Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 71527-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

в первом чтении
10.12.2008

Номер законопроекта:71527-5
Комментарий законопроекта:в целях совершенствования законодательства по борьбе с незаконной заготовкой древесины и ее нелегальным оборотом
Дата внесения законопроекта в ГД:14.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/71527-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Комитет ГД по собственности
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Дата изменения статуса/фазы:10.12.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1391-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Читинская областная Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №71527-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

в целях совершенствования законодательства по борьбе с незаконной заготовкой древесины и ее нелегальным оборотом

Дата заседания 10.12.2008, номер заседания 60, строк в стенограмме 9033

О проекте федерального закона № 71527-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконную заготовку древесины и её нелегальный оборот).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

8006 Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые

8007 законодательные акты Российской Федерации". Доклад представителя Читинской

8008 областной Думы члена Совета Федерации Константина Викторовича Суркова.

8009

8010 СУРКОВ К. В., представитель Читинской областной Думы, член Совета Федерации.

8011

8012 Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Читинская областная Дума

8013 внесла на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений

8014 в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данным законопроектом

8015 предлагаются изменения в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в

8016 целях усиления уголовной ответственности за незаконное перемещение

8017 непереработанной древесины и пиломатериалов через таможенную границу

8018 Российской Федерации, а также внесение изменений в части вторую и третью

8019 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконная рубка лесных

8020 насаждений", увеличивающих предельные сроки лишения свободы до трёх и пяти

8021 лет соответственно в целях отнесения указанных преступлений к категории

8022 преступлений средней тяжести, что изменит сложившуюся практику

8023 преимущественно условного осуждения по данным видам преступлений.

8024

8025 Предусмотрено также внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об

8026 административных правонарушениях в целях увеличения в два раза штрафных

8027 санкций за незаконную рубку лесных насаждений и нарушение правил заготовки

8028 древесины, внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации в

8029 целях установления обязанности экспортёра представлять при экспорте

8030 непереработанной древесины и пиломатериалов документы, подтверждающие

8031 законность происхождения указанных товаров, и внесение изменений в

8032 Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях

8033 отнесения экспорта непереработанной древесины и пиломатериалов к

8034 лицензируемым видам деятельности.

8035

8036 Все эти изменения связаны с тем, что в структуре российского экспорта леса

8037 преобладает древесина глубокой переработки, которая осуществляется за

8038 границей. На долю продукции, переработанной в России, приходится всего лишь 3

8039 процента, а на торговлю круглым лесом - 22 процента. Устойчивый спрос на

8040 древесину в России и за рубежом, высокая доходность, незаконные обороты

8041 древесины, несовершенство лесного, уголовного, административного и

8042 таможенного законодательства способствуют нелегальной заготовке, обороту и

8043 экспорту древесины. Доля прибыли от незаконной заготовки и экспорта древесины

8044 оборачивается большими финансовыми потерями в целом для нашей страны.

8045

8046 В порядке небольшого отступления хочу сказать, что Читинская областная Дума

8047 приняла аналогичные поправки в закон об административных правонарушениях,

8048 которые предусматривают увеличение административных штрафов. Многие

8049 заготовители обращались в областной и в Верховный Суд. Верховный Суд

8050 поддержал позицию Читинской областной Думы в плане усиления ответственности.

8051

8052 Спасибо большое.

8053

8054 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

8055

8056 Содоклад делает Андрей Геннадьевич Назаров, заместитель председателя Комитета

8057 по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

8058 Пожалуйста.

8059

8060 НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

8061

8062 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный Читинской

8063 областной Думой законопроект "О внесении изменений в некоторые

8064 законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения эффективности

8065 борьбы с незаконной заготовкой древесины и её нелегальным оборотом

8066 предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс, Кодекс Российской

8067 Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, а также в

8068 Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Несмотря

8069 на то что проблема эта на самом деле существует, комитет, рассмотрев данный

8070 законопроект, отмечает, что есть множество обстоятельств, по которым его

8071 следует отклонить.

8072

8073 Первое. В законопроекте, как и в других законодательных актах, действующих на

8074 территории Российской Федерации, отсутствует понятие непереработанной

8075 древесины, соответственно нигде не определены критерии отнесения древесины к

8076 категории переработанной либо непереработанной. В то же время этот термин

8077 активно использован в законопроекте.

8078

8079 Второе. Уголовная ответственность за контрабанду древесины и пиломатериалов

8080 предусмотрена частью первой статьи 188 Уголовного кодекса, условием

8081 наступления ответственности является перемещение указанных товаров в крупном

8082 размере, то есть превышающем 250 тысяч рублей. Дополнение части второй статьи

8083 188 Уголовного кодекса словами "непереработанной древесины и пиломатериалов"

8084 приравнивает указанные действия по степени общественной опасности к таким

8085 деяниям, как контрабанда радиационных источников, ядерных материалов,

8086 огнестрельного оружия, оружия массового уничтожения. Очевидно, что

8087 контрабанда непереработанной древесины и пиломатериалов вряд ли может повлечь

8088 за собой такие же последствия, что контрабанда перечисленных опаснейших

8089 материалов.

8090

8091 Третье. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 145-ФЗ "О внесении

8092 изменений в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 8.28

8093 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" были

8094 установлены санкции за незаконную рубку лесных насаждений (статья 8.28 КоАП и

8095 статья 260 Уголовного кодекса), сравнимые или превышающие предлагаемые

8096 статьями 1 и 2 проекта закона.

8097

8098 Далее. Согласно статье 131 Таможенного кодекса представление в таможенный

8099 орган документов производится в целях подтверждения заявленных в таможенной

8100 декларации сведений. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной

8101 декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для

8102 целей исчисления и взимания таможенных платежей. Документы, подтверждающие

8103 происхождение товаров, представляются для подтверждения страны происхождения

8104 товаров только в установленном законом случае. Термин же "документы,

8105 подтверждающие законность происхождения" товаров, является новацией по

8106 отношению к действующему Таможенному кодексу.

8107

8108 И последнее. Отнесение экспорта непереработанной древесины и пиломатериалов к

8109 лицензируемым видам деятельности представляется некорректным, поскольку сфера

8110 действия Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

8111 не распространяется на осуществление внешнеэкономических операций. Данный

8112 вопрос относится к сфере регулирования Федерального закона "Об основах

8113 государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

8114

8115 Кроме заключения комитета на указанный законопроект имеются отрицательные

8116 отзыв Правительства Российской Федерации и заключение Комитета

8117 Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

8118

8119 Вот на основании всех перечисленных причин мы предлагаем данный законопроект

8120 отклонить.

8121

8122 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8123

8124 Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, депутат Локоть и депутат

8125 Федоткин.

8126

8127 Пожалуйста, депутат Локоть.

8128

8129 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Константин Викторович, честно говоря, я не понимаю ни

8130 логики комитета, ни логики правительства, которое даёт отрицательное, безо

8131 всяких комментариев, заключение на данный законопроект. Почему? Потому что я

8132 тут вспоминаю последние и не совсем последние, так сказать, высказывания

8133 руководителя нашего правительства премьера Путина, который, вообще говоря,

8134 вот эту проблему считает одной из животрепещущих проблем сегодняшней нашей

8135 экономики. Примерно так он формулирует: "А где мы должны кругляк, лес-кругляк

8136 перерабатывать - у себя на территории мы будем перерабатывать или будем

8137 мириться с тем, что наши массивы будут вырубаться и вывозиться куда-то за

8138 рубеж и там обрабатываться, а сюда завозиться в виде готовых изделий?"

8139

8140 Видят ли комитет и правительство всё-таки эту проблему и собираются ли её

8141 каким-то образом решать? В чём решение этой проблемы, если мы отклоняем

8142 данный законопроект?

8143

8144 Спасибо.

8145

8146 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Этот вопрос к комитету. Пожалуйста.

8147

8148 ЛОКОТЬ А. Е. И к докладчику тоже.

8149

8150 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы-то спросили... В докладе комитета логика отрицания

8151 этого законопроекта... там приводилось, по-моему, шесть или семь пунктов.

8152

8153 Пожалуйста, Назаров.

8154

8155 НАЗАРОВ А. Г. Анатолий Евгеньевич, я ещё раз хотел бы подтвердить, что

8156 проблема такая существует и для нашей страны она актуальна, но данный

8157 законопроект как продукт, который внесла Читинская областная Дума, не может

8158 быть принят. Из перечисленных предложений Читинской областной Думы, из семи

8159 предложений шесть невозможно принять по обозначенным причинам. Только одно

8160 предложение там есть, которое могло бы... Но я хотел бы повторить: мы уже

8161 летом этого года приняли закон, который ужесточил наказание, в общем-то, как

8162 раз авторы этого законопроекта предлагали в том числе и это. Есть ли смысл к

8163 этому вопросу возвращаться?

8164

8165 Что касается остальных вопросов, я тоже их подробно перечислил, по-моему, нет

8166 смысла... Да, комитет понимает, что проблема в России есть, статистику мы

8167 знаем, авторы её привели, но данный продукт в виде законопроекта принят быть

8168 не может, потому что есть там множество новаций, которые не расшифрованы, не

8169 обозначены. Как мы будем потом, как правоприменители будут его исполнять?

8170

8171 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константин Викторович по карточке Резника Владислава

8172 Матусовича.

8173

8174 Микрофон включите.

8175

8176 СУРКОВ К. В. Я так понимаю, вопрос был задан мне.

8177

8178 Да, уважаемые коллеги, я хочу сказать, что на всех "правительственных часах"

8179 по проблемам незаконной переработки и вывоза, так сказать, экспорта

8180 древесины, которые проходят в Совете Федерации, я задаю постоянно вопросы, я

8181 являюсь одним из самых... как бы сказать... оппонентом нашего правительства.

8182 Вы знаете, на последнем заседании правительства - я просто в порядке

8183 информации хочу сказать - я задавал Кудрину вопрос, и он мне ответил:

8184 Константин Викторович, мы выделили бюджетные средства на строительство

8185 лесоперерабатывающих заводов на территории России. А до этого всё время были

8186 ссылки на каких-то мифических инвесторов, которые придут.

8187

8188 Эта проблема, которую поднимает Читинская область, а теперь уже Забайкальский

8189 край, актуальна для всех приграничных районов, я понимаю, и для вас тоже, -

8190 когда вдоль дороги одни пеньки.

8191

8192 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

8193

8194 СУРКОВ К. В. Да, вот видите, вы болеете этим вопросом так же, как и я.

8195 Действительно, эта инициатива Читинской области, или Забайкальского края

8196 теперь, - это крик души, крик души. Но я вам хочу сказать, что мы пошли по

8197 другому пути. Я говорил о тех нормативных правовых актах, которые мы приняли

8198 на местном уровне, они дали существенный - я могу их привести, если

8199 интересно, но не на пленарном заседании - результат в плане переработки

8200 древесины внутри области и борьбы с незаконным её вывозом. Изменения в

8201 результате принятия этих законов - в разы.

8202

8203 Поэтому я в принципе, как представитель Читинской областной Думы, безусловно,

8204 прошу его поддержать, но с аргументами комитета согласен.

8205

8206 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8207

8208 Федоткин, вопрос.

8209

8210 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Константину Викторовичу.

8211

8212 Прежде всего скажу обоим докладчикам, что это проблема не только пограничных

8213 областей, это проблема всей России, и в том числе Рязанской, можно сказать

8214 подмосковной, области. Лес вырубается бесконтрольно, все мы это знаем и мер

8215 не принимаем. Когда пеньки останутся, тогда, наверное, спохватимся. Я понял

8216 так, комитет наш эту позицию поддерживает.

8217

8218 Константин Викторович, комитет отклонил шесть ваших предложений по шести

8219 причинам. Если вы согласны с этим мнением комитета, что вам мешало, как члену

8220 Совета Федерации, внести необходимые изменения, чтобы сейчас на заседании

8221 Думы мы приняли этот законопроект и хоть как-то подошли к решению этой

8222 проблемы? Ведь проблема-то есть, так защитите свою позицию!

8223

8224 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Викторович.

8225

8226 Андрей Геннадьевич, вы можете присаживаться.

8227

8228 СУРКОВ К. В. Я могу только констатировать, что субъектом права

8229 законодательной инициативы была Читинская областная Дума, законопроект

8230 вносился в 2007 году. Я поправки могу вносить, когда будет принята концепция

8231 данного проекта закона. Но, вы понимаете, я не являюсь автором, поэтому

8232 никаких поправок сейчас вносить не могу.

8233

8234 Спасибо.

8235

8236 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, спасибо.

8237

8238 Есть ли желающие выступить? Нет. Докладчик, содокладчик, как я понимаю, не

8239 настаивают на заключительном слове.

8240

8241 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

8242 некоторые законодательные акты Российской Федерации".

8243

8244 Включите режим голосования.

8245

8246 Покажите результаты голосования.

8247

8248 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 42 мин. 35 сек.)

8249 Проголосовало за 56 чел.12,4%

8250 Проголосовало против 0 чел.0,0%

8251 Воздержалось 3 чел.0,7%

8252 Голосовало 59 чел.

8253 Не голосовало 391 чел.86,9%

8254 Результат: не принято

8255

8256 Отклоняется законопроект.

8257