Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 74017-5 О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

в первом чтении
14.01.2009

Номер законопроекта:74017-5
Комментарий законопроекта:об усилении ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе
Дата внесения законопроекта в ГД:20.06.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/74017-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по охране здоровья
Дата изменения статуса/фазы:14.01.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1577-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Государственная Дума Томской области
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №74017-5 О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

об усилении ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Дата заседания 14.01.2009, номер заседания 66, строк в стенограмме 6111

О проекте федерального закона № 74017-5 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2663 Пункт 17. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16

2664 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Есть

2665 письменное обращение Государственной Думы Томской области с просьбой

2666 рассмотреть законопроект без участия своего представителя. А докладчик,

2667 вернее, содокладчик от комитета тот же - Александр Петрович Москалец.

2668

2669 Пожалуйста, Александр Петрович.

2670

2671 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В связи с

2672 отсутствием докладчика, полагаю, наиболее понятным рассматриваемый вопрос

2673 будет, если мы начнём его рассмотрение с мотива и обоснования авторами своего

2674 предложения об усилении ответственности за нарушения в области правил продажи

2675 того, что можно назвать алкоголем. Сама суть законопроекта достаточно проста:

2676 увеличить в несколько раз штраф, налагаемый в административном порядке.

2677 Авторы полагают, как указано в пояснительной записке, что увеличение размера

2678 административных штрафов приведёт к оздоровлению морально-нравственной

2679 обстановки, улучшению правопорядка в стране. Сразу приступаю к разбору вот

2680 этого предложения. Что тут нужно отметить? Полагаю, вы, уважаемые коллеги,

2681 согласитесь, что в таком варианте предложения, кроме вреда формированию

2682 отношений между обществом и государством, ничего другого не дадут. При таких

2683 подходах, кроме озлобленности и отторжения власти, достигнуть практически

2684 ничего невозможно, особенно если даже справедливости, как и логики, тут не

2685 усматривается.

2686

2687 Кроме того, прошу обратить внимание на то, что предлагаемые размеры штрафов

2688 по двум частям одной статьи - статьи 14.16 Кодекса об административных

2689 правонарушениях - значительно превышают размеры штрафов по другим частям,

2690 причём этой же статьи, хотя они отличаются более высокой общественной

2691 опасностью. Таким образом, явно нарушается принцип соразмерности наказаний.

2692 Мы же считаем, что необходимость увеличения размеров штрафов в три, в четыре

2693 раза должна быть достаточно серьёзно обоснована, в том числе и данными

2694 правоприменительной практики. А они, конечно, указывают на то обстоятельство,

2695 что существующие в настоящее время санкции препятствуют эффективной

2696 реализации действующих норм. Однако субъектом права законодательной

2697 инициативы такой анализ не проводился, а утверждение в пояснительной записке,

2698 что увеличение размера штрафа приведёт к оздоровлению обстановки, вновь

2699 повторяю, не только недопустимо, а, вообще-то, и вредно.

2700

2701 Комитет-соисполнитель, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, не

2702 поддерживает концепцию законопроекта. С учётом изложенного и наш комитет,

2703 Комитет по конституционному законодательству и государственному

2704 строительству, рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.

2705

2706 Спасибо.

2707

2708 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Александру

2709 Петровичу? Есть вопросы. Так, депутат Коломейцев, депутаты Иванов и Шлегель.

2710 Всё, трое.

2711

2712 Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.

2713

2714 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Петрович, вы, наверное, были не совсем

2715 точны, когда говорили о том, что возникнет конфликт между обществом и

2716 правоохранительной системой. Конфликт между обществом и правонарушителями -

2717 он есть всегда, поэтому, с моей точки зрения, вообще-то, этот закон как раз

2718 хотя бы минимально мог бы воздействовать на алкоголизацию страны со знаком

2719 минус. Вы же, я так понял, против этого?

2720

2721 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, в свою очередь должен отметить,

2722 что вы не совсем внимательно слушали меня. О конфликте между обществом и

2723 правоохранительной системой я вообще не говорил, таких слов не произносил. Я

2724 говорил о возможном напряжении в отношениях между обществом и государством, а

2725 это разные вещи.

2726

2727 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.

2728

2729 ИВАНОВ С. В. Александр Петрович, уважаемый, я, честно говоря, не очень

2730 понимаю логику. Ну и что в этом плохого, если за нарушение правил торговли,

2731 допустим, когда продаются несовершеннолетним эти напитки, будет ужесточено

2732 наказание? Неужели кто-то пойдёт и будет говорить: "Какое у нас нехорошее

2733 государство - оно штрафует тётю из ларька, которая моему сыну продала банку

2734 пива и пачку сигарет!"?

2735

2736 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, если мы возьмём действующий

2737 Кодекс об административных правонарушениях и посмотрим те части статьи 14.16,

2738 о которых говорят авторы законопроекта, то что получается? Здесь

2739 предусмотрено наказание для должностных лиц от 3 до 4 тысяч рублей с

2740 конфискацией алкогольной продукции, а для юридических лиц от 30 до 40 тысяч

2741 рублей, тоже с конфискацией продукции. Что, разве этого мало? Ну если мало,

2742 тогда докажите, почему этого мало, почему это не срабатывает: или же практика

2743 пошла такая, что минимальные наказания назначают, или какие-то другие

2744 придумывают ситуации и не используют вот эти санкции? Ну смотрите, если

2745 сегодня несовершеннолетнему, как вы говорите, продали незаконно одну бутылку

2746 пива, то что, наказание в 3-4 тысячи рублей с конфискацией - разве это мало?

2747 А для юридических лиц штраф до 40 тысяч рублей - разве это мало? Нет,

2748 конечно. А ужесточать вот так, безмотивно, нельзя. Я думаю, мы все должны с

2749 этим согласиться.

2750

2751 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шлегель Роберт Александрович.

2752

2753 ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2754

2755 Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Петрович! Вот сейчас этот законопроект

2756 наших томских коллег будет отклонён скорее всего. Вопрос такой. У нас 60

2757 процентов несовершеннолетних, в том числе в возрасте от тринадцати до

2758 пятнадцати лет, потребляют алкоголь, 88 процентов из них курят. Кто-то ведь

2759 им этот алкоголь продаёт, и сигареты тоже. Вы говорите о том, что повышение

2760 штрафов неэффективно и что, если эти штрафы повысить, всё равно ничего не

2761 изменится. Следовательно, есть какой-то другой эффективный механизм? Проблема

2762 стоит очень серьёзно. Может быть, вы скажете тогда, что ещё можно

2763 предпринять, чтобы изменить ситуацию и эту проблему каким-то образом начать

2764 решать?

2765

2766 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Роберт Александрович, мы сегодня говорим лишь об

2767 одной статье Кодекса об административных правонарушениях, о статье 14.16.

2768 Если рассматривать шире этот вопрос, то можно назвать ещё целый ряд статей

2769 этого же кодекса, имеющих отношение к проблеме, которой вы обеспокоены. Кроме

2770 того, есть ведь и гражданское законодательство, Гражданский кодекс, есть ведь

2771 ещё и вопросы лицензирования, возможность отзыва лицензии, дисквалификации.

2772 Уголовный кодекс тоже содержит целый комплекс мер воздействия. У нас же часто

2773 - и вот это, я думаю, как раз тот случай - бывают попытки с мест свести всё к

2774 какой-то одной, точечной ситуации: вот приняли меры, но сверхмаксимальные - и

2775 проблема будет решена. Нет, сегодня уже нужно, я скажу, красиво и

2776 квалифицированно применять всю систему законодательства, а не просто взять,

2777 так сказать, одну какую-то дубинку, пусть и весомую, и пытаться

2778 воздействовать на население. Это будет всё-таки неверно.

2779

2780 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, все вопросы заданы. Есть желающие выступить, две

2781 руки я вижу: от фракции КПРФ и от фракции ЛДПР, два выступления. Пожалуйста,

2782 Коломейцев. Потом Лебедев.

2783

2784 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые товарищи!..

2785

2786 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините.

2787

2788 Три руки, да.

2789

2790 Пожалуйста, теперь Коломейцев.

2791

2792 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Инструментами государства на самом деле являются армия,

2793 спецслужбы, прокуратура и МВД. Это так, для справочки.

2794

2795 Второе. Вы знаете, уровень алкоголизации населения нашей страны настолько

2796 велик... Вот у нас есть Николай Фёдорович, первый заместитель председателя

2797 комитета по здравоохранению, вы возьмите у него справочку. Мы с вами за

2798 девять лет правления Владимира Владимировича увеличили в три с половиной раза

2799 продажу алкогольных напитков и потребляем по 17 литров чистого алкоголя,

2800 включая младенцев и стариков.

2801

2802 Уровень влияния алкогольной мафии показывает то, что Кудрин с Грефом,

2803 потратив кучу денег на специальное оборудование, так и не смогли внедрить

2804 автоматизированную систему учёта алкогольной продукции.

2805

2806 Меня просто раздражают выступления представителей комитетов, которые пытаются

2807 свысока так оценивать инициативы субъектов Российской Федерации. А для них

2808 это крик души, потому что они-то видят нашу бесхребетность и нежелание

2809 заниматься проблемой и пытаются предложением хотя бы локальных мер побудить

2810 нас заниматься этим делом. Поэтому, с моей точки зрения, если у нас есть

2811 группа, которая противодействует антиалкоголизации страны... А я вам напомню,

2812 что Северную и Южную Америку европейцы не могли покорить силой оружия, но,

2813 как только завезли "огненную воду", через три поколения одни - в резервациях,

2814 вторые - на их землях.

2815

2816 С моей точки зрения, с нами происходит то же самое: сегодня идёт массовое

2817 спаивание самого непокорного народа с целью его национального замещения.

2818 Поэтому мы настаиваем на том, чтобы принять этот закон, хотя он, конечно,

2819 мало воздействия окажет, но позволит хотя бы локально повоздействовать на

2820 жуликов, которые цинично продают детям алкоголь и табак.

2821

2822 И вообще мы настаиваем на том, чтобы комитет по экономической политике

2823 наконец-то внёс многократно обещанный закон на эту тему. Мы убеждены, что

2824 назрела пора национализации не только природных ресурсов, но и рынка

2825 алкогольной и табачной продукции, потому что это и есть инструмент

2826 закабаления страны.

2827

2828 Мы будем голосовать за этот закон.

2829

2830 Спасибо.

2831

2832 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть, пожалуйста.

2833

2834 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.

2835

2836 Уважаемый Александр Петрович, не получается красиво применять. Я понимаю вот

2837 это выступление, этот мотив, этот посыл законодателя. Кажется, что всё

2838 сделано, законодательство есть, надо применять, а вот правоприменительная

2839 практика хромает. Я не знаю, почему молчат томские депутаты, но мне, как

2840 соседу, совершенно понятна мотивация внесения законопроекта на эту тему

2841 именно томичами. Дело в том, что именно в Томске есть эти винные, водочные

2842 короли, с которыми государство, используя сегодняшнее законодательство,

2843 справиться не может. Это серьёзная проблема, и не только для Томской области,

2844 но в том числе для нас, для соседей, для Новосибирской области. Поэтому они

2845 выходят с подобным законом. Он кажется смешным, невозможно применять это

2846 точечное какое-то, как вы сказали, направление, чтобы справиться с этой

2847 проблемой, он не решает проблемы, но это проблема, это серьёзная проблема для

2848 Российской Федерации. И я разделяю мнение тех депутатов, которые говорят о

2849 том, что нам надо сегодня обобщить все предложения, все подобные инициативы,

2850 с которыми у нас выходят субъекты, а подобных инициатив довольно много в

2851 последнее время. Давайте обобщим, составим карту Российской Федерации и

2852 посмотрим, что происходит на нашей территории.

2853

2854 И действительно, я согласен с тем, что правомерно ставить сегодня вопрос о

2855 том, что необходимо разрабатывать законодательство, возвращающее госмонополию

2856 на производство и продажу алкогольных напитков. Это кричащая проблема, это

2857 проблема будущего Российской Федерации.

2858

2859 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2860

2861 Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.

2862

2863 ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.

2864

2865 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что фракция

2866 ЛДПР поддержит принятие данного законопроекта, и вот почему.

2867

2868 Мы с вами в этом зале уже неоднократно пытались обсуждать вопрос об усилении

2869 ответственности за нарушение правил продажи алкогольной продукции, но, к

2870 сожалению, как говорится, воз и ныне там.

2871

2872 Да, уважаемый Александр Петрович, действующая статья 14.16 кодекса

2873 предусматривает наказание, но какое? Вы сами сказали, что для должностных лиц

2874 это от 3 до 4 тысяч рублей. Что такое 3-4 тысячи рублей? Во-первых, при

2875 постоянно растущей инфляции эти 3 тысячи рублей с течением времени

2876 превращаются в ничто.

2877

2878 Во-вторых, все мы прекрасно знаем, какие миллионы и миллиарды крутятся в

2879 руках алкогольной мафии и что по сравнению с этими цифрами для них будут

2880 значить 3 тысячи рублей штрафа? Я думаю, что они готовы платить эти штрафы

2881 каждые полчаса, лишь бы их не трогали и разрешили делать то, чем они

2882 занимаются.

2883

2884 В-третьих, употребление спиртной продукции, а также продажа её в неположенных

2885 местах и несовершеннолетним становится настоящей трагедией для всех регионов

2886 Российской Федерации. И наши коллеги из Томской области, я считаю, совершенно

2887 правильно предлагают сделать хотя бы первый шаг в этом направлении, в борьбе

2888 с этим злом - хотя бы увеличить штрафы. Да, можно согласиться, что, может

2889 быть, это не станет серьёзным препятствием на пути тех должностных или

2890 юридических лиц, которые эти правила нарушают, но это будет хотя бы первый

2891 шаг.

2892

2893 В заключении комитета на данный законопроект в основном содержатся два

2894 замечания, в связи с которыми комитет предлагает его отклонить.

2895

2896 Во-первых, говорится о том, что увеличение штрафов, предусмотренных частями 3

2897 и 4 статьи, внесёт диспропорцию в статью в целом. На это хотелось бы

2898 возразить, что статья 14.16 целиком и полностью говорит об административной

2899 ответственности за нарушение правил продажи алкогольной продукции, в связи с

2900 чем я полагаю возможным, если комитет считает, что будет внесена

2901 диспропорция, ко второму чтению изменить и штрафы, предусмотренные в первых

2902 двух частях этой статьи.

2903

2904 Второй аргумент комитета - то, что необходимость увеличения размера штрафов

2905 недостаточно серьёзно обоснована.

2906

2907 Уважаемый Александр Петрович, вопрос к вам, как к представителю комитета на

2908 этом заседании. Скажите, пожалуйста: что, когда вопрос ставится о жизни наших

2909 граждан, о жизни наших детей, о жизни людей, это недостаточное обоснование

2910 для того, чтобы увеличить штрафы?

2911

2912 И ещё один пример в доказательство необходимости принятия этого закона. По

2913 линии этого же комитета проходили поправки в кодекс по увеличению размера

2914 штрафов за нарушение правил дорожного движения. В тот момент тоже можно было

2915 говорить о том, что увеличение штрафа за непристёгнутый ремень в пять раз

2916 недостаточно обосновано и внесёт диспропорцию в целом в систему штрафов, но

2917 тем не менее мы пошли на этот шаг, и все мы можем убедиться в том, что

2918 большинство наших граждан стали пользоваться ремнями безопасности и понизился

2919 уровень смертности на дорогах.

2920

2921 Поэтому мы считаем, что предложение наших коллег из Томской области абсолютно

2922 правильное, полностью его поддерживаем и будем голосовать за.

2923

2924 Спасибо.

2925

2926 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, обсуждение состоялось, все высказались. Настаивает

2927 ли на заключительном слове представитель комитета? Нет. Представители

2928 президента, правительства не высказывают желания принять участие в дискуссии.

2929

2930 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

2931 статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных

2932 правонарушениях".

2933

2934 Включите режим голосования.

2935

2936 Покажите результаты.

2937

2938 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 46 сек.)

2939 Проголосовало за 134 чел.29,8%

2940 Проголосовало против 2 чел.0,4%

2941 Воздержалось 0 чел.0,0%

2942 Голосовало 136 чел.

2943 Не голосовало 314 чел.69,8%

2944 Результат: не принято

2945

2946 Отклоняется законопроект.

2947