Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 429759-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

в первом чтении
11.04.2011

Номер законопроекта:429759-5
Комментарий законопроекта:о внесении некоторых изменений, направленных на совершенствование борьбы с коррупцией
Дата внесения законопроекта в ГД:21.09.2010
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/429759-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:11.04.2011
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:5119-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Гудков Геннадий Владимирович, Депутат ГД
Иванов Анатолий Семенович, Депутат ГД
Колесников Сергей Иванович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №429759-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

о внесении некоторых изменений, направленных на совершенствование борьбы с коррупцией

Дата заседания 11.04.2011, номер заседания 223, строк в стенограмме 7506

О проекте федерального закона № 429759-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях совершенствования борьбы с коррупцией).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2920 Пункт 12 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона

2921 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

2922 правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия Семёновича

2923 Иванова.

2924

2925 Пожалуйста, Анатолий Семёнович.

2926

2927 ИВАНОВ А. С. Очень важный законопроект. Просят выступить покороче, но

2928 покороче никак нельзя - вопрос, касающийся коррупции.

2929

2930 Уважаемые коллеги, как известно, по мнению зарубежных, а также российских

2931 экспертов в области противодействия коррупции, Россия является самой

2932 коррумпированной страной среди стран с крупной экономикой, обходит их с

2933 большим отрывом, и этот отрыв постоянно растёт, несмотря на принятие в

2934 последние годы ряда законодательных актов, направленных на борьбу с

2935 разрушающим государство явлением. Недавно мы рассмотрели в первом чтении

2936 очередную законодательную инициативу президента, направленную на борьбу с

2937 коррупцией, я имею в виду резкое увеличение размеров штрафов по различным

2938 составам преступлений коррупционного характера. Поддерживая эту инициативу,

2939 тем не менее думаю, что её реализация не приведёт к существенным изменениям в

2940 деле противодействия коррупции. Для успешного противодействия коррупции

2941 недостаточно ужесточения наказания, а необходимы принципиально новые

2942 инструменты этого противодействия. Вот один из таких инструментов и

2943 предлагается в данном законопроекте. Он не нами придуман, то есть не авторами

2944 законопроекта, этот инструмент применяется во многих странах мира, мы только

2945 осмелились вынести его на публичное обсуждение. Наша инициатива основана на

2946 положении 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции. Россия ратифицировала

2947 эту конвенцию, кроме именно 20-й статьи, однако это не означает, что

2948 положение 20-й статьи не может быть реализовано в России в настоящее время.

2949 Может! И его необходимо реализовывать, не дожидаясь ратификации.

2950

2951 Речь в 20-й статье конвенции идёт об ответственности за незаконное обогащение

2952 должностных лиц, при этом под незаконным обогащением там понимается

2953 значительное увеличение активов публичного должностного лица с учётом его

2954 расходов, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным

2955 образом обосновать. В соответствии с конвенцией незаконное обогащение должно

2956 признаваться уголовно наказуемым деянием, в предлагаемом же нами

2957 законопроекте за умышленное незаконное обогащение государственных должностных

2958 лиц Российской Федерации, её субъектов и должностных лиц местного

2959 самоуправления предусматривается административное наказание в виде

2960 конфискации и дисквалификации. При этом конфискации подлежат доходы и

2961 стоимость имущества, которые с учётом расходов превышают законные доходы

2962 должностного лица более чем на 20 процентов, но не менее чем на 3 миллиона

2963 рублей, а срок дисквалификации предлагается установить от одного года до трёх

2964 лет.

2965

2966 Установление не уголовной, а административной ответственности за незаконное

2967 обогащение основано на том, что это, во-первых, будет соответствовать

2968 современной российской тенденции гуманизации уголовного законодательства, а

2969 во-вторых, позволит избежать применения принципа презумпции невиновности,

2970 который в уголовном законодательстве является основополагающим. Вместе с тем

2971 законопроектом предусматривается достаточно жёсткая карательная мера -

2972 конфискация имущества, которая для многих должностных лиц будет страшнее

2973 лишения свободы.

2974

2975 Вот суть предлагаемого нами инструмента для успешного противодействия

2976 коррупции, однако, как мне представляется, он должен применяться в

2977 обязательной связке с другими инструментами.

2978

2979 Во-первых, должна быть политическая воля хотя бы высшего должностного лица

2980 Российской Федерации.

2981

2982 Во-вторых, должен быть создан специальный антикоррупционный орган,

2983 подчинённый непосредственно президенту. Этот орган должен возглавить человек,

2984 находящийся в настоящее время в конструктивной оппозиции к власти, не

2985 работающий в системе власти, пользующийся доверием в обществе. Это должен

2986 быть такой человек, который не побоялся бы начать свою работу с проверки

2987 активов самого президента. Таким человеком, как мне представляется, мог бы

2988 быть, например, известный адвокат Генри Резник. В состав же

2989 антикоррупционного органа должны входить тридцатилетние молодые люди, не

2990 успевшие ещё погрязнуть в коррупции, с юридическим, экономическим

2991 образованием, набор которых должен осуществлять руководитель данного органа,

2992 а утверждать президент.

2993

2994 И в-третьих, должна быть обеспечена свобода средств массовой информации, не

2995 должно быть запретных для публикации тем, неприкасаемых лиц. При этом должна

2996 быть обеспечена защита журналистов, освещающих коррупционные явления.

2997

2998 Кроме того, в рамках антикоррупционной деятельности необходимо использовать

2999 парламентский контроль, а также повышать активность населения. Проверка

3000 активов должна начаться с проверки активов, в том числе зарубежных, высших

3001 должностных лиц, не только активов их самих, но и активов всех их

3002 родственников. Если для реализации такого предложения необходимо будет

3003 изменить какие-то законы, то это надо будет сделать, вплоть до изменения

3004 Конституции, - в целях борьбы с коррупцией это допустимо. Так велась борьба с

3005 коррупцией, например, в Гонконге и Сингапуре, в которых её уровень на

3006 начальном этапе борьбы с ней был на российском уровне (вы, уважаемые коллеги,

3007 я уверен, это знаете), в настоящее же время Сингапур вместе с Данией и Новой

3008 Зеландией возглавляет рейтинг наименее коррумпированных стран, а Гонконг

3009 находится в двадцатке таких стран. В 1974 году, например, в Гонконге

3010 коррупцией было заражено около 90 процентов госаппарата, а сейчас - только 3

3011 процента. По твёрдому убеждению жителей Сингапура и Гонконга, для победы над

3012 коррупцией необходимо только желание, то есть политическая воля руководителей

3013 государства.

3014

3015 Возвращаясь к тексту рассматриваемого нами законопроекта, хочу сказать, что

3016 да, он не является совершенным и мы согласны с частью замечаний профильных

3017 комитетов, правительства и Правового управления Аппарата Государственной

3018 Думы. Я уже дал задание своему помощнику, который подготовил данный

3019 законопроект, по его доработке и повторному внесению на рассмотрение

3020 Государственной Думы. Хотя можно было бы и принять данный законопроект, об

3021 установлении ответственности за незаконное обогащение, и доработать его при

3022 подготовке ко второму чтению, и это было бы только первым шагом к созданию

3023 условий для реализации предлагаемого инструмента. Следующим шагом было бы

3024 внесение изменений в оперативно-розыскную, гражданскую, банковскую и иные

3025 отрасли законодательства. То есть создание законодательной базы для действия

3026 закона об установлении ответственности за незаконное обогащение является

3027 сложной задачей, для её решения, наверное, недостаточно будет даже потенциала

3028 Государственной Думы. Предлагая первый шаг к решению этой задачи, авторы

3029 данного законопроекта ставили перед собой цель проверить реакцию органов

3030 власти, от которых зависит формирование законодательства, на свою чрезвычайно

3031 важную для общества инициативу. К сожалению, ни один из этих органов не

3032 высказался в поддержку этой инициативы. Это плохой сигнал, так как без

3033 предлагаемого нами инструмента противодействия коррупции никакой серьёзной

3034 борьбы с этим разрушающим государство явлением не будет, это мягко говоря.

3035

3036 Вместе с тем хотелось бы отметить, что наша инициатива привела к публичному

3037 обсуждению темы о незаконном обогащении чиновников, и прежде всего о

3038 необходимости контроля за их расходами. Как известно, об этом недавно

3039 высказался и Владимир Владимирович Путин, когда сказал о необходимости

3040 представления политикам и деклараций о расходах. Если это произойдёт, то

3041 следующим шагом должно быть установление ответственности в случае, если

3042 расходы будут превышать законные доходы, иначе представление деклараций о

3043 расходах будет бессмысленным делом. А такой устанавливаемой ответственностью

3044 логично должна быть конфискация - и, может быть, мы так постепенно и подойдём

3045 к реализации нашего законопроекта. Правда, Владимир Владимирович говорил о

3046 политиках, прежде всего о депутатах и кандидатах в депутаты, однако говорить

3047 следовало бы о чиновниках, то есть о представителях исполнительных органов

3048 власти, которые и являются наиболее коррумпированными. Депутатов же к числу

3049 коррумпированных лиц в настоящее время отнести нельзя, так как они

3050 коррупционного характера решений не принимают, за исключением, может быть,

3051 отдельных из них.

3052

3053 Данный законопроект привёл и к появлению инициативы наших коллег из КПРФ о

3054 необходимости ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Как

3055 следует из средств массовой информации, в настоящее время Кремль и Минюст

3056 формируют свою позицию по отношению к этой инициативе. Конечно же, её

3057 необходимо поддерживать.

3058

3059 В заключение хочу зачитать выдержку из недавнего интервью журналу "Профиль"

3060 председателя Группы государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) Драго

3061 Коса: "Штраф и конфискация - разные вещи. Санкции, такие как штрафы, - это

3062 наказание в отношении конкретного преступления. Иное дело - конфискация, её

3063 цель - отобрать выгоду у преступника". Мера, на которой настаивает ГРЕКО,

3064 подразумевает конфискацию в случае, когда нет криминального приговора, то

3065 есть когда расходы чиновника превысили его легальные доходы, а происхождение

3066 остальных средств он не объяснил и не может объяснить. Иными словами, в

3067 дополнение к штрафам в России следует применять и конфискацию. Кроме того,

3068 Драго Кос в этом же интервью говорит: практика показывает, что наиболее

3069 эффективный инструмент борьбы со взяточничеством, то есть то, после чего

3070 брать взятку не хочется, - это конфискация нелегальных доходов. То есть Драго

3071 Кос в данном случае высказал мнение об инициативе президента о резком

3072 увеличении штрафов и рекомендует принять закон о незаконном обогащении.

3073

3074 Мы такой законопроект вам, уважаемые коллеги, предложили для рассмотрения.

3075 Прошу его поддержать. Думаю, депутаты оппозиционных фракций так и поступят.

3076 Уверен, что большинство депутатов и нашей фракции также данный законопроект

3077 поддерживают, но проголосовать не могут по известным обстоятельствам.

3078

3079 Спасибо.

3080

3081 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь,

3082 пожалуйста.

3083

3084 Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному

3085 законодательству и государственному строительству Москалец Александр

3086 Петрович. Пожалуйста, Александр Петрович.

3087

3088 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Видимо,

3089 Маркс всё-таки был прав, когда говорил, что каждый шаг действительного

3090 движения важнее дюжины программ. И вот нам кажется, что авторы законопроекта

3091 несколько заблуждаются, полагая, что своими предложениями они совершенствуют

3092 борьбу с коррупцией. Должен сказать, что это совершенно не так, поскольку

3093 уязвимость данного законопроекта, законодательного предложения, в первую

3094 очередь состоит в том, что при его разработке не учитывалось, что источником

3095 образования всякой собственности должен быть только труд. А мы уже даже

3096 систему охраны человека труда превратили только в охрану частной

3097 собственности, а такая охрана, мы с вами знаем, на практике обеспечивает лишь

3098 незыблемость тех материальных предпосылок, которые в конце концов ведут к

3099 эксплуатации одних другими. Объявляя основной направленностью законопроекта

3100 якобы совершенствование борьбы с коррупцией, авторы при этом явно зауживают

3101 её понятие. Почему зауживают? Потому что коррупция - это и незаслуженная

3102 награда, и незаслуженное звание, и незаслуженное занятие должности, не по

3103 праву, а не только значительное увеличение имущественных активов.

3104

3105 Конечно, я понимаю, что не во всём тут вина авторов, ибо, к сожалению, даже

3106 такие вещи, которые сами по себе не являются товаром - ну представьте:

3107 совесть, честь, долг, достоинство, - в последнее время приобретают товарную

3108 форму. Откровенно признаться, мы даже видим определённую опасность в таких

3109 законопроектах, так как они не только создают иллюзию борьбы, но и формируют

3110 неверное направление в деле борьбы с коррупцией. А ведь чего проще -

3111 установить правило, в соответствии с которым коррупцией считать сам факт

3112 несоответствия имущества и образа жизни должностного лица его заработной

3113 плате, и всё. И главным фактором оценки соответствия должностного лица

3114 занимаемой должности считать его честность и точное соблюдение закона. Все же

3115 другие варианты - это, мы полагаем, стопор в развитии гражданского общества.

3116 А ведь заметьте, уважаемые коллеги, я думаю, вы тут согласитесь, что

3117 гражданского-то общества коррупция боится как раз больше всего, больше, чем

3118 Уголовного кодекса, более, чем Кодекса об административных правонарушениях.

3119

3120 На наш взгляд, для искоренения коррупции мы имеем вполне достаточное правовое

3121 поле и возможности: и кадровые, и финансовые, и моральные, и другие. И

3122 проблема лишь в состоянии работы на этом поле. Отчасти наша беда состоит и в

3123 том, что мы имеем вялую и надзорно-контрольную систему, не имеющую ещё и

3124 должного координатора, в роли которого в соответствии с Конституцией

3125 Российской Федерации должна была бы выступить прокуратура. А вообще, на наш

3126 взгляд, даже ничего не меняя в законодательстве, можно так поставить дело в

3127 борьбе с коррупцией, что результативность работы превзойдёт все ожидания.

3128

3129 В связи с тем что законопроект по сути только лишь уводит проблему борьбы с

3130 коррупцией в искусственно создаваемую проблему некоего несовершенства

3131 законодательства, комитет предлагает его отклонить.

3132

3133 Спасибо.

3134

3135 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

3136

3137 Уважаемые депутаты, прошу записаться на вопросы.

3138

3139 Включите режим записи.

3140

3141 Покажите, пожалуйста, список записавшихся.

3142

3143 Шестаков, пожалуйста, ваш вопрос.

3144

3145 ЛЕКАРЕВА В. А. Лекарева по карточке Шестакова.

3146

3147 Спасибо, Надежда Васильевна.

3148

3149 Александр Петрович, у меня к вам вопрос. Скажите, вас тревожит карательная

3150 направленность законопроекта? Потому что я не вижу других рычагов

3151 воздействия, кроме как наказать, конфисковать, напугать. Мне чего-то

3152 непонятно, как это после конфискации пропадает желание брать взятки, если

3153 человек остаётся голым? Есть ли какие-то предложения и у авторов

3154 законопроекта, в частности у Анатолия Семёновича Иванова, и у вашего

3155 комитета, кроме карательных мер, какие-то профилактические? И, учитывая очень

3156 незначительные оклады у чиновников, наверное, нужно выбивать, так сказать,

3157 базу взяточничества, мздоимства, чтобы человек держался за работу, а не за

3158 возможность что-то себе там подзаработать на стороне, нужно создать такие

3159 условия, чтобы потеря работы тревожила человека.

3160

3161 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.

3162

3163 МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, меня тревожит здесь не то, о чём вы говорите, и

3164 лично меня в этом плане ничего не тревожит, даже если бы и приняли такой

3165 законопроект. Но, вы понимаете, я как-то не большой сторонник вот каких-то

3166 бессмысленных, в том числе и правовых, формул, которые только лишь отвлекают

3167 внимание общества, что якобы что-то принимается, какие-то законы будут

3168 действовать, а на самом деле ничего подобного происходить не может. Возьмите

3169 диспозицию, скажем, предлагаемой статьи 19.33 - да вы её никогда на практике

3170 просто-напросто не примените, потому что здесь сплошные субъективные моменты.

3171 Что значит "значительное"? Что значит "обогащение?" Каким "разумным образом"

3172 можно вообще обосновать? В чём состоит разумность обоснования? Как в правовой

3173 порядок вообще перевести вот эти позиции? Я понимаю, опять вы скажете: ко

3174 второму чтению вы, комитет, давайте и думайте. Ну, слушайте, давайте тогда

3175 уже с самого начала, я полагаю, думать. А в борьбе-то с коррупцией... Вообще

3176 мы твёрдо убеждены: чем больше мы будем принимать законов и больше о ней

3177 говорить, тем легче ей будет жить.

3178

3179 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3180

3181 Депутат Бесчётнов Константин Викторович, ваш вопрос, пожалуйста.

3182

3183 БЕСЧЁТНОВ К. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3184

3185 Уважаемый Анатолий Семёнович, вот я хотел бы развить мысль по поводу

3186 разумного обоснования. Всё-таки как вот эта граница определяется - между

3187 разумным и неразумным? Вы говорите, что рост доходов больше чем на 20

3188 процентов как бы какую-то границу задаёт. Ну а если рынок вырос на 20

3189 процентов? То есть вот более подробно, если можно, чтобы понять, что такое

3190 разумное обоснование.

3191

3192 Спасибо.

3193

3194 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3195

3196 Пожалуйста, Александр Петрович.

3197

3198 МОСКАЛЕЦ А. П. Это к Анатолию Семёновичу вопрос.

3199

3200 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову

3201 Анатолию Семёновичу.

3202

3203 ИВАНОВ А. С. Ну здесь, что касается разумного, то вот все понятия, которые

3204 предусмотрены в законопроекте, взяты из статьи 20 конвенции. То есть

3205 существует мировой опыт, и как это доказывать, как обосновывать - это не цель

3206 данного закона, не может быть это изложено в законе, это всё будет

3207 происходить уже при применении закона, в правоприменительной практике. И вот

3208 те органы, которые я считал бы необходимым создать после принятия такого

3209 закона... то есть новый орган, с совершенно новыми людьми, не работающими в

3210 системе действующей власти, где, как мне представляется, все коррумпированы.

3211 Здесь нужны именно молодые люди, которые ещё не погрязли в коррупции, люди

3212 грамотные, люди смелые, потому что всё же, чтобы вести борьбу с таким

3213 явлением, нужна будет смелость. Поэтому это всё - обоснование и технология

3214 обоснования - будет заложено уже в нормативных актах, которые будут потом

3215 созданы с участием вот этого нового органа.

3216

3217 А что касается вот этих 20 процентов и не менее 3 миллионов рублей, то эти

3218 нормы взяты сознательно в связи с тем, что вроде бы крупные суммы и многие

3219 коррупционеры будут иметь доходы, реальные доходы, превышающие законные

3220 доходы, может быть, даже на меньшую сумму. Вот здесь я хочу сказать, что

3221 данный законопроект сознательно это установил, для того чтобы начиналась

3222 борьба с крупных чиновников. То есть нужно начинать борьбу именно с верхних

3223 эшелонов власти, а для верхних эшелонов власти эти 3 миллиона, 20 процентов -

3224 это не будет таким каким-то значительным активом, они оперируют гораздо

3225 большими суммами.

3226

3227 Спасибо.

3228

3229 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос.

3230

3231 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Семёнович, судя по характеру

3232 законопроектов, и предыдущего, и этого, ваш помощник гораздо более

3233 последователен, чем вы сами, потому что ваш доклад и ответы на вопросы

3234 означают отступление от тех совершенно справедливых норм, которые заложены в

3235 законопроекте. Вот чего стоит только ваше заявление, что главная цель этого

3236 законопроекта - определить реакцию власти, органов власти, а, собственно, не

3237 борьба с коррупцией - цель самого законопроекта. Ну и наверное, вы обратили

3238 внимание, да, вы тоже не могли не обратить внимание на основные недостатки

3239 законопроекта, о которых говорит Правовое управление Аппарата Государственной

3240 Думы и правительство (за подписью Вячеслава Володина). Вы посмотрите, в

3241 тексте говорится о том, что у вас отсутствует законодательная база. Но мне

3242 кажется, что такую законодательную базу нашли президент и председатель

3243 правительства, когда на вашем партийном мероприятии в Брянске заявили, что

3244 партия должна начинать с себя. Означает ли это, что те самые крупные

3245 коррумпированные чиновники, ну, в вашей партии, как вы сейчас сказали?

3246

3247 И второе. Если вы сказали о том, что депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не

3248 могут... (Микрофон отключён.)

3249

3250 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3251

3252 Анатолий Семёнович Иванов.

3253

3254 Включите, пожалуйста, микрофон.

3255

3256 ИВАНОВ А. С. Уважаемая Нина Александровна, когда я говорил о том, что целью

3257 законопроекта было проверить реакцию органов власти на эту инициативу, это я

3258 сказал только потому, что понимал, мы, авторы, понимали, что данный

3259 законопроект принят не будет, потому что он касается тех чиновников, на

3260 борьбу с которыми он направлен. Мы это понимали, но тем не менее мы его

3261 внесли, для того чтобы вынести этот вопрос, очень важный, на публичное

3262 обсуждение. Это необходимо, ведь всегда сначала рождается идея, потом эта

3263 идея начинает овладевать массами, и потом она реализуется. Поэтому не всё

3264 делается сразу. Но вот этот механизм, который мы предложили, - это сейчас

3265 единственный существенный механизм, необходимый России для борьбы с

3266 коррупцией, который применяется во всём мире. То есть без его применения

3267 никакой серьёзной борьбы с коррупцией не будет.

3268

3269 А что касается чиновников, которые, как вы сказали, в какой партии, я думаю,

3270 что, ну конечно, это касается власти. Чиновники, которые сейчас являются

3271 коррупционерами, не все даже являются членами партии, ну, скорее всего, может

3272 быть, в оппозиционных партиях меньше коррупционеров, потому что они не

3273 находятся в органах, в исполнительных органах власти, но когда окажется, что

3274 какая-то другая партия победит и её чиновники будут находиться у власти, я

3275 думаю, что они тоже будут коррумпированы и тоже будет нужен этот закон, для

3276 того чтобы уже бороться с ними.

3277

3278 Спасибо.

3279

3280 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, ваш, пожалуйста,

3281 вопрос.

3282

3283 РОХМИСТРОВ М. С. У меня два вопроса.

3284

3285 Первый вопрос к Анатолию Семёновичу. Анатолий Семёнович, вы сказали, что есть

3286 какие-то обстоятельства, мешающие волеизъявлению депутатов, которые находятся

3287 в "ЕДИНОЙ РОССИИ". Вот хотелось бы, чтобы вы поподробнее об этом рассказали:

3288 нет ли здесь элементов коррупции? Может быть, кто-то их подкупает?

3289

3290 И вопрос к Александру Петровичу. Александр Петрович, в вашем выступлении было

3291 много ссылок на работы известных экономистов и политологов - это Карл Маркс,

3292 Владимир Ильич Ленин. Скажите, что, действительно в основе идеологии партии,

3293 комитета лежат их труды и вы своё мировоззрение основываете на таком труде,

3294 как "Происхождение семьи, частной собственности и государства", либо вы

3295 берёте за основу труды каких-то других политиков?

3296

3297 Спасибо.

3298

3299 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову

3300 Анатолию Семёновичу.

3301

3302 ИВАНОВ А. С. Уважаемый Максим Станиславович, то, что я говорил относительно

3303 депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ", я думаю, не требует ещё каких-то разъяснений, и

3304 так понятно, какие причины. Но я должен сказать, что депутаты, и я об этом

3305 говорил в своём докладе... Хотя недавно ко мне пришёл корреспондент из

3306 журнала "Форбс" с одной целью - подготовить статью о коррумпированности

3307 депутатов, чтобы я ему помог, а пришёл потому, что я внёс этот законопроект,

3308 и вот мне вместе с помощником два часа пришлось ему доказывать, что

3309 депутаты... Он и цель-то поставил совершенно ложную, депутаты не могут быть

3310 коррумпированными, ведь они не принимают решения и за голосование им никто не

3311 платит, поэтому нужно говорить о коррумпированности в исполнительных органах

3312 власти. Мне кажется, что нам удалось его убедить, и статью, направленную

3313 против депутатов, он не написал.

3314

3315 Спасибо.

3316

3317 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец.

3318

3319 МОСКАЛЕЦ А. П. Должен вам признаться, Максим Станиславович, что мне "Капитал"

3320 Маркса и "Развитие капитализма в России" Ленина не нравятся, они рассчитаны,

3321 видать, всё-таки на другую аудиторию, а вот если говорить об "Анти-Дюринге" и

3322 "Материализме и эмпириокритицизме", то да, я с удовольствием работаю с этими

3323 темами.

3324

3325 Спасибо.

3326

3327 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3328

3329 Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, ваш вопрос.

3330

3331 ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Петрович, вы в своём докладе сказали, что, в общем,

3332 лично вам всё равно, вы могли бы и проголосовать, что не боитесь, вы не

3333 коррупционер, но закон работать не будет. Скажите, пожалуйста, почему он не

3334 будет работать: только по юридическим причинам - нормы там не заложены - или

3335 по каким-то другим причинам?

3336

3337 Анатолий Семёнович, я буду поддерживать этот законопроект, несмотря на все

3338 юридические его неточности. Хотела бы узнать, каким образом будет узнавать

3339 комиссия, что доходы у человека, у коррупционера, меньше, чем расходы, -

3340 только по его декларации? Но ведь он может написать туда только то, что

3341 видимо, - ну, жильё, машину, - а то, что невидимо, и не напишет. Таким

3342 образом, мы тоже не найдём эти незаконные доходы.

3343

3344 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец.

3345

3346 МОСКАЛЕЦ А. П. Почему я так сказал, отвечу. Я не очень верю в то, что

3347 уголовно-правовые, гражданско-правовые или там административно-правовые

3348 способы воздействия на коррупционеров что-либо дадут. Это исключительно

3349 точечные, конкретные, личные воздействия на какую-то другую конкретную

3350 личность, и всё. Ну вот он попался, ну и всё, а другой не попался. Я думаю,

3351 что нужно идти значительно более простым путём, даже не применяя вот этот вид

3352 материального права. Видим недоверие общества или недоверие собственно

3353 руководителя к чиновнику, или должностному лицу, или лицу, занимающему

3354 государственную должность, - да снять его надо с этой должности, и он будет,

3355 как говорится, защищён в дальнейшем от тюрьмы, и мы будем свободны от

3356 коррупционера, и нечего тут, как говорится, возбуждать уголовные дела, потом

3357 эти дела прекращаются - вот не доказали вину, и всё, - и человек дальше

3358 продолжает жить и действовать на той должности, на которой действовал. А я

3359 считаю, что каждое должностное лицо должно позиционировать себя так, чтобы на

3360 него не падало ни малейшее подозрение в каких-то коррупционных действиях. Вот

3361 и всё.

3362

3363 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3364

3365 Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста, отвечайте на вопрос.

3366

3367 ИВАНОВ А. С. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо за поддержку законопроекта.

3368 Я уверен в том, что те депутаты, которые хотели бы, считают необходимым

3369 бороться с коррупцией, его поддержат.

3370

3371 Что касается того, как это проверять, как выявлять. Конечно, чиновник будет

3372 скрывать всё это, конечно, он не напишет это в декларации. Вот даже сейчас,

3373 когда появилась инициатива о том, чтобы заполнять декларацию о расходах, при

3374 отсутствии ответственности это, конечно, останется пустым делом, потому что в

3375 декларации всё не укажут, особенно если речь идёт о наличии активов в

3376 зарубежных банках, об имуществе за рубежом. Конечно, это не укажут. Но,

3377 наверное, большая часть работы по выявлению таких коррупционеров лежит на

3378 структурах гражданского общества. В тех странах, где началась эффективная

3379 борьба с коррупцией, народ увидел и понял, что борьба-то началась, когда

3380 начали привлекать к уголовной ответственности высших должностных лиц,

3381 конфисковать... только тогда народ понял, что да, борьба началась. И тогда и

3382 журналисты, и сам народ стали источниками информации, которую должны были

3383 проверять те органы, которые для этого созданы. И журналисты, они ведь

3384 раскопают, всё раскопают, только предоставьте им такую возможность, защитите

3385 их от подобных действий. И это уже будет в основном дело гражданского

3386 общества, дело работников СМИ.

3387

3388 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3389

3390 Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос, пожалуйста.

3391

3392 ФЕДОТКИН В. Н. Анатолий Семёнович, у меня к вам вопрос. Помните, ровно два

3393 года назад в этом зале фракция КПРФ вносила законопроект о борьбе с

3394 коррупцией (вместе с президентским), в котором очень много было схожего с

3395 тем, что вы говорили сейчас. Вы тогда наш законопроект не поддержали. Я вот

3396 уверен, сегодня ваши коллеги-"единороссы" не поддержат вас, у них не

3397 изменилось, видимо, мнение, а вы внесли... У вас что, за два года

3398 принципиально мнение изменилось?

3399

3400 И в связи с этим главный вопрос. Поскольку приближаются выборы, наверняка вы

3401 будете участвовать в дебатах. Вот будете ли вы говорить, что вас не

3402 поддержали депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ", или просто скажете: не поддержали

3403 депутаты Государственной Думы? А то мне кажется, что вы просто пиаритесь. Я

3404 прошу прощения, но мне так кажется.

3405

3406 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.

3407

3408 Пожалуйста, Иванов Анатолий Семёнович.

3409

3410 ИВАНОВ А. С. Владимир Николаевич, я не понял и не ожидал вот таких обвинений,

3411 да, каких-то обвинений в том, что я пиарюсь. Вы что, завидуете, что ли, что я

3412 внёс такой популярный законопроект? Никогда в своей жизни я не стремился к

3413 каким-то благам, к каким-то должностям, используя пиар, никогда, всё

3414 доказывал всегда делом. И те избиратели - а я дважды избирался сюда уже по

3415 одномандатным округам, - те люди, которые голосовали за меня, они голосовали

3416 не потому, что я им что-то обещал - я никогда ничего не обещаю, и никогда не

3417 говорю специально о популярном, никогда не говорю о том, что нельзя

3418 реализовать, и я всегда имел собственное мнение... И вот сейчас, несмотря на

3419 то что в "ЕДИНОЙ РОССИИ", наверное, так скажем, не совсем поддерживают мою

3420 инициативу, я внёс такую инициативу, я же не побоялся её внести, и не ради

3421 пиара, а в связи с тем, что у меня есть твёрдое убеждение, что это надо

3422 делать, учитывая опыт зарубежных стран. Ну, два года назад я ещё не знал об

3423 этих мерах борьбы, об этих эффективных мерах. Наверное, если бы я знал, я

3424 внёс бы это ещё раньше.

3425

3426 Спасибо.

3427

3428 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста, ваш

3429 вопрос.

3430

3431 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.

3432

3433 У меня вопросы и к докладчику, и к содокладчику.

3434

3435 Уважаемые коллегии, Анатолий Семёнович и Александр Петрович, а вообще, вы

3436 считаете возможным достижение позитивных результатов в борьбе с коррупцией

3437 без устранения материально-финансовой основы теневой, или серой, экономики,

3438 ну, проще говоря, без принудительной законной ?

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6422 Пункт 12 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект

6423 федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об

6424 административных правонарушениях". Кто за данный законопроект? Прошу

6425 определиться голосованием.

6426

6427 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6428

6429 Покажите, пожалуйста, результаты.

6430

6431 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 39 сек.)

6432 Проголосовало за 128 чел.28,4 %

6433 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6434 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6435 Голосовало 128 чел.

6436 Не голосовало 322 чел.71,6 %

6437 Результат: не принято

6438

6439 Не принято.

6440