Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 61388-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

в первом чтении
12.11.2008

Номер законопроекта:61388-5
Комментарий законопроекта:о наделении органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями
Дата внесения законопроекта в ГД:20.05.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/61388-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:12.11.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1235-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Брянская областная Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №61388-5 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

о наделении органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями

Дата заседания 12.11.2008, номер заседания 54, строк в стенограмме 4787

О проекте федерального закона № 61388-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о наделении органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3426 Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс

3427 Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает

3428 представитель Брянской областной Думы Виктор Фёдорович Фёдоров.

3429

3430 ФЁДОРОВ В. Ф., представитель Брянской областной Думы.

3431

3432 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мне прежде всего хотелось бы

3433 поблагодарить и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, и Комитет

3434 по конституционному законодательству и государственному строительству, и

3435 Комитет по вопросам местного самоуправления. Действительно, заключение очень

3436 подробное. Тем не менее хотелось бы высказать ряд позиций. Сегодня

3437 предлагается отклонить данный законопроект, но те проблемы, которые

3438 существуют, - я постараюсь на них остановиться - останутся и в дальнейшем.

3439

3440 По первой части, что касается наделения отдельными государственными

3441 полномочиями органов местного самоуправления законом субъекта Федерации о

3442 создании административных комиссий и определении порядка их деятельности. Да,

3443 данный вопрос нужно дорабатывать. А вот что касается статьи 28.3, четвёртой

3444 части, о том, что органы местного самоуправления законами субъектов

3445 Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными

3446 полномочиями по установлению перечня должностных лиц, имеющих право

3447 составлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренный

3448 законом субъекта Российской Федерации, Комитет по вопросам местного

3449 самоуправления правильно отмечает, что на сегодняшний день существует

3450 проблема участия органов местного самоуправления как в организации и

3451 деятельности административных комиссий, так и в составлении протоколов об

3452 административных правонарушениях должностными лицами органов местного

3453 самоуправления.

3454

3455 Мы у себя законом установили ряд статей. Приведу три примера. У нас во всех

3456 муниципальных образованиях решениями сессии установлен порядок распоряжения и

3457 пользования объектами нежилого фонда. Вы знаете, что в Брянской области

3458 практически уже три года в полном объёме мы реализуем 131-й федеральный

3459 закон, и на сегодняшний день всё имущество разграничено. То есть

3460 муниципалитеты получили и жилой фонд, и нежилой фонд, и озёра, и дороги, и

3461 так далее. Согласно этой статье устанавливается, что протоколы составляет

3462 управление имущественных отношений Брянской области, которое в принципе не

3463 имеет к этому отношения.

3464

3465 Или, допустим, статья, в которой говорится о том, что имеются правила охраны

3466 жизни людей на водных объектах. Комитет гражданской защиты и пожарной

3467 безопасности сегодня составляет протоколы. Количество лиц, которые могут

3468 составлять, - семь человек. Если посчитать все озёра и реки, которые имеются

3469 на территории области, их свыше нескольких сотен, - естественно, семь человек

3470 дойти до всех не смогут.

3471

3472 Или вопрос, касающийся правил использования и охраны объектов культурного

3473 наследия. Памятники сегодня в муниципальной собственности. Право закреплено

3474 за комитетом по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской

3475 области, а там лишь всего-навсего три человека. Поэтому все двести

3476 восемьдесят девять муниципальных образований области высказали просьбу, чтобы

3477 право составления протоколов об административных правонарушениях

3478 распространялось и на органы местного самоуправления, то есть они имели бы

3479 такую возможность.

3480

3481 Поэтому, учитывая то, что уже прописано сегодня в заключениях, я бы просил

3482 комитеты Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и по

3483 конституционному законодательству и государственному строительству ещё раз

3484 рассмотреть данную законодательную инициативу. Если где-то нужно что-то

3485 поправить, то её можно поправить, но проблема, ещё раз подчёркиваю, остаётся,

3486 и в дальнейшем её нужно решать.

3487

3488 Спасибо.

3489

3490 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

3491

3492 Содоклад сделает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя

3493 Комитета по конституционному законодательству и государственному

3494 строительству.

3495

3496 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемым

3497 законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных

3498 правонарушениях положениями, согласно которым законами субъектов Российской

3499 Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными

3500 государственными полномочиями субъектов по созданию административных комиссий

3501 и определению порядка их деятельности, а также по установлению перечня

3502 должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных

3503 правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Авторы законопроекта

3504 мотивируют указанные изменения необходимостью устранения неоднозначного

3505 толкования норм административного законодательства в указанных вопросах.

3506 Однако, изучив материалы, действующее законодательство и рассмотрев

3507 законопроект, комитет отмечает, что законопроект не соответствует как Кодексу

3508 об административных правонарушениях, так и Федеральному закону "Об общих

3509 принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

3510 органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и это

3511 обстоятельство никак не позволяет поддержать его концепцию. Я остановлюсь

3512 только лишь на нескольких моментах в связи с этим.

3513

3514 Во-первых, предлагаемые изменения противоречат статье 1.3 Кодекса об

3515 административных правонарушениях, в соответствии с которой установление

3516 порядка производства по делам об административных правонарушениях относятся к

3517 ведению Российской Федерации, и никакой альтернативы тут просто нет.

3518

3519 Во-вторых, они не соответствуют и статье 22.1 кодекса, которая устанавливает,

3520 что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами

3521 субъектов Российской Федерации, рассматриваются административными комиссиями,

3522 создаваемыми в соответствии с законами этих же субъектов Российской

3523 Федерации. В то же время изменения этих положений указанных статей кодекса

3524 законопроектом вообще не предусматривается.

3525

3526 В-третьих, предлагаемые изменения не соответствуют и Федеральному закону "Об

3527 общих принципах организации законодательных (представительных) и

3528 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

3529 Федерации", статье 26-3, из которой следует, что органы местного

3530 самоуправления не могут наделяться отдельными государственными полномочиями

3531 субъектов Российской Федерации по решению рассматриваемых вопросов.

3532

3533 И в заключение следует отметить, что по данному вопросу имеется и позиция

3534 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, заключающаяся в том, что

3535 субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного

3536 самоуправления государственные полномочия по образованию административных

3537 комиссий в целях привлечения к административной ответственности. А по мнению

3538 Конституционного Суда Российской Федерации (я зачитываю дословно), прямое

3539 указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на

3540 который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным

3541 законом, обязывает именно этот орган или уровень власти предоставленные

3542 полномочия реализовывать.

3543

3544 С учётом изложенного, а также корреспондируясь с позицией соисполнителя по

3545 данному законопроекту - Комитета по вопросам местного самоуправления, Комитет

3546 по конституционному законодательству и государственному строительству

3547 рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить.

3548

3549 Спасибо.

3550

3551 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3552

3553 Уважаемые депутаты, вопросы есть, по крайней мере одну руку я вижу. Подводим

3554 черту.

3555

3556 Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.

3557

3558 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос не только очень интересен, но и

3559 очень важен. Наверное, это та тема, которую все - от президента до

3560 губернаторов - обсуждают каждый день, все ищут новые формы её реализации.

3561 Наверное, так и надо, это правильно.

3562

3563 Мы опять сегодня предлагаем отклонить предложение наших коллег с мест, и у

3564 меня вопрос. Ведь Брянск уже три года реализует этот закон, он больше других

3565 наработал практических вещей, так почему же мы к ним не прислушиваемся, ведь

3566 закон-то можно дорабатывать? У меня вопрос к вам, Виктор Фёдорович (где он, я

3567 не вижу). Вот уважаемый Александр Петрович высказал все аргументы, почему

3568 нельзя это принимать, - потому что закон действующий. Вы примерами из своей

3569 практики можете это опровергнуть, чтобы мы поддержали вас реально? Почему вы

3570 вышли с такой инициативой? Вы же впереди России всей в хорошем смысле.

3571

3572 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

3573

3574 ФЁДОРОВ В. Ф. Я уже сказал по первой части: да, это мы принимаем. А вот что

3575 касается второй части, что касается составления протоколов, я привёл примеры,

3576 которые, в общем-то, доказывают, что закон у нас не работает. Сегодня, ещё

3577 раз говорю, имеется собственность в муниципалитетах, и за ней нужно как-то

3578 следить. Да, Правовое управление здесь нам даёт подсказку, ссылаясь на КоАП,

3579 что может должностное лицо местного самоуправления, тот, кто составляет

3580 протоколы, документы куда-то передавать, но забывает о том, что существует

3581 всего лишь месячный срок. Да, передают, но все эти документы не доходят,

3582 потому что пока передадут, пока перешлют их, пока рассмотрят, срок действия

3583 заканчивается и привлечь нарушителя к ответственности просто не

3584 представляется возможным. Поэтому вот вторая часть... Если мы по отдельным

3585 позициям дадим всё-таки муниципалитетам право следить за своим имуществом,

3586 привлекать к ответственности, это будет только способствовать наведению

3587 порядка. Я ещё раз говорю, об этом как раз просят муниципалитеты. Другое

3588 дело, я понимаю, если есть какие-то редакционные поправки, давайте мы их

3589 внесём вместе.

3590

3591 Спасибо.

3592

3593 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович хотел добавить. Пожалуйста.

3594

3595 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в связи с заданным вопросом дополню только

3596 следующее. Ведь мы с вами знаем, что есть ещё и судебный порядок обжалования

3597 решений, в том числе, конечно, и решений административных комиссий.

3598

3599 Теперь я вот вам назвал только лишь тезисы отношения к этому вопросу

3600 Конституционного Суда и Верховного Суда. И, представьте себе, какую бы

3601 сегодня, вообще, свалку и коллизию правовую мы сочинили бы у нас в Российской

3602 Федерации, если бы, когда суды говорят, что этого делать нельзя, мы говорили,

3603 что это целесообразно. Ну, вы знаете, это не тот случай, когда надо заведомо

3604 вводить в клинч две ветви власти - судебную и исполнительную, ну, и даже

3605 третью, законодательную. Так делать нельзя! И, понимаете, принцип "если

3606 нельзя, но очень хочется, то можно" в данном случае никак не применим. Другое

3607 дело, что нужно отлаживать на местах механизм реагирования, взаимодействия,

3608 соблюдать сроки и тому подобное, а расширять перечень должностных лиц,

3609 которые будут составлять протоколы... Товарищи депутаты, мы с вами знаем,

3610 сколько десятков миллионов граждан каждый год привлекаются к административной

3611 ответственности. Я не думаю, что наша цель - достичь того, чтобы население

3612 Российской Федерации поголовно было привлечено к уголовной,

3613 гражданско-правовой или административной ответственности. Это всё-таки не

3614 подход, это не решение вопроса.

3615

3616 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

3617

3618 Есть желающий выступить: депутат Иванов Сергей Владимирович. Больше я рук не

3619 вижу, подвожу черту.

3620

3621 Пожалуйста.

3622

3623 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

3624

3625 Я полностью в этом случае согласен с Александром Петровичем: у нас абсолютно

3626 нет желания всю Россию привлечь к административной ответственности. Однако,

3627 уважаемый Александр Петрович, когда вы сказали, что принцип "если нельзя, но

3628 очень хочется, то можно" в данном конкретном случае неприменим, то сразу

3629 приходит на ум, что в каких-то других случаях всё-таки этот принцип

3630 действует.

3631

3632 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Я так

3633 понимаю, что ни докладчик, ни содокладчик не настаивают на заключительном

3634 слове.

3635

3636 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

3637 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

3638

3639 Включите режим голосования.

3640

3641 Покажите результаты.

3642

3643 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 09 сек.)

3644 Проголосовало за 5 чел.1,1%

3645 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3646 Воздержалось 1 чел.0,2%

3647 Голосовало 6 чел.

3648 Не голосовало 444 чел.98,7%

3649 Результат: не принято

3650

3651 Отклоняется законопроект.

3652