Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 458458-5 Об ответственном обращении с животными

Об ответственном обращении с животными

во втором чтении
13.02.2012

Номер законопроекта:458458-5
Дата внесения законопроекта в ГД:19.11.2010
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=458458-5&02
Профильный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:13.02.2012
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом
Принятое решение (формулировка):изменить срок представления поправок
Тип документа решения:Протокол заседания Совета ГД
Наименование документа решения:11
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Волков Юрий Николаевич, Член СФ
Гасанов Магомедкади Набиевич, Депутат ГД
Зубарев Виктор Владиславович, Депутат ГД
Иткулов Салават Гильмишарифович, Депутат ГД
Колесников Сергей Иванович, Депутат ГД
Мединский Владимир Ростиславович, Депутат ГД
Нюдюрбегов Асан Нюдюрбегович, Депутат ГД
Осадчий Сергей Юрьевич, Депутат ГД
Пепеляева Лиана Витальевна, Депутат ГД
Пехтин Владимир Алексеевич, Депутат ГД
Расторгуев Николай Вячеславович, Депутат ГД
Таранин Виктор Иванович, Депутат ГД
Таскаев Владимир Павлович, Депутат ГД
Туголуков Евгений Александрович, Депутат ГД
Шаккум Мартин Люцианович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №458458-5 Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Дата заседания 23.03.2011, номер заседания 218, строк в стенограмме 6530

О проекте федерального закона № 458458-5 "Об ответственном обращении с животными".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

784 МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

785

786 Уважаемый Борис Вячеславович, прошу в соответствии с частью второй статьи 118

787 Регламента при обсуждении 16-го вопроса предоставить слово представителю

788 Общественной палаты Ачкасову Евгению Евгеньевичу.

789

790 Спасибо.

791

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

865 ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция

866 ЛДПР.

867

868 Коснулись пункта 16, об обращении с животными. Но фракция ЛДПР аналогичный

869 законопроект внесла. Имеет смысл, наверное, одновременно рассматривать? Чего

870 же мы торопимся рассмотреть этот законопроект, а законопроект ЛДПР будем

871 волокитить год или два? Два аналогичных, похожих друг на друга законопроекта.

872

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1027 Мединский Владимир Ростиславович поднял вопрос относительно выступления по

1028 16-му вопросу представителя Общественной палаты. Такое письмо у меня было,

1029 наш Регламент предполагает предоставление права выступить уполномоченному

1030 представителю Общественной палаты у нас на пленарном заседании до пяти минут.

1031 Такое письмо есть, и если будет присутствовать член Общественной палаты

1032 Ачкасов, то, конечно, мы ему такую возможность дадим.

1033

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1114 Жириновский Владимир Вольфович поднял вопрос относительно второго

1115 законопроекта, касающегося той же темы, которую мы сегодня рассматриваем, это

1116 законопроект о животных.

1117

1118 Пожалуйста, кто прокомментирует от комитета?

1119

1120 Прозоровскому включите микрофон, пожалуйста.

1121

1122 ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1123

1124 Уважаемый Борис Вячеславович, проект закона готов, и предлагается

1125 рассматривать его.

1126

1127 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть комитет предлагает работать по данному

1128 законопроекту. Но никто и не предлагал его сегодня снимать с рассмотрения.

1129 Приняли информацию к сведению.

1130

1131 Разберитесь, пожалуйста, с законопроектом, о котором говорил Владимир

1132 Вольфович.

1133

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1179 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Не согласен с позицией комитета по природным ресурсам. Они

1180 говорят: законопроект готов, давайте рассматривать. А что, ЛДПР нет, фракции

1181 ЛДПР нет в Государственной Думе? Ведь я о чём сказал? У вас два

1182 законопроекта, они альтернативные, и наш Регламент говорит: законопроекты

1183 выносятся, рассматриваются одновременно. Иначе получается, что сегодня вы

1184 принимаете ваш закон, а нам вообще откажете во включении в повестку дня,

1185 поскольку, мол, по аналогичному вопросу закон принят, так гласит наш

1186 Регламент. Но мы же внесли до рассмотрения!

1187

1188 Почему такое наплевательское отношение к целой партии?! За вас голосуют - и

1189 за нас голосуют! Ещё неизвестно, за кого больше голосуют, если проводить

1190 честные выборы. Но здесь, в палате, недопустимы такие действия! Внесены

1191 законопроекты - давайте их рассматривать. Говорят: нет, мы будем

1192 рассматривать свой. Тогда останьтесь здесь одни! Мы все должны уйти, вы

1193 оставайтесь одни и сами рассматривайте ваши законы, которые никто не будет

1194 исполнять. Ваши чиновники ваши законы не исполняют уже сегодня!

1195

1196 Считаю позицию неправильной. Почему комитет по Регламенту молчит? Нам зачем

1197 такой комитет?.. (Микрофон отключён.)

1198

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5203 По рассмотренным вопросам мы проголосовали. Приступаем к 16-му вопросу, это

5204 первое чтение. О проекте федерального закона "Об ответственном обращении с

5205 животными". Доклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и

5206 экологии Владимира Ростиславовича Мединского.

5207

5208 Пожалуйста.

5209

5210 МЕДИНСКИЙ В. Р. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Первый

5211 известный европейский закон, направленный против жестокого обращения с

5212 животными, был принят в Англии почти двести лет назад, в 1822 году. С тех пор

5213 подобное законодательство разрабатывается во всех странах Европы, в США,

5214 Канаде и даже во многих странах Африки. У нас, к сожалению, такого

5215 законодательства нет, и вот мы предлагаем вам проект подобного рода закона -

5216 закона "Об ответственном обращении с животными".

5217

5218 Сразу хочу сказать, что это закон, который не писался в высоких кабинетах,

5219 это закон, который был написан общественными организациями, огромным

5220 количеством энтузиастов, он собирался буквально по крупицам и

5221 систематизировался в стенах Государственной Думы, систематизировался в нашем

5222 комитете. Это закон, который написан по-настоящему гражданским обществом.

5223

5224 Основными задачами данного законопроекта являются, во-первых, установление

5225 общих и специальных требований при обращении с животными, во-вторых, защита

5226 животных от жестокого обращения и, наконец, установление требований

5227 непосредственно к собственникам животных по соблюдению прав, свобод и

5228 законных интересов других граждан. То есть у законопроекта, так скажем, две

5229 составляющие: с одной стороны, это отношение человека к своим питомцам, с

5230 другой - и это, наверное, не менее важно - отношения между людьми по поводу

5231 живущих среди них животных.

5232

5233 О каких животных идёт речь? Во-первых, о домашних животных, во-вторых, о

5234 животных служебных и, в-третьих, о животных, которые используются в

5235 культурно-зрелищных мероприятиях, в первую очередь цирковых. Действие закона

5236 не распространяется на сельхозживотных, естественно, и на животных диких.

5237

5238 Буквально в двух словах об основных нормах этого законопроекта. Во-первых, он

5239 запрещает пропаганду жестокого обращения с животными, организацию любого типа

5240 боёв с участием животных, между животными, так называемых собачьих боёв, боёв

5241 с участием человека - это и коррида, и становящиеся сейчас популярными в

5242 подпольном мире бои людей с собаками на деньги. Более того, этот законопроект

5243 запрещает пассивное участие в подобного рода мероприятиях, то есть он

5244 запрещает присутствие человека на боях с животными на территории Российской

5245 Федерации. Законопроектом регулируются вопросы создания приютов и содержания

5246 бездомных животных. Впервые вводится закрытый перечень причин, по которым

5247 могут быть умерщвлены животные. Законопроект устанавливает список так

5248 называемых потенциально опасных пород собак, в отношении которых

5249 устанавливаются обязательные требования по регистрации, специальному обучению

5250 и специальному обращению. Что касается остальных пород животных, речь идёт о

5251 добровольной регистрации этих пород животных. Определяются общие требования

5252 по обращению с животными. Определяются требования по обращению с животными,

5253 которые используются в культурно-массовых мероприятиях, требования по

5254 обращению со служебными животными, правила обращения с домашними животными.

5255 Подводя итоги, хочу сказать, что это законопроект, который на самом деле

5256 касается каждого. У нас по статистике 53 процента населения имеют домашних

5257 животных, но оставшиеся 47 процентов, как вы понимаете, живут рядом с теми,

5258 кто имеет домашних животных.

5259

5260 Позиция комитета - поддержать данный законопроект, рекомендовать

5261 Государственной Думе принять его в первом чтении. Позиция

5262 комитета-соисполнителя - также поддержать. Законопроект был направлен на

5263 отзыв в семьдесят девять субъектов Федерации. Мы получили семьдесят девять

5264 отзывов - ни одного отзыва против. Законопроект широко обсуждался на

5265 протяжении нескольких месяцев, в том числе и в Общественной палате, которая

5266 также этот законопроект в целом поддерживает. Я думаю, лучше об этом скажет

5267 сам представитель Общественной палаты.

5268

5269 Спасибо за внимание.

5270

5271 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5272

5273 У нас возможна процедура вопросов и ответов.

5274

5275 Владимир Ростиславович, вы пока не покидайте трибуну, может, вопросы будут.

5276

5277 Есть вопросы? Есть.

5278

5279 Включите режим записи на вопросы.

5280

5281 Покажите список записавшихся.

5282

5283 Записались одиннадцать депутатов. Ну начнём, я думаю, минут пятнадцать можно

5284 уделить этому.

5285

5286 Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович.

5287

5288 ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Владимир Ростиславович и все разработчики, авторы

5289 законопроекта! Я горячо поддерживаю ваш законопроект и, если мне предоставят

5290 слово для выступления, выскажусь более основательно. Сейчас у меня вопрос

5291 такой: рассматривали ли вы как сопутствующую проблему проблему контрабандного

5292 перемещения животных через таможенную границу и вообще незаконного обращения

5293 с ними не только в обычной жизни, скажем так?

5294

5295 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

5296

5297 МЕДИНСКИЙ В. Р. Валерий Гаврилович, мы эту проблему специально не

5298 рассматривали, но, понимая, что вы хорошо владеете вопросом, предлагаем вам

5299 ко второму чтению дать поправки к этому законопроекту.

5300

5301 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.

5302

5303 ЛОКОТЬ А. Е. Владимир Ростиславович, всё хорошо, наверное, заслуживает

5304 поддержки данный подход, но только не будет ли у нас здесь смешения? Есть ли

5305 разделение, какая-то дифференциация между теми животными, которые в

5306 хозяйстве, на подворье растятся, грубо говоря, на мясо, и теми, забота о

5307 которых отвечает каким-то человеческим чувствам, эмоциям? А то мы всегда

5308 делаем как хорошо, а получается как по жизни. А то и цыплят нельзя будет

5309 отведать...

5310

5311 МЕДИНСКИЙ В. Р. Разграничение есть, оно очень жёсткое, оно прописано массой

5312 документов Минсельхоза, массой международных документов. В России вообще

5313 проблем нет.

5314

5315 Чтобы не было проблем при перемещении животного за границу, мы вводим двойное

5316 название. По-русски "домашнее животное", а иностранный термин -

5317 "животное-компаньон", поэтому у нас в законопроекте фигурирует понятие

5318 "животное-компаньон (домашнее животное)", чтобы ни один ветеринарный врач,

5319 даже в Новой Зеландии, ничего не перепутал.

5320

5321 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Андрей Ярославович.

5322

5323 ЛЕБЕДЕВ А. Я., фракция ЛДПР.

5324

5325 Уважаемый Владимир Ростиславович, фракция ЛДПР, безусловно, поддержит этот

5326 законопроект. Я хотел бы спросить - это уже, наверное, к тем поправкам,

5327 которые мы подготовили и внесём, - вот в Госдуме ряд специалистов, с которыми

5328 мы ранее разговаривали в связи с этим законопроектом, обращали внимание на

5329 то, что в соответствии с этим законом производится кастрация животного и

5330 помещение его в прежнюю среду, что вызывает много кривотолков. Специалисты

5331 говорят, что всё равно помещение животного после операции в ту же среду, на

5332 улицу, ведёт к гибели животного и так далее. Ну, понимаете смысл моего

5333 вопроса, да? Вот ваше мнение и мнение разработчиков законопроекта по данному

5334 вопросу, пожалуйста.

5335

5336 Спасибо.

5337

5338 МЕДИНСКИЙ В. Р. Андрей Ярославович, ваш вопрос понятен, он многократно

5339 обсуждался в предварительном порядке, но у нас нет другого выхода, у нас

5340 колоссальная нехватка приютов, и муниципальных, и частных. Этот законопроект

5341 наконец-то вводит понятие приюта и, по большому счёту, открывает двери

5342 создателям частных приютов, которые сейчас действуют нелегально. А

5343 энтузиастов и любителей животных очень много. Если будет много приютов, не

5344 будет необходимости, кастрировав животное, выбрасывать его обратно на улицу.

5345

5346 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.

5347

5348 РЯБОВ Н. Ф. Владимир Ростиславович, в продолжение предыдущего вопроса. В

5349 статье 19 говорится о приютах для животных, и вы прописываете норму, что

5350 приюты создаются, но кем - непонятно. Что касается частного приюта, то тут

5351 понятно: кто-то решил, создал и всё взаимоувязано, а что касается, скажем,

5352 федеральных, муниципальных приютов, нормы не прописаны, и приюты создаваться

5353 не будут, я вас уверяю. Надо, наверное, всё-таки подумать о внесении

5354 изменений ко второму чтению. Рассматривали вы эту позицию или нет?

5355

5356 МЕДИНСКИЙ В. Р. Ну вы же опытный депутат, Николай Фёдорович, и прекрасно

5357 понимаете, что, во-первых, государственные приюты есть. Как только мы в закон

5358 в обязательном порядке впишем, кто, когда и в каком количестве создаёт

5359 приюты, мы попадём в такую сферу бюджетных взаимоотношений и дополнительных

5360 бюджетных инвестиций, что весь закон будет обсуждаться только вокруг этой

5361 темы и вокруг позиции Минфина, поэтому мы специально довольно гибко эту тему

5362 обошли, а потом надо будет над этим работать.

5363

5364 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич.

5365

5366 ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5367

5368 Владимир Ростиславович, вот в своём выступлении вы сказали, что при

5369 разработке закона вы использовали европейский метод, но в Европе, как вы

5370 знаете, подобный закон работает только потому, что существует тотальная и

5371 обязательная регистрация всех животных. Вот почему бы на первом этапе в

5372 законе не предусмотреть хотя бы микрочипирование животных? Это первое.

5373

5374 Второе. Каким образом военное использование животных - дельфинов, других

5375 млекопитающих - будет разрешено вашим законом?

5376

5377 И третье. Учитывали ли вы тот факт, что закон о жестоком обращении с

5378 животными, который принимала Государственная Дума другого созыва, прошёл

5379 обсуждение и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, лёг на стол

5380 президента, а президент его не подписал? Вот судьба этого закона, который мы

5381 поддержим, будет другой?

5382

5383 МЕДИНСКИЙ В. Р. Я начну с конца. Многие положения закона 99-го года учтены в

5384 данном законе, но наш закон лучше: он полнее и шире.

5385

5386 Что же касается обязательной регистрации, чипирования - ну, теоретически да,

5387 а практически это, во-первых, в наших условиях нереализуемо, потому что у нас

5388 десятки миллионов домашних животных и мы одномоментно это сделать просто не

5389 сможем. Во-вторых, если обязать это делать государство - я возвращаюсь к

5390 предыдущему вопросу, - представьте себе, сколько нужно денег, какие

5391 необходимы бюджетные вливания, кто будет это делать, какая служба и прочее.

5392 Поэтому после долгих дебатов мы пришли к тому, чтобы решать эту проблему

5393 поэтапно. Сначала вводятся обязательная регистрация и возможное чипирование

5394 только особо опасных пород собак (их восемь определено кинологами), и то эта

5395 регистрация осуществляется не органами госвласти, а общественными

5396 организациями - клубами собаководов и так далее. Давайте для начала пройдём

5397 этот этап, это уже будет огромный шаг по наведению порядка в деле обращения с

5398 животными.

5399

5400 Спасибо.

5401

5402 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ширшов Константин Владимирович.

5403

5404 ШИРШОВ К. В. Владимир Ростиславович, можно немножко поподробнее, на

5405 конкретном примере? Мы почти все живём на Улофа Пальме, где неподалёку такое

5406 чудное озеро как яркий пример идиллической жизни и картинка всей нашей

5407 России. Там очень много гуляет не только дам, но и вроде бы взрослых детей,

5408 совершеннолетних, с огромными псинами, которые просто могут подбежать к

5409 маленькому ребёнку, рядом постоять или там что-то ещё и испугать его. Вот

5410 скажите, в законе право собственности всё-таки и ответственность за то, что

5411 собаки гуляют без намордников, без поводков... Когда масса тела человека

5412 меньше, чем масса тела собаки, как можно остановить вот эту, так сказать,

5413 машину с мышцами и обеспечить безопасность маленьких граждан нашей страны?

5414 Очень много случаев, когда дети пугаются и в результате даже теряют речь.

5415

5416 МЕДИНСКИЙ В. Р. Абсолютно правильный вопрос и абсолютно правильное опасение.

5417 Именно эту проблему наш закон если не решает, то хотя бы предполагает её

5418 частичное решение. Мы чётко оговариваем в законе, где какие собаки должны

5419 выгуливаться, какие собаки - обязательно только в наморднике и на поводке,

5420 какие собаки должны проходить обязательное обучение, потому что сейчас

5421 ситуация такая (вы правильно говорите): огромный волкодав выбежал на детскую

5422 площадку, но хозяина волкодава можно привлечь к ответственности только в том

5423 случае, если волкодав загрыз ребёнка, а если он его напугал до смерти, и в

5424 результате ребёнок заикается, если толкнул его - да всё что угодно, то

5425 ответственности никакой. По нашему закону, поверьте мне, всё будет более

5426 чётко и более справедливо.

5427

5428 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич.

5429

5430 ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.

5431

5432 Уважаемый Владимир Ростиславович, согласно законопроекту отлов безнадзорных

5433 собак будут осуществлять специализированные учреждения по госзаказу, то есть

5434 по индивидуальному какому-то заказу отлов этот запрещён. Ну и вот сразу

5435 моделируем ситуацию: во дворе появляется большая стая собак - а это не

5436 редкость сегодня, - и получается, что жители не могут обратиться сами, а

5437 какая-то другая организация должна это сделать за них, то есть оперативность

5438 теряется сразу. Мы что, ждём, пока эта стая переместится на ту улицу, где эта

5439 организация работает или где чиновники более эффективно это организуют, или

5440 как-то по-другому?..

5441

5442 МЕДИНСКИЙ В. Р. Ну, в данном случае именно так и происходит сегодня. Сегодня

5443 отлов осуществляют не государственные, естественно, а коммерческие либо

5444 полугосударственные организации. Делается это за счёт бюджета, заказчиком

5445 выступают органы местного самоуправления, как правило. Такой же порядок и

5446 предусмотрен, на самом деле ничего не меняется. Можно подумать, как улучшить

5447 эту систему и сделать более эффективной. Давайте подумаем.

5448

5449 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.

5450

5451 ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ.

5452

5453 Уважаемый Владимир Ростиславович, понятно, что мы, конечно, поддержим этот

5454 законопроект, но отдельные нормы этого закона перекликаются ещё с одним

5455 законом - "О защите детей от информации...". Наверное, вы помните, какие

5456 препоны были на пути принятия этого закона, особенно в части пропаганды сцен

5457 жестокости и насилия, и главным антилоббистом на пути принятия этого закона

5458 всё-таки было медийное сообщество.

5459

5460 Скажите, пожалуйста, а к вашему закону как относится медийное сообщество? Вот

5461 закон, который я называю, вступит в силу только в 2012 году, к великому

5462 сожалению, а когда вы предполагаете вступление в силу этого закона?

5463

5464 МЕДИНСКИЙ В. Р. Судя по первым откликам, медийное сообщество нормально

5465 относится к нашему закону. Судя по первым откликам. По большому счёту, - мне

5466 так кажется, возможно, я заблуждаюсь - у нашего закона нет противников. У

5467 него противниками могут быть только те, кто зарабатывает деньги на собачьих

5468 боях, ну, может быть, на корриде, но это иностранные противники. Кто ещё

5469 может быть против этого закона, я не представляю.

5470

5471 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багаряков Алексей Владимирович.

5472

5473 БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.

5474

5475 Вот по аналогии с президентом мы вынесли ваш законопроект в Алтайском крае на

5476 широкое обсуждение и получили максимальное количество откликов на такой вот с

5477 первого взгляда вроде бы простой законопроект. Некоторые отклики выглядели

5478 так: на 90 процентов он защищает права собак и только на 10 процентов - права

5479 граждан - владельцев собак и наших граждан вообще. Вот как вы к этому

5480 относитесь? Это первое.

5481

5482 Второе. На наш взгляд, не проработан такой вопрос, как право граждан на

5483 самооборону от собак.

5484

5485 И последнее. В бюджетах ряда субъектов Федерации деньги на так называемую

5486 утилизацию собак не предусмотрены. Например, в городе Бийске Алтайского края

5487 бульдозерами снесли кладбище домашних животных прямо в центре города, потому

5488 что нет денег на его содержание, а также на утилизацию. Как с этими вопросами

5489 быть?

5490

5491 Спасибо.

5492

5493 МЕДИНСКИЙ В. Р. Ну, последний вопрос не относится к сфере законодательной

5494 деятельности. Что же касается того, чьи интересы защищает закон, хочу ещё раз

5495 подчеркнуть: это закон не об отношении людей к собачкам, это закон об

5496 отношении людей к людям, людей между собой применительно в том числе и к

5497 домашним животным, потому что во взаимоотношениях с животными воспитывается

5498 доброта в человеке. Почему там фигурируют цирковые животные, например? Потому

5499 что дети ходят в цирк, смотрят, как это всё происходит, и могут даже зайти за

5500 кулисы цирка или театра и посмотреть.

5501

5502 Вы знаете, вот, подводя в какой-то степени итог, хочу вам сказать, что

5503 институт Сербского проводил исследования среди особо опасных преступников,

5504 которые были осуждены за истязание людей и за насильственные преступления по

5505 отношению к людям. Так вот, 87 процентов этих особо опасных преступников

5506 признались, что первое в своей жизни насилие в детском или подростковом

5507 возрасте они осуществили по отношению к животным, то есть начинали с кошечек

5508 и собачек, а потом перешли на людей.

5509

5510 Этот закон о нас с вами, этот закон о людях и для людей.

5511

5512 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зырянов Павел Александрович.

5513

5514 ЗЫРЯНОВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5515

5516 Уважаемый Владимир Ростиславович, я эту тему поднимал более месяца назад у

5517 себя в блоге. Более трёхсот комментариев на сегодняшний день пришло: как

5518 замечания, так и предложения. Я обязательно внесу предложения ко второму

5519 чтению, но у меня два вопроса есть. Вот в данном законопроекте право

5520 собственности на животных не урегулировано, то есть сказано, что вопросы в

5521 данной сфере регулирования отданы гражданскому законодательству, а в

5522 Гражданском кодексе этому посвящена только одна статья, да и то как-то всё

5523 размыто получается. Вот надо прописать основания возникновения и прекращения

5524 права собственности на животных и переход этого права собственности.

5525

5526 И ещё вопрос у меня к вам такой. Вот в статье 14 законопроекта количество

5527 животных-компаньонов в одной квартире определяется возможностью обеспечения

5528 им надлежащих условий. Вот не считаете ли вы, что необходимо установить

5529 норматив содержания одного домашнего животного исходя из количества

5530 квадратных метров? Потому что какой-то субъективный подход получается: кто-то

5531 может считать, что десять собак в однокомнатной квартире - это нормально. Вот

5532 такой вопрос.

5533

5534 Спасибо.

5535

5536 МЕДИНСКИЙ В. Р. Это серьёзная проблема - количество, потому что действительно

5537 есть увлечённые, мягко скажем, люди, у которых по двадцать кошек живёт в

5538 однокомнатной квартире. И всё бы хорошо, если бы не одна проблема - соседи.

5539 Разные есть к этому подходы: и налогообложение, и нормативы, и регистрация, и

5540 так далее, однако все эти подходы очень трудно реализуемы в практической

5541 жизни, честно вам скажу. Поэтому давайте в процессе работы над текстом

5542 законопроекта ко второму чтению ещё раз это обсудим. Пока в комитете на этот

5543 счёт нет единого мнения: как к этому лучше подойти.

5544

5545 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Ростиславович.

5546

5547 Есть ли желающие выступить? Грешневиков Анатолий Николаевич и Драганов.

5548

5549 Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич.

5550

5551 Включите микрофон, пожалуйста.

5552

5553 ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо.

5554

5555 Уважаемые коллеги, необходимость принятия данного закона - "Об ответственном

5556 обращении с животными" - назрела давно. Огромен масштаб проблем, связанных со

5557 всеми сторонами взаимоотношений человека с его домашними животными, в том

5558 числе и их морально-нравственный аспект.

5559

5560 Я не буду говорить про важность закона, не буду говорить о том, что Дума уже

5561 принимала аналогичный закон, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом

5562 чтении поддержит концепцию данного законопроекта, - хочу сказать о том, что

5563 законопроект "Об ответственном обращении с животными" в настоящем виде

5564 совершенно не соответствует той задаче, которая им поставлена. Среди его

5565 основных недостатков можно отметить следующие: непоследовательная политика по

5566 профилактике безнадзорности и бездомности домашних животных и повышению

5567 культуры их содержания, что выражено в отсутствии ответственности за

5568 выбрасывание, оставление без попечения собак и кошек; отсутствие

5569 регулирования вопросов оборота купли-продажи и безвозмездной передачи

5570 животных; отсутствие действенных мер по борьбе с перепроизводством,

5571 переизбытком собак и кошек, то есть с дисбалансом спроса и предложения на

5572 них; отсутствие системы обязательной регистрации и идентификации всех собак

5573 владельцами, которая является наиболее эффективной мерой по закреплению

5574 животного за хозяином для предотвращения выбрасывания; отсутствие контроля

5575 исполнения правил содержания и так далее.

5576

5577 Абсолютно неприемлем подход к вопросам регулирования численности безнадзорных

5578 животных. Известно, что существуют две основные стратегии регулирования

5579 численности применительно к собакам. Первый метод - безвозвратный отлов и

5580 помещение в приюты. Метод рекомендован и с большим успехом применяется в

5581 странах с европейским типом содержания собак наряду с уже перечисленными

5582 профилактическими мерами. В таких странах подавляющее большинство животных

5583 принадлежит конкретным владельцам, а бездомные собаки - бывшие владельческие

5584 или их потомки. Именно такой тип содержания преобладает и в нашей стране.

5585

5586 Второй метод - отлов, стерилизация, вакцинация и возвращение на место отлова.

5587 Данный метод в основном применяется для борьбы с бешенством в развивающихся

5588 странах с так называемым азиатским типом содержания собак. Там большинство

5589 животных фактически бездомные, принадлежат общине или вообще не имеют

5590 владельца. Этот метод не способен и не предназначен для того, чтобы хоть

5591 сколько-нибудь заметно снизить численность собак.

5592

5593 Тем не менее законопроектом предлагается использование именно азиатской

5594 стратегии в общероссийском масштабе - поверхностный, недальновидный подход.

5595 Его сторонники наивно полагают, что фактический запрет безвозвратного отлова

5596 и усыпления в приютах сам по себе обеспечит гуманность, но многочисленные

5597 данные, теоретические модели, рекомендации ряда международных организаций,

5598 зарубежная практика, в том числе и практика стран СНГ, а также отечественный

5599 опыт Москвы и Санкт-Петербурга не дают оснований надеяться, что этот подход

5600 будет эффективным, наоборот, в наших условиях он провоцирует ещё больший рост

5601 численности бездомных собак.

5602

5603 Метод стерилизации с возвратом противоречит целям повышения культуры

5604 содержания животных, фактически узаконивает бездомность, провоцирует

5605 выбрасывание животных на улицу. Неэффективность метода неизбежно влечёт за

5606 собой нецелевое расходование бюджетных средств. И наконец, умножатся

5607 проявления жестокости к самим бездомным животным в виде широкомасштабных

5608 потрав и самосудов. Неприемлемо навязывание такого подхода без всякого

5609 анализа как его теоретических оснований, так и практики использования и

5610 возможных последствий.

5611

5612 Сопутствующим недостатком законопроекта является фактический отказ от

5613 обязательства органов государственной власти и местного самоуправления

5614 создавать приюты для содержания животных. Если создание приютов не будет

5615 обусловлено законодательством, то любой подход к регулированию будет попросту

5616 неосуществим.

5617

5618 Далее. В законопроекте проведена идея перекладывания многих регулирующих

5619 функций, например, таких как добровольная регистрация животных и создание

5620 приютов, на гражданское общество, то есть на общественные организации.

5621 Государственная власть стремится избавиться от лишней, по её мнению, обузы,

5622 однако такой подход нежизнеспособен в условиях сложившегося в России

5623 положения: малоопытные, ограниченные в ресурсах общественные объединения и

5624 почти полное отсутствие механизмов контроля за исполнением законодательства в

5625 этой сфере. В России систему работы с животными нужно создавать фактически с

5626 нуля, поэтому без активного вмешательства органов государственной власти и

5627 органов местного самоуправления обойтись невозможно. Безусловно, в этом деле

5628 нужно опираться и на поддержку гражданского общества, например в создании

5629 приютов, пропаганде ответственного отношения к животным и так далее, но

5630 полностью передоверять им эту функцию пока просто невозможно.

5631

5632 Будущий закон требует серьёзнейшей переработки с учётом всех выявленных

5633 противоречий. Он должен стать действенным, работающим документом, а не пустой

5634 декларацией, призванной успокоить общественное мнение. Несмотря на то что

5635 общая задача законопроекта, по словам разработчиков, - способствование

5636 гуманному и ответственному отношению к животным, без чётких механизмов

5637 воплощения этих идей в жизнь они останутся лишь благими пожеланиями. Нам бы

5638 не хотелось, чтобы так оно и произошло, поэтому мы высказали свои пожелания и

5639 предложения и хотели бы, чтобы разработчики этого важного законопроекта их

5640 услышали, а внесённые ко второму чтению поправки нашей фракции были

5641 максимально учтены. Тогда, мы надеемся, данный законопроект, касающийся

5642 проявления гуманности, сыграет свою положительную роль.

5643

5644 Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный законопроект в

5645 первом чтении.

5646

5647 Спасибо.

5648

5649 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович, пожалуйста.

5650

5651 ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо.

5652

5653 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно, этот

5654 законопроект нужно поддержать. Я хочу воспользоваться поводом, для того чтобы

5655 обратить внимание ещё на одну важную сферу, неурегулированную сферу отношений

5656 к животным, имеется в виду перемещение их через границу. Устойчивый чёрный

5657 рынок, устойчивые международные сети контрабандистов, причём они носят

5658 изощрённый и организованный характер. И к сожалению, российское

5659 законодательство здесь самое либеральное, пожалуй, а значит, не защищает эту

5660 сферу.

5661

5662 Я приведу несколько примеров. Обученный сокол на чёрном рынке стоит 100 тысяч

5663 долларов. Купленный за 5 долларов у мадагаскарских браконьеров лемур

5664 перепродаётся в Москве за 2 тысячи долларов. В Приморье браконьерами

5665 уничтожаются бурые и гималайские медведи, а в Китае их желчь или лапы

5666 продаются по 2 тысячи долларов за килограмм.

5667

5668 Я считаю, что экспертное сообщество, общественные организации могут нам

5669 помочь, я призываю их к этому. Вслед сегодняшнему законопроекту необходимо

5670 разработать ещё три законопроекта: один - о порядке перемещения через границу

5671 животных, а два других - об ответственности, с одной стороны,

5672 административной (изменения в Кодекс об административных правонарушениях), с

5673 другой - уголовной (изменения в уголовное законодательство).

5674

5675 Спасибо разработчикам, что они позволили нам значительно расширить сферу

5676 внимания, и уверен, что уже к лету мы могли бы кроме сегодняшнего

5677 законопроекта принять ещё три других, о которых я сейчас сказал.

5678

5679 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Локоть Анатолий Евгеньевич.

5680

5681 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, для стенограммы: по 2-му вопросу

5682 депутаты Апарина, Мельников и Купцов не голосовали.

5683

5684 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5685

5686 По ведению - Беляков Антон Владимирович.

5687

5688 БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5689

5690 Большое спасибо, Борис Вячеславович. Для стенограммы: по 9-му вопросу я

5691 голосовал против.

5692

5693 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5694

5695 Мы можем предоставить слово члену Общественной палаты Ачкасову Евгению

5696 Евгеньевичу.

5697

5698 Есть необходимость? Есть. Пожалуйста, до пяти минут.

5699

5700 АЧКАСОВ Е. Е., член Общественной палаты Российской Федерации.

5701

5702 Глубокоуважаемый Борис Вячеславович, глубокоуважаемые депутаты! Общественной

5703 палатой была проведена экспертиза данного законопроекта. Законопроект,

5704 безусловно, является актуальным документом, восполняющим существующие сегодня

5705 пробелы в правовом регулировании данной проблемы. Как уже было сказано, по

5706 данным ВЦИОМ, 56 процентов граждан нашей страны являются владельцами

5707 животных.

5708

5709 Очевидным достоинством законопроекта является принцип отношения к животным

5710 как к чувствующим существам: установление запретов всех форм пропаганды

5711 жестокого обращения с животными; установление правил гуманного регулирования

5712 численности бездомных животных на основе стерилизации, вакцинации;

5713 возвращение неагрессивных особей в места прежнего обитания. Здесь прозвучали

5714 слова о том, что это не совсем, может быть, правильная методика, но я сравнил

5715 бы проблему бездомных животных с болезнью, а при болезни, как известно,

5716 профилактические мероприятия наиболее важны. И вот как раз методика

5717 профилактических мероприятий по предупреждению появления бездомных животных в

5718 этом законопроекте очень чётко прописана.

5719

5720 Общественная палата считает, что принятие такого федерального закона является

5721 необходимым и своевременным. Более того, нам представляется, что такой закон

5722 должен был появиться даже раньше, и мы крайне благодарны разработчикам

5723 данного законопроекта, что он всё-таки наконец-то находится сейчас на

5724 рассмотрении. Однако у Общественной палаты есть ряд замечаний, а также

5725 предложения, которые, мы считаем, просто необходимо включить в законопроект,

5726 и тогда он будет более насыщенным и более конкретным.

5727