Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 643875-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

у Президента РФ
30.12.2012

Номер законопроекта:643875-5
Дата внесения законопроекта в ГД:14.12.2011
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/643875-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:30.12.2012
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:294-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Гильмутдинов Ильдар Ирекович, Депутат ГД
Коган Александр Борисович, Депутат ГД
Хинштейн Александр Евсеевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №643875-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Дата заседания 21.12.2012, номер заседания 69, строк в стенограмме 6487

О проекте федерального закона № 643875-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части страхования гражданской ответственности застройщиков, привлекающих средства граждан).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1874 Вопрос 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1875 законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу

1876 отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает

1877 Наталья Викторовна Бурыкина. Наталья Викторовна хотела бы сделать один доклад

1878 по двум законопроектам, то есть и по 11-му вопросу. Нет возражений? 11-й

1879 вопрос - это проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1880 законодательные акты Российской Федерации".

1881

1882 Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста.

1883

1884 БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

1885 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1886

1887 Уважаемые коллеги, оба законопроекта подготовлены к третьему чтению,

1888 замечаний правового и лингвистического характера не имеется, прошу

1889 поддержать.

1890

1891 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1892

1893 От фракции будут ли выступления по мотивам? Нет.

1894

1895 Выносим на "час голосования".

1896

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5005 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

5006 законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу

5007 отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

5008

5009 Включите режим голосования.

5010

5011 Покажите результаты.

5012

5013 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 39 сек.)

5014 Проголосовало за 332 чел.73,8 %

5015 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5016 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5017 Голосовало 332 чел.

5018 Не голосовало 118 чел.26,2 %

5019 Результат: принято

5020

5021 Закон принят.

5022

5023 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

5024 законодательные акты Российской Федерации".

5025

5026 Включите режим голосования.

5027

5028 Покажите результаты.

5029

5030 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 06 сек.)

5031 Проголосовало за 293 чел.65,1 %

5032 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

5033 Воздержалось 3 чел.0,7 %

5034 Голосовало 297 чел.

5035 Не голосовало 153 чел.34,0 %

5036 Результат: принято

5037

5038 Закон принят.

5039

Дата заседания 19.12.2012, номер заседания 68, строк в стенограмме 8741

О проекте федерального закона № 643875-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части страхования гражданской ответственности застройщиков, привлекающих средства граждан; принят в первом чтении 4 июля 2012 года с наименованием "О взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом строительстве").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2780 Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

2781 законодательные акты Российской Федерации".

2782

2783 Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста.

2784

2785 БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект был внесён коллегами

2786 Хинштейном, Коганом и другими, мы достаточно много замечаний по нему

2787 высказали.

2788

2789 Хочется выразить большую благодарность коллеге Хинштейну, который существенно

2790 доработал законопроект ко второму чтению. В данном случае предлагается

2791 механизм защиты прав дольщиков перед застройщиками, и я считаю, что

2792 достаточно хороший механизм предложен коллегой Хинштейном - это, скажем так,

2793 способ функционирования застройщиков, точнее, они могут функционировать

2794 только тогда, когда у них есть способ обеспечения. Отсутствие способа

2795 обеспечения не разрешает им привлекать средства дольщиков. Более того, там

2796 вводится гарантия по завершении договора: ещё два года застройщики будут

2797 нести ответственность перед дольщиками.

2798

2799 Я считаю, что законопроект существенно улучшился. Всего к нему поступило в

2800 комитет пятнадцать поправок, из них две поправки включены в таблицу принятых

2801 и тринадцать - в таблицу отклонённых. Предлагаю поддержать таблицу № 1.

2802

2803 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2804

2805 Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.

2806

2807 Ставлю таблицу на голосование.

2808

2809 Включите режим голосования.

2810

2811 Покажите результаты.

2812

2813 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 24 сек.)

2814 Проголосовало за 272 чел.60,4 %

2815 Проголосовало против 3 чел.0,7 %

2816 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2817 Голосовало 275 чел.

2818 Не голосовало 175 чел.38,9 %

2819 Результат: принято

2820

2821 Данная таблица принимается.

2822

2823 Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет.

2824

2825 Ставлю таблицу № 2 на голосование.

2826

2827 Включите режим голосования.

2828

2829 Покажите результаты.

2830

2831 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 50 сек.)

2832 Проголосовало за 276 чел.61,3 %

2833 Проголосовало против 2 чел.0,4 %

2834 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2835 Голосовало 278 чел.

2836 Не голосовало 172 чел.38,2 %

2837 Результат: принято

2838

2839 Таблица № 2 также принимается.

2840

2841 Наталья Викторовна, у вас есть предложения?

2842

2843 БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, в случае если законопроект будет поддержан,

2844 предлагаю его тоже на пятницу поставить в третьем чтении.

2845

2846 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2847

2848 Выносим законопроект на "час голосования".

2849

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7370 Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

7371 законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.

7372

7373 Включите режим голосования.

7374

7375 Покажите результаты.

7376

7377 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 45 сек.)

7378 Проголосовало за 293 чел.65,1 %

7379 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7380 Воздержалось 0 чел.0,0 %

7381 Голосовало 293 чел.

7382 Не голосовало 157 чел.34,9 %

7383 Результат: принято

7384

7385 Законопроект принят во втором чтении.

7386

Дата заседания 04.07.2012, номер заседания 38, строк в стенограмме 6771

О проекте федерального закона № 643875-5 "О взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом строительстве" (внесён депутатом Государственной Думы А. Е. Хинштейном, а также А. Б. Коганом в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1903 6-й пункт, о проекте федерального закона "О взаимном страховании гражданской

1904 ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого

1905 строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение

1906 (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом

1907 строительстве".

1908

1909 Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста.

1910

1911 ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1912

1913 Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня нам с вами предстоит рассмотреть

1914 крайне важный проект федерального закона, направленный на решение важнейшей

1915 социальной проблемы, сложившейся сегодня в России, - проблемы обманутых

1916 дольщиков. Для понимания скажу, что на сегодняшний день, по данным нашей

1917 рабочей группы, партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", по защите прав вкладчиков и

1918 дольщиков, в Российской Федерации насчитывается более ста тысяч семей

1919 пострадавших граждан, которые внесли свои кровные деньги в строительство

1920 домов, но, к сожалению, до настоящего времени не могут получить оплаченное

1921 ими жильё.

1922

1923 Мы с вами проделали большую работу по совершенствованию законодательства и

1924 решению этих проблем. Я напомню о том, что мы с вами приняли изменение в

1925 законодательство, которое ввело особый порядок банкротства застройщиков,

1926 привлекавших средства граждан. Мы с вами ужесточили законодательство,

1927 запретив привлечение любых средств по любым схемам, за исключением механизма

1928 долевого строительства, установив одновременно административную

1929 ответственность за нарушение этой нормы. Мы с вами закрыли обходную схему,

1930 когда компании-застройщики массово стали использовать для привлечения средств

1931 граждан создание аффилированных жилищно-строительных кооперативов. Однако

1932 главная проблема осталась нерешённой - это проблема защищённости тех денег,

1933 которые граждане вкладывали в долевое строительство. Законопроект "О взаимном

1934 страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства

1935 для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), за

1936 неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в

1937 долевом строительстве" направлен ровно на это - на создание эффективно

1938 работающего механизма, способного защитить деньги граждан.

1939

1940 Кратко суть этого законопроекта сводится к следующему. Создаётся механизм в

1941 виде общества взаимного страхования, членами общества взаимного страхования

1942 должны становиться все, без исключения, застройщики, привлекающие средства

1943 граждан. В случае неисполнения застройщиком своих обязательств перед

1944 гражданами - наступления страхового случая - средства, вложенные

1945 гражданами-дольщиками, возвращаются им в полном объёме. Наступлением

1946 страхового случая в соответствии с проектом закона является банкротство

1947 застройщика.

1948

1949 На данный законопроект на сегодняшний день получено заключение Правительства

1950 Российской Федерации. Ко второму чтению предлагается внести существенные

1951 изменения в законопроект, в частности расширить возможности застройщика по

1952 использованию защитных механизмов. Помимо обозначенного мною общества

1953 взаимного страхования мы также будем предлагать застройщику возможность

1954 выбора из ещё двух форм: либо коммерческого страхования, либо банковской

1955 гарантии на сумму привлечённых денег, то есть одной из трёх форм на выбор.

1956

1957 Мы убеждены в том, что принятие этого закона позволит наконец поставить

1958 заслон на пути появления новых обманутых дольщиков. Это крайне важно сделать,

1959 учитывая, что президентом страны дано поручение до конца текущего года

1960 завершить решение этой тяжелейшей проблемы, которая больно ударила по

1961 десяткам тысяч семей в большинстве регионов Российской Федерации.

1962

1963 Я прошу, уважаемые коллеги, поддержать проект данного федерального закона и

1964 выражаю уверенность в том, что совместными усилиями нам удастся и выполнить

1965 поручение президента, и помочь людям защитить их права.

1966

1967 Спасибо за внимание.

1968

1969 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич.

1970

1971 Наталья Викторовна Бурыкина.

1972

1973 БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

1974 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1975

1976 Уважаемые коллеги, я не буду повторять доклад Александра Евсеевича, скажу

1977 лишь, что комитет рассмотрел данный законопроект и в целом мы поддерживаем

1978 его концепцию. Мы считаем, что главной целью этого законопроекта является не

1979 создание общества взаимного страхования, а защита прав дольщиков и

1980 обеспечение дополнительной ответственности для застройщиков, и с учётом этого

1981 комитет высказал ряд критических замечаний по данному законопроекту. В целом

1982 предлагается расширить круг инструментов, обязательных для допуска

1983 застройщика на этот рынок. Помимо создания общества взаимного страхования,

1984 одного или нескольких, в зависимости от того, где застройщик осуществляет

1985 свою деятельность, предлагается также дополнить законопроект рядом

1986 инструментов, и все эти инструменты являются обязательными для осуществления

1987 профессиональной деятельности. В целом предлагается существенно проработать

1988 эти все инструменты, прописать их в законопроекте ко второму чтению, об этом,

1989 собственно говоря, написано и в заключении Правительства Российской

1990 Федерации, и только после этого законопроект может быть направлен на

1991 рассмотрение во втором чтении.

1992

1993 Ещё одна существенная новелла, которую мы хотели бы отметить. Мы считаем, что

1994 в любом случае введение дополнительных инструментов для защиты прав дольщиков

1995 и для защиты ответственных застройщиков в целом не должно привести к

1996 удорожанию строительства, что тоже является важной составляющей данного

1997 законопроекта.

1998

1999 С учётом изложенного комитет считает правильным поддержать данный

2000 законопроект и предлагает Думе принять его в первом чтении.

2001

2002 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна, присаживайтесь.

2003

2004 Какие имеются вопросы, коллеги? Прошу записаться.

2005

2006 Включите режим записи на вопросы.

2007

2008 Покажите список.

2009

2010 Иван Игнатьевич Никитчук, пожалуйста.

2011

2012 НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.

2013

2014 Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я хочу задать вопрос докладчику, Александру

2015 Евсеевичу.

2016

2017 Уважаемый Александр Евсеевич, закон, конечно, нужен, необходим, но не кажется

2018 ли вам, что его представление вами с трибуны было не очень удачным? Вы всю

2019 заслугу приписываете партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сначала устроили вот этот

2020 беспредел, а теперь, дескать, мы делаем благо. Не кажется ли вам, что при

2021 подаче законопроекта надо было честно сказать, что он появился только тогда,

2022 когда народ возмутился, когда возмущение приобрело организованные формы и

2023 когда вы просто вынуждены были под давлением этих застройщиков, бедных и

2024 обворованных, наконец-то написать законопроект и предложить его палате?..

2025 (Микрофон отключён.)

2026

2027 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн.

2028

2029 Микрофон включите, пожалуйста.

2030

2031 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо.

2032

2033 Иван Игнатьевич, не могу с вами согласиться. Безусловно, проблемы с

2034 несовершенством действующего законодательства есть, и этого никто никогда не

2035 скрывал. Я позволю себе напомнить, что, когда в 2004 году Государственная

2036 Дума четвёртого созыва принимала Федеральный закон № 214-ФЗ "Об участии в

2037 долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости...",

2038 профильный комитет возражал против этого, говорил о том, что закон в том виде

2039 был не проработан, не продуман. К сожалению, нас тогда не услышали, и в

2040 дальнейшем нам пришлось совершить целый ряд шагов, направленных на

2041 совершенствование законодательной базы, на исключение обходных путей, которые

2042 были, к сожалению, а также на устранение каких-либо сложностей.

2043

2044 Что касается политизации этой темы, то я являюсь категорическим противником

2045 этого и считаю, что политизация проблемы обманутых дольщиков, равно как и

2046 любой другой важнейшей темы, ведёт только к одному - к нерешению этих

2047 проблем. Вот хочу вам сказать как руководитель этого направления в "ЕДИНОЙ

2048 РОССИИ", что на протяжении пяти лет без митингов, без шума, без истерик и

2049 скандалов нам удалось решить проблемы десятков тысяч людей. И самый лучший и

2050 эффективный способ работы - не выводить людей на улицы, а приводить их в

2051 построенные дома.

2052

2053 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2054

2055 Валентин Степанович Романов.

2056

2057 РОМАНОВ В. С. Один вопрос к Александру Евсеевичу, а второй вопрос к Наталье

2058 Викторовне.

2059

2060 Уважаемый Александр Евсеевич, у меня множество вопросов по тексту

2061 законопроекта, ну вот один просто для примера. В статье 35 указывается, что

2062 учредительное собрание созывается организационным комитетом, формируемым

2063 федеральным органом исполнительной власти. Я правильно понимаю, что

2064 федеральный министр будет заниматься проведением собраний по конкретным

2065 домам? Их у нас по стране колоссальное количество! Самарская область, как

2066 известно, в числе рекордсменов горьких, так сказать.

2067

2068 А Наталье Викторовне вопрос принципиальный. Я понимаю, что юридически

2069 авторство за депутатами, а реально комитет не видит здесь прямого почерка

2070 страховых компаний, а также множества пунктов, где нечётко прописаны права

2071 как раз обманутых дольщиков?

2072

2073 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн.

2074

2075 ХИНШТЕЙН А. Е. Валентин Степанович, спасибо за вопрос.

2076

2077 Хочу согласиться с вами и заметить, что для Самарской области, которую мы с

2078 вами представляем в парламенте, проблема обманутых дольщиков является крайне

2079 важной и значимой. У нас на территории региона насчитывается порядка

2080 пятнадцати тысяч пострадавших семей. Мы, правда, не первые по России, а

2081 вторые, первое место занимает Московская область.

2082

2083 Отвечаю на ваш конкретный вопрос. Мне кажется, что вы не до конца внимательно

2084 прочитали текст законопроекта. Речь идёт не о том, что орган исполнительной

2085 власти - в данном случае это Министерство финансов - должен созывать такое

2086 собрание по каждому объекту и разбираться в ситуации с каждым объектом, а

2087 речь идёт о том, чтобы установить понятный системный контроль за

2088 деятельностью общества взаимного страхования со стороны органов

2089 исполнительной власти.

2090

2091 Хочу сказать, что, когда мы работали над этим законопроектом - я подчёркиваю:

2092 именно мы, потому что этот законопроект написан депутатами, мной и бывшим

2093 депутатом Думы предыдущих созывов, а ныне министром правительства Московской

2094 области по этой тематике Александром Борисовичем Коганом, а никакими не

2095 страховыми компаниями, - мы рассматривали различные возможные механизмы, в

2096 том числе было много доводов в пользу СРО, но мы остановились на обществе

2097 взаимного страхования именно по той причине, что оно позволяет установить

2098 жёсткий контроль со стороны государства за деятельностью этого общества. К

2099 сожалению, механизмы по установлению контроля за саморегулируемыми

2100 организациями у нас на сегодняшний день отсутствуют. Поэтому то, что орган

2101 исполнительной власти будет осуществлять контроль и надзор за деятельностью

2102 общества взаимного страхования, - это не только не минус, а, наоборот, это

2103 плюс и большое благо.

2104

2105 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич.

2106

2107 Александр Евсеевич ответил и на вторую часть вопроса - об авторстве по

2108 законопроекту.

2109

2110 Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста.

2111

2112 САВЕЛЬЕВ Д. И. Вопрос Александру Евсеевичу.

2113

2114 Мы все понимаем, что деньги во временном отношении имеют разную

2115 покупательную способность, то есть если на период начала строительства

2116 дольщик мог рассчитывать получить определённую сумму, эквивалентную, скажем,

2117 равную 33 квадратным метрам, то через пару лет эта сумма, эквивалентная

2118 квадратным метрам, может быть значительно меньше. И в связи с этим меня

2119 интересует, как будут учитываться инфляция и рост цен на стройматериалы и

2120 выполнение работ при расчёте страховых выплат.

2121

2122 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн.

2123

2124 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо.

2125

2126 Дмитрий Иванович, ну, этой проблемы, честно говоря, я не вижу по одной

2127 причине. Как я сказал в своём выступлении с трибуны, мы усовершенствовали

2128 законодательство, и на сегодняшний день единственным законным способом

2129 привлечения средств граждан в целях строительства многоквартирных домов

2130 является долевое строительство, то есть договор долевого участия. В свою

2131 очередь 214-й федеральный закон чётко устанавливает фиксированность цены

2132 договора. Иными словами, гражданин, дольщик, заключает договор долевого

2133 участия с застройщиком и сразу же выплачивает ему сумму по договору, ну,

2134 условно возьмём её, к примеру, 100 рублей. Эта цена является окончательной,

2135 она не подвергается никакой корректировке, никакое увеличение стоимости

2136 стройматериалов, инфляция и прочее не могут повлиять на изменение этой

2137 стоимости. В случае если застройщик, - если наш закон будет принят и начнёт

2138 реализовываться - оказался не в состоянии выполнить обязательства, наступило

2139 банкротство, наступил страховой случай, то, разумеется, гражданину будет

2140 возмещаться в полном размере сумма тех средств, которые он вложил. Не

2141 исключаем - и закон это предусматривает - и возможности, чтобы эта сумма

2142 дополнялась суммой реально нанесённого ущерба. Если говорить о цифрах, то, по

2143 нашему замыслу, нужно установить тем не менее предельный порог суммы, которая

2144 будет возвращаться, по аналогии со страхованием вкладов, работой Агентства по

2145 страхованию вкладов, АСВ. Мы полагаем, что эта сумма должна составлять не

2146 более 5 миллионов рублей. Речь идёт о нормальном жилье, не об элитке, не о

2147 домах на золотой миле Москвы, а о 90 с лишним процентах жилья, которое у нас

2148 в стране сегодня строится.

2149

2150 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2151

2152 Руслан Георгиевич Гостев.

2153

2154 ГОСТЕВ Р. Г. Я хочу поддержать, в общем-то, желание выработать

2155 соответствующий инструментарий, для того чтобы поддерживать наших дольщиков,

2156 которые попали в беду, и с этой точки зрения надо только приветствовать

2157 инициативу. Получилось так, что вопрос, который я готовил, был задан, но

2158 вместе с тем всё-таки в ответе Александра Евсеевича прозвучало так, что может

2159 быть... Речь идёт о потерях дольщиков. Вот пять лет строится квартира,

2160 объявляется банкротство, ставится вопрос о возвращении средств, но за пять

2161 лет, по самым скромным подсчётам, потеря - 20 процентов. Вот как, дольщик

2162 получит эти 20 процентов, восстановит их или нет?

2163

2164 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Евсеевич.

2165

2166 Микрофон побыстрее включайте.

2167

2168 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Руслан Георгиевич, попытаюсь более чётко ответить на

2169 вопрос.

2170

2171 Первое. Большие сомнения вызывает у меня возможность заключения договора

2172 долевого участия сроком на пять лет. Я хочу напомнить, что, помимо того что

2173 договор долевого участия, предусмотренный 214-м федеральным законом,

2174 устанавливает чёткость цены, он также устанавливает и конкретный срок

2175 исполнения этого договора. Более того, 214-й федеральный закон предоставляет

2176 гражданину большие права и возможности для защиты своих интересов в случае

2177 неисполнения застройщиком обязательств. С момента когда, условно говоря...

2178 Объясняю более популярно. Договор, как правило, заключается сроком от года до

2179 трёх лет, три года исходя из практики - это максимальный срок, как правило, в

2180 среднем это полтора - два года. Прошло два года, 1 января истёк срок, и

2181 начиная со 2 января начинают капать пени, точнее, гражданин вправе их

2182 истребовать, более того, гражданин вправе подать в суд иск не только о

2183 расторжении договора, но и потребовать применения иных мер реагирования.

2184

2185 Вопрос, который задаёте вы, Руслан Георгиевич, и задавали до этого другие

2186 коллеги, на мой взгляд, связан с тем, что до последнего времени, до 2010

2187 года, пока мы не усовершенствовали законодательство и не убрали обходные

2188 схемы, большинство средств граждан в России привлекалось - извините за

2189 непарламентское выражение - по кривым механизмам, когда можно было взять

2190 деньги на десять лет и ничего при этом людям не говорить, никаких

2191 обязательств перед ними не нести. Сегодня это невозможно. Сегодня

2192 единственной угрозой для дольщиков, которые внесли деньги в рамках закона о

2193 долевом строительстве, является банкротство, и наш закон направлен на то,

2194 чтобы эту проблему решить.

2195

2196 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2197

2198 Евдокия Ивановна Бычкова.

2199

2200 БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2201

2202 Александр Евсеевич, у меня два вопроса. Первый вопрос: не кажется ли вам -

2203 мне вот так кажется, - что мы вытесняем с рынка застройщиков предприятия

2204 малого бизнеса, особенно районного масштаба, неспособные создать страховой

2205 фонд? Это первый вопрос. И второй вопрос: почему не в пользу СРО

2206 рассматривается страхование? Вообще, 214-й закон, конечно же, замечательный,

2207 и этот законопроект, который вы предлагаете, о защите прав дольщиков,

2208 конечно, тоже очень важный, но мне хотелось бы понять, почему каждый

2209 застройщик должен страховать самостоятельно или объединяясь с организацией, а

2210 не через СРО.

2211

2212 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн.

2213

2214 ХИНШТЕЙН А. Е. Евдокия Ивановна, на этот вопрос очень простой ответ. Пусть

2215 малый застройщик в городах, в районах строит за собственные деньги или за

2216 заёмные и не привлекает деньги наших людей, и тогда ему не нужно будет ничего

2217 отчислять, а когда ты берёшь деньги у граждан, то ты должен эти деньги

2218 защитить. Поэтому, повторяю, никаких проблем нет. И кстати говоря, вот эти

2219 маленькие компании, маленькие застройщики, они-то в основном и создали те

2220 проблемы, которые сегодня у нас по России есть, я называл вам эти цифры

2221 дикие. Живопырки с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которые не имели ни

2222 оборота, ни объёма, ни технических возможностей, оставили без жилья и без

2223 денег десятки тысяч людей по стране. Мы должны с вами думать не о

2224 застройщиках, Евдокия Ивановна, не о малом бизнесе, а о наших гражданах.

2225

2226 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2227

2228 Анатолий Евгеньевич Локоть.

2229

2230 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Евсеевич, вот затронули тему СРО, я тоже

2231 хотел бы по СРО напомнить ситуацию. Некоторое время назад принимали закон,

2232 касающийся создания СРО, и тогда одним из аргументов в пользу принятия того

2233 законопроекта было именно то, что это позволит нести ответственность. Там

2234 тоже, кстати, предусмотрены некие фонды. Вопрос мой заключается в следующем:

2235 есть ли хоть один пример из вашей богатой практики, когда СРО помогла

2236 разрешить подобную коллизию, подобную проблему с недостроем?

2237

2238 Ну и второй вопрос. Всё-таки ясно, что финансовая нагрузка возрастает.

2239 Насколько, по вашему мнению, увеличится стоимость квадратного метра жилья в

2240 связи с созданием этого страхового фонда, в процентах хотя бы?

2241

2242 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн.

2243

2244 ХИНШТЕЙН А. Е. Анатолий Евгеньевич, спасибо за вопрос.

2245

2246 Первое. Дело в том, что уставные цели и задачи СРО носят совершенно иной

2247 характер. Задача СРО заключается не в том, чтобы обеспечивать защиту средств

2248 граждан или финансовую состоятельность участников СРО, а совершенно в другом.

2249 Случаи, когда СРО в рамках закона понесла бы ответственность, неизвестны,

2250 хотя бы потому, что такого вида деятельности, как привлечение средств граждан

2251 или инвестиций в жилище, на сегодняшний день нет, соответственно, нет таких

2252 профессиональных СРО.

2253

2254 Что касается второго вашего вопроса, он более существенен, и я, честно

2255 говоря, ждал, когда же коллеги его зададут. Безусловно, бесплатных пирожных

2256 не бывает, но смысл и механизм именно нашего предложения как раз состоит в

2257 том, что мы предлагаем максимально низкое дополнительное обременение. Те

2258 расчёты, которые мы сделали, причём по разным математическим моделям,

2259 показывают, что стоимость квадратного метра на первый год после вступления

2260 закона в силу увеличится незначительно, в среднем на 3-3,5 процента. Затем,

2261 когда рынок отрегулируют, потому что до сегодняшнего дня страховщики не

2262 понимают, что это за явление и с чем его едят, эта цифра снизится, по нашим

2263 расчётам, до 1,5-2 процентов. Это несопоставимо с тем ростом стоимости жилья,

2264 который мы имеем сегодня по России, и тем более несопоставимо с теми

2265 затратами, которые вынуждены сегодня нести опосредованно бюджеты разных

2266 уровней для решения проблем обманутых дольщиков.

2267

2268 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2269

2270 Алевтина Викторовна Апарина.

2271

2272 АПАРИНА А. В., фракция КПРФ.

2273

2274 Уважаемый Александр Евсеевич, вы сказали, что не надо политизировать, что это

2275 для народа закон и так далее. Мы согласны, но в данном случае вы сами

2276 политизируете, вы говорите, что не надо выводить людей на улицы. Ну почему мы

2277 не уважаем свой народ? Это же самоорганизация - есть сейчас организации

2278 общественников, которые вывели людей на улицы, а потом уже подключились в

2279 помощь и партии. Кстати, одной из первых именно фракция КПРФ внесла

2280 законопроект по этой проблеме, и как раз наша партия помогала гражданам в

2281 организации протестных акций и обращений в правоохранительные органы.

2282

2283 Мой вопрос к вам: советовались вы с этими общественными организациями, потому

2284 что закон написан как-то небрежно? Советовались вы, скажем, с депутатами

2285 нашей фракции - авторами законопроекта или с депутатами других фракций,

2286 потому что это общая проблема?

2287

2288 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, пожалуйста.

2289

2290 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Алевтина Викторовна. Не знал я, что вы глубокий

2291 специалист в части механизмов страхования, проблем обманутых дольщиков,

2292 поэтому не очень принимаю ваш упрёк в том, что законопроект написан небрежно.

2293 Закон написан не небрежно, а тщательно, и ко второму чтению он будет ещё

2294 усовершенствован.

2295

2296 Что касается политизации или неполитизации данной проблемы. Я не хотел бы

2297 сейчас развивать дискуссию, но могу сказать лишь одно: активность участия

2298 оппозиционных политических партий, и в первую очередь КПРФ, в решении проблем

2299 обманутых дольщиков обычно, так скажем, прямо пропорциональна избирательным

2300 кампаниям, в то время как мы - рабочая группа, которую я возглавляю, - этим

2301 занимаемся постоянно, на системной основе, безотносительно к выборам,

2302 каким-либо иным явлениям и так далее. Нет ничего проще, чем вывести людей на

2303 улицы - людей, которые, конечно же, обижены, людей, у которых иссякло

2304 терпение, - но гораздо сложнее найти механизмы и инструменты для того, чтобы

2305 решить их проблемы: завершить строительство объекта, обеспечить жильём. Я

2306 готов с вами поменяться (при условии, что вы продолжите ту работу, которую

2307 вели мы до настоящего времени): мы будем выводить людей на улицы, а вы будете

2308 достраивать дома.

2309

2310 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2311

2312 Оксана Генриховна Дмитриева.

2313

2314 ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2315

2316 Я хотела бы ещё раз всё-таки повторить вопросы. Самое главное в этом - оценка

2317 финансовой устойчивости самого общества взаимного страхования, поэтому

2318 всё-таки какова будет ставка страхового взноса от тех средств, которые

2319 привлекает застройщик? Это первое.

2320

2321 Кто будет регулятором общества взаимного страхования, кто будет оценивать

2322 финансовую устойчивость самого общества и задавать определённые нормативы?

2323 Это второй вопрос.

2324

2325 И третий вопрос, по поводу размещения средств страхового резерва. В статье 32

2326 законопроекта сказано, что средства страхового резерва размещаются в

2327 государственные ценные бумаги, в акции российских эмитентов, в

2328 государственные ценные бумаги иностранных государств, в облигации и акции

2329 иных иностранных эмитентов, то есть размещение средств страхового...

2330 (Микрофон отключён.)

2331

2332 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, пожалуйста.

2333

2334 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Сергей Евгеньевич.

2335

2336 Что касается первого вопроса, мы доработаем это ко второму чтению, чтобы было

2337 понятно. Что касается второго вопроса, то обеспечивать деятельность общества

2338 взаимного страхования, как я ранее уже сказал, с точки зрения контроля со

2339 стороны государства будет Министерство финансов. А что касается третьего

2340 вопроса, - к сожалению, вы его не озвучили до конца, - то вопрос размещения,

2341 безусловно, не является предметом данного законопроекта. Он будет решаться

2342 общим собранием общества взаимного страхования под надзором органа

2343 исполнительной власти - Министерства финансов.

2344

2345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2346

2347 Антон Владимирович Беляков.

2348

2349 БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич.

2350

2351 Вот Оксана Генриховна задала как раз тот вопрос, на который я не получил

2352 ответа. Сколько будет составлять страховой взнос? При тех объёмах, которые

2353 сегодня есть, - Александр Евсеевич, вы это знаете, мы с вами на эту тему

2354 дискутировали - нужно, чтобы взнос составлял минимум 7,5 процента от суммы

2355 сделки, для того чтобы можно было застраховать, вы сами говорили о чудовищных

2356 объёмах. Откуда сейчас появились вот эти цифры - 1,5 процента, 0,5 процента,

2357 если мы знаем, какое количество нарушений в данной сфере? Реальная цифра,

2358 которую мы с вами в том числе обсуждали, - это 10 процентов, до 10 процентов

2359 доходил рост стоимости квадратного метра. Поясните, пожалуйста, в какой

2360 момент эти разночтения появились?

2361

2362 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, пожалуйста.

2363

2364 ХИНШТЕЙН А. Е. Антон Владимирович, первое, я совершенно точно помню, что

2365 цифры "полпроцента" и "процент" я не называл.

2366

2367 Второе. На сегодняшний день те проработки, которые у нас есть, говорят о

2368 средней нетто-ставке тарифа к взносу порядка 3 процентов. За счёт чего

2369 сложилась эта сумма? Мы считали это со специалистами исходя из общего объёма

2370 средств, находящихся на рынке долевого строительства, и количества тех

2371 компаний, которые проходят процедуру банкротства. Сегодня число компаний,

2372 проходящих через процедуру банкротства, снижается, и это означает, что

2373 страховые риски тоже снижаются, и это означает, что нетто-ставка тарифа будет

2374 снижаться. Поэтому я и говорю, что в первый год, пока рынок эту систему не

2375 понимает, ставка будет составлять 3 процента, соответственно, дополнительные

2376 затраты, дополнительный рост составит порядка 3,5 процента. Отмечу, что

2377 преимущество общества взаимного страхования состоит в том, что не требуется

2378 средств на содержание его как такового, а если бы мы пошли по пути СРО, то

2379 это значительно увеличило бы затраты. Затем, поскольку, повторяю, будет идти

2380 снижение объёмов банкротства и рынок вытеснит недобросовестных застройщиков,

2381 тем более после вступления в силу этого закона (в том случае, если мы его

2382 поддержим), эта цифра будет снижаться и, по нашим оценкам, составит порядка 2

2383 процентов.

2384

2385 Ещё одно, коллеги, и я вновь обращаю на это ваше внимание: мы сегодня

2386 принимаем законопроект в первом чтении, ко второму чтению мы намерены, мы

2387 планируем включить в него ещё два механизма. Таким образом, у застройщика

2388 будет выбор между обществом взаимного страхования, банковской гарантией или

2389 коммерческим страхованием.

2390

2391 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2392

2393 Очевидно, есть желающие выступить. Прошу записаться.

2394

2395 Включите режим записи на выступления.

2396

2397 Покажите список.

2398

2399 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2400

2401 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции? Давайте.

2402

2403 Дмитрий Иванович Савельев. Семиминутное выступление.

2404

2405 САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Я постараюсь покороче.

2406

2407 Сейчас повсеместно вводится страхование гражданской ответственности. Мы уже в

2408 своё время утвердили на государственном уровне ОСАГО. Пора то же самое

2409 сделать и в строительстве, потому что наши граждане слишком часто не получают

2410 квартиры, за которые они заплатили, из-за того что застройщик не выполнил

2411 свои обязательства. По-хорошему, законопроект, который мы обсуждаем сейчас,

2412 нужно было бы принять сразу же после того, как появилось само долевое

2413 строительство.

2414

2415 К сожалению, у данного законопроекта есть недочёты, большинство из которых

2416 упомянуто в заключении комитета, так что повторяться не буду, однако есть

2417 моменты, которые лично меня смущают. Я согласен с комитетом: создание одного

2418 общероссийского общества взаимного страхования нерационально, это может

2419 привести к ряду всем известных нарушений. Со своей стороны могу заметить,

2420 что, если обществ будет несколько, что вполне логично, тогда нужно обратить

2421 внимание на пункт 3 статьи 11, в котором прописано, что правила взаимного

2422 страхования застройщиков утверждаются общим собранием членов общества

2423 взаимного страхования застройщиков. На мой взгляд, было бы правильно в виде

2424 приложения к законопроекту утвердить типовой список правил, чтобы

2425 определённым образом унифицировать работу обществ. Кроме того, в силу того

2426 что такие организации создаются впервые, у их создателей могут возникнуть

2427 определённые трудности с выработкой правил, так что, с одной стороны,

2428 рекомендуемое типовое положение будет определённой помощью обществу, а с

2429 другой стороны, государству не стоит пускать такие вещи на самотёк: лучше

2430 проконтролировать общество на стадии создания, чем впоследствии принимать

2431 оч

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5271 Пункт 6, о проекте федерального закона "О взаимном страховании гражданской

5272 ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого

5273 строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение

5274 (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом

5275 строительстве".

5276

5277 Включите режим голосования.

5278

5279 Покажите результаты.

5280

5281 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 25 сек.)

5282 Проголосовало за 238 чел.52,9 %

5283 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5284 Воздержалось 1 чел.0,2 %

5285 Голосовало 239 чел.

5286 Не голосовало 211 чел.46,9 %

5287 Результат: принято

5288

5289 Принят в первом чтении.

5290