Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 68519-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об автономных учреждениях" и часть 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об автономных учреждениях" и часть 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в первом чтении
10.02.2010

Номер законопроекта:68519-5
Комментарий законопроекта:в части совершенствования законодательства об автономных учреждениях
Дата внесения законопроекта в ГД:06.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/68519-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по образованию
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:10.02.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3185-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Дмитриева Оксана Генриховна, Депутат ГД
Мельников Иван Иванович, Депутат ГД
Решульский Сергей Николаевич, Депутат ГД
Смолин Олег Николаевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №68519-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об автономных учреждениях" и часть 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в части совершенствования законодательства об автономных учреждениях

Дата заседания 10.02.2010, номер заседания 140, строк в стенограмме 7278

О проекте федерального закона № 68519-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автономных учреждениях" и часть 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся автономных учреждений дошкольного образования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4291 Переходим к пункту 14. Проект федерального закона "О внесении изменений в

4292 Федеральный закон "Об автономных учреждениях" и часть 13 статьи 39 Закона

4293 Российской Федерации "Об образовании". Докладывает депутат Государственной

4294 Думы Олег Николаевич Смолин.

4295

4296 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.

4297

4298 Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Вашему вниманию

4299 предлагается проект федерального закона, название которого уже было оглашено.

4300

4301 Депутатам, вновь прибывшим в Государственную Думу, а также тем

4302 немногочисленным коллегам (я уверен, немногочисленным), которые страдают

4303 синдромом девичьей памяти, я хотел бы напомнить, как четыре года назад в

4304 Государственной Думе принимался закон "Об автономных учреждениях", изменения

4305 в который я сегодня вам предлагаю. Я напоминаю, что была мощная общественная

4306 дискуссия, что съезд ректоров принимал специальное решение против закона "Об

4307 автономных учреждениях", что три ведущих профсоюза работников бюджетной сферы

4308 - профсоюзы работников образования и науки, медицинских работников и

4309 работников культуры - принимали специальное решение против принятия этого

4310 закона в первоначальной редакции, что против выступали профсоюзы академий

4311 наук, общественное движение "Образование - для всех", Союз директоров средних

4312 специальных учебных заведений, масса других общественных организаций, а

4313 представители общественного движения "Образование - для всех", например, в

4314 городе Озёрске собрали количество подписей против этого закона, равное

4315 половине количества избирателей в этом городе.

4316

4317 В чём дело? Дело в том, что тогда мы справедливо критиковали первоначальный

4318 законопроект по нескольким позициям. Выступая здесь, уважаемый депутат Оксана

4319 Дмитриева говорила о том, что этот закон должен породить коррупцию, поскольку

4320 именно чиновники будут определять, кого превращать в автономное учреждение,

4321 кого нет, какое имущество относить к особо ценному и не подлежащему

4322 приватизации, какое имущество разрешить приватизировать. Я напомню хороший

4323 образ Оксаны Генриховны, которая здесь говорила, что, скажем, передвижников

4324 могут отнести к особо ценному имуществу, которое нельзя приватизировать, а

4325 вот каких-нибудь импрессионистов - к не особо ценному, которое можно

4326 приватизировать. И так далее, и так далее. В результате массовых общественных

4327 протестов в закон "Об автономных учреждениях" нам с вами удалось включить

4328 положение о добровольности при преобразовании в такие учреждения из обычных

4329 бюджетных организаций.

4330

4331 Закон "Об автономных учреждениях" работает достаточно слабо. Например,

4332 забегая вперёд, я хочу сказать, что в системе высшего образования два высших

4333 учебных заведения превратились в эти самые пресловутые АУ. Так вот, я

4334 предлагаю сегодня вам три сюжета, три уточнения в действующий закон "Об

4335 автономных учреждениях".

4336

4337 Сюжет первый. Мы предлагаем усилить гарантии добровольности участия

4338 учреждений, добровольности их преобразования в АУ. Сейчас преобразование в АУ

4339 возможно либо по предложению самого учреждения, либо с согласия этого

4340 учреждения. Мы предлагаем оставить, что только по предложению самого

4341 учреждения, поскольку мы всегда помним, что в Российской Федерации продавцы

4342 обычно увольняются по собственному желанию директора магазина.

4343

4344 В порядке аргументации более серьёзной я хотел бы вам напомнить, что вот

4345 всего, скажем, в сфере образования, по имеющимся данным, за два года действия

4346 закона четыреста пятнадцать учреждений превращены в АУ, из них в сфере

4347 высшего образования только два, потому что там соблюдался принцип

4348 добровольности. А вот в сфере дошкольного образования - двести восемьдесят

4349 три, хотя закон первоначально создавался как раз для вузов прежде всего, для

4350 тех, кто способен участвовать в рынке. Я предлагаю исключить положение о том,

4351 что это может быть с согласия, всегда есть возможность давления со стороны

4352 начальства на руководителей этих образовательных и других учреждений.

4353

4354 Сюжет второй. Мы предлагаем усилить влияние коллектива в наблюдательном

4355 совете, который должен реально управлять автономным учреждением. Сейчас - по

4356 нашему мнению, это странно - установлено, что представители коллектива

4357 составляют не более трети наблюдательного совета, мы предлагаем - не менее

4358 половины. Это старый вопрос о том, кто больше понимает в управлении. Мы

4359 полагаем, что трудовой коллектив больше понимает в управлении, чем чиновники

4360 и представители бизнеса со стороны. Многие, кстати сказать, продвинутые

4361 директора школ воспринимают создание наблюдательных советов, где преобладают

4362 люди со стороны, как попытку приватизации и подчинения государственным

4363 чиновникам и бизнесу. Мы хотим, чтобы люди из коллективов имели большее

4364 влияние и составляли не менее половины наблюдательного совета.

4365

4366 И сюжет третий, уважаемые коллеги. Мы предлагаем уточнить положения в части,

4367 касающейся запрета на приватизацию автономных учреждений. Да, сейчас в пункте

4368 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержится, слава

4369 богу, запрет на приватизацию учреждений образования, благодаря которому они

4370 до сих пор пока ещё и живы. Нам когда-то его удалось внести в Закон "Об

4371 образовании" 1996 года. Но мы хотели бы, чтобы там было уточнение, что этот

4372 запрет на приватизацию касается не только обычных бюджетных учреждений, но и

4373 автономных тоже. Нам возражают, что автономные учреждения - это тоже вид

4374 государственных и муниципальных учреждений, поэтому дополнительного

4375 наполнения не требуется. Мы возражаем, что, может быть, формально они и не

4376 требуются, а содержательно требуются.

4377

4378 Я встречался в своё время с руководством Тюменского государственного

4379 университета, очень продвинутым руководством, успешно работающим на рынке

4380 образования, но тем не менее рассказывавшим мне, как можно через автономное

4381 учреждение де-факто приватизировать доходы вуза. Рассказываю вам, как это

4382 делается. В этом самом университете есть институт дистанционного образования,

4383 через который проходит одна треть доходов этого вуза. Так вот, как мне

4384 объяснял в тот период ректор, достаточно этот институт внести в складочный

4385 капитал совместного предприятия университета - и треть доходов

4386 государственного университета будет уведена. Поэтому мы просим вас, уважаемые

4387 коллеги, поддержать предложение о том, чтобы запрет на приватизацию

4388 специально оговаривался в отношении автономных учреждений.

4389

4390 Я должен в порядке самокритики, а также в порядке критики работы профильного

4391 комитета сказать, что рассмотрение этого законопроекта отчасти запоздало. Он

4392 был внесён ещё летом 2008 года, тогда это было своевременно, с тех пор прошло

4393 уже полтора года. И не далее как послезавтра по плану работы Государственной

4394 Думы предполагается рассматривать проект закона о совершенствовании правового

4395 регулирования положения муниципальных и государственных бюджетных учреждений.

4396 Забегая вперёд, могу сказать, что тот законопроект будет на порядок опасней

4397 по сравнению с законом "Об автономных учреждениях". Закон "Об автономных

4398 учреждениях" будет выглядеть как детская забава по сравнению с тем законом,

4399 который мы будем рассматривать послезавтра. В этом смысле, конечно, хорошо бы

4400 наш законопроект рассматривать раньше, но лучше поздно, чем никогда.

4401

4402 Поэтому мы просим вас, уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект. Он

4403 усилит гарантии бюджетного финансирования, усилит гарантии защиты от

4404 приватизации и гарантии того, что в России будут сохраняться бюджетные

4405 социальные блага и они не будут вытесняться платными социальными услугами.

4406 Прошу поддержать.

4407

4408 Спасибо за внимание.

4409

4410 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Присаживайтесь.

4411

4412 Екатерина Юрьевна Семёнова сделает содоклад от комитета.

4413

4414 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4415

4416 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, я смотрю опять на следующий пункт. Вяткин

4417 Дмитрий Фёдорович, пожалуйста. И главное - Семёнова сидит передо мной, думаю,

4418 она готова идти на трибуну.

4419

4420 Дмитрий Фёдорович, пожалуйста. Извините.

4421

4422 ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4423

4424 Спасибо.

4425

4426 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как отметил в своём докладе

4427 уважаемый Олег Николаевич, случаев преобразования, которые имели место быть,

4428 действительно немного. Закон не применяется в массовом порядке, и сведений о

4429 каких-либо серьёзных конфликтных ситуациях, которые носили бы массовый

4430 характер или которые составляли бы определённую тенденцию, нет.

4431

4432 Действительно, законопроектом предпринимается определённая попытка сделать

4433 создание автономного учреждения совершенно зависящим от согласия самого

4434 учреждения муниципального или государственного. Тем не менее не надо

4435 забывать, что имущество, которым будут наделяться по закону автономные

4436 учреждения, является по своей сути государственным или муниципальным, а это -

4437 краеугольный камень данного вопроса. И естественно, когда мы будем решать

4438 вопросы, когда будут решаться вопросы в наблюдательном совете, те, которые

4439 отнесены к компетенции наблюдательного совета, нужно учитывать в том числе

4440 интересы собственника имущества.

4441

4442 Вне всякого сомнения, злоупотребления, о которых говорил многоуважаемый

4443 докладчик, как со стороны органов государственных и органов местного

4444 самоуправления, так и со стороны руководства муниципального учреждения либо

4445 самого автономного учреждения, так и со стороны коллектива тоже могут быть. С

4446 нашей точки зрения, с точки зрения комитета, и эта точка зрения разделяется в

4447 том числе и правительством, которое дало отрицательное заключение по данному

4448 законопроекту, данный закон в настоящий момент всё-таки имеет более-менее

4449 сбалансированный характер, поэтому перевешивать чашу весов в ту или иную

4450 сторону было бы нецелесообразно.

4451

4452 Тем не менее я хотел бы конкретно остановиться на замечаниях по конкретным

4453 пунктам данного законопроекта. Мы полагаем, что не усматривается

4454 необходимости во внесении изменений, представленных в пункте 1 данного

4455 законопроекта, поскольку действующая редакция статьи 5 Федерального закона

4456 "Об автономных учреждениях" предполагает, что тип государственного учреждения

4457 не может быть изменён на автономное учреждение помимо воли государственного

4458 или муниципального учреждения. Здесь действительно либо по инициативе, либо с

4459 согласия, мимо самого учреждения в любом случае этот вопрос не пройдёт. Это

4460 первое.

4461

4462 С другой стороны, невозможно, по нашему мнению, совсем уж связывать руки

4463 органу государственной власти либо органу местного самоуправления, который

4464 тоже вправе определять, решать те или иные вопросы по части реорганизации

4465 своих учреждений, преобразования их в автономные. Здесь нужен баланс

4466 интересов, соблюдение баланса интересов. Тем более, что законодательство

4467 ставит определённые преграды, во главу угла ставит защищённость интересов и

4468 конституционных прав граждан в области образования и получения прав на

4469 культурное обслуживание, если можно так выразиться.

4470

4471 Предложенная в проекте норма в пункте 2 вступает в противоречие с

4472 содержащимися в части 1 статьи 10 данного же закона "Об автономных

4473 учреждениях" положениями о том, что представительство работников в

4474 наблюдательном совете вообще не является обязательным. Поэтому либо нам нужно

4475 соблюсти баланс интересов, который сейчас есть, либо будет явный перекос в

4476 сторону участия, даже принудительного, я бы сказал, участия работников

4477 автономного учреждения в наблюдательном совете. Потом, не надо забывать, что

4478 работники так или иначе, хотим мы этого или не хотим, всегда будут

4479 представлять точку зрения руководства. И получается, что может быть перекос в

4480 случае принятия данных изменений в сторону точки зрения именно руководства

4481 автономного учреждения. Так как работники, если принять точку зрения

4482 многоуважаемых инициаторов данного законопроекта, будут составлять в

4483 наблюдательном совете более половины, то будем считать, что более половины

4484 или половину будет представлять, по сути дела, руководитель автономного

4485 учреждения. Мне кажется, и таково мнение комитета, это будет перебор.

4486

4487 Изменение четвёртое также представляется излишним, поскольку пунктом 2 статьи

4488 120 Гражданского кодекса уже установлено, что государственное или

4489 муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Поэтому на

4490 основании всех данных аргументов комитет полагает, что данный законопроект

4491 следует рекомендовать к отклонению. Просим поддержать точку зрения комитета.

4492

4493 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.

4494

4495 Я вижу, что есть вопросы, но все у одной фракции. Раз, два, три, четыре

4496 вопроса у фракции КПРФ, больше вопросов нет. А вы не можете как-то

4497 укрупниться?

4498

4499 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно).

4500

4501 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не можете, да? Хорошо.

4502

4503 Депутат Локоть.

4504

4505 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович, за понимание.

4506

4507 Подчёркиваю: вопросы к обоим докладчикам.

4508

4509 Но сначала замечание Дмитрию Фёдоровичу. Всё-таки краеугольный камень данного

4510 вопроса - это не форма собственности на здания учебных заведений, а как раз

4511 бесплатное образование. Я просто за вашу фразу зацепился, она прозвучала

4512 именно так.

4513

4514 А вопросы заключаются в следующем. Первый вопрос: насколько АУизация решила

4515 проблемы тех образовательных учреждений, которые перешли на эту форму работы?

4516 Ведь очень много говорилось о недофинансировании, о платных дополнительных

4517 услугах и так далее, и так далее. Как я понял, немного учебных заведений

4518 (математику, вот эту статистику, здесь привели), которые... Ну, это и к вам

4519 вопрос тоже, потому что вы же всё-таки ответственный комитет по данному

4520 вопросу. То есть насколько они решили свои проблемы за счёт перехода на

4521 АУизацию?

4522

4523 И второй вопрос. Если немного... (Микрофон отключён.)

4524

4525 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.

4526

4527 ВЯТКИН Д. Ф. Мы полагаем, что если закон не применяется в массовом порядке и

4528 нет какой-то информации о серьёзных конфликтах, возникающих в процессе

4529 реорганизации... они есть, я полагаю, но они не носят массового характера,

4530 который повлиял бы на ситуацию с автономными учреждениями в стране в целом.

4531 Мы полагаем, что данный закон имеет право на жизнь и автономные учреждения

4532 могут создаваться тем не менее. Я полагаю, пусть все цветы расцветают.

4533 Понимаете, ведь можно самыми различными способами реализовывать

4534 конституционные права наших граждан, и в том числе на образование. Поэтому

4535 говорить о том, что надо либо полностью отказаться, либо полностью превратить

4536 в автономные... о том, чтобы процесс создания и реорганизации в автономное

4537 учреждение сделать максимально затруднённым, что, по сути дела, означает

4538 фактически отмену данного закона, - мы полагаем это излишним. Вот золотая

4539 середина здесь гораздо целесообразнее.

4540

4541 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин хотел бы добавить что-то в ответе на этот

4542 вопрос. Пожалуйста, с места.

4543

4544 СМОЛИН О. Н. Да, поскольку вопрос был задан и мне, уважаемый Анатолий

4545 Евгеньевич, я отвечаю на ваш вопрос двумя напоминаниями для начала.

4546

4547 Здесь, в этом зале, была дискуссия между современным руководителем

4548 Рособразования Николаем Ивановичем Булаевым и мною. Николай Иванович уверял,

4549 что будет стоять огромная очередь желающих превратиться в АУ. Я сомневался.

4550 Прошло четыре года. Кто был прав, совершенно очевидно: два вуза превратились

4551 в АУ. Это, конечно, огромная очередь, уважаемые коллеги. Именно потому и нет

4552 информации о больших конфликтах, что нет информации о том, что закон обрёл

4553 массовый характер, но может обрести, без всякого сомнения. Точно так же нет

4554 информации о том, что закон решил проблемы отдельных учебных заведений, и не

4555 только учебных заведений, поскольку, уважаемые коллеги, смысл законопроекта

4556 предельно простой: по максимуму, так сказать, вытолкнуть в рынок

4557 образовательные учреждения, медицинские (медицинские, правда, были исключены

4558 в последний момент), учреждения культуры, спорта и других сфер деятельности и

4559 сократить бесплатные социальные блага. Полезно ли это для общества? Я уверен,

4560 что нет. И если сейчас у нас нет информации о том, как решается эта проблема,

4561 ну, может быть, это и хорошо, что закон пока по-настоящему не заработал.

4562 Слава Богу!

4563

4564 А вот после принятия законопроекта, который будет рассматриваться

4565 послезавтра, может начаться фактически массовый перевод в статус АУ всех

4566 учреждений без разбора с 2011 года. Я думаю, об этом мы поговорим в пятницу.

4567

4568 Спасибо.

4569

4570 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина.

4571

4572 ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ.

4573

4574 Вопрос к Дмитрию Фёдоровичу.

4575

4576 Дмитрий Фёдорович, действительно, массовых случаев преобразования бюджетных

4577 образовательных учреждений в автономные пока нет, но я тоже разделяю опасения

4578 Олега Николаевича, потому что нет гарантий, что через год этот процесс не

4579 обретёт массовый характер, как случилось с сельскими школами. Когда вы

4580 вносили поправку в Закон "Об образовании", который разрешал закрытие сельской

4581 школы только с согласия схода, нашли ведь лазейку: не закрывая сельскую

4582 школу, прибегли к процессу реорганизации, что привело к постепенному закрытию

4583 данной школы. Так вот, не считаете ли вы необходимым (ссылаюсь на ваше

4584 предложение всё-таки соблюсти золотую середину) убрать из закона "Об

4585 автономных учреждениях" позицию, которая распространяет процедуру банкротства

4586 на эти автономные образовательные учреждения, в результате чего данные

4587 учреждения несут ответственность всем своим имуществом?

4588

4589 ВЯТКИН Д. Ф. Нет, мы так не считаем.

4590

4591 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Апарина.

4592

4593 АПАРИНА А. В. Дмитрий Фёдорович, после вашего выступления создаётся

4594 впечатление, что вы не совсем обстоятельно ознакомились с законом и не

4595 подумали о его последствиях. Вот ваше любимое выражение "баланс интересов" вы

4596 несколько раз повторили. Так чей же баланс интересов прежде всего мы должны

4597 соблюдать? Мы уже всё это слышали от вас, от "ЕДИНОЙ РОССИИ", когда кодекс о

4598 земле принимали, Лесной кодекс. Каковы последствия? И здесь вы думаете о

4599 последствиях или вам хотелось бы здесь массового проявления недовольства? Вы

4600 что, к революции, что ли, зовёте? Вам понравилось, как выступали в

4601 Калининграде? И вы хотите, чтобы и здесь были такие последствия?

4602

4603 Я обращаюсь к вам с таким вопросом: готовы ли вы поступить как мужчина: если

4604 всё подтвердится, а оно подтвердится, о чём Смолин говорит, подать в отставку

4605 и признать, что это вы навредили образованию, это вы... (Микрофон отключён.)

4606

4607 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, не отвечайте.

4608

4609 Пожалуйста, Плетнёва, ваш вопрос.

4610

4611 ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос тоже к Дмитрию Фёдоровичу. Мы все прекрасно

4612 понимаем, зачем принимался закон "Об автономных учреждениях". Меня радует,

4613 что сегодня и в субъектах Федерации, и у властей совесть ещё сохранилась и

4614 они закрывают глаза на этот закон. Ну не работает пока и не работает.

4615 Скажите, пожалуйста: вот всё-таки от кого закрывается учреждение, становясь

4616 автономным? Почему? Зачем? Это первое.

4617

4618 И второе. Кого вы видите в наблюдательном совете, кто должен превалировать,

4619 если, на ваш взгляд, предложение Смолина о расширении прав сотрудников этого

4620 учреждения вы не поддерживаете?

4621

4622 ВЯТКИН Д. Ф. Тамара Васильевна, я готов лишь процитировать статью 10 в

4623 действующей редакции, в которой написано, что в состав наблюдательного совета

4624 автономного учреждения входят представители учредителя автономного

4625 учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или

4626 представители органов местного самоуправления, на которые возложено

4627 управление государственным или муниципальным имуществом (вот о чём я

4628 говорил), и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и

4629 достижения в соответствующей сфере деятельности. Мы, вне всякого сомнения, не

4630 имеем права лишить их возможности участия в деятельности наблюдательных

4631 советов. Вот именно данные лица, представители данных структур имеют право

4632 входить в наблюдательный совет, это закреплено законом, равно как и

4633 полномочия наблюдательного совета.

4634

4635 В то же время, говоря об автономности, совершенно очевидно, что есть

4636 определённая свобода действий, а также выбора способов предоставления тех

4637 услуг, которые возможны в соответствии с законом и с решением учредителя

4638 данного автономного учреждения по оказанию гражданам определённых услуг. В

4639 данном случае автономность идёт именно от органов государственной власти, а

4640 также от органов местного самоуправления, но именно автономность, а не полная

4641 независимость.

4642

4643 Спасибо.

4644

4645 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Дмитрий Фёдорович.

4646

4647 Есть ли желающие выступить? Есть - Плетнёва, Останина, Шудегов. Может быть,

4648 по одному выступлению от фракции?

4649

4650 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4651

4652 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему по два? Нам интересна позиция фракции.

4653

4654 Пожалуйста, включите микрофон депутату Гайнуллиной. Я слышу, она настаивает

4655 просто, стучит кулаком.

4656

4657 ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4658

4659 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прошу поставить на голосование,

4660 поскольку есть иное мнение: по одному выступлению от фракции и до пяти минут.

4661

4662 Спасибо.

4663

4664 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Гайнуллиной:

4665 по одному выступлению от фракции до пяти минут.

4666

4667 Включите режим голосования.

4668

4669 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4670

4671 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, это по настоянию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4672

4673 Покажите результаты голосования.

4674

4675 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 08 сек.)

4676 Проголосовало за 317 чел.88,3%

4677 Проголосовало против 42 чел.11,7%

4678 Воздержалось 0 чел.0,0%

4679 Голосовало 359 чел.

4680 Не голосовало 0 чел.0,0%

4681 Результат: принято

4682

4683 Принято.

4684

4685 Кто выступает от фракции КПРФ? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.

4686

4687 Включите микрофон на рабочем месте.

4688

4689 ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.

4690

4691 Уважаемые коллеги, очень часто и в этом зале, и с телеэкранов нас, фракцию

4692 КПРФ, обвиняют в том, что мы вообще ничего не предлагаем, мы только критикуем

4693 и так далее. Вот я думаю, что те, кто сегодня здесь присутствует, понимают

4694 прекрасно, что это не так. Мы свои предложения вносим по каждому вопросу, не

4695 просто критикуем, но и вносим предложения. Вы сами понимаете, что Олег

4696 Николаевич - это профессионал высокого класса, что он всю свою жизнь отдал

4697 этому делу, делу образования, он работает депутатом смотрите какой созыв

4698 начиная с Верховного Совета, и всё время в одном комитете. Ну почему мы

4699 сегодня не хотим даже прислушаться к аргументам, которые действительно в

4700 будущем оправдаются?

4701

4702 Вот смотрите, у нас раньше в школе, когда началась вся эта пертурбация,

4703 реформа, точно так же педагогический совет перестал быть руководящим органом

4704 в школе. Мы создавали совет школы и туда включали... Кого мы только туда ни

4705 включали - и от общественности, и от организаций различных, и от

4706 администрации, и родителей, которые могли всё что угодно сказать! И учителя,

4707 знаете, там оказались бедными родственниками. Мы видим, что стало со школой:

4708 вся демократизация вылилась боком.

4709

4710 Сегодня мы говорим об автономных учреждениях, все всё прекрасно понимают.

4711 Докладчик от комитета зачитал мне статью - я прекрасно её знаю - о том, кто

4712 является членом наблюдательного совета, но я спрашиваю: кто превалировать

4713 будет, кто будет определять? Вы посмотрите, автономное учреждение создано для

4714 того, чтобы сбросить с плеч государства - ну прямо скажите, честно: сбросить

4715 с плеч государства - функцию предоставления бесплатного образования нашим

4716 детям, а также права на участие в культурной и спортивной жизни.

4717

4718 Да, сегодня этот закон не работает, мало кто изъявил желание пойти по этому

4719 пути. Но все-то прекрасно понимают, что пройдут ещё какие-то выборы, потом

4720 начнут просто заставлять силой это делать, так же, как это было с ЕГЭ, так

4721 же, как это было с закрытием сельских школ, так же, как это было с

4722 учебниками, с проверками и так далее, и так далее. Да, сегодня автономное

4723 учреждение получило государственное имущество. Вот как оно им распорядится?

4724 Вы можете давать образовательные услуги по этому закону и таким образом в том

4725 числе сами зарабатывать, а те, кто будет там заниматься, естественно, будут

4726 за это платить. Правильно говорил Олег Николаевич: коррупции будет ещё

4727 больше, руководители и административные структуры будут просто приказывать,

4728 что можно приватизировать, что нельзя приватизировать и так далее. А то, что

4729 прописана добровольность вступления, - это ни о чём не говорит. Я знаю, как

4730 мы правим здесь законы: в один день в трёх чтениях всё что угодно, сегодня -

4731 добровольность, а завтра будет уже принудительность.

4732

4733 Я хотела бы также отметить пункт, в который внёс изменение Олег Николаевич, о

4734 том, что с согласия учреждения... Вот это один из очень важных моментов. Уж

4735 коль вы говорите о гражданской свободе, то надо учесть этот очень важный

4736 момент. Вот если само учреждение решило быть коммерческим - пожалуйста. Нет,

4737 там ещё и с согласия надо. Не надо с согласия, как вы все говорите.

4738

4739 Усилить наблюдательный совет из числа сотрудников учреждений - это тоже очень

4740 важный момент. Вы поймите, никто не знает лучше своё дело, чем люди, которые

4741 там работают. А ведь этот наблюдательный совет будет осуществлять большие

4742 функции, в том числе и финансовые вопросы решать.

4743

4744 А вы послушайте, что сегодня мне говорят... вот послушайте одну минуту. Вы

4745 все родители. Вот что мне говорят сегодня учителя? Что в школах делается? Вот

4746 из этого фонда надтарифного директор получает 40 тысяч, а учителю из этого

4747 фонда надтарифного 1 тысяча даётся, и то по усмотрению администрации,

4748 директора, только он это может. А как по усмотрению? Кто понравился, кто не

4749 понравился. Вы понимаете, какое недовольство зреет в нашей образовательной

4750 среде, а это люди, которые многое могут. Как одна учительница сказала однажды

4751 на встрече... (Микрофон отключён.)

4752

4753 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов - от фракции ЛДПР. Иванов Сергей

4754 Владимирович, пожалуйста.

4755

4756 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Правда, я не могу не заступиться за

4757 Фариду Исмагиловну, которая является достоянием фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": не

4758 стучала она кулаком, она вполне адекватно себя вела...

4759

4760 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она достояние парламента, а не только "ЕДИНОЙ РОССИИ".

4761

4762 ИВАНОВ С. В. Тем более.

4763

4764 Уважаемые коллеги, в принципе данный законопроект можно поддержать только

4765 из-за одной новеллы: наблюдательный совет будет пополам напополам. Вот это

4766 самое главное, можно сказать.

4767

4768 Даже если проецировать всё это дело на выборы, посмотрите: у нас сейчас

4769 избирательная комиссия из двенадцати человек, четверо - от политических

4770 партий, а восемь набираются неизвестно из кого. Вернее, известно из кого, и

4771 известно также, какую партию они представляют. Вот сейчас в какую бы позу ни

4772 вставала госпожа Тимошенко, уже, как говорится, честь это не спасёт, потому

4773 что немыслимо, например, для нас, для нашей страны, создать избирательные

4774 комиссии, где будет представитель одного кандидата и представитель другого,

4775 50 на 50. Всё, она уже может что угодно заявлять, но, извините, всем были

4776 созданы равные условия: ваш кандидат - наш кандидат, ваш представитель в

4777 комиссии и наш. Здесь то же самое. Именно в этом и есть главная загвоздка,

4778 почему не хотят принимать данный законопроект: потому что тогда диктовать

4779 условия будет уже невозможно, тогда придётся договариваться. Не надо бояться

4780 этого процесса. Если будет договорённость, то не будет многотысячных

4781 митингов, не будет обиженных коллективов, и это пойдёт на пользу всей стране.

4782

4783 Спасибо.

4784

4785 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - депутат Шудегов.

4786 Пожалуйста.

4787

4788 ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Четыре года

4789 назад, когда шли бурные дебаты по закону "Об автономных учреждениях", как вы

4790 помните, Совет Федерации поддержал данный закон только потому, что

4791 правительство обещало учесть наши поправки. Одна из этих поправок в точности

4792 совпадает с законопроектом, который мы сегодня рассматриваем. Конечно, я

4793 полностью поддерживаю законопроект, который предложила группа депутатов

4794 вместе с Олегом Николаевичем.

4795

4796 Хочу, коллеги, отметить, что, безусловно, правительство, внося законопроект,

4797 ставило одну главную цель. Сегодня на федеральном уровне двадцать пять тысяч

4798 шестьсот бюджетных учреждений, на региональном и муниципальном - триста три

4799 тысячи, и правительство считает, что, поскольку эти учреждения создавались в

4800 других социально-экономических условиях и у них были другие функции, сегодня,

4801 в рыночных условиях, их нужно прежде всего реорганизовать. И суть следующего

4802 законопроекта, о котором говорил Олег Николаевич и который будет

4803 рассматриваться в ближайшее время, состоит в том, чтобы реорганизовать эту

4804 сеть бюджетных учреждений в казённые, которые будут по-прежнему

4805 финансироваться по смете, но будут иметь право зарабатывать (всё, что они

4806 заработают, будет зачисляться в бюджет соответствующего уровня), и, конечно

4807 же, в бюджетные учреждения с расширенными возможностями, которые фактически

4808 уже будут представлять собой новоизменённые АУ, потому что государство

4809 снимает с себя субсидиарную ответственность за их финансово-хозяйственную

4810 деятельность, как в АУ, и они перестают быть участниками бюджетного процесса.

4811 Они не будут больше получать деньги по смете из бюджета, а будут получать

4812 субсидии.

Дата заседания 29.01.2010, номер заседания 139, строк в стенограмме 6047

О проекте федерального закона № 68519-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автономных учреждениях" и часть 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся автономных учреждений дошкольного образования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

668 НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

669

670 Уважаемый Борис Вячеславович, просьба от имени комитета заменить докладчика

671 по пунктам 9 и 10 сегодняшней повестки: вместо Крашенинникова Назаров. И

672 рассмотрение пункта 26 из сегодняшней повестки просим перенести на 10 февраля

673 в связи с тем, что есть альтернативные вопросы, которые сейчас

674 рассматриваются в комитете.

675

676 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

677

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

793 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.

794

795 Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Здесь прозвучало предложение

796 о переносе 26-го вопроса, это мой законопроект. Я, может быть, и не буду

797 возражать, но хотел бы, во-первых, напомнить, что по Регламенту, если

798 законопроект включён в повестку, уже не должны рассматривать альтернативные

799 законопроекты. И во-вторых, я хотел бы, чтобы представитель комитета пояснил

800 нам, какими именно соображениями вызвана необходимость переноса.

801

802 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

803

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

836 Назаров Андрей Геннадьевич по 9-му и по 10-му вопросам проинформировал о

837 замене докладчика: Назаров вместо Крашенинникова. По пункту 26 есть вопрос,

838 который требует уточнения: причины переноса на 10 февраля.

839

840 Пожалуйста, включите ещё раз микрофон депутату Назарову Андрею Геннадьевичу.

841

842 НАЗАРОВ А. Г. Борис Вячеславович, в связи с теми вопросами, которые у нас

843 появились в последний момент в комитете, было принято решение, для того чтобы

844 снять все сомнения, на 10-е число перенести. Скорее всего, не возникнет

845 ситуация, что будут альтернативные законопроекты предложены, но тем не менее

846 мы хотели бы снять все сомнения, поэтому просим на 10-е число перенести.

847

848 Спасибо.

849

850 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть необходимость голосовать по

851 26-му вопросу? Есть. Ставится на голосование предложение Назарова Андрея

852 Геннадьевича перенести 26-й вопрос на 10 февраля. Кто за? Прошу голосовать.

853

854 Включите режим голосования.

855

856 Покажите результаты голосования.

857

858 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 35 сек.)

859 Проголосовало за 314 чел.69,8%

860 Проголосовало против 57 чел.12,7%

861 Воздержалось 0 чел.0,0%

862 Голосовало 371 чел.

863 Не голосовало 79 чел.17,6%

864 Результат: принято

865

866 Принято.

867

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

922 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я всё-таки

923 вынужден ещё раз вернуться к 26-му вопросу. Вы все слышали объяснения

924 представителя комитета, и я думаю, что никто из вас, как и я, ничего из него

925 не понял. Объяснение было крайне невнятное и к тому же загадочное. Может

926 быть, всё-таки хотя бы мне персонально объяснят, почему переносится вопрос и

927 к чему мне готовиться 10 февраля.

928

929 Спасибо.

930