Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 49071-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

опубликован
22.07.2009

Номер законопроекта:49071-5
Комментарий законопроекта:в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:22.04.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=49071-5&02
Профильный комитет:Комитет ГД по культуре
Дата изменения статуса/фазы:22.07.2009
Статус законопроекта:Опубликование закона
Фаза статуса законопроекта:Опубликование закона в "Российской газете"
Принятое решение (формулировка):
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Гордеев Сергей Эдуардович, Член СФ
Ивлиев Григорий Петрович, Депутат ГД
Крашенинников Павел Владимирович, Депутат ГД
Плигин Владимир Николаевич, Депутат ГД
Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Шаккум Мартин Люцианович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №49071-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации

Дата заседания 24.06.2009, номер заседания 101, строк в стенограмме 9901

О проекте федерального закона № 49071-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1439 Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в закон

1440 Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Доклад

1441 председателя Комитета по культуре Григория Петровича Ивлиева.

1442

1443 Пожалуйста.

1444

1445 ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция

1446 "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1447

1448 Уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон

1449 Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" подготовлен к

1450 третьему чтению. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, замечаний

1451 нет. Изменений по сравнению с текстом второго чтения нет. Комитет по культуре

1452 рекомендует принять проект федерального закона в третьем чтении.

1453

1454 Хочу напомнить, что проект федерального закона распространяется только на

1455 культурные ценности, которые будут ввезены после вступления данного закона в

1456 силу.

1457

1458 Спасибо.

1459

1460 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1461

1462 Коломейцев Николай Васильевич будет выступать по мотивам. У других депутатов

1463 замечаний нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1464

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1773 По вопросу 10 по мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста.

1774

1775 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1776

1777 Уважаемые товарищи, опять, посмотрите на закон: здесь всего две статьи, но, с

1778 нашей точки зрения, за него нельзя голосовать по одной простой причине.

1779 Послушайте просто текст, который предлагается к принятию: "Физические и

1780 юридические лица имеют право на вывоз в порядке, установленном настоящим

1781 законом, ввезённых на территорию Российской Федерации культурных ценностей,

1782 созданных более 100 лет назад".

1783

1784 В чём суть проблемы? Вы все многократно слышали из СМИ о многих сотнях и

1785 тысячах культурных ценностей, украденных в период безвременья. Все вы

1786 слышали, сколько в Эрмитаже украдено из-за того, что то там кто-то напился,

1787 то кто-то чьего-то родственника поставил. Сколько в других музеях из-за

1788 отсутствия элементарной охраны украдено культурных ценностей! И я не

1789 исключаю, что они украдены как раз очень богатыми людьми, организованными

1790 преступными группами и вывезены за рубеж. Теперь законом предлагается, если

1791 она ввезена оттуда, так же свободно вывезти её назад, хотя по действующему

1792 закону сегодня мы могли бы её арестовать и вернуть прежнему владельцу.

1793 Поэтому мы считаем, что предложенный законопроект носит антироссийский

1794 характер и носит характер узаконивания украденных ценностей зарубежными

1795 владельцами и их российскими владельцами, очень денежными. Мы за такой закон

1796 голосовать не будем и призываем всех голосовать против него.

1797

1798 Спасибо.

1799

1800 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект

1801 федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О

1802 вывозе и ввозе культурных ценностей". Кто за? Прошу голосовать.

1803

1804 Включите режим голосования.

1805

1806 Покажите результаты голосования.

1807

1808 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 59 сек.)

1809 Проголосовало за 317 чел.70,4%

1810 Проголосовало против 58 чел.12,9%

1811 Воздержалось 0 чел.0,0%

1812 Голосовало 375 чел.

1813 Не голосовало 75 чел.16,7%

1814 Результат: принято

1815

1816 Принято.

1817

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1886 БОБЫРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1887

1888 Уважаемый Борис Вячеславович, по пункту 10 Бобырев голосовал за.

1889

1890 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1891

Дата заседания 11.06.2009, номер заседания 100, строк в стенограмме 6728

О проекте федерального закона № 49071-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2450 Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской

2451 Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Докладывает Григорий

2452 Петрович Ивлиев.

2453

2454 Пожалуйста.

2455

2456 ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция

2457 "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2458

2459 Уважаемые депутаты, законопроект вводит норму, разрешающую вывоз культурных

2460 ценностей, созданных более ста лет назад, но только при условии, что к вывозу

2461 заявлены культурные ценности, законно приобретённые за пределами Российской

2462 Федерации и ввезённые на территорию Российской Федерации в установленном

2463 порядке физическими и юридическими лицами после вступления данного закона в

2464 силу. Сохраняется запрет на вывоз культурных ценностей, внесённых в охранные

2465 списки и реестры, а также постоянно хранящихся в государственных и

2466 муниципальных музеях, архивах, библиотеках и других хранилищах.

2467

2468 Законопроект направлен на стимулирование ввоза в страну ценностей,

2469 обеспечение прав граждан свободно распоряжаться принадлежащими им культурными

2470 ценностями, развитие в России частного коллекционирования, создание

2471 негосударственных музеев, активизацию внутреннего рынка и расширение

2472 международного культурного сотрудничества.

2473

2474 Изменения, которые внесены в законопроект ко второму чтению, носят

2475 редакционный характер. Прилагается таблица поправок, рекомендованных к

2476 принятию. У правительства замечаний и предложений по законопроекту нет. В

2477 поступивших из субъектов Российской Федерации отзывах законопроект

2478 поддерживается. Из субъектов поступило четырнадцать отзывов. Замечаний у

2479 Правового управления не имеется. Комитет рекомендует принять проект

2480 федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О

2481 вывозе и ввозе культурных ценностей" во втором чтении.

2482

2483 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две поправки приняты комитетом.

2484 Никто не настаивает на обсуждении? Ставлю на голосование таблицу 1.

2485

2486 Покажите результаты.

2487

2488 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 22 сек.)

2489 Проголосовало за 313 чел.69,6%

2490 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2491 Воздержалось 1 чел.0,2%

2492 Голосовало 314 чел.

2493 Не голосовало 136 чел.30,2%

2494 Результат: принято

2495

2496 Таблица принимается.

2497

2498 Ставится на голосование законопроект под пунктом 12 во втором чтении.

2499

2500 Включите режим голосования.

2501

2502 Покажите результаты.

2503

2504 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 52 сек.)

2505 Проголосовало за 316 чел.70,2%

2506 Проголосовало против 81 чел.18,0%

2507 Воздержалось 0 чел.0,0%

2508 Голосовало 397 чел.

2509 Не голосовало 53 чел.11,8%

2510 Результат: принято

2511

2512 Принимается законопроект во втором чтении.

2513

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2964 КОЛЕСНИКОВ В. И. По таблице 1, пункт 12, голосовали за Колесников,

2965 Колесников, Габдрахманов и Попов.

2966

Дата заседания 17.04.2009, номер заседания 88, строк в стенограмме 6544

О проекте федерального закона № 49071-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2207 Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской

2208 Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Докладывает депутат

2209 Государственной Думы, он же председатель Комитета по культуре, Григорий

2210 Петрович Ивлиев.

2211

2212 Я напоминаю, что мы перешли к обсуждению законопроектов первого чтения.

2213

2214 ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция

2215 "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2216

2217 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В настоящее время в связи с

2218 изменением социально-экономической ситуации в стране постепенно начинается

2219 процесс возвращения в Россию ранее вывезенных культурных ценностей,

2220 расширяется международное культурное сотрудничество в этой сфере, и задача

2221 государства - не быть сторонним наблюдателем этого процесса, а активно

2222 помогать и содействовать. Первые шаги в осуществлении протекционистской

2223 политики в отношении ввозимых культурных ценностей уже сделаны. Так, пункт 5

2224 статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает в отношении

2225 культурных ценностей, ввозимых физическим лицом для личных нужд, полное

2226 освобождение от уплаты налогов и пошлин. Вместе с тем большим препятствием

2227 для свободного ввоза в страну культурных ценностей является отсутствие у

2228 собственника права их свободного вывоза, так как любое коллекционирование

2229 предусматривает обмен, движение и мировые границы.

2230

2231 Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации

2232 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" предполагает введение нормы,

2233 устанавливающей право вывоза культурных ценностей, созданных более ста лет

2234 назад, при условии, что к вывозу заявлены культурные ценности, которые

2235 приобретены за рубежом и ввезены законно в Россию физическими и юридическими

2236 лицами после вступления этого федерального закона в силу.

2237

2238 Законопроектом устанавливается статус-кво: всё, что запрещено к вывозу

2239 действующим Законом "О вывозе и ввозе культурных ценностей", вывозу с

2240 территории Российской Федерации не подлежит. В соответствии со статьёй 9

2241 закона запрещены к вывозу из Российской Федерации: движимые предметы,

2242 представляющие историческую, художественную, научную и иную культурную

2243 ценность и отнесённые к особо ценным объектам культурного наследия народов

2244 Российской Федерации, независимо от времени их создания; движимые предметы,

2245 независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесённые в

2246 охранные списки и реестры (Музейный фонд Российской Федерации, Архивный фонд

2247 Российской Федерации). Культурные ценности, постоянно хранящиеся в

2248 государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других

2249 государственных и муниципальных хранилищах культурных ценностей Российской

2250 Федерации тоже вывозу из Российской Федерации не подлежат.

2251

2252 Предусмотренные законопроектом нормы дают собственнику право вывоза только

2253 одной категории культурных ценностей - созданных более ста лет назад и

2254 ввезённых законно в Россию после вступления закона в силу. Изменяются права

2255 собственника на такие культурные ценности, если они законно приобретены за

2256 рубежом и законно ввезены в Россию: собственник имеет право в этих случаях

2257 вывезти их обратно за границу. При этом порядок вывоза таких культурных

2258 ценностей не изменяется: проводится экспертиза с целью получения

2259 свидетельства на право вывоза и взимается государственная пошлина за право

2260 вывоза. Предлагаемая норма будет способствовать ввозу в страну культурных

2261 ценностей, пополнению государственных и муниципальных музеев, развитию в

2262 России частного коллекционирования, созданию негосударственных музеев,

2263 активизации внутреннего антикварного рынка и расширению международного

2264 культурного сотрудничества. Норма позволит гражданам России свободно

2265 распоряжаться принадлежащими им культурными ценностями, законно

2266 приобретёнными за пределами Российской Федерации и законно ввезёнными на

2267 территорию Российской Федерации.

2268

2269 Просим поддержать данный законопроект в первом чтении.

2270

2271 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.

2272

2273 Содоклад делает первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена

2274 Григорьевна Драпеко.

2275

2276 ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".

2277

2278 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Этот законопроект вызвал

2279 бурное обсуждение в Комитете по культуре и среди всех, кто имеет отношение к

2280 вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей. В обсуждении этого

2281 законопроекта активно принимали участие МВД России, ФСБ России, ФТС России и

2282 другие. Мы получили заключения от пятидесяти субъектов Российской Федерации.

2283 Все замечания, которые были высказаны этими субъектами Российской Федерации,

2284 поданные официально в Государственную Думу, касались в основном того, что в

2285 первоначальном варианте этого законопроекта была отменена экспертиза при

2286 вывозе культурных ценностей, ввезённых в страну после принятия закона. На

2287 сегодняшний день в тексте законопроекта мы учли эти замечания и экспертиза

2288 при вывозе осталась. Поэтому мы считаем, что законопроект на сегодняшний день

2289 отвечает требованиям сохранения культурных ценностей Российской Федерации.

2290 Как уже сказал председатель нашего комитета, все ограничения на вывоз

2291 культурных ценностей, установленные статьёй 9 Закона Российской Федерации "О

2292 вывозе и ввозе культурных ценностей", сохраняются. Таким образом, не могут

2293 быть вывезены из Российской Федерации музейные ценности, внесённые в охранные

2294 списки и реестры (Архивный фонд Российской Федерации), постоянно хранящиеся в

2295 государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках и других

2296 государственных хранилищах культурные ценности и другие, в том числе

2297 хранящиеся в частных коллекциях, но не ввезённые согласно этому закону.

2298

2299 Законопроект вводит норму, устанавливающую право собственника на вывоз

2300 культурных ценностей, созданных более ста лет назад, только при условии, что

2301 такие культурные ценности приобретены за пределами Российской Федерации и

2302 ввезены на территорию Российской Федерации физическими и юридическими лицами

2303 после вступления этого федерального закона в силу. В связи с этим комитет

2304 считает, что это будет способствовать возврату отечественных культурных

2305 ценностей и ввозу в Российскую Федерацию шедевров мировой культуры, развитию

2306 в России частного коллекционирования, созданию негосударственных музеев,

2307 активизации внутреннего антикварного рынка и расширению международного

2308 культурного сотрудничества.

2309

2310 Учитывая изложенное, Комитет по культуре поддерживает проект федерального

2311 закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе

2312 культурных ценностей" и рекомендует принять его в первом чтении.

2313

2314 Спасибо.

2315

2316 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока, Елена Григорьевна, на

2317 трибуне.

2318

2319 Вопросы, я вижу, есть. Один, два, три... Всех я увидел? Локоть, Илюхин,

2320 Беляков. Все, никого не пропустил?

2321

2322 Пожалуйста, Локоть.

2323

2324 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

2325

2326 Уважаемая Елена Григорьевна, вот нет в зале сейчас нашего с вами товарища

2327 Николая Николаевича Губенко... У нас такое ощущение, что мы открываем ящик

2328 Пандоры опять. Посмотрите, что написано в пояснительной записке: кризис в

2329 экономике и финансовая несостоятельность бюджетов всех уровней, ещё ряд

2330 показателей, и как следствие - гигантский размах теневого оборота культурных

2331 ценностей. Вот почему вводились эти запретительные нормы. И вроде как

2332 ситуация изменилась... А разве сейчас не кризис? А разве сейчас мы не стоим

2333 перед угрозой финансовой несостоятельности целых территорий, не просто там

2334 экономических субъектов, каких-то хозяйствующих субъектов, а целых

2335 территорий? И мы приоткрываем опять эту лазейку, даём возможность для вывоза

2336 с нашей территории, из Российской Федерации, культурных ценностей. Не

2337 способствуем ли мы опять этому огромному теневому... (Микрофон отключён.)

2338

2339 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

2340

2341 ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо за вопрос.

2342

2343 Я хочу акцентировать, что мы открываем, как вы сказали, ящик Пандоры, но в

2344 сторону ввоза культурных ценностей. На сегодняшний день всё, что хранится на

2345 территории Российской Федерации, создано более ста лет назад и имеет

2346 художественную ценность, не может быть вывезено из Российской Федерации. Ещё

2347 раз напоминаю, мы сохраняем все запреты на вывоз ныне хранящихся в Российской

2348 Федерации культурных ценностей, но мы позволяем нашим субъектам, юридическим

2349 и физическим лицам, которые уже накупили шедевры мировой культуры на

2350 вывезенные из Российской Федерации деньги и хранят их сегодня в зарубежных

2351 банках в основном, ввезти эти ценности на территорию Российской Федерации. А

2352 для того чтобы они это сделали, мы им разрешаем в установленном законом

2353 порядке, после экспертизы, их вывезти в случае необходимости.

2354

2355 Я хочу вам напомнить историю с яйцами Вексельберга, который купил их не для

2356 Российской Федерации, а для себя любимого, ввёз в Российскую Федерацию,

2357 показал их Российской Федерации, провёз по городам и вывез их обратно из

2358 России, потому что срок временного пребывания этих ценностей на территории

2359 Российской Федерации закончился. А вот если бы действовал этот закон, то,

2360 возможно, Вексельберг оставил бы яйца Фаберже в Российской Федерации.

2361

2362 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2363

2364 ДРАПЕКО Е. Г. Яйца были собственностью Вексельберга, а сделаны они Фаберже.

2365

2366 Таким образом, уважаемые коллеги, Комитет по культуре рассматривает этот

2367 законопроект как раз как облегчающий ввоз на территорию Российской Федерации

2368 шедевров мировой культуры, которые приобретены нашими соотечественниками за

2369 рубежом.

2370

2371 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2372

2373 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, вы не записывались на вопрос. Сначала

2374 Илюхин.

2375

2376 ИЛЮХИН В. И. Спасибо.

2377

2378 Видимо, приближение Пасхи уже всеми ощущается.

2379

2380 Я хотел бы задать вопрос Григорию Петровичу. Григорий Петрович, вот вы нас

2381 сегодня убеждаете, что ввоз в Россию будет упрощён, но ведь, наверное, тогда

2382 будет и вывоз из России таким же упрощённым? Это один момент.

2383

2384 И второй момент. Я хотел бы уточнить: всё-таки действие этого закона будет

2385 распространяться на те отношения, которые возникнут после его вступления в

2386 силу? И коснётся или нет этот закон ценностей, перемещённых после Великой

2387 Отечественной войны или в годы Великой Отечественной войны?

2388

2389 ИВЛИЕВ Г. П. Что касается перемещённых ценностей, то законопроект к ним

2390 отношения не имеет, это другое регулирование.

2391

2392 Вы правильно понимаете, что эти нормы будут распространяться только на

2393 отношения, которые возникнут после его вступления в законную силу. И мы не

2394 упрощаем ни ввоз, ни вывоз, наоборот, в ходе работы над этим законопроектом с

2395 федеральными органами исполнительной власти, с правительством были

2396 рассмотрены меры по повышению эффективности контроля за соблюдением

2397 законодательства при ввозе и вывозе во всех случаях, когда это происходит. Мы

2398 полагаем, что этот законопроект как раз способствует тому, чтобы оборот был

2399 легальным, чтобы оборот был законным. И никаких претензий, что здесь созданы

2400 дополнительные лазейки, мы принять не можем. Это не дополнительные лазейки,

2401 это законный оборот, который принят во всём международном сообществе. А

2402 норма, по большому счёту, не соответствует не только международно-правовым

2403 нормам, принятым в этой сфере, но и Конституции Российской Федерации, которая

2404 гарантирует всё-таки собственность граждан, за известными исключениями. Здесь

2405 нет необходимости нам вводить какие-то специальные процедуры возврата и

2406 вывоза, здесь будет действовать общий порядок, тот порядок, который нужно

2407 совершенствовать, и он будет действовать в том числе и при ввозе и вывозе

2408 заявленных нами в этом законопроекте ценностей.

2409

2410 Спасибо.

2411

2412 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков.

2413

2414 БЕЛЯКОВ А. В. Благодарю вас.

2415

2416 Я, если позволите, тоже хотел бы задать вопрос Григорию Петровичу, но сначала

2417 маленький комментарий насчёт мирового опыта. Мне кажется, вы немного

2418 ошибаетесь, потому что есть регионы, например Флоренция, где вообще запрещён

2419 вывоз культурных ценностей, в результате чего там собраны уникальные

2420 сокровища, на которые ездят смотреть со всего мира.

2421

2422 А что касается вопроса... Вот сейчас работает механизм такой: на таможне

2423 останавливается некий предмет культуры или искусства, которому свыше ста лет,

2424 и всё, он задерживается. После принятия вот этого закона человек что, сможет

2425 показать таможенную декларацию, что вроде он его ввёз, маленький листочек с

2426 печатью, который можно на любом углу сегодня сделать, и сможет его вывезти?

2427 Или как-то иначе, какой-то другой комплект документов нужно будет показать?

2428

2429 Спасибо.

2430

2431 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Григорий Петрович.

2432

2433 ИВЛИЕВ Г. П. Для того чтобы ввезти и вывезти культурную ценность, она должна

2434 быть задекларирована как к ввозу, так и к вывозу. Для того чтобы ввезти и

2435 вывезти культурную ценность, она должна пройти экспертизу. На крупных

2436 таможенных постах существуют постоянные эксперты, которые могут эту

2437 экспертизу провести в момент ввоза и дать соответствующую легализацию этому

2438 ввозу. На каких-то таможенных постах таких экспертов нет, и в этом случае

2439 культурная ценность может быть задержана до проведения такой экспертизы, но

2440 это не обязательное правило. И никаких изменений и отклонений от этой

2441 экспертизы не будет.

2442

2443 Кроме всего прочего, я хочу сказать, что надо рассматривать этот законопроект

2444 с учётом действия других норм закона о ввозе и вывозе. Во-первых, у нас

2445 существует межведомственный совет по вывозу и ввозу, который может принять

2446 решение о приобретении этих ценностей государством, у нас есть

2447 соответствующая федеральная служба, которая следит за тем, чтобы были

2448 предъявлены к вывозу именно те ценности, которые были ввезены и которые

2449 заявлены, и есть большой государственный механизм, который действует, по

2450 контролю за оборотом культурных ценностей в нашей стране, и он в полной мере

2451 будет распространяться и на эту ситуацию, которую мы сейчас обсуждаем.

2452

2453 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли на вопросе, хотя не записывался,

2454 Коломейцев Николай Васильевич? Упорствует, придётся дать ему слово.

2455

2456 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2457

2458 У меня вопрос и к Григорию Петровичу, и к Елене Григорьевне.

2459

2460 Совсем недавно мы были свидетелями очень большого скандала в связи с пропажей

2461 более трёхсот экземпляров исторических ценностей из Эрмитажа. Мы с вами знаем

2462 случаи, когда вывезенные за границу наши ценности потом подменялись копиями

2463 достаточно высокого качества и оставались там. Скажите, пожалуйста, закончено

2464 ли составление реестра имеющихся у нас исторических ценностей, который,

2465 кстати, составляется почему-то на основании иностранных грантов? И есть ли

2466 полный перечень украденных у нас и пропавших из музеев ценностей? И каким

2467 образом этот закон предполагает их реквизирование в случае ввоза на

2468 территорию Российской Федерации?

2469

2470 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Ивлиев.

2471

2472 ИВЛИЕВ Г. П. Что касается музейных ценностей, то уже два года работают

2473 многочисленные комиссии по проверке сохранности музейных фондов. Проверяются

2474 все музеи, начиная от больших федеральных государственных музеев и заканчивая

2475 музеями в областных городах. Соответствующую информацию по каждой проверке

2476 Министерство культуры Российской Федерации доводит до сведения как Комитета

2477 Государственной Думы по культуре, так и всей общественности в форме

2478 пресс-конференций, пресс-релизов и просто отчётов о том, каково состояние

2479 этих культурных ценностей. Выявлены многочисленные случаи утраты ценностей,

2480 многочисленные случаи нарушения учёта ценностей. Работа эта продолжается, и

2481 по окончании этой работы будет понятно, насколько мы сумели сохранить

2482 культурные ценности в стране.

2483

2484 При этом самые большие нарушения, связанные с оборотом культурных ценностей,

2485 и самые сложные случаи пропажи этих культурных ценностей относятся к 20-30-м

2486 годам, когда культурные ценности вывозились в массовом порядке. Речь идёт не

2487 только о Фаберже, но и о Рембрандте, Рубенсе, Тициане. Все эти случаи

2488 исследуются, и информация о них имеется, доступ к ней достаточно свободен.

2489

2490 Нет многих сведений об утраченном во время Великой Отечественной войны, тогда

2491 было утрачено очень много культурных ценностей, но работа продолжается. Уже

2492 издано пятнадцать томов по утраченным во время войны культурным ценностям, и

2493 работа эта продолжается. Утрачены целые музеи, такие, как калужский и другие.

2494 Работа эта очень сложная, она будет продолжена, и мы будем это

2495 контролировать.

2496

2497 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Григорьевна.

2498

2499 ДРАПЕКО Е. Г. Я думаю, что Николай Васильевич, скорее всего, имел в виду

2500 пропажи 90-х годов из музеев, когда действительно у нас были созданы

2501 специальные отделы, даже в Федеральной службе безопасности, которые должны

2502 были отслеживать процессы, происходящие на антикварном рынке и при вывозе

2503 культурных ценностей.

2504

2505 Но хочу сказать вам, Николай Васильевич, что вообще слухи о том, что

2506 разворованы все музеи, несколько преувеличены, и сейчас проверка в музеях,

2507 допустим, Петербурга показала, что утрат совсем не так много, как мы ожидали.

2508

2509 Кроме того, в процессе работы Комитета по культуре мы встречались с нашими

2510 компетентными органами, с таможенными службами и говорили с ними о том, что

2511 сегодня идёт процесс дополнительного оборудования таможенных пунктов

2512 специальными устройствами, в том числе техническими, для идентификации

2513 культурных ценностей, чтобы, если у нас есть, допустим, перечень пропавших

2514 культурных ценностей, на каждом таможенном пункте можно было бы провести

2515 проверку. Пока каждый пункт ещё оборудовать мы не смогли ввиду финансовых

2516 проблем, но, думаю, что мы к этому придём. На сегодняшний день есть две

2517 таможни, где можно задекларировать, - в Петербурге и в Москве. Мы сегодня

2518 говорим о том, что надо, конечно, и где-то в Сибири или на Дальнем Востоке

2519 иметь ещё одну такую большую таможню, то есть здесь комплексная проблема. У

2520 нас есть очень большая проблема с регулированием ввоза и вывоза культурных

2521 ценностей, перемещённых в период советской власти, поскольку в страны СНГ -

2522 тогда союзные республики - передавались очень многие культурные ценности из

2523 центральных музеев, а из их музеев культурные ценности поступали в музеи

2524 Центральной России и в наши областные музеи. И вот по поводу этих культурных

2525 ценностей тоже у нас идёт очень большая переговорная работа, потому что, вы

2526 знаете, ряд стран СНГ поставили вопросы о реституции, или о возвращении,

2527 культурных ценностей из наших центральных музеев.

2528

2529 Но я хочу ещё раз повторить, что все эти вопросы не имеют никакого отношения

2530 к рассматриваемому сегодня законопроекту. Этот законопроект касается только

2531 купленных, приобретённых либо любым другим законным путём попавших в руки

2532 наших соотечественников за рубежом культурных ценностей.

2533

2534 Все замечания, которые будут высказаны, Комитет по культуре, конечно, учтёт,

2535 потому что сегодня речь идёт о концепции закона, о первом чтении, и мы будем

2536 рады, если депутаты проявят активность и поработают вместе с нами над этим

2537 законопроектом.

2538

2539 Хочу добавить, что официальный отзыв правительства положительный,

2540 правительство поддерживает наш законопроект.

2541

2542 Спасибо.

2543

2544 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё с вопросами. Присаживайтесь.

2545

2546 Выступления: Лебедев, вижу, Коломейцев, Беляков. Всё?

2547

2548 Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.

2549

2550 ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.

2551

2552 Спасибо, Олег Викторович.

2553

2554 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР не сможет

2555 поддержать данный законопроект. Мы считаем, что защита национального

2556 культурного наследия - это одна из основных задач государства в области

2557 внутренней политики. Закон, принятый в 93-м году, был направлен именно на

2558 достижение этой цели и, как мы считаем, сыграл свою позитивную роль в то

2559 время и играет эту роль до сих пор. Два довода, которые приводят авторы

2560 законопроекта в подтверждение необходимости его принятия, представляются нам

2561 абсолютно необоснованными.

2562

2563 Ну, во-первых, авторы говорят о том, что по сравнению с началом 90-х годов

2564 резко изменилась социально-экономическая ситуация в стране, об этом только

2565 что говорил коллега из фракции КПРФ. Почитайте пояснительную записку, авторы

2566 пишут: ситуация 90-х годов - кризис в экономике, финансовая несостоятельность

2567 бюджетов всех уровней и так далее. Стоит заменить "90-е годы" на "2009 год",

2568 и мы увидим, что ситуация в стране абсолютно не изменилась: тот же кризис в

2569 экономике, та же финансовая несостоятельность бюджетов всех уровней. То есть

2570 говорить о том, что якобы за прошедшие пятнадцать лет ситуация в стране, в

2571 экономике так сильно изменилась, что мы можем разрешить вывоз нашего

2572 национального культурного наследия из страны, мы считаем, абсолютно

2573 необоснованно. Наоборот, именно сейчас, в нынешних экономических условиях,

2574 жёсткие ограничительные меры, которые предусматривает действующий закон,

2575 могут и должны способствовать экономическому росту нашего государства.

2576

2577 И второй довод - о том, что якобы законопроект направлен лишь на то, чтобы

2578 наши граждане начали ввозить ценности на территорию Российской Федерации.

2579 Хотелось бы узнать у авторов законопроекта и у представителей комитета: а

2580 сколько на сегодняшний день существует обращений граждан, желающих ввезти на

2581 территорию Российской Федерации какие-либо культурные ценности? И пример,

2582 который привела представитель комитета, о том, что Вексельберг ввёз яйца

2583 Фаберже на территорию России, показал их и увёз обратно за границу, - лишнее

2584 подтверждение того, что никто из них не желает хранить культурные ценности на

2585 территории Российской Федерации. Поэтому второй довод, о том, что

2586 законопроект направлен на ввоз, а не на вывоз, нам также представляется

2587 необоснованным.

2588

2589 Исходя из всего этого ещё раз скажу, что фракция ЛДПР не будет поддерживать

2590 предложение о принятии данного законопроекта.

2591

2592 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2593

2594 Так, депутат Коломейцев у нас вторым был, да? Пожалуйста.

2595

2596 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2597

2598 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, закон состоит

2599 всего из двух статей, в одной из которых дополнение. Но если вы вчитаетесь в

2600 то, что здесь написано... Здесь написано: "Физические и юридические лица

2601 имеют право на вывоз ввезённых на территорию Российской Федерации культурных

2602 ценностей, созданных более 100 лет назад..." - и потом, после запятой, -

2603 "...в порядке, установленном настоящим Законом". Вопрос-то здесь вот в чём. Я

2604 с Еленой Григорьевной в корне не согласен, что хищений совсем немного. Из

2605 региональных музеев украдены книги XV, XVI, XVII веков из-за чего? Из-за

2606 того, что у нас умышленно чиновники создают правовую неопределённость, не

2607 определяют правовой статус музеев, а в это время начинают раскассировать

2608 самые ценные экспонаты музеев. Кроме того, мы с вами были свидетелями... Если

2609 триста похищенных экспонатов Эрмитажа - только известных! - это мало, то вы

2610 меня извините. Я думаю, что господин Швыдкой, будучи министром культуры,

2611 вместе с директорами ведущих музеев изрядно потрудился именно на этом поприще

2612 - под благовидным предлогом представления культуры и искусства Российской

2613 Федерации за рубежом потом под всякими соусами оставлял и своевременно не

2614 возвращал сюда культурные ценности.

2615

2616 Я могу сказать и о том, что у нас, к сожалению, сегодня многие музеи влачат

2617 жалкое существование, не имеют средств даже на адекватную заработную плату

2618 сотрудникам, не говоря уже об организации квалифицированной и эффективной

2619 охраны хранящихся там ценностей.

2620

2621 Кроме того, к сожалению, ни Григорий Петрович, ни Елена Григорьевна так и не

2622 ответили на мой вопрос. Многие в зале, наверное, не знают, что у нас даже

2623 реестр ценностей наших ведущих музеев составляется почему-то на иностранные

2624 гранты. То есть мы на иностранный грант составим реестр, отдадим туда, а для

2625 себя можем и не получить. Почему? Потому что, если вы ознакомитесь с порядком

2626 предоставления грантов... во многих этих порядках написано, что созданное на

2627 деньги предоставляющего грант является его собственностью, а отнюдь не

2628 собственностью того, чьи ценности описываются.

2629

2630 Я считаю, что этот закон в принципе принимать нельзя. И вообще я убеждён, что

2631 нам стоило бы следовать установлениям родоначальника парламентаризма Солона,

2632 который говорил о том, что закон должен быть понятен и землепашцу, и

2633 аристократу в одинаковой мере. А ссылки на всевозможные порядки, установки,

2634 постановки каких-то третьих лиц всегда предполагают колоссальную

2635 коррупционную составляющую и возможность хищения, потому что в этом порядке

2636 можно столько запятых и вопросительных знаков поставить, что потом ни один

2637 следователь не разберётся в течение всей своей жизни. Поэтому мы предлагаем

2638 не голосовать за этот закон.

2639

2640 А вообще, на одном из "правительственных часов" следует послушать нового

2641 министра культуры, как всё-таки у нас дело обстоит с учётом, хранением,

2642 сохранностью для Российской Федерации наших исторических ценностей, чтобы

2643 вообще представить ситуацию сегодня в Российской Федерации. Думаю, что не

2644 только Пиотровский допустил массу нарушений, в других музеях их ещё больше.

2645

2646 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович.

2647

2648 БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.

2649

2650 Уважаемые коллеги, голосуя за этот закон, мы практически должны выбирать

2651 между двумя составляющими. Первая составляющая - это действительно некое

2652 поддержание свободы, права частных лиц и юридических лиц распоряжаться их

2653 собственностью. То есть, казалось бы, действительно логично: человек что-то

2654 купил, почему же он не может этим воспользоваться? Это лежит на одной чаше

2655 весов. На другой чаше весов лежит информация, которую сегодня уже озвучили

2656 Григорий Петрович и моя коллега по фракции Елена Григорьевна, о том, что

2657 сегодня есть только два таможенных пункта, где есть эксперты, на других

2658 таможенных пунктах их нет. И сегодня вся система, которую мы выстроили,

2659 опять-таки на которую уважаемый Григорий Петрович ссылался, заключается в

2660 том, что таможенники действуют по принципу "не пущать": вот есть нечто, некая

2661 культурная ценность, они не могут разобраться, хорошая она или плохая, и

2662 поэтому они просто задерживают, и всё.

2663

2664 Теперь, как я понял опять-таки из ответа, если человек, вывозя эту культурную

2665 ценность, предъявляет декларацию... Для справки: бланки декларации лежат

2666 сегодня на любой таможне в зоне вылета, печать таможенная делается на любом

2667 углу. Значит, он спокойно с этой культурной ценностью может выехать, показав,

2668 что вроде бы как он её ввёз. Если принимать решение, что мы действуем, идём

2669 не по пути Флоренции и не накапливаем культурные ценности, а надеемся, что,

2670 разрешая ввоз, мы получим такие яйца Вексельберга - Фаберже у себя на

2671 территории, и будет ввезено ещё некоторое количество чего-то очень ценного на

2672 территорию России, полагаю, мы фактически можем сыграть в обратную. Давайте

2673 тогда сначала обеспечим наши таможенные пункты, давайте тогда сначала

2674 добьёмся того, чтобы мы могли быть уверены, что каждый вывозимый предмет

2675 искусства и культуры будет проходить надлежащую экспертизу, а не будет

2676 подкрепляться бумажкой, на которой написано, что вроде бы он был ввезён

2677 ранее. А уже после этого тогда, если, повторяю, мы не решили идти по

2678 механизму некоторых иностранных культурных столиц, в частности, вот я уже

2679 приводил пример Флоренции, а всё-таки решили поддерживать свободу ввоза и

2680 вывоза частной собственности и развивать коллекционирование, - тогда уже

2681 принимать этот закон. Вот сейчас де-факто будут - просто мой прогноз -

2682 вывозить всё что угодно. И коррупционная составляющая может быть очень

2683 значительной.

2684

2685 Отдельно не могу не прокомментировать и поддерживаю коллег из фракции КПРФ в

2686 том, что неплохо было бы послушать министра культура о том (цитирую), "что

2687 утрат не так много, как мы ожидали". То есть мы ожидали, что у нас крадут, но

2688 украли не так много, как мы думали? Это, конечно, очень любопытно, и,

2689 конечно, хотелось бы поинтересоваться этим фактом. А заодно, если украдено,

2690 то что там украдено? Возбуждены уголовные дела, видимо, какие-то... Может

2691 быть, кстати, вот сейчас примем закон, и они увезут как раз то немногое, чего

2692 украли меньше, чем мы думали.

2693

2694 Поэтому лично я, конечно, не буду поддерживать этот законопроект.

2695

2696 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово, депутат Ивлиев. С

2697 места. Две минуты осталось у нас.

2698

2699 ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, законопроект был внесён более года тому

2700 назад. Но я удивлён, что фракция ЛДПР не может провести различия между

2701 социально-экономическим положением 90-х годов, о которых идёт речь в

2702 пояснительной записке, и социально-экономическим положением страны сегодня.

2703 Это совершенно разные ситуации, и, конечно, их нужно по-разному оценивать.

2704

2705 Я хочу напомнить депутатам, что все ввезённые культурные ценности, которые

2706 хранятся в наших музеях, были ввезены частными лицами без каких-либо

2707 ограничений. И всё это сохранено, всё это направлено на развитие...

2708

2709 Что касается вывоза, то вывоз не происходит на таможне, на таможне только

2710 проверяют документы о праве на вывоз, а сами документы на вывоз составляются,

2711 как и экспертизы проводятся, ведущими специалистами, ведущими искусствоведами

2712 страны, и эти документы составляются с большим чаянием, чем при ввозе в

2713 страну любых культурных ценностей.

2714

2715 И конечно, нельзя огульно обвинять всех хранителей музеев, которые многие

2716 годы в сложнейших условиях сохраняли эти ценности, в том числе и в годы

2717 блокады в Эрмитаже и в других питерских музеях. И огульно обвинять всех

2718 хранителей музеев в неправомерных действиях в рамках Государственной Думы

2719 недопустимо.

2720

2721 Я уверен, что данный законопроект позволит ввезти в Россию большое количество

2722 к?