Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 69711-5 О содействии развитию жилищного строительства

О содействии развитию жилищного строительства

у Президента РФ
24.07.2008

Номер законопроекта:69711-5
Дата внесения законопроекта в ГД:09.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/69711-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Профильный комитет:Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:24.07.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:161-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Исаев Ризвангаджи Абдулаевич, Депутат ГД
Панов Валерий Викторович, Депутат ГД
Петров Сергей Валериевич, Депутат ГД
Шаккум Мартин Люцианович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №69711-5 О содействии развитию жилищного строительства

Дата заседания 04.07.2008, номер заседания 34, строк в стенограмме 5878

О проекте федерального закона № 69711-5 "О содействии развитию жилищного строительства".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1930 15-й вопрос. О проекте федерального закона "О содействии развитию жилищного

1931 строительства". Доклад председателя Комитета по строительству и земельным

1932 отношениям Мартина Люциановича Шаккума.

1933

1934 Пожалуйста.

1935

1936 ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и

1937 земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1938

1939 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект в

1940 полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний

1941 юридико-технического и лингвистического характера нет. Комитет рекомендует

1942 Государственной Думе принять указанный законопроект в третьем чтении.

1943

1944 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович.

1945

1946 Нет замечаний, уважаемые коллеги? Ну, если две руки от фракции - это слишком

1947 много. Если по мотивам... Рябов Николай Фёдорович, вы хотите по мотивам

1948 выступить? Кашин Борис Сергеевич записался по мотивам, спасибо. Да, и от

1949 фракции "Справедливая Россия" - Дмитриева Оксана Генриховна, спасибо.

1950

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2981 Пункт 15. По мотивам голосования - Кашин Борис Сергеевич от фракции КПРФ.

2982

2983 КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, это не совсем обычный законопроект, я

2984 предлагаю обратить на него особое внимание.

2985

2986 Вот в этом законопроекте достигнуто полное соответствие между формой и

2987 содержанием. Форма рассмотрения - это исключительная спешка и нарушение

2988 Регламента Государственной Думы. Я думаю, даже есть повод для рассмотрения

2989 этого комитетом по Регламенту. А содержание проекта закона никак не

2990 стимулирует удешевление жилья, опасно для государственных организаций и

2991 открывает новые возможности для коррупции. Стараясь отличиться в скорости

2992 реакции на указ президента, разработчики оказывают ему, а главное, всем нам

2993 медвежью услугу.

2994

2995 По форме рассмотрения. 9 июня проект внесён в Думу, 25 июня - первое чтение,

2996 пять дней - на поправки. 30 июня комитет рассматривает все эти поправки, и за

2997 пять дней из пятнадцати статей и двадцати пяти страниц стало двадцать статей

2998 и шестьдесят две страницы текста. Смысл кардинально изменился. После 30-го,

2999 до 2 июля, когда здесь мы его рассматривали, текст ещё раз изменился очень

3000 серьёзно. Здесь мы видим нарушение Регламента, потому что комитет не

3001 собирался, по крайней мере, наши депутаты от оппозиции никак не

3002 информировались, а текст серьёзно изменился. Даже сейчас, после второго

3003 чтения, внесены поправки, вряд ли относящиеся к лингвистическим. Так, если во

3004 втором чтении в статье 19 было написано, что "правительство определяет

3005 персональный состав попечительского совета фонда", то сейчас написано:

3006 "утверждает персональный состав" этого совета. Вот такая форма работы.

3007

3008 Теперь по содержанию. Создаётся чрезвычайная комиссия по приватизации

3009 федеральной земли, и отсутствует механизм учёта государственных интересов при

3010 изъятии у государственных организаций земли и недвижимости. Не может некий

3011 аморфный орган, созданный в соответствии с этим законом, "межведомственный

3012 коллегиальный орган", как он тут назван, работающий на общественных началах и

3013 нерегулярно, решить, не совершаем ли мы непоправимую ошибку, отбирая землю и

3014 недвижимость у научно-исследовательского института или опытного

3015 сельхозпредприятия. Критерии принятия решения отсутствуют, механизм продажи

3016 участков не проработан, всё это способствует коррупции.

3017

3018 Мы призываем всех депутатов проголосовать против этого опасного

3019 законопроекта.

3020

3021 Спасибо.

3022

3023 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Дмитриева Оксана Генриховна от

3024 фракции "Справедливая Россия".

3025

3026 ДМИТРИЕВА О. Г. У фракции "Справедливая Россия" возникают опасения, что этот

3027 законопроект не о Фонде содействия жилищному строительству, а о фонде

3028 содействия образованию триллионеров. У нас есть уже миллиардеры, по числу

3029 которых мы занимаем второе место в мире, я думаю, что после активного

3030 вступления в силу этого закона мы будем занимать первое место по числу

3031 триллионеров, поскольку этот фонд по тому механизму, который в нём прописан,

3032 действительно осуществляет - не госструктура! - приватизацию самых хороших,

3033 самых дорогих земельных участков, которые сейчас находятся в государственной

3034 собственности. Фонд имеет право изъятия тех земель, которые переданы как в

3035 бессрочное пользование, так и на праве хозяйственного ведения, без согласия

3036 самих государственных учреждений.

3037

3038 У кого фонд будет изымать земли? Он будет изымать у университетов, у научных

3039 учреждений, у музеев, у других государственных структур. Фонд имеет право

3040 вкладывать эти средства в акционерные хозяйственные общества, в коммерческие

3041 и некоммерческие организации, то есть это по сути приватизация без каких-либо

3042 механизмов и законов. То имущество, которое будет изъято в фонд, уже не будет

3043 государственной собственностью, а будет собственностью фонда, и проверять его

3044 никто не имеет права, кроме назначенной им аудиторской организации. И Счётная

3045 палата не будет иметь право осуществлять проверку его деятельности.

3046

3047 Поэтому мы категорически против принятия данного законопроекта, и, если

3048 Государственная Дума его примет и он вступит в силу, мы вас предупреждаем,

3049 последствия будут гораздо более серьёзные, чем отрицательные последствия

3050 залоговых аукционов и той приватизации, которая уже была проведена.

3051

3052 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" -

3053 депутат Шаккум.

3054

3055 ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, уважаемые выступавшие по мотивам по данному

3056 законопроекту! Я хочу сказать, что законопроект носит явно выраженный

3057 антикоррупционный характер. А в чём заключалась коррупция, которая

3058 существовала до сих пор в отсутствие данного закона? В том, что руководители

3059 тысяч, многих тысяч государственных структур, принимая подзаконные акты,

3060 занимались, по сути дела, "прихватизацией" и продажей этих земель. Акты

3061 Счётной палаты говорят, что по 15, 20, 30 процентов земель

3062 сельхозпредприятий, различных академий, государственных учреждений за

3063 последние годы перешло в частную собственность. При этом государство либо

3064 получило какие-то абсолютно номинальные деньги, либо не получило ничего. Это

3065 было сделано с помощью махинаций. Сейчас 234-м постановлением до введения в

3066 действие ряда законодательных актов прекращены подобные операции, прекращена

3067 эта "прихватизация", и использование государственных земель будет

3068 осуществляться под контролем государства.

3069

3070 Во-первых, я напомню, уважаемая Оксана Генриховна, что правительственная

3071 комиссия, а не фонд будет заниматься изъятием и передачей земель, именно

3072 правительственный коллегиальный орган. Второе, Счётная палата в соответствии

3073 с данным законом будет контролировать деятельность этого фонда, поэтому нет

3074 никаких сомнений, что есть все рычаги, есть все возможности, для того чтобы

3075 фонд эффективно работал, решал задачи содействия жилищному строительству, и

3076 есть все возможности контроля за деятельностью фонда.

3077

3078 Наша фракция будет поддерживать данный законопроект.

3079

3080 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект

3081 федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", третье

3082 чтение.

3083

3084 Включите режим голосования.

3085

3086 Покажите результаты голосования.

3087

3088 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 58 сек.)

3089 Проголосовало за 351 чел.78,0%

3090 Проголосовало против 93 чел.20,7%

3091 Воздержалось 0 чел.0,0%

3092 Голосовало 444 чел.

3093 Не голосовало 6 чел.1,3%

3094 Результат: принято

3095

3096 Принято.

3097

Дата заседания 02.07.2008, номер заседания 33, строк в стенограмме 10065

О проекте федерального закона № 69711-5 "О содействии развитию жилищного строительства" (принят в первом чтении 25 июня 2008 года с наименованием "О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6111 Переходим к пункту 33, проекту федерального закона "О содействии развитию

6112 жилищного строительства". Докладчик тот же.

6113

6114 Пожалуйста, Мартин Люцианович.

6115

6116 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект

6117 принят в первом чтении 25 июня, подготовлен ко второму чтению с новым

6118 наименованием: "О содействии развитию жилищного строительства". К

6119 законопроекту поступило сорок пять поправок, двадцать пять из них комитет

6120 рекомендует к принятию, двадцать - к отклонению.

6121

6122 Ко второму чтению законопроект доработан в следующей части. По предложению

6123 правительства в законопроекте установлено правило о деятельности фонда на

6124 основании закона без утверждения устава. При этом в законопроекте максимально

6125 подробно прописаны полномочия всех органов управления фонда, установлены

6126 дополнительные формы контроля за деятельностью фонда, предусмотрено

6127 осуществление контроля со стороны Счётной палаты, создание ревизионной

6128 комиссии фонда и проведение аудита фонда независимой аудиторской компанией,

6129 отобранной на конкурсе. Доработаны процедуры подготовки и утверждения решений

6130 об использовании федерального имущества. Полномочиями по принятию таких

6131 решений наделён межведомственный коллегиальный орган, который создаётся

6132 правительством. До трёх лет увеличен срок передачи субъектам полномочий по

6133 управлению и распоряжению федеральным имуществом, в данном случае земельными

6134 участками. Уточнены основания прекращения прав федеральных организаций на

6135 имущество, установлены особенности государственной регистрации права

6136 собственности фонда на переданное федеральное имущество, а также

6137 предусмотрено внесение изменений в Бюджетный кодекс в части распределения

6138 доходов от распоряжения федеральным имуществом между субъектами Российской

6139 Федерации и местными бюджетами.

6140

6141 С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять данный

6142 законопроект во втором чтении.

6143

6144 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, здесь две таблицы. Таблица 1 -

6145 двадцать пять поправок, которые комитет рекомендует принять. Есть ли

6146 замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1.

6147

6148 Включите режим голосования.

6149

6150 Покажите результаты.

6151

6152 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 22 сек.)

6153 Проголосовало за 313 чел.69,6%

6154 Проголосовало против 49 чел.10,9%

6155 Воздержалось 0 чел.0,0%

6156 Голосовало 362 чел.

6157 Не голосовало 88 чел.19,6%

6158 Результат: принято

6159

6160 Принято.

6161

6162 Таблица 2 - двадцать поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Есть

6163 ли замечания? Есть замечание у депутата Кашина Бориса Сергеевича и депутата

6164 Романова Валентина Степановича. Пожалуйста, Борис Сергеевич.

6165

6166 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

6167

6168 Прошу вынести на отдельное голосование и обсудить поправки 17 и 18.

6169

6170 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов, пожалуйста.

6171

6172 РОМАНОВ В. С. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 6, 14, 17 и

6173 19.

6174

6175 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 17-я уже вынесена.

6176

6177 Уважаемые депутаты, других предложений нет. Ставится на голосование таблица

6178 2, за исключением поправок 17, 18, 2, 6, 14, 19.

6179

6180 Включите режим голосования.

6181

6182 Покажите результаты.

6183

6184 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 36 сек.)

6185 Проголосовало за 310 чел.68,9%

6186 Проголосовало против 50 чел.11,1%

6187 Воздержалось 0 чел.0,0%

6188 Голосовало 360 чел.

6189 Не голосовало 90 чел.20,0%

6190 Результат: принято

6191

6192 Принимается таблица.

6193

6194 Пожалуйста, Борис Сергеевич, обоснуйте вашу позицию по поправке 17.

6195

6196 КАШИН Б. С. Спасибо.

6197

6198 Я вносил эту поправку в связи с тем, что вот то, что сейчас происходит...

6199 если кратко оценивать, то можно сказать, что в дикой спешке создаётся

6200 чрезвычайная комиссия по приватизации федеральной земли. Неизбежны здесь и

6201 аналогии с залоговыми аукционами 90-х годов, итог которых общеизвестен. За

6202 пять дней, которые прошли между первым и вторым чтениями, разработчики

6203 законопроекта кардинально изменили организационную форму этой чрезвычайной

6204 комиссии. И сейчас мы видим схему, когда реальная власть будет сосредоточена

6205 у генерального директора фонда и чиновников, работающих в правлении.

6206 Ответственность за принятые решения ложится на две аморфные структуры,

6207 действующие на общественных началах, - это попечительский совет фонда

6208 (кстати, очень редкий случай, когда попечительский совет оказывается высшим

6209 органом управления) и некий межведомственный коллегиальный орган, принимающий

6210 окончательное решение об изъятии земли у государственных организаций.

6211 Ответственность за последствия этих решений, принятых решений, оказывается

6212 полностью размытой. Кроме того, возникает вопрос: хотим ли мы на

6213 законодательном уровне защищать организации, решающие задачи государственной

6214 важности, или последовательно реализуем политику их притеснения?

6215

6216 О чем идёт речь? В 2006 году вступили в силу поправки к закону "О науке и

6217 государственной научно-технической политике", ликвидировавшие норму закона о

6218 том, что, например, за Российской академией наук земля закрепляется в

6219 бессрочное безвозмездное пользование. Теперь власть движется дальше, даёт

6220 возможность указанному межведомственному коллегиальному органу распоряжаться

6221 судьбой важнейших образовательных и других государственных организаций.

6222

6223 Предлагаемой поправкой поднимается уровень ответственности за принимаемые

6224 решения в случае, когда речь идёт об особо ценных землях - а к таким землям в

6225 соответствии с Земельным кодексом относятся, в частности, земельные участки,

6226 предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских

6227 организаций, - и предлагается установить, что решение об изъятии у

6228 государственных организаций земельных участков, отнесённых к особо ценным

6229 землям, принимается Правительством Российской Федерации, а не непонятным

6230 межведомственным коллегиальным органом. Прошу поддержать эту поправку. И

6231 специально обращаюсь к представителям президента и правительства с

6232 предложением критически проанализировать наличие в рассматриваемом

6233 законопроекте механизма всестороннего учёта государственных интересов в

6234 процессе приватизации федеральной земли.

6235

6236 Спасибо.

6237

6238 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета, Мартин Люцианович.

6239

6240 ШАККУМ М. Л. Комитет не поддерживает данную поправку по следующим причинам.

6241 Если это особо ценные сельскохозяйственные земли, то, во-первых, никакого

6242 такого намерения, по крайней мере, в духе, в котором написан данный закон, и

6243 в целях данного закона нет. Это первое.

6244

6245 Второе. В соответствии с данным законопроектом такие решения принимаются

6246 коллегиальным органом, который определяет правительство. То есть в принципе

6247 всё равно правительство несёт, скажем так, ответственность за все действия,

6248 которые примет данный коллегиальный орган. Я думаю, что уровень этого

6249 коллегиального органа будет достаточно высоким. Выносить же каждый отдельный

6250 участок на решение правительства - мы просто парализуем работу правительства,

6251 оно будет вынуждено заниматься только этими вопросами.

6252

6253 Поэтому комитет не поддерживает данную поправку.

6254

6255 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У правительства такая же позиция? Позиция правительства

6256 совпадает с позицией комитета. Ставится на голосование поправка 17.

6257 Правительство и комитет её не поддерживают.

6258

6259 Включите режим голосования.

6260

6261 Покажите результаты.

6262

6263 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 53 сек.)

6264 Проголосовало за 82 чел.18,2%

6265 Проголосовало против 1 чел.0,2%

6266 Воздержалось 0 чел.0,0%

6267 Голосовало 83 чел.

6268 Не голосовало 367 чел.81,6%

6269 Результат: не принято

6270

6271 Отклоняется поправка.

6272

6273 Поправка 18. Пожалуйста, Борис Сергеевич Кашин.

6274

6275 КАШИН Б. С. Ну, вот эта поправка носит вообще минимальный характер, и её

6276 отклонение мне, вообще, кажется совершенно удивительным. Речь идёт о желании

6277 хоть в минимальной степени учесть интересы государственных организаций,

6278 которые после принятия рассматриваемого закона могут потерять землю, здания и

6279 возможность работать. Я консультировался с Российской академией наук, с

6280 сельскохозяйственной академией, которые могут здесь пострадать. Но вообще

6281 тема этого законопроекта... Если начинать с того, как она освещалась в СМИ,

6282 то смотрелось всё очень неплохо: премьер встречается с президентом Российской

6283 академии наук и, проявляя заботу о молодых учёных, говорит о необходимости

6284 строить жильё для них на землях, переданных академии наук. (Тут, кстати,

6285 возникает вопрос по поводу нашей системы улучшения жилищных условий, но пока

6286 оставим его за скобками сегодняшнего обсуждения.)

6287

6288 Итак, исходная идея понятна - целевым образом использовать федеральную землю,

6289 в частности для строительства доступного жилья. Что же получилось в итоге

6290 проработки этой идеи в правительстве и Комитете по строительству и земельным

6291 отношениям? От заботы о науке и учёных в законопроекте остались только два

6292 слова: "технопарк" и "бизнес-инкубатор". Зато получился механизм изъятия

6293 земли, недвижимости у государственных организаций науки, промышленности,

6294 культуры и сельского хозяйства, который не предполагает даже информирования

6295 этих организаций об их несчастной доле до принятия решения об изъятии. По

6296 этому закону, если какое-то ООО решит, что земли института - ну, скажем,

6297 чтобы не отстать от моды, - нанотехнологических исследований лучше пустить

6298 под строительство, то ООО пишет об этой инициативе в орган власти субъекта

6299 Российской Федерации, а тот вправе запросить правоустанавливающие документы

6300 на соответствующий земельный участок или вообще ничего не запрашивать - и

6301 машина поехала. А ведь необходимо разобраться, если брать наш пример с

6302 нанотехнологическим институтом, нужно ли отбирать у него землю, или этот

6303 институт может через месяц осчастливить нашу страну каким-нибудь уникальным

6304 открытием.

6305

6306 Что предлагается в поправке? Всего лишь вовремя проинформировать организацию

6307 о том, что процесс изъятия у неё земли запущен, чтобы она могла, возможно при

6308 поддержке курирующего федерального органа исполнительной власти, представить

6309 свои аргументы в создаваемый в соответствии с рассматриваемым законопроектом

6310 межведомственный коллегиальный орган, принимающий окончательное решение.

6311

6312 Я призываю депутатов, которые работали в вузах, в академии наук, в сельском

6313 хозяйстве, поддержать эту поправку, чтобы не оказаться в неловком положении

6314 перед своими бывшими коллегами и, главное, не растерять тот потенциал,

6315 который страна смогла ещё сохранить, несмотря на варварские действия

6316 либералов-реформаторов, на счету у которых, в частности, сотни уничтоженных

6317 научно-исследовательских институтов. И вот этот закон ещё добавит, я боюсь, к

6318 этой цифре.

6319

6320 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета.

6321

6322 ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Сергеевич! Порядок изъятия

6323 неиспользуемых земель следующий. Органы госвласти субъектов Российской

6324 Федерации направляют заявки на те земли, которые, как им представляется,

6325 используются неэффективно. Коллегиальный орган рассматривает эти заявки и

6326 принимает соответствующие решения. Автором поправки предлагается в случае

6327 направления, скажем так, неких пожеланий субъекта Федерации немедленно

6328 уведомлять эти организации. Мы считаем, что целесообразности в этом никакой

6329 нет, поскольку ещё ничего, по сути дела, не произошло, никакого изъятия не

6330 предполагается. Кому-то что-то пожелалось. И начинать будоражить целые

6331 коллективы мы не видим никакой необходимости. В то же время коллегиальный

6332 орган, регламент работы которого установит правительство, в случае

6333 рассмотрения на своём заседании вопросов изъятия, конечно же, будет

6334 уведомлять об этом данное предприятие и представители этого ведомства будут

6335 приглашаться на заседание соответствующего коллегиального органа. Поэтому

6336 поправка не поддерживается.

6337

6338 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство поддерживает данную позицию?

6339 Поддерживает. Ставится на голосование поправка 18 из таблицы отклонённых

6340 комитетом. Комитет и правительство поправку не поддерживают.

6341

6342 Включите режим голосования.

6343

6344 Покажите результаты.

6345

6346 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 12 сек.)

6347 Проголосовало за 81 чел.18,0%

6348 Проголосовало против 5 чел.1,1%

6349 Воздержалось 0 чел.0,0%

6350 Голосовало 86 чел.

6351 Не голосовало 364 чел.80,9%

6352 Результат: не принято

6353

6354 Отклоняется поправка.

6355

6356 Романов Валентин Степанович. Поправка 2.

6357

6358 РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, не буду скрывать, мы с депутатом Кашиным

6359 Борисом Сергеевичем на заседании комитета довольно много аргументов

6360 приводили. В одном случае мы услышали комментарии абсолютно неконкретные, в

6361 другом случае - полупризнания, в третьем случае, когда мы поднимали ту или

6362 иную проблему, нам говорили, что мы это уже учли. Работа над законом идёт в

6363 такой спешке, что абсолютно ясно, что он будет потом сто раз

6364 корректироваться.

6365

6366 У нас вызывает огромную тревогу вопрос о коррупционной составляющей по этому

6367 закону. Поэтому ещё раз, прежде чем аргументировать поправку 2, обращаюсь к

6368 Комиссии по противодействию коррупции с просьбой специально рассмотреть,

6369 насколько этот закон содержит противоядие против гигантских коррумпированных

6370 операций.

6371

6372 По существу поправки 2. В части 9 статьи 2 законопроекта говорится: фонд не

6373 может быть признан несостоятельным (банкротом). Я полагаю, что если речь идёт

6374 о создании некой общефедеральной коммерческой структуры с гигантскими

6375 оборотами, то не может быть и речи о том, чтобы, создавая в рамках рынка

6376 субъект хозяйствования, коммерческое юридическое лицо, мы освободили его от

6377 ответственности за последствия его экономичного или, наоборот,

6378 бесхозяйственного поведения. Я думаю, что, если создаётся прецедент, что на

6379 рынке есть те, кто отвечает по системе банкротства, и есть те, кто не

6380 отвечает, это создаёт очень большой соблазн. Государство этим законом

6381 перекидывает в фонд огромные территории, даёт возможность перепродавать, в

6382 залог заводить и так далее и в то же время не отвечать.

6383

6384 Поэтому призываю депутатов проголосовать за поправку 2, то есть убрать

6385 положение, что фонд не может подвергаться процедуре банкротства.

6386

6387 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович.

6388

6389 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! Действительно,

6390 часть 9 статьи 2 гласит, что фонд не может быть признан несостоятельным, то

6391 есть банкротом. Этим пунктом мы защищаем государственное, по сути дела,

6392 общенародное имущество от действий недобросовестных чиновников. Оно изымается

6393 для целей общественных, для целей создания эффективного рынка жилья и для

6394 целей повышения доступности жилья. Поэтому комитет поправку не поддерживает.

6395

6396 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2 из таблицы

6397 отклонённых. Комитет против.

6398

6399 Включите режим голосования.

6400

6401 Покажите результаты.

6402

6403 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 41 сек.)

6404 Проголосовало за 93 чел.20,7%

6405 Проголосовало против 1 чел.0,2%

6406 Воздержалось 0 чел.0,0%

6407 Голосовало 94 чел.

6408 Не голосовало 356 чел.79,1%

6409 Результат: не принято

6410

6411 Отклоняется поправка.

6412

6413 Поправка 6. Пожалуйста, депутат Романов.

6414

6415 РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, в пункте 9 части 3 статьи 3 указывается,

6416 что фонд разрабатывает и предоставляет субъектам Российской Федерации и

6417 муниципальным образованиям методические и иные материалы в области

6418 территориального планирования, градостроительного зонирования и так далее. С

6419 этим я согласен. Но я полагаю, что для того, чтобы фонду избежать -

6420 говорилось, государство будет на страже этого дела - соблазна всю свою

6421 деятельность превратить только в погоню за прибылью и наживой, необходимо

6422 дополнить норму двумя словами, установив, что он предоставляет субъектам

6423 Федерации и муниципальным образованиям указанные материалы на безвозмездной

6424 основе. Хоть одно будет деяние безвозмездное на фоне того, что сам фонд

6425 получит огромные суммы и средства.

6426

6427 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович, позиция комитета.

6428

6429 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! Эта поправка

6430 представляется нам избыточной, поскольку данные функции фонда, вообще говоря,

6431 не являются возмездными. То есть по определению в соответствии с законом он

6432 всё и так передаёт на безвозмездной основе, это и так следует из текста

6433 законопроекта.

6434

6435 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 6 из таблицы

6436 отклонённых. Комитет против.

6437

6438 Включите режим голосования.

6439

6440 Покажите результаты.

6441

6442 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 39 сек.)

6443 Проголосовало за 91 чел.20,2%

6444 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6445 Воздержалось 0 чел.0,0%

6446 Голосовало 91 чел.

6447 Не голосовало 359 чел.79,8%

6448 Результат: не принято

6449

6450 Отклоняется поправка.

6451

6452 Поправка 14. Обосновывает депутат Романов.

6453

6454 РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, часть 5 статьи 4 оговаривает условия, что

6455 фонд проводит аукционы по продаже земельных участков фонда... Обратите

6456 внимание, перед этим звучало, что государственная структура, а земли уже

6457 становятся землями фонда, то есть он собственник. И меня поразило, что

6458 предложения членов Совета Федерации в этой части тоже были отклонены. Я

6459 продолжаю: проведение фондом аукционов по продаже земельных участков... И в

6460 конце, после этого перечня говорится: по продаже права на заключение

6461 договоров аренды таких земельных участков. Я понимаю, когда право на продажу

6462 земельного участка, но никак не могу согласиться с тем, что даже право на

6463 заключение договоров продаётся. Это ведь, получается, как у Чичикова -

6464 мёртвые души. Понятно право собственности, но непонятно право на продажу

6465 права. Я думаю, что депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ", многие из них, зная, что такое

6466 бизнес, согласятся, что это уж чересчур.

6467

6468 Призываю депутатов проголосовать в поддержку моей поправки 14.

6469

6470 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович.

6471

6472 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! У нас

6473 земельными участками для различных целей можно владеть на самых различных

6474 основаниях, в том числе на основании права собственности, права аренды, права

6475 постоянного (бессрочного) пользования и так далее... И совершенно непонятно,

6476 почему нужно в данном конкретном случае ограничивать только правом

6477 собственности, хотя масса случаев, когда это не нужно, и организатор аукциона

6478 сам выберет, на каком праве он будет предоставлять этот участок. Комитет не

6479 поддерживает поправку.

6480

6481 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 14. Комитет против.

6482

6483 Включите режим голосования.

6484

6485 Покажите результаты голосования.

6486

6487 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 15 сек.)

6488 Проголосовало за 58 чел.12,9%

6489 Проголосовало против 1 чел.0,2%

6490 Воздержалось 0 чел.0,0%

6491 Голосовало 59 чел.

6492 Не голосовало 391 чел.86,9%

6493 Результат: не принято

6494

6495 Отклоняется поправка.

6496

6497 И поправка 19, поскольку 17-ю уже обосновал Кашин. Пожалуйста, Валентин

6498 Степанович.

6499

6500 РОМАНОВ В. С. В данной поправке говорится... Я хочу обратить внимание

6501 депутатов, в том числе и большинства, на то, что в первом варианте

6502 законопроекта, который мы принимали четыре дня назад, говорилось о праве

6503 любого юридического или физического лица обращаться к властям субъектов с

6504 инициативой о включении земельных участков в перечень, а те обязаны были...

6505 Заметьте, любое физическое лицо по первоначальному варианту могло подать,

6506 пальцем показать, а власти субъекта Федерации обязаны были подчиниться этому

6507 физическому лицу и бегом определяться. Но потом нам на заседании комитета

6508 говорят, что эту часть они исправили, слава богу.

6509

6510 Моё предложение, коли речь шла о таком всеобщем, тотальном рассмотрении...

6511 Все теперь компетентны, все могут ткнуть пальцем и сказать: вот земля,

6512 которую нужно загнать в жилищное строительство. Моя формулировка звучит так:

6513 "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение

6514 месяца (так и в основном тексте - месяц) рассматривают обращения, указанные в

6515 абзаце втором, запрашивают отзыв собственника недвижимого имущества на данном

6516 земельном участке и принимают мотивированное решение о включении (или об

6517 отказе от него) в перечень земельных участков".

6518

6519 По-русски говоря, одна грань землю забирает, другая грань забирает имущество,

6520 собственность, принадлежащую Федерации в лице ФГУПа, ГУПа и других. Вот мне

6521 кажется, что, если уж у нас рынок и если новый собственник хочет забрать не

6522 только землю, но и строения на ней, надо по крайней мере проинформировать

6523 этого собственника и мотивацию привести, если принимается такое решение,

6524 потому что в моём понимании одна проблема - это земля, а другая проблема -

6525 то, что на этой земле построено.

6526

6527 Федерация так легко хочет расставаться со своим имуществом, что просто

6528 поразительно. Да, жильё нужно, мы за увеличение объёмов жилищного

6529 строительства, мы за то, чтобы и федеральные, и областные, и местные земли

6530 более эффективно использовались, но фракция Компартии призывает большинство

6531 Государственной Думы затормозить и ещё раз подумать, сколько уже десятков раз

6532 мы принимали законы, которые через полгода или год начинают кардинальным

6533 образом дорабатываться. Вот это тот самый случай. Мы призываем вас к

6534 взвешенному подходу.

6535

6536 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович.

6537

6538 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! В данном

6539 случае поправка представляется избыточной и противоречащей концепции

6540 законопроекта, поскольку органы госвласти субъектов Российской Федерации

6541 вообще не принимают никаких решений, они просто составляют некий перечень и

6542 направляют его в правительство, лишь коллегиальный орган правительства по

6543 процедуре, установленной правительством, принимает решение. Поправка

6544 противоречит вообще всей логике законопроекта и не может быть поддержана

6545 комитетом.

6546

6547 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 19 из таблицы

6548 отклонённых. Комитет против.

6549

6550 Включите режим голосования.

6551

6552 Покажите результаты.

6553

6554 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 18 сек.)

6555 Проголосовало за 91 чел.20,2%

6556 Проголосовало против 4 чел.0,9%

6557 Воздержалось 0 чел.0,0%

6558 Голосовало 95 чел.

6559 Не голосовало 355 чел.78,9%

6560 Результат: не принято

6561

6562 Отклоняется поправка.

6563

6564 Уважаемые депутаты, мы рассмотрели обе таблицы поправок. Ставится на

6565 голосование во втором чтении проект федерального закона "О содействии

6566 развитию жилищного строительства".

6567

6568 Включите режим голосования.

6569

6570 Покажите результаты.

6571

6572 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 55 сек.)

6573 Проголосовало за 310 чел.68,9%

6574 Проголосовало против 94 чел.20,9%

6575 Воздержалось 0 чел.0,0%

6576 Голосовало 404 чел.

6577 Не голосовало 46 чел.10,2%

6578 Результат: принято

6579

6580 Принято.

6581

Дата заседания 25.06.2008, номер заседания 31, строк в стенограмме 8613

О проекте федерального закона № 69711-5 "О Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5548 Уважаемые депутаты, мы сегодня при обсуждении повестки дня договорились, что

5549 первым из законопроектов первого чтения мы рассмотрим проект закона "О

5550 Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства" (пункт 25

5551 повестки дня). Законопроект представит председатель Комитета по строительству

5552 и земельным отношениям Мартин Люцианович Шаккум.

5553

5554 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект

5555 разработан в соответствии с указом Президента Российской Федерации Дмитрия

5556 Анатольевича Медведева, и этот указ был зарегистрирован под номером 1. Уже

5557 одно это говорит о важности той проблемы, которая поднимается в данном

5558 законопроекте.

5559

5560 Законопроект устанавливает особенности создания и правового положения

5561 Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, а также

5562 возможность передачи полномочий Российской Федерации субъектам Российской

5563 Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной

5564 собственности.

5565

5566 Основные цели деятельности фонда: содействие развитию жилищного строительства

5567 и соответствующей инфраструктуры, создание промышленных парков, технопарков,

5568 бизнес-инкубаторов. Для достижения этих целей предлагается наделить фонд

5569 следующими функциями: дать ему право проведения аукционов для комплексного

5570 освоения земельных участков в целях жилищного строительства, проведения

5571 аукционов по продаже земельных участков для строительства предприятий по

5572 производству стройматериалов, создания промышленных парков, технопарков и

5573 бизнес-инкубаторов, а также подготовки заключения о целесообразности или

5574 нецелесообразности использования находящихся в федеральной собственности

5575 земельных участков и федерального недвижимого имущества для жилищного и иного

5576 строительства.

5577

5578 Законопроект устанавливает процедуру формирования перечня имущества,

5579 дальнейшее использование которого для нужд Федерации нецелесообразно.

5580

5581 Законопроект допускает возможность передачи полномочий Российской Федерации

5582 по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной

5583 собственности, субъектам Российской Федерации при условии утверждения

5584 генеральных планов, утверждения правил землепользования и застройки,

5585 утверждения программы комплексного освоения систем коммунальной

5586 инфраструктуры.

5587

5588 Принятие законопроекта позволит установить эффективные механизмы вовлечения

5589 федеральных земель в хозяйственные обороты и будет способствовать увеличению

5590 объёмов жилищного строительства.

5591

5592 Вместе с тем, по мнению комитета, ко второму чтению необходимо доработать

5593 законопроект в следующей части: конкретизировать цели передачи субъектам

5594 Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и

5595 распоряжению земельными участками, уточнить полномочия органов управления и

5596 отдельные функции фонда, соотнести положения законопроекта с законом "О

5597 приватизации государственного и муниципального имущества".

5598

5599 На законопроект получено заключение Правительства Российской Федерации, в

5600 котором даны отдельные замечания по проекту.

5601

5602 Комитет в целом поддерживает проект федерального закона "О Федеральном фонде

5603 содействия развитию жилищного строительства" и рекомендует Государственной

5604 Думе принять его в первом чтении.

5605

5606 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть.

5607 Так, я вижу три руки: Кашин, Романов и кто-то ещё был.

5608

5609 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5610

5611 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, нет, тогда давайте запишемся, я вижу, ещё появились

5612 руки.

5613

5614 Пожалуйста, включите запись.

5615

5616 Покажите список записавшихся.

5617

5618 Романов Валентин Степанович, пожалуйста.

5619

5620 РОМАНОВ В. С. Два вопроса. Первый - точка зрения регионов, если она

5621 запрашивалась. И второй. В заключении правительства говорится о том, что

5622 потребуются денежные средства, а расчёт их будет произведён после года

5623 деятельности. Я думаю, что, если бы любой депутат фракции КПРФ внёс

5624 законопроект, по которому было бы подобное заключение, он не был бы

5625 рассмотрен. Технико-экономическое обоснование должно быть к моменту

5626 рассмотрения. А здесь само правительство написало чудо-юдо - что год фонд

5627 поработает без технико-экономического обоснования и без денег, а потом будет

5628 решаться вопрос, какие же деньги нужны. Как понимать это?

5629

5630 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович.

5631

5632 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Валентин Степанович, я не согласен с тем, что вы

5633 сказали. На самом деле, фонд, во-первых, изначально будет наделяться

5634 имуществом, земельными участками. А основные денежные средства, которые будут

5635 поступать в фонд, - это средства от реализации этих участков. Они же будут

5636 направляться на цели, поставленные фондом, на подготовку различных проектов

5637 комплексного освоения территорий и на иные цели, которые обозначены фондом.

5638 Поэтому противоречий каких-то серьёзных я не вижу. Действительно, есть

5639 моменты, о которых вы справедливо сказали, наверное, здесь есть определённые

5640 неточности, но мы ко второму чтению, Валентин Степанович, обязательно всё

5641 уточним. Приходите в комитет, и мы вместе с вами поработаем.

5642

5643 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Напоминаю, Мартин Люцианович, что вы не ответили на

5644 вопрос, давали ли субъекты Федерации какие-то замечания, отзывы.

5645

5646 ШАККУМ М. Л. А, субъекты Федерации. Сейчас ещё поступают отзывы субъектов

5647 Федерации, но большинство...

5648

5649 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5650

5651 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мне что, ставить вопрос о лишении кого-то из

5652 депутатов слова? Я не слышу, что говорит Шаккум, потому что вы говорите

5653 громче, чем он.

5654

5655 Отвечайте, пожалуйста, Мартин Люцианович. Отзывы субъектов Федерации?

5656

5657 ШАККУМ М. Л. Отзывы субъектов Федерации. Мы получили отзывы тринадцати

5658 субъектов Федерации, все тринадцать отзывов положительные.

5659

5660 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.

5661

5662 РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.

5663

5664 Мартин Люцианович, по-простому поясните, пожалуйста, каким образом принятие

5665 данного закона увеличит количество строящихся квадратных метров жилой

5666 площади. Я этого не понимаю. При чём тут этот закон? Это раз.

5667

5668 И второе. Каким образом влияет количество земельных аукционов на расширение

5669 жилищного строительства? По-простому, пожалуйста, без всяких выкрутасов.

5670

5671 ШАККУМ М. Л. Предельно просто постараюсь ответить на ваш непростой вопрос.

5672 Законопроектом предполагается вовлечение в оборот значительного количества

5673 федеральных земель в целях жилищного строительства, в первую очередь

5674 малоэтажного строительства. Земельные участки, которые будут переданы фонду,

5675 будут выставлены на аукцион для их комплексного освоения, причём будут

5676 подготовлены уже определённые документы по планировке территории, то есть

5677 можно будет строить то, что конкретно там будет обозначено. Кроме того, за

5678 счёт вырученных от реализации этих участков средств эти проекты будут

5679 оснащаться объектами инженерной и социальной инфраструктуры, что сегодня

5680 является, в общем-то, главным тормозом на пути, скажем так, увеличения

5681 объёмов строительства. То есть средства, вырученные от продажи федеральных

5682 земель, будут направляться на развитие инженерной и социальной

5683 инфраструктуры. Также будут специально выделены земли под бизнес-парки,

5684 бизнес-инкубаторы, предприятия стройиндустрии. Фонд будет участвовать, в том

5685 числе финансируя, в строительстве этих предприятий.

5686

5687 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Коломейцев. Он, видимо, сейчас

5688 расскажет нам, что мы нарушили в порядке ведения.

5689

5690 Пожалуйста.

5691

5692 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Конечно.

5693

5694 Вот здесь сидит Малеев, представитель комитета по Регламенту. Зачитайте,

5695 пожалуйста, статью, по-моему, 104-ю Регламента, там написано чёрным по

5696 белому: автору законодательной инициативы, на которую нет заключения

5697 правительства, законопроект возвращается без рассмотрения. Что же мы тут

5698 время тратим? Незаконно рассматривается законопроект.

5699

5700 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно. Вероятно, это неправильная постановка

5701 вопроса.

5702

5703 Ответьте, пожалуйста.

5704

5705 ШАККУМ М. Л. Заключение правительства есть.

5706

5707 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть заключение правительства - это ответ на вопрос,

5708 который поставил депутат Коломейцев.

5709

5710 Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста.

5711

5712 КАШИН Б. С. Олег Викторович, вы правильно поняли нашу реакцию. Она

5713 действительно связана с тем, что законопроект беспрецедентный характер носит,

5714 и в частности по размерам возможной коррупции.

5715

5716 Федеральная земля - это единственное, что из земли нашей русской ещё не

5717 растащено. Читая этот текст, мы видим, что у нас создаётся механизм для этого

5718 растаскивания. Написано: неиспользованные, находящиеся в федеральной

5719 собственности земельные участки по заявлению любого лица могут быть изъяты, в

5720 частности, у академии наук, у других федеральных структур. Так вот у меня

5721 вопрос: какую часть федеральной земли потеряет наше государство в результате

5722 принятия этого закона?

5723

5724 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет.

5725

5726 ШАККУМ М. Л. Наше государство не потеряет, а приобретёт. Оно вовлечёт в

5727 хозяйственный оборот в целях жилищного строительства те земли, которые

5728 сегодня неэффективно используются. Определять эффективность или

5729 неэффективность использования будет специальная правительственная комиссия.

5730

5731 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бурков Александр Леонидович, ваш вопрос.

5732

5733 БУРКОВ А. Л., фракция "Справедливая Россия".

5734

5735 Мартин Люцианович, в развитие вашего ответа на предыдущий вопрос. Вы говорите

5736 о критериях оценки неэффективности использования земельных участков, которые

5737 подлежат изъятию и передаче данному фонду. Вот самое страшное, что мы с вами

5738 не оценили эти критерии, не задали, от чего мы пляшем, почему депутаты

5739 коммунистической фракции и говорят, что это очередной шаг к коррупции.

5740 Давайте определим критерии, и тогда мы будем спокойны, что академия наук не

5741 останется без земли, что ряд федеральных предприятий и учреждений не

5742 останется завтра без земли. Так вот скажите: какими вы видите критерии оценки

5743 эффективности или неэффективности использования федеральной земли?

5744

5745 ШАККУМ М. Л. Я хочу, как говорится, вас предостеречь. Установив массу

5746 различных жёстких, конкретных критериев, мы просто не сумеем реально вовлечь

5747 эти земли в оборот, поскольку все эти критерии будут хорошим поводом для

5748 того, чтобы организации цеплялись за земли, которые они неэффективно

5749 используют, но тем не менее достаточно эффективно продают.

5750

5751 Сегодня приводились примеры - академия наук, Министерство обороны и так

5752 далее. У нас масса фактов, когда государственные чиновники практически за

5753 бесценок продают коммерческим структурам земли, тоже с целью жилищного

5754 строительства. Куда идёт разница, на сегодняшний день мы можем только

5755 догадываться. По концепции законопроекта вся рыночная стоимость этой

5756 переданной земли будет аккумулироваться в фонде и под руководством

5757 наблюдательного совета расходоваться на цели жилищного строительства, о

5758 которых я вам сказал.

5759

5760 Конечно, какие-то критерии ко второму чтению, основные, мы подготовим, но

5761 слишком много критериев устанавливать - это может просто дать обратный

5762 эффект.

5763

5764 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сокол Святослав Михайлович. Его нет.

5765

5766 Депутат Апарина Алевтина Викторовна.

5767

5768 АПАРИНА А. В. Спасибо.

5769

5770 Олег Викторович, у меня к вам вопрос. Вы председательствуете, работаете, а не

5771 просто присутствуете. Ответьте мне на два вопроса. Будет одна просьба -

5772 помогите мне, а во-первых, ответьте.

5773

5774 Первое. Вы же видите, как беспомощно выглядит докладчик, потому что он

5775 нарушает всё, что можно. Почему вы, как председательствующий, проходите мимо

5776 этого? Одно нарушение - нет финансового обоснования. Дальше. Из восьмидесяти

5777 пяти регионов... И я не верю даже, что тринадцать дали. Тринадцать! Зачем же

5778 тогда мы отправляем эти законопроекты? Значит, нам всё равно это.

5779

5780 И в заключение прошу помочь мне, депутату, направить - куда надо направить? -

5781 на этот счёт протест, поскольку в данном законопроекте налицо элементы

5782 коррупции. Куда направить? Президент говорил и говорит, что борьба...

5783 (Микрофон отключён.)

5784

5785 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна, мне неловко вступать с вами в

5786 диалог, поскольку мы с вами уже пятнадцать лет являемся депутатами

5787 Государственной Думы. Я уверяю вас, что не нарушен ни один миллиметр текста

5788 нашего Регламента при обсуждении данного вопроса. Количество отзывов, которое

5789 поступает на тот или иной законопроект, в том числе от субъектов Федерации,

5790 может равняться нулю. В данном случае вам было сказано, что есть тринадцать

5791 отзывов, которые все являются положительными, и это не может быть мотивом для

5792 того, чтобы ставить этот закон на обсуждение или не ставить. Никаких

5793 процедурных нарушений мы не допустили.

5794

5795 А что касается вашего мнения, что этот закон имеет какую-то коррупционную

5796 составляющую... Вот сидит господин Волков, он возглавляет нашу думскую

5797 комиссию, которая как раз призвана следить за тем, чтобы в законодательстве

5798 такие нормы не проскакивали. Плюс есть уже совершенно официальные

5799 государственные органы, один из них называется прокуратурой. Если у вас есть

5800 какие-то основания - пожалуйста, вы можете туда направить ваши предложения.

5801

5802 Уважаемые депутаты, все желающие...

5803

5804 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5805

5806 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, нет записи, поэтому я...

5807

5808 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5809

5810 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я дам слово Кулику, но опять же: только не держите меня

5811 за дурака. Вот распечатка, вот те, кто записался на вопросы, здесь фамилия

5812 Кулик отсутствует, Геннадий Васильевич.

5813

5814 Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста.

5815

5816 Включите микрофон.

5817

5818 КУЛИК Г. В. Я правильно вас понял: предлагаемый вами порядок будет

5819 распространяться на земли ГУПов, племенных хозяйств, учебных опытных

5820 хозяйств, семеноводческих хозяйств? В связи с этим у меня вопрос: что такое

5821 неэффективно используемая земля? Пока в рамках Думы, за стенами Думы и вообще

5822 в нашей стране на этот вопрос никто не ответил. Ваша позиция - это

5823 неэффективно, моя - эффективно.

5824

5825 В связи с этим что, комиссия, которая будет здесь создана, в Москве, будет

5826 решать вопрос по изъятию земельного участка, скажем, у сельскохозяйственных

5827 ГУПов и передаче его под жилищное строительство или это будет районная

5828 комиссия или какая-то другая? Как вот это вы себе представляете?

5829

5830 ШАККУМ М. Л. Уважаемый Геннадий Васильевич, это будет правительственная

5831 комиссия. А порядок и регламент работы этой комиссии она сама и определит,

5832 или утвердит, я думаю, председатель правительства, определит, будут ли у неё

5833 территориальные отделения, какой будет порядок разрешения споров -

5834 голосованием и так далее. Будет некий регламент работы этой комиссии.

5835

5836 И, Геннадий Васильевич, никак не подразумевалось, что очень нужные племенные

5837 хозяйства, как вы говорите, пойдут под нож, или что будут изыматься пахотные

5838 земли и так далее. Речь идёт о неэффективно используемых землях. И у каждого

5839 ведомства будет право отстаивать свои интересы.

5840

5841 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мартин Люцианович, присаживайтесь.

5842

5843 Есть ли желающие выступить? Да, много рук. Запишитесь, пожалуйста, на

5844 выступления.

5845

5846 Включите режим записи.

5847

5848 Уважаемые коллеги, я дам вам слово по ведению сейчас, после записи, но тогда

5849 я буду предельно аккуратен в соблюдении Регламента: если вы будете выступать

5850 не по ведению, я буду вас прерывать.

5851

5852 Покажите, пожалуйста, запись.

5853

5854 Девять человек у нас записались.

5855

5856 Депутат Кашин Борис Сергеевич, по ведению.

5857

5858 КАШИН Б. С. А была соблюдена норма Регламента? Если законопроект поступил в

5859 Государственную Думу, судя по тем документам, что у нас на руках, 9 июня в

5860 18.22, то есть когда закончился рабочий день, а 10-го уже правительство

5861 рассматривает, в смысле 10-м датировано обращение в правительство, то когда

5862 же вообще успел Совет Государственной Думы, комитет, вообще кто-то

5863 рассмотреть это? Вот как можно направлять в правительство запрос, если

5864 документ не прошёл никакую апробацию?

5865

5866 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, во-первых, я сейчас дам слово

5867 Логинову, он поднимает руку, он даст ответ на ваш вопрос. Но я хочу дать вам

5868 одно разъяснение в части соблюдения Регламента. Мы сейчас с вами имеем дело с

5869 документом, который попал на пленарное заседание. На пленарном заседании я

5870 могу его снять с рассмотрения по любым основаниям, но только в одном случае:

5871 если за это проголосует палата. Никакого другого права у меня нет, чтобы

5872 снять его с рассмотрения. Если депутату Кашину что-то кажется, я не могу... Я

5873 не могу сейчас с вами дискутировать. Это вопросы, которые нужно адресовать

5874 Совету Государственной Думы. В данном случае мы рассматриваем законопроект,

5875 который находится в повестке.

5876

5877 А на ваш конкретный вопрос отвечает Логинов Андрей Викторович.

5878

5879 ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, все нормы Регламента здесь были соблюдены,

5880 поскольку законопроект поступил в правительство на заключение не от

5881 Государственной Думы, не от Совета Государственной Думы, а от авторов

5882 законодательной инициативы. Они направили его уже после того, как он был

5883 направлен в рассылку в Государственной Думе, по разъяснениям, которые

5884 получили в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, о необходимости

5885 предоставления заключения правительства на данный законопроект. С учётом его

5886 социальной важности - речь идёт о строительстве доступного жилья - в данном

5887 случае была редуцирована регламентная норма, по которой требуется направление

5888 заключения до рассылки. Эта ситуация настолько прецедентна в практике работы

5889 парламента, что уже давно не вызывает никаких возражений...

5890

5891 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5892

5893 ЛОГИНОВ А. В. И заключительные слова. Отсутствие каких-то цифр и расчётов в

5894 финансово-экономическом обосновании объясняется самим механизмом создания и

5895 работы этого фонда. Действительно, должны быть сделаны необходимые расчёты, в

5896 этом будет принимать участие правительство, и мы признали это в собственном

5897 заключении. Наличие финансово-экономического обоснования в привычном

5898 математическом виде, поверьте, коллеги, ещё Конституционный Суд в решении по

5899 статье 100 Регламента правительства признал абсолютно не необходимым условием

5900 для направления заключения правительства, и мы подчинились его решению.

5901

5902 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Апарина. Потом Тимченко, потом

5903 выступления.

5904

5905 АПАРИНА А. В. Спасибо.

5906

5907 Олег Викторович, у меня просьба. Докладчик сказал, что поступило тринадцать

5908 отзывов, все положительные, как он сказал. Просьба, если можно, размножить

5909 эти отзывы, хочется узнать, чем очаровал этот закон тринадцать субъектов. В

5910 крайнем случае хотя бы перечислите тех, кто дал эти отзывы, хоть зачитайте...

5911

5912 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уверяю вас, Алевтина Викторова, что это не является

5913 государственной тайной и вы можете получить эту информацию.

5914

5915 Мартин Люцианович, найдите возможность в рабочем порядке дать эту информацию

5916 депутату Апариной.

5917

5918 Депутат Тимченко, пожалуйста.

5919

5920 ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Олег Викторович, с учётом того, что было много

5921 вопросов, я предлагаю предоставить возможность выступить по одному

5922 представителю от фракции до пяти минут.

5923

5924 Спасибо.

5925

5926 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата Тимченко:

5927 по одному выступлению от фракции до пяти минут.

5928

5929 Включите режим голосования.

5930

5931 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5932

5933 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не вносил предложение об одной минуте, внесли о

5934 пяти.

5935

5936 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

5937

5938 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 53 сек.)

5939 Проголосовало за 324 чел.86,6%

5940 Проголосовало против 50 чел.13,4%

5941 Воздержалось 0 чел.0,0%

5942 Голосовало 374 чел.

5943 Не голосовало 0 чел.0,0%

5944 Результат: принято

5945

5946 Принимается.

5947

5948 От фракции КПРФ выступает депутат Романов Валентин Степанович.

5949

5950 Включите микрофон депутату Романову.

5951

5952 От фракции ЛДПР, я так понимаю, Жириновский.

5953

5954 РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, пытаясь быть объективным, замечу, что,

5955 конечно, коль Президент России издаёт указ № 1, все причастные к его

5956 реализации начинают очень энергично действовать. Но энергия бывает и

5957 разрушительной. Может получиться так, что в результате чрезмерного усердия и

5958 чрезмерной торопливости закон окажется таким, что президенту придётся назвать

5959 его примером высококоррупционного документа.

5960

5961 Я понимаю, что есть крайняя необходимость увеличения объёмов жилищного

5962 строительства. Я понимаю, что есть действительно примеры нерачительного

5963 использования тех или иных кусков федеральной земли. Но когда даже бегло

5964 знакомишься с проектом закона, времени не так много было дано нам для

5965 ознакомления, то возникает огромное количество вопросов. По порядку.

5966

5967 Первое. Считаю вопиющим нарушением сложившихся норм рассмотрения проектов

5968 законов отсутствие технико-экономического обоснования, даже намёка.

5969 Потрясающий пример! Ещё раз говорю, правительство удивительную запись

5970 сделало, что расчёт необходимого объёма денежных средств будет произведён по

5971 результатам анализа прогнозных показателей в первый год деятельности. Фонда

5972 нет, прогноз сделать нельзя, значит, нужна реальная практика - а потом

5973 появится некое обоснование. Чудо!

5974

5975 О мнениях субъектов Федерации здесь уже говорили.

5976

5977 Третье. Здесь говорится, в статье 9, о том, что ликвидация фонда или

5978 реорганизация возможны только на основании специального федерального закона,

5979 определяющего порядок реорганизации или ликвидации. Так как же можно

5980 принимать этот закон и создавать несменяемый, не подлежащий никаким

5981 изменениям фонд, если мы другой закон не приняли? Обычно в законе, который

5982 определяет создание некой структуры, закладываются основы возможной

5983 реорганизации или ликвидации.

5984

5985 Статья 10 - фантастическая статья! Пункт 2: любое юридическое или физическое

5986 лицо вправе обратиться с инициативой о включении земельных участков в тот

5987 перечень, по которому они затем с аукциона будут распродаваться. Я наивный

5988 человек. Вот у меня перед глазами стоит город Чапаевск, где три огромных

5989 предприятия оборонного значения, у них очень крупные куски федеральной земли,

5990 но у них чудовищное финансовое положение в течение десяти лет было, надо было

5991 платить земельные налоги, а денег не было. Любое физическое лицо ткнёт

5992 пальцем и скажет: эти земли не нужны. Я задаю вопрос, кто-то всерьёз ответьте

5993 по поводу этой фразы, что любое физическое лицо, к слову сказать, и лицо

5994 невменяемое или ещё какое-то... Что такое "любое"?

5995

5996 Следующий момент - критерий эффективности использования. Вдумайтесь, что в

5997 статье 11 написано: неиспользование земельных участков служит основанием... и

5998 дальше перечисляется, какие последствия. Одно слово - "неиспользование".

5999 Неиспользование один день, неиспользование один год? В системе севооборота,

6000 там и семилетка существует. В системе оборонных интересов бывает такое, когда

6001 два-три года не трогаем, но знаем, что для стратегических интересов страны

6002 эта земля нужна. То есть здесь по любому абзацу, по любой статье тысяча

6003 вопросов возникает.

6004

6005 Даже не затрагивая глубоко другие вопросы, сообщаю, что фракция Компартии

6006 будет решительно против такого рода сырого и очень опасного законопроекта. А

6007 на предмет его коррупционности, безусловно, нами созданная комиссия должна

6008 была бы его исследовать. И я хотел бы, чтобы это было сегодня Думой

6009 зафиксировано.

6010

6011 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жириновский Владимир Вольфович.

6012

6013 Включите микрофон.

6014

6015 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не понимаю логики тех, кто отказывается понять смысл

6016 данного закона. Ну зачем заранее вводить регламентирующие нормы: сколько

6017 будет, какие финансы будут потрачены, у кого какие будут права? Это же

6018 впервые делается, впервые создаётся такой фонд. У нас с вами земля есть и

6019 есть деньги, это как инструмент. У нас есть Министерство регионального

6020 развития. Можно было там создать департамент соответствующий, или по-русски

6021 лучше назвать "отдел". Мы с вами с советского периода знаем, у нас были и

6022 Минжилкомхоз, и Госстрой, они не смогли использовать всю землю нашу и широко

6023 поставить дело, связанное со строительством. Но заранее обрекать, так

6024 сказать... Правильно же поставлен вопрос: практика покажет. Возможно, будут

6025 создаваться филиалы фонда в регионах. Если мы сразу заложим это сюда, их с

6026 удовольствием создадут, но они ничего делать не будут. То есть должна

6027 появиться сперва потребность в расширении функций фонда и его территориальных

6028 органов.

6029

6030 И почему решили, что сразу у кого-то что-то будут изымать? Речь идёт о

6031 пустующей земле. Вы ездили по нашей стране? Вот я всю её объехал. Четыре

6032 пятых - это просто пустые земли, вообще пустые, никому не принадлежащие,

6033 кроме абстрактного чудовища - государства. Пустые, ни скота там нет, ни

6034 каких-то построек. Видимо, в первую очередь ими займутся, чтобы землю

6035 запустить в оборот, это федеральная собственность, и именно предметно - под

6036 жилищное строительство, чтобы вся Россия стала одноэтажной и были дома

6037 усадебного типа. Сказали, что будет построен миллион таких домов - вот для

6038 них и нужны эти участки. Никто не собирается у учёных отбирать, но если у

6039 какого-то научного центра десятки лет есть пустые объекты...

6040

6041 Вот смотрите, сегодня мы закрываем школы, где не хватает учеников. Что

6042 происходит с этой школой и с этим участком? Стоят пустые, разваливаются. Мне

6043 самому депутат уступил в Бологом участок, вот уже пятнадцать лет он стоит,

6044 ничего не можем оформить. Школу разобрали, на участке коровы пасутся. Чьё

6045 это? Ничьё. В собственность не дают, и никто ничего не может сделать. Никто

6046 ни у кого ничего отбирать не собирается, речь идёт только о том, чтобы те

6047 земли, которые у нас реально вообще ничем не заняты, использовать. Вот

6048 воинская часть ликвидирована, казармы есть, постройки есть, всё есть. Кто

6049 дальше этим распоряжается? Министерство обороны ушло. Кто пришёл туда вместо

6050 Министерства обороны? Или тюрьму закрыли. Кто туда пришёл? Речь идёт только о

6051 том, чтобы использовать то, что потеряло бывшего собственника. И нам здесь

6052 спорить не надо, у нас огромное количество земли. Это Палестина мучается, у

6053 них каждый метр освоен, и они спорят, чей он, израильский или арабский, но у

6054 нас-то... Я не знаю, вы, наверное, на поезде ни разу не ездили. Вы попробуйте

6055 отъехать от Москвы на 100 километров: лес, лес, лес, тайга, степь - всё

6056 пусто. Вдоль Волги я ехал - тоже всё пусто, Крайний Север - вообще целина.

6057 Вот об этом идёт речь - чтобы запустить в оборот. Это главное богатство в

6058 нашей стране, и там должен появиться хозяин, в любом варианте, даже если

6059 будут там какие-то деньги не всегда доброкачественные, так сказать, но люди

6060 пускай построятся и живут, живут, живут там.

6061

6062 Чего же мы опять препоны ставим, говорим, что нельзя, не нужно? В этом же

6063 смысл, написано по-русски: Федеральный фонд содействия развитию жилищного

6064 строительства. Так что здесь плохого? Фонд и будет содействовать, деньги

6065 будут даны, Счётная палата посчитает, сколько ушло на жилищное строительство,

6066 сколько ушло неизвестно куда. Для коррупции всегда есть возможности, при

6067 любом ведомстве, при любом виде собственности, но когда мы ограничиваем - вот

6068 это и вызывает коррупцию. Надо расширить все эти возможности. И никто не

6069 собирается забирать землю у какого-то оборонного завода, наоборот, если ему

6070 нужна земля, ещё ему дадут. Но здесь речь идёт о целевом назначении - жильё.

6071 Никто не будет строить жильё около оборонного завода, около химического

6072 завода, на пастбищах. Но жильё построить надо, чтобы туда приехали люди жить

6073 и они могли использовать эти поля, которые у нас сегодня есть. То есть здесь

6074 я не вижу предмета для споров, у нас слишком большой рынок земли, и он не

6075 задействован ещё. Мы можем дать каждому нашему человеку огромное количество

6076 земли и там построить всё, что нужно, и использовать это, и тогда мы

6077 полностью решим проблему, не будет безработицы, не будет... (Микрофон

6078 отключён.)

6079

6080 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.

6081

6082 От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть ли желающие выступить?

6083

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7074 ЛЕКАРЕВА В. А. Олег Викторович, я хочу сказать, что по 25-му пункту я

7075 воздержалась, а у меня стоит "за". Для стенограммы я хочу внести поправочку.

7076

7077 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается ваша информация.

7078