Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 46105-5 О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

в первом чтении
05.09.2008

Номер законопроекта:46105-5
Комментарий законопроекта:в части участия органов власти в деле о банкротстве
Дата внесения законопроекта в ГД:15.04.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=46105-5&02
Профильный комитет:Комитет ГД по собственности
Дата изменения статуса/фазы:05.09.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:877-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Законодательное Собрание Краснодарского края
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №46105-5 О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

в части участия органов власти в деле о банкротстве

Дата заседания 05.09.2008, номер заседания 38, строк в стенограмме 4313

О проекте федерального закона № 46105-5 "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (о расширении перечня лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1888 Переходим к пункту 10. О проекте федерального закона "О внесении изменения в

1889 статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части

1890 участия органов власти в деле о банкротстве). Докладчик по этому вопросу -

1891 Демченко Иван Иванович - просил рассмотреть законопроект без его участия.

1892 Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Евгения Исааковича

1893 Богомольного.

1894

1895 Пожалуйста.

1896

1897 БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! В статье

1898 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указан перечень

1899 лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

1900 Законопроектом, внесённым Законодательным Собранием Краснодарского края,

1901 предусматривается дополнение указанного перечня лиц двумя новыми

1902 представителями органов власти: представителем уполномоченного органа

1903 исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителем органа

1904 местного самоуправления по месту нахождения должника.

1905

1906 В настоящее время согласно Федеральному закону "О несостоятельности

1907 (банкротстве)" и соответствующему постановлению Правительства Российской

1908 Федерации в качестве представителя кредитора по обязательным платежам в

1909 федеральный бюджет, в бюджет субъекта Российской Федерации, в местный бюджет,

1910 в государственные внебюджетные фонды выступает Федеральная налоговая служба,

1911 которая выражает консолидированную позицию всех исполнительных органов

1912 государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении

1913 дела о банкротстве конкретного должника. Таким образом, комитет отмечает, что

1914 при наличии задолженности по обязательным платежам (на практике таковая

1915 имеется более чем в 60 процентах случаев банкротства) представитель

1916 государства в обязательном порядке участвует в собрании кредиторов и в деле о

1917 банкротстве.

1918

1919 Действительно, с точки зрения комитета представляется разумным разделить

1920 упомянутую задолженность по соответствующим уровням бюджетной системы и

1921 предоставить возможность субъектам Федерации и органам местного

1922 самоуправления выступать в качестве кредиторов при её взыскании через

1923 механизм банкротства. Но для этого необходим специальный механизм, над

1924 разработкой которого в настоящее время идёт работа в Комитете по

1925 собственности и Правительстве Российской Федерации. Однако без разделения

1926 общей задолженности должника перед государством простым введением в

1927 арбитражный процесс по делу о банкротстве представителей органов

1928 государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

1929 самоуправления решить эту проблему невозможно по следующим основаниям.

1930

1931 Принятие законопроекта в представленной редакции создаст правовую коллизию

1932 законодательства о банкротстве с федеральными законами "Об общих принципах

1933 организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

1934 государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах

1935 организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку в

1936 перечень функций соответственных органов государственной власти субъектов

1937 Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленных

1938 указанными федеральными законами, не входят функции по участию в деле о

1939 банкротстве, а также по анализу финансово-экономического положения

1940 организаций-должников, необходимые для участия в деле о банкротстве.

1941

1942 В законопроекте отсутствует механизм участия органов государственной власти

1943 субъектов Федерации и органов местного самоуправления в деле о банкротстве. В

1944 частности, остаётся неясным, выступают ли указанные органы в качестве

1945 кредиторов по обязательным платежам только в бюджет субъекта Российской

1946 Федерации или также и в местный бюджет, должен ли орган власти субъекта

1947 Российской Федерации либо орган местного самоуправления участвовать в деле о

1948 банкротстве при отсутствии у организации-должника задолженности в бюджет

1949 субъекта Российской Федерации. То есть невозможно определить объём полномочий

1950 органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного

1951 самоуправления как участников дела о банкротстве.

1952

1953 Комитет отмечает, что статья 34 действующей редакции Федерального закона "О

1954 несостоятельности (банкротстве)" уже предусматривает обязательное привлечение

1955 к участию в деле о банкротстве представителей федерального органа

1956 исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской

1957 Федерации и органа местного самоуправления, например, при банкротстве

1958 градообразующих предприятий, а также при наличии у суда необходимости

1959 привлечь их к участию по собственной инициативе. В этой связи представляется

1960 нецелесообразным включать представителей указанных органов в перечень лиц,

1961 участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, поскольку объём

1962 процессуальных прав участников дела о банкротстве превышает объём таких прав

1963 участников только арбитражного процесса по делу о банкротстве.

1964

1965 С учётом изложенного Комитет по собственности не поддерживает законопроект и

1966 рекомендует Государственной Думе его отклонить.

1967

1968 Доклад окончен.

1969

1970 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Исаакович.

1971

1972 Пожалуйста, вопросы к докладчику. Нет вопросов. Есть ли желающие выступить?

1973 Один, да? Беляков Антон Владимирович, пожалуйста.

1974

1975 Присаживайтесь, Евгений Исаакович.

1976

1977 БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.

1978

1979 Уважаемые коллеги, в своё время Государственная Дума приняла решение и вывела

1980 из состава возможных участников арбитражного процесса прокуратуру, что в свою

1981 очередь привело практически мгновенно к увеличению числа рейдерских захватов.

1982 Так вот, речь может идти не только о том, что федеральное законодательство не

1983 предусматривает полномочий органов местного самоуправления по участию в

1984 арбитражном процессе (так сказать, что не запрещено, то разрешено), это, на

1985 мой взгляд, слабый аргумент, но у любого банкротства - а чаще всего именно

1986 через процедуру банкротства сегодня осуществляются рейдерские захваты -

1987 всегда есть и социальные последствия, которые больше всего интересуют именно

1988 органы местного самоуправления. И поэтому, на мой взгляд, всё-таки стоит

1989 более внимательно к этому законопроекту подойти. Никакого глубокого

1990 противоречия с федеральным законодательством у него нет. Мы говорим не об

1991 обязательном участии, мы говорим о праве органа местного самоуправления и

1992 органа исполнительной власти субъекта Федерации участвовать в арбитражном

1993 процессе по делу о банкротстве. Это может касаться крупных предприятий, когда

1994 банкротство вызывает потерю рабочих мест, не только потери федерального или

1995 местного бюджета или бюджета субъекта Федерации. Это может касаться,

1996 повторяю, рейдерских захватов.

1997

1998 Сегодня келейно в арбитражном суде банкротят предприятия, меняют

1999 собственника. В этом зале некоторое время назад премьер России Владимир Путин

2000 говорил о комплексе мер по борьбе с рейдерством. Так вот, введение в

2001 арбитражный процесс во время процедуры банкротства прокуратуры - естественно,

2002 при необходимости и по желанию этих органов, если они видят фактуру для

2003 своего участия, - введение в арбитражный процесс по делу о банкротстве

2004 органов местного самоуправления, субъектов Федерации может послужить хорошим

2005 поводом для того, чтобы снизить количество рейдерских захватов и

2006 недружественных поглощений собственности.

2007

2008 Я предложил бы об этом подумать, возможно, этот законопроект всё-таки следует

2009 поддержать, к следующему чтению внести в него поправки. Не всё так

2010 однозначно, и то, что, повторяю, в федеральном законодательстве нет прямого

2011 указания на то, что органы местного самоуправления могут принимать участие в

2012 арбитражном процессе, - это не аргумент для того, чтобы его отклонить.

2013

2014 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович.

2015

2016 У содокладчика есть нужда в заключительном слове? Пожалуйста, Евгений

2017 Исаакович.

2018

2019 БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Я достаточно коротко.

2020

2021 Антон Владимирович, ваши замечания - и я уже говорил об этом в своём

2022 выступлении - достаточно справедливые. Поэтому в плане работы на осеннюю

2023 сессию пакет антирейдерских законопроектов - поправки в закон о банкротстве -

2024 предусмотрен. Это первое.

2025

2026 Второе. Я уже сказал, что и комитет, и правительство работают именно над тем,

2027 как разделить задолженности и как привлечь органы местного самоуправления и

2028 субъекты Федерации к процессам по делам о банкротстве. У прокуратуры

2029 надзорные функции, как говорится, никто не забирал. И в то же время я хочу

2030 отметить, что благодаря тем поправкам, которые были приняты в закон о

2031 банкротстве, последним поправкам, сегодня практически чёрное рейдерство и

2032 прочие вещи, захват через закон о банкротстве достаточно усложнены.

2033

2034 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2035

2036 Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении

2037 изменения в статью 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

2038 в первом чтении?

2039

2040 Включите режим голосования.

2041

2042 Покажите результаты голосования.

2043

2044 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 43 сек.)

2045 Проголосовало за 59 чел.13,1%

2046 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2047 Воздержалось 0 чел.0,0%

2048 Голосовало 59 чел.

2049 Не голосовало 391 чел.86,9%

2050 Результат: не принято

2051

2052 Законопроект не принят.

2053