Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 518753-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

в первом чтении
06.07.2011

Номер законопроекта:518753-5
Комментарий законопроекта:об изменении порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров
Дата внесения законопроекта в ГД:22.03.2011
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/518753-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Профильный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по промышленности
Дата изменения статуса/фазы:06.07.2011
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:5695-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Иванов Анатолий Семенович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №518753-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

об изменении порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров

Дата заседания 06.07.2011, номер заседания 243, строк в стенограмме 7425

О проекте федерального закона № 518753-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров; внесён депутатом Государственной Думы А. С. Ивановым).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4679 Переходим к альтернативным законопроектам под пунктами 21.1, 21.2, 21.3.

4680 Пункт 21.1, законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской

4681 Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения

4682 коллективных трудовых споров". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко.

4683

4684 ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4685

4686 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен

4687 семью депутатами Государственной Думы и направлен на упрощение процедуры

4688 проведения коллективных трудовых споров. Общеизвестно, что Трудовой кодекс

4689 способствует социальному диалогу, достижению согласия при переговорах и

4690 заключению коллективных договоров и соглашений, урегулированию разногласий по

4691 поводу их исполнения, и даже право на забастовку, в конечном счёте,

4692 направлено на решение тех же самых задач. Однако мы не можем не фиксировать

4693 того, что в последние годы в Российской Федерации фактически нет законных

4694 забастовок. И это связано в большой степени с тем, что время от начала

4695 процедуры коллективного трудового спора до возможности начать забастовку в

4696 зависимости от различных законных оснований колеблется от сорока пяти до

4697 двадцати семи дней. Это достаточно длинный период, в течение которого люди,

4698 конечно же, теряют инициативу, теряют напор в отстаивании своих законных

4699 интересов. И самое, безусловно, тяжёлое в этой ситуации, что фактически на

4700 сегодняшний день наиболее эффективным способом отстаивания своих прав

4701 является голодовка. Этот пример, конечно же, не красит Российскую Федерацию

4702 как правовое государство.

4703

4704 В последнее время много поступает жалоб в Международную организацию труда на

4705 то, что российское законодательство в части коллективных трудовых споров

4706 фактически носит запретительный характер. На самом деле это не так, но то,

4707 что процедуры, которые, в общем-то, законны и полностью соответствуют

4708 нормативам Международной организации труда, по времени достаточно растянуты,

4709 безусловно, ослабляет действие нашего законодательства в этой сфере.

4710

4711 Предлагаемый нами законопроект не вносит радикальных изменений в действующие

4712 процедуры. Мы прежде всего предлагаем пересмотреть установленные кодексом

4713 сроки для осуществления примирительных процедур (естественно, речь идёт о

4714 сокращении этих сроков). Резервы для этого мы видим в различных подходах к

4715 установлению сроков рассмотрения споров, возникающих на различных уровнях

4716 социального диалога: если имеет место спор между работодателем и работниками,

4717 то есть на локальном уровне, то сроки примирительных процедур могут и должны

4718 быть сокращены; если спор охватывает большее число работодателей и

4719 работников, то есть возникает на уровне выше локального, то соответствующие

4720 сроки должны быть более длительными, потому что в данном случае требуется

4721 дополнительное время на координацию действий сторон спора. Поэтому в нашем

4722 законопроекте сроки мы либо несколько сокращаем, либо оставляем прежними.

4723 Установленный статьёй 403 Трудового кодекса срок до семи рабочих дней для

4724 рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника разделяется

4725 на трёхдневный, если это локальный уровень, и пятидневный, если это другие

4726 уровни, и так далее (я не буду вас загружать этой информацией).

4727

4728 Другой резерв, который мы предлагаем задействовать для ускорения рассмотрения

4729 и разрешения трудовых споров, - это более подробное, поэтапное описание

4730 действий сторон коллективного трудового спора, которые они должны совершать.

4731 Так, действующая статья 403 кодекса даёт сторонам спора три рабочих дня на

4732 то, чтобы пригласить посредника, в то же время в соответствии со статьёй 401

4733 рассмотрение спора с участием посредника не является обязательной

4734 примирительной процедурой и, следовательно, должно осуществляться лишь при

4735 согласии с этим сторон спора. Поэтому законопроект предписывает сторонам

4736 провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника в течение

4737 следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола

4738 разногласий. Таким образом, в целом трёхдневный срок может и остаться, но

4739 если стороны к согласию не пришли, то они в этот же день должны оформить

4740 протокол об отказе от примирительной процедуры. (Если нет желания привлекать

4741 посредника, зачем терять лишние дни?)

4742

4743 На ускорение процесса урегулирования коллективного трудового спора направлено

4744 ещё одно положение законопроекта: предлагается дать право трёхсторонним

4745 комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений создавать при себе

4746 постоянно действующие трудовые арбитражи. При наличии такого арбитража

4747 стороны будут избавлены от необходимости поиска трудовых арбитров и

4748 утверждения регламента трудового арбитража. Ну, необходимо сказать, что в

4749 Российской Федерации такие примеры есть, в частности в городе Москве такая

4750 система работает уже в течение нескольких лет. А в ряде развитых стран эта

4751 система работает уже давно, и работает достаточно эффективно.

4752

4753 Необходимо отметить, что в законопроекте учтён ряд замечаний, высказанных

4754 экспертами Международной организации труда. Например, исключается возможность

4755 признания забастовки незаконной при необеспечении её организаторами минимума

4756 необходимых работ и услуг. Вместо этого предлагается дать суду право такую

4757 забастовку приостановить до ликвидации этих нарушений в части обеспечения

4758 обязательных работ. Такие моменты в законопроекте учтены.

4759

4760 Я хочу сразу сказать, что на законопроект в первоначальной редакции поступил

4761 отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации. В

4762 основном замечания правительства касались конкретных сроков проведения

4763 примирительных процедур. Мы провели консультации с правительством и по

4764 рекомендации комитета несколько изменили текст законопроекта. Должен сказать,

4765 что в конечном итоге мы пришли к консенсусу.

4766

4767 Я сразу хочу отметить, что все три альтернативных законопроекта имеют право

4768 на жизнь и каждый из этих законопроектов соответствует нормам Международной

4769 организации труда и тем принципам, в соответствии с которыми строятся

4770 взаимоотношения в рамках социального диалога. Наш законопроект идёт по

4771 наименее радикальному пути: мы действуем по принципу "шаг за шагом". И я

4772 полагаю, что это даёт нам основания быть уверенными в том, что все стороны

4773 социального диалога поддержат такой законопроект. Я призываю вас также

4774 поддержать наш законопроект.

4775

4776 Спасибо.

4777

4778 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

4779

4780 Пункт 21.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой

4781 кодекс Российской Федерации" докладывает Анатолий Семёнович Иванов.

4782

4783 ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4784

4785 Уважаемые коллеги, внесённый мною на рассмотрение Государственной Думы

4786 законопроект, так же как и первый из рассматриваемых, направлен на упрощение

4787 процедур рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, прежде всего

4788 процедуры проведения забастовок, однако эти два законопроекта принципиально

4789 отличаются. Авторы первого законопроекта считают, что основной проблемой при

4790 рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров является чрезмерная

4791 длительность сроков процедуры, и по этой причине работники для защиты своих

4792 прав и интересов проводят голодовки и совершают другие действия вне рамок

4793 трудового законодательства. Это ошибочное мнение. На чрезмерную длительность

4794 сроков процедур рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров

4795 ссылаются те профсоюзные органы, которые не готовы к осуществлению таких

4796 решительных действий, как забастовка, а голодовки и другие действия

4797 совершаются теми работниками, которые не вправе проводить забастовки в

4798 соответствии с действующим законодательством, или теми, которые не смогли

4799 добиться защиты своих прав и интересов путём забастовок, а также в некоторых

4800 других случаях. Те же профсоюзные органы или работники, которые готовы к

4801 проведению забастовок, их успешно проводят и в настоящее время и добиваются

4802 при этом своих целей. Ярким примером такой деятельности является профсоюзная

4803 организация завода "Форд...", расположенного во Всеволожске. Мне тоже

4804 приходилось проводить забастовки на "АвтоВАЗе".

4805

4806 Да, почти все забастовки в России признаются в судебном порядке незаконными,

4807 так как работниками не соблюдается порядок их проведения, но это не мешает

4808 работникам добиваться своих целей, то есть защищать свои права и интересы.

4809 Дело в том, что при признании забастовки незаконной работники обязаны

4810 прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после

4811 вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку. При этом здесь

4812 имеется в виду решение суда, вступившее в законную силу, а это будет решение

4813 Верховного Суда, который является конституционной инстанцией для рассмотрения

4814 дел о забастовках. А до тех пор, пока судом не будет принято такое решение, в

4815 течение достаточно длительного периода работники могут бастовать, и, как

4816 правило, за этот период они добиваются своей цели.

4817

4818 Таким образом, в настоящее время с точки зрения интересов работников

4819 действующее законодательство о порядке рассмотрения и разрешения коллективных

4820 трудовых споров в части длительности сроков предусмотренных процедур

4821 позволяет им защищать свои права и интересы. Сокращение этих сроков, как

4822 предлагается в законопроекте, о котором уже доложили, не достигает

4823 продекларированной авторами цели. То есть никаких проблем этот законопроект

4824 не решает. Правительство его в настоящее время поддерживает, и за него можно

4825 проголосовать, так как хуже в случае реализации этого закона не будет.

4826 Правда, в нём есть одна полезная новелла: когда идёт процесс утверждения

4827 требований работников и невозможно провести собрание или созвать конференцию,

4828 представительный орган работников получает право утвердить своё решение о

4829 выдвижении требований работодателю путём сбора подписей более половины

4830 работников.

4831

4832 С точки зрения защиты интересов работников и упрощения процедуры рассмотрения

4833 и разрешения коллективных трудовых споров в настоящее время есть только одна

4834 проблема, требующая решения, она появилась в судебной практике уже несколько

4835 лет назад: судебные органы не стали признавать забастовкой коллективный отказ

4836 работников от работы, если была нарушена процедура выдвижения требований

4837 работников, судебные органы стали считать, что был отказ каждого отдельного

4838 работника от работы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Работники

4839 подвергаются в таком случае наказанию вплоть до увольнения. Соблюсти же

4840 порядок выдвижения требований часто бывает невозможно, даже если утверждение

4841 требований происходит путём сбора подписей. На больших предприятиях, например

4842 на "АвтоВАЗе", и подписи собрать будет невозможно, не хватит на это сил у

4843 профсоюзного органа, ведь, как правило, в разрешении коллективных трудовых

4844 споров участвуют новые, независимые профсоюзы, а они не бывают

4845 многочисленными. Вот эта проблема и решается во внесённом мной законопроекте.

4846 В нём предусмотрено, что требования к работодателю могут выдвигать

4847 представители работников в лице профсоюзных органов без их утверждения на

4848 собрании или конференции трудового коллектива. В таком случае право на

4849 участие в разрешении коллективных трудовых споров, в том числе на проведение

4850 забастовок, появляется и у независимых профсоюзов, то есть у тех, кто реально

4851 их проводит.

4852

4853 Кроме того, в законопроекте предусматривается право работников в период

4854 рассмотрения и разрешения трудового спора проводить собрания, митинги и

4855 пикетирование на территории предприятия в специально отведённых работодателем

4856 местах. Эти места, конечно же, должны быть вне производственных площадок,

4857 приемлемым для работников местом была бы территория около здания

4858 заводоуправления. Это важное предложение, так как, как показала практика,

4859 собрания, митинги и пикетирование являются действенным инструментом давления

4860 на работодателей в процессе защиты работниками своих прав и интересов. В

4861 настоящее же время работники наделены правом проведения указанных публичных

4862 мероприятий вне территории предприятия. Такая норма в Трудовом кодексе

4863 является излишней, так как это регулируется специальным федеральным законом,

4864 поэтому из Трудового кодекса это положение я предлагаю исключить.

4865

4866 Во внесённом мною законопроекте так же, как и в законопроекте группы

4867 депутатов, предусматривается возможность утверждения требований

4868 представительного органа работников путём сбора подписей работников. Также

4869 предлагается сокращение продолжительности сроков предупреждения работодателя

4870 при объявлении забастовок: при объявлении предупредительной часовой

4871 забастовки - с трёх дней до одного дня и при объявлении основной забастовки -

4872 с десяти до трёх дней. Но это предложение не является принципиальным.

4873

4874 Таким образом, уважаемые коллеги, внесённый мною законопроект реально

4875 приводит к упрощению порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых

4876 споров, и прежде всего к упрощению порядка проведения забастовок. Уверен, с

4877 таким утверждением согласятся все имеющие опыт в организации разрешения

4878 коллективных трудовых споров.

4879

4880 Спасибо за внимание.

4881

4882 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 21.3. Название то же, докладывает Олег

4883 Васильевич... Нет, есть письменное обращение, что по данному вопросу вместо

4884 Шеина выступает Антон Владимирович Беляков. Пожалуйста.

4885

4886 БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, это просто по недоразумению на заседании

4887 Совета палаты... Автором законопроекта являюсь я, и логично, что я и

4888 выступаю.

4889

4890 О необходимости принятия законопроекта сегодня уже говорили предыдущие

4891 ораторы, поэтому я не буду повторяться, приведу лишь некоторые цифры, которых

4892 не было: вдумайтесь, в 2009 году за весь год на территории России прошла

4893 всего одна забастовка, за 2010 год - ни одной. Почему? Потому, что нет

4894 трудовых споров? Потому, что нет проблем? Нет, потому, что их невозможно

4895 провести юридически. Это свидетельствует о том, что как минимум один из тех

4896 законопроектов, которые рассматриваются, нам всё равно придётся принять, для

4897 того чтобы проблему решить.

4898

4899 С другой стороны, посмотрите, что происходит с протестными акциями по поводу

4900 трудовых споров: они просто выносятся с территории предприятия на улицу и

4901 превращаются в митинги или перекрытие железнодорожного полотна, как, скажем,

4902 в случаях с известными шахтёрскими акциями.

4903

4904 2008 год: таких акций было девяносто три, из них шестьдесят было с

4905 голодовками. Двести семьдесят две акции, сто шесть из них с приостановкой

4906 работы - в 2010 году. За три первых месяца 2011 года уже пятьдесят три акции

4907 протеста. То есть люди-то как раз недовольны, только мы им не даём

4908 возможности в правовом поле найти основу для диалога с работодателями.

4909

4910 75 процентов акций протеста - из-за многомесячной невыплаты зарплаты

4911 (вспомните Пикалёво), 20 процентов - это протесты, связанные с увольнениями,

4912 сокращениями, реорганизациями. Чаще всего люди выходят на улицу только тогда,

4913 когда уже невозможно терпеть, когда много месяцев действительно не платят

4914 зарплату. Когда какие-то небольшие сокращения, увеличение трудового дня - до

4915 такой мелочовки профсоюзы, честно говоря, даже не доходят, как правило, здесь

4916 нет проблем.

4917

4918 Итак, мы признаём, что сегодняшнее законодательство не позволяет гражданам

4919 России решать трудовые споры в рамках законодательства, его нужно менять. Что

4920 предлагаем мы с коллегами? Три основных направления корректировки

4921 законодательства.

4922

4923 Первое - это, конечно, расширение списка законных оснований для проведения

4924 забастовки. Мы считаем, что его необходимо дополнить и положением о поддержке

4925 законных требований других бастующих, - это так называемая забастовка

4926 солидарности, которая существует в большинстве цивилизованных стран мира. И

4927 безусловно, это критика социально-экономической политики органов

4928 государственной власти.

4929

4930 Кстати, что касается забастовок солидарности, то в связи с этим Трудовой

4931 кодекс Российской Федерации многократно подвергался критике со стороны

4932 контрольных органов МОТ (Международной организации труда). Во многих

4933 европейских странах, повторяю, эта норма существует, то есть мы являемся ещё

4934 и объектом международной критики. Понятно, что забастовка солидарности

4935 сегодня, если её не прописать в законе, не может быть признана судами

4936 законной, поскольку требования бастующих не обращены к своему работодателю, а

4937 они поддерживают другие профсоюзные организации, они поддерживают рабочих

4938 других предприятий.

4939

4940 Следующая проблема, которая существует, - это проблема моногородов. Понятно,

4941 что, когда в городе все работают на одном предприятии, провести забастовку

4942 так, чтобы это никак не затрагивало критикой местную власть или не влияло на

4943 социально-экономическую ситуацию в городе, невозможно. Поэтому мы считаем,

4944 что здесь также необходимо повлиять, чтобы подкорректировать

4945 законодательство.

4946

4947 Далее - это упрощение условий для проведения забастовки. Сегодня уже

4948 говорилось, что необходимо либо две трети трудового коллектива, либо

4949 присутствие двух третей избранных делегатов, чтобы принять решение о начале

4950 забастовки. Есть предприятия, где сто тысяч человек работает, каким образом

4951 там можно соблюсти эту норму, совершенно непонятно, собственно говоря, это и

4952 невозможно сделать. Поэтому забастовок, как я уже сказал, в 2010 году не

4953 было, в 2011 году не было, в 2009 году была всего одна за весь год. Мы также

4954 предлагаем здесь упростить ситуацию, мы считаем, что достаточно половины

4955 трудового коллектива либо не менее половины делегатов.

4956

4957 И наконец, статья 410 Трудового кодекса, о ней уже шла речь. Статьёй сегодня

4958 предполагается нелепая мера: нужно заранее определить продолжительность

4959 забастовки. Какой же смысл бастовать, если наниматель прекрасно знает, что

4960 завтра вы забастовку должны обязательно закончить?! Договорились или не

4961 договорились - но забастовка завтра закончится. Поэтому срок забастовки

4962 необязательно, по нашим предложениям, объявлять заранее.

4963

4964 Кроме того, это сроки согласования с местными органами власти. Сегодня это

4965 пять дней, но фактически за пять дней бывает очень сложно договориться с

4966 местными властями об организации проведения забастовки, поэтому забастовка

4967 также не получает поддержку местных властей, а потому становится незаконной.

4968

4969 Ну и, наконец, последнее - здесь опыт МОТ, и международное законодательство

4970 везде эту норму содержит - это норма о том, что работодатель обязан во время

4971 проведения забастовки продолжать выплачивать заработную плату работникам. Это

4972 ненормально, когда работник, борясь за свои права, сразу же оказывается под

4973 воздействием некоего кнута - дескать, если ты не выйдешь на работу, это

4974 ударит по твоему карману.

4975

4976 Вот те новеллы, которые предлагаются моими коллегами из партии "СПРАВЕДЛИВАЯ

4977 РОССИЯ". Как видите, они опираются на международное законодательство, они во

4978 многом по своему духу соответствуют идеологии партии, собственно, полностью

4979 соответствуют, я имею в виду принципы коллективизма, принципы

4980 социалистического коллективизма, социал-демократические наши идеалы заложены

4981 в этом законопроекте. А потому я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поддержать

4982 его как наиболее обоснованный и - главное и самое важное - решающий проблему.

4983 Всякие квазиизменения законодательства, которые мы вроде бы приняли, но при

4984 этом забастовки по-прежнему невозможны, которые мы вроде бы поддержали, но

4985 при этом люди не в состоянии в рамках действующего законодательства

4986 отстаивать свои права, они бессмысленны, потому что в результате они

4987 заканчиваются Манежной площадью, они заканчиваются перекрытием

4988 железнодорожных магистралей и идут только в минус, приводят к росту

4989 социальной напряжённости.

4990

4991 Мы не за то, чтобы было больше забастовок, больше простоев предприятий и

4992 каких-то экономических проблем. Мы за то, чтобы была сбалансированная, хорошо

4993 взвешенная политика, которая позволяет сдерживать определённый произвол со

4994 стороны работодателей, которая, самое главное, позволяет трудовым

4995 коллективам, профсоюзам иметь возможность в рамках действующего

4996 законодательства эффективно, в короткие сроки отстаивать свои права. А

4997 нарушения происходят на каждом шагу, я уже приводил примеры нарушений прав -

4998 и сокращения массовые, и невыплаты заработной платы, - которые невозможно, к

4999 сожалению, без принятия нашего законопроекта отстоять в рамках действующего

5000 законодательства.

5001

5002 Спасибо за внимание.

5003

5004 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по данному?..

5005

5006 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5007

5008 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, я забыл, что у нас же есть содоклад.

5009

5010 Фарида Исмагиловна Гайнуллина, пожалуйста, содоклад. Извините.

5011

5012 Ну, видимо, вопросы мы будем задавать завтра.

5013

5014 ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5015

5016 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, выступления

5017 авторов законопроектов избавляют меня от необходимости изложения существа

5018 проблем, которые требуют разрешения, во-первых, а во-вторых, от необходимости

5019 изложения набора предложений в обозначенных законопроектах.

5020

5021 Комитет по труду и социальной политике в установленном Регламентом порядке

5022 рассмотрел данные законопроекты и признал их альтернативными, ибо предмет

5023 рассмотрения, который предлагается коллегами в данных законопроектах, - это

5024 прежде всего совершенствование механизма разрешения коллективных трудовых

5025 споров. О разнице предложенных вариантов вы уже можете судить сами.

5026 Действительно, комитет признаёт, что эта тема является, безусловно,

5027 актуальной и требующей разрешения. Действительно, имеет место очень

5028 продолжительный срок рассмотрения, когда или проблемы теряют актуальность,

5029 или трудовые коллективы теряют веру в разрешение этих проблем. И тем не менее

5030 комитет, рассмотрев данные законопроекты, пришёл к выводу, что наиболее полно

5031 и комплексно поставленная проблема решается в законопроекте, обозначенном в

5032 пункте 21.1. С этим мнением согласился и Комитет по промышленности, который

5033 является соисполнителем. Законопроектом не предполагается принципиальное

5034 изменение процедур, установленных действующим законодательством, но решается

5035 как раз обозначенная задача оптимизации процедуры разрешения коллективных

5036 трудовых споров и оптимизации сроков. Дополнительно к имеющимся возможностям

5037 урегулирования коллективных трудовых споров законопроектом из пункта 21.1

5038 предлагается закрепить за трёхсторонними комиссиями по регулированию

5039 социально-трудовых отношений право на создание постоянно действующих трудовых

5040 арбитражей. Такая форма подтверждена и успешно реализуется в Москве и в ряде

5041 других субъектов Российской Федерации. В законопроекте также учтён и ряд

5042 норм, которые отмечают эксперты Международной организации труда, действующего

5043 в Российской Федерации законодательства.

5044

5045 Что касается законопроекта, обозначенного в пункте 21.2, то часть положений и

5046 норм отражены и реализуются в первом законопроекте. Ряд положений,

5047 обозначенных в законопроекте, внесённом коллегой Ивановым, как комитет

5048 отмечает, к сожалению, не достигает целей, продекларированных в пояснительной

5049 записке, и поэтому комитет не смог с этим согласиться. Приведу только один

5050 пример. Исключение из указанной нормы ссылки на проведение собраний,

5051 митингов, демонстраций и пикетирования в установленном федеральным законом

5052 порядке не будет означать освобождение работников от обязанности соблюдать

5053 нормы действующего законодательства. Ряд остальных положений в заключении

5054 комитета отмечены, и я не хочу злоупотреблять вашим вниманием, уважаемые

5055 коллеги.

5056

5057 Что касается законопроекта, обозначенного под пунктом 21.3. В заключении

5058 комитета всё указано, кто хотел, тот ознакомился с ним, но хочу сказать, что

5059 главный посыл, в соответствии с которым мы не могли согласиться с новациями,

5060 предлагаемыми в этом законопроекте, - это неприемлемость порядка разрешения

5061 коллективных трудовых споров, вернее, механизма для разрешения политических,

5062 допустим, разногласий, социально-экономических разногласий, которые возникают

5063 не в самом трудовом коллективе, а за его пределами, допустим, с органами

5064 исполнительной власти субъектов или с муниципальными органами.

5065

5066 Кроме того, странным кажется и предложение, на котором коллега Беляков

5067 сосредоточился, и я считаю своим долгом обратить на это ваше внимание, - это

5068 дополнение статьи 414 нормой, предусматривающей выплату заработной платы

5069 работникам, участвующим в забастовках солидарности или политических

5070 забастовках. Это притом что работникам, участвующим в забастовках в целях

5071 разрешения коллективных трудовых споров, за этот период заработная плата не

5072 выплачивается. Поэтому комитет полагает, что эта норма носит

5073 дискриминационный характер.

5074

5075 Позиция правительства обозначена в отзывах, и правительство поддерживает

5076 законопроект, обозначенный под пунктом 21.1 повестки дня. О позиции

5077 комитетов-соисполнителей я уже сказала, они тоже поддерживают этот

5078 законопроект, пункт 21.1. Профильные комитеты Совета Федерации также

5079 поддерживают законопроект, обозначенный под пунктом 21.1. Позиция

5080 трёхсторонней комиссии - также поддержать данный законопроект, пункт 21.1.

5081

5082 В связи с этим мы предлагаем согласиться с заключением комитета, уважаемые

5083 коллеги, и принять в первом чтении законопроект, обозначенный под пунктом

5084 21.1 повестки дня.

5085

5086 Спасибо.

5087

5088 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы?

5089

5090 Включите, пожалуйста, запись.

5091

5092 Покажите список записавшихся.

5093

5094 Семь вопросов. Ну, я думаю, два вопроса мы успеем задать, а остальные - после

5095 "часа голосования".

5096

5097 Федоткин, пожалуйста.

5098

5099 ФЕДОТКИН В. Н. У нас во всех трёх законопроектах почему-то лбами сталкиваются

5100 работники и хозяин, их работодатель, а вот к работодателям, нарушающим

5101 законы, власть мер не принимает, она как будто ни при чём оказывается.

5102 Скажите, пожалуйста, за прошлый год и за первое полугодие этого года сколько

5103 работодателей привлечено к уголовной ответственности по инициативе власти?

5104 Работодатель нарушает, рабочие страдают - а власть всегда хорошая! Сколько по

5105 инициативе власти наказано работодателей, скажем, за невыплату зарплаты?

5106

5107 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть у вас такая статистика, Фарида Исмагиловна?

5108

5109 ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Владимир Николаевич, к сожалению, это не предмет данного

5110 закона, но тем не менее, если вас это интересует, я, безусловно,

5111 дополнительно могу подготовиться и представить вам эту информацию. Это не

5112 предмет данного закона, здесь речь идёт о порядке разрешения коллективных

5113 трудовых споров, а не о привлечении к ответственности работодателей за

5114 нарушение трудовых прав трудящихся в соответствии с Уголовным или с

5115 Гражданским кодексом.

5116

5117 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, ваш вопрос.

5118

5119 ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге Тарасенко. Вы не находите, что главная

5120 проблема сегодня заключается не только в том и не столько в том, что у нас

5121 очень большие сроки предварительных процедур, а в первую очередь в том, что

5122 выдвинуты требования о конференции, в которой должны принять участие более

5123 половины трудового коллектива? Как вы себе это мыслите в условиях

5124 предприятий, насчитывающих более ста тысяч человек, и в условиях, когда

5125 подразделения предприятий разбросаны по разным регионам? Не находите ли вы,

5126 что ключевая задача - это вернуть право на забастовки профессиональным

5127 союзам?

5128

5129 Спасибо.

5130

5131 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Тарасенко. С места.

5132

5133 ТАРАСЕНКО М. В. В принципе я согласен с такой постановкой вопроса, но я бы не

5134 драматизировал ситуацию в связи со стотысячным коллективом. Требования могут

5135 выдвигаться работниками не только, будем говорить, большого предприятия, но и

5136 работниками его обособленных структурных подразделений. Поэтому, в общем-то,

5137 такой проблемы... такая проблема существует, но она не настолько актуальна. И

5138 пути того, чтобы мы избавились от голодовок, а коллективный трудовой спор в

5139 виде забастовки стал цивилизованной формой отстаивания трудящимися своих

5140 прав, я прежде всего вижу, как и мои коллеги, в сокращении сроков

5141 примирительных процедур.

5142

5143 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, ещё есть возможность Коломейцеву Николаю

5144 Васильевичу задать вопрос.

5145

5146 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

5147

5148 Уважаемый Михаил Васильевич, вы очень профессиональный профсоюзный работник и

5149 поймёте, о чём я спрашиваю. Вы помните, мы с вами полгода назад в один день

5150 приняли два взаимоисключающих закона. С одной стороны, мы с вами

5151 ратифицировали Конвенцию МОТ о гарантиях для профсоюзных работников, а с

5152 другой стороны, якобы для реализации определения Конституционного Суда

5153 ущемили их в этих правах. Не считаете ли вы правильным, вообще-то, сначала

5154 принять закон, который давал бы возможность иметь организованные профсоюзы с

5155 определённой степенью независимости? В данной ситуации можно сроки сколько

5156 угодно менять, но если нет организованных людей, способных сказать слово...

5157 Это всегда стихия, и, так сказать, никакими сроками ею управлять нельзя.

5158

5159 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тарасенко. С места.

5160

5161 ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Николай Васильевич, я разделяю вашу позицию, но

5162 если мы живём в правовом государстве, то решение Конституционного Суда, как

5163 бы мы к нему ни относились, мы обязаны выполнять.

5164

5165 Теперь что касается непосредственно закона. Если организация профсоюзная,

5166 если это профсоюз настоящий... я, например, уверенно могу сказать, что ни

5167 один неосвобождённый профсоюзный работник не был уволен в

5168 горно-металлургическом комплексе, потому что их защищает профсоюз, а там, где

5169 псевдопрофсоюз, там, где только прикрываются решениями судов и жалобами, там,

5170 наверное, такие факты есть. Я могу сказать, что, например, в Англии вообще

5171 нет закона о профсоюзах, а профсоюзы там достаточно сильные. Организации

5172 сильны своей солидарностью, а не теми нормами, которые есть.

5173

5174 Вместе с тем нормы закона должны помогать трудящимся отстаивать их права в

5175 этом непростом мире, и я уверен в том, что своевременность внесения изменений

5176 в закон в части коллективных трудовых споров приблизит нас к тому, чтобы эти

5177 вопросы решались справедливо, достойно и увеличивали социальную защищённость

5178 людей труда.

5179

5180 Спасибо.

5181