат этой графы на выборах всех уровней, начиная с

2047 президентских и заканчивая выборами в сельском муниципальном образовании, в

2048 связи с чем мы выступаем резко против предложений о необходимости возврата

2049 этой графы только на выборах в законодательные органы. А теперь ещё пошли

2050 разговоры о том, что на выборах в законодательные органы федерального и

2051 регионального уровней графу "Против всех" тоже нужно убрать, так вот в случае

2052 если эта точка зрения превратится в положение проекта закона, мы за такой

2053 вариант голосовать не будем, так как, кроме пиара для "ЕДИНОЙ РОССИИ" и

2054 Совета Федерации, он ничего не даст нашим избирателям.

2055

2056 Кроме того, хочу обратить внимание уважаемых коллег на то обстоятельство, что

2057 в нашем избирательном законодательстве полная чехарда, за последние восемь

2058 лет депутаты-"единороссы" семьдесят восемь раз вносили изменения в

2059 законодательство о выборах. На каждые новые выборы мы идём с новым

2060 законодательством, в котором не могут до конца разобраться не только члены

2061 избирательных комиссий, но и профессиональные юристы, при этом изменения

2062 резко ограничивают права граждан и оппозиции и создают одностороннее

2063 преимущество для партии власти. Я имею в виду и введение системы Империали, и

2064 отмену ответственности за "паровозы", и изменение даты проведения выборов, и

2065 так далее, и так далее. Фракция КПРФ считает, что с этой вакханалией в

2066 избирательном законодательстве нужно заканчивать, ибо рано или поздно у

2067 общества, у наших избирателей, у оппозиции возникнет закономерный вопрос о

2068 легитимности таких выборов.

2069

2070 Благодарю за внимание. (Аплодисменты.)

2071

2072 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2073

2074 Владимир Вольфович Жириновский.

2075

2076 ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.

2077

2078 Что такое графа "Против всех"? Даже если в каких-то странах она есть, это

2079 там, где пятьдесят лет был фашистский режим, или если страна была колонией

2080 всю свою жизнь и только последние пятьдесят лет свободна, или если это чьи-то

2081 сателлиты, но в крупнейших странах, там, где демократия развивалась уже много

2082 лет, сто пятьдесят лет, такой графы нет. Да даже если бы была... Докладчики

2083 нам говорят, что мы совершенствуем законодательство, но совершенствовать -

2084 значит, улучшать, а вы ухудшаете, и ухудшаете для себя! Ладно бы они

2085 действительно хотели себе сделать что-то хорошее, те, кто хочет удержать

2086 власть, но ведь всё, что будет против всех и за оппозицию, - это против вас!

2087 То есть вы сами усиливаете желание граждан выразить протест против вас -

2088 такого никто в мире не делает, ни одна правящая партия! Это какая же логика

2089 должна быть, чтобы заставить граждан прийти на избирательные участки и

2090 голосовать против всех? Против чего - против страны?! Против русского

2091 народа?! Против демократии, против Конституции?! Ведь слово "всех" по-русски

2092 означает... Получается, он вообще всех нас ненавидит, этот человек! Это

2093 будущий террорист, смертник, он скажет: "Я всегда был против всех! И я вас

2094 буду взрывать, если вы такие выборы будете проводить!" А вы его зовёте на

2095 избирательный участок: иди, иди и голосуй против всех! Это ?

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5081 6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

5082 законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования

5083 против всех кандидатов...", первое чтение.

5084

5085 Включите режим голосования.

5086

5087 Покажите результаты.

5088

5089 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 50 сек.)

5090 Проголосовало за 388 чел.86,2 %

5091 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5092 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5093 Голосовало 388 чел.

5094 Не голосовало 62 чел.13,8 %

5095 Результат: принято

5096

5097 Законопроект принят.

5098