Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 53447-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

в первом чтении
10.10.2008

Номер законопроекта:53447-5
Комментарий законопроекта:в части установления обязанности операторов связи осуществлять контроль за идентификационными номерами средств сотовой связи
Дата внесения законопроекта в ГД:03.05.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/53447-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Профильный комитет:Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Дата изменения статуса/фазы:10.10.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1069-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Государственный Совет Республики Татарстан
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №53447-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

в части установления обязанности операторов связи осуществлять контроль за идентификационными номерами средств сотовой связи

Дата заседания 10.10.2008, номер заседания 46, строк в стенограмме 5647

О проекте федерального закона № 53447-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (об установлении обязанности операторов связи осуществлять контроль за идентификационными номерами средств сотовой связи).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3712 Пункт 22. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

3713 закон "О связи" докладывает представитель Государственного Совета Республики

3714 Татарстан депутат Государственной Думы Гульнара Ильдусовна Сергеева.

3715

3716 СЕРГЕЕВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3717

3718 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен

3719 проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О

3720 связи", подготовленный Государственным Советом Республики Татарстан в порядке

3721 законодательной инициативы.

3722

3723 Целью данного законопроекта является снижение количества преступлений,

3724 связанных с хищениями средств подвижной радиотелефонной сотовой связи. По

3725 данным Министерства внутренних дел Республики Татарстан, только за

3726 одиннадцать месяцев 2007 года в республике похищено более семнадцати тысяч

3727 сотовых телефонов. Преступления, по которым предметом преступного

3728 посягательства явились средства подвижной радиотелефонной связи, составили

3729 четвёртую часть, то есть 24,2 процента, в общей структуре преступности.

3730 Проблема раскрытия преступлений данной категории в настоящее время актуальна

3731 для всех без исключения регионов России. Основными причинами широкого

3732 распространения преступлений данного вида являются достаточно лёгкий способ

3733 изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также

3734 возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного

3735 использования после хищения.

3736

3737 Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с хищениями сотовых

3738 телефонов показывает, что существует достаточно эффективная система

3739 предотвращения данных преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM

3740 такая система основана на осуществлении операторами сотовой связи

3741 IMEI-контроля. Английская аббревиатура IMEI расшифровывается как

3742 "международный идентификатор мобильного оборудования". Это уникальный номер,

3743 состоящий из пятнадцати цифр, который присвоен каждому техническому

3744 устройству и запрограммирован в нём компанией-производителем либо официальным

3745 представителем с санкции компании-производителя. Не существует двух сотовых

3746 телефонов с одинаковыми IMEI, не считая тех, IMEI которых был умышленно

3747 изменён. Осуществление IMEI-контроля путём включения процедуры идентификации

3748 по чёрному списку телефонов, которым устанавливается запрет доступа в систему

3749 GSM, позволяет операторам подвижной радиотелефонной связи блокировать в своих

3750 сетях работу похищенных телефонов.

3751

3752 Предложенным проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

3753 закон "О связи" предполагается: установить обязанность операторов подвижной

3754 радиотелефонной связи осуществлять постоянный контроль за идентификационными

3755 номерами средств сотовой связи посредством своих программно-технических

3756 средств, сведения о которых вносить в собственную информационную базу;

3757 предусмотреть обязанность операторов подвижной радиотелефонной связи на

3758 основании судебного решения по уголовным делам, находящимся в производстве

3759 следователей и дознавателей, либо по постановлению руководителя органа,

3760 осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, приостанавливать оказание

3761 услуг подвижной радиотелефонной связи. Данные нормы могут стать существенным

3762 инструментом профилактики преступлений, связанных с хищением средств

3763 подвижной радиотелефонной связи, так как похищенные аппараты невозможно будет

3764 использовать в сетях операторов связи и, соответственно, спрос на нелегальном

3765 рынке на такие телефоны сократится. В свою очередь это приведёт к

3766 существенному снижению количества хищений средств подвижной радиотелефонной

3767 связи и обеспечит защиту конституционных прав граждан.

3768

3769 В целях восполнения существующих пробелов в законодательстве Государственным

3770 Советом Республики Татарстан одновременно внесены законопроекты,

3771 предусматривающие соответствующие изменения и дополнения в

3772 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об

3773 оперативно-розыскной деятельности".

3774

3775 С замечаниями Правового управления Аппарата Государственной Думы в части

3776 внесения изменений в статьи 1 и 2 законопроекта необходимо согласиться.

3777

3778 В заключении Правительства Российской Федерации указано, что российский рынок

3779 перенасыщен так называемыми серыми телефонами и абонентскими станциями с

3780 изменёнными идентификаторами, многие производители выпускают значительные

3781 партии абонентских устройств с одинаковыми номерами, и при приостановлении

3782 оператором подвижной связи оказания услуг абоненту могут быть затронуты его

3783 законные права. По мнению Государственного Совета, само по себе наличие

3784 правонарушений со стороны поставщиков и производителей по поставке серых

3785 телефонов не должно являться препятствием для принятия данного законопроекта,

3786 также направленного на защиту прав граждан, напротив, необходимо принять меры

3787 по устранению названных нарушений.

3788

3789 С учётом изложенного Государственный Совет Республики Татарстан просит

3790 принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

3791 "О связи" в первом чтении.

3792

3793 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гульнара Ильдусовна, присаживайтесь.

3794

3795 Я приглашаю на трибуну для содоклада заместителя председателя Комитета по

3796 информационной политике, информационным технологиям и связи Владимира Лукича

3797 Горбачёва.

3798

3799 ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3800

3801 Спасибо.

3802

3803 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Нельзя не согласиться с

3804 Государственным Советом Республики Татарстан в том, что законопроект

3805 подготовлен в связи со злободневной проблемой - значительным числом

3806 преступлений, которые связаны с хищением мобильных телефонов. Следует

3807 признать, что законопроект является крайне актуальным с позиции обеспечения

3808 прав граждан на защиту от преступных посягательств, связанных с кражами

3809 мобильных телефонов.

3810

3811 Вместе с тем нельзя не отметить, что представленная редакция законопроекта

3812 вызывает целый ряд замечаний, а именно: в настоящее время отсутствуют

3813 правовые гарантии уникальности идентификационного номера, поскольку на

3814 российском рынке велика доля так называемых серых телефонов и абонентских

3815 станций с изменёнными идентификационными номерами или, наоборот, большое

3816 количество телефонов, которые имеют один и тот же идентификационный номер. В

3817 случае приостановления оператором оказания услуг связи могут быть нарушены

3818 законные права абонента, так как он может являться добросовестным покупателем

3819 и не знать об истинном происхождении приобретённого абонентского устройства.

3820 Эти обстоятельства в законопроекте никак не учтены.

3821

3822 Тщательной доработки требует предлагаемое законопроектом определение

3823 идентификационного номера средства связи. На наш взгляд, необходимо

3824 учитывать, что не все используемые абонентами средства связи имеют

3825 идентификационные номера, так как необходимость наличия такого номера

3826 обусловлена прежде всего характером отдельных видов связи, например сотовой

3827 связи. Более того, предусмотренные законопроектом обязанности операторов

3828 связи определять идентификационные номера средств связи, вести информационную

3829 базу таких номеров и представлять информацию о них указанным в законопроекте

3830 органам распространяются на всех операторов связи, а не только на операторов

3831 сотовой связи. Также требуют уточнения формулировки "компьютерная информация"

3832 и "визуальный контроль", в противном случае их использование может затруднить

3833 реализацию предлагаемых законопроектом норм на практике.

3834

3835 На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской

3836 Федерации. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы

3837 высказывается ряд замечаний юридико-технического характера. Резюмируя всё

3838 сказанное, приходится констатировать следующее: законопроект в представленной

3839 редакции, к сожалению, работать не будет, поэтому Комитет по информационной

3840 политике, информационным технологиям и связи рекомендует Государственной Думе

3841 отклонить его в первом чтении.

3842

3843 Вместе с тем, учитывая актуальность и социальную значимость проблемы, комитет

3844 посчитал необходимым подключиться к её решению. Вчера при комитете по

3845 информационным технологиям и связи была создана рабочая группа по разработке

3846 концепции законопроекта о предотвращении преступлений, связанных с хищением

3847 мобильных телефонов. Цель создания рабочей группы - это поиск путей решения

3848 проблемы массового распространения хищений сотовых телефонов и подготовка

3849 предложений по законодательному регулированию в данной сфере. В состав

3850 рабочей группы вошли депутаты Государственной Думы и органов законодательной

3851 власти российских регионов, в том числе Татарстана, а также представители

3852 МВД, Федеральной таможенной службы России, Минкомсвязи и Минрегионразвития,

3853 крупнейших операторов связи "Мегафон", "Билайн", МТС, общественных

3854 объединений в области связи. Участникам рабочей группы предстоит обменяться

3855 мнениями - вчера уже было первое заседание рабочей группы здесь, в

3856 Государственной Думе, - провести необходимые согласования со всеми

3857 заинтересованными сторонами и подготовить новую законодательную инициативу,

3858 которая предусматривала бы внесение изменений в федеральные законы "О связи",

3859 "О защите прав потребителей", "Об оперативно-розыскной деятельности", в

3860 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные

3861 правовые акты. При этом, несомненно, мы будем учитывать наработки наших

3862 коллег из Государственного Совета Республики Татарстан.

3863

3864 Благодарю за внимание.

3865

3866 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3867

3868 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы, по крайней мере две руки я

3869 вижу: депутат Рябов и депутат Локоть.

3870

3871 Депутат Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.

3872

3873 РЯБОВ Н. Ф. Спасибо.

3874

3875 Бесспорно, конечно, предложенный законопроект действительно глубокий, и имело

3876 бы смысл его принять, но аргументы, которые высказаны комитетом, тоже нельзя

3877 не учитывать. Единственное хотелось бы узнать: вот эта рабочая группа до

3878 какого периода, сколько будет работать - три, пять, десять лет? Если в

3879 течение некоторого промежутка времени, скажем, два-три месяца, тогда да, а

3880 если пять лет - это нехорошо.

3881

3882 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Лукич.

3883

3884 ГОРБАЧЁВ В. Л. Я думаю, что в первом полугодии следующего года такой

3885 законопроект в Государственную Думу мы представим.

3886

3887 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Локоть.

3888

3889 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Лукич, тема важная. Вообще, предложенный

3890 вариант защиты на самом деле достаточно реален и, как мне кажется,

3891 эффективен, а вот, на мой взгляд, рекомендации комитета как-то не очень

3892 убедительны. Послушайте, как это прозвучало, я буквально повторю то, что

3893 сказали: мы не можем защитить добросовестных пользователей телефонов, потому

3894 что слишком много нарушителей. Ну, это как-то странно, это какая-то

3895 законодательная импотенция. У этой рабочей группы есть всё-таки идеи, путём

3896 реализации которых можно решить эту проблему?

3897

3898 ГОРБАЧЁВ В. Л. Спасибо.

3899

3900 Ну, я не так сказал, вы немножко перевернули. Во-первых, на сегодня нет

3901 единой базы данных по учёту единых идентификационных номеров сотовых

3902 телефонов. Она есть у каждого оператора, но сводной, единой, нет. Кроме того,

3903 сегодня в Россию поступают телефоны в основном из Юго-Восточной Азии, и

3904 тысячи телефонов имеют один и тот же IMEI, один и тот же. И потоки этих

3905 поступлений телефонов пока не определены. Поэтому в случае, как предлагается

3906 в законопроекте, заблокирования одного телефона с IMEI могут отключиться

3907 сразу тысяча, две тысячи, пять и десять тысяч телефонов. Например, в Нижнем

3908 Новгороде было обнаружено более тысячи телефонов с одним и тем же IMEI.

3909

3910 Сегодня даже вопрос единой информационной базы не отработан и идут споры, где

3911 её создать, - либо в МВД, либо создать новый орган, который объединил бы

3912 информационные базы всех операторов сотовой связи, пока есть разные мнения,

3913 но создать новый орган за счёт бюджетных средств, думаю, не получится.

3914 Ведение информационной базы потребует наверняка дополнительных расходов

3915 операторов сотовой связи, дополнительные расходы могут привести к тому, что

3916 они скажут: мы увеличим тарифы. Это я тоже считаю недопустимым.

3917

3918 Далее. На сегодня не определено понятие, вообще, что такое сотовый телефон.

3919 Сегодня есть сотовые, мобильные телефоны, есть коммуникаторы, есть смартфоны

3920 и есть USB-модемы, которые тоже имеют идентификационные номера. Поэтому нужно

3921 определение дать, но этого в законопроекте нет.

3922

3923 Далее. Сегодня уже промышленность других стран выпускает телефоны с двумя

3924 IMEI: один - программный, второй - системный. Если программный изменить

3925 можно, и умельцы такие есть, то системный изменить нельзя. В случае изменения

3926 программного при наличии двух IMEI телефон в сети работать не будет.

3927

3928 То есть вопросов слишком много сегодня, над которыми нужно...

3929

3930 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3931

3932 ГОРБАЧЁВ В. Л. А вот для этого и создана рабочая группа, идеи есть, идей

3933 много, и я думаю... (Микрофон отключён.)

3934

3935 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, содокладчик Владимир Лукич подробнейшим

3936 образом перечислил все вопросы, которые требуют своего законодательного

3937 решения. По-моему, очень обстоятельно дан ответ на вопрос, который задал

3938 депутат Локоть.

3939

3940 Присаживайтесь, Владимир Лукич.

3941

3942 Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет. Представители президента

3943 и правительства? Также нет.

3944

3945 Единственное, перед голосованием хотел бы вот такое предложение внести.

3946 Всегда нас критикуют за то, что мы мало учитываем предложения субъектов

3947 Федерации. Все говорили, что инициатива, которую доложила Гульнара

3948 Ильдусовна, хорошая, что её даже можно было бы поддержать, но комитет

3949 справедливо сказал, что надо это ещё улучшить, создать рабочую группу и так

3950 далее. Я прошу, когда это будет сделано, обязательно пригласить

3951 представителей Госсовета, и, вообще, эту практику надо ввести: если мы видим,

3952 что законодательная инициатива субъекта имеет рациональное зерно, надо, когда

3953 мы возвращаемся к ней, приглашать соответствующий субъект в соавторы. Это

3954 будет справедливо, это будет данью уважения к той работе, которую они

3955 проделали.

3956

3957 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

3958 Федеральный закон "О связи".

3959

3960 Включите режим голосования.

3961

3962 Покажите результаты.

3963

3964 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 58 сек.)

3965 Проголосовало за 48 чел.10,7%

3966 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3967 Воздержалось 1 чел.0,2%

3968 Голосовало 50 чел.

3969 Не голосовало 400 чел.88,9%

3970 Результат: не принято

3971

3972 Отклоняется.

3973