Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 48115-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

в первом чтении
05.09.2008

Номер законопроекта:48115-5
Комментарий законопроекта:в части изменения редакции отдельных положений Федерального закона
Дата внесения законопроекта в ГД:18.04.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=48115-5&02
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:05.09.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:871-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Московская областная Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №48115-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

в части изменения редакции отдельных положений Федерального закона

Дата заседания 05.09.2008, номер заседания 38, строк в стенограмме 4313

О проекте федерального закона № 48115-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

712 Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

713 закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

714 Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы Александра

715 Ефимовича Мурашова.

716

717 Пожалуйста.

718

719 МУРАШОВ А. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемые

720 Московской областной Думой изменения в Федеральный закон "Об общих принципах

721 организации местного самоуправления в Российской Федерации" вызваны

722 необходимостью урегулирования правовых норм, применение которых в ходе

723 практической деятельности влияет на принятие решений представительным органом

724 муниципального образования.

725

726 По действующей в настоящее время редакции решения представительного органа

727 муниципального образования принимаются большинством голосов от установленной

728 численности депутатов представительного органа муниципального образования,

729 если иное не установлено федеральным законом. Применяемое понятие

730 "установленная численность депутатов представительного органа муниципального

731 образования" не учитывает случаи, когда глава муниципального образования

732 входит в состав представительного органа муниципального образования. При этом

733 в соответствии с частью 2 статьи 36 федерального закона глава муниципального

734 образования либо входит в состав представительного органа муниципального

735 образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его

736 председателя, либо возглавляет местную администрацию, но не является

737 депутатом представительного органа муниципального образования.

738

739 Как показывает практика, вариант формирования структуры органов местного

740 самоуправления, при котором избранный глава муниципального образования входит

741 в состав представительного органа муниципального образования, практически

742 реализован во многих муниципальных образованиях в Российской Федерации, в том

743 числе в пяти муниципальных образованиях Московской области. В такой ситуации

744 возникает противоречие между нормами, с одной стороны, о решающем голосе

745 главы, с другой - о принятии решения большинством от установленной

746 численности депутатов. Закон не позволяет понять, как учитывается голос

747 главы, который не является депутатом. Поэтому после исключения из части 3

748 статьи 43 и части 5 статьи 44 федерального закона слова "депутатов" решения

749 представительного органа муниципального образования будут приниматься

750 большинством голосов от установленной численности представительного органа

751 муниципального образования, куда наряду с депутатами будет входить глава

752 муниципального образования с правом решающего голоса и исполнять полномочия

753 его председателя.

754

755 У меня всё. Спасибо.

756

757 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Ефимович.

758

759 Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава

760 Степановича Тимченко.

761

762 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо.

763

764 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В представленном вашему

765 вниманию законопроекте предлагается установить, что при подсчёте количества

766 голосов депутатов, необходимых для принятия решений представительным органом

767 муниципального образования, следует исходить из установленной численности

768 представительного органа муниципального образования, а не из установленной

769 численности депутатов представительного органа муниципального образования.

770

771 Данное предложение обосновывается тем, что, по мнению авторов, формулировка

772 "установленная численность депутатов представительного органа муниципального

773 образования" не учитывает случай, когда глава муниципального образования,

774 избранный всем населением муниципального образования на муниципальных

775 выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования.

776

777 При рассмотрении данной инициативы необходимо иметь в виду, что в

778 соответствии со 131-м законом, уставом (подчёркиваю: уставом муниципального

779 образования) должно быть определено, что должность главы замещается в

780 результате избрания на неё депутата из состава представительного органа

781 муниципального образования либо в результате избрания на неё на муниципальных

782 выборах.

783

784 В последнем случае уставом могут быть предусмотрены два варианта. Первый

785 вариант: должность главы муниципального образования включается в структуру

786 представительного органа, и лицо, избранное на эту должность на муниципальных

787 выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования

788 с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. И второй

789 вариант: должность главы муниципального образования включается в структуру

790 местной администрации, и лицо, избранное на эту должность, возглавляет

791 местную администрацию.

792

793 Следовательно, если уставом муниципального образования установлено, что глава

794 муниципального образования избирается на муниципальных выборах, входит в

795 состав представительного органа муниципального образования с правом решающего

796 голоса и исполняет полномочия его председателя, то указанный глава обладает

797 всеми полномочиями депутата, поскольку входит в состав представительного

798 органа с правом решающего голоса, и его голос должен учитываться наравне с

799 голосами депутатов, и указанный глава должен учитываться в количественном

800 составе депутатов представительного органа муниципального образования.

801

802 Учитывая, что нормы законов должны применяться во взаимосвязи, вопросы учёта

803 голоса главы муниципального образования, а также учёта должности главы

804 муниципального образования в количественном составе депутатов в указанном

805 случае должны решаться в уставах муниципальных образований, необходимость

806 внесения изменений в указанный федеральный закон с этой целью не

807 усматривается.

808

809 На основании вышеизложенного Комитет по вопросам местного самоуправления

810 предлагает не поддерживать данную законодательную инициативу. Соответствующие

811 заключения правительства и Государственно-правового управления, которые также

812 не поддерживают данную законодательную инициативу, имеются. Прошу поддержать.

813

814 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

815

816 Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Рук не вижу. Вопросов нет.

817

818 Спасибо, Вячеслав Степанович.

819

820 Есть ли желающие выступить?

821

822 Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

823

824 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну и в этом втором проекте закона, внесённом Московской

825 областной Думой, та же тенденция: закрепить возможность влияния на решения

826 муниципальных органов. Сам факт, что мы допустили, что глава муниципального

827 образования, администратор, может быть и депутатом, - это уже ошибка, это

828 противоречит общему духу Конституции, принципу разделения властей. Нельзя

829 совмещать должность главы администрации не только с руководством

830 представительным органом, но и с вхождением в состав депутатов. Как может

831 депутат быть одновременно главой администрации?! На этом же сгорела советская

832 система! Из-за этого погибло целое государство! И у вас опять зуд вернуться к

833 старой системе, когда первый секретарь райкома партии входил в исполком или,

834 наоборот, председатель исполкома входил в бюро райкома, когда решения

835 практически принимались в партийных органах. Теперь вам хочется, чтобы под

836 вашей властью находился глава муниципального образования. Вы предлагаете его

837 избирать или назначать из числа депутатов, чтобы у него было больше

838 возможностей влиять на решения, а у вас - больше возможностей влиять на него.

839 Дайте демократию хотя бы в самом низу! Мы должны прийти к тому, что главу

840 муниципального образования должно будет избирать только население, которое

841 прекрасно знает людей. И он не должен быть связан с местным депутатским

842 корпусом. Они должны противостоять друг другу, критиковать друг друга. Тогда

843 люди увидят, что кто-то их защищает. Иначе опять будет команда - они

844 депутаты, они главы администраций, они всё себе делают, а население брошено,

845 так сказать. Поэтому люди не хотят голосовать. За что им голосовать, когда

846 депутаты делают всё, что им прикажет глава муниципального образования, или

847 глава муниципального образования делает всё, что ему прикажут депутаты?

848 Депутатов подкармливают, так сказать, заставляют их делать то, что нужно вам,

849 на уровне субъекта Московской области.

850

851 Вы понимаете, что вам легче будет работать, с точки зрения чиновников, вам

852 легче: как при советской власти, дали команду - и всё сделают. Но вы

853 понимаете, что это ни к чему хорошему не приводит? Люди не хотят работать, им

854 не надо думать, всё за них решаете вы, чиновники, приезжаете и говорите:

855 сделать вот так, сделать так, поддержать это, молчать, не выступать. Это же

856 самый низкий уровень, и вы снова загоняете всё в эту клетку. Пусть там

857 граждане выбирают.

858

859 Надо принять поправку в закон, что в уставе муниципального образования не

860 должно быть позиции, что глава может быть избран из числа депутатов. Депутаты

861 отдельно, исполнительная власть отдельно - тогда будет хорошая демократия,

862 будет критика и будет какое-то движение. Вы там в Московской области всё

863 зажали, в Москве сложно это сделать: всё-таки много интеллигенции,

864 журналистов и верховные органы власти, а у вас в области там никого нету, и

865 вы скоро в казарму превратите всю Московскую область. Все полномочия у всех

866 отберёте и всех задушите, так сказать. С дорогами не можете разобраться, всё

867 спорите, где чья земля!

868

869 Поэтому не надо влезать в эти вопросы, наоборот, расширяйте полномочия и

870 главы муниципального образования, и депутатского корпуса, спускайте вниз

871 полномочия. Я понимаю, тогда у вас будет зарплата меньше и вас будет меньше,

872 но это лучше для демократии. Поэтому правильная позиция комитета - не

873 поддерживать данный проект закона.

874

875 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

876

877 Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента?

878 Полномочному представителю правительства? Докладчику с заключительным словом?

879 Нет.

880

881 Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О

882 внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации

883 местного самоуправления в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

884

885 Включите режим голосования.

886

887 Покажите результаты голосования.

888

889 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 58 сек.)

890 Проголосовало за 5 чел.1,1%

891 Проголосовало против 103 чел.22,9%

892 Воздержалось 0 чел.0,0%

893 Голосовало 108 чел.

894 Не голосовало 342 чел.76,0%

895 Результат: не принято

896

897 Не принято.

898