Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 63437-5 О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"

О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в первом чтении
10.03.2010

Номер законопроекта:63437-5
Комментарий законопроекта:о бесплатном посещении музеев
Дата внесения законопроекта в ГД:23.05.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/63437-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Дата изменения статуса/фазы:10.03.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3318-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Дмитриева Оксана Генриховна, Депутат ГД
Драпеко Елена Григорьевна, Депутат ГД
Миронов Сергей Михайлович, Депутат ГД
Шудегов Виктор Евграфович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №63437-5 О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"

о бесплатном посещении музеев

Дата заседания 10.03.2010, номер заседания 146, строк в стенограмме 5594

О проекте федерального закона № 63437-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (о предоставлении права на бесплатное посещение музеев).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2100 Подошли участники обсуждения по пункту 16. О проекте федерального закона "О

2101 внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".

2102 Докладывает Виктор Евграфович Шудегов от комитета.

2103

2104 Пожалуйста.

2105

2106 ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2107

2108 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу только уточнить, что я

2109 не от комитета докладываю, а как соавтор.

2110

2111 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, да, как соавтор, извините.

2112

2113 ШУДЕГОВ В. Е. От комитета будет другой докладчик.

2114

2115 Уважаемые коллеги, для начала напомню, что 2010 год - это Год учителя, но мы

2116 с вами, как законодатели, практически ничего не сделали пока для того, чтобы

2117 поддержать учителя в Год учителя. И вот предлагаемый вашему вниманию проект

2118 федерального закона "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской

2119 Федерации "Об образовании" как раз предлагает предоставить педагогическим

2120 работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений право

2121 на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев в порядке,

2122 устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом предлагается

2123 считать расходным обязательством Российской Федерации финансирование затрат,

2124 связанных с предоставлением педагогическим работникам права на бесплатное

2125 посещение музеев России. Обеспечение компенсации затрат бюджетов

2126 муниципальных образований на эти цели предлагается возложить на субъекты

2127 Российской Федерации.

2128

2129 Уважаемые коллеги, расчёты показывают, что на два миллиона педагогических

2130 работников Российской Федерации, включая учителей, работников начального,

2131 среднего и высшего профессионального образования, потребуется при реализации

2132 этого закона 56 миллионов рублей. Причём мы исходили из того, что в среднем

2133 каждый учитель сможет посетить один музей один раз в году, хотя статистика

2134 говорит, что граждане Российской Федерации посещают музей один раз в два

2135 года. Цена вопроса, я бы сказал, просто мизерная.

2136

2137 Более того, во всём мире государства предоставляют льготы, для того чтобы

2138 учителя могли посещать музеи. Например, во Франции педагоги посещают основные

2139 музеи бесплатно, а вы представляете, какое количество музеев во Франции. В

2140 Атланте, в Чикаго, в Нью-Йорке вход в музеи для учителей также практически

2141 бесплатный. В Германии ситуация аналогичная. В Египте и Турции во всех

2142 государственных музеях для учителей скидка 50 процентов. И только у нас нет

2143 никаких льгот для учителей, посещающих музеи!

2144

2145 Хочу напомнить, что для учителя посещение музея равносильно приобретению

2146 дополнительной литературы, книги, и понятно, что учитель, побывав в том же

2147 зоологическом музее, будет уже рассказывать о динозаврах, о мамонтах

2148 совершенно по-другому, не просто пересказывая содержание учебника.

2149

2150 Кроме того, отмечу, что сегодня одним из основных направлений деятельности

2151 музеев становится музейная педагогика. Человек, которого водили в музеи в

2152 детстве, обязательно приведёт туда своих детей. И конечно, нам также

2153 необходимо формировать механизмы по созданию у педагогов мотивации в

2154 отношении посещения музеев.

2155

2156 Уважаемые коллеги, хочу особо отметить, что семьдесят один отзыв поступил из

2157 субъектов Российской Федерации и в пятидесяти пяти поддерживают данный

2158 законопроект, в том числе, как мне сказали, и мои коллеги из законодательного

2159 органа Удмуртской Республики также поддерживают данный законопроект.

2160

2161 Заключение Правительства Российской Федерации отрицательное, правительство не

2162 видит необходимости поддержать учителей в Год учителя. Конечно, очень жаль.

2163

2164 Я считаю, что этот законопроект нужно поддержать, и призываю всех коллег

2165 сделать это.

2166

2167 Спасибо за внимание.

2168

2169 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2170

2171 Содоклад от комитета сделает Гаджимет Керимович Сафаралиев, заместитель

2172 председателя Комитета по образованию. Пожалуйста.

2173

2174 САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2175

2176 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Не буду подробно

2177 останавливаться на содержании законопроекта, просто напомню, что самое

2178 главное в нём - дать право учителям посещать государственные и муниципальные

2179 музеи в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации,

2180 а также считать финансирование затрат, связанных с предоставлением этой

2181 льготы, расходным обязательством Российской Федерации.

2182

2183 Сразу скажу, что комитет не поддержал этот законопроект по следующим

2184 причинам. Во-первых, в соответствии с положением статьи 4 Основ

2185 законодательства Российской Федерации о культуре правовое регулирование в

2186 области музейного дела осуществляется законодательством Российской Федерации

2187 о культуре. Таким образом, проблема льгот при посещении музеев должна

2188 рассматриваться не в Законе "Об образовании", а в Основах законодательства

2189 Российской Федерации о культуре. В статье 12 Основ законодательства право

2190 бесплатного посещения музеев гарантируется только лицам, не достигшим

2191 восемнадцати лет, один раз в месяц.

2192

2193 Во-вторых, предлагаемое изменение вносит внутреннее противоречие в Закон

2194 Российской Федерации "Об образовании", поскольку в соответствии со статьёй 28

2195 этого закона компетенция Российской Федерации ограничена установлением

2196 социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных

2197 образовательных учреждений, только федеральных.

2198

2199 В-третьих, авторы предлагают распространить указанную норму на работников

2200 государственных и муниципальных образовательных учреждений, а как же быть с

2201 педагогическими работниками образовательных учреждений других форм

2202 собственности? Здесь некая дискриминация.

2203

2204 В-четвёртых, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту дан расчёт

2205 дополнительных бюджетных расходов на реализацию закона. Авторы исходят из

2206 того, что педагогические работники посещают музей один раз в год, тратя на

2207 это в среднем 24 рубля 60 копеек в месяц, всего это будет 56 миллионов в год.

2208 Безусловно, выпадающие доходы государственных и муниципальных музеев будут

2209 значительно больше, но соответствующие расходы в федеральном бюджете не

2210 предусмотрены, на что обращено внимание в заключении Правительства Российской

2211 Федерации, которое не поддерживает данный законопроект.

2212

2213 Что касается бесплатного посещения музеев, то, вообще, этот вопрос может

2214 решаться в регионах. Так, например, в соответствии с постановлением

2215 правительства Москвы с 99-го года предусматривается бесплатное посещение

2216 музеев и выставочных залов организованными группами учащихся образовательных

2217 учреждений в количестве до тридцати учащихся с одним педагогом -

2218 руководителем группы и двумя сопровождающими взрослыми. В принципе, то, что

2219 Виктор Евграфович говорил о зарубежных странах, я тоже наблюдал там - в

2220 Греции, Великобритании, во Франции. Ну то же самое и иностранцы наблюдают у

2221 нас в Москве: у нас также с учителями, с сопровождающими дети ходят в музеи.

2222 Это делается не каждый день, может быть раз в месяц, действительно, но в

2223 принципе то, что мы видим там, это есть и у нас, и в том числе в тех

2224 регионах, где есть хорошие музеи. Там местными властями организуются

2225 посещения музеев как обязательные уроки, как внеклассные уроки. Так что

2226 говорить о том, что этот вопрос надо решать именно на федеральном уровне, и

2227 только для учителей, - это неправильно.

2228

2229 Что касается отзывов, то я хотел бы сказать следующее. Да, поступили

2230 положительные отзывы. Но только в тринадцати субъектах дали согласие и

2231 законодательные органы, и исполнительные, два субъекта высказались против, а

2232 так, в отдельности... Вы здесь назвали цифру "56". Это значит, что какой-то

2233 орган высказался за, а какой-то против, а вот чтобы и тот, и другой орган

2234 вместе - только в тринадцати субъектах...

2235

2236 На основании изложенного Комитет Государственной Думы по образованию

2237 предлагает отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в

2238 статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".

2239

2240 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2241

2242 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопрос. Коломейцев - раз, депутат

2243 Шеин и депутат Грешневиков. Всё, да?

2244

2245 Пожалуйста, депутат Коломейцев.

2246

2247 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2248

2249 Уважаемый Гаджимет Керимович, а не считаете ли вы возможным ваши замечания, в

2250 связи с которыми неприемлемо принятие данного законопроекта, учесть во втором

2251 чтении? С моей точки зрения, докладчик очень аргументированно изложил

2252 необходимость посещения музеев учителями. Давайте расширим, распространим это

2253 право на всех. Какие проблемы?!

2254

2255 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2256

2257 САФАРАЛИЕВ Г. К. Если говорить о том, как изменить и надо ли в принципе

2258 вообще что-то менять... Посещать музеи, конечно, надо, поскольку это

2259 обогащает, это история, это знания, это всё понятно.

2260

2261 Я уже говорил о том, что вообще этот вопрос должен регулироваться поправкой

2262 не в Закон "Об образовании", а в Основы законодательства о культуре. Это

2263 Комитет по культуре должен рассматривать изменения о возможности бесплатно

2264 музеи посещать, потому что финансирование касается музеев, а образования это

2265 касается только в той мере, что их будут посещать учителя, вот и всё. Так что

2266 в принципе... Ну, нужно по-другому писать и по-другому рассматривать.

2267

2268 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин.

2269

2270 ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2271

2272 У меня вопрос такого характера: комитет вместе с правительством смотрели ли

2273 статистику? То есть из ста человек, которые посещают музеи сегодня, сколько

2274 человек работает в системе образования? То есть о каком количестве выпадающих

2275 доходов мы говорим применительно к тем деньгам, которые не будут получены?

2276

2277 Спасибо.

2278

2279 САФАРАЛИЕВ Г. К. Здесь уже говорилось о том, что педагогические работники

2280 посещают музеи один раз в год и тратят на это примерно 24 рубля 60 копеек за

2281 билет. При таком расчёте расходы федерального бюджета составят 56 миллионов

2282 рублей. Но на самом деле, если реально говорить, музеи посещают, конечно,

2283 чаще, и расходы будут больше.

2284

2285 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Грешневиков.

2286

2287 ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо.

2288

2289 Уважаемый Гаджимет Керимович, вот из вашего противоречивого выступления не

2290 совсем понятно... С одной стороны, субъекты Российской Федерации вроде за то,

2291 чтобы финансировать бесплатное посещение педагогическими работниками музеев,

2292 то есть поддерживают этот законопроект, а вы говорите, что лучше перенести

2293 финансирование посещения педагогами музеев, как я понимаю, из региональных

2294 бюджетов. И только что вы сказали, что если понадобятся средства из

2295 федерального бюджета на исполнение закона, то их понадобится небольшое

2296 количество.

2297

2298 Поэтому не совсем понятна причина, по которой правительство и ваш комитет,

2299 так сказать, отказывают данному законопроекту в праве на существование. Я так

2300 полагаю, что вы осознаёте, и вы сами об этом сказали, что музеи играют важную

2301 роль в воспитании и в помощи педагогам. Вот если не этот законопроект, то

2302 какие инициативы будут исходить от вашего комитета, чтобы всё-таки дать...

2303 (Микрофон отключён.)

2304

2305 САФАРАЛИЕВ Г. К. Ну, во-первых, я сказал, что, по большому счёту, это не

2306 вопрос нашего комитета, потому что вопрос касается музеев, это вопрос

2307 законодательства о культуре. То есть я сказал, что если такой закон

2308 принимать, то его надо и несколько по-иному писать, и по-иному рассматривать,

2309 и прежде всего рассматривать его надо непосредственно в Комитете по культуре.

2310 Мы можем быть соисполнителями. Это первое.

2311

2312 Второе. Да, действительно, музеи надо посещать. И дети, которые живут в

2313 регионах (многие остаются и работают там), в конце концов, должны знать

2314 историю своего края. И ничего такого нет в том, что субъекты Федерации будут

2315 финансировать, там небольшие затраты, и не в каждом субъекте такое количество

2316 музеев, чтобы говорить о больших затратах. Так что в принципе я предлагаю

2317 такой выход: финансировать на уровне субъекта. Что делает Москва, могут

2318 делать и тот же Санкт-Петербург, где огромное количество музеев, и другие

2319 города. Ведь музеи посещают не только живущие в Москве, но и приезжающие в

2320 Москву, в Санкт-Петербург дети вместе с учителями. То есть здесь надо

2321 смотреть в принципе. По тем обстоятельствам, о которых я говорил,

2322 законопроект должен быть отклонён, мы предлагаем его к отклонению, но как вы

2323 решите, так и будет. А что касается решения этой гуманитарной проблемы в

2324 целом, то, конечно, её нужно решать.

2325

2326 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

2327

2328 Есть ли желающие выступить? Есть. Плетнёва, Марков, Шеин. По одному, может

2329 быть, от фракции или как? Вижу две руки.

2330

2331 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2332

2333 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда по одному выступлению от фракции.

2334

2335 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2336

2337 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, пока я смотрел, я бы обязательно спросил, не забыл

2338 ли я кого, и вы бы, Максим Станиславович, мне напомнили. Предлагается по

2339 одному выступлению от фракции, поскольку есть желающие в каждой фракции.

2340 Согласны?

2341

2342 Пожалуйста, Плетнёва, от фракции КПРФ.

2343

2344 ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, в этом законопроекте рассматриваются два

2345 аспекта. Первый - это сами музеи. И второй - это учитель. Ну не просто же так

2346 внесли законопроект, по которому учителю хотели бы дать право бесплатного

2347 посещения музеев.

2348

2349 Вы знаете, сколько сегодня зарабатывает учитель? Сколько бы нам ни

2350 рассказывали здесь о том, что у учителя средняя зарплата 10-15 тысяч, ничего

2351 подобного нет. Сегодня директор школы, в которой учится много детей, районной

2352 школы или городской (закрыли сельские), получает прилично, потому что он сам

2353 распределяет доходную часть. А учитель получает очень мало, ну, в среднем

2354 около 5 тысяч, а в сельской школе - там ещё меньше, если её сохранили, так

2355 какой же, вообще, музей?! Вот почему встал вопрос - ведь учителю это нужно.

2356 Музей - это не только место, где он черпает знания, но это ещё и место, где

2357 он, в общем-то, может, ну, в себя, что ли, прийти, вспомнить, что он человек

2358 интеллигентный.

2359

2360 А то, что вы подсчитали, сколько посещают, - это смешно вообще. Посчитать

2361 невозможно, сколько учителя посещать будут музеи, это невозможно посчитать -

2362 один ли раз в год, два, или три, или, может, ему хочется пять. А в некоторых

2363 сёлах он вообще десятилетиями в музее не бывает. Поэтому здесь средства

2364 посчитать очень сложно.

2365

2366 А второй аспект - это сами музеи, которые сегодня требуют финансирования. Мы

2367 недавно рассматривали вопрос о музеях-усадьбах, вы помните. К нам очень много

2368 жалоб и обращений поступает в связи с тем, что они влачат жалкое

2369 существование, что ни регион не финансирует, ни федеральный центр, что они

2370 приходят в упадок. А некоторые, вы знаете, места памятные, музеи, которые

2371 должны сохраняться, сегодня просто уничтожаются, потому что там хочется

2372 построить дворец какому-нибудь новому русскому или требуется участок, для

2373 того чтобы застроить домами и продавать квартиры. Всё это мы видим,

2374 наблюдаем.

2375

2376 Говорили, что раньше советская власть церкви уничтожала. Никто ничего не

2377 уничтожал! Если священники бежали из сёл вместе с беляками за границу, церкви

2378 были брошены, а там, где оставались, они и при советской власти сохранились.

2379 Кстати, и ценности там все сохранены, не так, как сегодня - воруют и вывозят

2380 всё. Поэтому это вопрос риторический: кто виноват?

2381

2382 Сегодня я хотела бы вам напомнить, что мы, работая в школе раньше, выписывали

2383 не менее пяти-шести периодических изданий. Это были и газеты, и

2384 профессиональные журналы. Сегодня учитель (спрашиваю иногда) не выписывает ни

2385 одного, потому что у него на это нет средств. Это, конечно, стыдно и позорно.

2386

2387 Нам очень долго Гаджимет Керимович сегодня рассказывал (мне его жалко, на

2388 трибуну выходит он - я его не узнаю вообще, я с ним работала в Комитете по

2389 образованию) о том, что это предлагается почему-то только учителям,

2390 работающим в федеральных учреждениях, а остальные как? Ой, какая забота! А

2391 если было бы написано, что все, и коммерческие, и другие, - всё равно

2392 отказали бы, нашли бы другую причину. Это у нас уже так принято.

2393

2394 Поэтому, конечно же, законопроект требует поддержки. Вы говорите: ну ходит же

2395 учитель вместе с детьми. Давайте вспомним, во второй Думе мы приняли закон о

2396 бесплатном посещении музеев детьми. Он был принят, а куда он делся? Когда

2397 122-й закон принимали, его отменили. И никакой монетизации не произошло,

2398 ничего ни музей не получил, ни дети не получили. Просто тихонько отменили, и

2399 всё. А вспомните... Я, например, за время работы учителем свой класс возила

2400 по всей стране: и Карпаты, и Волгоград, и Москва, и Ленинград, и Рига, и

2401 Львов, те, которые сегодня не наши, - все принимали нас замечательно. Ребята

2402 и учителя работали на эти путёвки. Возили детей, сегодня и этого они не могут

2403 сделать, потому что не заработаешь таких денег, сколько стоит всё это, и

2404 учитель не поедет, потому что у него тоже на это нет средств.

2405

2406 Сегодня говорила Оксана Генриховна с трибуны о национальном духе, о том,

2407 почему мы проигрываем. Да потому что мы всё опошлили! За деньги абсолютно

2408 всё! И если спортсмены наши росли во дворах у нас, в школах спортивных,

2409 везде, то сегодня они за деньги куда хочешь поедут, тренеры куда хочешь

2410 уйдут. Так вот и наши учителя - чему они будут детей наших учить? Вы знаете,

2411 Сталин в своё время ведь так сказал: войну выиграл сельский учитель, воспитав

2412 такого человека, который стоял насмерть за свою Родину. Сегодня за что они

2413 будут стоять-то? Они же видят и понимают, кто что имеет и кто как живёт.

2414

2415 Поэтому наша фракция будет голосовать за этот законопроект. Прошу и вас

2416 поддержать.

2417

2418 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осталось три минуты до перерыва. Вот Шеин обещает

2419 уложиться, если мы дадим ему слово. Пожалуйста, Шеин.

2420

2421 ШЕИН О. В. Спасибо, Олег Викторович.

2422

2423 Я хочу сказать о следующем. В Союзе у нас те, кто шёл работать в систему

2424 образования, имели достаточно широкую государственную поддержку, начиная от

2425 возможности, работая в сельской местности, не платить вообще за коммунальные

2426 услуги (стопроцентное было освобождение), получать, если мы говорим про

2427 сельскую местность, повышенную заработную плату, и заканчивая, естественно,

2428 большими льготами в части приобщения к культуре, и в том числе освобождением

2429 от платы за посещение музеев.

2430

2431 Вопрос, о котором мы сегодня говорим, - это не вопрос денег, 56 миллионов

2432 рублей для гигантской страны - это копейки, это ничто. Вопрос заключается в

2433 том, куда мы идём: либо мы всё коммерциализируем и тогда на самом деле нам не

2434 надо говорить ни о культуре, ни об образовании, и тогда не нужно говорить в

2435 том числе и о том, как у нас будет идти процесс обучения, преподавания в

2436 школах, либо мы действительно осознаём, что основы культуры, нравственности

2437 зарождаются в том числе через возможность доступа людей к ценностям, в том

2438 числе и музейным ценностям.

2439

2440 Я хотел бы сказать, что высказывание по поводу обязательных уроков, которое

2441 здесь прозвучало и которое является некой альтернативой, - оно ведь не совсем

2442 корректно. Во-первых, преподаватель может быть и в другом городе, и почему в

2443 другом городе он не может попасть бесплатно в музей? В Европе, кстати, вообще

2444 практикуются бесплатные дни, когда любой человек, независимо от того, где он

2445 работает, житель он этой страны или иностранец, имеет право на бесплатное

2446 посещение музеев. И в этих условиях принятие данного закона или его

2447 отклонение - это есть некая лакмусовая бумажка, показатель отношения сегодня

2448 государства к вопросам культуры, показатель того, как вообще мы относимся к

2449 преподавателям - рассматриваем ли мы их в качестве людей, кого на самом деле

2450 хотим поощрять, поддерживать, чтобы они развивали свой кругозор, или это

2451 чисто исполнители, техники, которые занимаются не воспитательными функциями в

2452 школе, а функциями сугубо образовательными в рамках тех программ, которые

2453 спускают сверху.

2454

2455 Наша фракция считает принципиально важным принятие данного законопроекта, мы

2456 этой позиции будем следовать и далее. И сегодня, конечно, очень показательный

2457 день с точки зрения голосования в Государственной Думе.

2458

2459 Спасибо.

2460

2461 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2462

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3976 Уважаемые коллеги, завершаем работу по пункту 15 и возвращаемся к пункту 16.

3977 Я приглашаю на трибуну депутата Рохмистрова.

3978

3979 Пожалуйста, Максим Станиславович. Или с места? Нет, всё-таки на трибуну...

3980 Пожалуйста.

3981

3982 Так, коллеги, все, кто хочет пообщаться с Сергеем Борисовичем, пожалуйста,

3983 сделайте это за дверями.

3984

3985 РОХМИСТРОВ М. С. У меня уже время идёт.

3986

3987 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, две секунды... Пожалуйста.

3988

3989 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, жалко, что вопрос получился такой

3990 разорванный, на самом деле это важнейший вопрос, потому что по анализу...

3991

3992 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, извините, Максим Станиславович.

3993

3994 Валерий Сергеевич Селезнёв, я прошу вас, пообщайтесь, пожалуйста, с Сергеем

3995 Борисовичем там. Ваш коллега Рохмистров напрягает голосовые связки.

3996

3997 РОХМИСТРОВ М. С. Согласно исследованиям всех серьёзных социологов, мы вроде

3998 всё что-то делаем, а у нас ничего не получается, вроде и законы неплохие, а

3999 вот как-то не получается у нас с движением вперёд, хотя мы говорим и про

4000 инновации, и про модернизацию и так далее, употребляем и другие модные слова,

4001 всё как-то не получается. Если и удаляем гланды, то как-то по-советски ещё.

4002

4003 Поэтому вопрос очень простой. Этот вопрос имеет отношение к культуре, а в

4004 широком понимании культура - это совокупность исторических ценностей и

4005 отношений, которые сложились в обществе, и важнейшей, наверное, частью

4006 культуры, которая складывается в обществе, является образование, в том числе

4007 изучение исторического наследия - того, что было накоплено нашей цивилизацией

4008 и находится в музеях.

4009

4010 Вторая больная проблема (она как бы напрямую с этим связана) - это

4011 институциональные издержки, которые существуют у нас в обществе. Если мы

4012 проведём параллели, то мы поймём, что надо снижать институциональные издержки

4013 (это и для производства поможет, и для образования) и, наверное, сделать всё

4014 для того, чтобы образование у нас было более полным. Этот законопроект - я

4015 даже не сказал бы, что это серьёзный шаг, это маленький шажок навстречу

4016 нормальному образованию. Поэтому в этой части мне бы хотелось, чтобы депутаты

4017 подумали о том, что надо бы его принять. Здесь много было доводов у комитета,

4018 например такой, что на самом деле это не 56 миллионов, или вот отзыв

4019 правительства... Но, уважаемые депутаты, во всём мире партии формируют

4020 правительство и правительство исполняет роль партии. Уважаемые депутаты от

4021 "ЕДИНОЙ РОССИИ", давайте мы всё-таки отойдём от шаблона, что правительство

4022 формирует ваше мнение. Поэтому находить оправдание отрицательному отзыву

4023 правительства уже неудобно, наверное.

4024

4025 А по поводу денег я бы сказал следующее. Если мы возьмём, например, Рязанскую

4026 область, то все учителя Рязанской области получают в целом 550 миллионов (в

4027 бюджете 2010 года заложено 550 миллионов рублей), а в Рязанской области -

4028 более трёх тысяч учителей. А теперь мы посмотрим институциональные издержки:

4029 это губернатор, девятнадцать министров и четыреста человек, которые их

4030 обслуживают, - в бюджете заложено 1 миллиард 120 миллионов рублей! Вы

4031 понимаете, о чём мы тут говорим? А мы тут говорим, что мы не примем закон о

4032 том, чтобы учителя ходили, извините, в музеи бесплатно, потому что выпадающие

4033 доходы могут составить не 56 миллионов, а 60 миллионов. Ну хватит издеваться

4034 над собственным обществом! И так издеваются у нас над людьми в каждом

4035 субъекте. Денег нет - бедная Рязанская область, дотационная, страдают там,

4036 все чиновники с голода пухнут. 1 миллиард 120 миллионов рублей! Мы с вами

4037 отклоняем закон для учителей страны стоимостью 50, пускай 60, пускай даже 100

4038 миллионов рублей. Но одна Рязанская область может сократить свои

4039 административные расходы и добавить в бюджет 100 миллионов. Пускай там ездят

4040 на машинах, так сказать, чуть-чуть покороче, и бензина будут сжигать меньше,

4041 а лучше пускай сами на своих машинах ездят - зарплата у них достаточная. И у

4042 них, извините меня, разве что у гардеробщика служебной машины нет. Поэтому

4043 вот эти вещи тоже надо как-то сопоставлять.

4044

4045 Уважаемые депутаты, мы много говорим в последнее время об образовании, о

4046 поддержке учителей, но давайте хотя бы дадим им право в музеи ходить

4047 бесплатно, чтобы они в музеях проводили свои уроки. Я сам учился в школе, и я

4048 сам ходил в музеи, учителя нас водили в музеи. А сегодня в большинстве

4049 регионов России учителя не могут себе позволить 200 рублей заплатить за

4050 посещение музея. Поэтому призываю хотя бы вот этим маленьким шажком

4051 поддержать учителей и принять данный федеральный закон, а не думать о том,

4052 что у нас это сделают субъекты. Какие-то субъекты сделают, а какие-то, такие,

4053 как Рязанская область, никогда этого не сделают: у них бюджет, они дотацию

4054 хотят. У них дотационная область, они вот месторождение, крупнейшее в Европе,

4055 бесплатно отдали. Сейчас продлили, кстати говоря, на год лицензионное

4056 соглашение. Ни одного рабочего места... ни копейки в бюджет от этой

4057 организации за полтора года не поступило. Опять бесплатно продлили, да? А

4058 могли бы получить в бюджет области 5 миллиардов. Конкурс был объявлен - было

4059 пятеро желающих. А сейчас опять бесплатно продлили. Все прекрасно знают, как

4060 у нас "бесплатно" что-то выдаётся вне конкурса и как "бесплатно" всё

4061 продлевается.

4062

4063 Поэтому, уважаемые депутаты, прошу поддержать этот законопроект: хотя бы не

4064 стыдно будет в преддверии выборов просить учителей проголосовать за вашу

4065 партию, потому что, к сожалению, голосование для некоторых людей у нас

4066 тайное, некоторые уже перестали бояться и идут в кабинки и голосуют, как им

4067 сердце подсказывает, а не как им директор рекомендует.

4068

4069 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4070

4071 РОХМИСТРОВ М. С. Некоторые да.

4072

4073 Поэтому я думаю, что пора - хотелось бы повторить слова председателя вашей

4074 партии - перестать впустую болтать, а принимать законы, которые действительно

4075 поддерживают наших граждан.

4076

4077 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Марков, пожалуйста.

4078

4079 МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4080

4081 Уважаемые коллеги, представленный законопроект содержит хорошую, здравую

4082 мысль о том, что учителя должны иметь возможность посещать музеи, но мысль

4083 эта не доведена до уровня реального законопроекта, реального закона, она не

4084 продумана, поскольку в ней отсутствуют организационно-финансовые основания

4085 для реализации этого права учителей.

4086

4087 Кроме того, я полагаю, что мы должны решить это не только на уровне субъекта

4088 Федерации, а и на общефедеральном уровне - так обеспечивается равенство прав

4089 граждан, проживающих в различных субъектах Федерации. Я добавил бы, что кроме

4090 учителей правильно было бы обеспечить возможность студентам и школьникам

4091 посещать музеи, а также проводить занятия в музеях, и предоставить

4092 возможность музеям это сделать, сотрудничая со школами.

4093

4094 Помимо этого, я думаю, что мы должны подумать об увеличении в принципе

4095 времени работы музеев. Мы знаем, что представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",

4096 работающие в Комитете по культуре, уже поднимали этот вопрос, я думаю, что мы

4097 должны развивать его в дальнейшем. Это не дело, когда музеи заканчивают

4098 работать тогда, когда заканчивают работать нормальные люди, так как они не

4099 имеют возможности туда ходить. Кроме того, увеличение времени работы музеев в

4100 праздничные дни, особенно в такие каникулярные периоды, как, например,

4101 длительные рождественские праздники, одновременно снижает, между прочим,

4102 уровень пьянства и алкоголизма, поскольку создаёт условия для семейного

4103 отдыха: у людей появляется возможность вместе с детьми сходить в эти музеи,

4104 художественные и другие, и это способствует укреплению семейных ценностей.

4105

4106 Я думаю, что мы должны пойти по пути создания организационно-финансовых

4107 условий для реализации в том числе и этих прав учителей. Это, конечно, наша

4108 задача. Я думаю, что мы должны поддержать президента Дмитрия Анатольевича

4109 Медведева, который призывал кардинально изменить ситуацию в образовании так,

4110 чтобы был реализован проект "Наша новая школа" и чтобы у наших учителей

4111 прежде всего обеспечивался опережающими темпами рост доходов. Кстати сказать,

4112 благодаря "ЕДИНОЙ РОССИИ" это уже делается, как вы знаете, рост доходов

4113 учителей опережает средний рост доходов по стране.

4114

4115 Кроме того, мы должны обеспечить условия для того, чтобы учителя имели

4116 возможности для профессионального и личностного роста, в том числе

4117 предусмотреть в следующих бюджетах увеличение финансирования на

4118 переподготовку кадров - то, что было раньше, когда примерно раз в пять лет

4119 учитель имел возможность не за свой счёт, а за счёт, естественно,

4120 образовательных учреждений и общего бюджета пройти такую профессиональную

4121 подготовку. Мы должны обеспечить им возможности и для личностного роста,

4122 который включает и вот такую возможность посещать эти музеи.

4123

4124 Таким образом, я предлагаю запомнить то, что мы с вами обсуждаем. Я рад, что

4125 наши коллеги даже из оппозиции поддерживают политику Дмитрия Анатольевича

4126 Медведева, направленную на это. Мы запомним и в бюджет следующего года сразу

4127 будем закладывать условия для того, чтобы могли посещать музеи учителя и по

4128 возможности студенты и школьники, и не забудем об увеличении времени их

4129 работы, особенно в каникулярное время, для укрепления семейных ценностей и

4130 обеспечения возможностей для семейного отдыха.

4131

4132 Спасибо за внимание.

4133

4134 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4135

4136 Докладчик хотел бы выступить с заключительным словом? Нет. Содокладчик также

4137 нет. Представители президента, правительства не настаивают на участии в

4138 дискуссии.

4139

4140 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в

4141 статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Голосуйте, коллеги.

4142

4143 Покажите, пожалуйста, результаты.

4144

4145 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 04 сек.)

4146 Проголосовало за 127 чел.28,2%

4147 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4148 Воздержалось 0 чел.0,0%

4149 Голосовало 127 чел.

4150 Не голосовало 323 чел.71,8%

4151 Результат: не принято

4152

4153 Законопроект отклоняется.

4154