Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 60203-5 О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"

О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"

в первом чтении
06.11.2009

Номер законопроекта:60203-5
Комментарий законопроекта:по вопросу ответственности за распространение экстремистских материалов в международной компьютерной сети "Интернет"
Дата внесения законопроекта в ГД:17.05.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/60203-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Дата изменения статуса/фазы:06.11.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2753-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №60203-5 О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"

по вопросу ответственности за распространение экстремистских материалов в международной компьютерной сети "Интернет"

Дата заседания 06.11.2009, номер заседания 121, строк в стенограмме 6392

О проекте федерального закона № 60203-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (установление ответственности за распространение экстремистских материалов в сети Интернет).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2063 Уважаемые коллеги, мы идём с опережением графика. Сейчас у нас есть

2064 возможность рассмотреть пункт 20. Это из блока законопроектов,

2065 рассматриваемых в первом чтении. Нет возражений? Нет. Пункт 20. О проекте

2066 федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О

2067 противодействии экстремистской деятельности". Государственное Собрание -

2068 Курултай Республики Башкортостан просит рассмотреть законопроект без участия

2069 своего представителя. Доклад сделает член Комитета по гражданскому,

2070 уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрий Фёдорович

2071 Вяткин.

2072

2073 Пожалуйста.

2074

2075 ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2076

2077 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом

2078 предлагается дополнить Федеральный закон "О противодействии экстремистской

2079 деятельности" новой статьёй 13-1, направленной на запрещение распространения

2080 экстремистских материалов в международной компьютерной сети Интернет, а также

2081 на установление порядка признания таких материалов экстремистскими и

2082 прекращение доступа к ним.

2083

2084 Комитет рекомендует отклонить данный законопроект и отмечает при этом

2085 следующее. В настоящее время законодательством Российской Федерации уже

2086 предусмотрены запрещение распространения экстремистских материалов в

2087 международной компьютерной сети Интернет и возможность приостановления

2088 деятельности информационного ресурса международной компьютерной сети,

2089 содержащего экстремистские материалы.

2090

2091 Так, в соответствии со статьёй 12 данного федерального закона запрещается

2092 использование сетей общего пользования для осуществления экстремистской

2093 деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для

2094 осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные

2095 указанным федеральным законом. Статьёй 64 Федерального закона "О связи"

2096 установлено, что приостановление оказания услуг связи юридическим и

2097 физическим лицам осуществляется операторами связи на основании

2098 мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа.

2099

2100 Кроме того, в части первой статьи 13 Федерального закона "О противодействии

2101 экстремистской деятельности" определено, что распространение экстремистских

2102 материалов является правонарушением и влечёт за собой ответственность.

2103

2104 Таким образом, положения, предлагаемые законопроектом, направленные на

2105 нераспространение экстремистских материалов, дублируют нормы, которые уже

2106 содержатся в законодательстве. Кроме того, законопроект имеет ряд недочётов,

2107 они связаны с неуказанием в данном законопроекте порядка доведения до

2108 провайдеров, то есть тех организаций, которые осуществляют доступ

2109 пользователей к сети Интернет, данной информации. Кроме того, чётко не

2110 определено понятие "оператор (провайдер) связи", которое используется в

2111 законопроекте. В связи с этим цели, которые данный законопроект преследует, в

2112 случае его принятия не могут быть достигнуты.

2113

2114 Комитет рекомендует данный законопроект отклонить.

2115

2116 Председательствует Первый заместитель

2117 Председателя Государственной Думы

2118 О. В. Морозов

2119

2120 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Дмитрию

2121 Фёдоровичу? Есть. Два вопроса - депутат Селезнёв и депутат Рохмистров. Нет,

2122 прошу прощения, и депутат Багдасаров. Никого не забыл? Три вопроса.

2123

2124 Пожалуйста, депутат Селезнёв.

2125

2126 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.

2127

2128 У меня вопрос к докладчику. Осознают ли инициаторы законопроекта, что попытка

2129 распространить действие этого закона на сеть Интернет наносит огромный ущерб

2130 многим аспектам политической жизни страны и является ударом по международному

2131 имиджу России? Понимают ли они, что предложение ввести ответственность,

2132 например, за размещение материалов в частных дневниках или на другом сервере,

2133 не являющемся официально зарегистрированным как СМИ, находится в одном шаге

2134 от возможности распространения на эти случаи действия статьи 282 (разжигание

2135 межнациональной или религиозной розни)? Предложения, содержащиеся в

2136 законопроекте, фактически вводят цензуру, причём цензуру даже не средств

2137 массовой информации, а цензуру частной переписки.

2138

2139 И мы будем голосовать против этого законопроекта.

2140

2141 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он же не автор, поэтому за автора, конечно, трудно

2142 отвечать Дмитрию Фёдоровичу.

2143

2144 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валерий Сергеевич, то, что вы сказали, задавая свой

2145 вопрос, отмечено также и комитетом. Это отмечается также и в официальном

2146 отзыве правительства. Поэтому комитет и рекомендует отклонить данный

2147 законопроект.

2148

2149 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров.

2150

2151 РОХМИСТРОВ М. С. У меня достаточно серьёзный вопрос в части регулирования

2152 распространения материалов, содержащих сведения об экстремистской

2153 деятельности. Если поступил такой законопроект из субъекта, то, наверное, не

2154 всё там хорошо. Или вы считаете, что у нас хорошо всё регулируется?

2155

2156 И второй вопрос. То, что в части пресечения распространения материалов

2157 экстремистского характера всё обстоит не очень хорошо, свидетельствует и

2158 положительный отзыв на законопроект Верховного Суда Российской Федерации,

2159 который, видимо, изучил ситуацию с правоприменительной практикой действующих

2160 норм и считает действующие нормы в части пресечения распространения

2161 материалов экстремистской направленности недостаточными.

2162

2163 Поэтому как вы ответите на вопрос, почему вы сослались на ряд действующих

2164 норм? Действительно ли они так эффективно работают, что не требуют никаких

2165 изменений?

2166

2167 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Максим Станиславович, действительно, в данной области

2168 есть определённые пробелы в законодательном регулировании, иначе бы подобные

2169 законопроекты, и этот, и ряд других, которые пока не оформлены в виде

2170 законопроектов, не появлялись бы. С одной стороны, действительно, как

2171 отмечено и в заключении комитета, и в официальном отзыве правительства, есть

2172 определённая неурегулированность данного вопроса, которая не позволяет до

2173 конца поставить заслон всем экстремистским материалам, которые так или иначе

2174 появляются в сети Интернет на официальных сайтах, а также в

2175 интернет-дневниках, как вы совершенно справедливо заметили. Тем не менее то

2176 предложение, которое сделали в своём законопроекте наши коллеги из

2177 Башкортостана, к сожалению, не решает тех проблем, о которых мы с вами

2178 говорим.

2179

2180 В то же время есть определённая практика. Я готов сослаться на совсем

2181 недавнее решение. В Тюмени интернет-провайдер "Прокси-Ком" (это сообщение от

2182 22 сентября этого года) по решению суда ограничил доступ к сайту с

2183 материалами национал-большевистской партии, и об этом говорится, в частности,

2184 в сообщении прокуратуры Тюменской области. Там иск подала прокуратура, суд

2185 принял соответствующее решение и обязал интернет-провайдера ограничить

2186 доступ. Тем не менее в масштабах всей страны для того, чтобы ограничить

2187 доступ, нужен специальный, отдельный, особый порядок, который бы

2188 предусматривал и способ сообщения, и специальный орган, который бы занимался

2189 отслеживанием таких материалов. Эта деятельность ведётся в различных

2190 регионах, есть определённая система, но пробелы тем не менее сохраняются. К

2191 сожалению, предлагаемый законопроект всех проблем не решает, более того, он

2192 может породить очень противоречивую судебную практику. Вот ваш коллега

2193 высказал опасение, что это может действительно повлиять на свободу слова.

2194

2195 Именно поэтому комитет рекомендует данный законопроект отклонить.

2196

2197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2198

2199 Пожалуйста, депутат Багдасаров.

2200

2201 БАГДАСАРОВ С. А. Скажите, пожалуйста (мой вопрос несколько схож с вопросом

2202 господина Рохмистрова), проведён ли всё-таки анализ эффективности работы тех

2203 законов, которые вы перечислили, в плане пресечения распространения в

2204 Интернете экстремистской идеологии (а не только на примере отдельного закона,

2205 какой вы по Тюмени привели)? Это первый вопрос. И второй: почему, по-вашему,

2206 именно Башкирия, точнее, Курултай Башкирии выступил с этой инициативой?

2207

2208 Спасибо.

2209

2210 ВЯТКИН Д. Ф. Семён Аркадьевич, ваш вопрос, который прозвучал самым последним,

2211 почему именно Курултай Республики Башкортостан обратился с данной

2212 законодательной инициативой, надо задать нашим коллегам из Башкортостана. Это

2213 первое.

2214

2215 Второе. Комитет рассматривал данный законопроект для того, чтобы провести

2216 комплексный анализ в рамках одного законопроекта. Это не предусмотрено

2217 Регламентом Государственной Думы, для этого есть другие механизмы и другие

2218 способы решения данной проблемы.

2219

2220 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончены.

2221

2222 Коллеги, настаивает ли кто на выступлении? Настаивают депутаты Багдасаров,

2223 Назаров и Рохмистров.

2224

2225 Вы на трибуну идёте, да, Семён Аркадьевич? Я пущу вас на трибуну, разумеется.

2226

2227 Присаживайтесь, Дмитрий Фёдорович.

2228

2229 БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые коллеги, на первый взгляд данный законопроект,

2230 который отклонил комитет, кажется, в общем-то, техническим, который, может

2231 быть, и не нужен, потому что у нас есть другие законы, которые позволяют

2232 как-то влиять на экстремистскую деятельность в Интернете. Я не просто так

2233 задал вопрос об эффективности этих законов. В отличие от вас я

2234 проанализировал, насколько они работают.

2235

2236 Уважаемые коллеги, я не просто так задал вопрос, почему вдруг Курултай

2237 Башкирии выступил. Я, кстати, переговорил с руководством Курултая, и они

2238 согласны с моей оценкой, что в республике возникла достаточно сложная

2239 ситуация, как и в целом в Приволжско-Уральском округе, в связи с

2240 распространением экстремистской идеологии. В этих регионах действуют

2241 конкретные структуры, которые занимаются этим, которые впитывают в себя эту

2242 идеологию и распространяют её среди молодёжи.

2243

2244 В Башкирии действует целый ряд экстремистских организаций, которые

2245 периодически запрещают, но они действуют, и не только в Башкирии, но и в

2246 Татарии, и в других республиках. Я не буду их перечислять, но всё-таки

2247 некоторые назову, потому что это не юридический вопрос, а идеологический, -

2248 это "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", "Исламская партия Туркестана" и целый ряд

2249 других исламистских организаций. Туда большим потоком благодаря нашему

2250 миграционному законодательству прибывают мигранты из Средней Азии, из

2251 Узбекистана, Таджикистана. Они там проводят соответствующую работу, уже есть

2252 и местные товарищи, это идёт распространение.

2253

2254 Хотел бы напомнить, уважаемые представители комитета, что на территории

2255 Российской Федерации, на Северном Кавказе, идёт гражданская война -

2256 гражданская война, носящая высокоидеологизированный характер, и там действуют

2257 соответствующие структуры.

2258

2259 Я в ходе анализа как-то всё-таки решил посмотреть эти экстремистские

2260 материалы в Интернете, не буду их называть и тем самым создавать им рекламу.

2261 Один из таких сайтов просмотрели за год с небольшим один миллион двести тысяч

2262 человек. Вы вдумайтесь: один миллион двести тысяч человек! Это практически

2263 один процент населения всей России, а уж по молодёжи и конкретным регионам я

2264 даже не хочу приводить примеры. Многочасовые - многочасовые! - лекции

2265 существуют в Интернете: как создать оружие, так сказать, из химических

2266 элементов, которые можно купить в продовольственном магазине, как

2267 распространять идеологию, как проводить подрывную работу, на каком этапе

2268 приступить к захвату власти... Многочасовые! В том числе есть сайты, которые

2269 рассчитаны как только на Россию, так и на ряд стран мира в целом, и в том

2270 числе на Россию. Я не хочу называть опять сайты, авторов, но это очень

2271 талантливые люди, очень способные люди в идеологическом плане и так далее.

2272 Один из них сейчас находится в тюрьме на базе Гуантанамо, это один из самых

2273 способнейших людей - не буду называть фамилию, чтобы не резать, что

2274 называется, ваш слух. И число этих сайтов не уменьшается, оно увеличивается с

2275 каждым годом, их становится всё больше и больше.

2276

2277 Сейчас мы говорим о борьбе с радикализмом. Мы выдвинули новую идею, согласно

2278 которой надо срочно создавать многочисленные рабочие места в Дагестане, на

2279 Северном Кавказе и экстремизм тогда исчезнет сам по себе. Я сторонник такой

2280 идеи, я за эту идею, однако мировой опыт показывает, что не всегда это

2281 решается путём решения экономических проблем. Мировой опыт показывает, что

2282 источником подобных явлений, которые существуют уже давно, десятилетия в

2283 современном мире и существовали до того, является идеология.

2284

2285 Вы возьмите крупнейшие террористические акты, совершённые в мире. Я вам

2286 приведу как пример два из них. Первый - это 11 сентября. Из девятнадцати

2287 членов этой группировки тринадцать были из Саудовской Аравии, они были из

2288 очень обеспеченных семей. У них была работа, у них было всё, но они

2289 находились под идеологическим воздействием, в том числе и через Интернет. Они

2290 прямо говорили, что через Интернет разыскивали сообщников, чтобы приложить

2291 свои усилия для совершения террористических актов.

2292

2293 Второй пример - это убийство Президента Египта Анвара Садата. Все участники -

2294 это высокообразованные и очень обеспеченные люди, начиная от

2295 непосредственного исполнителя террористического акта известного офицера

2296 Халеда аль-Исламбули и заканчивая идеологами Аз-Зумром, Фарагом и так далее,

2297 это очень богатые люди.

2298

2299 Это идеология, это борьба идей, и на современном этапе одним из самых

2300 эффективных распространителей подобной идеологии является Интернет. Вот

2301 поэтому в Башкирии озабочены. Я сейчас разговаривал с председателем

2302 законодательного собрания. Они озабочены, потому что видят, что происходит.

2303 Наверное, тут у нас есть депутаты из Башкирии, из Татарии, из Дагестана -

2304 надо выступить и сказать: хватит! Надо сказать, что происходит, надо

2305 разворачивать идеологическую борьбу.

2306

2307 А у нас что происходит? Попробуйте найти сайты прямо противоположного

2308 характера, направленные на борьбу с этим экстремизмом. Я не нашёл. Может,

2309 кому-то повезёт. Их просто нет, потому что федеральная власть от этого

2310 самоустранилась, судя по той информации, которую мы получаем с того же

2311 Северного Кавказа, где убивают священнослужителей, на свой страх и риск люди

2312 пытаются что-то там наладить, и их за это убивают. А мы на федеральном уровне

2313 говорим: у нас хорошие законы. Они не работают, уважаемые, их нету! Так,

2314 где-то там случайно что-то и так далее. Вал идёт сплошной, многочасовой. Я

2315 сейчас могу взять любого молодого человека двадцати пяти лет, который вообще

2316 ничего в этом не понимает, посадить его изучать эту информацию, и через

2317 несколько часов он будет высокоидеологизированным и будет искать сообщников,

2318 чтобы приложить свои силы. Потому что, я ещё раз говорю, это идеология, и те,

2319 кто её ведёт, кто её пропагандирует, - это высококлассные специалисты, у нас

2320 таких нет. И вместо того чтобы найти какой-то способ подсказать

2321 Государственному Собранию Башкирии - Курултаю, как подправить законопроект,

2322 совместно поработать, посоветоваться со специалистами не в области такого

2323 законодательства, а в области борьбы с экстремизмом, с радикализмом и наконец

2324 наладить какую-то работу, мы как-то спустя рукава к этому относимся.

2325

2326 А у нас ситуация в том же Приволжско-Уральском округе очень опасная. Я

2327 порекомендовал бы вам ещё почитать доклад ООН, подписанный на уровне

2328 заместителя Генерального секретаря ООН, который называется "Наркомания,

2329 оргпреступность и повстанческое движение..." и который касается ближайших к

2330 Башкирии, Приволжско-Уральскому округу стран Центральной Азии. В нём

2331 говорится, что нас ожидает в этом плане "идеальный шторм" (это известное

2332 выражение из известного литературного произведения, означающее катастрофу). А

2333 мы вышли чистенькие, поговорили: а чего, если что-то будет, рядовой Иванов и

2334 сержант Петров там всё сделают. Не сделают! Вы что хотите, чтобы у нас второй

2335 фронт открылся? Пусть выступят тут представитель Башкирии, представитель

2336 Татарии, представитель Дагестана и чётко проанализируют, пусть скажут, всё ли

2337 с этим хорошо и нуждаются ли они в помощи или нет. Если не нуждаются, ну,

2338 понятно, давайте завернём, чего уж там, ну подумаешь, Курултай Башкирии

2339 ошибается, чего-то не то даёт.

2340

2341 Значит, я разговаривал сейчас, он мне объяснил: нам сказали, что не проходит

2342 законопроект, поэтому мы не приехали. Ну вот и всё. Значит, надо приглашать

2343 сюда, работать с ними, а потом выносить и голосовать за этот законопроект, а

2344 не так - умывать руки. Башкирия - это составляющая часть нашей Российской

2345 Федерации, речь идёт о национальной безопасности, территориальной

2346 целостности. Вот о чём идёт речь, а мы всё заигрываемся.

2347

2348 Спасибо.

2349

2350 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семён Аркадьевич, я единственное, что хотел бы...

2351

2352 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2353

2354 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я потом дам вам слово для заключения, Дмитрий

2355 Фёдорович, потому что у нас есть ещё два выступающих.

2356

2357 Я просто для сведения хочу сказать, что у нас сегодня отработана такая

2358 методика работы с региональными инициативами, что никто, ни один комитет без

2359 согласования, без предварительных консультаций с субъектом права

2360 законодательной инициативы никогда ни один законопроект не отклоняет. Другое

2361 дело, если не находится общая точка зрения, комитет выносит то решение,

2362 которое он выносит.

2363

2364 Пожалуйста, депутат Рохмистров. Потом Назаров.

2365

2366 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, сначала хотелось бы сказать всё-таки о

2367 тех ситуациях, которые у нас регулярно возникают в связи с теми вопросами,

2368 проблемами, которые ставят субъекты, законодательные собрания субъектов перед

2369 нами. Они поднимают те проблемы, которые действительно, наверное, приобретают

2370 достаточно жёсткий характер, и в большинстве своём мы отклоняем их

2371 инициативы, которые для субъектов являются, ну, наверное, важными и которые

2372 необходимо срочно решать. Обычно отклонение идёт по каким-то техническим

2373 параметрам, которые, как правило, возможно исправить ко второму чтению. Если

2374 бы у нас хотя бы раз представитель комитета по отклоняемой инициативе

2375 субъекта сказал, что настоящая проблема решается законопроектом, который

2376 стоит следующим в повестке дня, тогда можно было бы понять, почему мы

2377 отклоняем настоящую законодательную инициативу. К сожалению, те проблемы,

2378 которые перед нами поднимают субъекты...

2379

2380 Опять же упрёк "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что отклонение 99 процентов

2381 законопроектов - это всё-таки инициатива "ЕДИНОЙ РОССИИ". Говорят: да,

2382 проблема есть, мы будем ею заниматься. Но, если анализировать нашу с вами

2383 законодательную деятельность, мы этой проблемой не занимаемся. Это касается

2384 не только данной проблемы, это касается всего спектра проблем, которые

2385 поступают к нам сюда, в Государственную Думу, и которые волнуют субъекты

2386 Российской Федерации. Мы принимаем важные законы. Я не хотел бы умалять их

2387 важность, но, к сожалению, те проблемы, которые в первую очередь волнуют

2388 субъекты, годами, а иногда и десятилетиями Думой не рассматриваются,

2389 законодательные инициативы субъектов мы отклоняем.

2390

2391 Важность этой законодательной инициативы Республики Башкортостан, наверное,

2392 всё-таки должна волновать и нас в том числе, потому что экстремистская

2393 деятельность - это то, что сегодня выходит на первый план во всех сферах

2394 общественной жизни. Экстремистская деятельность касается не только пропаганды

2395 каких-то экстремистских движений религиозных, но она затрагивает все сферы

2396 жизни и деятельности нашего общества.

2397

2398 И у нас сегодня есть законы, которые ставят под запрет пропаганду этой

2399 деятельности, но, к сожалению, они не работают для сети Интернет. Кто-то

2400 ссылается на то, что сложно привлечь к ответственности за Интернет, кто-то

2401 говорит о свободе слова. Ну, наверное, можно разобраться на определённом

2402 уровне, в суде можно разобраться, что является покушением на свободу слова и

2403 введением цензуры, а что является пресечением экстремистской деятельности. Я

2404 думаю, что параметры достаточно известны и отработаны, у нас и суды идут по

2405 делам об экстремистской деятельности. Просто, к сожалению, мы больше судим

2406 людей, уже совершивших преступление, и не боремся с истоками - вот откуда

2407 берутся люди, которые потом совершают преступления.

2408

2409 Сейчас у нас по телевидению достаточно широко освещается один судебный

2410 процесс - по убийству двух общественных деятелей. Ведь если бы у нас

2411 достаточно эффективно работали законы, наверное, эти молодые люди нашли бы

2412 себе другое занятие, а не стали членами экстремистской группировки, не

2413 убивали бы граждан России. Собственно говоря, в Интернете действительно

2414 достаточно много и информации, и различной рекламы, вовлекающей молодёжь в

2415 эти экстремистские организации. И чем сложней экономическая ситуация в

2416 стране, тем больше молодёжи будет попадаться на эту удочку.

2417

2418 Я считаю, что необходимо принимать законодательные акты, которые будут

2419 регулировать распространение информации через Интернет, и данная проблема во

2420 многих странах достаточно успешно решается. Если вы возьмёте Соединённые

2421 Штаты, у них действует система, когда не только блокируют провайдеров, на

2422 чьих серверах размещена информация, так ещё и автоматически блокируются

2423 компьютеры тех пользователей, которые заходят посмотреть данную информацию. У

2424 нас, к сожалению, законодательством такие меры не предусмотрены, хотя, я

2425 думаю, технические возможности у наших органов есть.

2426

2427 Поэтому отклонять проблему, которую необходимо в срочном порядке решать, не

2428 выдвигая альтернативных путей решения этой проблемы, я считаю недопустимым.

2429 Моё мнение: необходимо поддержать эту законодательную инициативу в первом

2430 чтении, поработать плотно и с Башкортостаном, и с другими субъектами,

2431 поработать комитету над этой проблемой, найти ко второму чтению пути решения,

2432 что сегодня является просто необходимым. Мы можем потерять огромное

2433 количество молодых людей, которые уйдут в эту сферу, а потом будем

2434 разбираться с судами, с убийствами и решать эти проблемы уже другим путём, но

2435 ущерб государству будет нанесён непоправимый.

2436

2437 Поэтому я всё-таки призываю поддержать законопроект в первом чтении ввиду

2438 отсутствия альтернативного предложения со стороны комитета, а в период

2439 подготовки ко второму чтению комитет либо подготовит какой-то альтернативный

2440 законопроект, который вберёт в себя новые способы решения данной проблемы,

2441 либо доработает этот законопроект вместе с Республикой Башкортостан путём

2442 поправок. И, собственно говоря, мы можем даже во втором чтении до изменения

2443 концепции законопроекта дойти. Но проблема есть, и решать её надо сегодня,

2444 потому что через год, через два, через три может быть поздно.

2445

2446 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Назаров, пожалуйста.

2447

2448 НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2449

2450 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы поддержать позицию

2451 комитета по отклонению данного законопроекта и ответить коллеге Багдасарову,

2452 почему именно Республика Башкортостан внесла подобный законопроект. Дело в

2453 том, что в Республике Башкортостан уже давно имеют место попытки установить

2454 цензуру за независимой прессой, и, конечно, самая больная проблема, по мнению

2455 руководства Республики Башкортостан, - это проблема с интернет-сайтами,

2456 которые не контролируются правительством республики, печатают всё, что

2457 считают необходимым довести до сведения граждан.

2458

2459 Как пример или доказательство здесь можно привести множество случаев.

2460 Например, летом, не дождавшись принятия этого законопроекта, уже были в

2461 республике арестованы редакторы и владельцы некоторых интернет-сайтов,

2462 которые поддерживали русскоязычное население республики. И только после

2463 вмешательства президента страны эти люди были отпущены. Не далее как на днях

2464 в Республике Башкортостан был изъят весь тираж "Независимой газеты", в

2465 которой указывалось на некоторые нелицеприятные моменты в деятельности

2466 правительства республики. Ну, или вот тот скандал громкий, который сейчас

2467 разразился в нашей стране, когда опубликована аудиозапись, где

2468 премьер-министр Башкирии Сарбаев даёт указание, где, кого, за сколько мочить,

2469 каких депутатов Государственной Думы надо додалбливать. После опубликования

2470 этой аудиозаписи провайдеры башкирские заблокировали все доступы к башкирским

2471 интернет-сайтам, и, соответственно, граждане республики не могут получить

2472 информацию. И этот законопроект как раз нужен премьер-министру Башкирии для

2473 того, чтобы на законных основаниях блокировать всю ту информацию, в которой

2474 не пишут о нём хорошо.

2475

2476 Поэтому, уважаемые коллеги, я думаю, что позиция комитета совершенно

2477 правильная. И в будущем мы всегда должны чётко и жёстко реагировать на любую

2478 цензуру, которую нам пытаются под хорошим предлогом навязать.

2479

2480 Спасибо большое.

2481

2482 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2483

2484 Пожалуйста, Вяткин, заключительное слово.

2485

2486 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Уважаемый Семён

2487 Аркадьевич, как следует из вашего обращения, прими мы сейчас этот

2488 законопроект в первом чтении - и у нас начнётся борьба с экстремизмом.

2489 Во-первых, я сказал бы вам, что надо быть осторожнее с терминами, в том числе

2490 теми, которые вы сейчас упомянули. О какой гражданской войне вы говорите?

2491 Есть террористические атаки, есть люди, которые этим занимаются, а вы

2492 говорите о гражданской войне. У меня к вам тогда вопрос. У меня возникает

2493 сомнение: а уж не пытаетесь ли вы выдать желаемое за действительное? Не так

2494 ли получается? Это во-первых.

2495

2496 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2497

2498 ВЯТКИН Д. Ф. Во-вторых, одним законом...

2499

2500 Семён Аркадьевич, я вас слушал очень внимательно.

2501

2502 Во-вторых, одним законом проблема не решается, эта проблема носит комплексный

2503 характер, и вы сами это признаёте. Для того чтобы молодых людей отвлечь от

2504 подполья, от экстремизма, мало запрещать экстремистские сайты (что, кстати, и

2505 делается), нужно создавать рабочие места, нужно работать в школах, нужно

2506 воспитание, в том числе и традиционное мусульманское воспитание. Этим и

2507 занимаются те священнослужители, против которых идёт атака террористов.

2508

2509 Поэтому не надо сводить всю борьбу с экстремизмом к одному законопроекту,

2510 который внесли наши уважаемые коллеги из Республики Башкортостан, не надо

2511 подменять понятия. Если у вас есть конкретные предложения, в том числе и

2512 законодательного характера, вы могли бы выйти с этими предложениями. То, что

2513 мы сейчас услышали из ваших уст здесь, с этой трибуны, - это не предложения,

2514 это крики: "Караул, ограбили!", и не более того. Вы меня, конечно, извините,

2515 при всём к вам уважении, как к специалисту, в том числе и по Востоку, должен

2516 сказать: то, о чём вы говорили, абсолютно не решает проблему.

2517

2518 Во втором чтении - я хотел бы ответить коллеге Рохмистрову - концепция

2519 законопроекта не меняется. Тогда надо принимать новый законопроект, с новой

2520 концепцией, и вы прекрасно это знаете, так записано в Регламенте.

2521

2522 Что касается организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", о которой Семён

2523 Аркадьевич говорил. Посмотрите хотя бы просто в Интернете, я уж не говорю о

2524 том, чтобы серьёзно проанализировать судебную практику: десятки приговоров по

2525 всей стране в отношении людей, являющихся членами этой организации, которая

2526 запрещена и которая внесена во все списки, в том числе международных

2527 экстремистских организаций.

2528

2529 Давайте говорить об усилении ответственности, в том числе в Уголовном

2530 кодексе. Вы об этом не сказали ни слова. Проблема носит, ещё раз повторю,

2531 комплексный характер, и один законопроект, в том числе этот, к сожалению,

2532 несовершенный с точки зрения юридической, на концептуальном уровне, а не на

2533 том уровне, когда путём поправок можно было бы исправить, не решит эту

2534 проблему. Более того, как справедливо отмечается и в заключении

2535 правительства, и в заключении комитета, принятие данного закона может

2536 усложнить борьбу с экстремистскими сайтами, в силу того что многие процедуры,

2537 которые предлагаются, не прописаны, и как их исполнять - непонятно. Мы примем

2538 этот закон, а суды потом не будут знать, что им делать. Поэтому давайте к

2539 каждой проблеме относиться не с точки зрения пиара и криков "Караул!", а

2540 решать их масштабно, серьёзно, юридически грамотно.

2541

2542 Спасибо.

2543

2544 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение данного

2545 законопроекта.

2546

2547 Я обращаюсь к представителю президента, представителю правительства:

2548 настаивает ли кто на участии в дискуссии? Нет. Не настаивает. Ставится на

2549 голосование проект федерального закона, обозначенный в пункте 20.

2550

2551 Пожалуйста, включите режим голосования.

2552

2553 Покажите результаты голосования.

2554

2555 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 46 сек.)

2556 Проголосовало за 9 чел.2,0%

2557 Проголосовало против 42 чел.9,3%

2558 Воздержалось 0 чел.0,0%

2559 Голосовало 51 чел.

2560 Не голосовало 399 чел.88,7%

2561 Результат: не принято

2562

2563 Отклоняется законопроект.

2564

2565 У меня горит кнопка "по ведению": депутат Багдасаров. Я так понимаю, что он

2566 хочет вступить в полемику... Нет?

2567

2568 Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич.

2569

2570 БАГДАСАРОВ С. А. Надо товарищу, который представлял законопроект, впредь быть

2571 покорректнее, хорошо? А то впредь я буду ещё более некорректным и назову вещи

2572 своими именами.

2573

2574 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всем надо быть корректными, всем.

2575

2576 БАГДАСАРОВ С. А. Правильно. А то... (Микрофон отключён.)

2577