Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 437843-5 О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации

в первом чтении
16.04.2014

Номер законопроекта:437843-5
Комментарий законопроекта:о гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов
Дата внесения законопроекта в ГД:11.10.2010
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/437843-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов
Профильный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Дата изменения статуса/фазы:16.04.2014
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:4151-6 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Иванов Анатолий Семенович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №437843-5 О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации

о гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов

Дата заседания 16.04.2014, номер заседания 162, строк в стенограмме 5668

О проекте федерального закона № 437843-5 "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации" (о гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов; внесён А. С. Ивановым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4716 Далее рассматриваем три альтернативных законопроекта. Первый из них - пункт

4717 10.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 374 Трудового

4718 кодекса Российской Федерации".

4719

4720 Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста.

4721

4722 ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4723

4724 Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О

4725 внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации"

4726 разработан с целью приведения нормы этой статьи в соответствие с Конвенцией

4727 МОТ № 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и

4728 предоставляемых им возможностях". Эта конвенция ратифицирована Российской

4729 Федерацией 1 июля 2010 года.

4730

4731 До декабря 2009 года Трудовой кодекс предусматривал гарантии эффективной

4732 защиты от увольнения в связи с профсоюзной деятельностью руководителям (их

4733 заместителям) выборных органов первичных профсоюзных организаций и их

4734 структурных подразделений, не освобождённым от основной работы. Увольнение

4735 таких профсоюзных лидеров допускалось за неоднократное неисполнение ими своих

4736 трудовых обязанностей без уважительных причин при уже имеющемся

4737 дисциплинарном взыскании и только с предварительного согласия вышестоящего

4738 выборного профсоюзного органа, однако определением Конституционного Суда

4739 Российской Федерации в ноябре 2009 года данное положение 374-й статьи

4740 Трудового кодекса было признано недействующим и не подлежащим применению.

4741 Таким образом, в настоящее время Трудовой кодекс не предусматривает положений

4742 о защите представителей работников на предприятии от увольнения в связи с их

4743 профсоюзной деятельностью, за исключением только лишь положения 373-й статьи

4744 Трудового кодекса, которая обязывает работодателей учитывать мнение

4745 профсоюзных органов при увольнении по аналогичным основаниям членов

4746 профсоюзов.

4747

4748 Законопроектом предлагается установить механизм эффективной защиты

4749 представителей работников на предприятии от увольнения в связи с их

4750 профсоюзной деятельностью, главным элементом которого является следующее:

4751 увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 5 части первой

4752 статьи 81 Трудового кодекса руководителей выборных профсоюзных органов, не

4753 освобождённых от основной работы, допускается помимо общего порядка

4754 увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего

4755 выборного профсоюзного органа и соответствующей государственной инспекции

4756 труда, и дальше прописывается процедура разрешения сложившейся коллизии, где

4757 в конечном счёте никто не обладает правом вето и имеет возможность оспорить

4758 мнение своих оппонентов в суде. Такой подход соответствует ратифицированной

4759 Российской Федерацией конвенции МОТ, рекомендации Комитета по свободе

4760 объединения и Административного совета Международной организации труда, а

4761 также соответствует решениям Конституционного Суда Российской Федерации.

4762

4763 Необходимо подчеркнуть, что у правительства есть ряд замечаний, которые

4764 авторы законопроекта готовы рассмотреть и учесть в процессе подготовки

4765 законопроекта ко второму чтению.

4766

4767 Просим поддержать принятие законопроекта в первом чтении.

4768

4769 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4770

4771 Вопрос 10.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 374

4772 Трудового кодекса Российской Федерации". Олег Леонидович Михеев... Прошу

4773 прощения, этот законопроект рассматривается без доклада, как и вопрос 10.3 -

4774 законопроект с таким же наименованием. Содоклад по всем трём делает Валерий

4775 Владимирович Трапезников.

4776

4777 Пожалуйста.

4778

4779 ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4780

4781 Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Все три законопроекта

4782 направлены на решение одной чрезвычайно важной для профсоюзов, для работников

4783 в целом проблемы - обеспечения адекватной и эффективной защиты профсоюзных

4784 лидеров от необоснованных увольнений.

4785

4786 Законопроектом под пунктом 10.1, внесённым 11 сентября 2010 года депутатом

4787 Тарасенко и другими, дополняется статья 374 Трудового кодекса детально

4788 прописанным механизмом согласования работодателем его решений об увольнении

4789 профсоюзных активистов по отдельным основаниям. Этот механизм включает учёт

4790 мнения выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации,

4791 получение согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, получение

4792 согласия государственной инспекции труда; указанный механизм дифференцирован

4793 в зависимости от оснований увольнения. Подробное содержание законопроекта

4794 было изложено в докладе депутата Тарасенко.

4795

4796 Комитет считает, что данный законопроект наиболее полно из всех

4797 представленных альтернативных проектов отвечает задаче защиты профсоюзных

4798 активистов и предлагает наиболее подробный механизм согласования увольнения.

4799 Замечания и предложения, поступившие к законопроекту, не препятствуют

4800 принятию его в первом чтении при условии доработки его ко второму чтению

4801 совместно со сторонами Российской трёхсторонней комиссии по регулированию

4802 социально-трудовых отношений. В связи со сказанным предлагается законопроект

4803 Тарасенко и других депутатов принять в первом чтении.

4804

4805 Законопроект под пунктом 10.2 внесён 13 сентября 2010 года депутатами

4806 Михеевым и Шеиным. В отличие от законопроекта Тарасенко и других этот

4807 законопроект не предусматривает участия соответствующей государственной

4808 инспекции труда в предварительном согласовании увольнения, не дифференцирует

4809 порядок согласования увольнения в зависимости от его оснований. Как указано в

4810 официальном отзыве Правительства Российской Федерации, предложенная в

4811 законопроекте схема получения согласия на увольнение руководителя профсоюзной

4812 организации является лишь формальным видоизменением процедуры увольнения

4813 руководителей профсоюзных организаций, не затрагивающим её сути. Такой подход

4814 не может быть признан приемлемым, поскольку в соответствии с Федеральным

4815 конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации"

4816 юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта

4817 неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

4818 В связи с этим законопроект Михеева и Шеина предлагается отклонить.

4819

4820 Законопроект под пунктом 10.3 внесён 11 октября 2010 года депутатом Ивановым.

4821 Этот законопроект так же, как и законопроект Михеева и Шеина, не

4822 предусматривает участия государственной инспекции труда в предварительном

4823 согласовании увольнения, не дифференцирует порядок согласования увольнения в

4824 зависимости от его оснований. Кроме того, законопроектом предлагается

4825 передать право рассматривать дела о признании необоснованным несогласия

4826 вышестоящего выборного профсоюзного органа высшим судам субъектов Российской

4827 Федерации, но такое предложение представляется неоправданным исходя из

4828 характера основных полномочий судов, установленных законом. Кроме того,

4829 необходимо учитывать территориальную недоступность таких судов для жителей

4830 большого количества населённых пунктов страны. В связи с этим законопроект

4831 Иванова предлагается отклонить.

4832

4833 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4834

4835 Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.

4836

4837 Включите режим записи.

4838

4839 Покажите список.

4840

4841 Дмитрий Иванович Савельев.

4842

4843 САВЕЛЬЕВ Д. И. Михаил Васильевич, вы справедливо отметили в своём

4844 выступлении, что профсоюзные активисты нуждаются в дополнительных гарантиях,

4845 так как отсутствие механизма эффективной защиты, по сути, означает отсутствие

4846 самого профсоюза. При этом есть общепринятые критерии, которым должны

4847 соответствовать средства защиты, - это безотлагательность и полная

4848 беспристрастность. Законопроектом предусматривается, что за беспристрастность

4849 будет отвечать в первую очередь инспекция труда, в связи с чем у меня вопрос:

4850 что вы думаете о необходимости более чётко регламентировать именно процедуру

4851 принятия инспекцией решения о согласии либо несогласии на увольнение с

4852 распределением бремени доказывания между работодателем и профсоюзом?

4853

4854 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич Тарасенко.

4855

4856 ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, уважаемые коллеги! Ну, мне

4857 представляется, что детально в Трудовом кодексе прописывать механизм, каким

4858 образом трудинспекция будет проводить оценку существующих разногласий в

4859 видении нарушения трудовой дисциплины профсоюзным активистом и с точки зрения

4860 работодателя, и с точки зрения вышестоящего профсоюзного органа, наверное,

4861 неуместно.

4862

4863 Вместе с тем я хочу сказать, что не могу согласиться с вашим утверждением о

4864 том, что если нет эффективной государственной защиты, то не может быть и

4865 профсоюза, - профсоюзы в мире существуют и без всякой государственной защиты,

4866 а созданная Международная организация труда способствует выстраиванию

4867 цивилизованных отношений между трудом и капиталом на принципах социального

4868 диалога. Это, конечно, шаг вперёд, и если мы такой законопроект примем, то в

4869 России это утвердится.

4870

4871 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4872

4873 Валентин Степанович Романов.

4874

4875 РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.

4876

4877 Уважаемый Михаил Васильевич, я поддерживаю принятие данного законопроекта, но

4878 хотел бы уточнить: нет ли статистики, сколько по России такого рода фактов,

4879 когда работодатели, то есть предприниматели, хозяева, выгоняют человека с

4880 работы? В своё время при обсуждении базового проекта Трудового кодекса мы

4881 очень резко напоминали о том, что в нём искажены пропорции между стороной

4882 капитала и стороной труда, довольно много лет прошло, но теперь, как мы

4883 понимаем, и профсоюзный актив осознал, что нельзя такими беззащитными быть.

4884 Будьте добры, скажите, есть ли статистика.

4885

4886 ТАРАСЕНКО М. В. Спасибо за ваш вопрос, Валентин Степанович. Конечно, такой

4887 статистикой ни Федерация независимых профсоюзов России, ни Минтруд не

4888 располагают, однако тенденции, в общем-то, ясны: у крупных, сильных

4889 профсоюзов такой проблемы не существует даже после того, как действие части

4890 первой статьи 374 решением Конституционного Суда было приостановлено, а у

4891 небольших профсоюзных организаций, у маленьких профсоюзов, которые действуют

4892 в пределах одного цеха, одной организации, такие проблемы, конечно,

4893 существуют, и прежде всего их защитит данный закон, если будет принят.

4894

4895 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4896

4897 Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.

4898

4899 Включите режим записи.

4900

4901 Покажите список.

4902

4903 Сергей Павлович Кузин.

4904

4905 КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4906

4907 Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Можно сколько угодно говорить

4908 о том, существуют или не существуют у нас профсоюзы, какие они, настоящие или

4909 ненастоящие, и так далее, но пока мы с вами не определим чётко

4910 законодательные основы защиты прав профсоюзных работников, профсоюзных

4911 активистов от часто встречающегося, прямо скажем, произвола администрации,

4912 руководителей и собственников, до тех пор ни о каком становлении гражданского

4913 общества - а мы часто говорим о том, что необходимо создавать и

4914 культивировать гражданское общество, необходимо выстраивать чёткую систему

4915 социального партнёрства, - так вот, ни о каком становлении гражданского

4916 общества и о сильных профсоюзах как об элементе этого общества говорить не

4917 придётся.

4918

4919 Вот Михаил Васильевич говорил о том, что эта проблема, как правило, не

4920 касается сильных и мощных профсоюзов, - я хочу сказать, что она касается и

4921 сильных, мощных профсоюзов, особенно профсоюзов работников бюджетной сферы, в

4922 данном случае я имею в виду профсоюзы работников образования и

4923 здравоохранения, потому что эти профсоюзы состоят из десятков тысяч мелких

4924 организаций, представляющих детские сады, школы, колледжи, в которых

4925 неосвобождённый председатель профсоюзной организации ничем не защищён.

4926 Нормальное функционирование такой первичной профсоюзной организации

4927 невозможно, потому что председатель профсоюзного комитета находится полностью

4928 под контролем, под властью руководителя той организации, в которой он

4929 работает.

4930

4931 Мы с вами должны проголосовать за принятие в первом чтении этого

4932 законопроекта, тем более имея в виду ратификацию Российской Федерацией 135-й

4933 Конвенции МОТ. Я предлагаю и призываю всех проголосовать за законопроект под

4934 пунктом 10.1.

4935

4936 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4937

4938 Валерий Карлович Гартунг выступает с трибуны. Валерий Карлович, вы сегодня во

4939 вкус вошли!..

4940

4941 ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На

4942 самом деле этот вопрос достаточно простой, но очень злободневный. Я не

4943 соглашусь с заявлением о том, что такой проблемы нет у крупных профсоюзов, -

4944 у тех крупных, которые сотрудничают с партией власти, может быть, и нет, а

4945 вот если профсоюзы высказывают альтернативную точку зрения, то у лидера

4946 профсоюза такая проблема возникает, и я с такими случаями очень часто

4947 сталкивался. И недаром этот закон пролежал под сукном почти четыре года: как

4948 раз тогда, когда активно митинговали, лидеры профсоюзов подвергались

4949 всевозможным гонениям. (Шум в зале.)

4950

4951 Теперь я вернусь к законопроектам. Ну, они практически идентичны, за

4952 исключением одной небольшой вещи: первый законопроект, который... (Шум в

4953 зале.)

4954

4955 Уважаемые коллеги, потише, пожалуйста, я не буду долго выступать!

4956

4957 ...который комитет предлагает принять за основу, описывает более длинную

4958 процедуру устранения разногласий и включает трудовую инспекцию. Нюанс здесь в

4959 том, что если трудовая инспекция не согласится с профсоюзом, то профсоюз

4960 пойдёт в суд и будет доказывать, а решение об увольнении будет оставаться в

4961 силе. В двух других законопроектах эта процедура укорачивается и

4962 предполагается, что если профсоюз не согласен, то в суд идёт работодатель и

4963 весь период времени, пока идёт судебное разбирательство, работник будет на

4964 рабочем месте. Понятно, о чём речь? То есть второй и третий законопроекты

4965 больше защищают лидера профсоюзов, чем первый законопроект. Казалось бы, это

4966 мелочи, детали, но дьявол-то в деталях как раз и кроется!

4967

4968 Уважаемые коллеги, конечно, поддерживать нужно все три законопроекта, они все

4969 концептуально правильные, но я хотел бы вас призвать к тому, чтобы ко второму

4970 чтению, в зависимости от того, какой законопроект будет принят за основу, вот

4971 этот нюанс учесть и поправить. То есть если первый законопроект будет принят

4972 за основу, значит, нужно будет процедуру согласования через трудовую

4973 инспекцию сократить, и тогда профсоюз, лидеры профсоюза будут более защищены.

4974

4975 Наша фракция поддерживает все три законопроекта.

4976

4977 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4978

4979 Гарри Владимирович, не хотите выступить? Михаил Васильевич? Нет. Валерий

4980 Владимирович? Тоже нет.

4981

4982 Выносим законопроект на "час голосования".

4983

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5132 Далее голосуем по трём альтернативным законопроектам с одинаковым названием:

5133 "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации".

5134

5135 Ставлю на голосование законопроект под пунктом 10.1.

5136

5137 Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.)

5138

5139 Спасибо.

5140

5141 Ставлю на голосование законопроект под пунктом 10.2.

5142

5143 Включите режим голосования, результаты также не показывайте. (Идёт

5144 голосование.)

5145

5146 Спасибо.

5147

5148 И ставлю на голосование законопроект под пунктом 10.3.

5149

5150 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

5151

5152 Спасибо.

5153

5154 Покажите результаты голосования по пункту 10.1.

5155

5156 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 58 сек.)

5157 Проголосовало за 436 чел.96,9 %

5158 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5159 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5160 Голосовало 436 чел.

5161 Не голосовало 14 чел.3,1 %

5162

5163 436 человек за.

5164

5165 Покажите результаты голосования по пункту 10.2.

5166

5167 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 19 сек.)

5168 Проголосовало за 200 чел.44,4 %

5169 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5170 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5171 Голосовало 200 чел.

5172 Не голосовало 250 чел.55,6 %

5173

5174 200 человек за.

5175

5176 И покажите результаты голосования по пункту 10.3.

5177

5178 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 39 сек.)

5179 Проголосовало за 200 чел.44,4 %

5180 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5181 Воздержалось 1 чел.0,2 %

5182 Голосовало 201 чел.

5183 Не голосовало 249 чел.55,3 %

5184

5185 200 человек за.

5186

5187 Принимается в первом чтении законопроект под пунктом 10.1, законопроекты под

5188 пунктами 10.2 и 10.3 отклоняются.

5189

5190 Продолжаем работу.

5191