Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 66499-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

опубликован
05.05.2017

Номер законопроекта:66499-7
Комментарий законопроекта:в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций
Дата внесения законопроекта в ГД:28.12.2016
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/66499-7
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:05.05.2017
Статус законопроекта:Опубликование закона
Фаза статуса законопроекта:Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка):
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Агаев Ваха Абуевич, Депутат ГД
Азимов Рахим Азизбоевич, Депутат ГД
Аксаков Анатолий Геннадьевич, Депутат ГД
Водолацкий Виктор Петрович, Депутат ГД
Выборный Анатолий Борисович, Депутат ГД
Гаджиев Магомед Тажудинович, Депутат ГД
Журавлев Николай Андреевич, Член СФ
Полетаев Владимир Владимирович, Член СФ
Гулевский Михаил Владимирович, Депутат ГД
Дивинский Игорь Борисович, Депутат ГД
Изотов Алексей Николаевич, Депутат ГД
Козенко Андрей Дмитриевич, Депутат ГД
Лященко Алексей Вадимович, Депутат ГД
Николаев Николай Петрович, Депутат ГД
Николаев Олег Алексеевич, Депутат ГД
Олейников Юрий Павлович, Депутат ГД
Скриванов Дмитрий Станиславович, Депутат ГД
Шилков Данил Евгеньевич, Депутат ГД
Шулепов Евгений Борисович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №66499-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций

Дата заседания 21.04.2017, номер заседания 41, строк в стенограмме 7767

О проекте федерального закона № 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2511 Уважаемые коллеги, переходим к 6-му вопросу повестки дня. Проект федерального

2512 закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

2513 Федерации". Доклад Игоря Борисовича Дивинского.

2514

2515 Пожалуйста.

2516

2517 ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К

2518 рассмотрению Госдумой в третьем чтении предлагается законопроект о создании

2519 Фонда консолидации банковского сектора.

2520

2521 Нововведение, предусмотренное в законопроекте, позволяет перейти от кредитной

2522 схемы к прямому участию регулятора в капитале санируемых банков, то есть при

2523 санации банков будет создана управляющая компания, стопроцентная "дочка"

2524 Центрального банка, которая будет напрямую направлять деньги в капитал

2525 санируемого банка и управлять процедурой его финансового оздоровления, а не

2526 накачивать льготными, по полпроцента годовых, длинными, как говорят в

2527 банковской среде, кредитами банки-санаторы, как происходит сейчас. Это

2528 позволит сократить расходы Центрального банка на санацию банков, повысить

2529 эффективность контроля за такими расходами и значительно уменьшить срок

2530 санации. Этот подход также будет способствовать исключению зависимости

2531 санации от финансового состояния банка-санатора и создаст равные конкурентные

2532 условия для санированных и обычных банков. Новый механизм позволит снизить

2533 риск, связанный с приобретением санируемых банков слабыми инвесторами с

2534 намерением перевести в них свои токсичные активы для улучшения собственного

2535 финансового положения, что часто влечёт за собой дополнительные затраты

2536 государства на санацию.

2537

2538 Ещё одно немаловажное нововведение: законопроект запрещает возможность

2539 выплаты "золотых парашютов" руководителям банков, подпавших под санацию. В

2540 Фонд консолидации банковского сектора могут быть переданы не только банки,

2541 нуждающиеся в санации, но и нормально работающие, с так называемыми уставшими

2542 собственниками. Эти бизнесмены вошли в банковский бизнес давно, а выйти из

2543 него не получается: продать невозможно, спроса нет, закрыть банк почти

2544 нереально, передать бизнес некому, а денег на развитие больше нет. С помощью

2545 Фонда консолидации банковского сектора появляется возможность помочь

2546 собственникам с достоинством выйти из бизнеса без негативных последствий для

2547 клиентов банка и государства. По завершении санации банков предполагается их

2548 продажа новому владельцу на открытом аукционе, проводимом Банком России.

2549 Кредитные организации, которые уже проходят процедуру оздоровления при

2550 участии АСВ, будут продолжать выполнять планы финансового оздоровления до

2551 полного завершения принятых обязательств.

2552

2553 Законопроект согласован со всеми заинтересованными министерствами и

2554 ведомствами, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет по финансовому рынку

2555 рекомендует поддержать законопроект в третьем чтении.

2556

2557 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по

2558 мотивам от фракций? Есть.

2559

2560 Включите режим записи.

2561

2562 Пожалуйста, покажите список.

2563

2564 По ведению - Иванов Сергей Владимирович.

2565

2566 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я в плане информации, вы ничего не

2567 нарушали по порядку ведения. Я хотел бы уточнить: мы коллеге Станкевичу

2568 поручали фиксировать, раскрываются ли мотивы голосования в выступлениях

2569 представителей фракций по мотивам в третьем чтении?

2570

2571 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ему никто не поручал, так же как и вам, когда вы иногда

2572 выступаете... Это ваше право, а наша задача - обеспечить, чтобы никто на него

2573 не посягал.

2574

2575 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, фракция КПРФ.

2576

2577 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, мы считаем, что предложенный законопроект

2578 решает вопрос частично, не в полной мере. Несколько цифр: за прошлый и за

2579 позапрошлый годы отозваны лицензии у 217 кредитных организаций; по данным

2580 МВД, за прошлый год число финансовых преступлений во всех кредитных

2581 учреждениях увеличилось, ущерб от них составил 76 процентов общего ущерба,

2582 убыток составил 267 миллиардов рублей. В то же время МВД констатировало, что,

2583 к сожалению, большая часть всех финансовых операций защищена законом. С моей

2584 точки зрения, эти поправки как раз должны купировать, решить эти вопросы,

2585 которые изложены в докладе МВД, но данный законопроект не решает их в полной

2586 мере.

2587

2588 К тому же Центробанк потратил на санацию банков более триллиона рублей,

2589 причём некоторые кредитные учреждения санировались по три раза, но вы

2590 назовите хоть одно громкое дело! Понимаете, это настоящий инструмент по

2591 обогащению ни на чём! С нашей точки зрения, надо было бы вместе с этим

2592 законом - по примеру американцев, китайцев, японцев - вносить изменения в

2593 Уголовный кодекс. У американцев финансовые и налоговые преступления караются

2594 жёстче всего - у нас то же самое надо делать, в противном случае мы никогда

2595 не наведём порядок, потому что крупные деньги, как крупная рыба, прорывают

2596 законодательную сеть на раз-два, ведь сразу возникает корпоративный интерес

2597 поживиться, в том числе у тех, кто должен пресекать. И конечно же, по нашему

2598 мнению, это мало изменяет схему, потому что и сейчас агентство на самом деле

2599 назначает представителя Центробанка оздоравливать банк, так ведь, да? Ну

2600 поменяете вы - сделаете управляющую компанию, где будет такой же

2601 представитель Центробанка. Мне кажется, что схема с управляющей компанией,

2602 наоборот, создаст дополнительные проблемы в части увеличения численности

2603 персонала, занимающегося оздоровлением, потому что это же новая организация,

2604 её надо регистрировать, адаптировать, набирать кадры, то есть это будет

2605 замедлять процедуру.

2606

2607 Поэтому закон полезный, но этого недостаточно, с нашей точки зрения.

2608

2609 Спасибо за внимание.

2610

2611 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олейников Юрий Павлович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2612 Пожалуйста.

2613

2614 ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, наши оппоненты с настойчивостью, достойной

2615 применения для других целей, продолжают говорить обо всём сразу, а вы хорошо

2616 понимаете, что если мы берёмся сделать всё и разом, то обычно не делаем

2617 ничего и не достигаем никакой цели. Нельзя не заметить, и мы многократно об

2618 этом говорили и с этой трибуны, и в ходе "круглых столов", и экспертных

2619 обсуждений, что делает Центробанк для оздоровления всей системы банковского

2620 сообщества, и эти шаги последовательно нам представляются, обсуждаются и

2621 производятся. Этот законопроект - уже четвёртый сегодня, да? - один из

2622 факторов, которые способствуют совершенствованию банковской системы, прежде

2623 всего осуществлению контроля за надёжностью и за соблюдением интересов

2624 вкладчиков, интересов граждан России. Законопроектом предлагается следующее:

2625 сокращение расходов Центрального банка на санацию, значительное сокращение,

2626 повышение эффективности использования средств и устранение зависимости от

2627 санаторов, которые чаще всего не справляются с этими сложными задачами без

2628 Центробанка. Всё переходит как бы в первые руки контроля - регулятору,

2629 предполагается и общественный надзор за всеми необходимыми действиями. Я

2630 опять мог бы перечислить пять самых очевидных факторов, которые связаны и с

2631 вопросами эффективности, и с вопросами экономии государственных и банковских

2632 средств, и с вопросами повышения надёжности банковской системы и так далее,

2633 но не стану.

2634

2635 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" абсолютно убеждена, что законопроект, предлагаемый

2636 сегодня в третьем чтении, достоин принятия, и поэтому прошу поддержать нашу

2637 позицию.

2638

2639 Спасибо за внимание.

2640

2641 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование законопроект под

2642 пунктом 6 повестки дня.

2643

2644 Просьба включить режим голосования.

2645

2646 Покажите результаты.

2647

2648 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 33 сек.)

2649 Проголосовало за 408 чел.90,7 %

2650 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2651 Воздержалось 1 чел.0,2 %

2652 Голосовало 409 чел.

2653 Не голосовало 41 чел.9,1 %

2654 Результат: принято

2655

2656 Федеральный закон принят.

2657

Дата заседания 19.04.2017, номер заседания 39, строк в стенограмме 6937

О проекте федерального закона № 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций; принят в первом чтении 22 февраля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

836 Переходим к рассмотрению 7-го вопроса. О проекте федерального закона "О

837 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

838 Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.

839

840 Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.

841

842 АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, данный законопроект направлен на повышение

843 эффективности механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. И у

844 Счётной палаты, и здесь, в зале, частенько звучали претензии к тому, как

845 проводится оздоровление банков, как используются деньги, выделенные на эти

846 цели, и вот предложенный законопроект должен повысить прозрачность

847 соответствующей процедуры, повысить её эффективность и заставить кредитные

848 организации, которые проходят процедуру оздоровления, сразу выходить на рынок

849 и конкурировать со всеми остальными банками, соблюдая нормативы Центрального

850 банка. Сейчас они не обязаны это делать.

851

852 К законопроекту поступило десять поправок, все они в таблице поправок,

853 рекомендуемых к принятию.

854

855 Просьба поддержать законопроект.

856

857 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1,

858 предложенных ответственным комитетом к принятию, есть замечания? Нет.

859

860 Ставится на голосование таблица поправок № 1, предлагаемых ответственным

861 комитетом к принятию.

862

863 Включите режим голосования.

864

865 Покажите, пожалуйста, результаты.

866

867 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 22 мин. 55 сек.)

868 Проголосовало за 408 чел.90,7 %

869 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

870 Воздержалось 0 чел.0,0 %

871 Голосовало 408 чел.

872 Не голосовало 42 чел.9,3 %

873 Результат: принято

874

875 Принята таблица поправок № 1, предлагаемых ответственным комитетом к

876 принятию.

877

878 Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении законопроект под

879 пунктом 7 повестки дня.

880

881 Пожалуйста, включите режим голосования.

882

883 Покажите результаты.

884

885 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 33 сек.)

886 Проголосовало за 424 чел.94,2 %

887 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

888 Воздержалось 0 чел.0,0 %

889 Голосовало 424 чел.

890 Не голосовало 26 чел.5,8 %

891 Результат: принято

892

893 Законопроект во втором чтении принят.

894

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1029 АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба

1030 законопроекты под пунктами 5, 6 и 7 поставить на рассмотрение в третьем

1031 чтении на пятницу, 21 апреля. Все проекты нормативных документов Центральный

1032 банк в Госдуму представил.

1033

1034 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.

1035

Дата заседания 22.02.2017, номер заседания 28, строк в стенограмме 7442

О проекте федерального закона № 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5243 25-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений

5244 в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и статью 16.1 Закона

5245 Российской Федерации "О защите прав потребителей".

5246

5247 Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.

5248

5249 АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Три года

5250 назад предыдущая американская администрация приняла решение о введении

5251 санкций против России, в том числе потребовала заблокировать операции

5252 международных платёжных систем ряда наших кредитных организаций. В результате

5253 десятки тысяч россиян оказались в сложной ситуации, поскольку не могли

5254 оплатить товары и услуги с помощью карт, эмитированных этими банками. Тогда

5255 было принято решение - и мы с вами его в этом зале узаконили - о создании

5256 национальной системы платёжных карт, предусматривающее выполнение двух

5257 принципиальных действий: во-первых, создание операционно-клирингового центра,

5258 который должен обрабатывать все транзакции, осуществляемые с помощью

5259 платёжных карт на территории России; во-вторых, создание национальной

5260 платёжной карты.

5261

5262 Первый шаг был сделан в рекордно короткие сроки - и здесь надо сказать слова

5263 благодарности Центральному банку, - такой операционный процессинговый и

5264 клиринговый центр был создан менее чем за год. Сегодня все транзакции,

5265 осуществляемые внутри страны любыми платёжными картами, как российскими, так

5266 и не российскими, обрабатываются в этом процессинговом центре.

5267

5268 Теперь настала пора установить срок для перехода части наших граждан на

5269 использование новой платёжной карты. Ещё в 2014 году было принято решение,

5270 что бюджетники, те, кто имеет платёжные карты, должны получать платежи -

5271 пенсии, заработную плату - на счета, привязанные к российской платёжной

5272 карте, но не был обозначен срок, поскольку тогда ещё не была подготовлена

5273 инфраструктура для реализации этой идеи. Сейчас мы можем смело говорить о

5274 том, что инфраструктура создана и российская платёжная карта может

5275 приниматься повсеместно, по всей нашей стране, в том числе, кстати, в Крыму.

5276 Сто восемьдесят пять банков стали участниками российской платёжной системы

5277 "Мир", 98 процентов банкоматов, 80 процентов POS-терминалов принимают карту

5278 "Мир". Таким образом, мы можем смело обозначить срок - в законопроекте

5279 предложено 1 января 2018 года.

5280

5281 В законопроекте также предлагается расширить перечень участников платёжной

5282 системы "Мир" за счёт иностранных банков, центральных зарубежных банков,

5283 иностранных юридических лиц, которые занимаются вопросами платежей и

5284 расчётов. Для чего это делается? Для того чтобы больше вовлекать другие

5285 государства в использование этой карты, и прежде всего мы имеем в виду,

5286 конечно, страны СНГ, те страны, которые сейчас активно с нами сотрудничают, в

5287 том числе на этом рынке.

5288

5289 Законопроект устанавливает новые критерии отнесения платёжных систем к

5290 системно и социально значимым. В действующем законе установлены абсолютные

5291 цифры, которым необходимо соответствовать, для того чтобы система называлась

5292 системно или социально значимой. Мы предлагаем ввести относительные цифры:

5293 доля на рынке, доля в секторе, которую занимает соответствующая карта, будет

5294 определять, является ли она системно значимой, является ли она социально

5295 значимой.

5296

5297 Ну и как я уже сказал, в законопроекте определён срок, начиная с которого

5298 платежи, выплата пенсий, заработной платы должны будут осуществляться на

5299 счета, привязанные к карте "Мир".

5300

5301 Уже после внесения законопроекта были проведены активные консультации с

5302 Центральным банком, с правительством, с экспертным сообществом, и в

5303 результате мы пришли к выводу, что можно подкорректировать законопроект, для

5304 того чтобы сделать более гармоничным вхождение наших граждан в новую

5305 платёжную систему. В заключении комитета эти предложения изложены. Мы

5306 предлагаем сделать более плавным переход: начать не с 1 января 2018 года, а

5307 уже с 1 июля текущего года, поскольку инфраструктура готова, - по мере

5308 выбытия карт, которыми пользуются наши граждане, заменять, замещать их

5309 картами "Мир".

5310

5311 Я хотел бы, уважаемые коллеги, подчеркнуть ещё один очень важный момент:

5312 иногда неправильно понимают и считают, что якобы этот законопроект обязывает

5313 всех перейти на платёжную карту "Мир". Если граждане по разным причинам, в

5314 том числе по своим религиозным убеждениям, не хотят пользоваться платёжной

5315 картой, то они и дальше могут получать деньги либо наличными, либо на счёт,

5316 который не привязан ни к какой платёжной карте. А те, кто пользуется

5317 платёжными инструментами, конечно же, должны будут перейти - я имею в виду

5318 бюджетников, они будут постепенно переходить на использование карты "Мир".

5319

5320 Также было много вопросов, касающихся разовых социальных выплат, которые

5321 получают граждане, в том числе из бюджета, - это выплаты, связанные, скажем,

5322 с расходами на ритуальные услуги, налоговые вычеты, компенсационные выплаты в

5323 случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу. Мы в заключении

5324 написали, что предлагаем не делать в данном случае эту норму обязывающей,

5325 поскольку это действительно может создать сложности для многих граждан.

5326

5327 Ну и третий дискуссионный вопрос, который тоже поднимался на заседании

5328 комитета, - это тарифная политика. В законопроекте написано, что тарифы по

5329 картам "Мир" не должны быть выше тарифов международных платёжных систем. По

5330 факту сегодня те, кто пользуется картой "Мир", платят на 20-70 процентов

5331 меньше, чем те, кто пользуется международными платёжными системами.

5332 Естественно, если примем в первом чтении законопроект, при подготовке ко

5333 второму чтению вопрос тарифов мы будем обсуждать и обязательно учтём в том

5334 числе мнение депутатов.

5335

5336 Спасибо за внимание.

5337

5338 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, спасибо. Мы на заседании Совета

5339 Думы говорили о том, что вы будете докладывать сразу четыре законопроекта.

5340 Вам необходимо дополнительное время по вопросам 26, 27 и 28, чтобы с единым

5341 докладом мы могли это всё рассмотреть? Меня коллеги поправили, когда я об

5342 этом не упомянул, а вы стали докладывать один вопрос, поэтому возьмите, если

5343 можно, документы, и тогда сделаете доклад сразу по 26, 27 и 28-му вопросам.

5344 Вы в любом случае один докладчик, просто сделайте один доклад.

5345

5346 Коллеги, давайте я назову вопросы. Мы с вами рассматриваем 25-й вопрос, по

5347 которому выступил докладчик; 26-й вопрос - речь идёт о проекте федерального

5348 закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

5349 Федерации", по этому вопросу мы тоже сейчас будем заслушивать Анатолия

5350 Геннадьевича; 27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении

5351 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с

5352 созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных

5353 организаций)"; 28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении

5354 изменений в статью 10-2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

5355

5356 По ведению - Решульский Сергей Николаевич.

5357

5358 Сергей Николаевич, пожалуйста.

5359

5360 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Чтобы не занимать время, может быть, Анатолий Геннадьевич

5361 нам сразу пояснит, почему по этим законопроектам нет заключения Центрального

5362 банка? Статья 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской

5363 Федерации..." обязывает нас получать такое заключение, когда законопроекты

5364 касаются вопросов функционирования Центрального банка.

5365

5366 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте с этого начнём.

5367

5368 Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.

5369

5370 АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Николаевич,

5371 уважаемые коллеги! Есть заключения Центрального банка. Если они не выложены

5372 на сайте и в документах отсутствуют, то я приношу свои извинения. Здесь

5373 присутствуют первый заместитель председателя Центрального банка и заместитель

5374 председателя Центрального банка - они могут подтвердить, что Центральный банк

5375 все эти законопроекты поддерживает.

5376

5377 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы тогда так и поступим. Кто от Центрального

5378 банка прокомментирует вопросы?

5379

5380 Пожалуйста.

5381

5382 СКОРОБОГАТОВА О. Н., заместитель председателя Центрального банка Российской

5383 Федерации.

5384

5385 Скоробогатова Ольга Николаевна, зампред Центрального банка.

5386

5387 Что касается платёжной системы, мы поддерживаем и законопроект, и те

5388 уточнения, о которых шла речь в рамках обсуждения в комитете. Считаем

5389 действительно абсолютно правильным сейчас уточнить сроки, поскольку и мы, и

5390 банки готовы к выпуску карт "Мир" и к переводу на карты "Мир" бюджетников и

5391 пенсионеров поэтапно, в мягкой форме. Поэтому мы за этот закон.

5392 Действительно, мы свои заключения представляли.

5393

5394 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5395

5396 Итак, Анатолий Геннадьевич, пожалуйста, по 26, 27, 28-му вопросам повестки

5397 дня сделайте обобщённый доклад, как это было принято ранее.

5398

5399 АКСАКОВ А. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я постараюсь покороче, поскольку

5400 не учёл решение Совета Думы.

5401

5402 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это была ваша просьба, насколько помню.

5403

5404 АКСАКОВ А. Г. По следующему законопроекту, касающемуся многоуровневой

5405 банковской системы. У нас на российском рынке сейчас действует около шестисот

5406 двадцати кредитных организаций, естественно, это банки с разным капиталом,

5407 при этом требования к этим кредитным организациям одинаковые - что к

5408 Сбербанку, что к банку с капиталом, скажем, 300 миллионов рублей. Но у них

5409 разные ниши, разные задачи и разная сложность бизнеса, и в результате мы

5410 пришли к выводу, что необходимо разное регулирование банков в зависимости от

5411 размера капитала, и в этом законопроекте предложили разделить все банки на

5412 банки с базовой лицензией, с капиталом от 300 миллионов рублей до 1 миллиарда

5413 рублей, и на банки, которые имеют капитал свыше 1 миллиарда рублей.

5414

5415 Требования к банкам с капиталом от 300 миллионов до 1 миллиарда рублей будут

5416 более щадящими, для них предусматривается исполнение нормативов примерно в 2

5417 раза меньше, чем для универсальных банков, меньше будет отчётности, больше

5418 свободы, но при этом устанавливаются ограничения на деятельность таких

5419 организаций: они не смогут открывать корреспондентские счета в заграничных

5420 банках, они не смогут осуществлять операции с рискованными активами, например

5421 с высокорискованными ценными бумагами. Главная ниша, главное направление

5422 работы этих кредитных организаций - малый и средний бизнес. Для банков с

5423 универсальной лицензией все требования Центрального банка, в том числе

5424 сложные и очень затратные, связанные с реализацией так называемого

5425 "Базеля-3", сохраняются.

5426

5427 Мы рассчитываем, что уменьшение регуляторного прессинга на малые банки

5428 приведёт, с одной стороны, к снижению процентных ставок, к большей гибкости,

5429 оперативности работы этих банков, а с другой стороны, мы рассчитываем, что

5430 они не будут проводить рискованные операции. Ну и считаем, что такая система

5431 регулирования будет более эффективной и более адекватной состоянию банков, а

5432 также более востребованной нашей экономикой.

5433

5434 Следующий законопроект касается так называемого фонда консолидации, сегодня

5435 он направлен на изменение системы оздоровления кредитных организаций. Я

5436 думаю, в этом зале всем понятно, что лучше всё-таки сохранить банк, чтобы он

5437 продолжал свою работу, чем отзывать у него лицензию, осуществлять процедуры

5438 банкротств, но при этом очень важно, чтобы оздоровление происходило

5439 эффективно. К сожалению, мы видим, что действующие процедуры и механизмы,

5440 заложенные в законодательстве, не позволяют это делать, и в этом зале многие

5441 критиковали конкретные случаи проведения оздоровления кредитных организаций.

5442 Деньги, выделенные Центральным банком в виде кредитов под довольно низкий

5443 процент - 0,5 процента годовых - на много лет, довольно приличные суммы, не

5444 зачастую, но иногда использовались не для санации банка, а для оздоровления

5445 или улучшения экономического положения самого банка-санатора. По действующему

5446 законодательству банк, который находится в состоянии оздоровления, не обязан

5447 выполнять нормативы Центрального банка, в результате он оказывается в

5448 тепличных условиях, и многие организации просто не хотят выходить из

5449 состояния вот этого оздоровления, поскольку они работают на рынке, они

5450 практически все операции осуществляют, но при этом не должны соблюдать

5451 нормативы Центрального банка. В этом законопроекте мы предлагаем изменить

5452 механизмы, усилить контроль, повысить роль Центрального банка в процедурах

5453 оздоровления. Предлагается создать так называемый фонд консолидации,

5454 предлагается создать управляющую компанию для проведения процедуры

5455 оздоровления, а банк, который попал в сложную ситуацию и который необходимо

5456 санировать, должен будет сразу выполнять нормативы Центрального банка, для

5457 этого ему будет выделен определённый ресурс, который позволит выйти на

5458 выполнение нормативов. Мы считаем, что эта процедура более эффективная, менее

5459 затратная и позволит реально и эффективно осуществлять процедуры оздоровления

5460 кредитных организаций.

5461

5462 Следующий законопроект касается индивидуальных инвестиционных счетов. По

5463 действующему законодательству граждане могут открывать индивидуальные

5464 инвестиционные счета, на эти счета может зачисляться сумма до 400 тысяч

5465 рублей в год и предусмотрены две формы налогового вычета. Первая форма -

5466 ежегодно с 400 тысяч рублей по 52 тысячи (это 13 процентов от 400 тысяч

5467 рублей). Это должно было стимулировать граждан к тому, чтобы они использовали

5468 вот этот инструмент, вкладывали свои средства, и действительно активизация

5469 использования этого счёта произошла: открыто более двухсот тысяч

5470 индивидуальных инвестиционных счетов, они всё активнее используются. Вторая

5471 форма вычета: вы не получаете налоговый вычет ежегодно, но если в течение

5472 трёх лет вы эти 400 тысяч рублей, в совокупности до 1 миллиона 200 тысяч

5473 рублей, вкладываете в разные активы, получаете доход, то с этого дохода по

5474 истечении трёх лет вы не платите подоходный налог. Так вот вторая форма

5475 активно не использовалась, и мы предложили увеличить до 1 миллиона рублей

5476 совокупную сумму средств для зачисления на индивидуальный инвестиционный счёт

5477 в первый год, чтобы в том числе заинтересовать в использовании второй формы

5478 налогового вычета.

5479

5480 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.

5481

5482 Пожалуйста, вопросы, есть? Есть.

5483

5484 Включите режим записи на вопросы.

5485

5486 Покажите список.

5487

5488 Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович.

5489

5490 КАТАСОНОВ С. М. Анатолий Геннадьевич, мы действительно очень хорошо помним

5491 ситуацию, когда нам перекрыли движение средств по картам. Вместе с тем, если

5492 мы вспомним, как мы шли к этому... Я совсем недавно держал в руках книгу

5493 Владимира Жириновского (вот я тоже покажу), который в 1997 году, ещё тогда,

5494 как раз определил, что необходимо этому уделить особое внимание, в том числе

5495 создавать своего оператора и карту свою выпускать. Вот как вы оцениваете, это

5496 была ошибка - то, что мы пошли на использование карт других стран, - или это

5497 был правильный манёвр?

5498

5499 АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Михайлович, не только Владимир Вольфович

5500 ставил такую задачу, я скажу, что и Сергей Михайлович Миронов об этом

5501 говорил, призывал создать национальную платёжную систему. К сожалению, эта

5502 идея не получила поддержки. Почему этого не произошло? Нам, видимо, в голову

5503 не могло прийти, в том числе в Комитете по финансовому рынку, что могут быть

5504 приняты какие-то решения на государственном уровне о введении санкций против

5505 России, в том числе о введении, вообще, абсолютно непопулярных и неправильных

5506 решений о блокировке использования карт. Я знаю, что руководство "Visa" и

5507 "MasterCard" сами были возмущены, но были вынуждены выполнить требование

5508 Госдепа, а решение американского Госдепа ударило по репутации этих же

5509 платёжных систем и сейчас они, конечно же, с некоторым разочарованием смотрят

5510 на то, как мы создаём свою систему, которая, я уверен, будет успешно

5511 конкурировать на российском рынке и выходить на международный рынок тоже.

5512

5513 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в 2010 и 2011 годах Правительство Российской

5514 Федерации пыталось этот вопрос вынести на рассмотрение, и была надежда, что

5515 Дума откликнется, примет положительное решение, но так получилось, что это

5516 решение не было принято, может быть, в том числе из-за активной позиции тех

5517 систем, о которых говорил докладчик.

5518

5519 Пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич.

5520

5521 ТОРОЩИН И. А. Спасибо, Вячеслав Викторович.

5522

5523 Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вопрос на понимание: в случае технического

5524 сбоя работы карты "Мир" будут созданы какие-то банки, которые будут

5525 производить тем же бюджетникам, пенсионерам выплаты наличным расчётом? Как

5526 это предусмотрено?

5527

5528 АКСАКОВ А. Г. Я знаю, что сама национальная система платёжных карт имеет

5529 разные резервные возможности, если возникают сбои. Я, кстати, предлагаю

5530 организовать экскурсии - я сам побывал - в офис национальной системы

5531 платёжных карт, там вы увидите, насколько высокие технологии используются:

5532 если на отдельном участке какие-то проблемы возникают, моментально их

5533 преодолевают с помощью резервных возможностей.

5534

5535 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич.

5536

5537 Подготовиться Лебедеву.

5538

5539 СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5540

5541 Анатолий Геннадьевич, вот я нашёл информацию в СМИ: почти три миллиона карт

5542 эмитировано этой платёжной системой, но, мне кажется, особенно важно, с

5543 учётом того что иногда мы слышим об угрозах ответных информационных,

5544 хакерских атак, в законопроектах, которые мы сейчас рассматриваем,

5545 предусмотреть полномочия ФОИВов или Центробанка по формированию стратегии

5546 защиты от хакерских атак из-за рубежа? Я так понимаю, что до 2018 года мы

5547 должны почти всех бюджетников, внебюджетные фонды перевести на эту платёжную

5548 систему, соответственно, удар в случае таких атак будет нанесён по самым

5549 незащищённым, по самым уязвимым категориям граждан. Вы можете сформулировать

5550 позицию комитета по этому вопросу: работа будет вестись в виде подготовки

5551 поправок ко второму чтению либо уже принято решение?

5552

5553 АКСАКОВ А. Г. В Центральном банке создано специальное подразделение, которое

5554 занимается хакерскими атаками, и, естественно, Центральный банк в

5555 технологическом, техническом плане здорово защищён. Но и хакеры, как

5556 известно, на месте не стоят. Я высказал недавно идею о том, что необходимо

5557 создать, может быть, на аутсорсинговой основе аффилированную с Центральным

5558 банком структуру - так же как НСПК, - которая будет заниматься

5559 непосредственно обеспечением безопасности и сохранности средств клиентов и на

5560 счетах, и в ходе транзакций, поскольку все эти технологии очень дорогостоящие

5561 и многим не по карману. Если бы ЦБ взял на себя эту миссию, я уверен, что

5562 потом эта инфраструктура окупилась бы. В принципе ЦБ этим занимается.

5563

5564 Да, кстати, советую опять же сходить на экскурсию - там на большом экране всё

5565 видно: чуть только где-то проблема возникла, сразу же загорается лампочка и

5566 они эту проблему купируют.

5567

5568 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович.

5569

5570 ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.

5571

5572 Анатолий Геннадьевич, вот вы в своём выступлении достаточно витиевато обошли

5573 вопрос о необходимости перевода всех наших бюджетников на систему платёжных

5574 карт "Мир", но всё-таки хотелось бы получить чёткий ответ. Если это будет

5575 носить добровольно-принудительный характер в отношении всех наших

5576 бюджетников, то возникает вопрос: почему принята такая безальтернативная

5577 норма для наших граждан и не стоило бы прописать в законе всё-таки

5578 рекомендательный характер в отношении перехода на эту платёжную систему? А

5579 если это не будет носить добровольно-принудительный характер, а будет

5580 зависеть от волеизъявления гражданина, то, как вы думаете, какой процент

5581 наших граждан согласится перейти на эту карту?

5582

5583 АКСАКОВ А. Г. Могу ответить, что я уже перешёл на карту "Мир" и уже на своём

5584 опыте убедился в том, что это очень эффективная карта, отвечающая всем

5585 требованиям. Более того, наша НСПК заключила соглашения и с "MasterCard", и с

5586 другими международными платёжными системами, которые позволяют гражданам

5587 использовать эту карту внутри страны как российскую карту, а выезжая за

5588 рубеж, пользоваться ею уже как международной картой.

5589

5590 Что касается добровольного или обязательного характера. Если вы сейчас

5591 пользуетесь не картой "Мир", а картой другой платёжной системы, мы вам

5592 скажем, как бюджетнику, как депутату Государственной Думы, что вы должны к

5593 определённому сроку начать получать деньги всё-таки на карту "Мир", - я

5594 считаю, что таким образом мы, Государственная Дума, государство, покажем, что

5595 надо поддерживать отечественного производителя, отечественные организации,

5596 которые должны выйти на уровень, позволяющий успешно конкурировать на

5597 российском рынке, и в том, что мы поддержим отечественный институт, по моему

5598 мнению, ничего плохого нет. Но в отношении частных лиц мы не можем принять

5599 такое решение.

5600

5601 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в первую очередь, наверное, надо говорить о

5602 защите денежных средств населения. Речь идёт даже не столько о поддержке

5603 отечественного производителя, сколько в первую очередь о том, что средства

5604 граждан будут защищены, потому что это национальная платёжная система.

5605 Сегодня человек пользуется международными системами, а завтра может остаться

5606 ни с чем - вот и всё, и надо прямо об этом говорить. Внутри страны любой

5607 человек может без проблем пользоваться картой "Мир" - картой национальной

5608 системы, в случае выезда за рубеж эта карта также адаптируется к другим

5609 платёжным системам, но её преимущество в том, что здесь государство может

5610 давать гарантии, а другие платёжные системы таких гарантий, как сказал

5611 Аксаков, не дают, ни "Visa", ни "MasterCard", так как им могут начать

5612 вкручивать, так сказать, поручения со стороны Госдепа и других ведомств. Так,

5613 Анатолий Геннадьевич?

5614

5615 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5616

5617 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну так и скажите, вы же специалист в этой сфере, ваш

5618 голос люди услышат и поймут, где надо хранить деньги - в Сберегательном банке

5619 на платёжной карте "Мир". Вот о чём речь, коллеги. А тот, кто на карте Visa

5620 их держит, завтра проснётся, увидит, что денег нет, и куда пойдёт? Люди

5621 пойдут в Госдуму и скажут: "Где наши деньги?" А за "Visa" гарантии кто может

5622 дать?

5623

5624 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5625

5626 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Госдеп. Это представители фракции КПРФ говорят, которые

5627 знают, откуда может всё это прилететь.

5628

5629 Так что, коллеги, мы должны нашего российского гражданина защитить, что и

5630 делает Аксаков вместе с соавторами. Этот законопроект депутатский -

5631 осознайте! - но его поддерживает Центральный банк и Минфин.

5632

5633 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5634

5635 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В Минфине уже перешли на карту "Мир", они всегда на шаг

5636 впереди, когда видят угрозу. (Оживление в зале.)

5637

5638 Коллеги, продолжаем обсуждение.

5639

5640 Карамышев Виктор Николаевич.

5641

5642 КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5643

5644 Уважаемый Анатолий Геннадьевич, уважаемые коллеги! Карта "Мир" - это,

5645 наверное, правильно, но существует проблема, касающаяся доступности

5646 банковских услуг или хотя бы просто банкоматов в сельской местности. Ведь

5647 зачастую только в районном центре есть банкоматы, и пенсионер вынужден отдать

5648 1 тысячу рублей, чтобы его туда отвезли и он смог снять свои 9-12 тысяч

5649 рублей с карты. Вопрос к вам или к представителям Центробанка - тем более, мы

5650 рассматриваем ещё и вопрос 26, связанный с лицензированием: может быть,

5651 предписать банкам в добровольном или в добровольно-принудительном порядке

5652 расширять сеть своих офисов в сельской местности, устанавливать банкоматы? А

5653 то вот, например, Греф заявил, что до 50 процентов отделений он сократит, так

5654 что проблема действительно серьёзная.

5655

5656 АКСАКОВ А. Г. Отвечая на ваш вопрос, я хотел бы ещё и поспорить, немного не

5657 согласиться с Вячеславом Викторовичем. У нас не только Сбербанк есть, ещё

5658 есть "ВТБ", есть "Альфа-Банк", есть "Газпромбанк", есть "Почта Банк", и

5659 принято решение о том, что как раз "Почта Банк" будет разворачивать сеть

5660 своих банковских офисов в отделениях почты. Мы рассчитываем на то, что "Почта

5661 Банк" в значительной степени решит проблему с сокращением офисов, которые

5662 должны были бы оказывать услуги нашему населению. Проблема реальная, она

5663 существует, и я согласен с вами в том, что мы должны её решать, в том числе

5664 и, скажем так, требуя от государственных банков, чтобы они оказывали

5665 соответствующие услуги в удалённых местностях, в том числе ставили банкоматы.

5666

5667 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.

5668

5669 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Карта "Мир", карта "Мир"... Ну перейдём мы на карту "Мир" -

5670 я понял, что с такой защитой Анатолий Геннадьевич докажет, что это надо

5671 делать.

5672

5673 Я, вообще-то, хочу привлечь ваше внимание, коллеги, к 28-му вопросу, который

5674 касается индивидуальных инвестиционных счетов. Надеюсь, многие представляют,

5675 о чём идёт речь. Да, это очень нужный финансовый инструмент - прямо говорю,

5676 но вот что меня поражает. Анатолий Геннадьевич, мы с вами уже говорили об

5677 этом: вы увеличиваете максимальную годовую сумму до 1 миллиона рублей, а

5678 вычет оставляете 52 тысячи, но вы же понимаете, что 52 тысячи - это 13

5679 процентов от 400 тысяч, а от 1 миллиона - это 5,2 процента. Это уже

5680 непривлекательный инструмент! Почему вы не поставили себе целью, чтобы с той

5681 суммы, которую человек, участвующий в этом финансовом инструменте, разместил,

5682 он и получал вычет?.. (Микрофон отключён.)

5683

5684 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время Решульскому Сергею

5685 Николаевичу.

5686

5687 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Почему вы от всей суммы не считаете? Это первое.

5688

5689 И второе. Почему вы привлекательность не повышаете? Можно же повысить

5690 привлекательность, даже не увеличивая сумму, - просто обеспечив страхование,

5691 как по вкладам. Это же невыгодно: по вкладам у нас 1 миллион 400 тысяч рублей

5692 страхуется, и каждый их получает, если разоряется банк, а здесь вообще по

5693 нулям! Хочешь - верь, хочешь - не верь, но если поверил, то на три года ты

5694 свои 1 миллион 200 тысяч заморозишь в надежде на то, что какой-то выдающийся

5695 человек с твоими деньгами на бирже сыграет и тебе какую-то прибыль принесёт.

5696 Вы же знаете, если меньше 20 процентов обещают по этому инструменту, это

5697 невыгодно, из этих 20 процентов только вычет составляет 13 процентов, а вы

5698 его сокращаете до 5,2 процента. Кто мешает вам - или нам вместе, - вообще-то,

5699 ввести страхование этого инструмента?

5700

5701 АКСАКОВ А. Г. Сергей Николаевич, ну, прежде всего, мы не сокращаем сумму

5702 вычета - она остаётся 52 тысячи рублей, это 13 процентов от 400 тысяч рублей.

5703 Что касается вычета с миллиона, то первая версия законопроекта, которую мы

5704 подготовили, предусматривала налоговый вычет с миллиона. Минфин нас в этом

5705 вопросе не поддержал, так как считает, что будут потери для бюджета, поэтому

5706 пришлось вот этот вариант предложить вам. При этом я полагаю, что возможности

5707 для физических лиц как инвесторов в том числе и с таким предложением

5708 возрастают, и я уверен, что многие будут использовать индивидуальные

5709 инвестиционные счета, для того чтобы разместить свои свободные средства в

5710 различные активы, потому что они с помощью миллиона смогут заработать больше,

5711 чем с помощью 400 тысяч рублей.

5712

5713 Что касается страхования инвестиций аналогично страхованию вкладов. Мы

5714 получаем вклад обратно, если банк обанкротился, то есть если аналогию

5715 проводить, то надо дать право инвестору получить деньги в случае банкротства

5716 брокера или профессионального участника рынка. Такой законопроект

5717 подготовлен, но он не предусматривает страхования вашего инвестиционного

5718 риска: если вы вложились в какие-то бумаги, а они не принесли вам доход, то

5719 вот от этого ваши средства не будут застрахованы, а если, скажем, брокер

5720 неправильно себя повёл и обанкротился, тогда возмещение предполагается. Мы

5721 внесли законопроект в Госдуму, и я надеюсь, что в течение этой сессии мы его

5722 рассмотрим и примем хотя бы в первом чтении.

5723

5724 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5725

5726 Коллеги, переходим к выступлениям. Кто хотел бы выступить по 25, 26, 27 и

5727 28-му вопросам? Есть желающие.

5728

5729 Пожалуйста, включите режим записи на выступления.

5730

5731 Покажите список.

5732

5733 Катасонов Сергей Михайлович. Подготовиться Шулепову.

5734

5735 КАТАСОНОВ С. М. Сложно, конечно, сразу по всем четырём законопроектам

5736 выступать, Центральный банк только законопроект по разделению требований

5737 готовил на протяжении трёх лет. Вот он три года работал, а мы должны тут за

5738 полторы минуты пытаться как-то проанализировать, но тем не менее попытаемся.

5739

5740 Я прошу семь минут поставить, постараюсь уложиться, как и Анатолий

5741 Геннадьевич.

5742

5743 Начнём с карт. Задавая вопрос, я уже сказал, и не первый раз, что всё-таки к

5744 позиции фракции ЛДПР надо, наверное, внимательнее относиться в седьмом

5745 созыве: мы эту тему уже поднимали, почему-то мы предвидели, что возможно

5746 ограничение движения средств. Мы сегодня говорили в том числе о возможной

5747 военной угрозе - ну тогда это тем более нужно было предусмотреть! Если бы мы

5748 рассуждали в военной области таким образом, у нас тогда, наверное, не было бы

5749 сдерживающих инструментов.

5750

5751 Что в вопросе Игоря Владимировича прозвучало, какой принцип? Что мы хотим? Не

5752 надо всё-таки до абсурда доходить, когда мы будем это внедрять. Я, например,

5753 ярый сторонник того, чтобы всё-таки в отношении бюджетников в

5754 добровольно-принудительном порядке это проводить, мы должны пример показать,

5755 но здесь нужно чётко отслеживать, принимать во внимание категорию людей: одно

5756 дело - депутаты, те люди, которые всё-таки имеют высокий уровень образования,

5757 и другое дело - люди, которым довольно сложно в этом разобраться, особенно в

5758 сельской местности, у них нет таких возможностей. Ни в коем случае нельзя

5759 перегибать палку, всё-таки нужна мягкая мотивация. Дело в том, что формально,

5760 если не снимать наличные средства с этой карты, никаких потерь во время

5761 операций не происходит, но вот при вз?