Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 52584-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

в первом чтении
10.05.2011

Номер законопроекта:52584-5
Комментарий законопроекта:в части предоставления субъектам Российской Федерации права по формированию региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов
Дата внесения законопроекта в ГД:30.04.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=52584-5&02
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по делам национальностей
Дата изменения статуса/фазы:10.05.2011
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:5229-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Государственный Совет Республики Татарстан
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №52584-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

в части предоставления субъектам Российской Федерации права по формированию региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов

Дата заседания 10.05.2011, номер заседания 227, строк в стенограмме 4845

О проекте федерального закона № 52584-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права на формирование региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов; внесён Государственным Советом Республики Татарстан).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2809 Переходим к пунктам 11.1 и 11.2 - два альтернативных законопроекта. Пункт

2810 11.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской

2811 Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и

2812 послевузовском профессиональном образовании". Докладчик по этому пункту

2813 Ильдар Ирекович Гильмутдинов. Он представитель Государственного Совета

2814 Республики Татарстан, депутат Государственной Думы.

2815

2816 Пожалуйста.

2817

2818 ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2819

2820 Спасибо.

2821

2822 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен

2823 Государственным Советом Республики Татарстан в целях реализации

2824 конституционных гарантий на пользование родным языком, сохранение родного

2825 языка, создание условий для его изучения и развития. Регулирование отношений

2826 в области образования в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской

2827 Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и её

2828 субъектов. Законопроект, не оспаривая необходимость установления единого

2829 федерального государственного образовательного стандарта, предлагает внести в

2830 Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и

2831 послевузовском профессиональном образовании" изменения, устанавливающие, что

2832 обязательная часть основной образовательной программы федеральных

2833 государственных образовательных стандартов должна включать в себя

2834 региональную и национально-региональные части, а также отнести к полномочиям

2835 органов государственной власти субъектов Российской Федерации формирование

2836 региональной и национально-региональной частей обязательной части основной

2837 образовательной программы федеральных государственных образовательных

2838 стандартов. Таким образом, авторы законопроекта считают, что в действующих

2839 законах "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном

2840 образовании" недостаточно урегулированы вопросы, связанные с изучением родных

2841 языков в рамках норм и прав, установленных Конституцией Российской Федерации.

2842

2843 От себя хотел бы сказать, уважаемые коллеги, что часть тех проблем, которые

2844 ставит Государственный Совет Республики Татарстан, была решена при принятии

2845 недавно поправок в законы "Об образовании" и "О языках народов Российской

2846 Федерации".

2847

2848 Прошу рассмотреть данный законопроект и принять его в первом чтении.

2849

2850 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

2851

2852 По пункту 11.2 докладывает Ирина Константиновна Роднина, поскольку

2853 Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан доверил

2854 рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Законопроект

2855 называется так: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

2856 Российской Федерации в области образования".

2857

2858 Пожалуйста. И заодно позицию комитета по обоим законам.

2859

2860 РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2861

2862 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Сегодня на ваше рассмотрение в

2863 первом чтении вынесено два законопроекта. Первый - законопроект № 52584-5 "О

2864 внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5

2865 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

2866 - внесён Государственным Советом Республики Татарстан, этот законопроект был

2867 только что доложен депутатом Ильдаром Ирековичем Гильмутдиновым. Второй

2868 законопроект - № 60202-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные

2869 акты Российской Федерации в области образования", внесённый Государственным

2870 Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, рассматриваемый нами по

2871 просьбе авторов в их отсутствие, - формально является альтернативным первому,

2872 но по сути своей содержит несколько иную редакцию тех же положений, за

2873 исключением установления права на получение образования любого уровня на

2874 родном языке.

2875

2876 Оба эти законопроекта были подготовлены в связи с вступлением в силу в 2007

2877 году Федерального закона № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные

2878 законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и

2879 структуры государственного образовательного стандарта". До принятия этого

2880 закона государственные образовательные стандарты включали в себя федеральный

2881 и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения,

2882 причём Российская Федерация в лице федерального органа государственной власти

2883 в пределах его компетенции могла устанавливать только федеральные компоненты

2884 государственного образовательного стандарта. Федеральный закон № 309-ФЗ

2885 установил принципиально новое понятие федерального государственного

2886 образовательного стандарта как совокупности нормативных правовых предписаний,

2887 устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований к

2888 структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и

2889 результатам их освоения, поэтому рассматриваемые законопроекты и не ставят

2890 под сомнение необходимость установления единого федерального государственного

2891 образовательного стандарта, но предлагают закрепить региональную составляющую

2892 как обязательную часть всех основных образовательных программ вне зависимости

2893 от уровня предоставляемого образования и закрепить право субъекта Российской

2894 Федерации на формирование этой части.

2895

2896 В законопроекте, представленном Государственным Советом Республики Татарстан,

2897 кроме того, предлагается установить право каждого получить образование любого

2898 уровня, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования,

2899 на родном языке. Учитывая, что речь в последнем случае может идти более чем о

2900 ста шестидесяти языках и о более двухсот наречий, которые есть в нашей

2901 стране, обеспечить реализацию предлагаемой нормы для всех уровней образования

2902 невозможно. В настоящее время такое право установлено в отношении основного

2903 общего образования. Кроме того, законодательно закреплено право на выбор

2904 языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2905 При этом право граждан на получение образования на родном языке

2906 обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных

2907 учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Таким

2908 образом, данный вопрос оптимально урегулирован в действующем

2909 законодательстве.

2910

2911 Что же касается закреплённых в стандартах положений о региональной

2912 составляющей как обязательной части всех основных образовательных программ

2913 независимо от уровня предоставляемого образования, то для профессионального

2914 образования в общем случае это невыполнимо. А что касается общего

2915 образования, то норма об обязательном учёте региональных, национальных,

2916 этнокультурных особенностей народов Российской Федерации при разработке

2917 примерных основных общеобразовательных программ присутствует в принятом нами

2918 в первом чтении 8 апреля проекте федерального закона № 293588-5. На

2919 сегодняшний день этот законопроект подготовлен ко второму чтению и выносится

2920 на рассмотрение 20 мая, там всё, что касается изучения родного языка и родной

2921 литературы в общеобразовательной школе, прописано.

2922

2923 Хочу напомнить, что для решения проблем, вызвавших появление обсуждаемых

2924 сегодня законопроектов, ещё в январе 2009 года в Закон Российской Федерации

2925 "Об образовании" было внесено положение, расширяющее полномочия органов

2926 государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в

2927 отношении их участия в разработке примерных основных образовательных программ

2928 с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных

2929 и этнокультурных особенностей).

2930

2931 Правительство Российской Федерации не поддержало законопроекты в

2932 представленной редакции. Серьёзные замечания высказаны в заключениях

2933 Правового управления Аппарата Государственной Думы. Учитывая сказанное,

2934 комитет предлагает представленные проекты № 52584-5 и № 60202-5 отклонить.

2935

2936 Спасибо за внимание.

2937

2938 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть вопросы. Смолин,

2939 Рохмистров - два вопроса. Никого я не забыл? Подводим черту.

2940

2941 Смолин, пожалуйста.

2942

2943 СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к обоим докладчикам.

2944

2945 Уважаемая Ирина Константиновна, уважаемый Ильдар Ирекович! Действительно, по

2946 прежнему закону ситуация была достаточно простая, полномочия распределены

2947 чётко: 75 процентов содержания образования задаётся на федеральном уровне,

2948 10-15 процентов формируют регионы, 10-15 процентов формирует сама школа. В

2949 новом законе написано, что стандарт формируется с учётом мнения участников

2950 образовательного процесса, хотя непонятно, каких и в каком объёме. Вопрос: не

2951 является ли появление законопроектов Республики Татарстан и Республики

2952 Башкортостан доказательством того, что новая система оказалась менее внятной,

2953 чем предыдущая? В чём вы видите достоинства и недостатки новой системы по

2954 сравнению с прежней?

2955

2956 Спасибо.

2957

2958 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто будет отвечать?

2959

2960 Гильмутдинов, пожалуйста.

2961

2962 ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ну, данный вопрос не имеет прямого отношения к этим

2963 законопроектам, он более, скажем так, глубокий, и я думаю, что то, о чём

2964 говорил депутат Смолин, необходимо обсуждать не в рамках рассмотрения данного

2965 законопроекта. Есть предложение: если это так интересно, давайте на уровне

2966 Комитета по образованию вместе это пообсуждаем.

2967

2968 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Константиновна, есть необходимость что-то

2969 сказать?

2970

2971 РОДНИНА И. К. Ну, я хочу сказать, что тот новый законопроект, который мы

2972 будем обсуждать и который выносится на второе чтение, подготовлен депутатами

2973 всех фракций, и я думаю, что в его обсуждении вы можете поучаствовать, а

2974 данные законопроекты были представлены значительно раньше, до внесения многих

2975 изменений. На сегодняшний день многие вопросы, которые ставят эти

2976 законопроекты, уже урегулированы.

2977

2978 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров.

2979

2980 РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.

2981

2982 У меня вопрос к представителю комитета. Редкий случай, когда мы согласны с

2983 тем, что надо отклонять законопроекты, но хотелось бы уточнить мотивацию. Не

2984 считаете ли вы...

2985

2986 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2987

2988 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот теперь уже вопрос.

2989

2990 РОХМИСТРОВ М. С. ...обязанность русских, проживающих на территории

2991 национальных республик, изучать национальный язык в обязательном порядке на

2992 любом уровне образования дискриминацией русского народа?

2993

2994 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вам вопрос, Ирина Константиновна.

2995

2996 РОДНИНА И. К. Ну, наверное, поэтому мы и отклоняем эти законопроекты... не

2997 потому что это дискриминация, а в первую очередь потому, что мы не можем даже

2998 чисто физически всё это выполнить: сто шестьдесят языков, как я сказала, -

2999 это просто нереально. Но мы даём возможность и право, оно прописано, изучать

3000 свои национальные языки. О какой дискриминации вы говорите? Я вас не очень

3001 поняла.

3002

3003 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, хорошо, присаживайтесь.

3004

3005 Есть ли желающие выступить? Депутат Рохмистров и депутат Шудегов. Но я

3006 обращаю ваше внимание на то, что у нас осталось пятнадцать минут до "часа

3007 голосования", поэтому постарайтесь уложиться в пять минут.

3008

3009 Пожалуйста, Рохмистров.

3010

3011 РОХМИСТРОВ М. С. Я постараюсь коротко. О какой дискриминации я говорил? Я

3012 говорил о том, что у нас единое государство, единое образовательное

3013 пространство и я не понимаю, почему у ребёнка русского, проживавшего на

3014 территории, например, Ивановской, Владимирской или Рязанской области и

3015 переехавшего на работу в какую-то из национальных республик, вдруг возникает

3016 обязанность изучать национальный язык, который там является обязательным.

3017 Естественно, он его не изучал, потому что он пришёл в новый класс даже, может

3018 быть, не с начала года. И получается, что он становится как бы вне закона,

3019 потому что он никогда не наберёт по этому национальному языку необходимые

3020 баллы.

3021

3022 Кроме того, использование тех или иных языков - а их сто шестьдесят, двести

3023 наречий и так далее, и так далее - носит локальный характер, поэтому делать

3024 их в любом виде обязательными для изучения на территории всей Российской

3025 Федерации - это дискриминация 80 процентов населения, которое проживает на

3026 территории Российской Федерации.

3027

3028 И собственно говоря, здесь есть более, так скажем, глубокая опасность:

3029 сегодня обязательным станет национальный язык, завтра обязательным будет

3030 приём на работу со знанием национального языка, потом в паспорте появится

3031 дополнительная страничка на национальном языке, а потом появятся отдельные

3032 государства. Мы уже все эти моменты проходили, не надо идти по замкнутому

3033 кругу и ещё раз создавать предпосылки к тому, чтобы раздробилась наша Родина

3034 на несколько составных частей. Есть нормальное понимание государственного

3035 языка. Мы ни в коем случае не умаляем возможности при наличии желания изучать

3036 любой язык, любое наречие, хоть из ста шестидесяти, хоть из двухсот, хоть из

3037 пятисот, как и любой иностранный язык. Есть желание изучать язык, -

3038 естественно, его будут изучать. Есть желание соблюдать национальные традиции,

3039 - конечно, соблюдайте. У нас свобода вероисповедания, но это не значит, что

3040 на территории, где принято христианство, все в обязательном порядке должны

3041 быть христианами, или на территории, где у нас превалирует мусульманское

3042 население, все остальные вдруг должны поменять свою веру. Все должны

3043 исповедовать ту веру, которую они хотят, независимо от места проживания на

3044 территории России, и изучать любой язык, который они хотят. Обязательным

3045 должен являться только один, государственный язык - русский. Навязывание в

3046 качестве обязательных каких-либо других стандартов считаем дискриминацией 80

3047 процентов населения Российской Федерации. Поэтому в этой части мы

3048 поддерживаем комитет и не поддерживаем два настоящих законопроекта.

3049

3050 Спасибо.

3051

3052 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шудегов Виктор Евграфович.

3053

3054 ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы

3055 рассматриваем два законопроекта, концепция которых предполагает установление

3056 в основной образовательной программе региональной или

3057 национально-региональной части.

3058

3059 Я расцениваю внесение этих законопроектов Государственным Советом Республики

3060 Татарстан и Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан как

3061 продуманный и мужественный шаг законодателей этих республик, как осознанную

3062 необходимость исправления ошибок правящей партии, ведь именно благодаря

3063 деструктивной позиции "ЕДИНОЙ РОССИИ" в отношении образования в 2007 году из

3064 образовательного законодательства были исключены региональные и

3065 национально-региональные компоненты государственного образовательного

3066 стандарта. Это привело к тому, что изучение родного языка стало возможным

3067 только в ущерб федеральному компоненту стандарта, в ущерб русскому языку.

3068 Нашим детям придётся делать нелёгкий выбор: или русский, или родной язык.

3069 Коварство заключается в том, что после введения ЕГЭ как обязательного

3070 экзамена выбор стал очевиден: без русского языка не поступишь ни в один вуз,

3071 следовательно, родной язык должен быть забыт. Получается, что власть

3072 способствует исчезновению целых народов, которые без языка неизбежно уходят в

3073 небытие.

3074

3075 И вот сегодня законодатели Татарстана и Башкортостана, где абсолютное

3076 большинство составляют депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", предлагают исправить эту

3077 ошибку, а федеральная фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" пытается отклонить указанные

3078 законопроекты. Это уже раскол в "ЕДИНОЙ РОССИИ".

3079

3080 Наша фракция поддерживает концепцию законопроектов в части изучения именно

3081 родных языков. Почему?

3082

3083 Первое. Для нашей многонациональной и огромной по территории страны

3084 возможность изучения родного языка и культуры разными народами, возможность

3085 изучения особенностей своего региона, своей малой родины является непременным

3086 и обязательным условием укрепления единства России, комфортного состояния

3087 человека любой национальности на её просторах. Ведь сохранение единства

3088 многонациональной России - то, что сегодня бездумно разрушается, - во многом

3089 определялось разумной государственной политикой в области родных языков: их

3090 изучали и сохраняли веками.

3091

3092 Второе. Сохранение родных языков, культуры и обычаев - это залог сохранения

3093 нравственности и морали в обществе.

3094

3095 Третье. Надо понимать, что в последние годы в мире, прежде всего из-за

3096 глобализации, происходят негативные процессы в рассматриваемой сфере жизни

3097 общества: в среднем за месяц исчезают как минимум два языка, а вместе с ними

3098 исчезают культура, обычаи, образ жизни и мышления, исчезают народы. Мы не

3099 должны повторять этой мировой ошибки, тем более мы имеем для этого

3100 возможности, традиции и опыт.

3101

3102 Четвёртое. Финансовых затрат со стороны федерального центра эти законопроекты

3103 не потребуют.

3104

3105 Пятое. Рассмотрение настоящих законопроектов откладывалось семь раз. Почему?

3106 Ответ на этот вопрос мы получили вот только что из уст предыдущих

3107 докладчиков: нам было предложено рассмотреть законопроект "О внесении

3108 изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в статью 9 Закона

3109 Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации". Теперь стало

3110 понятно, что этот законопроект был разработан спешно, чтобы не дать принять

3111 рассматриваемые сегодня законопроекты. Иными словами, был создан

3112 альтернативный законопроект. Какова же альтернатива по своей сути? По

3113 существу, она лишь даёт право школьникам, изучавшим родной язык, сдавать его

3114 не в форме ЕГЭ, а по правилам, которые будут приняты на уровне субъекта

3115 Российской Федерации. Безусловно, этого недостаточно для решения задачи

3116 сохранения единства нашей Родины. Представляется, что нам надо вернуть этот

3117 законопроект в первое чтение и за основу в части регионального или

3118 национально-регионального компонента взять концепцию рассматриваемых

3119 законопроектов.

3120

3121 Несмотря на то что законопроекты по своей сущности идентичны, представляется,

3122 что с юридико-технической точки зрения можно за основу взять законопроект

3123 Башкортостана.

3124

3125 Говоря о том, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за эти

3126 законопроекты, полагаю, что Государственная Дума должна принять целый ряд

3127 законов, направленных на сохранение и развитие родных языков народов,

3128 проживающих в России, средствами российской системы образования.

3129

3130 Спасибо за внимание.

3131

3132 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм.

3133

3134 Уважаемые депутаты, у нас два альтернативных законопроекта, мы выносим их на

3135 "час голосования" и будем голосовать в рейтинговом режиме, а потом тот

3136 законопроект, который наберёт большее число голосов, будет поставлен на

3137 окончательное голосование.

3138

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3411 Обращаю ваше внимание, что пункты 11.1 и 11.2 мы будем голосовать в режиме

3412 альтернативного голосования. Ставится на голосование пункт 11.1.

3413

3414 Включите режим голосования.

3415

3416 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3417

3418 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, рейтинговое, уточняем, рейтинговое, не

3419 альтернативное, более правильно: рейтинговое голосование.

3420

3421 Ставится на голосование пункт 11.2.

3422

3423 Включите режим голосования.

3424

3425 Пожалуйста, покажите результаты по пункту 11.1.

3426

3427 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 51 сек.)

3428 Проголосовало за 48 чел.10,7 %

3429 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3430 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3431 Голосовало 48 чел.

3432 Не голосовало 402 чел.89,3 %

3433

3434 Теперь покажите результаты по пункту 11.2.

3435

3436 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 13 сек.)

3437 Проголосовало за 37 чел.8,2 %

3438 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3439 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3440 Голосовало 37 чел.

3441 Не голосовало 413 чел.91,8 %

3442

3443 Как набравший наибольшее число голосов в результате рейтингового голосования,

3444 ставится на голосование пункт 11.1, законопроект "О внесении изменений в

3445 Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О

3446 высшем и послевузовском профессиональном образовании".

3447

3448 Включите режим голосования.

3449

3450 Покажите результаты.

3451

3452 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 06 сек.)

3453 Проголосовало за 49 чел.10,9 %

3454 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3455 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3456 Голосовало 49 чел.

3457 Не голосовало 401 чел.89,1 %

3458 Результат: не принято

3459

3460 Отклоняется законопроект.

3461