Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 59595-5 О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации

О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации

в первом чтении
01.10.2008

Номер законопроекта:59595-5
Комментарий законопроекта:об органах, дающих разрешение на заключение брака
Дата внесения законопроекта в ГД:16.05.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/59595-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:01.10.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:983-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Парламент Кабардино-Балкарской Республики
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №59595-5 О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации

об органах, дающих разрешение на заключение брака

Дата заседания 01.10.2008, номер заседания 43, строк в стенограмме 3709

О проекте федерального закона № 59595-5 "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (предоставление органам опеки и попечительства права давать разрешение на заключение брака лицам, достигшим возраста шестнадцати лет; внесён Парламентом Кабардино-Балкарской Республики).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3112 Переходим к пункту 14, три альтернативных законопроекта. Это законопроекты "О

3113 внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации", "О

3114 внесении изменений в статьи 13 и 77 Семейного кодекса Российской Федерации",

3115 ну, и в статью 13 ещё раз. Обращаю ваше внимание, что по всем трём

3116 законопроектам имеются письменные обращения соответственно Законодательного

3117 Собрания Вологодской области, Новосибирского областного Совета депутатов и

3118 Парламента Кабардино-Балкарской Республики, которые просят рассмотреть данные

3119 альтернативные законопроекты без участия своих представителей, поэтому у нас

3120 один содоклад, который сделает председатель Комитета по вопросам семьи,

3121 женщин и детей Елена Борисовна Мизулина. Она просит включить ей микрофон на

3122 рабочем месте.

3123

3124 Включите микрофон Елене Борисовне на рабочем месте.

3125

3126 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

3127 женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".

3128

3129 Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Все три законопроекта

3130 содержат одну общую идею, суть которой состоит в том, чтобы передать

3131 полномочия по выдаче разрешения на вступление в брак с несовершеннолетним от

3132 органов местного самоуправления, которые сегодня такое разрешение дают,

3133 органам исполнительной власти субъектов, но комитет не поддерживает эту идею,

3134 считая её ошибочной. Почему эта идея ошибочна? Во-первых, обосновывая

3135 необходимость передачи этого полномочия на уровень субъектов Российской

3136 Федерации, авторы всех трёх законодательных инициатив ссылаются на то, что

3137 выдача разрешения на вступление в брак с несовершеннолетним относится к

3138 функциям органов опеки и попечительства, а коль скоро Государственная Дума в

3139 2006 году приняла закон, в соответствии с которым полномочия по опеке и

3140 попечительству от органов местного самоуправления переданы на уровень

3141 субъектов, то и такое полномочие, как выдача разрешения на вступление в брак

3142 с несовершеннолетним, считают авторы, должно тоже уйти к субъектам. Но выдача

3143 разрешения на вступление в брак с несовершеннолетним не является функцией

3144 органов опеки и попечительства и не относится к полномочиям органов опеки и

3145 попечительства. С 1 сентября этого года вступил в силу Федеральный закон "Об

3146 опеке и попечительстве", где очень чётко сказано, что это такое. Это прежде

3147 всего отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности подопечных, то

3148 есть тех несовершеннолетних, кто остался без попечения родителей. Что же

3149 касается выдачи разрешений на вступление в брак, то тут могут быть разные

3150 дети, это могут быть дети и из семей, где родные родители, поэтому никогда

3151 эта функция не относилась к полномочиям органов опеки. Это первое

3152 концептуальное заблуждение.

3153

3154 Кстати, для сведения депутатов, ежегодно эта тенденция сохраняется, в среднем

3155 примерно две тысячи триста браков заключается с несовершеннолетними, это 0,2

3156 процента от общего числа заключаемых браков в нашей стране. То есть цифра

3157 небольшая, но, с другой стороны, всё-таки достаточно значительная.

3158

3159 Комитет считает, что эта ошибка произошла из-за того, что ряд субъектов

3160 Российской Федерации... На эти три законопроекта поступило восемьдесят пять

3161 отзывов из субъектов, семьдесят девять из них положительные. Ну, просто

3162 получилось такое заблуждение. Во-первых, очень многие полагали, что это

3163 действительно полномочия органов опеки и попечительства, а, во-вторых, не

3164 учли момент, что ведь в более чем семидесяти субъектах приняты законы, по

3165 которым все полномочия по опеке и попечительству оставлены также у органов

3166 местного самоуправления. Вы представляете, какой абсурд: вот примем этот

3167 законопроект, и в отношении примерно двух тысяч трёхсот браков полномочия на

3168 выдачу разрешения отдадим на уровень субъектов, а не по месту жительства

3169 несовершеннолетних, а все остальные полномочия, в том числе и по опеке и

3170 попечительству, осуществляются на уровне органов местного самоуправления, но

3171 на уровне субъектов нет соответствующих структур. Кто же будет тогда

3172 заниматься выдачей таких разрешений, не говоря уже о том, что возникнут

3173 проблемы у людей в силу отдалённости нахождения столичных городов субъектов

3174 от места жительства очень многих граждан?

3175

3176 Поэтому комитет предлагает отклонить все три законопроекта. Отличия есть

3177 только небольшие. В первом законопроекте (это проект Законодательного

3178 Собрания Вологодской области) ещё одна абсурдная идея: в случае принятия

3179 закона распространить эту норму на браки, которые были заключены с 1 января

3180 этого года. Это совсем нелепо, потому что по российскому законодательству

3181 тот, кто вступает в брак до достижения возраста шестнадцати лет, приобретает

3182 полную дееспособность. Мало того, что все браки за период с 1 января этого

3183 года до вступления в силу данного закона, если он будет принят, окажутся

3184 недействительными, но и все сделки, которые заключат лица, вступившие в брак

3185 до достижения совершеннолетия, тоже будут признаны недействительными. Это уж

3186 совсем абсурдно.

3187

3188 Ну а в законопроекте Новосибирского областного Совета депутатов есть ещё одна

3189 норма, которая связана с изменением порядка немедленного отобрания ребёнка в

3190 связи с наличием угрозы его здоровью и развитию. Предлагается также передать

3191 это от органов опеки и попечительства органу, уполномоченному в соответствии

3192 с законом субъекта Российской Федерации. То есть вообще очень неопределённая

3193 ситуация. Но здесь я хочу обратить внимание уважаемых депутатов: на

3194 рассмотрении в Думе в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и

3195 процессуальному законодательству есть законопроект о введении судебной

3196 процедуры немедленного отобрания ребёнка. Эта процедура гуманная, она

3197 соответствует и Конституции, и правам ребёнка, я думаю, и наш комитет так

3198 считает, что надо идти по пути судебной процедуры.

3199

3200 Поэтому мы рекомендуем Государственной Думе в наших заключениях на эти

3201 законопроекты их не поддерживать и отклонить. Просим поддержать мнение нашего

3202 комитета.

3203

3204 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3205

3206 Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Я понимаю,

3207 что также не настаивают на выступлении представители президента и

3208 правительства.

3209

3210 Ставятся на голосование в порядке того, как они стоят в нашей повестке дня,

3211 без высвечивания результатов, следующие законопроекты. Пункт 14.1, инициатива

3212 Вологодской области.

3213

3214 Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.)

3215

3216 Пункт 14.2, пожалуйста. (Идёт голосование.)

3217

3218 Пожалуйста, пункт 14.3. (Идёт голосование.)

3219

3220 Теперь покажите, пожалуйста, нам результаты в порядке нашего голосования.

3221

3222 Пункт 14.1. Покажите результаты.

3223

3224 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 56 сек.)

3225 Проголосовало за 0 чел.0,0%

3226 Проголосовало против 2 чел.0,4%

3227 Воздержалось 1 чел.0,2%

3228 Голосовало 3 чел.

3229 Не голосовало 447 чел.99,3%

3230

3231 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 14.2.

3232

3233 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 22 сек.)

3234 Проголосовало за 0 чел.0,0%

3235 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3236 Воздержалось 0 чел.0,0%

3237 Голосовало 1 чел.

3238 Не голосовало 449 чел.99,8%

3239

3240 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 14.3.

3241

3242 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 45 сек.)

3243 Проголосовало за 0 чел.0,0%

3244 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3245 Воздержалось 0 чел.0,0%

3246 Голосовало 1 чел.

3247 Не голосовало 449 чел.99,8%

3248

3249 Я так понимаю, что согласно нашему регламенту мы должны принять решение о

3250 том, что все три законодательные инициативы отклонены, поскольку мало того,

3251 что у всех законопроектов одинаковый результат, этот результат равен нулю.

3252 Поэтому я не ставлю ни один из них на дополнительное голосование.

3253