Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 435637-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

у Президента РФ
17.07.2011

Номер законопроекта:435637-5
Дата внесения законопроекта в ГД:06.10.2010
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/435637-5
Профильный комитет:Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:17.07.2011
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:212-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Гольдштейн Ростислав Эрнстович, Член СФ
Кармазина Раиса Васильевна, Депутат ГД
Матвеев Александр Сафронович, Член СФ
Песковская Юлия Анатольевна, Депутат ГД
Пехтин Владимир Алексеевич, Депутат ГД
Пивненко Валентина Николаевна, Депутат ГД
Пономарёва Лариса Николаевна, Член СФ
Романов Петр Васильевич, Депутат ГД
Самойлов Евгений Александрович, Член СФ
Усольцев Василий Иванович, Депутат ГД
Хованская Галина Петровна, Депутат ГД
Чернышенко Игорь Константинович, Член СФ
Шаккум Мартин Люцианович, Депутат ГД
Шевцов Георгий Егорович, Депутат ГД
Штогрин Сергей Иванович, Депутат ГД
Шуба Виталий Борисович, Член СФ
Янаков Эдуард Якимович, Депутат ГД
Яровая Ирина Анатольевна, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №435637-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

Дата заседания 05.07.2011, номер заседания 242, строк в стенограмме 7346

О проекте федерального закона № 435637-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части, касающейся порядка предоставления субсидий).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1789 Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

1790 закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера

1791 и приравненных к ним местностей". Докладчик тот же.

1792

1793 Пожалуйста.

1794

1795 ПИВНЕНКО В. Н. Данный законопроект прошёл правовую и лингвистическую

1796 экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, замечаний

1797 правового, юридико-технического и лингвистического характера нет. Комитет

1798 Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует

1799 принять законопроект в третьем чтении.

1800

1801 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1802

1803 По мотивам выступит Тумусов.

1804

1805 Выносим 16-й вопрос на "час голосования".

1806

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6955 По 16-му вы будете выступать, Федот Семёнович? Нет. Снимается выступление.

6956

6957 Ставится на голосование в соответствии с пунктом 16 проект федерального

6958 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях

6959 гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним

6960 местностей". Голосуйте, коллеги.

6961

6962 Покажите результаты голосования.

6963

6964 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 51 сек.)

6965 Проголосовало за 442 чел.98,2 %

6966 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6967 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6968 Голосовало 442 чел.

6969 Не голосовало 8 чел.1,8 %

6970 Результат: принято

6971

6972 Принято.

6973

Дата заседания 17.06.2011, номер заседания 238, строк в стенограмме 7598

О проекте федерального закона № 435637-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части, касающейся порядка предоставления субсидий).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4877 Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4878 закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера

4879 и приравненных к ним местностей". Докладывает Валентина Николаевна Пивненко.

4880

4881 ПИВНЕНКО В. Н. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4882 закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера

4883 и приравненных к ним местностей" направлен на уточнение порядка и условий

4884 предоставления жилищных субсидий северянам. Законопроект был принят

4885 Государственной Думой в первом чтении 23 ноября 2010 года. Также по нему

4886 проводилась работа не только депутатами Государственной Думы и членами Совета

4887 Федерации, вместе с нами работали представители рабочей группы из разных

4888 министерств, ведомств, и координировало эту работу со стороны правительства

4889 Министерство регионального развития. К законопроекту поступило тридцать

4890 девять поправок. Комитетом все поправки рассмотрены, пятнадцать поправок

4891 предложены к принятию, двадцать четыре поправки - к отклонению. Половина

4892 отклонённых поправок учтена в иной редакции. Законопроект прошёл правовую и

4893 лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной

4894 Думы. Замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера

4895 по нему не имеется.

4896

4897 Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и

4898 Дальнего Востока предлагает принять таблицы поправок, рекомендуемые к

4899 принятию и к отклонению. Также мы обращаем внимание на проект постановления,

4900 где мы предлагаем Правительству Российской Федерации подготовить те

4901 нормативные документы, которые способствовали бы выполнению данного

4902 законопроекта, к принятию его в третьем чтении.

4903

4904 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1, пятнадцать поправок,

4905 рекомендованных к принятию. Есть замечания?

4906

4907 Включите режим голосования.

4908

4909 Покажите результаты.

4910

4911 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 14 сек.)

4912 Проголосовало за 366 чел.81,3 %

4913 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

4914 Воздержалось 0 чел.0,0 %

4915 Голосовало 366 чел.

4916 Не голосовало 84 чел.18,7 %

4917 Результат: принято

4918

4919 Принято.

4920

4921 Таблица 2 - двадцать четыре поправки, рекомендованные к отклонению. Есть

4922 замечания? Есть.

4923

4924 Селезнёв, пожалуйста.

4925

4926 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Прошу вынести на отдельное голосование 3-ю и 14-ю поправки.

4927

4928 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправок 3 и 14.

4929

4930 Включите режим голосования.

4931

4932 Покажите результаты.

4933

4934 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 56 сек.)

4935 Проголосовало за 350 чел.77,8 %

4936 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

4937 Воздержалось 0 чел.0,0 %

4938 Голосовало 350 чел.

4939 Не голосовало 100 чел.22,2 %

4940 Результат: принято

4941

4942 Принимается таблица.

4943

4944 Обсуждаем 3-ю и 14-ю поправки. Поправка 3. Пожалуйста, депутат Селезнёв

4945 Валерий Сергеевич.

4946

4947 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.

4948

4949 Поправки 3 и 14 я готов доложить совместно.

4950

4951 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста.

4952

4953 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Эти поправки, предлагаемые мной, расширяют круг лиц из числа

4954 наиболее социально незащищённых граждан - инвалидов, на которых

4955 распространяется действие данного законопроекта. В соответствии с действующим

4956 законодательством одним из критериев для граждан, имеющих право на жилищные

4957 субсидии, является инвалидность первой и второй группы, которая наступила

4958 вследствие трудового увечья. Моей поправкой предлагается расширить эту

4959 категорию, дополнив её лицами, имеющими инвалидность третьей группы. Это в

4960 полной мере соответствует принципу социальной справедливости: несмотря на то

4961 что данная группа отличается умеренно выраженным расстройством здоровья, её

4962 установление также свидетельствует о состоянии человеческого организма,

4963 нуждающегося в особом внимании.

4964

4965 Мне совершенно непонятно, почему комитет отклоняет данные поправки, потому

4966 что само признание того, что граждане, которые получили инвалидность в

4967 результате трудового увечья в условиях сурового климата Крайнего Севера не

4968 имеют права на жилищные субсидии, - позиция совершенно непонятная. Я прошу

4969 коллег поддержать эти поправки, они позволят тем людям, которые, работая на

4970 Крайнем Севере, получили трудовые увечья и признаны инвалидами третьей

4971 группы, иметь преимущество для включения в первую группу по получению

4972 жилищных субсидий.

4973

4974 Спасибо большое.

4975

4976 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.

4977

4978 ПИВНЕНКО В. Н. Комитет очень внимательно рассматривал эту поправку и проводил

4979 консультации, в том числе и с органами здравоохранения. Третья группа

4980 инвалидности - это группа рабочая, она не носит постоянного характера. Мы

4981 посчитали, что недостаточно оснований для включения инвалидов третьей группы

4982 в этот перечень получателей жилищных субсидий, для расширения круга

4983 участников программы переселения с Севера - людей, которые являются

4984 действительно нуждающимися в такой государственной поддержке. Следует

4985 учитывать и то, что ресурсы, которые выделяются на переселение, и очередь,

4986 которая сегодня существует в Российской Федерации, по сути дела, не позволяют

4987 нам принимать такие решения в отношении этой категории.

4988

4989 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставятся на голосование 3-я и 14-я поправки, как

4990 взаимосвязанные.

4991

4992 Включите режим голосования.

4993

4994 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4995

4996 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, они из таблицы отклонённых. Всё понятно: из

4997 таблицы отклонённых ставятся на голосование две поправки, комитет их не

4998 поддерживает.

4999

5000 Покажите результаты.

5001

5002 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 07 сек.)

5003 Проголосовало за 66 чел.14,7 %

5004 Проголосовало против 16 чел.3,6 %

5005 Воздержалось 1 чел.0,2 %

5006 Голосовало 83 чел.

5007 Не голосовало 367 чел.81,6 %

5008 Результат: не принято

5009

5010 Не приняты поправки.

5011

5012 Выносим данный законопроект на "час голосования".

5013

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6162 Пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

6163 закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера

6164 и приравненных к ним местностей". Законопроект второго чтения. Прошу

6165 определиться голосованием.

6166

6167 Покажите результаты.

6168

6169 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 13 сек.)

6170 Проголосовало за 446 чел.99,1 %

6171 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6172 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6173 Голосовало 446 чел.

6174 Не голосовало 4 чел.0,9 %

6175 Результат: принято

6176

6177 Принято.

6178

Дата заседания 23.11.2010, номер заседания 195, строк в стенограмме 5743

О проекте федерального закона № 435637-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части, касающейся порядка предоставления субсидий).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4997 Вопрос 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4998 закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера

4999 и приравненных к ним местностей". Доклад председателя Комитета по проблемам

5000 Севера и Дальнего Востока Валентины Николаевны Пивненко.

5001

5002 Пожалуйста.

5003

5004 ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо.

5005

5006 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! То обсуждение, которое

5007 проходило по пункту 9, по закрывающимся населённым пунктам, оно перекликалось

5008 с теми изменениями, которые мы предлагаем по Федеральному закону № 125-ФЗ "О

5009 жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и

5010 приравненных к ним местностей". Я должна сказать, что практика исполнения

5011 125-го закона, те предложения, которые поступали в виде законопроектов в

5012 комитет, они были положены в основу, для того чтобы учесть практику

5013 исполнения нынешнего 125-го закона и внести в него изменения, выделив в

5014 отдельный законопроект, который мы сейчас приняли - и спасибо вам за это - по

5015 закрывающимся населённым пунктам. Должна сказать, что по закрывающимся

5016 населённым пунктам речь шла не о том, что мы сейчас что-то закрываем, а это

5017 уже были принятые в 90-е годы решения, как я сказала, это уже закрытые

5018 пункты, их уже не существует де-факто, но остались обязательства перед

5019 людьми.

5020

5021 Какие же изменения мы вносим в 125-й федеральный закон? Учитывая, что

5022 установленные статьёй 2 федерального закона условия предоставления жилищных

5023 субсидий не допускают возможности их предоставления гражданам, стоящим в

5024 последующей очереди, до предоставления субсидий всем очередникам предыдущей

5025 (там было пять категорий, сейчас остаётся четыре категории очередников), мы

5026 предлагаем, во-первых, предоставить право высшим органам исполнительной и

5027 законодательной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого

5028 ими решения направлять не более 30 процентов в пределах вот этой квоты

5029 средств федерального бюджета, которые выделяются соответствующему субъекту

5030 Российской Федерации на жилищные субсидии. То есть мы предоставляем им право

5031 самостоятельно решать вопрос о предоставлении жилищных субсидий вот по этой

5032 части, для того чтобы учитывать наиболее сложную ситуацию по конкретным

5033 людям, по конкретным очередникам.

5034

5035 Мы предоставляем право в постановке на учёт граждан, имеющих право на

5036 получение жилищных субсидий, родителям, которые воспитывают детей-инвалидов,

5037 рождённых за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним

5038 местностей. Практика свидетельствует, что, учитывая тяжёлые

5039 природно-климатические условия Севера, а также рекомендации врачей, многие

5040 роженицы выезжали и сейчас выезжают в последние месяцы беременности в регионы

5041 страны с более благоприятными условиями, к родственникам. Но когда случаются

5042 такие трагичные случаи, когда ребёнок становится инвалидом, он не имеет

5043 права, эта семья не имеет права встать на очередь в категорию инвалидов,

5044 потому что ребёнок был рождён за пределами территории Крайнего Севера. Мы

5045 такое право предоставляем, если постоянное место жительства мамы - это Север.

5046

5047 Сегодня правом на получение жилищной субсидии обладают лишь граждане, которые

5048 поставлены на учёт на получение жилищной субсидии, и в случае смерти

5049 очередника его семье жилищная субсидия не предоставляется. Мы этими

5050 изменениями право такой семье также предоставляем.

5051

5052 Мы устанавливаем сегодня единый норматив стоимости 1 квадратного метра общей

5053 площади жилья по Российской Федерации, определяемый на полугодие федеральным

5054 органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской

5055 Федерации.

5056

5057 Мы в статью 6 действующего закона вносим изменения, направленные на уточнение

5058 условий передачи жилого помещения в обмен на государственный жилищный

5059 сертификат. Терминология данной статьи так же, как и остальных, приводится в

5060 соответствие с действующим Жилищным кодексом. Данной статьёй также вводится

5061 норма, согласно которой в случае отчуждения гражданами и членами семьи жилых

5062 помещений, принадлежащих им на праве собственности, размер жилищной субсидии

5063 будет уменьшаться на ту сумму, которая получается по договору,

5064 предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо сумму, указанную в

5065 справке организации технической инвентаризации, и учитывается наибольшая из

5066 указанных сумм, на которую уменьшается размер жилищной субсидии. Опять-таки

5067 это в пользу людей, это происходит на основе согласования с гражданами,

5068 получающими жилищные сертификаты.

5069

5070 Мы считаем и отмечаем особо, что до окончательного принятия вынесенных на

5071 сегодняшнее обсуждение проектов федеральных законов необходимо разработать

5072 порядок сдачи гражданами занимаемого ими жилого помещения и дальнейшего его

5073 использования, а также внести соответствующие изменения в нормативные

5074 правовые акты Правительства Российской Федерации. И мы считаем, и это

5075 обсуждалось на заседании рабочей группы, что такой пакет сопровождающих

5076 положений и порядков будет разработан и доведён до сведения депутатов. Такая

5077 работа сейчас ведётся.

5078

5079 И наконец, в законопроекте о внесении изменений в 125-й федеральный закон

5080 предусматривается право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера,

5081 избрать местом для постоянного проживания населённый пункт, расположенный в

5082 субъекте Российской Федерации с более благоприятными природно-климатическими

5083 условиями, в том числе и в местностях, приравненных к районам Крайнего

5084 Севера. Данное дополнение учитывает медико-биологический фактор переселения.

5085 Граждане, рождённые на Крайнем Севере, отработавшие там пятнадцать и более

5086 календарных лет, по состоянию здоровья, как правило, предпочитают переезд в

5087 местности, природно-климатические условия которых ближе к северным, в

5088 пределах одного субъекта Федерации, в пределах одного федерального округа, но

5089 это право до настоящего времени законодательно им не предоставлялось. И я

5090 должна сказать, что, когда мы обсуждали рабочие варианты двух законопроектов,

5091 проводя выездное заседание в Иркутске, где присутствовали представители

5092 органов исполнительной, законодательной власти, органов местного

5093 самоуправления не только Иркутской области, но и прилегающих северных

5094 территорий Российской Федерации, все единогласно поддерживали ту концепцию,

5095 идеологию изменения 125-го федерального закона, которая представлена вам

5096 сегодня на обсуждение.

5097

5098 Мы получили достаточно много замечаний, предложений и от Правительства

5099 Российской Федерации, и от Верховного Суда, и сейчас поступают предложения,

5100 но все они направлены на уточнение, на совершенствование данного проекта

5101 закона. Все однозначно говорят о необходимости принятия и введения в действие

5102 с 1 января 2011 года этого закона, для того чтобы, ещё раз отмечаю, открыть

5103 дорогу для переселения нетрудоспособных граждан, стоящих на очереди,

5104 выработавшего полный трудовой стаж на Крайнем Севере. Это касается тех людей,

5105 которые приехали осваивать Север, выполнили свою задачу и в силу разных

5106 причин не имеют возможности самостоятельно, без помощи, без поддержки

5107 государства переселиться.

5108

5109 И сразу же отвечаю на вопрос, который звучал в выступлениях. Хочу сказать,

5110 что да, избыточное переселение населения с Севера, в том числе и

5111 трудоспособного, в том числе и молодёжи, имеет место быть. Необходим комплекс

5112 мер, мы над этим работаем и в рамках локальных программ, и в рамках

5113 медиапроектов, которые реализуются на территориях Крайнего Севера, Сибири и

5114 Дальнего Востока. Мы учитываем вот эти тенденции и предлагаем ряд мер,

5115 которые изменили бы ситуацию, способствовали бы развитию этих территорий. Но

5116 мы не забываем тех обязательств, которые озвучивались в этом зале, со стороны

5117 председателя правительства и руководителей министерств, это обязательства

5118 перед тем населением, которое выработало свой трудовой ресурс и которому

5119 требуется помощь. В перспективе решения о таких проектах, как переселение,

5120 конечно, должны приниматься вместе и с представителями бизнеса, который, к

5121 счастью, начал развиваться на Севере, и с представителями и руководителями

5122 органов субъектов Федерации, федеральных округов. Это задача комплексная.

5123

5124 А сейчас я прошу поддержать внесённый рабочей группой, авторами законопроекта

5125 тот согласованный проект закона, который позволит нам исправить ситуацию вот

5126 по данному проекту переселения.

5127

5128 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5129

5130 Содоклад заместителя председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего

5131 Востока Игоря Константиновича Чернышенко.

5132

5133 ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как и

5134 предыдущий законопроект, комитет рассмотрел представленный Валентиной

5135 Николаевной законопроект, авторами которого являются все члены комитета,

5136 депутаты Госдумы и коллеги из Совета Федерации, и рекомендует его к принятию.

5137

5138 Я не буду останавливаться на всех новеллах этого законопроекта, Валентина

5139 Николаевна о нём сказала. Главное - это то, что он стал более демократичным с

5140 учётом опыта последних пяти лет работы над ним, даёт больше прав субъекту

5141 Российской Федерации перераспределять 30 процентов средств в интересах всех

5142 очередников и пенсионеров, ветеранов и безработных. Это одна из важных

5143 новелл.

5144

5145 В адрес комитета поступило пятьдесят девять отзывов от субъектов права

5146 законодательной инициативы: сорок субъектов поддерживают, девять субъектов не

5147 высказывают замечаний, предложений, десять представили свои замечания и

5148 предложения, которые мы учтём в ходе подготовки законопроекта ко второму

5149 чтению.

5150

5151 Верховный Суд, правительство также поддерживают законопроект, Правовое

5152 управление - с некоторыми замечаниями, которые не носят концептуального

5153 характера и будут учтены ко второму чтению.

5154

5155 Два комментария по темам вопросов, которые прозвучали по первому

5156 законопроекту. Вы знаете, уважаемые коллеги, сокращение численности населения

5157 на Севере - это не однозначно плохой процесс. В Мурманской области и на

5158 Севере в целом такая же картина: каждый четвёртый - пенсионер, большинство из

5159 них неработающие, например, из девятисот тысяч северян, проживающих в

5160 Мурманской области, двести сорок тысяч - безработные. Дороже в медицинском,

5161 коммунальном... Мы им сохраняем пенсию при выезде. Поэтому, если они уезжают,

5162 это надо поддерживать. Это первое замечание.

5163

5164 И второе замечание. Сам законопроект не решает проблему переселения. Мы с

5165 вами ежегодно в бюджете утверждаем финансирование на переселение северян по

5166 субъектам. За последние пять лет мы увеличили финансирование в пять-шесть

5167 раз. Если мы этот процесс продолжим, то решение проблемы переселения желающих

5168 уехать с Севера сохранит позитивную тенденцию, но это немножко другая тема. Я

5169 надеюсь, Дума нас в будущем поддержит в плане финансирования этой программы.

5170

5171 А в целом комитет считает, что законопроект очень позитивный, его ждут

5172 северяне, которые хотят переехать, и мы предлагаем его поддержать.

5173

5174 Спасибо за внимание.

5175

5176 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5177

5178 Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Убеждаемся, что два вопроса...

5179 три: Останина Нина Александровна, потом депутат Федоткин и депутат Селезнёв.

5180

5181 Пожалуйста, Нина Александровна.

5182

5183 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Валентина Николаевна, я ещё раз хочу вернуться к

5184 вопросу, который задавала, поскольку внутренние противоречия сохранились, в

5185 том числе и в представленном только что вами проекте федерального закона. В

5186 частности, речь идёт о том, что в первом проекте закона, который мы

5187 обсуждали, есть статья 5, которая предполагает выделение в жилых помещениях

5188 18 квадратных метров на человека. В другом законопроекте термин "жилые

5189 помещения" заменяется термином "жильё". Означает ли это, что гражданин,

5190 который имеет право на получение жилищного сертификата, вправе претендовать

5191 не только на получение квадратных метров жилого помещения, но и на

5192 использование этих средств на строительство нового жилья, равноценного тому

5193 жилью, которое он имел, проживая в районах Крайнего Севера или приравненных

5194 местностях?

5195

5196 Спасибо.

5197

5198 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пивненко включите микрофон.

5199

5200 ПИВНЕНКО В. Н. Когда мы готовили данный законопроект, мы предполагали и

5201 участие в строительстве жилья, но это предложение встречалось неоднозначно,

5202 учитывая тот горький опыт, когда действовала в том числе и федеральная

5203 программа строительства жилья для северян и имели место факты, когда человек

5204 вкладывал эти средства или жилищные сертификаты, но не всегда получал тот

5205 конечный результат, на который рассчитывал. Мы считаем, что это возможно, но

5206 в том случае, если есть уже высокая степень готовности того жилья, которое

5207 строится, или гарантии того, что индивидуальное жильё будет построено.

5208 Поэтому здесь действительно тема достаточно сложная, и вы правильно задаёте

5209 этот вопрос, мы будем ещё раз возвращаться к нему при подготовке и обсуждении

5210 поправок ко второму чтению. Наша задача, чтобы человек, который получил такую

5211 возможность - федеральные средства на решение своей жилищной проблемы по

5212 переселению, - имел полную гарантию того, что он этот продукт, жильё,

5213 получит. И задачи в соответствии с законом № 125-ФЗ, и с законом о

5214 федеральном бюджете будут выполнены.

5215

5216 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос.

5217

5218 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Валентина Николаевна, на мой взгляд, законопроект

5219 важен и нужен, я буду, наверное, поддерживать, но у меня вопрос к вам более

5220 широкий. У нас и в Рязанской области, и других областях в тысячах хозяйств

5221 полностью остановлено производство, люди потеряли работу, заработок, и тоже

5222 тысячи, не пятьсот, а десятки тысяч семей снимаются с места и вынуждены

5223 куда-то переезжать, чтобы где-то найти заработок, заработать себе на хлеб. Их

5224 никто не ждёт, им никто не помогает, а ведь на селе работа тоже тяжёлая, люди

5225 рано изнашиваются, и зарплата мизерная, очень низкая. Не считаете ли вы, что

5226 как-то надо и эту категорию наших жителей, наших избирателей учитывать? Кто

5227 им поможет, тем, кто из деревни вынужден - не по своей воле - сняться и

5228 уехать в поисках заработка? Как с ними быть? Не противопоставляю их

5229 северянам, но вопрос это даже более острый, чем тот, который мы обсуждаем.

5230

5231 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

5232

5233 ПИВНЕНКО В. Н. Вы знаете, на широкий вопрос можно дать и широкий ответ, но я

5234 постараюсь ответить поуже.

5235

5236 Дело всё в том, что на Крайнем Севере температура воздуха бывает минус 45

5237 градусов и ниже и там невозможно вырастить ни картошку, ни другие продукты

5238 питания, которые можно использовать для того, чтобы выжить, там одиннадцать,

5239 а иногда и двенадцать месяцев минусовая температура, отопительный сезон. Я

5240 думаю, что эта проблема, мягко говоря, не должна сегодня ставиться под

5241 сомнение - почему в жёстких условиях ограниченных финансовых средств была

5242 определена программа и даже несколько программ, для того чтобы помочь этим

5243 людям.

5244

5245 Что касается Рязанской области, то, я полагаю, вы, как опытный депутат

5246 Государственной Думы и в прошлом председатель Рязанской областной Думы,

5247 вместе с коллегами по Государственной Думе можете предложить варианты решения

5248 проблемы занятости населения, самозанятости, используя те ресурсы, которые

5249 сегодня предлагают и наше правительство, и Федеральное Собрание и которые

5250 заложены в бюджете на 2011 год, за который мы голосовали и будем принимать

5251 окончательно. Действительно, такая проблема есть и способы решения этой

5252 проблемы разные, но помочь людям, которые действительно в очень тяжёлых

5253 условиях остались на Севере, когда для государства дешевле и выгоднее решить

5254 проблемы их переселения в благоприятные условия, в те регионы Российской

5255 Федерации, где они смогут и сохранить здоровье, и обеспечить материальное

5256 благополучие, используя тот ещё остаточный трудовой потенциал, который есть у

5257 северян, я полагаю, было бы правильно. И соглашусь со вторым докладчиком в

5258 том, что эта часть решения проблемы законодательная.

5259

5260 А вторая часть - посмотреть на возможности увеличения финансовых ресурсов,

5261 для того чтобы закрыть эту тему. И какая-то планка для решения проблем тех

5262 очередников, большого, огромного числа очередников, которые сегодня есть,

5263 тоже должна быть. Я хочу напомнить, что сегодня более пятисот тысяч человек,

5264 более двухсот семнадцати тысяч семей ждут очереди на переселение не только на

5265 Севере, но и та часть, которая переселилась в том числе... (Микрофон

5266 отключён.)

5267

5268 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.

5269

5270 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Валентина Николаевна, ну, я про Рязань не буду, потому что

5271 всё-таки это врядли регион Крайнего Севера, а по данному законопроекту мне

5272 непонятны два вопроса, значит, два момента. Законопроектом почему-то не

5273 учтена третья группа инвалидности, хотя первые две он учитывает. А жизнь в

5274 условиях суровых морозов весьма тяжело переносится, кто там был, те знают. И

5275 второй вопрос. По законопроекту пенсионеры идут во второй очереди, после

5276 инвалидов. В большей своей части это уже старые люди, они могут, учитывая

5277 сложившуюся практику, просто не дождаться своей очереди. Вот как вы считаете,

5278 может быть, стоит включить эти две категории граждан в данный законопроект?

5279

5280 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

5281

5282 ПИВНЕНКО В. Н. Ну, я ещё раз хочу сказать о том, что в данный законопроект

5283 включены те категории, которые стоят на очереди. Сейчас первая категория -

5284 это инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства. Следующая категория -

5285 это пенсионеры, самая большая категория: их более трёхсот двадцати трёх тысяч

5286 человек. Следующая категория - безработные, которые на Севере стоят на

5287 очереди уже год и более. И это работающие граждане, которые имеют трудовой

5288 стаж, полностью выработанный на Крайнем Севере. Вот, на наш взгляд, в этих

5289 категориях все учтены, а по другим категориям у нас предложений не было. Если

5290 вы считаете нужным сделать это в законе, который предлагается, я рекомендую

5291 внести конкретную поправку, для того чтобы мы её рассмотрели.

5292

5293 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость кому-то выступить? Две руки я вижу -

5294 Тумусов и Селезнёв. И Федоткин, да?..

5295

5296 Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.

5297

5298 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не буду выбирать весь Регламент, просто

5299 хотел бы обратить внимание, что на тех же северных территориях, в той же

5300 Мурманской области и так далее, существуют рыболовецкие хозяйства, самые

5301 разнопрофильные сельскохозяйственные производства. У нас тридцать тысяч

5302 сельхозпредприятий закрылось за двадцать лет, - Борис Вячеславович, кстати,

5303 вы говорили об этом в своих выступлениях, я вашу цифру использую, - и это та

5304 же самая проблема. Они работали на Севере, они работают так же у нас, так же

5305 без воды оказываются, нет колодцев, нет отопления, то есть такие условия

5306 жизни, которым не позавидуешь и которые значительно сокращают

5307 продолжительность жизни людей. Переехать куда-то они просто не могут, у них

5308 денег совершенно нет. И это не Рязанская область, сельхозпредприятия -

5309 тридцать тысяч по всей стране, от севера до юга.

5310

5311 Но если мы говорим "а", то, наверное, логично было бы сказать и "б" - по

5312 другим сферам. Это же такие же люди! Да, на Севере тяжело, да, там мороз, да,

5313 там, наверное, не прокормишься, там тундра, там лопатой не поработаешь. А

5314 скажите, на селе в Подмосковье лопатой много наработаешь, прокормишь свою

5315 семью? Да человек умирает в сорок лет, потому что и работы нет, и зарплаты

5316 нет, и стрессы, и огород его не может прокормить, и в магазине не на что

5317 купить. Поэтому я хотел обратить ваше внимание: принимая данный законопроект,

5318 мы не можем сказать, что проблему закрываем, мы только немножко двери

5319 приоткрыли, надо эту проблему в полном объёме решать.

5320

5321 Наша фракция уже давала варианты решения этой проблемы. Мы говорили, что по

5322 селу надо 10-15 процентов выделять от расходной части, тогда не будет

5323 массового переселения из деревни неизвестно куда, тогда и люди будут жить

5324 подольше, может быть, и, наверное, экономика страны, России будет несколько

5325 по-иному выглядеть. Так что я хочу обратить внимание своих коллег на то, что

5326 предложения есть. Они просчитаны специалистами, не мною, и не по Рязанской

5327 области, а по всей нашей матушке - России. Так давайте-ка, проголосовав

5328 сегодня за законопроект, сделаем следующий шаг и выйдем к финансированию

5329 села, так чтобы там тоже не было беженцев, не было переселенцев, чтобы из

5330 Рязани не бежали работать сюда, в Москву.

5331

5332 Наша фракция свои предложения дала. Так вот я обращаюсь к коллегам из "ЕДИНОЙ

5333 РОССИИ": если наши предложения по спасению вас не устраивают, дайте свои, мы

5334 их поддержим, если действительно этим остановим переселение из деревни в

5335 города и вообще неизвестно куда. Это будет логическим продолжением того

5336 законопроекта, за который мы сейчас будем, наверное, голосовать, иначе это

5337 полушаг и проблему не снимет.

5338

5339 Спасибо.

5340

5341 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста.

5342

5343 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Коллеги, меня, пока я шёл сюда, пытались убедить в том, что я

5344 не прав, и я буду очень рад, если я окажусь не прав, потому что буду

5345 выступать, касаясь сразу двух законопроектов.

5346

5347 Мне кажется, вообще надо было эти два законопроекта, пункты 9 и 10,

5348 рассматривать с одним докладом, и тогда было бы понятно, что происходит на

5349 самом деле. На мой взгляд... Значит, объясняю популярным языком, так, чтобы

5350 было понятно рядовому гражданину нашей страны и любому журналисту, который

5351 слушает. Есть в существующем законодательстве 125-й федеральный закон, в

5352 соответствии с которым жилищные сертификаты распределяются в следующей

5353 очерёдности: первая - это жители ликвидированных и отселяемых поселков,

5354 вторая - инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, про которых

5355 говорится во втором законопроекте, третья - пенсионеры, четвёртая -

5356 безработные и, наконец, пятая - это граждане, которые имеют стаж работы в

5357 условиях Крайнего Севера свыше пятнадцати лет. Что предлагается данным

5358 законопроектом? Данным законопроектом, точнее, этими двумя законопроектами

5359 предлагается, по всей видимости, поссорить инвалидов с обычными гражданами.

5360 Вы уж извините, товарищи-инвалиды, я всегда стоял и буду стоять на вашей

5361 стороне, но я категорически против того, чтобы вами прикрывались, как живым

5362 щитом.

5363

5364 Сейчас я объясню, как это выглядит на деле. Вот, допустим, в этом зале сидит

5365 четыре-пять инвалидов, все остальные, так сказать, нормальные, обыкновенные

5366 граждане. И представим, что мы находимся в условиях Крайнего Севера или

5367 приравненных к нему местностей. Вот вы все очередники, и вам говорят, что

5368 теперь вы из первой очереди уходите не в какую-то другую очередь, а в другой

5369 закон - это отражает пункт 9 сегодняшней повестки дня, - а я, как инвалид,

5370 остаюсь в том законе, который существовал, в 125-м, но теперь я вместо второй

5371 очереди имею за ваш счёт, товарищи уважаемые, первую очередь и получаю

5372 квартиру. А вот теперь представьте, что появляются всё время инвалиды. Вы

5373 ожидали получения квартиры, а вам её всё не дают и не дают. Раньше вы к

5374 инвалидам относились нормально, потому что вы вместе с ними в очереди стояли,

5375 а теперь это ваш невольный конкурент, деньги, которые выделяются в рамках

5376 всего бюджета, теперь пойдут на инвалидов и на пенсионеров. Вот таким образом

5377 инвалидами и пенсионерами взяли и прикрыли ту проблему, о которой я говорю.

5378

5379 Когда я спрашиваю Валентину Николаевну, задаю ей вопрос, насколько, вообще,

5380 соразмерны цифры, количество инвалидов и обычных людей, уважаемая Валентина

5381 Николаевна отвечает мне, что в основном на Севере живут инвалиды. Вы можете

5382 себе представить регион, где живут одни инвалиды? И тут же при рассмотрении

5383 10-го пункта повестки дня говорит, что на очереди стоит пятьсот тысяч

5384 человек. Что, пятьсот тысяч инвалидов стоят, что ли, в очереди?

5385

5386 Так что эти законопроекты из области примерно вот... Так вот, если демагогией

5387 заниматься, то задайте мне вопрос: что лучше, плохо жить или хорошо умереть?

5388 Я скажу: я хочу жить, пускай будет плохо, но у меня будет оставаться надежда.

5389 Это из той же области. Нам предлагается сейчас принять участие в голосовании

5390 - и как будут голосовать коммунисты, как будут голосовать все остальные

5391 партии, как будет голосовать ЛДПР? Попробуйте при такой постановке вопроса

5392 проголосовать против. Естественно, ЛДПР будет вынуждена голосовать и за тот,

5393 и за другой законопроект, потому что они касаются острой социальной проблемы,

5394 но вопрос поставлен некорректно. Если бы это рассматривалось одним

5395 законопроектом, то было бы другое дело.

5396

5397 Я не понимаю вот что. Почему нельзя было, уважаемая Валентина Николаевна,

5398 отстаивать 125-й федеральный закон, коль скоро у нас целый комитет по

5399 проблемам Крайнего Севера занимается этими проблемами? Мы надеемся, что там

5400 этими проблемами занимаются специалисты, но отстаивали бы они то, что

5401 необходимо в бюджете, который мы приняли в первом и во втором чтениях,

5402 отстоять, цифры, необходимые и достаточные для того, чтобы дать надежду тем

5403 людям, которые находятся на этом Крайнем Севере не по своей воле, а в

5404 основном были переселены в эпоху развитого коммунизма, выехать и принять

5405 решение, куда ехать?

5406

5407 Другой момент, который меня беспокоит в данном законопроекте. Если раньше по

5408 жилищным сертификатам можно было принять решение и вернуться обратно, -

5409 допустим, если ты уехал из родной тебе Москвы или Подмосковья, вернуться в

5410 свои родные Москву или Подмосковье, - то теперь на те деньги, которые тебе

5411 даёт жилищный сертификат, можно выехать только в регионы. Он рассчитывается

5412 на основе усреднённых показателей стоимости одного квадратного метра по

5413 России. Что это значит? Это значит, что человек, который не имеет сбережений,

5414 сможет выехать, допустим, из Мурманска только куда-нибудь в Бурятию. А он не

5415 хочет в Бурятию, он хочет в Москву. Здесь пытаются данную категорию граждан,

5416 которой касается этот законопроект, упрекнуть в том, что они хотят в Москву.

5417 Слушайте, это нормальное явление, что люди, которые там отработали,

5418 пенсионеры, ветераны труда, которые по пятнадцать и больше, по сорок лет

5419 оттрубили в условиях вечной мерзлоты, хотят прожить остаток дней своих если

5420 не за рубежом, где-нибудь на Канарах, так в Москве, в которой есть

5421 инфраструктура, удобная для проживания. Вы создайте сначала через

5422 Министерство регионального развития условия, которые позволяли бы жить

5423 комфортно в тех регионах.

5424

5425 Теперь что касается самого факта переселения. Ну давайте не выдумывать,

5426 пожалуйста, насчёт того, что наш Север под угрозой. Ни под какой он не под

5427 угрозой!. Я был в Австралии и неоднократно наблюдал, как там в условиях

5428 вечной жары добываются, к примеру, золото и алмазы. Это те же самые полезные

5429 ископаемые, о которых мы говорим как про боль Крайнего Севера. Слушайте, это

5430 социалистическое наследие, вообще, мы сейчас рассматриваем наследие

5431 социализма: создавали там мы инфраструктуру, строили целые города под

5432 разведанные запасы, не подтверждённые порой, потом мы строили больницы,

5433 детские садики и прочее. Значит, строили, строили, потому что они там

5434 подтверждали запасы, и потом мы туда переселяли людей. Хорошо, если

5435 кимберлитовая трубочка оказывалась жизнестойкой, жизнеспособной, так сказать,

5436 а если она не давала ожидаемых результатов? Бывали в Якутии такие случаи,

5437 бывали, все, кто там работал, знают, что тогда посёлок становился мёртвым.

5438 Сейчас целые города, такие как Ленск, становятся мёртвыми, и большая проблема

5439 - переселение.

5440

5441 Я вам могу сказать, каким образом мы будем добывать, допустим, нефть на

5442 полярной льдине. Вот я слушал выступление коллеги Локотя, он говорил, что мы

5443 теряем Север, глобальным потеплением пугал, спрашивал, какими силами мы будем

5444 осваивать полярные льдины, если будем переселять людей. Вы что, товарищ

5445 Локоть, на полярной льдине собрались построить город, что ли? Это утопия!

5446 Только вахтенным методом, так, как делается во всём мире. Забросили людей,

5447 дали им достойную заработную плату, они поехали - извините, Аляска, мечта, -

5448 заработали деньги, вернулись в Москву, в Кемерово, куда угодно, откуда они

5449 приехали, туда и вернулись. Это их право.

5450

5451 А наша обязанность - это довести дело до конца, недаром ведь утверждён

5452 Регламентом комитет. Комитета по инвалидам нет - тринадцать с половиной

5453 миллионов человек инвалидов, а комитета по инвалидам нет, но комитет по

5454 проблемам Крайнего Севера есть. Зачем мы создаём комитет по проблемам

5455 Крайнего Севера, если мы Крайний Север рассматриваем только в плане добычи

5456 полезных ископаемых? У нас есть прекрасный комитет соответствующий по

5457 природным ресурсам. А что вы решаете тогда в своём комитете? Или вам надо,

5458 когда вы такие законопроекты выносите, делать выездные заседания на Крайнем

5459 Севере? Вот тогда вы поймёте! Если вы в условиях вечной мерзлоты будете

5460 принимать такие решения, то тогда я очень сильно удивлюсь. Надо следующее

5461 выездное заседание провести перед тем, как поправки мы будем вносить, надо

5462 вас отправить к народу, чтобы вы там пообщались и спросили, хорошо это или

5463 плохо для них.

5464

5465 Но мы вынуждены будем голосовать за.

5466

5467 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.

5468

5469 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5470

5471 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Закон нужный, необходимый,

5472 но он, конечно, будет непопулярен у тех, кто вот-вот должен получить жилищный

5473 сертификат, потому что они будут чувствовать себя несправедливо обиженными,

5474 так как сумма у них просто снизится.

5475

5476 Оба законопроекта решают три проблемы. Первое - это то, что, если не менять

5477 существующий закон, мы бы ещё сорок лет решали эту проблему. Данный

5478 законопроект разводит очередь в связи с ликвидацией посёлков и другие

5479 очереди, и ещё даёт субъектам право 30 процентов выделяемых денег направлять

5480 на решение этой проблемы. Тогда есть надежда, что движение в очереди

5481 ускорится по той простой причине, что будет определяться стоимость. Сегодня

5482 что происходит? Сегодня происходит такая вещь: все люди делают вид, что едут

5483 в Москву, здесь обналичивают деньги, ну, и едут туда, куда им надо. Это

5484 первые две проблемы, которые решает этот закон. И третье - это разрешение

5485 перемещаться в пределах субъекта. Вот, например, из Черского переехать в

5486 город Нерюнгри, где у нас появляется новое производство.

5487

5488 Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо.

5489

5490 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить у полномочных

5491 представителей президента, правительства? У докладчика с заключительным

5492 словом?

5493

5494 Микрофон Пивненко включите.

5495

5496 ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо.

5497

5498 Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить всех за такое активное обсуждение

5499 двух законопроектов. Возможно, вы и правы, можно было сделать по двум

5500 законопроектам один доклад. Но я хотела бы обратить внимание на то, что по

5501 закрывающимся посёлкам специально был подготовлен отдельный законопроект,

5502 пункт 9 повестки дня, чтобы в дальнейшем ту ка?