Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 65962-5 О внесении изменений в статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

О внесении изменений в статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

в первом чтении
08.04.2009

Номер законопроекта:65962-5
Комментарий законопроекта:в части уточнения оснований отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
Дата внесения законопроекта в ГД:30.05.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/65962-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Профильный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:08.04.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1916-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Московская городская Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №65962-5 О внесении изменений в статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

в части уточнения оснований отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Дата заседания 08.04.2009, номер заседания 85, строк в стенограмме 6917

О проекте федерального закона № 65962-5 "О внесении изменений в статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня земельных участков, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5154 Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3-1

5155 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской

5156 Федерации". Доклад представителя Московской городской Думы Александра

5157 Борисовича Милявского.

5158

5159 Александр Борисович, пожалуйста.

5160

5161 МИЛЯВСКИЙ А. Б., представитель Московской городской Думы.

5162

5163 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект представляемого

5164 закона направлен на устранение неточностей, допущенных в статье 3-1

5165 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской

5166 Федерации". В соответствии с действующими нормами указанного закона к

5167 собственности субъектов Российской Федерации относятся также и земельные

5168 участки, на которых расположены находящиеся в собственности таких субъектов

5169 здания и сооружения. При этом к собственности таких субъектов Российской

5170 Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, эта

5171 норма применяется только в отношении земельных участков, расположенных в

5172 границах этих субъектов. То есть фактически, если коротко сказать, что

5173 получается? Что любой субъект Российской Федерации, имея представительство,

5174 скажем, в Москве, или в Ростовской, или Воронежской области, может оформить

5175 земельный участок под своим зданием в собственность, а Москва и

5176 Санкт-Петербург в силу ошибки фактически в законе, из-за того, что вместо

5177 слов "а также" была поставлена запятая, землю под своими представительствами

5178 в любых регионах Российской Федерации оформить не могут. Первая часть моего

5179 предложения - я предлагаю это устранить, внести изменение в закон: вместо

5180 запятой добавить слова "а также", фактически больше ничего.

5181

5182 Также предлагается ещё новелла в законодательство. Она состоит в чём?

5183 Дополнить статью 3-1 новым пунктом, пунктом 6. Этот пункт позволит

5184 регистрировать право собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга на

5185 сформированные земельные участки, на которых нет зданий и сооружений. Дело в

5186 том, что все земельные участки в Российской Федерации принадлежат или

5187 Российской Федерации, или субъектам, или органам управления или находятся в

5188 частной собственности, однако есть некоторые участки, которые не находятся ни

5189 в чьей собственности, то есть собственность на них не определена. При этом

5190 участки могут быть как и разграничены, так и не разграничены.

5191

5192 Предлагается что? После кадастрирования участков, то есть разграничения этих

5193 участков, когда они поступают в реальный оборот, актом субъекта Федерации,

5194 если этот участок не находится ни в чьей собственности, оформлять его в

5195 собственность субъекта Федерации. Это вторая часть предложения.

5196

5197 Всё, спасибо большое.

5198

5199 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5200

5201 Содоклад от комитета сделает Марсель Харисович Юсупов. Пожалуйста.

5202

5203 ЮСУПОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5204

5205 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данным законопроектом

5206 предлагается расширить основания отнесения земельных участков к собственности

5207 городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Так,

5208 предусматривается, что к собственности указанных субъектов Российской

5209 Федерации могут относиться не только земельные участки, которые расположены в

5210 границах городов федерального значения, но и земельные участки на территории

5211 других субъектов Российской Федерации.

5212

5213 Кроме этого, законопроектом предлагается также в качестве основания для

5214 регистрации права собственности Москвы и Санкт-Петербурга на земельные

5215 участки определить акты органов власти этих субъектов об утверждении проектов

5216 границ незастроенных земельных участков, которые расположены в границе

5217 городов федерального значения. С принятием Федерального закона "О

5218 государственном кадастре недвижимости" понятие "проект границ земельного

5219 участка" исключено из законодательства, а вопросы образования земельных

5220 участков урегулированы по-новому. В обосновании предлагаемых изменений авторы

5221 законопроекта указывают на необходимость устранения правовой неопределённости

5222 в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности

5223 до её разграничения, и препятствий для их использования. Однако из

5224 предлагаемой редакции можно сделать вывод, что речь идёт не только о

5225 земельных участках, находящихся в неразграниченной государственной

5226 собственности, но и о любых незастроенных земельных участках, в том числе

5227 находящихся в частной собственности. Такой подход является неправомерным. При

5228 этом какие-либо ограничения на использование земельных участков,

5229 государственная собственность на которые не разграничена, законодательством

5230 не установлены и отсутствует правовая неопределённость в отношении указанных

5231 земель. Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 3-1 Федерального закона "О

5232 введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение

5233 земельными участками, государственная собственность на которые не

5234 разграничена, в городах федерального значения осуществляется органами

5235 исполнительной власти этих субъектов, если их законами не установлено, что

5236 данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления

5237 внутригородских муниципальных образований. При этом отсутствие

5238 государственной регистрации права собственности на земельные участки,

5239 государственная собственность на которые не разграничена, не является

5240 препятствием для распоряжения такими земельными участками. Таким образом,

5241 предлагаемые изменения являются излишними.

5242

5243 На законопроект получены отрицательный отзыв правительства, отрицательное

5244 заключение ГПУ.

5245

5246 Учитывая изложенное, комитет не поддерживает законопроект и рекомендует

5247 Государственной Думе отклонить его.

5248

5249 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марсель Харисович, пока оставайтесь на

5250 трибуне.

5251

5252 Есть ли вопросы, коллеги? Есть один вопрос у депутата Рохмистрова.

5253

5254 Пожалуйста, включите микрофон.

5255

5256 РОХМИСТРОВ М. С. У меня один вопрос к комитету. Вот здесь первый докладчик от

5257 имени авторов этого законопроекта говорил, что всем субъектам, кроме Москвы и

5258 Санкт-Петербурга, дано право оформлять в собственность земельные участки под

5259 своими представительствами в Москве и в Санкт-Петербурге, а Москве и

5260 Санкт-Петербургу нельзя оформить землю под своими представительствами в

5261 других субъектах. Действительно это существует, такая коллизия, или нет

5262 этого?

5263

5264 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

5265

5266 ЮСУПОВ М. Х. То, что вы говорите о регистрации земельных участков других

5267 субъектов Федерации, находящихся на территории Москвы и Санкт-Петербурга, -

5268 безусловно, вы здесь правы. Что касается второй части вашего вопроса, то

5269 здесь, скажем... Мы сегодня уже обсуждали с Александром Борисовичем эту

5270 норму. Я думаю, что более детально он сейчас пояснит именно суть вносимых

5271 изменений, поскольку является автором проекта закона.

5272

5273 Александр Борисович, я вам переадресую вопрос.

5274

5275 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Резника Владислава Матусовича включите

5276 микрофон нашему докладчику.

5277

5278 Пожалуйста.

5279

5280 МИЛЯВСКИЙ А. Б. Сегодня закон трактует как? Пункт 4 статьи 3-1: "К

5281 собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения

5282 Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2

5283 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской

5284 Федерации". То есть потому, что было написано "пунктах 2 и 3", а не "пунктах

5285 2, а также 3", получается, что Москва и Санкт-Петербург, к сожалению, не

5286 могут оформлять эти земельные участки, а любые другие субъекты их могут

5287 оформлять не только на территории Москвы и Санкт-Петербурга, а и на

5288 территории всех, любых субъектов. Когда мы вносим слова "а также", мы как бы

5289 разделяем. И Москва, и Санкт-Петербург с точки зрения Конституции,

5290 получается, фактически не ущемлены, а законодатель в рабочем варианте

5291 установил изначально для Москвы и Санкт-Петербурга в силу стилистической

5292 ошибки ограничение, и это ограничение ущемляет права двух наших федеральных

5293 городов. Это всё.

5294

5295 Спасибо.

5296

5297 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович.

5298

5299 Вопрос Четверикова Александра Владимировича.

5300

5301 Микрофон включите.

5302

5303 ЧЕТВЕРИКОВ А. В. У меня вопрос к автору законодательной инициативы.

5304

5305 Вторым аргументом за принятие данного законопроекта служила невозможность

5306 пользоваться так называемыми ничейными земельными участками. По действующему

5307 земельному и общегражданскому законодательству ничейного имущества, в том

5308 числе и земельных участков, в России нет и быть не может. Всё, что ничейное,

5309 относится к федеральной собственности. Поэтому я хотел бы получить

5310 разъяснение, что значит ничейное? Ничейное обращается в федеральную

5311 собственность. На мой взгляд, данный аргумент несостоятелен.

5312

5313 МИЛЯВСКИЙ А. Б. Да, я отвечу. Дело в том, что, может быть, вы не совсем

5314 правильно поняли. Тут не в ничейности вопрос, тут стоит вопрос о

5315 собственности. Участки неразграниченные, то есть неоткадастрированные или

5316 откадастрированные, но собственность которых не определена, действительно

5317 относятся к Российской Федерации, но сегодня субъекту даётся право управлять

5318 этими участками. И я предлагаю что сделать? В случае откадастрирования этих

5319 участков, то есть внесения их в кадастр с указанием границ, при издании акта

5320 субъекта Федерации относить их к собственности субъекта Федерации, то есть

5321 передавать их уже в собственность конкретного субъекта Федерации. В этом

5322 основное предложение.

5323

5324 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

5325

5326 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

5327

5328 К автору законодательной инициативы у меня вопрос.

5329

5330 Не кажется ли вам, что обособление Москвы и Санкт-Петербурга уже сегодня как

5331 бы вырывается из конституционного поля и вызывает негативное восприятие?

5332 Почему вы хотите быть особенными?

5333

5334 МИЛЯВСКИЙ А. Б. Я хочу пояснить. Дело в том, что мы как раз, наоборот, хотим

5335 быть как все, потому что права Москвы и Санкт-Петербурга в силу

5336 стилистической ошибки были ущемлены, и не более того. Москва и

5337 Санкт-Петербург, как и любой другой субъект Федерации, хотят пользоваться

5338 равными правами, что закреплено в Конституции и в федеральных законах.

5339

5340 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь.

5341

5342 Есть ли желающие выступить?

5343

5344 Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.

5345

5346 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Ну, то,

5347 что у нас закон о разграничении земель написан левой ногой, уже давно понятно

5348 всем, и вносить в него изменения надо. Потому что та коллизия, которая

5349 сложилась, когда у субъектов отбирают землю, когда у Российской Федерации

5350 землю отжимают... Сейчас как бы кризис немножко спал, спал накал, но всё вот

5351 это рейдерство, с которым до кризиса мы дружно все боролись, принимая пакеты

5352 законов, оно как-то ушло в область земельных отношений. И там совершенно

5353 беспрецедентные вещи происходят как раз потому, что это совершенно чётко

5354 прописано, а законодательной базы для того, чтобы привлечь кого надо к

5355 уголовной или ещё какой-нибудь ответственности, нет.

5356

5357 В то же время здравое зерно в законопроекте - два крупнейших субъекта, Москва

5358 и Санкт-Петербург, действительно ущемлены в своих правах, стилистическая это

5359 или нестилистическая ошибка, - действительно есть, если сами субъекты

5360 обращаются с этим вопросом. Если есть желание у Москвы и Санкт-Петербурга

5361 идти в другие субъекты, это надо только приветствовать. Поэтому я считаю, что

5362 да, какие-то нормы по закону нарушены, какие-то там вещи, собственно говоря,

5363 не стыкуются с сегодняшним законодательством. Может быть, действительно

5364 концепцию поддержать надо, именно в части того, чтобы устранить вот эту

5365 несправедливость в отношении Москвы и Санкт-Петербурга? Всё-таки это

5366 крупнейшие субъекты в нашей стране, они несут на себе нагрузку, практически и

5367 тот и другой, столичных функций, и их просто необходимо как-то поддерживать.

5368 Ну и, может быть, вторую часть надо немножко подкорректировать, потому что

5369 действительно очень много коллизий в части распоряжения земельными участками,

5370 которые не вошли ни в одну из категорий и на которых не стоят объекты, но тем

5371 не менее они находились в обороте. И примеров можно привести... Вот я знаю

5372 достаточно много примеров, когда Москва сдавала земельные участки одним

5373 строителям, другим строителям, но ничего они не построили, а сейчас и

5374 построить не могут, потому что они вошли в категорию неразграниченных земель,

5375 которыми распоряжаться уже Москва не может, такие прецеденты есть.

5376

5377 Собственно говоря, я думаю, что в первом чтении можно поддержать этот

5378 законопроект и доработать уже ко второму чтению в соответствии со всеми

5379 требованиями.

5380

5381 Спасибо.

5382

5383 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5384

5385 Депутат Гончар Николай Николаевич.

5386

5387 ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5388

5389 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! С моей точки зрения,

5390 данный законопроект необходимо поддержать обязательно. Как бы ни трактовал

5391 этот законопроект и действующий закон "О введении в действие Земельного

5392 кодекса Российской Федерации" наш комитет, не случайно представитель

5393 комитета, получив вопрос, адресовал вторую часть его к представителю

5394 Московской городской Думы. Это означает, что у самого комитета позиция до

5395 конца не сформулирована. Есть это ущемление или нет? По факту

5396 правоприменительной практики это есть, а конституционную норму никто не

5397 отменял. Это первое.

5398

5399 Теперь второе. Все хорошо знаем, что любые спорные, неурегулированные вопросы

5400 являются источником теневого дохода, и особенно земельные, поэтому необходимо

5401 всё внятно и чётко прописать.

5402

5403 Кстати говоря, позиция комитета - в заключении. Комитет считает, что данный

5404 вопрос требует дальнейшего обсуждения с участием всех заинтересованных

5405 сторон. Если вы считаете, что вопрос требует обсуждения, зачем вы выносите на

5406 заседание Государственной Думы предложение данный законопроект отклонить?

5407 Предлагаю поддержать.

5408

5409 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5410

5411 Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Есть

5412 ли желание у докладчика сказать несколько слов?

5413

5414 Пожалуйста.

5415

5416 МИЛЯВСКИЙ А. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Прошу

5417 вашего внимания. Дело в том, что данная законодательная инициатива состоит из

5418 двух частей. Первая часть - это устранение коллизии, несправедливости по

5419 отношению к двум субъектам Федерации - Москве и Санкт-Петербургу. Вторая

5420 часть относится именно к тому, чтобы дать возможность эти земли

5421 неопределённого пользования, уже откадастрированные, всё-таки отдавать

5422 субъектам Федерации, если они не приняли акт субъекта Федерации.

5423

5424 Если прочитать то, что пишет правительство, то фактически правительство не

5425 против первой части, где предлагается устранить коллизию в законе, но

5426 правительство против второй части, оно не считает нужным передавать

5427 неразграниченные земли субъектам Федерации по их картам.

5428

5429 Уважаемые депутаты, если вы не поддерживаете вторую часть, мы можем это

5430 исправить поправками. Я очень прошу вас принять в первом чтении и уже потом

5431 поправками поправить то, с чем не согласны вы и правительство.

5432

5433 Прошу поддержать. Потому что, поймите, я этот законопроект внёс в марте

5434 прошлого года в Московскую городскую Думу, в мае он был уже у вас, прошёл

5435 фактически год - и только сейчас он рассматривается. Представляете, сколько

5436 сложностей у Москвы, сколько неоформленных документов по всей стране, и не

5437 только в Москве и в Санкт-Петербурге, плюс ещё неравенство?!

5438

5439 Прошу вас, депутаты, поддержите!

5440

5441 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Борисович.

5442

5443 Есть ли желание высказаться у Марселя Харисовича? Нет?

5444

5445 Так, коллеги, кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу

5446 определиться голосованием.

5447

5448 Покажите результаты голосования.

5449

5450 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 54 сек.)

5451 Проголосовало за 30 чел.6,7%

5452 Проголосовало против 35 чел.7,8%

5453 Воздержалось 0 чел.0,0%

5454 Голосовало 65 чел.

5455 Не голосовало 385 чел.85,6%

5456 Результат: не принято

5457

5458 Не принято.

5459