Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 72721-5 О внесении изменения в часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации

О внесении изменения в часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации

в первом чтении
11.03.2011

Номер законопроекта:72721-5
Комментарий законопроекта:по вопросу определения размера максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Дата внесения законопроекта в ГД:17.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/72721-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:11.03.2011
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:4963-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №72721-5 О внесении изменения в часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации

по вопросу определения размера максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Дата заседания 11.03.2011, номер заседания 216, строк в стенограмме 6130

О проекте федерального закона № 72721-5 "О внесении изменения в часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

900 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

901

902 Уважаемый Борис Вячеславович, в связи с предложением депутата Дмитриевой хочу

903 обратить внимание на то, что 29-м пунктом идёт законопроект Законодательного

904 Собрания Санкт-Петербурга по сходной теме, поэтому их надо рассматривать

905 вместе. Тогда тоже на фиксированное время надо поставить. Там есть

906 представитель.

907

908 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

909

910 29-й и 30-й вопросы. От Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и

911 процессуальному законодательству кто прокомментирует? Пожалуйста,

912 Крашенинников Павел Владимирович.

913

914 КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по

915 гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,

916 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

917

918 Документы, тот и другой, отработаны. Действительно, темы сходные. Мы считаем,

919 что можно рассматривать их после четырёх часов, в четыре или после, нам всё

920 равно.

921

922 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставим на 16.30. Нет возражений? На 16.30 поставить

923 вопрос 29 и, соответственно, 30-й после него. Нет возражений.

924

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4330 29-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи

4331 159 Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя

4332 Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Владимира Игоревича Фёдорова.

4333 Информирую вас, что по просьбе комитета содоклад будет делать не Андрей

4334 Геннадьевич Назаров, а Вяткин Дмитрий Фёдорович.

4335

4336 Пожалуйста, вам слово.

4337

4338 ФЁДОРОВ В. И., представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4339

4340 Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!

4341 Представляя интересы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, предлагаю

4342 вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в часть 1

4343 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации", состоящий из двух частей.

4344

4345 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга предлагается в часть 1 статьи 159

4346 Жилищного кодекса Российской Федерации внести некоторые изменения. Первый

4347 абзац - о субсидиях на оплату жилья и их расчёт, о праве субъекта Российской

4348 Федерации устанавливать региональный стандарт - оставить в действующей

4349 редакции. А второй абзац части 1 статьи 159 Жилищного кодекса изложить в

4350 следующей редакции: "Размер максимально допустимой доли расходов граждан на

4351 оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи

4352 (одиноко проживающего гражданина) не может превышать 10 процентов. Для семей

4353 со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума" - у нас

4354 такие есть - "максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии

4355 с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к

4356 прожиточному минимуму". То есть принципиальным положением вносимых изменений

4357 является определение максимально допустимой доли расходов на оплату этих

4358 услуг для всех граждан России - 10 процентов.

4359

4360 Необходимо подчеркнуть, что принятие федерального закона "О внесении

4361 изменения в часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации" не

4362 повлечёт за собой изменения иных актов федерального законодательства.

4363

4364 Естественный вопрос: в связи с чем Законодательное Собрание Санкт-Петербурга,

4365 реализуя своё право, предоставленное Конституцией Российской Федерации

4366 (статья 104), вышло с законодательной инициативой, мной озвученной? Прежде

4367 всего, надо защитить важнейшее, гарантированное Конституцией Российской

4368 Федерации право граждан России на жильё, а также на удовлетворение важнейших

4369 человеческих потребностей - иметь крышу над головой и тепло в доме и

4370 потребность в воде, но не за счёт ограничения себя в питании и тёплой одежде,

4371 без чего невозможна жизнь в суровых климатических условиях, а именно в таких

4372 климатических поясах проживает большая часть граждан России. За чертой

4373 бедности или близко к ней оказались десятки миллионов граждан России. Многие

4374 не способны вынести нагрузку коммунальных платежей и расплатиться за крышу

4375 над головой и поэтому или не платят, или оплачивают счета и ограничивают себя

4376 в питании, что неминуемо ведёт к потере здоровья, да и, в общем-то, к

4377 сокращению продолжительности жизни. Среди неплательщиков определённая часть -

4378 деградированные элементы общества, но в основной своей массе, посмотрите, это

4379 пенсионеры, честно отработавшие всю свою жизнь, бюджетники. Отнимите от

4380 зарплаты медсестры более одной пятой её части - на что тогда ей жить? И таких

4381 низкооплачиваемых категорий населения у нас очень много.

4382

4383 Данный законопроект поддержали депутаты всех фракций Законодательного

4384 Собрания Санкт-Петербурга, поскольку очень озаботились начавшимся в России

4385 процессом выселения граждан из квартир за неоплату жилого помещения и

4386 коммунальных услуг, и репортажи об этих актах показывали по телевидению. А

4387 сумма задолженности растёт, и речь идёт здесь не только о Санкт-Петербурге

4388 исключительно, мы обеспокоены ситуацией в стране в целом. По данным

4389 Минрегионразвития, задолженность населения за оплату коммунальных услуг

4390 только в 2010 году выросла на 17 процентов и на 1 января этого года составила

4391 ни много ни мало 64 миллиарда рублей.

4392

4393 Существовал стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату

4394 жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22

4395 процентов. Как показала практика, величина эта для многих оказалась

4396 неподъёмной. В значительной части регионов верхний предел был и ниже, в

4397 других - на уровне федеральной планки, и им оказывалась помощь из

4398 федерального центра. С ростом тарифов на энергоносители (чему мы были

4399 свидетелями), на коммунальные услуги региональные стандарты поползли вверх,

4400 и, к сожалению, в помощи центра многим регионам было отказано.

4401

4402 Возникает вопрос: к чему мы придём? В европейских странах и в тех же

4403 Соединённых Штатах Америки, в другом полушарии, вопрос оказания помощи

4404 малоимущим находится в ведении федерального центра, решается федеральными

4405 программами. У нас же граждане остались без помощи центра, центральной

4406 власти. Мы также задались вопросом: правильное ли жизнеустройство у нас в

4407 России, если жизнь граждан поставлена в разные условия в зависимости от

4408 территории проживания? В единой стране, подчёркиваю, в единой России не может

4409 быть невидимых границ, разделяющих граждан на людей первого, второго и

4410 низшего сорта. В Москве региональный стандарт - 10 процентов, в

4411 Санкт-Петербурге с недавних пор стал 16 процентов, а чуть в сторону, в ту же

4412 Ленобласть, - 22 процента.

4413

4414 Рассматривая данный законопроект, мы решаем важнейший социальный вопрос. И

4415 нерешение этого и подобных вопросов ведёт как минимум к повышению градуса

4416 социальной напряжённости, и кто знает, где предел этой напряжённости, когда

4417 прорвёт. В Египте тоже не ждали, а как рвануло, и как дальше понёсся пожар

4418 ненависти... Но все эти события, полагаю, покажутся детской забавой, если

4419 рванёт у нас в России, если будет русский бунт. О нём достаточно ясно сказано

4420 классиком: беспощадностью своей сметёт и правых, и виноватых.

4421

4422 Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу вас от имени Законодательного

4423 Собрания Санкт-Петербурга поддержать законопроект "О внесении изменения в

4424 часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации" и установить, что

4425 размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и

4426 коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать 10 процентов.

4427

4428 Спасибо за внимание.

4429

4430 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4431

4432 Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович, содоклад от комитета.

4433

4434 ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4435

4436 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект очень хороший,

4437 очень важный и нужный, и я уверен, что, если его представлять именно в таком

4438 виде, как его представил многоуважаемый докладчик, в общем, он будет

4439 поддерживаться всеми всюду и всегда. Остаются за кадром лишь несколько

4440 моментов, которые делают, по сути дела, невозможным принятие законопроекта

4441 именно в такой редакции и именно в том виде, в каком он преподносится

4442 уважаемыми авторами законопроекта. Это проблемы чисто правового характера, а

4443 именно статья 33 Бюджетного кодекса, которой устанавливается

4444 самостоятельность различных уровней бюджетной системы. В данном случае

4445 невозможно федеральным законом взять и установить дополнительные расходы для

4446 бюджетов субъектов Российской Федерации. Более того, в том

4447 финансово-экономическом обосновании, которое было представлено уважаемыми

4448 авторами законопроекта, сумма явно занижена. В законопроекте, который мы

4449 будем рассматривать далее, сумма уже удвоена, хотя разница между ними всего

4450 один год. Трудно предположить, сколько потребуется дополнительных расходов

4451 для компенсации.

4452

4453 В то же время авторами законопроекта не предлагается сделать выплату субсидий

4454 исключительно федеральным полномочием, и тогда это было бы логично, если

4455 средства полностью на эти цели по единому для всей страны стандарту будут

4456 выделяться из федерального бюджета.

4457

4458 На данный законопроект поступили отрицательные отзывы из правительства, из

4459 Высшего Арбитражного Суда и из Государственно- правового управления. В силу

4460 этих причин комитет не рекомендует к принятию данный законопроект,

4461 рекомендует его отклонить.

4462

4463 Спасибо.

4464

4465 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4466

4467 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я сейчас дам слово, секундочку.

4468

4469 Оксана Генриховна Дмитриева, которая должна делать доклад по следующему

4470 вопросу, считает, что эти вопросы надо обсуждать вместе, то есть задавать

4471 вопросы и выступать вместе, это её точка зрения. Она просит сейчас дать

4472 возможность ей выступить, потом с содокладом выступит Дмитрий Фёдорович, а

4473 потом будем обсуждать. Голосовать будем раздельно. Не возражаете, коллеги?

4474 Нет.

4475

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4642 Коллеги, у нас два законопроекта. Может быть, действительно согласимся с

4643 таким предложением - по два вопроса от фракции и по два выступления до пяти

4644 минут? Как?

4645

4646 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4647

4648 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда два вопроса. Сергей Николаевич, вы первый?

4649 Пожалуйста. А, извините, Решульский Сергей Николаевич.

4650

4651 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Поскольку два законопроекта, я по первому задам вопрос, по

4652 второму кто-то из моих товарищей, наверное, задаст. Я Владимира Игоревича

4653 хочу спросить.

4654

4655 Вот судя по той информации, которую мы заслушали сейчас, в бюджете

4656 Санкт-Петербурга денежки есть. А почему тогда ваши коллеги из "ЕДИНОЙ

4657 РОССИИ", их там у вас в Законодательном Собрании большинство, никак не

4658 осмелятся всё-таки эту планку опустить до 10 процентов? Вся страна бурлит,

4659 вся страна требует - вот бы нам Северная столица и подала такой пример. Что,

4660 ваши "единороссы" не понимают, что кроме инициативы надо ещё и действия

4661 какие-то предпринимать? В чём дело-то, Владимир Игоревич?

4662

4663 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Можно прямо из ложи отвечать.

4664

4665 ФЁДОРОВ В. И. Поскольку я представляю фракцию КПРФ - это была инициатива

4666 фракции КПРФ, - поймите меня правильно, мне очень трудно отвечать за фракцию

4667 "ЕДИНАЯ РОССИЯ". К их работе я никакого отношения не имею и не всегда могу

4668 знать, как и почему у них принимаются такие решения. Извините.

4669

4670 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

4671

4672 Пожалуйста, кто от фракции ЛДПР?

4673

4674 Депутат Селезнёв, пожалуйста.

4675

4676 СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.

4677

4678 Вы знаете, мне очень понравились ответы уважаемого Дмитрия Фёдоровича Вяткина

4679 и у меня, соответственно, к нему вопрос. В содокладе по первому законопроекту

4680 он сказал, что в данной редакции законопроект принимать нельзя. По всей

4681 видимости, существует некая другая редакция в комитете. У меня вопрос в связи

4682 с этим: есть ли...

4683

4684 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он же об этом сказал.

4685

4686 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Ну не перебивайте меня, пожалуйста!

4687

4688 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините.

4689

4690 СЕЛЕЗНЁВ В. С. А в содокладе по второму вопросу он сказал, что это явно

4691 популистский законопроект и что бюджет не предусматривает его покрытие. А кто

4692 принимал бюджет? Собственно говоря, за бюджет, по-моему, голосовала только

4693 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Не лучше ли тогда пересмотреть каким-то образом своё

4694 отношение к бюджетам, чтобы мы не говорили, что это популистский

4695 законопроект? Законопроект нужный. И мы говорили при обсуждении бюджета.

4696

4697 Спасибо.

4698

4699 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич... Ну, придётся Дмитрию Фёдоровичу

4700 повторить, потому что он уже ответил на ваш вопрос.

4701

4702 Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.

4703

4704 По карточке Аршбы.

4705

4706 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валерий Сергеевич, уважаемые коллеги! Другой редакции

4707 данного законопроекта нет, но для того чтобы федеральный бюджет мог

4708 нормально, и обоснованно, и законно нести расходы на субсидирование

4709 завышенных коммунальных платежей, необходимо, чтобы это стало федеральным

4710 полномочием, чего ни один, ни второй законопроект, к сожалению, не

4711 предусматривают. В этом есть основной правовой изъян и противоречие нормам

4712 Бюджетного кодекса. Вот, собственно говоря, и всё.

4713

4714 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кармазина.

4715

4716 КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4717

4718 Владимир Игоревич, я хочу вам задать вопрос, спросить, сколько граждан у вас

4719 получают жилищную субсидию. Какое количество и какую сумму из городского

4720 бюджета вы выплачиваете на субсидии? Это первый вопрос.

4721

4722 И второй вопрос. Почему концепция вашего законопроекта - 10 процентов всем, и

4723 богатым, и бедным? Вот концептуально можно было бы поддержать. Вы можете сами

4724 сделать дифференцированную шкалу, мы можем сделать в Красноярском крае - в

4725 зависимости от доходов: 5 процентов, и пошло - 6, 7, 9, 10... до 15

4726 процентов. И в среднем, если посчитать, получится 10 процентов. Почему вы так

4727 не сделаете?

4728

4729 И вот ещё Оксана Генриховна говорила, что субъекты низкодотационные. Я хочу

4730 напомнить: те, кто получает у нас, имеет доходы 3 процента... Посмотрите,

4731 какая пенсия там у государственных служащих - до 120 тысяч! Они себе пенсию

4732 находят... (Микрофон отключён.)

4733

4734 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

4735

4736 Сначала отвечает Владимир Игоревич.

4737

4738 Пожалуйста.

4739

4740 ФЁДОРОВ В. И. Я начну с последнего вопроса. Я не знаю, каким образом вообще

4741 богатые будут платить и как их тронут эти 10 процентов. Если у него доход,

4742 скажем, 100 тысяч долларов или 10 тысяч долларов, а за квартиру он платит,

4743 ну, я не знаю, 10-15 тысяч рублей - это вообще мелочь для него, он такие вещи

4744 не замечает, и не будет его интересовать, что мы приняли в Законодательном

4745 Собрании Санкт-Петербурга или в Государственной Думе. Это его никак касаться

4746 не будет.

4747

4748 Я в своём докладе сообщил о такой категории, как, скажем, медсёстры. Почему

4749 сегодня нет в больницах медсестёр? Да вот почему: возьмите их зарплату,

4750 отнимите более чем пятую часть - там есть не на что, а уж детей иметь просто

4751 нельзя. И таких категорий у нас много, а это бюджетники.

4752

4753 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4754

4755 ФЁДОРОВ В. И. Обратите внимание, я говорил по стране, потому что у нас лучше,

4756 чем в Ленобласти. Я сейчас не беру цифру по России, чтобы не соврать. Я знаю,

4757 что порядок с тремя нулями, но дословно цифру конечную я сейчас не назову, не

4758 хочу врать.

4759

4760 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4761

4762 ФЁДОРОВ В. И. Объясню. Потому что этот вопрос, который вы сегодня задали, мы

4763 подготовили в 2008 году, в 2010-м у меня были другие цифры - не дошло по

4764 повестке дня и так далее. Это я не в плане оправдания.

4765

4766 Богатых это никак не касается, это касается только самой социально

4767 незащищённой части населения. Ни меня, ни вас, как депутатов, это тоже не

4768 касается: наша зарплата позволяет платить и другие суммы.

4769

4770 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.

4771

4772 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4773

4774 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну не отвечает, Раиса Васильевна, это его право.

4775

4776 Депутат Аксаков.

4777

4778 А, да, ещё вопрос был к Дмитриевой.

4779

4780 Пожалуйста, включите микрофон Оксане Генриховне.

4781

4782 ДМИТРИЕВА О. Г. По поводу богатых и бедных. Ну, я всё-таки

4783 экономист-математик, я не могу, когда с математикой, с арифметикой так

4784 обращаются. Понимаете, ведь субсидия платится тому, у кого расходы на ЖКХ

4785 превышают 10 процентов от совокупного дохода. Ну как вы можете себе

4786 представить человека, который получает 300 тысяч и у него расходы по

4787 нормативу, по нормативу площади (это же не дворец, норматив определён

4788 субъектом Федерации: там 18 метров, 10 метров...) превышают 10 процентов от

4789 его дохода? Тут арифметически всё совершенно выверено. У богатого человека

4790 нормативные расходы просто никогда не будут выше, чем 10 процентов, даже 1

4791 процента у него не будет по тому нормативу, который субсидируется. Тут норма

4792 же действует, она не новая. Она действует, но только норматив 22 процента, а

4793 в Москве уже давно, несколько лет - 10 процентов.

4794

4795 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на то, что

4796 наступило время "часа голосования". Я прошу депутатов пройти в зал, занять

4797 свои места.

4798

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5298 Мы возвращаемся к пунктам 29 и 30. Депутат Аксаков, ваш вопрос, пожалуйста.

5299

5300 АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5301

5302 Уважаемая Оксана Генриховна, у меня вопросы к вам всё-таки по поводу

5303 финансирования субсидий. Поскольку я представляю Чувашию, хотел бы отметить,

5304 что государственный долг Чувашской Республики составляет 70 процентов

5305 доходной части бюджета Чувашской Республики. Разумеется, за счёт средств

5306 субъекта Федерации профинансировать вот эти субсидии практически невозможно.

5307 Естественно, возникает вопрос: а каким образом в федеральном бюджете найти

5308 средства для того, чтобы всё-таки попытаться реализовать ту инициативу,

5309 которую вы предложили?

5310

5311 И второй вопрос. В Чувашии компании коммунальных технологий с капиталом 10

5312 тысяч рублей передали все коммунальные сети, и в результате тарифы во много

5313 раз уже вырастали, а качество услуг не изменилось. Повлияет ли ваш закон на

5314 решение вот этой проблемы, наведут ли порядок в этой области благодаря

5315 закону?

5316

5317 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Генриховна, ваш ответ.

5318

5319 ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо за вопросы.

5320

5321 Первое. Действительно, для дотационных субъектов Федерации, к которым

5322 относится Чувашская Республика, помощь в предоставлении жилищных субсидий

5323 должна быть рассчитана при предоставлении дотаций и трансфертов. При этом,

5324 конечно, для вот таких субъектов нужна федеральная норма, потому что по

5325 собственной инициативе они сделать это не могут, профинансировать не могут. А

5326 получается парадокс: наиболее бедное население - как раз в дотационных

5327 регионах, именно там больше всего люди нуждаются в предоставлении жилищных

5328 субсидий и меньше всего на это средств в бюджете. Поэтому здесь необходима

5329 федеральная норма.

5330

5331 Второй вопрос - есть ли деньги в бюджете на эти цели? Мы считаем, что в

5332 федеральном бюджете есть деньги, поскольку из года в год не учитываются

5333 реально доходы, которые получаются от нефтегазового экспорта, а те доходы,

5334 которые в результате получают, идут на пополнение или на сбережение

5335 Стабилизационного фонда, который сейчас существует в форме Резервного фонда и

5336 Фонда национального благосостояния, то есть на вложение в чужую экономику.

5337 Это вещь абсолютно точно вредная и с социальной, и с экономической точек

5338 зрения. Теперь по поводу того, как это повлияет на ограничение роста тарифов

5339 ресурсоснабжающих организаций. Мне представляется, что когда субъект

5340 Федерации, например Чувашская Республика, должен будет обосновывать

5341 предоставление ему финансовой помощи на жилищные субсидии из федерального

5342 бюджета, он должен будет отчитываться, почему он допускает такой рост тарифов

5343 по коммунальным платежам в своём регионе и почему он не применяет все меры

5344 реагирования и антимонопольного регулирования к монополистам. Это, конечно,

5345 не единственная мера, но дополнительная стимулирующая мера, безусловно, я

5346 считаю, будет иметь место.

5347

5348 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5349

5350 Так, депутат Кашин Борис Сергеевич, второй вопрос от фракции.

5351

5352 КАШИН Б. С. У меня вопрос к депутату Вяткину. Вот прежде чем обвинять в

5353 популизме докладчиков, надо, наверное, самим что-то сделать. Я вопрос такой

5354 хочу задать. Посетил недавно Протвино - кандидат наук получает 11 тысяч

5355 рублей, 6,5 тысячи рублей платит за двухкомнатную квартиру. И постоянная

5356 трескотня про инновации! Вот как вы считаете, какова должна быть норма

5357 квартирной платы в этой ситуации? И какие конкретно меры вы предлагаете для

5358 того, чтобы исправить вот это практически катастрофическое положение дел, от

5359 которого вся Россия плачет? А вы тут, понимаете, обвиняете в популизме! Вы

5360 сумели пока только воров и жуликов освободить от наказания по экономическим

5361 преступлениям, и они разбегаются от вас, вот тут вы заботу до конца, как

5362 говорится, проявили и результат обеспечили. А здесь пока вопрос: что вы

5363 можете предложить?

5364

5365 Спасибо.

5366

5367 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин, отвечайте с места.

5368

5369 ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.

5370

5371 Уважаемый Борис Сергеевич, ну, надеюсь, про воров и жуликов - это не лично в

5372 мой адрес. Это первое.

5373

5374 Второе. Если рассматривать тот случай, о котором вы говорили, даже принятие

5375 данного закона, к сожалению, на эту ситуацию не повлияет: человек как платил,

5376 так и будет платить. На эту ситуацию могут повлиять совершенно иные изменения

5377 в Бюджетный кодекс, о которых я уже говорил. И над таким законопроектом

5378 работает сейчас соответствующий комитет, он находится на рассмотрении в

5379 Госдуме, и вот он направлен именно как раз на то, чтобы обуздать аппетиты

5380 управляющих компаний, чтобы создать реальный контрольный механизм за

5381 тарифообразованием, за ценообразованием в этой сфере. И вот он как раз

5382 позволит, естественно, при соответствующей активности граждан, которые могут

5383 объединяться и обязаны, я считаю, вместе защищать свои права, снижать,

5384 реально снижать тарифы для населения. А то, что предлагают уважаемые коллеги

5385 из Санкт-Петербурга, которые сегодня представили законопроект, и наши коллеги

5386 из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", к сожалению, вот данную ситуацию не разрешает.

5387

5388 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ЛДПР настаивает на втором вопросе? Да, Рохмистров.

5389

5390 РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету.

5391

5392 Вы в пламенной своей речи против настоящего законопроекта говорили об

5393 обязательствах, необязательствах. Но тем не менее в нашей Конституции

5394 записано, что мы являемся государством социальным, и, собственно говоря, во

5395 всех странах, где даже этого в Конституции не написано, тем не менее есть

5396 нормы, которые регламентируют порядок социальных гарантий для тех граждан,

5397 которые не могут тратить больше на жильё, имеется в виду социальное жильё,

5398 то, что гарантируется государством, и оплата платежей каким-то образом

5399 регулируется. У нас пока, к сожалению, такого регулирования особо нет, и уже

5400 были случаи, когда и люди кончали жизнь самоубийством, и, собственно говоря,

5401 для многих сегодня это бремя, которое тяжело нести.

5402

5403 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

5404

5405 Оксана Генриховна, пожалуйста. Или... А, Дмитрий Фёдорович, к вам вопрос, да?

5406 Пожалуйста.

5407

5408 ВЯТКИН Д. Ф. Скорее всего, ко мне.

5409

5410 Уважаемый Максим Станиславович, ну, трудно не согласиться с тем, что у нас в

5411 Конституции записано, что Россия - это социальное государство. Точно так же

5412 надо согласиться с тем, что, несмотря на трудности с формированием доходной

5413 части бюджета, несмотря на то, что очень многие страны отказались от части

5414 своих социальных обязательств, в России как раз, наоборот, совершенно другая

5415 картина: государство смогло даже в кризисные годы обеспечить исполнение своих

5416 немалых социальных обязательств. Но, вне всякого сомнения, нужно считать и

5417 возможности. Совершенно нельзя обманывать граждан, как это случилось,

5418 допустим, в середине 90-х годов, когда наши коллеги по предыдущим созывам в

5419 Государственной Думе напринимали столько законов, сколько ни один бюджет

5420 потянуть не мог, и от этого действительно возникла социальная напряжённость

5421 очень и очень серьёзная, когда люди пришли и сказали: "Вы нас обманываете -

5422 денег-то нету, а вы принимаете". Вот, собственно, об этом же шла речь и при

5423 обсуждении данного законопроекта.

5424

5425 Я вам могу сказать, что в некоторых субъектах Российской Федерации (в пример

5426 могу привести, допустим, Челябинскую область) полностью компенсируются из

5427 областного бюджета коммунальные платежи педагогам в сельской местности.

5428 Полностью, сто процентов компенсируется, есть возможность у бюджета. Есть

5429 законодательство, которое устанавливает определённые дополнительные выплаты

5430 для ветеранов труда региональных, у которых всего лишь стаж - и всё, они

5431 ветераны труда.

5432

5433 Поэтому говорить о том, что у нас в государстве не ведётся социальная

5434 политика, активная социальная политика, конечно, невозможно, она ведётся, но

5435 надо и деньги считать: есть такая возможность - мы будем платить, если не

5436 может регион платить, а это именно региональное обязательство, тогда нечего

5437 людей обманывать.

5438

5439 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" настаивает? Нет.

5440

5441 Гартунг, пожалуйста.

5442

5443 ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Оксане Генриховне следующий. Оксана Генриховна,

5444 как вы оцениваете, сколько процентов от дополнительных доходов, которые

5445 получит, по прогнозу, в этом году российский бюджет, должно пойти на

5446 финансирование этого закона? Напомню, что в законе о бюджете цена на нефть 75

5447 долларов заложена, сейчас она уже 115, а средняя цена за последние два месяца

5448 превышает 100 долларов.

5449

5450 И вопрос к Дмитрию Фёдоровичу Вяткину. Вот ко мне очень часто на встречах и в

5451 письмах люди обращаются, особенно пенсионеры, и спрашивают: "Как прожить на

5452 пенсию, если пенсия 8 тысяч, а 3,5 тысячи нужно отдать за квартплату?" Вот

5453 вопрос к Дмитрию Фёдоровичу: как прожить на 4,5 тысячи рублей?

5454

5455 Спасибо.

5456

5457 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Генриховна.

5458

5459 ДМИТРИЕВА О. Г. Я полагаю, что дополнительные доходы бюджета будут как

5460 минимум 2 триллиона рублей, это минимальная оценка, поэтому расходы на

5461 предоставление жилищных субсидий - это порядка 2 процентов от дополнительных

5462 доходов федерального бюджета. Мне представляется, что это вполне реальная

5463 сумма.

5464

5465 По поводу обмана. Вы, Дмитрий Фёдорович, наверное, давно не принимали

5466 избирателей. Они приходят и говорят: "А вы вот нас обманываете, огромные

5467 доходы, которые получает страна, вы не тратите на решение наших социальных

5468 проблем, а все эти деньги обманом либо легально с помощью тех законов,

5469 которые принимает Государственная Дума, сосредотачиваются у нескольких

5470 десятков человек, и по числу миллиардеров мы уже опережаем богатейшие

5471 страны". Поэтому вот это обман населения, обман, и очень сильный: мы говорим,

5472 что денег нет, а на самом деле деньги есть.

5473

5474 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович Вяткин.

5475

5476 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валерий Карлович, ну, вот неделю назад, когда я

5477 принимал наших с вами общих избирателей в Еткульском районе Челябинской

5478 области, мне были заданы в том числе и такие вопросы риторические, которые

5479 можно адресовать в равной степени как мне, так и вам. И совершенно очевидно,

5480 что единственный путь для исправления подобной ситуации - это проведение

5481 реальной реформы в жилищно-коммунальной сфере, для того чтобы платежи

5482 начислялись за то, что люди реально получают и реально потребляют. Для этого

5483 действительно нужно приложить немалые усилия и вложить немалые средства, в

5484 том числе сделать определённые шаги, предпринять определённые меры и в

5485 законодательной сфере, что мы и делаем. Законопроект о внесении изменений в

5486 Жилищный кодекс, как я уже сказал, находится на рассмотрении в Госдуме, и,

5487 кстати, некоторые депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже присоединились

5488 к данному законопроекту. Так что всё в наших руках.

5489

5490 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5491

5492 Обухов по ведению.

5493

5494 ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.

5495

5496 Просьба для протокола отметить: по 22-му вопросу, о том чтобы установить дату

5497 3 сентября - День победы над империалистической Японией, депутат Куликов

5498 Александр Дмитриевич голосовал за.

5499

5500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, выступления. Пожалуйста, кто

5501 выступает от фракции КПРФ? Ну, мы договорились, что два выступления до пяти

5502 минут. Я даю слово Плетнёвой.

5503

5504 ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы

5505 рассматриваем законопроект, который является одним из самых актуальных, это

5506 вопрос, который задают каждому депутату на каждой встрече. Это понимают все

5507 сидящие в этом зале, в том числе и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая послушно голосует

5508 так, как ей правительство велит. А про себя каждый сидящий здесь понимает,

5509 что этот вопрос настолько уже назрел, даже перезрел... И когда я слышу от

5510 выступающего от "ЕДИНОЙ РОССИИ", что законопроект популистский... Извините

5511 меня, во-первых, он внесён уже давно, во-вторых, его внесли вы сами перед

5512 этими выборами (вернее, уже выборы заканчиваются), а в-третьих, цинично так

5513 заявлять, потому что это закон, который от нас просят все жители нашей

5514 страны, особенно те, у которых низкие доходы, просят решить эту проблему для

5515 них.

5516

5517 Второй момент. Когда мы говорим, что 10 процентов и для бедных, и для

5518 богатых, вы же прекрасно понимаете... Оксана Генриховна популярно нам

5519 рассказала, что если превышает плата за коммунальные услуги 10 процентов от

5520 дохода, то нужны субсидии, поэтому это в основном будут получать люди с

5521 низкими доходами, для них этот налог.

5522

5523 Что ж вы не волнуетесь, когда мы вам говорим, предлагаем: давайте шкалу

5524 подоходного налога пересмотрим? Там вот как раз можно сделать очень просто, и

5525 деньги будут, если с богатых брать больше, - так нет, не надо. На роскошь

5526 вносили - то же самое, не надо. А тут вдруг стали заботиться, что все

5527 одинаково будут платить, и богатые тоже, хотя это совершенно не так.

5528

5529 Сказали бы уже честно, что денег сегодня нет на это, не выделено в бюджете.

5530 Однако и наша фракция, и другие коллеги мои говорили о том, что деньги у нас

5531 в стране есть, и деньги очень большие. Вот меня, например, очень

5532 заинтересовало - и я знаю, что Оксана Генриховна серьёзный человек и она

5533 просто так не будет заявлять, - что 1 триллион рублей куда-то вообще делся.

5534 Мне, например, странно, что об этом мы говорим только сейчас, что никуда это

5535 не пошло - ни в прокуратуру, никуда. А куда эти деньги делись? Это не 1

5536 рубль, это 1 триллион. Как это вообще?.. Это можно решить половину социальных

5537 проблем!

5538

5539 Теперь хочу ответить господину Вяткину, который утверждает, вот он-то как раз

5540 популярно утверждает - только не в этом зале это надо говорить, а перед теми,

5541 кто, может быть, несведущ, - что во второй Думе мы принимали законы, якобы не

5542 обеспеченные деньгами. Вы-то знаете, как принимаются законы. Если Дума

5543 принимает, Совет Федерации утверждает, если президент, которого вы сегодня

5544 возносите до небес, ставите ему памятники, подписывает, правительство

5545 согласно, значит, эти деньги были? Зачем вы говорите глупости, что

5546 принимались законы, не обеспеченные деньгами? Просто тогда денег было меньше,

5547 но их, наверное, расходовали всё-таки подконтрольно, а сегодня совершенно

5548 никакого контроля над монополистами нет. Но есть выход ещё один. Мы знаем,

5549 что за электроэнергию при советской власти 4 копейки платила семья за

5550 киловатт, платили копейки за квартиру, за воду, а сегодня это вдруг так

5551 подорожало, что даже не можем никак подсчитать. У нас есть другой вариант:

5552 национализация, о которой вы не хотите говорить и не хотите слушать, только

5553 произносите всё время именно популярные слова, которые сегодня выгодно

5554 говорить партии власти. А за монополистами никакого контроля абсолютно нет,

5555 мало того, им закладывают ещё в бюджете вот эти субсидии из бюджетных средств

5556 и пополняют их кормушку. Мы, депутаты, не можем проверить ничего совершенно.

5557 Власть, наверное, проверяет со своей стороны, но так, как ей это удобно, как

5558 ей это выгодно.

5559

5560 Неучтённых денег в стране очень много. Когда мы читаем журналы всевозможные,

5561 газеты, мы видим, что приобретается в стране: приобретаются яхты (совершенно

5562 нет для этого необходимости), приобретаются другие ценные вещи, без которых

5563 можно обойтись, а вот когда социальный вопрос - тут не надо ничего решать.

5564

5565 За эти законы, и за тот, и за другой, я голосую двумя руками, только не

5566 понимаю, почему дума, вернее, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вдруг

5567 не проголосовало. Оно что, понимает, вносит и в то же время ждёт, когда

5568 сверху опять прикажут? Я не понимаю, например, фракцию, которая там

5569 находится. Наша фракция по этим законопроектам будет голосовать за.

5570

5571 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто выступает от фракции ЛДПР? Депутат

5572 Рохмистров.

5573

5574 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР поддержит настоящий

5575 законопроект. Мы считаем, что установление границы для определённых категорий

5576 граждан по некоторым социальным нормативам или, вернее, по коммунальным

5577 платежам крайне необходимо, потому что сегодня, к сожалению, большинство

5578 наших граждан, малообеспеченных семей и даже тех, кто не считается

5579 малообеспеченными по нашему законодательству, тем не менее попадают в очень

5580 сложную ситуацию. И если отъехать от Москвы и от Санкт-Петербурга, то эта

5581 проблема становится наиболее жёсткой и наиболее яркой.

5582

5583 Кстати говоря, может быть, это ограничение и придаст определённый стимул

5584 правоохранительным органам посмотреть внимательно, что у нас происходит в

5585 сфере ЖКХ на местах, в районах и так далее, когда граждане в прямом смысле

5586 обворовываются, когда бюджетные деньги, которые направляются на субсидии,

5587 отмываются через фирмы-однодневки. Это не секрет, это все знают.

5588

5589 И сегодня в связи с тем, что у нас всё-таки восемь месяцев в году холодно,

5590 нельзя смириться с тем, что малообеспеченные граждане по 3-5 тысяч, а

5591 некоторые, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге, по 5-7 тысяч рублей платят

5592 за коммунальные услуги, что для некоторых семей составляет более половины их

5593 дохода. На что они жить будут? Собственно говоря, наиболее важно принятие

5594 этого закона как раз сейчас, когда во всём мире, как мы смотрим, ситуация

5595 достаточно нестабильная. И мы с вами здесь должны сделать всё возможное,

5596 чтобы сохранить стабильность в нашей стране и принять те меры, которые,

5597 наверное, дойдут до наших граждан. Мы здесь, в Государственной Думе, при

5598 нашей большой зарплате должны думать о тех, у кого зарплата маленькая, и если

5599 мы о них будем думать, наверное, всё-таки они будут обращаться к нам, а не

5600 выходить на улицы, неся в руках предметы потяжелее, чем палки и всё

5601 остальное.

5602

5603 Фракция ЛДПР считает, что настоящий законопроект надо поддержать и

5604 проработать его во втором чтении. Мы считаем, что концепцию законопроекта не

5605 только можно принять, но и необходимо. Собственно говоря, она уже запоздала,

5606 принимать-то её надо было хотя бы год назад, а лучше ещё раньше.

5607

5608 Спасибо.

5609

5610 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от фракции?.. Хованская.

5611

5612 ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5613

5614 Уважаемые коллеги, я хочу вам напомнить, а тем, кто впервые избран, сказать,

5615 что попытка снизить долю расходов хотя бы до 15 процентов была сделана

5616 предыдущей Государственной Думой и Советом Федерации, однако правительство не

5617 сочло необходимым прислушаться к мнению Федерального Собрания. Это первое.

5618

5619 Второе. Уважаемый представитель комитета Дмитрий Фёдорович Вяткин совершенно

5620 верно сказал, что эти полномочия, эти обязательства необходимо закрепить на

5621 федеральном уровне.

5622

5623 Уважаемый Дмитрий Фёдорович, поправка, касающаяся этого, была внесена, и

5624 именно вашей фракцией был отклонён проект закона о поправках в Жилищный

5625 кодекс, который прошёл первое чтение ещё в 2006 году. Так что эта попытка уже

5626 была, и она была отклонена именно фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" без комментариев,

5627 без объяснения причин. Это по поводу полномочий.

5628

5629 Действительно, в большинстве развитых европейских стран и в США забота о

5630 бедных - это полномочия федерального правительства, а не регионов. Я хочу

5631 напомнить, что у нас объективно есть депрессивные регионы, и не потому что

5632 там граждане какие-то бездельники, а потому что объективно эти регионы

5633 депрессивные, и в соответствии с Конституцией России и своими полномочиями

5634 правительство обязано выравнивать экономическую ситуацию по разным субъектам

5635 Федерации. Я хочу напомнить, что до этого года правительство выделяло

5636 средства на компенсацию расходов по адресной помощи малоимущим, ну, хотя бы

5637 из расчета 22 процентов, хотя бы так. Большая доля лукавства содержится во

5638 фразе, которую произнёс уважаемый Дмитрий Фёдорович Вяткин, и в заключении

5639 комитета это содержится, - фраза о том, что муниципалитеты вправе снизить

5640 этот расход малоимущих семей. А где деньги? Вы что, таким образом

5641 распределили доходы, что у нас муниципалитеты могут что-то? Они у нас не

5642 могут на девяносто процентов ни-че-го - ни строить социальное жильё, ни

5643 адресно помогать малоимущим. Нам с большим трудом - я историческую справку

5644 даю - удалось в законе, который называется Жилищный кодекс, поднять с уровня

5645 муниципалитета и перенести на уровень субъекта Федерации эту ответственность

5646 именно по той причине, что у муниципалитетов просто не было средств на эти

5647 цели.

5648

5649 Теперь по поводу обмана и популизма. Вот когда мы вводим льготы

5650 необоснованные, кстати и государственным служащим, мы это делаем независимо

5651 от дохода семьи. Единственный правильный инструмент, который есть у нас в

5652 руках, - это адресная помощь именно малоимущим. Хочу напомнить, что этот

5653 проект закона касается 20 процентов самого бедного населения, и в период

5654 кризиса именно их надо было бы поддержать. Мы этого делать категорически не

5655 хотим.

5656

5657 Теперь в отношении того, что это никак не повлияет на тарифную политику, на

5658 политику ресурсоснабжающих организаций. Повлияет, потому что дополнительные

5659 расходы будут ложиться на бюджет, и региональная власть задумается о том,

5660 какие установить тарифы на коммунальные услуги.

5661

5662 Теперь о том, откуда ноги растут у этих 22 процентов. Тоже маленькая

5663 историческая справка. В 97-м году указом президента была утверждена концепция

5664 реформы ЖКХ, и в этом замечательном документе предполагалось выйти на уровень

5665 25 процентов расходов малоимущих семей по оплате жилья и коммунальных услуг.

5666 Так вот, уже в тот момент были протесты. И мы "пожалели" наших малоимущих

5667 всего на 3 процента, вы понимаете? Но я счастлива, что в своё время мне

5668 удалось внести проект закона в Московскую городскую Думу, и этот закон

5669 действует уже восемь лет, и восемь лет в Москве предотвращаются социальные

5670 волнения в связи с очередным повышением тарифов, потому что беднейшая часть

5671 населения знает, что больше 10 процентов они не заплатят за жильё и

5672 коммунальные услуги.

5673

5674 С целью экономической стабильности нам абсолютно необходим этот законопроект.

5675 Откуда ноги растут у цифры "25 процентов"? Нас убеждали тогда, что во всех

5676 цивилизованных странах люди платят... (Микрофон отключён.)

5677

5678 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5679

5680 Пожалуйста, Федоткин.

5681

5682 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вот уже почти двадцать лет такое

5683 протокольное поручение я вношу, а у нас тарифы на услуги ЖКХ только растут,

5684 растут и растут, и мы всё время говорим, что никак не можем выйти на уровень

5685 100 процентов по оплате населением. Наверное, так никогда и не выйдем. И в

5686 этих условиях, вообще-то, было смешно и дико слышать слова коллеги Вяткина о

5687 том, что законопроект провокационный. Вот мы, наша фракция, сделали

5688 специальные расчёты, с которыми я хотел бы специально ознакомить и коллегу

5689 Вяткина, и всех остальных. Вот берём семью из трёх человек - двое родителей и

5690 ребёнок, которые живут в квартире где-то 55-60 квадратных метров. При

5691 нынешних тарифах - эти расчёты мы можем дать - семья должна заплатить в месяц

5692 4 тысячи 760 рублей. Многие не смогут такую сумму выложить за услуги ЖКХ,

5693 причём крайне низкого качества. У нас в стране, по данным Росстата, девятьсот

5694 девяносто три тысячи человек вообще получают зарплату менее 2 тысяч рублей в

5695 месяц, и для них невозможно заплатить такую сумму. Семь миллионов семьсот

5696 тысяч человек получают от 2 до 4 тысяч рублей, то есть тоже не могут

5697 заплатить. Конечно, если в семью объединяются, а не одиночки, если в семье

5698 отец и мать работают, они могут эту сумму заплатить, но тогда возникает

5699 вопрос: а на что жить?

5700

5701 Продолжим дальше расчёты. Как вы хорошо знаете, стоимость фиксированного

5702 набора потребительских товаров у нас на начало года равняется 8 тысячам 591

5703 рублю, подчёркиваю: 8 тысяч 591 рубль. Мы взяли семью из трёх человек,

5704 давайте умножим на три, то есть на три человека, - значит, семье нужно иметь

5705 в месяц 25 тысяч 774 рубля только на оплату фиксированного набора - тут не до

5706 роскоши! - потребительских услуг. 25 тысяч 774 рубля. Спрашивается, а из чего

5707 же платить за услуги ЖКХ? А детский сад, а проезд на транспорте? А платная

5708 учёба? А лечение? То есть как ни крути и ни верти, а вот тот долг, о котором

5709 говорилось, около 68-70 миллиардов рублей, который сегодня имеет население,

5710 он будет и дальше расти, причём не по вине людей - люди просто не имеют

5711 работы и нормального заработка, - а по вине государства.

5712

5713 Обычно мы любим ссылаться на Запад. Ну давайте посмотрим: в Западной Европе,

5714 в США платят где-то всего-навсего 8-9 процентов от семейного дохода. Но при

5715 этом обычно умалчивают о второй стороне - о том, что зарплата у них

5716 составляет в пересчёте на рубли от 80 до 120 тысяч рублей в месяц и пенсия -

5717 до 50 тысяч рублей в месяц. Если посчитать доходы и процент уплаты за услуги

5718 ЖКХ, то получается, что на Западе платят в семь - десять раз меньше, чем в

5719 России. Мы что, совсем уже свой народ считаем каким-то быдлом? То есть на

5720 него можно без конца нагружать, нагружать, нагружать - он всё вытянет?! Не

5721 вытянет!

5722

5723 И ещё две цифры. Если взять сегодняшнее финансирование, точнее, кредитование

5724 строительства жилья, нам потребуется, чтобы удовлетворить всех нуждающихся

5725 жильём, двести двадцать шесть лет. Скажите, коллеги, кто столько проживёт?

5726 Аварийный фонд, о котором мы говорим на каждом заседании... Если взять то,

5727 сколько мы сегодня выделяем из бюджета на переселение из аварийного и ветхого

5728 фонда, то это сто пятьдесят пять лет. Ну кто же доживёт до такого счастливого

5729 момента - переселиться из аварийного, ветхого жилья в нормальное? Поэтому

5730 тысячу раз наша фракция уже говорила, наверное, лет двадцать: максимум, что

5731 может заплатить семья, - это 10 процентов. Причём это не вся задача.

5732

5733 Второе, и мы на этом тоже настаиваем: государство обязано вернуться полностью

5734 в сферу ЖКХ, а не перекладывать задачи на каких-то авантюристов-посредников,

5735 которые сегодня обирают население в ценах на услуги ЖКХ даже больше, чем

5736 обирало до этого государство. Без возврата государства в сферу ЖКХ данной

5737 проблемы мы не решим. А законопроекты, конечно, будем поддерживать.

5738

5739 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что... А, ещё депутат Шеин.

5740

5741 ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, хотелось бы сделать для начала две небольшие

5742 ремарки, а потом выступить по сути обсуждаемой темы. Во-первых, мне кажется,

5743 очень важно отметить, что мы рассматриваем параллельно два закона, и,

5744 учитывая, что у нас самая ответственная партия на этом континенте обладает

5745 большинством во всех региональных парламентах, включая и Законодательное

5746 Собрание Санкт-Петербурга, очевидно, что инициатива санкт-петербургского

5747 Заксобрания не могла пройти мимо "ЕДИНОЙ РОССИИ", поэтому те упрёки, которые

5748 прозвучали, - в безответственности, в слабой компетентности, в популизме, -

5749 мне кажется, должны либо быть взяты назад, либо повлечь за собой исключение

5750 членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" санкт-петербургского Заксобрания из состава

5751 этой славной партии. Это логично: либо одно действие предпринять, либо

5752 второе.

5753

5754 Далее. Я действительно хочу отметить, что благодаря вот той полемике, которая

5755 была, в том числе и с этой трибуны, удалось скорректировать тот текст

5756 большого закона по ЖКХ, о котором говорил докладчик от комитета. Это пример

5757 того, что дискуссия в Думе бывает небесполезной и подчас влечёт за собою

5758 определённого рода позитивные результаты. Надеюсь, что они не будут

5759 ревизованы.

5760

5761 Теперь по сути. Во-первых, надо отметить, что, конечно, существующий рост

5762 коммунальных тарифов являет собою угрозу для стабильности и безопасности в

5763 стране, потому что формирует крайне конфликтно-напряжённую среду. Ссылки на

5764 то, что столь много денег платят европейцы, не вполне корректны, потому что в

5765 25 процентов там входят и ипотечные кредиты, и наём жилья, то есть

5766 непосредственно плата за наём квартиры хозяину квартиры, домохозяину. Но я

5767 хочу отметить, что есть резон в сказанном об аппетитах коммунальных компаний.

5768 Однако эти аппетиты были полностью освобождены в этом зале. В мае прошлого

5769 года был принят федеральный закон, по которому тепловые компании могут теперь

5770 сами себе утверждать тариф для населения на теплоэнергию, то есть на плату за

5771 горячую воду и за отопление, - Госдума, точнее, одна всем известная самая

5772 ответственная фракция такое решение приняла. И действительно, сегодня плата

5773 за гигакалорию по закону, по правилам в любом городе, где существуют газовые

5774 сети, уже может не регулироваться государством.

5775

5776 Мы, кстати, это уже наблюдаем по электроэнергии. Заметим: с 1 января текущего

5777 года плата за электроэнергию нашими сетевиками может устанавливаться на

5778 свободном рынке пока для юридических лиц. Это ещё не касается граждан, но мы

5779 понимаем, что граждане - следующие, на очереди. Так вот, для юридических лиц

5780 плата за киловатт-час с 1 января текущего года выросла не на инфляционные,

5781 как нам заявляют, 7-8 процентов, даже не на пятнадцать, а на 25-30 процентов.

5782 Вот в моей Астраханской области - на 47 процентов. И решение о таком

5783 регулировании (в кавычках) тарифов на услуги коммунальных монополий - а

5784 фактически о праве коммунальных компаний самостоятельно устанавливать размер

5785 платы за киловатт-час - было принято в этом зале, и принято одной фракций, а

5786 не какими-то ещё.

5787

5788 Поэтому что необходимо сделать? Конечно, необходимо принимать законы, и мы

5789 считаем очень достойным, что наша фракция сегодня выступает с такой

5790 инициативой - по установлению неких планок для населения, но при этом

5791 необходимо отменить те решения безалаберные, которые были приняты в этом

5792 зале, необходимо изменить текст закона "О теплоснабжении" и вернуть обратно

5793 полное госрегулирование по теплоснабжению, по тарифам, изменить 19-ю статью

5794 этого закона. Необходимо отнять право у электрических компаний самостоятельно

5795 устанавливать тарифы на электроэнергию, которое было принято в этом зале.

5796

5797 Больше того, необходимо вернуть обратно в госсобственность те коммунальные

5798 монополии, которые были переданы. Кстати говоря, это происходит во всем мире.

5799 В Южной Африке возвращают водопроводные сети, в Латинской Америке возвращают.

5800 В Западной Германии в ста городах, включая крупные типа Франкфурта-на-Майне,

5801 Дюссельдорфа, в отношении водопроводных сетей, водопроводных компаний,

5802 которые были раньше переданы в частные руки, сегодня принимаются решения о

5803 выкупе или об ином изъятии обратно в государственную собственность. Да, немцы

5804 выкупают. У нас есть другой не менее достойный опыт - вот товарищ

5805 Ходорковский с ним ознакомился очень детально, - как то, что было отдано

5806 неправильно, потом обратно правильно вернуть. Поэтому наша точка зрения

5807 заключается в том, чтобы восстановить государственный контроль. Там, где

5808 может работать рынок: вывоз мусора, ремонт домов, лифтовые фирмы, - конечно,

5809 пусть работает рынок, без каких бы то ни было СРО, без попыток загнать всех

5810 обратно в жэко?