Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 48137-5 О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации

в первом чтении
15.10.2008

Номер законопроекта:48137-5
Комментарий законопроекта:в части передачи, в том числе на договорной основе, собственных полномочий, включая бюджетные полномочия, органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:18.04.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=48137-5&02
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:15.10.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1100-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Московская областная Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №48137-5 О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации

в части передачи, в том числе на договорной основе, собственных полномочий, включая бюджетные полномочия, органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Дата заседания 15.10.2008, номер заседания 47, строк в стенограмме 5429

О проекте федерального закона № 48137-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части передачи, в том числе на договорной основе, собственных полномочий, включая бюджетные полномочия, органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3709 Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 23 порядка работы

3710 Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в

3711 статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного

3712 самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса

3713 Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы

3714 Владимира Николаевича Савина.

3715

3716 Пожалуйста.

3717

3718 САВИН В. Н., представитель Московской областной Думы.

3719

3720 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты Государственной Думы!

3721 Согласно Конституции Российской Федерации, как известно, местное

3722 самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение

3723 населением вопросов местного значения. При этом положения Конституции

3724 Российской Федерации не отрицают возможность взаимодействия и сотрудничества

3725 органов государственной власти и местного самоуправления, тем более на

3726 договорной основе. Однако возможность такого взаимодействия не урегулирована

3727 Бюджетным кодексом и Федеральным законом "Об общих принципах организации

3728 местного самоуправления в Российской Федерации".

3729

3730 Для устранения правового пробела в федеральном законодательстве по указанному

3731 вопросу предлагается статью 17 Федерального закона "Об общих принципах

3732 организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнить частью

3733 4, предусматривающей возможность для органов местного самоуправления

3734 поселений, муниципальных районов и городских округов осуществлять

3735 взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской

3736 Федерации, в том числе и на договорной основе, для решения общих задач,

3737 непосредственно связанных с соответствующими вопросами местного значения.

3738 Аналогичной нормой, предусматривающей возможность для органов местного

3739 самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов

3740 осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов

3741 Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, в целях

3742 эффективного исполнения органами местного самоуправления полномочий по

3743 формированию и исполнению местного бюджета, предлагается дополнить статью 9

3744 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3745

3746 Я хотел бы напомнить о том, что статьёй 65 Федерального закона № 131-ФЗ "Об

3747 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

3748 определено, что руководитель финансового органа местной администрации

3749 назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным

3750 требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации

3751 о квалификационных требованиях. К руководителю финансового органа местной

3752 администрации предъявляются квалификационные требования в отношении уровня

3753 его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы по специальности. В

3754 настоящее время во многих финансовых органах Московской области, да и в

3755 других субъектах Российской Федерации, поселениях явно недостаточно

3756 квалифицированных кадров, в том числе в области бюджетных правоотношений.

3757

3758 Предложенная законопроектом возможность осуществления органами местного

3759 самоуправления взаимодействия с органами государственной власти субъектов

3760 Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, инициатива о

3761 заключении которых должна исходить в первую очередь от самих органов местного

3762 самоуправления, позволит обеспечить качественную реализацию органами местного

3763 самоуправления собственных, в том числе бюджетных, полномочий.

3764

3765 И мне, откровенно говоря, не совсем понятно, а точнее, совсем непонятно,

3766 почему в повестку дня как заседания комитета, так и Государственной Думы

3767 внесён проект закона, где в скобках написано: в части передачи, в том числе

3768 на договорной основе, собственных полномочий, включая бюджетные полномочия,

3769 органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов

3770 Российской Федерации. Так вопрос мы не ставили, так он не стоит ни в прямой

3771 трактовке предлагаемых норм, ни в их любой интерпретации. Речь идёт о

3772 договорах и соглашениях об оказании помощи органам местного самоуправления в

3773 реализации установленных для них полномочий 131-м федеральным законом.

3774

3775 Благодарю за внимание.

3776

3777 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Присаживайтесь,

3778 пожалуйста.

3779

3780 С содокладом выступает председатель Комитета по вопросам местного

3781 самоуправления Вячеслав Степанович Тимченко.

3782

3783 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо.

3784

3785 Уважаемый председательствующий и уважаемые депутаты! Комитетом по вопросам

3786 местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона "О внесении

3787 изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации

3788 местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса

3789 Российской Федерации", внесённый Московской областной Думой.

3790

3791 Я немножко повторюсь вслед за докладчиком, потому что у нас разные оценки и

3792 разные акценты. Законопроектом предлагается внести изменение в статью 17

3793 131-го федерального закона, дополнив её положением, устанавливающим, что

3794 органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских

3795 округов вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти

3796 субъектов Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, для

3797 решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения.

3798

3799 Аргументируется данное предложение тем, что во многих муниципальных

3800 образованиях недостаточно квалифицированных кадров, в том числе в области

3801 бюджетных правоотношений. И нужно признать, что такая проблема существует,

3802 проблема кадров существует. Но, забегая вперед, скажу, что, на наш взгляд,

3803 эта проблема должна решаться иным путём - путём реализации целевых

3804 федеральных программ, в том числе по подготовке кадров соответствующей

3805 квалификации и соответствующего уровня.

3806

3807 Однако вопрос об оказании органами государственной власти субъектов

3808 Российской Федерации помощи органам местного самоуправления в реализации их

3809 полномочий, в том числе и бюджетных, в достаточной степени уже урегулирован

3810 федеральным законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом №

3811 184-ФЗ от 1999 года "Об общих принципах организации законодательных

3812 (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

3813 Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти

3814 субъектов Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления

3815 на территории субъектов Российской Федерации.

3816

3817 Следует иметь в виду, что разделение полномочий между уровнями публичной

3818 власти направлено на решение органами власти соответствующего уровня

3819 законодательно установленных вопросов в пределах их компетенции. Это

3820 положение подтверждено, в частности, постановлениями Конституционного Суда.

3821 Признана не соответствующей Конституции Российской Федерации передача органам

3822 государственной власти полномочий, которые должны осуществляться только

3823 органами местного самоуправления или населением муниципального образования

3824 самостоятельно.

3825

3826 Далее. Законопроектом предлагается дополнить статью 9 Бюджетного кодекса

3827 положением, в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе на

3828 договорной основе осуществлять взаимодействие с исполнительными органами

3829 государственной власти субъектов Российской Федерации в целях эффективного

3830 исполнения органами местного самоуправления полномочий по формированию и

3831 (или) исполнению местного бюджета. Иными словами, передача полномочий по

3832 управлению финансами с муниципального уровня, с уровня поселений или даже

3833 уровня районов на уровень субъекта Российской Федерации означает, что мы

3834 возвращаемся опять в пещерный век.

3835

3836 Однако следует учитывать, что в соответствии со статьями 12 и 132 Конституции

3837 Российской Федерации, а также согласно статье 31 Бюджетного кодекса органы

3838 местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять бюджетный

3839 процесс. Аналогичные положения закреплены в 131-м и 184-м законах.

3840

3841 Исключительные случаи возможного ограничения бюджетной самостоятельности

3842 органов местного самоуправления и, как следствие, временного осуществления

3843 органами государственной власти отдельных полномочий органов местного

3844 самоуправления по финансовым вопросам установлены 75-й статьёй 131-го

3845 федерального закона и главой 19-1 Бюджетного кодекса. В этих случаях (а это

3846 фактически случай банкротства) осуществляется введение временной финансовой

3847 администрации в целях восстановления платёжеспособности муниципального

3848 образования.

3849

3850 Следует также иметь в виду, что ряд положений, предусматривающих

3851 взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной

3852 власти субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных правоотношений, уже

3853 содержится в статье 8 Бюджетного кодекса (об этом написано в пояснительной

3854 записке комитета, не буду останавливаться).

3855

3856 Кроме того, пунктом 4 статьи 9 Бюджетного кодекса и частью третьей статьи 52

3857 131-го федерального закона установлена возможность осуществления отдельных

3858 бюджетных полномочий финансового органа поселения финансовым органом

3859 муниципального района на основе соглашения между местной администрацией

3860 поселения и местной администрацией муниципального района. Таким образом,

3861 довод, что не хватает специалистов... Да, их не хватает, но установление

3862 возможности передавать полномочия с учётом двухуровневой муниципальной

3863 системы решает данную проблему на данном этапе.

3864

3865 На основании вышеизложенного комитет считает невозможным поддержать данную

3866 законодательную инициативу и предлагает палате отклонить законопроект в

3867 первом чтении.

3868

3869 Спасибо.

3870

3871 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович.

3872

3873 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть один вопрос - у депутата Федоткина.

3874

3875 Пожалуйста, включите микрофон.

3876

3877 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу Савину.

3878

3879 Владимир Николаевич, вот возникает тот же вопрос, который обсуждался минут

3880 пять - десять назад. Вы внесли законопроект и, по-моему, затронули очень

3881 важную и трудную тему. Но я послушал Вячеслава Степановича Тимченко, и,

3882 оказывается, вы там все безграмотные: всё уже принято, всё уже решено, всё

3883 уже действует, а вы ломитесь в открытую дверь. Так вот прав Тимченко, что вы

3884 внесли неподготовленный законопроект, так как всё решено, а вы в этой

3885 проблеме не разбираетесь, или он не прав? Поясните мне, пожалуйста.

3886

3887 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич, отвечайте.

3888

3889 САВИН В. Н. Правовые нормы, которые вносятся нами в порядке законодательной

3890 инициативы, не затрагивают те вопросы, о которых здесь говорилось. Более

3891 того, в заключениях есть даже ссылка на то, что эта инициатива противоречит

3892 статье 12 Конституции. Речь идёт совершенно о другом: сегодня некому

3893 составить проект бюджета, потому что надо иметь грамотного специалиста, чтобы

3894 знать коды, подкоды бюджетной классификации по разделам, подразделам и так

3895 далее, и так далее. Речь идёт о том, чтобы заключить договор о подготовке

3896 проекта бюджета. А уже администрация, или совет, или другой представительный

3897 орган сами будут решать, принимать или не принимать. Просто речь идёт о

3898 квалифицированной помощи, но, к сожалению, это понято как передача

3899 полномочий. Мы не говорим и не ставим вопрос о передаче полномочий.

3900

3901 Спасибо.

3902

3903 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.

3904

3905 Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть, депутат Федоткин.

3906

3907 Пожалуйста, включите микрофон.

3908

3909 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос затронут острый, он неоднократно

3910 здесь звучал, и не решается, и не решается, никак не решается! Поэтому я бы

3911 хотел ещё раз обратить внимание своих коллег на проблему.

3912

3913 Я возьму нашу Рязанскую область в качестве примера, хотя любой может сказать,

3914 что такая картина и в ваших регионах. Речь о межбюджетных отношениях,

3915 конечно, идёт. У нас в этом году нашим муниципальным поселениям передано на

3916 финансирование девятнадцать полномочий, девятнадцать, а деньги дали только на

3917 одно - на благоустройство, 110 рублей на человека. Они вообще не знаю, как

3918 там живут. И что они могут делать? Ничего не могут делать! Поэтому о какой

3919 помощи мы сегодня говорим? Поставьте себя на их место: делай всё, но ни

3920 копейки не получишь, кроме зарплаты, и всё время ходишь виноватым.

3921

3922 Поэтому, я думаю, нам, наверное, этот вопрос надо рассматривать вообще-то

3923 шире: не какую-то помощь оказывать, там нужна помощь на каждом шагу, а надо

3924 отдать то, что положено, регионам, городам, районам и муниципальным

3925 поселениям, иначе просто мы занимаемся прямым обманом, сваливаем свою

3926 ответственность на их плечи. Говорим: мы ни при чём, это они виноваты, а

3927 деньги все у нас.

3928

3929 Поэтому, я думаю, тут поддерживать надо, вот я лично поддержу, но хотелось бы

3930 вопрос этот рассматривать несколько шире - о честности по отношению к нашим

3931 коллегам более низких, если так можно выразиться, уровней власти. Полномочия

3932 дал - отдай деньги! Тогда эти вопросы не будут появляться здесь.

3933

3934 Спасибо.

3935

3936 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Владимир Николаевич.

3937

3938 Полномочный представитель президента не желает выступить, правительства тоже

3939 не желает. С заключительным словом хочет выступить Вячеслав Степанович

3940 Тимченко.

3941

3942 Пожалуйста, включите микрофон.

3943

3944 ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, я разделяю мнение, понимаю проблему,

3945 которую озвучил Владимир Николаевич, но, ещё раз повторяю, вот давайте

3946 посмотрим, сколько муниципальных районов в Московской области, Владимир

3947 Николаевич, сколько? Семьдесят восемь. Жителей у нас в Московской области

3948 пять миллионов, правильно? Ну неужели из пяти миллионов семьдесят восемь

3949 грамотных финансистов мы не можем найти?

3950

3951 Я о чём говорил в своём выступлении? Сегодня есть законодательная возможность

3952 передавать по соглашениям полномочия от поселений муниципальным районам. А

3953 там уже, поверьте мне, квалифицированные, финансовые в том числе, работники

3954 всегда найдутся. Другое дело, что путём внесения такой законодательной

3955 инициативы предусматривается возможность - именно возможность - так

3956 называемых добровольных соглашений о передаче всех финансовых полномочий на

3957 уровень субъекта. И мы, если говорим о реформе местного самоуправления, ни в

3958 коем случае не можем даже допустить возможность предпосылки... Пусть

3959 Московская областная Дума имеет в виду несколько другую позицию, но сама

3960 постановка вопроса и формулировки законопроекта таковы, что можно трактовать

3961 и так. Поэтому для того чтобы избежать возможных искажений - я ни в чём не

3962 подозреваю ваших коллег из Московской области, - комитет предлагает отклонить

3963 данный законопроект в первом чтении.

3964

3965 А что касается финансовых наполнений, согласен с коллегой Федоткиным,

3966 ресурсов финансовых не хватает. С этим соглашается сегодня и Министерство

3967 регионального развития. Уже в какой-то степени мы находим понимание и в

3968 Министерстве финансов. Я надеюсь, что в ближайшее время мы займёмся именно

3969 финансовой составляющей деятельности органов местного самоуправления.

3970

3971 Спасибо.

3972

3973 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович.

3974

3975 Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять

3976 законопроект в первом чтении? Комитет против.

3977

3978 Включите режим голосования.

3979

3980 Покажите, пожалуйста, результаты.

3981

3982 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 32 сек.)

3983 Проголосовало за 3 чел.0,7%

3984 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3985 Воздержалось 0 чел.0,0%

3986 Голосовало 3 чел.

3987 Не голосовало 447 чел.99,3%

3988 Результат: не принято

3989

3990 Не принято.

3991